«Девятка» или «сорок первый» – вечная советская дилемма
Неблагодарное это занятие сравнивать два технически и даже внешне почти одинаковых автомобиля, каждый из которых имеет своих поклонников. Речь идет о вазовской «девятке» и «Москвиче-2141», более известного в народе, как «сорок первый». Обе машины серийно начали выпускаться примерно в одно и то же время, однако их судьбы довольно серьезно различаются. Поэтому попробуем беспристрастно сравнить эти две модели, опираясь на факты.
«Сорок первый» появился раньше своего конкурента на один год, в 1986-м. Это был автомобиль, который резко отличался от своих предшественников буквально всем: внешним видом, приводом, салоном и стоимостью. Последняя была выше, чем у пошедшей в серию годом позже ВАЗ-2109. Разница составляла 10 %. «Москвичу» изначально приготовили место престижной машины.
Справедливости ради надо сказать, что на самых первых порах так оно и было. К тому же еще «сорок первый» не так просто купить: например, в 1987-м ВАЗ выпустил 25 тыс. «девяток», а в 1988-м уже более 101 тысячи.
В то время, как в АЗЛК с конвейера сошли 5344 и 21812 экземпляров соответственно. И то в последнем случае 8740 «Алеко» имел «шестерочный» двигатель ВАЗ (большинство получило мотор УЗАМ на 1,5 л).
«Девятка» постоянно совершенствовалась: к самому концу 80-х обзавелась более мощным движком на 1,5 л (изначально присутствовал мотор на 1300 куб. см). В плане экстерьера машину стали делать с длинным крылом (с коротким авто штамповали до 1994-го), убрав «маску-лыжу» на передней части. Уже через десять лет ВАЗ-2109 стали оснащать двигатель с распределенным впрыском, а салон получил «высокую» центральную консоль-панель. В этом «образе» автомобиль выпускался вплоть до 2004-го, пока не уступил место своей рестайлинговой версии – ВАЗ-2114.
Но и это не все перипетии, случившиеся с модернизацией автомобиля! АвтоЗАЗ, расположенный в соседней стране, из машинокомплектов, поставляемых ВАЗом, тоже производил «девятки».
А в 2007-м начал оснащать их «евросалоном», который устанавливался в «Самара-2». Такую «модернизированную» ВАЗ-2109 завод выпускал аж до 2012 года, т. е. 35 лет с момента запуска в серию.
У «сорок первого» все было не так радужно. И в техническом плане и внешне машина практически не менялась лет десять. Если не считать расточку уфимского мотора до объема 1,7 л. В 1998-м, когда в страну «нагрянул» дефолт, началось производство «Святогора». Автомобиль получил «раскосую» оптику Hella и движок Renault F3R.
В этом виде машина сходила с конвейера до 2001 года, когда завод встал, а потом и закрылся.
Причем последнее время продавали некомплектные машины.
Несмотря на то, что автомобили имеют некоторое внешнее сходство, их дизайн относится к совершенно разным школам. ВАЗ-2109 с угловатыми линиями и плоскими параллелями напоминает итальянский стиль Folded Paper, т. е. «резаная бумага». Внешне «девятка» схожа с Skoda Favorit, Lancia Delta.
Обводы «Москвич-2141» получились более плавными. Однако его внешность явно перекликается с французскими моделями аж середины 70-х: Simka 1308 («Автомобиль года-76») и Talbot Solara (передок).
«Девятка» выглядит более динамично, но ей не хватало «детализации». Вариант с коротким крылом изобилует щелями на передке, а более поздней «Самаре» не хватает целостности образа, что как-то решено в 2114. «Алеко» в этом плане более изящен со своими поворотниками, «заворачивающими» на крыло, накладкой между задними фонарями (у «девятки» там просто металл) и колесными колпаками.
Нельзя не упомянуть и отличную аэродинамику «сорок первого»: благодаря ее продуманности дворник на заднее стекло не нужен! А вспомните ВАЗ-2109? Через пару километров езды в дождь в салонное зеркало видна только «амбразура», которую продирает стеклоочиститель (если работает).
