Планеры, и зачем они нужны авиации
5 241

Планеры, и зачем они нужны авиации

Многие наблюдали парящий полет рукотворных и чаще всего белоснежных «птиц» в бесконечно голубом небе. Кажется, что эти летательные аппараты будут вечно висеть в воздухе. Однако земное притяжение делает свое дело и рано или поздно планер сядет.


Что же представляет собой эта штуковина? Летательный аппарат, который хоть и тяжелее воздуха, но способен по нему передвигаться благодаря подъемной силе, создаваемой потоком на крыле. Вместо тяги от двигателя используется гравитация – земное притяжение.

Кто и для чего строит планеры?


Первый такой аппарат, поднявший человека в небо, был изготовлен Джорджом Кейли в 1853 году. И с тех пор «пошло-поехало»: к концу XIX и началу XX века уже другой конструктор – Отто Лилиенталь создал планер, как бы сейчас сказали, пригодный к длительному практическому использованию. Машина имела сбалансированные характеристики и к 20-м годам идея пользовалась огромной популярностью в мире, в т. ч. и СССР.

Планеры, и зачем они нужны авиацииКабина деревянных планеров 30-х годов имела минимум приборов. Фото: YouTube.com

Везде создавались планерные школы, где получали первый опыт полетов будущие известные пилоты. Постепенно определились цели, для достижения которых и нужен был планер:

✅ учеба
✅ спортивные состязания (пилотаж, рекорды скорости, дальности)
✅ эксперименты типа «что-то сделать и посмотреть, как оно полетит»
✅ изучение атмосферы
✅ перевозка небольших грузов
✅ развлечение

Последнее предназначение сегодня активно используется: на летательном аппарате можно не только любоваться панорамами с высоты птичьего полета, но и совершать некоторые фигуры пилотажа. К тому же такое развлечение стоит недорого: основная часть ценника – оплата услуги самолета-буксировщика.

Как стартует планер


Тут есть несколько вариантов, самый распространенный из которых – буксировка самолетом. Планер прицепляют к хвосту, затягивают на нужную высоту и отпускают в свободный полет. При этом самолет может тащить за собой и парочку безмоторных летательных аппаратов.

Взлет планера при помощи самолета-буксировщика. Фото: YouTube.com

Есть и другие способы подняться в небо на планере. Например, наиболее актуальный метод самостоятельного взлета – использование специального небольшого двигателя. Такой аппарат называется мотопланером. Здесь силовой агрегат запускается только для того, чтобы оторваться от земли. Ну или если не хватает воздушных потоков чтобы дотянуть до места посадки. А еще планер можно столкнуть с крутой горы, «пульнуть» им из специальной лебедки, поднять в воздух при помощи разгонного автомобиля. Последний способ использовали и для испытания новых небольших (чаще экспериментальных) самолетов: машина набирала 180-190 км/ч, аппарат отрывался от земли, приборы фиксировали его поведение, связанное с аэродинамикой.

Как летает


Чтобы не просто снижаться, а еще и набирать высоту, маневрировать, безмоторный аппарат использует воздушные потоки. Обычно это т. н. термики. Они появляются там, где земная поверхность нагревается сильнее всего. Обычно это места черного цвета, притягивающего тепло: пашни, автомагистрали. Минус термиков в том, что пользоваться ими в климатических условиях России можно только весной и летом.

После взлета при достижении заданной высоты трос отцепляют. Фото: YouTube.com

А еще для увеличения высоты используют волновые потоки, обволакивающие горы. Именно в таких местностях и ставили мировые рекорды. Зачастую учитывают сразу два варианта. Например, столкновение ветра со склоном и его нагрев солнцем. В итоге образуется обтекаемый и термический потоки.

Один из признанных мастеров парения – буревестник. Фото: YouTube.com

Наглядный пример парения – крупные птицы. Альбатрос и вовсе не может долго лететь с помощью мышц. Большую часть жизни он проводит именно в парении.

О рекордах


Речь идет о максимальной высоте и дальности полета. В первом случае рекордсменом стал стратосферный планер Windward Performance Perlan 2. Надо сказать, что в 1989 году был установлен рекорд по высоте дозвукового полета на самолете (!) Lockheed U-2, который поднялся до 22 тыс. 475 метров. Пилоты Тим Гарднер и Джим Пейн «побили» это достижение. На планере Perlan 2 2 сентября 2018 года они сумели достигнуть высоты в 23 тыс. 203 м.

