ГАЗ-16 – уникальный советский вездеход на воздушной подушке
В середине 1950-х годов Советский Союз начал перестраиваться на мирную колею. Никита Сергеевич Хрущев вовсю демонстрировал лояльность к бывшим противникам по «холодной войне», сокращал вооруженные силы, осуждал Сталина.
В это время ставки начали делать на развитие спорта, гражданской техники, покорения космоса, океанов и самых «диких» земель. Появлялись новые транспортные средства, причем некоторые выглядели так, как будто сошли со страниц фантастических романов.
Конечно, большинство из этих машин так и остались в виде прототипов, но некоторые пошли в серию. Одним из самых интересных транспортных средств стал ГАЗ-16 – уникальный вездеход на воздушной подушке. Он мог передвигаться как по твердому покрытию, так и по воде.
К сожалению, проект хоть и выглядел как космический корабль с другой планеты, оказался слишком дорогим и сложным в производстве. Построив несколько прототипов, причем каждый из последующих превосходил предшественника, конструкторы решили отказаться от него.
Горьковский автомобильный завод в 50-60-х годах XX века просто фонтанировал смелыми проектами и разработками. Достаточно вспомнить первые в истории «Волгу» и «Чайку».
Был на заводе и экспериментальный отдел специальных и скоростных автомобилей, которым руководил Алексей Смолин. Этот конструктор во время войны работал в авиационной сфере, поэтому ничего удивительного нет в том, что он создавал уникальные автомобили, непохожие ни на что. Достаточно вспомнить ГАЗ-СГ3 с реактивным двигателем, о котором мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Перед Алексеем Смолиным и его командой в 1960 году поставили задачу создать уникальный вездеход, способный покорить любое бездорожье. Такие машины нужны были нефтяникам, геологам и ученым.
Так как ГАЗ-69 уже существовал, создавать стандартный колесный вездеход не было смысла. Алексей Смолин решил, что нужно сделать универсальное транспортное средство – летающее, пусть и невысоко.
За основу взяли катера на воздушной подушке, которые, кстати, были разработаны советским конструктором Левковым еще до начала Великой Отечественной войны. Чтобы подтвердить работоспособность новой машины, изготовили несколько моделей в масштабе 1 к 10. К ним присоединили трубки со сжатым воздухом.
Опыты с моделями показали, что под днищем может образовываться так называемая воздушная подушка, способная удерживать машину на любой ровной поверхности, начиная от асфальта, заканчивая водой, снегом и болотами.
Интересно, что ГАЗ-16 – так назвали вездеход на воздушной подушке, всерьез планировали запустить в серию. Именно по этой причине в качестве шасси была использована «Волга» ГАЗ-21. Хотя, ничего внешне общего у нового вездехода с легковым автомобилем не было.
Шасси от серийной машины понадобилось не просто так. Дело в том, что передвигаться по дорогам общего пользования ГАЗ-16 должен был на колесах. В случае необходимости, они убирались и прятались внутри корпуса.
Подвески и другие узлы ходовки решили не менять. А вот двигателя от ГАЗ-21 явно не хватало для того, чтобы задействовать работу воздушной подушки и приподнять автомобиль.
Пришлось брать самый мощный легковой мотор, который был доступен – от «Чайки». Этот силовой агрегат V8 развивал 195 л. с.
Внешне прототип получился таким ярким, что его можно было отправлять на киностудии, сниматься в фантастических фильмах. Стальной обтекаемый куполообразный корпус, двухместная кабина под стеклянным колпаком – настоящее НЛО! Появился первый автомобиль на воздушной подушке в 1961 году.
Прототип ГАЗ-16 действительно смог подняться в воздух на радость главному конструктору Алексею Смолину. Не зря он раньше работал в авиации! На борту машина могла нести до 500 кг – это при движении на воздушной подушке.
Вот только передвигаться ГАЗ-16 мог с большим трудом. Для этого ему не хватало тяги, а двигатель не справлялся с двойной нагрузкой.
Главной конструкторской ошибкой стала попытка передвигаться за счет того же потока воздуха, что создавал «подушку». Как только водитель начинал манипулировать заслонками, автомобиль, и так парящий на высоте около 15 см, снижался до критического уровня. Он мог передвигаться только по идеально ровной поверхности.
Смысла в этом не было, так как проще по асфальту ездить на колесах. Попытки исправить ситуацию провалились – конструкторы поняли, что нужен следующий опытный экземпляр.
В 1962 году был представлен ГАЗ-16 новой модификации. В этот раз конструкторы решили сделать отдельные винты и моторы для передвижения вездехода на воздушной подушке. К двигателю от «Чайки» добавили два силовых агрегата от мотоциклов с мощностью по 28 л. с. каждый. Скорее всего, это были моторы от тяжелых оппозитов марки «Урал».
Мотоциклетные силовые агрегаты отвечали за поворотные пропеллеры в хвостовой части ГАЗ-16. За их счет техника маневрировала. Двигатель от «Чайки» использовался только для воздушной подушки или колес.
