«Девятка» или «сорок первый» – вечная советская дилемма
Неблагодарное это занятие сравнивать два технически и даже внешне почти одинаковых автомобиля, каждый из которых имеет своих поклонников. Речь идет о вазовской «девятке» и «Москвиче-2141», более известного в народе, как «сорок первый». Обе машины серийно начали выпускаться примерно в одно и то же время, однако их судьбы довольно серьезно различаются. Поэтому попробуем беспристрастно сравнить эти две модели, опираясь на факты.
«Сорок первый» появился раньше своего конкурента на один год, в 1986-м. Это был автомобиль, который резко отличался от своих предшественников буквально всем: внешним видом, приводом, салоном и стоимостью. Последняя была выше, чем у пошедшей в серию годом позже ВАЗ-2109. Разница составляла 10 %. «Москвичу» изначально приготовили место престижной машины.
Справедливости ради надо сказать, что на самых первых порах так оно и было. К тому же еще «сорок первый» не так просто купить: например, в 1987-м ВАЗ выпустил 25 тыс. «девяток», а в 1988-м уже более 101 тысячи.
В то время, как в АЗЛК с конвейера сошли 5344 и 21812 экземпляров соответственно. И то в последнем случае 8740 «Алеко» имел «шестерочный» двигатель ВАЗ (большинство получило мотор УЗАМ на 1,5 л).
«Девятка» постоянно совершенствовалась: к самому концу 80-х обзавелась более мощным движком на 1,5 л (изначально присутствовал мотор на 1300 куб. см). В плане экстерьера машину стали делать с длинным крылом (с коротким авто штамповали до 1994-го), убрав «маску-лыжу» на передней части. Уже через десять лет ВАЗ-2109 стали оснащать двигатель с распределенным впрыском, а салон получил «высокую» центральную консоль-панель. В этом «образе» автомобиль выпускался вплоть до 2004-го, пока не уступил место своей рестайлинговой версии – ВАЗ-2114.
Но и это не все перипетии, случившиеся с модернизацией автомобиля! АвтоЗАЗ, расположенный в соседней стране, из машинокомплектов, поставляемых ВАЗом, тоже производил «девятки».
А в 2007-м начал оснащать их «евросалоном», который устанавливался в «Самара-2». Такую «модернизированную» ВАЗ-2109 завод выпускал аж до 2012 года, т. е. 35 лет с момента запуска в серию.
У «сорок первого» все было не так радужно. И в техническом плане и внешне машина практически не менялась лет десять. Если не считать расточку уфимского мотора до объема 1,7 л. В 1998-м, когда в страну «нагрянул» дефолт, началось производство «Святогора». Автомобиль получил «раскосую» оптику Hella и движок Renault F3R.
В этом виде машина сходила с конвейера до 2001 года, когда завод встал, а потом и закрылся.
Причем последнее время продавали некомплектные машины.
Несмотря на то, что автомобили имеют некоторое внешнее сходство, их дизайн относится к совершенно разным школам. ВАЗ-2109 с угловатыми линиями и плоскими параллелями напоминает итальянский стиль Folded Paper, т. е. «резаная бумага». Внешне «девятка» схожа с Skoda Favorit, Lancia Delta.
Обводы «Москвич-2141» получились более плавными. Однако его внешность явно перекликается с французскими моделями аж середины 70-х: Simka 1308 («Автомобиль года-76») и Talbot Solara (передок).
«Девятка» выглядит более динамично, но ей не хватало «детализации». Вариант с коротким крылом изобилует щелями на передке, а более поздней «Самаре» не хватает целостности образа, что как-то решено в 2114. «Алеко» в этом плане более изящен со своими поворотниками, «заворачивающими» на крыло, накладкой между задними фонарями (у «девятки» там просто металл) и колесными колпаками.
Нельзя не упомянуть и отличную аэродинамику «сорок первого»: благодаря ее продуманности дворник на заднее стекло не нужен! А вспомните ВАЗ-2109? Через пару километров езды в дождь в салонное зеркало видна только «амбразура», которую продирает стеклоочиститель (если работает).
