
«Девятка» или «сорок первый» – вечная советская дилемма
Неблагодарное это занятие сравнивать два технически и даже внешне почти одинаковых автомобиля, каждый из которых имеет своих поклонников. Речь идет о вазовской «девятке» и «Москвиче-2141», более известного в народе, как «сорок первый». Обе машины серийно начали выпускаться примерно в одно и то же время, однако их судьбы довольно серьезно различаются. Поэтому попробуем беспристрастно сравнить эти две модели, опираясь на факты.
«Сорок первый» появился раньше своего конкурента на один год, в 1986-м. Это был автомобиль, который резко отличался от своих предшественников буквально всем: внешним видом, приводом, салоном и стоимостью. Последняя была выше, чем у пошедшей в серию годом позже ВАЗ-2109. Разница составляла 10 %. «Москвичу» изначально приготовили место престижной машины.
В перспективе АЗЛК собирался выпускать множество модификаций своей новой модели. Фото: YouTube.com
Справедливости ради надо сказать, что на самых первых порах так оно и было. К тому же еще «сорок первый» не так просто купить: например, в 1987-м ВАЗ выпустил 25 тыс. «девяток», а в 1988-м уже более 101 тысячи.
Первые «Самары» имели короткое крыло и «маску» на передке. Фото: YouTube.com
В то время, как в АЗЛК с конвейера сошли 5344 и 21812 экземпляров соответственно. И то в последнем случае 8740 «Алеко» имел «шестерочный» двигатель ВАЗ (большинство получило мотор УЗАМ на 1,5 л).
«Девятка» постоянно совершенствовалась: к самому концу 80-х обзавелась более мощным движком на 1,5 л (изначально присутствовал мотор на 1300 куб. см). В плане экстерьера машину стали делать с длинным крылом (с коротким авто штамповали до 1994-го), убрав «маску-лыжу» на передней части. Уже через десять лет ВАЗ-2109 стали оснащать двигатель с распределенным впрыском, а салон получил «высокую» центральную консоль-панель. В этом «образе» автомобиль выпускался вплоть до 2004-го, пока не уступил место своей рестайлинговой версии – ВАЗ-2114.
Здесь уже длинное крыло. Фото: YouTube.com
Но и это не все перипетии, случившиеся с модернизацией автомобиля! АвтоЗАЗ, расположенный в соседней стране, из машинокомплектов, поставляемых ВАЗом, тоже производил «девятки».
Европанель от 2114 в «Самару» можно установить и самостоятельно. Фото: YouTube.com
А в 2007-м начал оснащать их «евросалоном», который устанавливался в «Самара-2». Такую «модернизированную» ВАЗ-2109 завод выпускал аж до 2012 года, т. е. 35 лет с момента запуска в серию.
У «сорок первого» все было не так радужно. И в техническом плане и внешне машина практически не менялась лет десять. Если не считать расточку уфимского мотора до объема 1,7 л. В 1998-м, когда в страну «нагрянул» дефолт, началось производство «Святогора». Автомобиль получил «раскосую» оптику Hella и движок Renault F3R.
С зауженной оптикой «Святогор» выглядел стильнее обычного 2141. Фото: YouTube.com
В этом виде машина сходила с конвейера до 2001 года, когда завод встал, а потом и закрылся.
Цеха АЗЛК в начале 2000-х. Фото: YouTube.com
Причем последнее время продавали некомплектные машины.
Несмотря на то, что автомобили имеют некоторое внешнее сходство, их дизайн относится к совершенно разным школам. ВАЗ-2109 с угловатыми линиями и плоскими параллелями напоминает итальянский стиль Folded Paper, т. е. «резаная бумага». Внешне «девятка» схожа с Skoda Favorit, Lancia Delta.
Сходство с Lancia Delta какое-то есть, но не так, чтобы очень. Фото: YouTube.com
Обводы «Москвич-2141» получились более плавными. Однако его внешность явно перекликается с французскими моделями аж середины 70-х: Simka 1308 («Автомобиль года-76») и Talbot Solara (передок).
Впереди и сбоку АЗЛК действительно смахивает на Talbot Solara. Фото: YouTube.com
«Девятка» выглядит более динамично, но ей не хватало «детализации». Вариант с коротким крылом изобилует щелями на передке, а более поздней «Самаре» не хватает целостности образа, что как-то решено в 2114. «Алеко» в этом плане более изящен со своими поворотниками, «заворачивающими» на крыло, накладкой между задними фонарями (у «девятки» там просто металл) и колесными колпаками.
АЗЛК не нуждается в задней щетке стеклоочистителя. Фото: YouTube.com