Интересно сравнить дверные ручки моделей. У ВАЗ-2109 это элементы с язычками, позаимствованными у …Porsche 924 (так гласит легенда!). «Москвичевские» ручки требуется тянуть вверх – точно также, как у современного Logan. Недостатки: у «Самары» часто отламывался силуминовый язычок, а у «Алеко» с «открывашек» неистово слезала черная заводская краска.
В салоне – царство пластика. Интерьер этих моделей серьезно отличается от предшественников, где встречался, как, например, в «копейке», и голый металл. Здесь уже формованные детали, «свои» карты дверей, развитая центральная консоль и анатомические кресла с подголовниками. Правда, последние в «сорок первом» вряд ли смогли выполнять свои функции из-за далекого расположения от затылка водителя и пассажира.
«Девяточная» панель более низкая, что придавало ей некоторую «воздушность», да и выглядела привлекательнее «москвичевской». Но вот с приборами получилось как-то скудновато: нет тахометра, указателя давления масла, присутствовавших на ВАЗ-2103-06. У 2141 есть и «счетчик» оборотов двигателя, плюс, эконометр (он был на вазовском «Спутнике»).
В обеих моделях присутствовали явные эргономические просчеты. В «Самару» с удобством мог сесть водитель небольшого роста. Если правильно настроиться по рулю, педали и рычаг коробки окажутся далеко. А если наоборот, придется сильно сгибать локти. Да и переключатель дворников расположен слишком близко к «баранке»: первое время обязательно его задеваешь при активном рулении.
В «Москвиче» тоже неидеально: при высокой посадке крыша нависает над водителем. К тому же она почему-то лишилась ручек, которые есть в «девятке». А самые важные кнопки «сорок первого» неизвестно зачем замаскировали за рулем справа: найти во время движения их можно разве что на ощупь. Зато АЗЛК явно выигрывает в просторе: он длиннее, шире: в ВАЗе задним пассажирам совсем некомфортно. Однако было в интерьерах советских моделей и общее – «пение сверчков»! Пластиковые детали напоминали о себе со всех углов. По словам немецкой газеты Auto Zeitung, эти элементы «жили своей собственной жизнью».
Особого упоминания заслуживает багажный отсек. При складывании задних сидений он существенно увеличивался (у «Москвича» – больше). Но общий минус был и там, и там: при загрузке вещей их нужно поднимать чуть ли не на метр от земли, да еще и переваливать через задний борт.
«Запаска» – тоже не подарок. На ВАЗ-2109, чтобы ее «добыть», нужно разгрузить весь багажник. А на «Москвиче» – проявить чудеса гимнастики, чтобы достать колесо, закрепленное снаружи, и не испачкаться.
Подвеска «сорок первого» гораздо мягче, зато на «девятке» руль «острее», что и неудивительно. От одного края до другого на ВАЗе нужно совершить 3,5, «Москвиче» – 4,6 оборота. Большие колеса АЗЛК размера 165/80 R14 смотрятся гармоничнее и бездорожье на них преодолевать легче. С тормозным путем у обоих автомобилей примерный паритет: с 80 км/ч остановка – через 35-37 м.
По данным издания «За рулем» ВАЗ-21093 набирал «сотку» за 13,5 сек., «Москвич» – за 15,2 с жигулевским мотором и 17,8 – с уфимским.
Так и ездят: хотя, Госпрограмма утилизации выкосила немалое количество «Алеко» и «Самар». Но вторичном рынке цены сильно разняться: еще живую «клумбу» можно купить тысяч за 25-30. Более ухоженные экземпляры оценивают в 100-120 тыс. руб. Ну, а если требуется «капсула времени» в приличном состоянии, придется выложить и 300 тысяч целковых.
Начало
«Сорок первый» появился раньше своего конкурента на один год, в 1986-м. Это был автомобиль, который резко отличался от своих предшественников буквально всем: внешним видом, приводом, салоном и стоимостью. Последняя была выше, чем у пошедшей в серию годом позже ВАЗ-2109. Разница составляла 10 %. «Москвичу» изначально приготовили место престижной машины.