В 1962 году вездеход был показан руководству страны, а потом конструкторы приступили к полномасштабным испытаниям. С передвижением по дорогам проблем не возникло – ГАЗ-16 ездил на колесах не хуже, чем «Волга», несмотря на свой футуристический внешний вид. Максимальная скорость ГАЗ-16А, так назвали второй опытный экземпляр, составляла 170 км/ч.
Зато по снегу ГАЗ-16А передвигался идеально, при этом почти не оставляя за собой следов, что заинтересовало военных. Грузоподъемность второй модели удалось увеличить до тонны – это в два раза больше, чем у первого прототипа.
Неплохо воздушная подушка показала себя и в пустынях, хотя там имелись свои нюансы. При движении поднимались клубы пыли и песка. Они действовали как абразив, выводящий из строя двигатели и винты.
Ободренные успехами, конструкторы приступили к испытаниям ГАЗ-16А на бездорожье. И вот тут аппарат преподнес неприятный сюрприз. Толщины воздушной подушки в 15 см не хватало для прохождения неровностей. Даже городские бордюры могли оказаться непреодолимым препятствием для машины, не говоря уже про внедорожную эксплуатацию.
Чтобы поднять ГАЗ-16 выше над землей, потенциала двигателя от «Чайки» не хватало. Главный конструктор решил оборудовать технику вертолетным мотором от Ми-2. Этот силовой агрегат развивал 400 л. с.
На испытаниях машина опять прекрасно справлялась с передвижением по ровным поверхностям. Маневренность, правда, была далека от идеала. А вот по бездорожью ГАЗ-16Б ездил плохо. Перепады рельефа нарушали воздушные потоки, создающие подушку.
Конечно, аппарат можно было доработать, поставить еще более мощный двигатель, а то и несколько, но это делало стоимость неоправданно высокой. Специальная комиссия, просмотрев бумаги и подсчитав предполагаемые затраты, вынесла неутешительный вердикт – отказаться от ГАЗ-16.
Тот же ЗИЛ-157 по проходимости и грузоподъемности был куда лучше, а стоил в десятки раз дешевле. Так ГАЗ-16 и остался смелым проектом, не нашедшим применение в жизни.
В дальнейшем все опытные машины разобрали. Часть кузова одного из экземпляров чудом удалось сохранить – она выставляется в музее Горьковского автомобильного завода.
В это время ставки начали делать на развитие спорта, гражданской техники, покорения космоса, океанов и самых «диких» земель. Появлялись новые транспортные средства, причем некоторые выглядели так, как будто сошли со страниц фантастических романов.
Конечно, большинство из этих машин так и остались в виде прототипов, но некоторые пошли в серию. Одним из самых интересных транспортных средств стал ГАЗ-16 – уникальный вездеход на воздушной подушке. Он мог передвигаться как по твердому покрытию, так и по воде.
Маневренность машины была посредственной. Фото: Youtube.com
К сожалению, проект хоть и выглядел как космический корабль с другой планеты, оказался слишком дорогим и сложным в производстве. Построив несколько прототипов, причем каждый из последующих превосходил предшественника, конструкторы решили отказаться от него.
Откуда вообще родилась идея?
Горьковский автомобильный завод в 50-60-х годах XX века просто фонтанировал смелыми проектами и разработками. Достаточно вспомнить первые в истории «Волгу» и «Чайку».
Был на заводе и экспериментальный отдел специальных и скоростных автомобилей, которым руководил Алексей Смолин. Этот конструктор во время войны работал в авиационной сфере, поэтому ничего удивительного нет в том, что он создавал уникальные автомобили, непохожие ни на что. Достаточно вспомнить ГАЗ-СГ3 с реактивным двигателем, о котором мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Перед Алексеем Смолиным и его командой в 1960 году поставили задачу создать уникальный вездеход, способный покорить любое бездорожье. Такие машины нужны были нефтяникам, геологам и ученым.
Проект в народе называли «Летающая Волга». Фото: Youtube.com
Так как ГАЗ-69 уже существовал, создавать стандартный колесный вездеход не было смысла. Алексей Смолин решил, что нужно сделать универсальное транспортное средство – летающее, пусть и невысоко.
За основу взяли катера на воздушной подушке, которые, кстати, были разработаны советским конструктором Левковым еще до начала Великой Отечественной войны. Чтобы подтвердить работоспособность новой машины, изготовили несколько моделей в масштабе 1 к 10. К ним присоединили трубки со сжатым воздухом.
Опыты с моделями показали, что под днищем может образовываться так называемая воздушная подушка, способная удерживать машину на любой ровной поверхности, начиная от асфальта, заканчивая водой, снегом и болотами.
Интересно, что ГАЗ-16 – так назвали вездеход на воздушной подушке, всерьез планировали запустить в серию. Именно по этой причине в качестве шасси была использована «Волга» ГАЗ-21. Хотя, ничего внешне общего у нового вездехода с легковым автомобилем не было.
Первый опытный образец
Шасси от серийной машины понадобилось не просто так. Дело в том, что передвигаться по дорогам общего пользования ГАЗ-16 должен был на колесах. В случае необходимости, они убирались и прятались внутри корпуса.