Интересно сравнить дверные ручки моделей. У ВАЗ-2109 это элементы с язычками, позаимствованными у …Porsche 924 (так гласит легенда!). «Москвичевские» ручки требуется тянуть вверх – точно также, как у современного Logan. Недостатки: у «Самары» часто отламывался силуминовый язычок, а у «Алеко» с «открывашек» неистово слезала черная заводская краска.
В салоне – царство пластика. Интерьер этих моделей серьезно отличается от предшественников, где встречался, как, например, в «копейке», и голый металл. Здесь уже формованные детали, «свои» карты дверей, развитая центральная консоль и анатомические кресла с подголовниками. Правда, последние в «сорок первом» вряд ли смогли выполнять свои функции из-за далекого расположения от затылка водителя и пассажира.
«Девяточная» панель более низкая, что придавало ей некоторую «воздушность», да и выглядела привлекательнее «москвичевской». Но вот с приборами получилось как-то скудновато: нет тахометра, указателя давления масла, присутствовавших на ВАЗ-2103-06. У 2141 есть и «счетчик» оборотов двигателя, плюс, эконометр (он был на вазовском «Спутнике»).
В обеих моделях присутствовали явные эргономические просчеты. В «Самару» с удобством мог сесть водитель небольшого роста. Если правильно настроиться по рулю, педали и рычаг коробки окажутся далеко. А если наоборот, придется сильно сгибать локти. Да и переключатель дворников расположен слишком близко к «баранке»: первое время обязательно его задеваешь при активном рулении.
В «Москвиче» тоже неидеально: при высокой посадке крыша нависает над водителем. К тому же она почему-то лишилась ручек, которые есть в «девятке». А самые важные кнопки «сорок первого» неизвестно зачем замаскировали за рулем справа: найти во время движения их можно разве что на ощупь. Зато АЗЛК явно выигрывает в просторе: он длиннее, шире: в ВАЗе задним пассажирам совсем некомфортно. Однако было в интерьерах советских моделей и общее – «пение сверчков»! Пластиковые детали напоминали о себе со всех углов. По словам немецкой газеты Auto Zeitung, эти элементы «жили своей собственной жизнью».
Особого упоминания заслуживает багажный отсек. При складывании задних сидений он существенно увеличивался (у «Москвича» – больше). Но общий минус был и там, и там: при загрузке вещей их нужно поднимать чуть ли не на метр от земли, да еще и переваливать через задний борт.
«Запаска» – тоже не подарок. На ВАЗ-2109, чтобы ее «добыть», нужно разгрузить весь багажник. А на «Москвиче» – проявить чудеса гимнастики, чтобы достать колесо, закрепленное снаружи, и не испачкаться.
Подвеска «сорок первого» гораздо мягче, зато на «девятке» руль «острее», что и неудивительно. От одного края до другого на ВАЗе нужно совершить 3,5, «Москвиче» – 4,6 оборота. Большие колеса АЗЛК размера 165/80 R14 смотрятся гармоничнее и бездорожье на них преодолевать легче. С тормозным путем у обоих автомобилей примерный паритет: с 80 км/ч остановка – через 35-37 м.
По данным издания «За рулем» ВАЗ-21093 набирал «сотку» за 13,5 сек., «Москвич» – за 15,2 с жигулевским мотором и 17,8 – с уфимским.
Так и ездят: хотя, Госпрограмма утилизации выкосила немалое количество «Алеко» и «Самар». Но вторичном рынке цены сильно разняться: еще живую «клумбу» можно купить тысяч за 25-30. Более ухоженные экземпляры оценивают в 100-120 тыс. руб. Ну, а если требуется «капсула времени» в приличном состоянии, придется выложить и 300 тысяч целковых.
Начало
«Сорок первый» появился раньше своего конкурента на один год, в 1986-м. Это был автомобиль, который резко отличался от своих предшественников буквально всем: внешним видом, приводом, салоном и стоимостью. Последняя была выше, чем у пошедшей в серию годом позже ВАЗ-2109. Разница составляла 10 %. «Москвичу» изначально приготовили место престижной машины.