В перспективе АЗЛК собирался выпускать множество модификаций своей новой модели. Фото: YouTube.com
Справедливости ради надо сказать, что на самых первых порах так оно и было. К тому же еще «сорок первый» не так просто купить: например, в 1987-м ВАЗ выпустил 25 тыс. «девяток», а в 1988-м уже более 101 тысячи.
Первые «Самары» имели короткое крыло и «маску» на передке. Фото: YouTube.com
В то время, как в АЗЛК с конвейера сошли 5344 и 21812 экземпляров соответственно. И то в последнем случае 8740 «Алеко» имел «шестерочный» двигатель ВАЗ (большинство получило мотор УЗАМ на 1,5 л).
Всего ВАЗ выпустил более 1,5 млн. «девяток», АЗЛК – 612 тыс. 030 единиц модели.
Модернизации
«Девятка» постоянно совершенствовалась: к самому концу 80-х обзавелась более мощным движком на 1,5 л (изначально присутствовал мотор на 1300 куб. см). В плане экстерьера машину стали делать с длинным крылом (с коротким авто штамповали до 1994-го), убрав «маску-лыжу» на передней части. Уже через десять лет ВАЗ-2109 стали оснащать двигатель с распределенным впрыском, а салон получил «высокую» центральную консоль-панель. В этом «образе» автомобиль выпускался вплоть до 2004-го, пока не уступил место своей рестайлинговой версии – ВАЗ-2114.
Здесь уже длинное крыло. Фото: YouTube.com
Но и это не все перипетии, случившиеся с модернизацией автомобиля! АвтоЗАЗ, расположенный в соседней стране, из машинокомплектов, поставляемых ВАЗом, тоже производил «девятки».
Европанель от 2114 в «Самару» можно установить и самостоятельно. Фото: YouTube.com
А в 2007-м начал оснащать их «евросалоном», который устанавливался в «Самара-2». Такую «модернизированную» ВАЗ-2109 завод выпускал аж до 2012 года, т. е. 35 лет с момента запуска в серию.
АЗЛК
У «сорок первого» все было не так радужно. И в техническом плане и внешне машина практически не менялась лет десять. Если не считать расточку уфимского мотора до объема 1,7 л. В 1998-м, когда в страну «нагрянул» дефолт, началось производство «Святогора». Автомобиль получил «раскосую» оптику Hella и движок Renault F3R.
С зауженной оптикой «Святогор» выглядел стильнее обычного 2141. Фото: YouTube.com
В этом виде машина сходила с конвейера до 2001 года, когда завод встал, а потом и закрылся.
Цеха АЗЛК в начале 2000-х. Фото: YouTube.com
Причем последнее время продавали некомплектные машины.
Экстерьеры
Несмотря на то, что автомобили имеют некоторое внешнее сходство, их дизайн относится к совершенно разным школам. ВАЗ-2109 с угловатыми линиями и плоскими параллелями напоминает итальянский стиль Folded Paper, т. е. «резаная бумага». Внешне «девятка» схожа с Skoda Favorit, Lancia Delta.
Сходство с Lancia Delta какое-то есть, но не так, чтобы очень. Фото: YouTube.com
Обводы «Москвич-2141» получились более плавными. Однако его внешность явно перекликается с французскими моделями аж середины 70-х: Simka 1308 («Автомобиль года-76») и Talbot Solara (передок).
Впереди и сбоку АЗЛК действительно смахивает на Talbot Solara. Фото: YouTube.com
«Девятка» выглядит более динамично, но ей не хватало «детализации». Вариант с коротким крылом изобилует щелями на передке, а более поздней «Самаре» не хватает целостности образа, что как-то решено в 2114. «Алеко» в этом плане более изящен со своими поворотниками, «заворачивающими» на крыло, накладкой между задними фонарями (у «девятки» там просто металл) и колесными колпаками.
АЗЛК не нуждается в задней щетке стеклоочистителя. Фото: YouTube.com
Нельзя не упомянуть и отличную аэродинамику «сорок первого»: благодаря ее продуманности дворник на заднее стекло не нужен! А вспомните ВАЗ-2109? Через пару километров езды в дождь в салонное зеркало видна только «амбразура», которую продирает стеклоочиститель (если работает).
