ГАЗ-16 – уникальный советский вездеход на воздушной подушке
В середине 1950-х годов Советский Союз начал перестраиваться на мирную колею. Никита Сергеевич Хрущев вовсю демонстрировал лояльность к бывшим противникам по «холодной войне», сокращал вооруженные силы, осуждал Сталина.
В это время ставки начали делать на развитие спорта, гражданской техники, покорения космоса, океанов и самых «диких» земель. Появлялись новые транспортные средства, причем некоторые выглядели так, как будто сошли со страниц фантастических романов.
Конечно, большинство из этих машин так и остались в виде прототипов, но некоторые пошли в серию. Одним из самых интересных транспортных средств стал ГАЗ-16 – уникальный вездеход на воздушной подушке. Он мог передвигаться как по твердому покрытию, так и по воде.
К сожалению, проект хоть и выглядел как космический корабль с другой планеты, оказался слишком дорогим и сложным в производстве. Построив несколько прототипов, причем каждый из последующих превосходил предшественника, конструкторы решили отказаться от него.
Горьковский автомобильный завод в 50-60-х годах XX века просто фонтанировал смелыми проектами и разработками. Достаточно вспомнить первые в истории «Волгу» и «Чайку».
Был на заводе и экспериментальный отдел специальных и скоростных автомобилей, которым руководил Алексей Смолин. Этот конструктор во время войны работал в авиационной сфере, поэтому ничего удивительного нет в том, что он создавал уникальные автомобили, непохожие ни на что. Достаточно вспомнить ГАЗ-СГ3 с реактивным двигателем, о котором мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Перед Алексеем Смолиным и его командой в 1960 году поставили задачу создать уникальный вездеход, способный покорить любое бездорожье. Такие машины нужны были нефтяникам, геологам и ученым.
Так как ГАЗ-69 уже существовал, создавать стандартный колесный вездеход не было смысла. Алексей Смолин решил, что нужно сделать универсальное транспортное средство – летающее, пусть и невысоко.
За основу взяли катера на воздушной подушке, которые, кстати, были разработаны советским конструктором Левковым еще до начала Великой Отечественной войны. Чтобы подтвердить работоспособность новой машины, изготовили несколько моделей в масштабе 1 к 10. К ним присоединили трубки со сжатым воздухом.
Опыты с моделями показали, что под днищем может образовываться так называемая воздушная подушка, способная удерживать машину на любой ровной поверхности, начиная от асфальта, заканчивая водой, снегом и болотами.
Интересно, что ГАЗ-16 – так назвали вездеход на воздушной подушке, всерьез планировали запустить в серию. Именно по этой причине в качестве шасси была использована «Волга» ГАЗ-21. Хотя, ничего внешне общего у нового вездехода с легковым автомобилем не было.
Шасси от серийной машины понадобилось не просто так. Дело в том, что передвигаться по дорогам общего пользования ГАЗ-16 должен был на колесах. В случае необходимости, они убирались и прятались внутри корпуса.
Подвески и другие узлы ходовки решили не менять. А вот двигателя от ГАЗ-21 явно не хватало для того, чтобы задействовать работу воздушной подушки и приподнять автомобиль.
Пришлось брать самый мощный легковой мотор, который был доступен – от «Чайки». Этот силовой агрегат V8 развивал 195 л. с.
Внешне прототип получился таким ярким, что его можно было отправлять на киностудии, сниматься в фантастических фильмах. Стальной обтекаемый куполообразный корпус, двухместная кабина под стеклянным колпаком – настоящее НЛО! Появился первый автомобиль на воздушной подушке в 1961 году.
Прототип ГАЗ-16 действительно смог подняться в воздух на радость главному конструктору Алексею Смолину. Не зря он раньше работал в авиации! На борту машина могла нести до 500 кг – это при движении на воздушной подушке.
Вот только передвигаться ГАЗ-16 мог с большим трудом. Для этого ему не хватало тяги, а двигатель не справлялся с двойной нагрузкой.
Главной конструкторской ошибкой стала попытка передвигаться за счет того же потока воздуха, что создавал «подушку». Как только водитель начинал манипулировать заслонками, автомобиль, и так парящий на высоте около 15 см, снижался до критического уровня. Он мог передвигаться только по идеально ровной поверхности.
Смысла в этом не было, так как проще по асфальту ездить на колесах. Попытки исправить ситуацию провалились – конструкторы поняли, что нужен следующий опытный экземпляр.
В 1962 году был представлен ГАЗ-16 новой модификации. В этот раз конструкторы решили сделать отдельные винты и моторы для передвижения вездехода на воздушной подушке. К двигателю от «Чайки» добавили два силовых агрегата от мотоциклов с мощностью по 28 л. с. каждый. Скорее всего, это были моторы от тяжелых оппозитов марки «Урал».
Мотоциклетные силовые агрегаты отвечали за поворотные пропеллеры в хвостовой части ГАЗ-16. За их счет техника маневрировала. Двигатель от «Чайки» использовался только для воздушной подушки или колес.