Нельзя не упомянуть и отличную аэродинамику «сорок первого»: благодаря ее продуманности дворник на заднее стекло не нужен! А вспомните ВАЗ-2109? Через пару километров езды в дождь в салонное зеркало видна только «амбразура», которую продирает стеклоочиститель (если работает).
Porsche 924: вглядитесь в ручки! Фото: YouTube.com
Интересно сравнить дверные ручки моделей. У ВАЗ-2109 это элементы с язычками, позаимствованными у …Porsche 924 (так гласит легенда!). «Москвичевские» ручки требуется тянуть вверх – точно также, как у современного Logan. Недостатки: у «Самары» часто отламывался силуминовый язычок, а у «Алеко» с «открывашек» неистово слезала черная заводская краска.
В салоне – царство пластика. Интерьер этих моделей серьезно отличается от предшественников, где встречался, как, например, в «копейке», и голый металл. Здесь уже формованные детали, «свои» карты дверей, развитая центральная консоль и анатомические кресла с подголовниками. Правда, последние в «сорок первом» вряд ли смогли выполнять свои функции из-за далекого расположения от затылка водителя и пассажира.
«Девяточная» панель более низкая, что придавало ей некоторую «воздушность», да и выглядела привлекательнее «москвичевской». Но вот с приборами получилось как-то скудновато: нет тахометра, указателя давления масла, присутствовавших на ВАЗ-2103-06. У 2141 есть и «счетчик» оборотов двигателя, плюс, эконометр (он был на вазовском «Спутнике»).
В АЗЛК предусмотрен тахометр. Фото: YouTube.com
В обеих моделях присутствовали явные эргономические просчеты. В «Самару» с удобством мог сесть водитель небольшого роста. Если правильно настроиться по рулю, педали и рычаг коробки окажутся далеко. А если наоборот, придется сильно сгибать локти. Да и переключатель дворников расположен слишком близко к «баранке»: первое время обязательно его задеваешь при активном рулении.
Сзади в 2109 явно тесновато. Фото: YouTube.com
В «Москвиче» тоже неидеально: при высокой посадке крыша нависает над водителем. К тому же она почему-то лишилась ручек, которые есть в «девятке». А самые важные кнопки «сорок первого» неизвестно зачем замаскировали за рулем справа: найти во время движения их можно разве что на ощупь. Зато АЗЛК явно выигрывает в просторе: он длиннее, шире: в ВАЗе задним пассажирам совсем некомфортно. Однако было в интерьерах советских моделей и общее – «пение сверчков»! Пластиковые детали напоминали о себе со всех углов. По словам немецкой газеты Auto Zeitung, эти элементы «жили своей собственной жизнью».
В АЗЛК сзади просторнее. Фото: YouTube.com
Особого упоминания заслуживает багажный отсек. При складывании задних сидений он существенно увеличивался (у «Москвича» – больше). Но общий минус был и там, и там: при загрузке вещей их нужно поднимать чуть ли не на метр от земли, да еще и переваливать через задний борт.
Запасное колесо в «девятке» – под содержимым багажника. Фото: YouTube.com
«Запаска» – тоже не подарок. На ВАЗ-2109, чтобы ее «добыть», нужно разгрузить весь багажник. А на «Москвиче» – проявить чудеса гимнастики, чтобы достать колесо, закрепленное снаружи, и не испачкаться.
Подвеска «сорок первого» гораздо мягче, зато на «девятке» руль «острее», что и неудивительно. От одного края до другого на ВАЗе нужно совершить 3,5, «Москвиче» – 4,6 оборота. Большие колеса АЗЛК размера 165/80 R14 смотрятся гармоничнее и бездорожье на них преодолевать легче. С тормозным путем у обоих автомобилей примерный паритет: с 80 км/ч остановка – через 35-37 м.
На переднеприводном АЗЛК движок располагался вдоль кузова. Фото: YouTube.com
По данным издания «За рулем» ВАЗ-21093 набирал «сотку» за 13,5 сек., «Москвич» – за 15,2 с жигулевским мотором и 17,8 – с уфимским.
Так и ездят: хотя, Госпрограмма утилизации выкосила немалое количество «Алеко» и «Самар». Но вторичном рынке цены сильно разняться: еще живую «клумбу» можно купить тысяч за 25-30. Более ухоженные экземпляры оценивают в 100-120 тыс. руб. Ну, а если требуется «капсула времени» в приличном состоянии, придется выложить и 300 тысяч целковых.
Начало
«Сорок первый» появился раньше своего конкурента на один год, в 1986-м. Это был автомобиль, который резко отличался от своих предшественников буквально всем: внешним видом, приводом, салоном и стоимостью. Последняя была выше, чем у пошедшей в серию годом позже ВАЗ-2109. Разница составляла 10 %. «Москвичу» изначально приготовили место престижной машины.