В перспективе АЗЛК собирался выпускать множество модификаций своей новой модели. Фото: YouTube.com
Справедливости ради надо сказать, что на самых первых порах так оно и было. К тому же еще «сорок первый» не так просто купить: например, в 1987-м ВАЗ выпустил 25 тыс. «девяток», а в 1988-м уже более 101 тысячи.
Первые «Самары» имели короткое крыло и «маску» на передке. Фото: YouTube.com
В то время, как в АЗЛК с конвейера сошли 5344 и 21812 экземпляров соответственно. И то в последнем случае 8740 «Алеко» имел «шестерочный» двигатель ВАЗ (большинство получило мотор УЗАМ на 1,5 л).
Всего ВАЗ выпустил более 1,5 млн. «девяток», АЗЛК – 612 тыс. 030 единиц модели.
Модернизации
«Девятка» постоянно совершенствовалась: к самому концу 80-х обзавелась более мощным движком на 1,5 л (изначально присутствовал мотор на 1300 куб. см). В плане экстерьера машину стали делать с длинным крылом (с коротким авто штамповали до 1994-го), убрав «маску-лыжу» на передней части. Уже через десять лет ВАЗ-2109 стали оснащать двигатель с распределенным впрыском, а салон получил «высокую» центральную консоль-панель. В этом «образе» автомобиль выпускался вплоть до 2004-го, пока не уступил место своей рестайлинговой версии – ВАЗ-2114.
Здесь уже длинное крыло. Фото: YouTube.com
Но и это не все перипетии, случившиеся с модернизацией автомобиля! АвтоЗАЗ, расположенный в соседней стране, из машинокомплектов, поставляемых ВАЗом, тоже производил «девятки».
Европанель от 2114 в «Самару» можно установить и самостоятельно. Фото: YouTube.com
А в 2007-м начал оснащать их «евросалоном», который устанавливался в «Самара-2». Такую «модернизированную» ВАЗ-2109 завод выпускал аж до 2012 года, т. е. 35 лет с момента запуска в серию.
АЗЛК
У «сорок первого» все было не так радужно. И в техническом плане и внешне машина практически не менялась лет десять. Если не считать расточку уфимского мотора до объема 1,7 л. В 1998-м, когда в страну «нагрянул» дефолт, началось производство «Святогора». Автомобиль получил «раскосую» оптику Hella и движок Renault F3R.
С зауженной оптикой «Святогор» выглядел стильнее обычного 2141. Фото: YouTube.com
В этом виде машина сходила с конвейера до 2001 года, когда завод встал, а потом и закрылся.
Цеха АЗЛК в начале 2000-х. Фото: YouTube.com
Причем последнее время продавали некомплектные машины.
Экстерьеры
Несмотря на то, что автомобили имеют некоторое внешнее сходство, их дизайн относится к совершенно разным школам. ВАЗ-2109 с угловатыми линиями и плоскими параллелями напоминает итальянский стиль Folded Paper, т. е. «резаная бумага». Внешне «девятка» схожа с Skoda Favorit, Lancia Delta.
Сходство с Lancia Delta какое-то есть, но не так, чтобы очень. Фото: YouTube.com
Обводы «Москвич-2141» получились более плавными. Однако его внешность явно перекликается с французскими моделями аж середины 70-х: Simka 1308 («Автомобиль года-76») и Talbot Solara (передок).
Впереди и сбоку АЗЛК действительно смахивает на Talbot Solara. Фото: YouTube.com
«Девятка» выглядит более динамично, но ей не хватало «детализации». Вариант с коротким крылом изобилует щелями на передке, а более поздней «Самаре» не хватает целостности образа, что как-то решено в 2114. «Алеко» в этом плане более изящен со своими поворотниками, «заворачивающими» на крыло, накладкой между задними фонарями (у «девятки» там просто металл) и колесными колпаками.
АЗЛК не нуждается в задней щетке стеклоочистителя. Фото: YouTube.com
Нельзя не упомянуть и отличную аэродинамику «сорок первого»: благодаря ее продуманности дворник на заднее стекло не нужен! А вспомните ВАЗ-2109? Через пару километров езды в дождь в салонное зеркало видна только «амбразура», которую продирает стеклоочиститель (если работает).
