
BMW возвращается в большой спорт вместе с «M Hybrid V8 LMDh»
В следующем году BMW M Hybrid V8 LMDh предстоит сразится с Porsche в американской гоночной серии IMSA, в которой также примут участие автомобили Lamborghini, Cadillac и Acura. Сражение развернется в рамках категории «гиперкар», сделавшей «входной билет» в гонки мирового уровня доступным как никогда раньше. Новый гоночный гиперкар BMW базируется на шасси Dallara и приводится в движение бензиновым мотором V8 с двойным турбонаддувом, заимствованным из программы DTM. Двигатель дополняется гибридной системой, состоящей из 50-сильного электродвигателя, интегрированного в коробку передач Xtrac, и оснащенной аккумуляторной батареей Williams Advanced Engineering.
Аналогичную концепцию выбрали конкуренты от Porsche и Lamborghini, причем обе команды отдали предпочтение двигателям V8 с двойным турбонаддувом – как и BMW. В том, что касается производительности, то как и для всех гоночных автомобилей «класса LMDh», обоюдная отдача ДВС и гибридной составляющей ограничена на уровне 670 лошадиных сил. Любопытно, что двигатель внутреннего сгорания способен достигать этой отметки самостоятельно, но рассчитан на работу в режиме максимальной отдачи только тогда, когда батареи «гибрида» разряжены.
Двигатель BMW V8 получил внутреннее обозначение P66/3 и является развитием мотора, используемого в период с 2018 по 2019 год в гоночных автомобилях DTM.
В этом году отделение BMW Motorsport отмечает 50-летний юбилей. Фото: Youtube.com
Движок V8 оказался идеальной базой для использования в гиперкаре LMDh, хотя потребовалось много доработок, чтобы привести его в соответствие с требованиями ресурса и выносливости.
– Ульрих Шульц, BMW Motorsport.
Атмосферный двигатель с распределенным впрыском с ограничителями в DTM выдавал 520 лошадей, но для спортпрототипа отдачу нужно было увеличить. Первым решением было повышение оборотов коленвала до 11 000 об/мин. Но по регламенту LMDh, обороты ограничены на уровне 10 000 об/мин! Второй способ: «рассверлить» движок до пяти литров, но это оказалось слишком сложным. Ведь в таком случае BMW пришлось бы переделывать каждую деталь, лишь тогда получился бы более или менее приличный двигатель. Так немцы пришли к окончательному решению: оснастить четырехлитровый движок V8 турбокомпрессором.
Двигатель BMW B66/3. Фото: Youtube.com
Помимо компактных размеров и массы, еще одно преимущество мотора V8 от M4 DTM заключалось в том, что его можно использовать в шасси типа монокок без дополнительного подрамника, то есть – в качестве силового несущего элемента. Процесс превращения безнаддувного V8 DTM в турбогибрид, привел к появлению спецификации P66/3, сохранившей параметры базового двигателя, такие как рабочий объем 3999 см3, угол развала блока цилиндров 90 градусов, и ограничение оборотов на уровне 8200 об/мин. Без учета гибридных элементов, двигатель внутреннего сгорания выдает 631 лошадиную силу и обеспечивает крутящий момент 650 Нм.
Дизайн кузова нового BMW M Hybrid V8 LMDh разработан в «Designworks» – фирме, базирующейся в Калифорнии и являющейся ответвлением BMW Group, занимающейся разработкой инновационных продуктов. Например Konica Minolta Spoke, сочетающей в себе функционал ip-камеры, блютуз колонки и проектора.
Предварительная ливрея сочетает в себе исторические цвета гоночных BMW прошлого. Фото: Youtube.com
Дизайнеры занимающиеся «всем вообще» не ограничены восприятием исключительно «автомобильной культуры», поэтому внешность спортпрототипа BMW не является прямой отсылкой к существующему дорожному или гоночному автомобилю. Хотя дизайн M Hybrid V8 все же включает в себя типичные элементы стиля автомобилей BMW, такие как классическая решетка радиатора в виде «ноздрей», и даже изгиб Хофмайстера.