В 1962 году вездеход был показан руководству страны, а потом конструкторы приступили к полномасштабным испытаниям. С передвижением по дорогам проблем не возникло – ГАЗ-16 ездил на колесах не хуже, чем «Волга», несмотря на свой футуристический внешний вид. Максимальная скорость ГАЗ-16А, так назвали второй опытный экземпляр, составляла 170 км/ч.
Зато по снегу ГАЗ-16А передвигался идеально, при этом почти не оставляя за собой следов, что заинтересовало военных. Грузоподъемность второй модели удалось увеличить до тонны – это в два раза больше, чем у первого прототипа.
Неплохо воздушная подушка показала себя и в пустынях, хотя там имелись свои нюансы. При движении поднимались клубы пыли и песка. Они действовали как абразив, выводящий из строя двигатели и винты.
Ободренные успехами, конструкторы приступили к испытаниям ГАЗ-16А на бездорожье. И вот тут аппарат преподнес неприятный сюрприз. Толщины воздушной подушки в 15 см не хватало для прохождения неровностей. Даже городские бордюры могли оказаться непреодолимым препятствием для машины, не говоря уже про внедорожную эксплуатацию.
Чтобы поднять ГАЗ-16 выше над землей, потенциала двигателя от «Чайки» не хватало. Главный конструктор решил оборудовать технику вертолетным мотором от Ми-2. Этот силовой агрегат развивал 400 л. с.
На испытаниях машина опять прекрасно справлялась с передвижением по ровным поверхностям. Маневренность, правда, была далека от идеала. А вот по бездорожью ГАЗ-16Б ездил плохо. Перепады рельефа нарушали воздушные потоки, создающие подушку.
Конечно, аппарат можно было доработать, поставить еще более мощный двигатель, а то и несколько, но это делало стоимость неоправданно высокой. Специальная комиссия, просмотрев бумаги и подсчитав предполагаемые затраты, вынесла неутешительный вердикт – отказаться от ГАЗ-16.
Тот же ЗИЛ-157 по проходимости и грузоподъемности был куда лучше, а стоил в десятки раз дешевле. Так ГАЗ-16 и остался смелым проектом, не нашедшим применение в жизни.
В дальнейшем все опытные машины разобрали. Часть кузова одного из экземпляров чудом удалось сохранить – она выставляется в музее Горьковского автомобильного завода.
В это время ставки начали делать на развитие спорта, гражданской техники, покорения космоса, океанов и самых «диких» земель. Появлялись новые транспортные средства, причем некоторые выглядели так, как будто сошли со страниц фантастических романов.
Конечно, большинство из этих машин так и остались в виде прототипов, но некоторые пошли в серию. Одним из самых интересных транспортных средств стал ГАЗ-16 – уникальный вездеход на воздушной подушке. Он мог передвигаться как по твердому покрытию, так и по воде.
Маневренность машины была посредственной. Фото: Youtube.com
К сожалению, проект хоть и выглядел как космический корабль с другой планеты, оказался слишком дорогим и сложным в производстве. Построив несколько прототипов, причем каждый из последующих превосходил предшественника, конструкторы решили отказаться от него.
Откуда вообще родилась идея?
Горьковский автомобильный завод в 50-60-х годах XX века просто фонтанировал смелыми проектами и разработками. Достаточно вспомнить первые в истории «Волгу» и «Чайку».
Был на заводе и экспериментальный отдел специальных и скоростных автомобилей, которым руководил Алексей Смолин. Этот конструктор во время войны работал в авиационной сфере, поэтому ничего удивительного нет в том, что он создавал уникальные автомобили, непохожие ни на что. Достаточно вспомнить ГАЗ-СГ3 с реактивным двигателем, о котором мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Перед Алексеем Смолиным и его командой в 1960 году поставили задачу создать уникальный вездеход, способный покорить любое бездорожье. Такие машины нужны были нефтяникам, геологам и ученым.
Проект в народе называли «Летающая Волга». Фото: Youtube.com
Так как ГАЗ-69 уже существовал, создавать стандартный колесный вездеход не было смысла. Алексей Смолин решил, что нужно сделать универсальное транспортное средство – летающее, пусть и невысоко.
За основу взяли катера на воздушной подушке, которые, кстати, были разработаны советским конструктором Левковым еще до начала Великой Отечественной войны. Чтобы подтвердить работоспособность новой машины, изготовили несколько моделей в масштабе 1 к 10. К ним присоединили трубки со сжатым воздухом.
Опыты с моделями показали, что под днищем может образовываться так называемая воздушная подушка, способная удерживать машину на любой ровной поверхности, начиная от асфальта, заканчивая водой, снегом и болотами.
Интересно, что ГАЗ-16 – так назвали вездеход на воздушной подушке, всерьез планировали запустить в серию. Именно по этой причине в качестве шасси была использована «Волга» ГАЗ-21. Хотя, ничего внешне общего у нового вездехода с легковым автомобилем не было.
Первый опытный образец
Шасси от серийной машины понадобилось не просто так. Дело в том, что передвигаться по дорогам общего пользования ГАЗ-16 должен был на колесах. В случае необходимости, они убирались и прятались внутри корпуса.
