Планеры, и зачем они нужны авиации
Многие наблюдали парящий полет рукотворных и чаще всего белоснежных «птиц» в бесконечно голубом небе. Кажется, что эти летательные аппараты будут вечно висеть в воздухе. Однако земное притяжение делает свое дело и рано или поздно планер сядет.
Что же представляет собой эта штуковина? Летательный аппарат, который хоть и тяжелее воздуха, но способен по нему передвигаться благодаря подъемной силе, создаваемой потоком на крыле. Вместо тяги от двигателя используется гравитация – земное притяжение.
Первый такой аппарат, поднявший человека в небо, был изготовлен Джорджом Кейли в 1853 году. И с тех пор «пошло-поехало»: к концу XIX и началу XX века уже другой конструктор – Отто Лилиенталь создал планер, как бы сейчас сказали, пригодный к длительному практическому использованию. Машина имела сбалансированные характеристики и к 20-м годам идея пользовалась огромной популярностью в мире, в т. ч. и СССР.
Везде создавались планерные школы, где получали первый опыт полетов будущие известные пилоты. Постепенно определились цели, для достижения которых и нужен был планер:
✅ учеба
✅ спортивные состязания (пилотаж, рекорды скорости, дальности)
✅ эксперименты типа «что-то сделать и посмотреть, как оно полетит»
✅ изучение атмосферы
✅ перевозка небольших грузов
✅ развлечение
Последнее предназначение сегодня активно используется: на летательном аппарате можно не только любоваться панорамами с высоты птичьего полета, но и совершать некоторые фигуры пилотажа. К тому же такое развлечение стоит недорого: основная часть ценника – оплата услуги самолета-буксировщика.
Тут есть несколько вариантов, самый распространенный из которых – буксировка самолетом. Планер прицепляют к хвосту, затягивают на нужную высоту и отпускают в свободный полет. При этом самолет может тащить за собой и парочку безмоторных летательных аппаратов.
Есть и другие способы подняться в небо на планере. Например, наиболее актуальный метод самостоятельного взлета – использование специального небольшого двигателя. Такой аппарат называется мотопланером. Здесь силовой агрегат запускается только для того, чтобы оторваться от земли. Ну или если не хватает воздушных потоков чтобы дотянуть до места посадки. А еще планер можно столкнуть с крутой горы, «пульнуть» им из специальной лебедки, поднять в воздух при помощи разгонного автомобиля. Последний способ использовали и для испытания новых небольших (чаще экспериментальных) самолетов: машина набирала 180-190 км/ч, аппарат отрывался от земли, приборы фиксировали его поведение, связанное с аэродинамикой.
Чтобы не просто снижаться, а еще и набирать высоту, маневрировать, безмоторный аппарат использует воздушные потоки. Обычно это т. н. термики. Они появляются там, где земная поверхность нагревается сильнее всего. Обычно это места черного цвета, притягивающего тепло: пашни, автомагистрали. Минус термиков в том, что пользоваться ими в климатических условиях России можно только весной и летом.
А еще для увеличения высоты используют волновые потоки, обволакивающие горы. Именно в таких местностях и ставили мировые рекорды. Зачастую учитывают сразу два варианта. Например, столкновение ветра со склоном и его нагрев солнцем. В итоге образуется обтекаемый и термический потоки.
Наглядный пример парения – крупные птицы. Альбатрос и вовсе не может долго лететь с помощью мышц. Большую часть жизни он проводит именно в парении.
Речь идет о максимальной высоте и дальности полета. В первом случае рекордсменом стал стратосферный планер Windward Performance Perlan 2. Надо сказать, что в 1989 году был установлен рекорд по высоте дозвукового полета на самолете (!) Lockheed U-2, который поднялся до 22 тыс. 475 метров. Пилоты Тим Гарднер и Джим Пейн «побили» это достижение. На планере Perlan 2 2 сентября 2018 года они сумели достигнуть высоты в 23 тыс. 203 м.