Майкл Скалли, директор «BMW Designworks», заявил:
Любопытно, что камуфляжная окраска включает в себя изображения известных гоночных моделей баварской марки, таких как BMW 3.0 CSL 1976 года, M1/C 1981 года, BMW GTP 1986 года, M3 e30 1987 года, M3 E36 GTS-2, Z4 GTLM и M8 GTE. Разумеется, что использовать в гонках аляповато выглядящую ливрею не будут, так как перекрасят машину в спонсорские цвета.
По сравнению с высшей европейской категорией Le Man Hypercar, в американской LMDh у производителя нет обязанности разработки болида «от и до». Например, можно использовать шасси любого из четырех омологированных производителей, «нахлобучив» на него сверху свой кузов. Помимо вышеупомянутой Dallara, шасси для LMDh производят: Ligier, Multimatic и Oreca. С точки зрения производителей, такая схема выглядит привлекательней, так как обеспечивает конкурентоспособность при сравнительно небольшом бюджете. Упрощенно говоря, разница в подходах такая же, как между Формулой-1 и Индикаром: первая – чемпионат конструкторов, тогда как вторая – команд.
«Ноздри» M Hybrid V8 LMDh – отсылка к BMW 507 1956 года. Фото: Youtube.com
Учитывая, что серии WEC и IMSA разрешили обоюдное использование автомобилей обеих категорий, уравняв их между собой по производительности, высока вероятность что BMW вернется в 24 часа Ле-Мана, где будет соперничать уже с Ferrari, Peugeot, Toyota и Alpine! В вопросе гипотетического возвращения в Ле-Ман, фанатов BMW подлил масла в огонь бывший глава спортивного отделения «М Motorsport» Маркус Флаш, заявивший:
Атака BMW на гонки на выносливость оказалась хоть и мимолетным, но в конечном итоге результативным предприятием. Наверняка, баварцы надеются повторить успех четвертьвековой давности, а значит гиперкары BMW вряд-ли будут гоняться только на американских трассах, поэтому возвращение в Ле-Ман вполне вероятно. Напомним, что первый и единственный триумф BMW в Ле-Мане в качестве производителя случился в 1999 году, когда родстер V12 LMR, разработанный совместно с Williams, победил такие автомобили как: Toyota GT-One, Mercedes-Benz CLR LM GTP, Audi R8R и Nissan GT-R LM Nismo.
BMW V12 LMR – победитель Ле-Мана 1999 года. Фото: Youtube.com
BMW привел к победе двигатель S70 V12, используемый также на McLaren F1 GTR – победителе Ле-Мана 1996 года. Таким образом, у баварских моторов две победы в самом престижном кольцевом марафоне планеты Земля.
Технические характеристики двигателя BMW M Hybrid V8:
✅ Обозначение – P66/3, бензиновый с двойным турбонаддувом
✅ Рабочий объем – 3999 см3
✅ Конфигурация – V8 90°
✅ Диаметр цилиндра – 93 мм. Ход поршня: 73,6 мм.
✅ Мощность (ограничения регламента) – 640 лошадиных сил, при 8200 об/мин
Первоначальные тесты нового M Hybrid V8 запланированы на конец июля, и пройдут на гоночной трассе Варано де Мелегари, в Италии. BMW уже объявила, что в сезоне IMSA 2023 года на прототипах M Hybrid V8 выступит «Rahal Letterman Lanigan» – команда Бобби Рейхола и Дэвид Леттермана, представляющая интересы BMW как в IMSA, так и в Американской серии Ле-Ман.
Аналогичную концепцию выбрали конкуренты от Porsche и Lamborghini, причем обе команды отдали предпочтение двигателям V8 с двойным турбонаддувом – как и BMW. В том, что касается производительности, то как и для всех гоночных автомобилей «класса LMDh», обоюдная отдача ДВС и гибридной составляющей ограничена на уровне 670 лошадиных сил. Любопытно, что двигатель внутреннего сгорания способен достигать этой отметки самостоятельно, но рассчитан на работу в режиме максимальной отдачи только тогда, когда батареи «гибрида» разряжены.
Силовой агрегат
Двигатель BMW V8 получил внутреннее обозначение P66/3 и является развитием мотора, используемого в период с 2018 по 2019 год в гоночных автомобилях DTM.