Таким образом создавалась воздушная подушка. Фото: Youtube.com
Подвески и другие узлы ходовки решили не менять. А вот двигателя от ГАЗ-21 явно не хватало для того, чтобы задействовать работу воздушной подушки и приподнять автомобиль.
Пришлось брать самый мощный легковой мотор, который был доступен – от «Чайки». Этот силовой агрегат V8 развивал 195 л. с.
Внешне прототип получился таким ярким, что его можно было отправлять на киностудии, сниматься в фантастических фильмах. Стальной обтекаемый куполообразный корпус, двухместная кабина под стеклянным колпаком – настоящее НЛО! Появился первый автомобиль на воздушной подушке в 1961 году.
Испытания
Прототип ГАЗ-16 действительно смог подняться в воздух на радость главному конструктору Алексею Смолину. Не зря он раньше работал в авиации! На борту машина могла нести до 500 кг – это при движении на воздушной подушке.
Вот только передвигаться ГАЗ-16 мог с большим трудом. Для этого ему не хватало тяги, а двигатель не справлялся с двойной нагрузкой.
Главной конструкторской ошибкой стала попытка передвигаться за счет того же потока воздуха, что создавал «подушку». Как только водитель начинал манипулировать заслонками, автомобиль, и так парящий на высоте около 15 см, снижался до критического уровня. Он мог передвигаться только по идеально ровной поверхности.
В кабине было тесновато. Фото: Youtube.com
Смысла в этом не было, так как проще по асфальту ездить на колесах. Попытки исправить ситуацию провалились – конструкторы поняли, что нужен следующий опытный экземпляр.
Прототип номер два
В 1962 году был представлен ГАЗ-16 новой модификации. В этот раз конструкторы решили сделать отдельные винты и моторы для передвижения вездехода на воздушной подушке. К двигателю от «Чайки» добавили два силовых агрегата от мотоциклов с мощностью по 28 л. с. каждый. Скорее всего, это были моторы от тяжелых оппозитов марки «Урал».
Мотоциклетные силовые агрегаты отвечали за поворотные пропеллеры в хвостовой части ГАЗ-16. За их счет техника маневрировала. Двигатель от «Чайки» использовался только для воздушной подушки или колес.
В 1962 году вездеход был показан руководству страны, а потом конструкторы приступили к полномасштабным испытаниям. С передвижением по дорогам проблем не возникло – ГАЗ-16 ездил на колесах не хуже, чем «Волга», несмотря на свой футуристический внешний вид. Максимальная скорость ГАЗ-16А, так назвали второй опытный экземпляр, составляла 170 км/ч.
С воздушной подушкой справиться оказалось сложнее. Даже на ровной дороге и прямых ее отрезках не всегда получалось проехать без происшествий. Машину часто заносило в стороны, а работу двух мотоциклетных моторов было трудно синхронизировать.
Зато по снегу ГАЗ-16А передвигался идеально, при этом почти не оставляя за собой следов, что заинтересовало военных. Грузоподъемность второй модели удалось увеличить до тонны – это в два раза больше, чем у первого прототипа.
На этом образце уже стоял вертолетный двигатель. Фото: Youtube.com
Неплохо воздушная подушка показала себя и в пустынях, хотя там имелись свои нюансы. При движении поднимались клубы пыли и песка. Они действовали как абразив, выводящий из строя двигатели и винты.
Ободренные успехами, конструкторы приступили к испытаниям ГАЗ-16А на бездорожье. И вот тут аппарат преподнес неприятный сюрприз. Толщины воздушной подушки в 15 см не хватало для прохождения неровностей. Даже городские бордюры могли оказаться непреодолимым препятствием для машины, не говоря уже про внедорожную эксплуатацию.
Третий и последний прототип
Чтобы поднять ГАЗ-16 выше над землей, потенциала двигателя от «Чайки» не хватало. Главный конструктор решил оборудовать технику вертолетным мотором от Ми-2. Этот силовой агрегат развивал 400 л. с.
Новый опытный образец назвали ГАЗ-16Б. Двигателя ГТД-350 хватило, чтобы увеличить высоту воздушной подушки почти в два раза. Грузоподъемность тоже выросла.
На испытаниях машина опять прекрасно справлялась с передвижением по ровным поверхностям. Маневренность, правда, была далека от идеала. А вот по бездорожью ГАЗ-16Б ездил плохо. Перепады рельефа нарушали воздушные потоки, создающие подушку.
Это все, что осталось от уникальных машин. Фото: Youtube.com
Конечно, аппарат можно было доработать, поставить еще более мощный двигатель, а то и несколько, но это делало стоимость неоправданно высокой. Специальная комиссия, просмотрев бумаги и подсчитав предполагаемые затраты, вынесла неутешительный вердикт – отказаться от ГАЗ-16.
Тот же ЗИЛ-157 по проходимости и грузоподъемности был куда лучше, а стоил в десятки раз дешевле. Так ГАЗ-16 и остался смелым проектом, не нашедшим применение в жизни.
В дальнейшем все опытные машины разобрали. Часть кузова одного из экземпляров чудом удалось сохранить – она выставляется в музее Горьковского автомобильного завода.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....