Безмоторный Windward Performance Perlan 2 поднялся выше, чем дозвуковой самолет U-2. Фото: YouTube.com

Что касается дальности полета, рекорд официально зарегистрирован за немцем Клаусом Ольманом. Пилот из ФРГ 21 января 2003 года пролетел на безмоторном аппарате 3009 км.

Характеристики планеров


Самая главная из них – аэродинамическое качество, обозначаемое буквой «К». Этот параметр показывает, сколько метров по горизонтали пролетит аппарат, теряя 1 м высоты в безветренную погоду. Например, если К=40, планер пролетит 40 м, снизившись на 1 м. У самых лучших планеров «К» достигает 60-ти единиц. Такое значение возможно благодаря небольшой массе и удлиненным крыльям. Например, у «кукурузника» К=10, а у российского планера АС-7М «качество» равно 37 единицам. Точно такой же параметр у самолета Virgin Atlantic GlobalFlyer, на котором было совершено кругосветное путешествие без дозаправки. Рекордсмен (о нем писалось выше) Клаус Ольман на планере Nimbus 4 DM, имевшим К=60 сумел в 2014-м облететь Эверест.

В кабине Nimbus 4 DM, облетевшего Джомолунгму. Фото: YouTube.com

Но и сравнительно небольшое «К» позволяет планировать даже крупному лайнеру. Как, например, это сделал А320 (К=17), который после отказа двигателей из-за столкновения с птицами, удачно сел на Гудзон в 2009-м.


Самым большим примером планера может служить знаменитый «Буран», который вообще не имеет двигателей для посадки. Сегодня планерные школы не так популярны, как в 20-е и 30-е годы минувшего века, но все же учебных центров хватает. Они есть в Подмосковье, Санкт-Петербурге, других крупных и не очень городах России. На сайте Федерации планерного спорта можно найти необходимую информацию об официальных клубах РФ. А на чем летают сегодня любители развлечений и будущие пилоты?

Blanik


Наиболее распространены две модели от чешского производителя LET – L-13 и L-23. Планер достаточно старый в моральном смысле, но кругляши-приборы некоторым любителям доставляют радость. Ремонтопригодность у аппарата на высоком уровне – примерно, как у советского автомобиля. Планер устойчиво себя ведет в полете и считается надежным. К=28 (у L-23 – 32).

Blanik L-23 отличается компактностью. Фото: YouTube.com

Стоимость машины б/у зависит от года выпуска и в среднем составляет 35-57 тыс. долларов. Десятилетний «Бланик Л-23» оценивают в 31 тыс. 500 «зеленых».

DG – 1000


Качественный европейский планер, отлично подходящий для обучения «азам» полета. Аппарат настолько понравился американским ВВС, что имb практически полностью заменили морально устаревшие «Бланики».

DG – 1000 в полете. Фото: YouTube.com

Планер отличается высокими потребительскими свойствами, хотя многие отмечают тесноватую кабину и завышенную цену в 140 тыс. долларов. Аэродинамическое качество – 47.

АС-7


Российский планер, обладающий на редкость хорошими потребительскими свойствами. Взлетный вес достигает 700 кг, планер продается с прицепом (опционально) для перевозки автомобилем, что очень удобно: не нужно заморачиваться, чтобы найти подходящий транспорт для доставки аппарата в требуемое место. И еще один важный плюс – кресла инструктора и «пользователя» размещены рядом, а не друг за другом, как в большинстве безмоторных аппаратов.

В российском АС-7 сиденья расположены попарно! Фото: YouTube.com

Аэродинамическое качество АС-7 и АС-7М (с двигателем): 34 и 37 при максимальной скорости в 200 и 250 км/ч соответственно. Стоимость планера 55 тыс., а прицепа 21 тыс. евро.

Итоги


Изначально планер придумывался, как средство для изучения аэродинамических качества летательных аппаратов. Именно так к нему относился Жуковский, лично знавший Лилиенталя. Однако жизнь показала, что на планере можно обучать полетам, использовать заложенные в них принципы для создания космических «челноков» или просто любоваться прекрасными панорамами Земли с высоты птичьего полета.
А вы что думаете о планерах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....