Движок V8 оказался идеальной базой для использования в гиперкаре LMDh, хотя потребовалось много доработок, чтобы привести его в соответствие с требованиями ресурса и выносливости.
На первоначальном этапе мы также рассматривали P48 – четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом от современного BMW M4 DTM и восьмицилиндровый двигатель с турбонаддувом P63, от BMW M8 GTE. Но возможные проблемы с ресурсом P48 и большой вес P63 высказались против!
– Ульрих Шульц, BMW Motorsport.
Атмосферный двигатель с распределенным впрыском с ограничителями в DTM выдавал 520 лошадей, но для спортпрототипа отдачу нужно было увеличить. Первым решением было повышение оборотов коленвала до 11 000 об/мин. Но по регламенту LMDh, обороты ограничены на уровне 10 000 об/мин! Второй способ: «рассверлить» движок до пяти литров, но это оказалось слишком сложным. Ведь в таком случае BMW пришлось бы переделывать каждую деталь, лишь тогда получился бы более или менее приличный двигатель. Так немцы пришли к окончательному решению: оснастить четырехлитровый движок V8 турбокомпрессором.

Помимо компактных размеров и массы, еще одно преимущество мотора V8 от M4 DTM заключалось в том, что его можно использовать в шасси типа монокок без дополнительного подрамника, то есть – в качестве силового несущего элемента. Процесс превращения безнаддувного V8 DTM в турбогибрид, привел к появлению спецификации P66/3, сохранившей параметры базового двигателя, такие как рабочий объем 3999 см3, угол развала блока цилиндров 90 градусов, и ограничение оборотов на уровне 8200 об/мин. Без учета гибридных элементов, двигатель внутреннего сгорания выдает 631 лошадиную силу и обеспечивает крутящий момент 650 Нм.
Кузов и шасси
Дизайн кузова нового BMW M Hybrid V8 LMDh разработан в «Designworks» – фирме, базирующейся в Калифорнии и являющейся ответвлением BMW Group, занимающейся разработкой инновационных продуктов. Например Konica Minolta Spoke, сочетающей в себе функционал ip-камеры, блютуз колонки и проектора.

Дизайнеры занимающиеся «всем вообще» не ограничены восприятием исключительно «автомобильной культуры», поэтому внешность спортпрототипа BMW не является прямой отсылкой к существующему дорожному или гоночному автомобилю. Хотя дизайн M Hybrid V8 все же включает в себя типичные элементы стиля автомобилей BMW, такие как классическая решетка радиатора в виде «ноздрей», и даже изгиб Хофмайстера.
Майкл Скалли, директор «BMW Designworks», заявил:
Работа моей команды заключалась в том, чтобы сделать BMW M Hybrid V8 похожим на дорожные автомобили BMW, а также использовать любую возможность, чтобы машина оказалась конкурентоспособной на гоночной трассе.
Любопытно, что камуфляжная окраска включает в себя изображения известных гоночных моделей баварской марки, таких как BMW 3.0 CSL 1976 года, M1/C 1981 года, BMW GTP 1986 года, M3 e30 1987 года, M3 E36 GTS-2, Z4 GTLM и M8 GTE. Разумеется, что использовать в гонках аляповато выглядящую ливрею не будут, так как перекрасят машину в спонсорские цвета.
LMDh: Le Man Daytona Hybrid
По сравнению с высшей европейской категорией Le Man Hypercar, в американской LMDh у производителя нет обязанности разработки болида «от и до». Например, можно использовать шасси любого из четырех омологированных производителей, «нахлобучив» на него сверху свой кузов. Помимо вышеупомянутой Dallara, шасси для LMDh производят: Ligier, Multimatic и Oreca. С точки зрения производителей, такая схема выглядит привлекательней, так как обеспечивает конкурентоспособность при сравнительно небольшом бюджете. Упрощенно говоря, разница в подходах такая же, как между Формулой-1 и Индикаром: первая – чемпионат конструкторов, тогда как вторая – команд.

Учитывая, что серии WEC и IMSA разрешили обоюдное использование автомобилей обеих категорий, уравняв их между собой по производительности, высока вероятность что BMW вернется в 24 часа Ле-Мана, где будет соперничать уже с Ferrari, Peugeot, Toyota и Alpine! В вопросе гипотетического возвращения в Ле-Ман, фанатов BMW подлил масла в огонь бывший глава спортивного отделения «М Motorsport» Маркус Флаш, заявивший:
У нас есть повод для оптимизма, ведь у BMW успешная карьера в гонках спортпрототипов – победа в Ле-Мане в 1999 году незабываема! К тому же скоро у этого события 25-летний юбилей. Возвращение в Ле-Ман с современным прототипом, наверняка порадует поклонников BMW Motorsport во всем мире!
Атака BMW на гонки на выносливость оказалась хоть и мимолетным, но в конечном итоге результативным предприятием. Наверняка, баварцы надеются повторить успех четвертьвековой давности, а значит гиперкары BMW вряд-ли будут гоняться только на американских трассах, поэтому возвращение в Ле-Ман вполне вероятно. Напомним, что первый и единственный триумф BMW в Ле-Мане в качестве производителя случился в 1999 году, когда родстер V12 LMR, разработанный совместно с Williams, победил такие автомобили как: Toyota GT-One, Mercedes-Benz CLR LM GTP, Audi R8R и Nissan GT-R LM Nismo.

BMW привел к победе двигатель S70 V12, используемый также на McLaren F1 GTR – победителе Ле-Мана 1996 года. Таким образом, у баварских моторов две победы в самом престижном кольцевом марафоне планеты Земля.
Технические характеристики двигателя BMW M Hybrid V8:
✅ Обозначение – P66/3, бензиновый с двойным турбонаддувом
✅ Рабочий объем – 3999 см3
✅ Конфигурация – V8 90°
✅ Диаметр цилиндра – 93 мм. Ход поршня: 73,6 мм.
✅ Мощность (ограничения регламента) – 640 лошадиных сил, при 8200 об/мин
Первоначальные тесты нового M Hybrid V8 запланированы на конец июля, и пройдут на гоночной трассе Варано де Мелегари, в Италии. BMW уже объявила, что в сезоне IMSA 2023 года на прототипах M Hybrid V8 выступит «Rahal Letterman Lanigan» – команда Бобби Рейхола и Дэвид Леттермана, представляющая интересы BMW как в IMSA, так и в Американской серии Ле-Ман.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....