Что касается дальности полета, рекорд официально зарегистрирован за немцем Клаусом Ольманом. Пилот из ФРГ 21 января 2003 года пролетел на безмоторном аппарате 3009 км.
Самая главная из них – аэродинамическое качество, обозначаемое буквой «К». Этот параметр показывает, сколько метров по горизонтали пролетит аппарат, теряя 1 м высоты в безветренную погоду. Например, если К=40, планер пролетит 40 м, снизившись на 1 м. У самых лучших планеров «К» достигает 60-ти единиц. Такое значение возможно благодаря небольшой массе и удлиненным крыльям. Например, у «кукурузника» К=10, а у российского планера АС-7М «качество» равно 37 единицам. Точно такой же параметр у самолета Virgin Atlantic GlobalFlyer, на котором было совершено кругосветное путешествие без дозаправки. Рекордсмен (о нем писалось выше) Клаус Ольман на планере Nimbus 4 DM, имевшим К=60 сумел в 2014-м облететь Эверест.
Самым большим примером планера может служить знаменитый «Буран», который вообще не имеет двигателей для посадки. Сегодня планерные школы не так популярны, как в 20-е и 30-е годы минувшего века, но все же учебных центров хватает. Они есть в Подмосковье, Санкт-Петербурге, других крупных и не очень городах России. На сайте Федерации планерного спорта можно найти необходимую информацию об официальных клубах РФ. А на чем летают сегодня любители развлечений и будущие пилоты?
Наиболее распространены две модели от чешского производителя LET – L-13 и L-23. Планер достаточно старый в моральном смысле, но кругляши-приборы некоторым любителям доставляют радость. Ремонтопригодность у аппарата на высоком уровне – примерно, как у советского автомобиля. Планер устойчиво себя ведет в полете и считается надежным. К=28 (у L-23 – 32).
Стоимость машины б/у зависит от года выпуска и в среднем составляет 35-57 тыс. долларов. Десятилетний «Бланик Л-23» оценивают в 31 тыс. 500 «зеленых».
Качественный европейский планер, отлично подходящий для обучения «азам» полета. Аппарат настолько понравился американским ВВС, что имb практически полностью заменили морально устаревшие «Бланики».
Планер отличается высокими потребительскими свойствами, хотя многие отмечают тесноватую кабину и завышенную цену в 140 тыс. долларов. Аэродинамическое качество – 47.
Российский планер, обладающий на редкость хорошими потребительскими свойствами. Взлетный вес достигает 700 кг, планер продается с прицепом (опционально) для перевозки автомобилем, что очень удобно: не нужно заморачиваться, чтобы найти подходящий транспорт для доставки аппарата в требуемое место. И еще один важный плюс – кресла инструктора и «пользователя» размещены рядом, а не друг за другом, как в большинстве безмоторных аппаратов.
Аэродинамическое качество АС-7 и АС-7М (с двигателем): 34 и 37 при максимальной скорости в 200 и 250 км/ч соответственно. Стоимость планера 55 тыс., а прицепа 21 тыс. евро.
Изначально планер придумывался, как средство для изучения аэродинамических качества летательных аппаратов. Именно так к нему относился Жуковский, лично знавший Лилиенталя. Однако жизнь показала, что на планере можно обучать полетам, использовать заложенные в них принципы для создания космических «челноков» или просто любоваться прекрасными панорамами Земли с высоты птичьего полета.
Что же представляет собой эта штуковина? Летательный аппарат, который хоть и тяжелее воздуха, но способен по нему передвигаться благодаря подъемной силе, создаваемой потоком на крыле. Вместо тяги от двигателя используется гравитация – земное притяжение.
Кто и для чего строит планеры?