Porsche 924: вглядитесь в ручки! Фото: YouTube.com
Интересно сравнить дверные ручки моделей. У ВАЗ-2109 это элементы с язычками, позаимствованными у …Porsche 924 (так гласит легенда!). «Москвичевские» ручки требуется тянуть вверх – точно также, как у современного Logan. Недостатки: у «Самары» часто отламывался силуминовый язычок, а у «Алеко» с «открывашек» неистово слезала черная заводская краска.
Что внутри
В салоне – царство пластика. Интерьер этих моделей серьезно отличается от предшественников, где встречался, как, например, в «копейке», и голый металл. Здесь уже формованные детали, «свои» карты дверей, развитая центральная консоль и анатомические кресла с подголовниками. Правда, последние в «сорок первом» вряд ли смогли выполнять свои функции из-за далекого расположения от затылка водителя и пассажира.
«Девяточная» панель более низкая, что придавало ей некоторую «воздушность», да и выглядела привлекательнее «москвичевской». Но вот с приборами получилось как-то скудновато: нет тахометра, указателя давления масла, присутствовавших на ВАЗ-2103-06. У 2141 есть и «счетчик» оборотов двигателя, плюс, эконометр (он был на вазовском «Спутнике»).
В АЗЛК предусмотрен тахометр. Фото: YouTube.com
В обеих моделях присутствовали явные эргономические просчеты. В «Самару» с удобством мог сесть водитель небольшого роста. Если правильно настроиться по рулю, педали и рычаг коробки окажутся далеко. А если наоборот, придется сильно сгибать локти. Да и переключатель дворников расположен слишком близко к «баранке»: первое время обязательно его задеваешь при активном рулении.
Сзади в 2109 явно тесновато. Фото: YouTube.com
В «Москвиче» тоже неидеально: при высокой посадке крыша нависает над водителем. К тому же она почему-то лишилась ручек, которые есть в «девятке». А самые важные кнопки «сорок первого» неизвестно зачем замаскировали за рулем справа: найти во время движения их можно разве что на ощупь. Зато АЗЛК явно выигрывает в просторе: он длиннее, шире: в ВАЗе задним пассажирам совсем некомфортно. Однако было в интерьерах советских моделей и общее – «пение сверчков»! Пластиковые детали напоминали о себе со всех углов. По словам немецкой газеты Auto Zeitung, эти элементы «жили своей собственной жизнью».
В АЗЛК сзади просторнее. Фото: YouTube.com
Особого упоминания заслуживает багажный отсек. При складывании задних сидений он существенно увеличивался (у «Москвича» – больше). Но общий минус был и там, и там: при загрузке вещей их нужно поднимать чуть ли не на метр от земли, да еще и переваливать через задний борт.
Запасное колесо в «девятке» – под содержимым багажника. Фото: YouTube.com
«Запаска» – тоже не подарок. На ВАЗ-2109, чтобы ее «добыть», нужно разгрузить весь багажник. А на «Москвиче» – проявить чудеса гимнастики, чтобы достать колесо, закрепленное снаружи, и не испачкаться.
Техническая сторона
Подвеска «сорок первого» гораздо мягче, зато на «девятке» руль «острее», что и неудивительно. От одного края до другого на ВАЗе нужно совершить 3,5, «Москвиче» – 4,6 оборота. Большие колеса АЗЛК размера 165/80 R14 смотрятся гармоничнее и бездорожье на них преодолевать легче. С тормозным путем у обоих автомобилей примерный паритет: с 80 км/ч остановка – через 35-37 м.
На переднеприводном АЗЛК движок располагался вдоль кузова. Фото: YouTube.com
По данным издания «За рулем» ВАЗ-21093 набирал «сотку» за 13,5 сек., «Москвич» – за 15,2 с жигулевским мотором и 17,8 – с уфимским.
А если ездить на них сегодня?
Так и ездят: хотя, Госпрограмма утилизации выкосила немалое количество «Алеко» и «Самар». Но вторичном рынке цены сильно разняться: еще живую «клумбу» можно купить тысяч за 25-30. Более ухоженные экземпляры оценивают в 100-120 тыс. руб. Ну, а если требуется «капсула времени» в приличном состоянии, придется выложить и 300 тысяч целковых.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...