Планеры, и зачем они нужны авиации
Многие наблюдали парящий полет рукотворных и чаще всего белоснежных «птиц» в бесконечно голубом небе. Кажется, что эти летательные аппараты будут вечно висеть в воздухе. Однако земное притяжение делает свое дело и рано или поздно планер сядет.
Что же представляет собой эта штуковина? Летательный аппарат, который хоть и тяжелее воздуха, но способен по нему передвигаться благодаря подъемной силе, создаваемой потоком на крыле. Вместо тяги от двигателя используется гравитация – земное притяжение.
Первый такой аппарат, поднявший человека в небо, был изготовлен Джорджом Кейли в 1853 году. И с тех пор «пошло-поехало»: к концу XIX и началу XX века уже другой конструктор – Отто Лилиенталь создал планер, как бы сейчас сказали, пригодный к длительному практическому использованию. Машина имела сбалансированные характеристики и к 20-м годам идея пользовалась огромной популярностью в мире, в т. ч. и СССР.
Везде создавались планерные школы, где получали первый опыт полетов будущие известные пилоты. Постепенно определились цели, для достижения которых и нужен был планер:
✅ учеба
✅ спортивные состязания (пилотаж, рекорды скорости, дальности)
✅ эксперименты типа «что-то сделать и посмотреть, как оно полетит»
✅ изучение атмосферы
✅ перевозка небольших грузов
✅ развлечение
Последнее предназначение сегодня активно используется: на летательном аппарате можно не только любоваться панорамами с высоты птичьего полета, но и совершать некоторые фигуры пилотажа. К тому же такое развлечение стоит недорого: основная часть ценника – оплата услуги самолета-буксировщика.
Тут есть несколько вариантов, самый распространенный из которых – буксировка самолетом. Планер прицепляют к хвосту, затягивают на нужную высоту и отпускают в свободный полет. При этом самолет может тащить за собой и парочку безмоторных летательных аппаратов.
Есть и другие способы подняться в небо на планере. Например, наиболее актуальный метод самостоятельного взлета – использование специального небольшого двигателя. Такой аппарат называется мотопланером. Здесь силовой агрегат запускается только для того, чтобы оторваться от земли. Ну или если не хватает воздушных потоков чтобы дотянуть до места посадки. А еще планер можно столкнуть с крутой горы, «пульнуть» им из специальной лебедки, поднять в воздух при помощи разгонного автомобиля. Последний способ использовали и для испытания новых небольших (чаще экспериментальных) самолетов: машина набирала 180-190 км/ч, аппарат отрывался от земли, приборы фиксировали его поведение, связанное с аэродинамикой.
Чтобы не просто снижаться, а еще и набирать высоту, маневрировать, безмоторный аппарат использует воздушные потоки. Обычно это т. н. термики. Они появляются там, где земная поверхность нагревается сильнее всего. Обычно это места черного цвета, притягивающего тепло: пашни, автомагистрали. Минус термиков в том, что пользоваться ими в климатических условиях России можно только весной и летом.
А еще для увеличения высоты используют волновые потоки, обволакивающие горы. Именно в таких местностях и ставили мировые рекорды. Зачастую учитывают сразу два варианта. Например, столкновение ветра со склоном и его нагрев солнцем. В итоге образуется обтекаемый и термический потоки.
Наглядный пример парения – крупные птицы. Альбатрос и вовсе не может долго лететь с помощью мышц. Большую часть жизни он проводит именно в парении.
Речь идет о максимальной высоте и дальности полета. В первом случае рекордсменом стал стратосферный планер Windward Performance Perlan 2. Надо сказать, что в 1989 году был установлен рекорд по высоте дозвукового полета на самолете (!) Lockheed U-2, который поднялся до 22 тыс. 475 метров. Пилоты Тим Гарднер и Джим Пейн «побили» это достижение. На планере Perlan 2 2 сентября 2018 года они сумели достигнуть высоты в 23 тыс. 203 м.