Справедливости ради надо сказать, что на самых первых порах так оно и было. К тому же еще «сорок первый» не так просто купить: например, в 1987-м ВАЗ выпустил 25 тыс. «девяток», а в 1988-м уже более 101 тысячи.

В то время, как в АЗЛК с конвейера сошли 5344 и 21812 экземпляров соответственно. И то в последнем случае 8740 «Алеко» имел «шестерочный» двигатель ВАЗ (большинство получило мотор УЗАМ на 1,5 л).
Всего ВАЗ выпустил более 1,5 млн. «девяток», АЗЛК – 612 тыс. 030 единиц модели.
Модернизации
«Девятка» постоянно совершенствовалась: к самому концу 80-х обзавелась более мощным движком на 1,5 л (изначально присутствовал мотор на 1300 куб. см). В плане экстерьера машину стали делать с длинным крылом (с коротким авто штамповали до 1994-го), убрав «маску-лыжу» на передней части. Уже через десять лет ВАЗ-2109 стали оснащать двигатель с распределенным впрыском, а салон получил «высокую» центральную консоль-панель. В этом «образе» автомобиль выпускался вплоть до 2004-го, пока не уступил место своей рестайлинговой версии – ВАЗ-2114.

Но и это не все перипетии, случившиеся с модернизацией автомобиля! АвтоЗАЗ, расположенный в соседней стране, из машинокомплектов, поставляемых ВАЗом, тоже производил «девятки».

А в 2007-м начал оснащать их «евросалоном», который устанавливался в «Самара-2». Такую «модернизированную» ВАЗ-2109 завод выпускал аж до 2012 года, т. е. 35 лет с момента запуска в серию.
АЗЛК
У «сорок первого» все было не так радужно. И в техническом плане и внешне машина практически не менялась лет десять. Если не считать расточку уфимского мотора до объема 1,7 л. В 1998-м, когда в страну «нагрянул» дефолт, началось производство «Святогора». Автомобиль получил «раскосую» оптику Hella и движок Renault F3R.

В этом виде машина сходила с конвейера до 2001 года, когда завод встал, а потом и закрылся.

Причем последнее время продавали некомплектные машины.
Экстерьеры
Несмотря на то, что автомобили имеют некоторое внешнее сходство, их дизайн относится к совершенно разным школам. ВАЗ-2109 с угловатыми линиями и плоскими параллелями напоминает итальянский стиль Folded Paper, т. е. «резаная бумага». Внешне «девятка» схожа с Skoda Favorit, Lancia Delta.

Обводы «Москвич-2141» получились более плавными. Однако его внешность явно перекликается с французскими моделями аж середины 70-х: Simka 1308 («Автомобиль года-76») и Talbot Solara (передок).

«Девятка» выглядит более динамично, но ей не хватало «детализации». Вариант с коротким крылом изобилует щелями на передке, а более поздней «Самаре» не хватает целостности образа, что как-то решено в 2114. «Алеко» в этом плане более изящен со своими поворотниками, «заворачивающими» на крыло, накладкой между задними фонарями (у «девятки» там просто металл) и колесными колпаками.