Таким образом создавалась воздушная подушка. Фото: Youtube.com
Подвески и другие узлы ходовки решили не менять. А вот двигателя от ГАЗ-21 явно не хватало для того, чтобы задействовать работу воздушной подушки и приподнять автомобиль.
Пришлось брать самый мощный легковой мотор, который был доступен – от «Чайки». Этот силовой агрегат V8 развивал 195 л. с.
Внешне прототип получился таким ярким, что его можно было отправлять на киностудии, сниматься в фантастических фильмах. Стальной обтекаемый куполообразный корпус, двухместная кабина под стеклянным колпаком – настоящее НЛО! Появился первый автомобиль на воздушной подушке в 1961 году.
Испытания
Прототип ГАЗ-16 действительно смог подняться в воздух на радость главному конструктору Алексею Смолину. Не зря он раньше работал в авиации! На борту машина могла нести до 500 кг – это при движении на воздушной подушке.
Вот только передвигаться ГАЗ-16 мог с большим трудом. Для этого ему не хватало тяги, а двигатель не справлялся с двойной нагрузкой.
Главной конструкторской ошибкой стала попытка передвигаться за счет того же потока воздуха, что создавал «подушку». Как только водитель начинал манипулировать заслонками, автомобиль, и так парящий на высоте около 15 см, снижался до критического уровня. Он мог передвигаться только по идеально ровной поверхности.
В кабине было тесновато. Фото: Youtube.com
Смысла в этом не было, так как проще по асфальту ездить на колесах. Попытки исправить ситуацию провалились – конструкторы поняли, что нужен следующий опытный экземпляр.
Прототип номер два
В 1962 году был представлен ГАЗ-16 новой модификации. В этот раз конструкторы решили сделать отдельные винты и моторы для передвижения вездехода на воздушной подушке. К двигателю от «Чайки» добавили два силовых агрегата от мотоциклов с мощностью по 28 л. с. каждый. Скорее всего, это были моторы от тяжелых оппозитов марки «Урал».
Мотоциклетные силовые агрегаты отвечали за поворотные пропеллеры в хвостовой части ГАЗ-16. За их счет техника маневрировала. Двигатель от «Чайки» использовался только для воздушной подушки или колес.
В 1962 году вездеход был показан руководству страны, а потом конструкторы приступили к полномасштабным испытаниям. С передвижением по дорогам проблем не возникло – ГАЗ-16 ездил на колесах не хуже, чем «Волга», несмотря на свой футуристический внешний вид. Максимальная скорость ГАЗ-16А, так назвали второй опытный экземпляр, составляла 170 км/ч.
С воздушной подушкой справиться оказалось сложнее. Даже на ровной дороге и прямых ее отрезках не всегда получалось проехать без происшествий. Машину часто заносило в стороны, а работу двух мотоциклетных моторов было трудно синхронизировать.
Зато по снегу ГАЗ-16А передвигался идеально, при этом почти не оставляя за собой следов, что заинтересовало военных. Грузоподъемность второй модели удалось увеличить до тонны – это в два раза больше, чем у первого прототипа.
На этом образце уже стоял вертолетный двигатель. Фото: Youtube.com
Неплохо воздушная подушка показала себя и в пустынях, хотя там имелись свои нюансы. При движении поднимались клубы пыли и песка. Они действовали как абразив, выводящий из строя двигатели и винты.
Ободренные успехами, конструкторы приступили к испытаниям ГАЗ-16А на бездорожье. И вот тут аппарат преподнес неприятный сюрприз. Толщины воздушной подушки в 15 см не хватало для прохождения неровностей. Даже городские бордюры могли оказаться непреодолимым препятствием для машины, не говоря уже про внедорожную эксплуатацию.
Третий и последний прототип
Чтобы поднять ГАЗ-16 выше над землей, потенциала двигателя от «Чайки» не хватало. Главный конструктор решил оборудовать технику вертолетным мотором от Ми-2. Этот силовой агрегат развивал 400 л. с.
Новый опытный образец назвали ГАЗ-16Б. Двигателя ГТД-350 хватило, чтобы увеличить высоту воздушной подушки почти в два раза. Грузоподъемность тоже выросла.
На испытаниях машина опять прекрасно справлялась с передвижением по ровным поверхностям. Маневренность, правда, была далека от идеала. А вот по бездорожью ГАЗ-16Б ездил плохо. Перепады рельефа нарушали воздушные потоки, создающие подушку.
Это все, что осталось от уникальных машин. Фото: Youtube.com
Конечно, аппарат можно было доработать, поставить еще более мощный двигатель, а то и несколько, но это делало стоимость неоправданно высокой. Специальная комиссия, просмотрев бумаги и подсчитав предполагаемые затраты, вынесла неутешительный вердикт – отказаться от ГАЗ-16.
Тот же ЗИЛ-157 по проходимости и грузоподъемности был куда лучше, а стоил в десятки раз дешевле. Так ГАЗ-16 и остался смелым проектом, не нашедшим применение в жизни.
В дальнейшем все опытные машины разобрали. Часть кузова одного из экземпляров чудом удалось сохранить – она выставляется в музее Горьковского автомобильного завода.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....