Что касается дальности полета, рекорд официально зарегистрирован за немцем Клаусом Ольманом. Пилот из ФРГ 21 января 2003 года пролетел на безмоторном аппарате 3009 км.
Самая главная из них – аэродинамическое качество, обозначаемое буквой «К». Этот параметр показывает, сколько метров по горизонтали пролетит аппарат, теряя 1 м высоты в безветренную погоду. Например, если К=40, планер пролетит 40 м, снизившись на 1 м. У самых лучших планеров «К» достигает 60-ти единиц. Такое значение возможно благодаря небольшой массе и удлиненным крыльям. Например, у «кукурузника» К=10, а у российского планера АС-7М «качество» равно 37 единицам. Точно такой же параметр у самолета Virgin Atlantic GlobalFlyer, на котором было совершено кругосветное путешествие без дозаправки. Рекордсмен (о нем писалось выше) Клаус Ольман на планере Nimbus 4 DM, имевшим К=60 сумел в 2014-м облететь Эверест.
Самым большим примером планера может служить знаменитый «Буран», который вообще не имеет двигателей для посадки. Сегодня планерные школы не так популярны, как в 20-е и 30-е годы минувшего века, но все же учебных центров хватает. Они есть в Подмосковье, Санкт-Петербурге, других крупных и не очень городах России. На сайте Федерации планерного спорта можно найти необходимую информацию об официальных клубах РФ. А на чем летают сегодня любители развлечений и будущие пилоты?
Наиболее распространены две модели от чешского производителя LET – L-13 и L-23. Планер достаточно старый в моральном смысле, но кругляши-приборы некоторым любителям доставляют радость. Ремонтопригодность у аппарата на высоком уровне – примерно, как у советского автомобиля. Планер устойчиво себя ведет в полете и считается надежным. К=28 (у L-23 – 32).
Стоимость машины б/у зависит от года выпуска и в среднем составляет 35-57 тыс. долларов. Десятилетний «Бланик Л-23» оценивают в 31 тыс. 500 «зеленых».
Качественный европейский планер, отлично подходящий для обучения «азам» полета. Аппарат настолько понравился американским ВВС, что имb практически полностью заменили морально устаревшие «Бланики».
Планер отличается высокими потребительскими свойствами, хотя многие отмечают тесноватую кабину и завышенную цену в 140 тыс. долларов. Аэродинамическое качество – 47.
Российский планер, обладающий на редкость хорошими потребительскими свойствами. Взлетный вес достигает 700 кг, планер продается с прицепом (опционально) для перевозки автомобилем, что очень удобно: не нужно заморачиваться, чтобы найти подходящий транспорт для доставки аппарата в требуемое место. И еще один важный плюс – кресла инструктора и «пользователя» размещены рядом, а не друг за другом, как в большинстве безмоторных аппаратов.
Аэродинамическое качество АС-7 и АС-7М (с двигателем): 34 и 37 при максимальной скорости в 200 и 250 км/ч соответственно. Стоимость планера 55 тыс., а прицепа 21 тыс. евро.
Изначально планер придумывался, как средство для изучения аэродинамических качества летательных аппаратов. Именно так к нему относился Жуковский, лично знавший Лилиенталя. Однако жизнь показала, что на планере можно обучать полетам, использовать заложенные в них принципы для создания космических «челноков» или просто любоваться прекрасными панорамами Земли с высоты птичьего полета.
Что же представляет собой эта штуковина? Летательный аппарат, который хоть и тяжелее воздуха, но способен по нему передвигаться благодаря подъемной силе, создаваемой потоком на крыле. Вместо тяги от двигателя используется гравитация – земное притяжение.
Кто и для чего строит планеры?