Нельзя не упомянуть и отличную аэродинамику «сорок первого»: благодаря ее продуманности дворник на заднее стекло не нужен! А вспомните ВАЗ-2109? Через пару километров езды в дождь в салонное зеркало видна только «амбразура», которую продирает стеклоочиститель (если работает).

Интересно сравнить дверные ручки моделей. У ВАЗ-2109 это элементы с язычками, позаимствованными у …Porsche 924 (так гласит легенда!). «Москвичевские» ручки требуется тянуть вверх – точно также, как у современного Logan. Недостатки: у «Самары» часто отламывался силуминовый язычок, а у «Алеко» с «открывашек» неистово слезала черная заводская краска.
Что внутри
В салоне – царство пластика. Интерьер этих моделей серьезно отличается от предшественников, где встречался, как, например, в «копейке», и голый металл. Здесь уже формованные детали, «свои» карты дверей, развитая центральная консоль и анатомические кресла с подголовниками. Правда, последние в «сорок первом» вряд ли смогли выполнять свои функции из-за далекого расположения от затылка водителя и пассажира.
«Девяточная» панель более низкая, что придавало ей некоторую «воздушность», да и выглядела привлекательнее «москвичевской». Но вот с приборами получилось как-то скудновато: нет тахометра, указателя давления масла, присутствовавших на ВАЗ-2103-06. У 2141 есть и «счетчик» оборотов двигателя, плюс, эконометр (он был на вазовском «Спутнике»).

В обеих моделях присутствовали явные эргономические просчеты. В «Самару» с удобством мог сесть водитель небольшого роста. Если правильно настроиться по рулю, педали и рычаг коробки окажутся далеко. А если наоборот, придется сильно сгибать локти. Да и переключатель дворников расположен слишком близко к «баранке»: первое время обязательно его задеваешь при активном рулении.

В «Москвиче» тоже неидеально: при высокой посадке крыша нависает над водителем. К тому же она почему-то лишилась ручек, которые есть в «девятке». А самые важные кнопки «сорок первого» неизвестно зачем замаскировали за рулем справа: найти во время движения их можно разве что на ощупь. Зато АЗЛК явно выигрывает в просторе: он длиннее, шире: в ВАЗе задним пассажирам совсем некомфортно. Однако было в интерьерах советских моделей и общее – «пение сверчков»! Пластиковые детали напоминали о себе со всех углов. По словам немецкой газеты Auto Zeitung, эти элементы «жили своей собственной жизнью».

Особого упоминания заслуживает багажный отсек. При складывании задних сидений он существенно увеличивался (у «Москвича» – больше). Но общий минус был и там, и там: при загрузке вещей их нужно поднимать чуть ли не на метр от земли, да еще и переваливать через задний борт.

«Запаска» – тоже не подарок. На ВАЗ-2109, чтобы ее «добыть», нужно разгрузить весь багажник. А на «Москвиче» – проявить чудеса гимнастики, чтобы достать колесо, закрепленное снаружи, и не испачкаться.
Техническая сторона
Подвеска «сорок первого» гораздо мягче, зато на «девятке» руль «острее», что и неудивительно. От одного края до другого на ВАЗе нужно совершить 3,5, «Москвиче» – 4,6 оборота. Большие колеса АЗЛК размера 165/80 R14 смотрятся гармоничнее и бездорожье на них преодолевать легче. С тормозным путем у обоих автомобилей примерный паритет: с 80 км/ч остановка – через 35-37 м.

По данным издания «За рулем» ВАЗ-21093 набирал «сотку» за 13,5 сек., «Москвич» – за 15,2 с жигулевским мотором и 17,8 – с уфимским.
А если ездить на них сегодня?
Так и ездят: хотя, Госпрограмма утилизации выкосила немалое количество «Алеко» и «Самар». Но вторичном рынке цены сильно разняться: еще живую «клумбу» можно купить тысяч за 25-30. Более ухоженные экземпляры оценивают в 100-120 тыс. руб. Ну, а если требуется «капсула времени» в приличном состоянии, придется выложить и 300 тысяч целковых.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....