Porsche 924: вглядитесь в ручки! Фото: YouTube.com
Интересно сравнить дверные ручки моделей. У ВАЗ-2109 это элементы с язычками, позаимствованными у …Porsche 924 (так гласит легенда!). «Москвичевские» ручки требуется тянуть вверх – точно также, как у современного Logan. Недостатки: у «Самары» часто отламывался силуминовый язычок, а у «Алеко» с «открывашек» неистово слезала черная заводская краска.
Что внутри
В салоне – царство пластика. Интерьер этих моделей серьезно отличается от предшественников, где встречался, как, например, в «копейке», и голый металл. Здесь уже формованные детали, «свои» карты дверей, развитая центральная консоль и анатомические кресла с подголовниками. Правда, последние в «сорок первом» вряд ли смогли выполнять свои функции из-за далекого расположения от затылка водителя и пассажира.
«Девяточная» панель более низкая, что придавало ей некоторую «воздушность», да и выглядела привлекательнее «москвичевской». Но вот с приборами получилось как-то скудновато: нет тахометра, указателя давления масла, присутствовавших на ВАЗ-2103-06. У 2141 есть и «счетчик» оборотов двигателя, плюс, эконометр (он был на вазовском «Спутнике»).
В АЗЛК предусмотрен тахометр. Фото: YouTube.com
В обеих моделях присутствовали явные эргономические просчеты. В «Самару» с удобством мог сесть водитель небольшого роста. Если правильно настроиться по рулю, педали и рычаг коробки окажутся далеко. А если наоборот, придется сильно сгибать локти. Да и переключатель дворников расположен слишком близко к «баранке»: первое время обязательно его задеваешь при активном рулении.
Сзади в 2109 явно тесновато. Фото: YouTube.com
В «Москвиче» тоже неидеально: при высокой посадке крыша нависает над водителем. К тому же она почему-то лишилась ручек, которые есть в «девятке». А самые важные кнопки «сорок первого» неизвестно зачем замаскировали за рулем справа: найти во время движения их можно разве что на ощупь. Зато АЗЛК явно выигрывает в просторе: он длиннее, шире: в ВАЗе задним пассажирам совсем некомфортно. Однако было в интерьерах советских моделей и общее – «пение сверчков»! Пластиковые детали напоминали о себе со всех углов. По словам немецкой газеты Auto Zeitung, эти элементы «жили своей собственной жизнью».
В АЗЛК сзади просторнее. Фото: YouTube.com
Особого упоминания заслуживает багажный отсек. При складывании задних сидений он существенно увеличивался (у «Москвича» – больше). Но общий минус был и там, и там: при загрузке вещей их нужно поднимать чуть ли не на метр от земли, да еще и переваливать через задний борт.
Запасное колесо в «девятке» – под содержимым багажника. Фото: YouTube.com
«Запаска» – тоже не подарок. На ВАЗ-2109, чтобы ее «добыть», нужно разгрузить весь багажник. А на «Москвиче» – проявить чудеса гимнастики, чтобы достать колесо, закрепленное снаружи, и не испачкаться.
Техническая сторона
Подвеска «сорок первого» гораздо мягче, зато на «девятке» руль «острее», что и неудивительно. От одного края до другого на ВАЗе нужно совершить 3,5, «Москвиче» – 4,6 оборота. Большие колеса АЗЛК размера 165/80 R14 смотрятся гармоничнее и бездорожье на них преодолевать легче. С тормозным путем у обоих автомобилей примерный паритет: с 80 км/ч остановка – через 35-37 м.
На переднеприводном АЗЛК движок располагался вдоль кузова. Фото: YouTube.com
По данным издания «За рулем» ВАЗ-21093 набирал «сотку» за 13,5 сек., «Москвич» – за 15,2 с жигулевским мотором и 17,8 – с уфимским.
А если ездить на них сегодня?
Так и ездят: хотя, Госпрограмма утилизации выкосила немалое количество «Алеко» и «Самар». Но вторичном рынке цены сильно разняться: еще живую «клумбу» можно купить тысяч за 25-30. Более ухоженные экземпляры оценивают в 100-120 тыс. руб. Ну, а если требуется «капсула времени» в приличном состоянии, придется выложить и 300 тысяч целковых.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...