Первый такой аппарат, поднявший человека в небо, был изготовлен Джорджом Кейли в 1853 году. И с тех пор «пошло-поехало»: к концу XIX и началу XX века уже другой конструктор – Отто Лилиенталь создал планер, как бы сейчас сказали, пригодный к длительному практическому использованию. Машина имела сбалансированные характеристики и к 20-м годам идея пользовалась огромной популярностью в мире, в т. ч. и СССР.
Кабина деревянных планеров 30-х годов имела минимум приборов. Фото: YouTube.com
Везде создавались планерные школы, где получали первый опыт полетов будущие известные пилоты. Постепенно определились цели, для достижения которых и нужен был планер:
✅ учеба
✅ спортивные состязания (пилотаж, рекорды скорости, дальности)
✅ эксперименты типа «что-то сделать и посмотреть, как оно полетит»
✅ изучение атмосферы
✅ перевозка небольших грузов
✅ развлечение
Последнее предназначение сегодня активно используется: на летательном аппарате можно не только любоваться панорамами с высоты птичьего полета, но и совершать некоторые фигуры пилотажа. К тому же такое развлечение стоит недорого: основная часть ценника – оплата услуги самолета-буксировщика.
Как стартует планер
Тут есть несколько вариантов, самый распространенный из которых – буксировка самолетом. Планер прицепляют к хвосту, затягивают на нужную высоту и отпускают в свободный полет. При этом самолет может тащить за собой и парочку безмоторных летательных аппаратов.
Взлет планера при помощи самолета-буксировщика. Фото: YouTube.com
Есть и другие способы подняться в небо на планере. Например, наиболее актуальный метод самостоятельного взлета – использование специального небольшого двигателя. Такой аппарат называется мотопланером. Здесь силовой агрегат запускается только для того, чтобы оторваться от земли. Ну или если не хватает воздушных потоков чтобы дотянуть до места посадки. А еще планер можно столкнуть с крутой горы, «пульнуть» им из специальной лебедки, поднять в воздух при помощи разгонного автомобиля. Последний способ использовали и для испытания новых небольших (чаще экспериментальных) самолетов: машина набирала 180-190 км/ч, аппарат отрывался от земли, приборы фиксировали его поведение, связанное с аэродинамикой.
Как летает
Чтобы не просто снижаться, а еще и набирать высоту, маневрировать, безмоторный аппарат использует воздушные потоки. Обычно это т. н. термики. Они появляются там, где земная поверхность нагревается сильнее всего. Обычно это места черного цвета, притягивающего тепло: пашни, автомагистрали. Минус термиков в том, что пользоваться ими в климатических условиях России можно только весной и летом.
После взлета при достижении заданной высоты трос отцепляют. Фото: YouTube.com
А еще для увеличения высоты используют волновые потоки, обволакивающие горы. Именно в таких местностях и ставили мировые рекорды. Зачастую учитывают сразу два варианта. Например, столкновение ветра со склоном и его нагрев солнцем. В итоге образуется обтекаемый и термический потоки.
Один из признанных мастеров парения – буревестник. Фото: YouTube.com
Наглядный пример парения – крупные птицы. Альбатрос и вовсе не может долго лететь с помощью мышц. Большую часть жизни он проводит именно в парении.
О рекордах
Речь идет о максимальной высоте и дальности полета. В первом случае рекордсменом стал стратосферный планер Windward Performance Perlan 2. Надо сказать, что в 1989 году был установлен рекорд по высоте дозвукового полета на самолете (!) Lockheed U-2, который поднялся до 22 тыс. 475 метров. Пилоты Тим Гарднер и Джим Пейн «побили» это достижение. На планере Perlan 2 2 сентября 2018 года они сумели достигнуть высоты в 23 тыс. 203 м.
Безмоторный Windward Performance Perlan 2 поднялся выше, чем дозвуковой самолет U-2. Фото: YouTube.com
Что касается дальности полета, рекорд официально зарегистрирован за немцем Клаусом Ольманом. Пилот из ФРГ 21 января 2003 года пролетел на безмоторном аппарате 3009 км.
