ГАЗ-16 – уникальный советский вездеход на воздушной подушке
В середине 1950-х годов Советский Союз начал перестраиваться на мирную колею. Никита Сергеевич Хрущев вовсю демонстрировал лояльность к бывшим противникам по «холодной войне», сокращал вооруженные силы, осуждал Сталина.
В это время ставки начали делать на развитие спорта, гражданской техники, покорения космоса, океанов и самых «диких» земель. Появлялись новые транспортные средства, причем некоторые выглядели так, как будто сошли со страниц фантастических романов.
Конечно, большинство из этих машин так и остались в виде прототипов, но некоторые пошли в серию. Одним из самых интересных транспортных средств стал ГАЗ-16 – уникальный вездеход на воздушной подушке. Он мог передвигаться как по твердому покрытию, так и по воде.
К сожалению, проект хоть и выглядел как космический корабль с другой планеты, оказался слишком дорогим и сложным в производстве. Построив несколько прототипов, причем каждый из последующих превосходил предшественника, конструкторы решили отказаться от него.
Горьковский автомобильный завод в 50-60-х годах XX века просто фонтанировал смелыми проектами и разработками. Достаточно вспомнить первые в истории «Волгу» и «Чайку».
Был на заводе и экспериментальный отдел специальных и скоростных автомобилей, которым руководил Алексей Смолин. Этот конструктор во время войны работал в авиационной сфере, поэтому ничего удивительного нет в том, что он создавал уникальные автомобили, непохожие ни на что. Достаточно вспомнить ГАЗ-СГ3 с реактивным двигателем, о котором мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Перед Алексеем Смолиным и его командой в 1960 году поставили задачу создать уникальный вездеход, способный покорить любое бездорожье. Такие машины нужны были нефтяникам, геологам и ученым.
Так как ГАЗ-69 уже существовал, создавать стандартный колесный вездеход не было смысла. Алексей Смолин решил, что нужно сделать универсальное транспортное средство – летающее, пусть и невысоко.
За основу взяли катера на воздушной подушке, которые, кстати, были разработаны советским конструктором Левковым еще до начала Великой Отечественной войны. Чтобы подтвердить работоспособность новой машины, изготовили несколько моделей в масштабе 1 к 10. К ним присоединили трубки со сжатым воздухом.
Опыты с моделями показали, что под днищем может образовываться так называемая воздушная подушка, способная удерживать машину на любой ровной поверхности, начиная от асфальта, заканчивая водой, снегом и болотами.
Интересно, что ГАЗ-16 – так назвали вездеход на воздушной подушке, всерьез планировали запустить в серию. Именно по этой причине в качестве шасси была использована «Волга» ГАЗ-21. Хотя, ничего внешне общего у нового вездехода с легковым автомобилем не было.
Шасси от серийной машины понадобилось не просто так. Дело в том, что передвигаться по дорогам общего пользования ГАЗ-16 должен был на колесах. В случае необходимости, они убирались и прятались внутри корпуса.
Подвески и другие узлы ходовки решили не менять. А вот двигателя от ГАЗ-21 явно не хватало для того, чтобы задействовать работу воздушной подушки и приподнять автомобиль.
Пришлось брать самый мощный легковой мотор, который был доступен – от «Чайки». Этот силовой агрегат V8 развивал 195 л. с.
Внешне прототип получился таким ярким, что его можно было отправлять на киностудии, сниматься в фантастических фильмах. Стальной обтекаемый куполообразный корпус, двухместная кабина под стеклянным колпаком – настоящее НЛО! Появился первый автомобиль на воздушной подушке в 1961 году.
Прототип ГАЗ-16 действительно смог подняться в воздух на радость главному конструктору Алексею Смолину. Не зря он раньше работал в авиации! На борту машина могла нести до 500 кг – это при движении на воздушной подушке.
Вот только передвигаться ГАЗ-16 мог с большим трудом. Для этого ему не хватало тяги, а двигатель не справлялся с двойной нагрузкой.
Главной конструкторской ошибкой стала попытка передвигаться за счет того же потока воздуха, что создавал «подушку». Как только водитель начинал манипулировать заслонками, автомобиль, и так парящий на высоте около 15 см, снижался до критического уровня. Он мог передвигаться только по идеально ровной поверхности.
Смысла в этом не было, так как проще по асфальту ездить на колесах. Попытки исправить ситуацию провалились – конструкторы поняли, что нужен следующий опытный экземпляр.
В 1962 году был представлен ГАЗ-16 новой модификации. В этот раз конструкторы решили сделать отдельные винты и моторы для передвижения вездехода на воздушной подушке. К двигателю от «Чайки» добавили два силовых агрегата от мотоциклов с мощностью по 28 л. с. каждый. Скорее всего, это были моторы от тяжелых оппозитов марки «Урал».
Мотоциклетные силовые агрегаты отвечали за поворотные пропеллеры в хвостовой части ГАЗ-16. За их счет техника маневрировала. Двигатель от «Чайки» использовался только для воздушной подушки или колес.
В 1962 году вездеход был показан руководству страны, а потом конструкторы приступили к полномасштабным испытаниям. С передвижением по дорогам проблем не возникло – ГАЗ-16 ездил на колесах не хуже, чем «Волга», несмотря на свой футуристический внешний вид. Максимальная скорость ГАЗ-16А, так назвали второй опытный экземпляр, составляла 170 км/ч.
Зато по снегу ГАЗ-16А передвигался идеально, при этом почти не оставляя за собой следов, что заинтересовало военных. Грузоподъемность второй модели удалось увеличить до тонны – это в два раза больше, чем у первого прототипа.