Первый такой аппарат, поднявший человека в небо, был изготовлен Джорджом Кейли в 1853 году. И с тех пор «пошло-поехало»: к концу XIX и началу XX века уже другой конструктор – Отто Лилиенталь создал планер, как бы сейчас сказали, пригодный к длительному практическому использованию. Машина имела сбалансированные характеристики и к 20-м годам идея пользовалась огромной популярностью в мире, в т. ч. и СССР.
Кабина деревянных планеров 30-х годов имела минимум приборов. Фото: YouTube.com
Везде создавались планерные школы, где получали первый опыт полетов будущие известные пилоты. Постепенно определились цели, для достижения которых и нужен был планер:
✅ учеба
✅ спортивные состязания (пилотаж, рекорды скорости, дальности)
✅ эксперименты типа «что-то сделать и посмотреть, как оно полетит»
✅ изучение атмосферы
✅ перевозка небольших грузов
✅ развлечение
Последнее предназначение сегодня активно используется: на летательном аппарате можно не только любоваться панорамами с высоты птичьего полета, но и совершать некоторые фигуры пилотажа. К тому же такое развлечение стоит недорого: основная часть ценника – оплата услуги самолета-буксировщика.
Как стартует планер
Тут есть несколько вариантов, самый распространенный из которых – буксировка самолетом. Планер прицепляют к хвосту, затягивают на нужную высоту и отпускают в свободный полет. При этом самолет может тащить за собой и парочку безмоторных летательных аппаратов.
Взлет планера при помощи самолета-буксировщика. Фото: YouTube.com
Есть и другие способы подняться в небо на планере. Например, наиболее актуальный метод самостоятельного взлета – использование специального небольшого двигателя. Такой аппарат называется мотопланером. Здесь силовой агрегат запускается только для того, чтобы оторваться от земли. Ну или если не хватает воздушных потоков чтобы дотянуть до места посадки. А еще планер можно столкнуть с крутой горы, «пульнуть» им из специальной лебедки, поднять в воздух при помощи разгонного автомобиля. Последний способ использовали и для испытания новых небольших (чаще экспериментальных) самолетов: машина набирала 180-190 км/ч, аппарат отрывался от земли, приборы фиксировали его поведение, связанное с аэродинамикой.
Как летает
Чтобы не просто снижаться, а еще и набирать высоту, маневрировать, безмоторный аппарат использует воздушные потоки. Обычно это т. н. термики. Они появляются там, где земная поверхность нагревается сильнее всего. Обычно это места черного цвета, притягивающего тепло: пашни, автомагистрали. Минус термиков в том, что пользоваться ими в климатических условиях России можно только весной и летом.
После взлета при достижении заданной высоты трос отцепляют. Фото: YouTube.com
А еще для увеличения высоты используют волновые потоки, обволакивающие горы. Именно в таких местностях и ставили мировые рекорды. Зачастую учитывают сразу два варианта. Например, столкновение ветра со склоном и его нагрев солнцем. В итоге образуется обтекаемый и термический потоки.
Один из признанных мастеров парения – буревестник. Фото: YouTube.com
Наглядный пример парения – крупные птицы. Альбатрос и вовсе не может долго лететь с помощью мышц. Большую часть жизни он проводит именно в парении.
О рекордах
Речь идет о максимальной высоте и дальности полета. В первом случае рекордсменом стал стратосферный планер Windward Performance Perlan 2. Надо сказать, что в 1989 году был установлен рекорд по высоте дозвукового полета на самолете (!) Lockheed U-2, который поднялся до 22 тыс. 475 метров. Пилоты Тим Гарднер и Джим Пейн «побили» это достижение. На планере Perlan 2 2 сентября 2018 года они сумели достигнуть высоты в 23 тыс. 203 м.
Безмоторный Windward Performance Perlan 2 поднялся выше, чем дозвуковой самолет U-2. Фото: YouTube.com
Что касается дальности полета, рекорд официально зарегистрирован за немцем Клаусом Ольманом. Пилот из ФРГ 21 января 2003 года пролетел на безмоторном аппарате 3009 км.