Характеристики планеров
Самая главная из них – аэродинамическое качество, обозначаемое буквой «К». Этот параметр показывает, сколько метров по горизонтали пролетит аппарат, теряя 1 м высоты в безветренную погоду. Например, если К=40, планер пролетит 40 м, снизившись на 1 м. У самых лучших планеров «К» достигает 60-ти единиц. Такое значение возможно благодаря небольшой массе и удлиненным крыльям. Например, у «кукурузника» К=10, а у российского планера АС-7М «качество» равно 37 единицам. Точно такой же параметр у самолета Virgin Atlantic GlobalFlyer, на котором было совершено кругосветное путешествие без дозаправки. Рекордсмен (о нем писалось выше) Клаус Ольман на планере Nimbus 4 DM, имевшим К=60 сумел в 2014-м облететь Эверест.
В кабине Nimbus 4 DM, облетевшего Джомолунгму. Фото: YouTube.com
Но и сравнительно небольшое «К» позволяет планировать даже крупному лайнеру. Как, например, это сделал А320 (К=17), который после отказа двигателей из-за столкновения с птицами, удачно сел на Гудзон в 2009-м.
Самым большим примером планера может служить знаменитый «Буран», который вообще не имеет двигателей для посадки. Сегодня планерные школы не так популярны, как в 20-е и 30-е годы минувшего века, но все же учебных центров хватает. Они есть в Подмосковье, Санкт-Петербурге, других крупных и не очень городах России. На сайте Федерации планерного спорта можно найти необходимую информацию об официальных клубах РФ. А на чем летают сегодня любители развлечений и будущие пилоты?
Blanik
Наиболее распространены две модели от чешского производителя LET – L-13 и L-23. Планер достаточно старый в моральном смысле, но кругляши-приборы некоторым любителям доставляют радость. Ремонтопригодность у аппарата на высоком уровне – примерно, как у советского автомобиля. Планер устойчиво себя ведет в полете и считается надежным. К=28 (у L-23 – 32).
Blanik L-23 отличается компактностью. Фото: YouTube.com
Стоимость машины б/у зависит от года выпуска и в среднем составляет 35-57 тыс. долларов. Десятилетний «Бланик Л-23» оценивают в 31 тыс. 500 «зеленых».
DG – 1000
Качественный европейский планер, отлично подходящий для обучения «азам» полета. Аппарат настолько понравился американским ВВС, что имb практически полностью заменили морально устаревшие «Бланики».
DG – 1000 в полете. Фото: YouTube.com
Планер отличается высокими потребительскими свойствами, хотя многие отмечают тесноватую кабину и завышенную цену в 140 тыс. долларов. Аэродинамическое качество – 47.
АС-7
Российский планер, обладающий на редкость хорошими потребительскими свойствами. Взлетный вес достигает 700 кг, планер продается с прицепом (опционально) для перевозки автомобилем, что очень удобно: не нужно заморачиваться, чтобы найти подходящий транспорт для доставки аппарата в требуемое место. И еще один важный плюс – кресла инструктора и «пользователя» размещены рядом, а не друг за другом, как в большинстве безмоторных аппаратов.
В российском АС-7 сиденья расположены попарно! Фото: YouTube.com
Аэродинамическое качество АС-7 и АС-7М (с двигателем): 34 и 37 при максимальной скорости в 200 и 250 км/ч соответственно. Стоимость планера 55 тыс., а прицепа 21 тыс. евро.
Итоги
Изначально планер придумывался, как средство для изучения аэродинамических качества летательных аппаратов. Именно так к нему относился Жуковский, лично знавший Лилиенталя. Однако жизнь показала, что на планере можно обучать полетам, использовать заложенные в них принципы для создания космических «челноков» или просто любоваться прекрасными панорамами Земли с высоты птичьего полета.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...