Характеристики планеров
Самая главная из них – аэродинамическое качество, обозначаемое буквой «К». Этот параметр показывает, сколько метров по горизонтали пролетит аппарат, теряя 1 м высоты в безветренную погоду. Например, если К=40, планер пролетит 40 м, снизившись на 1 м. У самых лучших планеров «К» достигает 60-ти единиц. Такое значение возможно благодаря небольшой массе и удлиненным крыльям. Например, у «кукурузника» К=10, а у российского планера АС-7М «качество» равно 37 единицам. Точно такой же параметр у самолета Virgin Atlantic GlobalFlyer, на котором было совершено кругосветное путешествие без дозаправки. Рекордсмен (о нем писалось выше) Клаус Ольман на планере Nimbus 4 DM, имевшим К=60 сумел в 2014-м облететь Эверест.
В кабине Nimbus 4 DM, облетевшего Джомолунгму. Фото: YouTube.com
Но и сравнительно небольшое «К» позволяет планировать даже крупному лайнеру. Как, например, это сделал А320 (К=17), который после отказа двигателей из-за столкновения с птицами, удачно сел на Гудзон в 2009-м.
Самым большим примером планера может служить знаменитый «Буран», который вообще не имеет двигателей для посадки. Сегодня планерные школы не так популярны, как в 20-е и 30-е годы минувшего века, но все же учебных центров хватает. Они есть в Подмосковье, Санкт-Петербурге, других крупных и не очень городах России. На сайте Федерации планерного спорта можно найти необходимую информацию об официальных клубах РФ. А на чем летают сегодня любители развлечений и будущие пилоты?
Blanik
Наиболее распространены две модели от чешского производителя LET – L-13 и L-23. Планер достаточно старый в моральном смысле, но кругляши-приборы некоторым любителям доставляют радость. Ремонтопригодность у аппарата на высоком уровне – примерно, как у советского автомобиля. Планер устойчиво себя ведет в полете и считается надежным. К=28 (у L-23 – 32).
Blanik L-23 отличается компактностью. Фото: YouTube.com
Стоимость машины б/у зависит от года выпуска и в среднем составляет 35-57 тыс. долларов. Десятилетний «Бланик Л-23» оценивают в 31 тыс. 500 «зеленых».
DG – 1000
Качественный европейский планер, отлично подходящий для обучения «азам» полета. Аппарат настолько понравился американским ВВС, что имb практически полностью заменили морально устаревшие «Бланики».
DG – 1000 в полете. Фото: YouTube.com
Планер отличается высокими потребительскими свойствами, хотя многие отмечают тесноватую кабину и завышенную цену в 140 тыс. долларов. Аэродинамическое качество – 47.
АС-7
Российский планер, обладающий на редкость хорошими потребительскими свойствами. Взлетный вес достигает 700 кг, планер продается с прицепом (опционально) для перевозки автомобилем, что очень удобно: не нужно заморачиваться, чтобы найти подходящий транспорт для доставки аппарата в требуемое место. И еще один важный плюс – кресла инструктора и «пользователя» размещены рядом, а не друг за другом, как в большинстве безмоторных аппаратов.
В российском АС-7 сиденья расположены попарно! Фото: YouTube.com
Аэродинамическое качество АС-7 и АС-7М (с двигателем): 34 и 37 при максимальной скорости в 200 и 250 км/ч соответственно. Стоимость планера 55 тыс., а прицепа 21 тыс. евро.
Итоги
Изначально планер придумывался, как средство для изучения аэродинамических качества летательных аппаратов. Именно так к нему относился Жуковский, лично знавший Лилиенталя. Однако жизнь показала, что на планере можно обучать полетам, использовать заложенные в них принципы для создания космических «челноков» или просто любоваться прекрасными панорамами Земли с высоты птичьего полета.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...