Неплохо воздушная подушка показала себя и в пустынях, хотя там имелись свои нюансы. При движении поднимались клубы пыли и песка. Они действовали как абразив, выводящий из строя двигатели и винты.
Ободренные успехами, конструкторы приступили к испытаниям ГАЗ-16А на бездорожье. И вот тут аппарат преподнес неприятный сюрприз. Толщины воздушной подушки в 15 см не хватало для прохождения неровностей. Даже городские бордюры могли оказаться непреодолимым препятствием для машины, не говоря уже про внедорожную эксплуатацию.
Чтобы поднять ГАЗ-16 выше над землей, потенциала двигателя от «Чайки» не хватало. Главный конструктор решил оборудовать технику вертолетным мотором от Ми-2. Этот силовой агрегат развивал 400 л. с.
На испытаниях машина опять прекрасно справлялась с передвижением по ровным поверхностям. Маневренность, правда, была далека от идеала. А вот по бездорожью ГАЗ-16Б ездил плохо. Перепады рельефа нарушали воздушные потоки, создающие подушку.
Конечно, аппарат можно было доработать, поставить еще более мощный двигатель, а то и несколько, но это делало стоимость неоправданно высокой. Специальная комиссия, просмотрев бумаги и подсчитав предполагаемые затраты, вынесла неутешительный вердикт – отказаться от ГАЗ-16.
Тот же ЗИЛ-157 по проходимости и грузоподъемности был куда лучше, а стоил в десятки раз дешевле. Так ГАЗ-16 и остался смелым проектом, не нашедшим применение в жизни.
В дальнейшем все опытные машины разобрали. Часть кузова одного из экземпляров чудом удалось сохранить – она выставляется в музее Горьковского автомобильного завода.
В это время ставки начали делать на развитие спорта, гражданской техники, покорения космоса, океанов и самых «диких» земель. Появлялись новые транспортные средства, причем некоторые выглядели так, как будто сошли со страниц фантастических романов.
Конечно, большинство из этих машин так и остались в виде прототипов, но некоторые пошли в серию. Одним из самых интересных транспортных средств стал ГАЗ-16 – уникальный вездеход на воздушной подушке. Он мог передвигаться как по твердому покрытию, так и по воде.
Маневренность машины была посредственной. Фото: Youtube.com
К сожалению, проект хоть и выглядел как космический корабль с другой планеты, оказался слишком дорогим и сложным в производстве. Построив несколько прототипов, причем каждый из последующих превосходил предшественника, конструкторы решили отказаться от него.
Откуда вообще родилась идея?
Горьковский автомобильный завод в 50-60-х годах XX века просто фонтанировал смелыми проектами и разработками. Достаточно вспомнить первые в истории «Волгу» и «Чайку».
Был на заводе и экспериментальный отдел специальных и скоростных автомобилей, которым руководил Алексей Смолин. Этот конструктор во время войны работал в авиационной сфере, поэтому ничего удивительного нет в том, что он создавал уникальные автомобили, непохожие ни на что. Достаточно вспомнить ГАЗ-СГ3 с реактивным двигателем, о котором мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Перед Алексеем Смолиным и его командой в 1960 году поставили задачу создать уникальный вездеход, способный покорить любое бездорожье. Такие машины нужны были нефтяникам, геологам и ученым.
Проект в народе называли «Летающая Волга». Фото: Youtube.com
Так как ГАЗ-69 уже существовал, создавать стандартный колесный вездеход не было смысла. Алексей Смолин решил, что нужно сделать универсальное транспортное средство – летающее, пусть и невысоко.
За основу взяли катера на воздушной подушке, которые, кстати, были разработаны советским конструктором Левковым еще до начала Великой Отечественной войны. Чтобы подтвердить работоспособность новой машины, изготовили несколько моделей в масштабе 1 к 10. К ним присоединили трубки со сжатым воздухом.
Опыты с моделями показали, что под днищем может образовываться так называемая воздушная подушка, способная удерживать машину на любой ровной поверхности, начиная от асфальта, заканчивая водой, снегом и болотами.
Интересно, что ГАЗ-16 – так назвали вездеход на воздушной подушке, всерьез планировали запустить в серию. Именно по этой причине в качестве шасси была использована «Волга» ГАЗ-21. Хотя, ничего внешне общего у нового вездехода с легковым автомобилем не было.
Первый опытный образец
Шасси от серийной машины понадобилось не просто так. Дело в том, что передвигаться по дорогам общего пользования ГАЗ-16 должен был на колесах. В случае необходимости, они убирались и прятались внутри корпуса.
Таким образом создавалась воздушная подушка. Фото: Youtube.com
Подвески и другие узлы ходовки решили не менять. А вот двигателя от ГАЗ-21 явно не хватало для того, чтобы задействовать работу воздушной подушки и приподнять автомобиль.
Пришлось брать самый мощный легковой мотор, который был доступен – от «Чайки». Этот силовой агрегат V8 развивал 195 л. с.
Внешне прототип получился таким ярким, что его можно было отправлять на киностудии, сниматься в фантастических фильмах. Стальной обтекаемый куполообразный корпус, двухместная кабина под стеклянным колпаком – настоящее НЛО! Появился первый автомобиль на воздушной подушке в 1961 году.
Испытания
Прототип ГАЗ-16 действительно смог подняться в воздух на радость главному конструктору Алексею Смолину. Не зря он раньше работал в авиации! На борту машина могла нести до 500 кг – это при движении на воздушной подушке.
Вот только передвигаться ГАЗ-16 мог с большим трудом. Для этого ему не хватало тяги, а двигатель не справлялся с двойной нагрузкой.
Главной конструкторской ошибкой стала попытка передвигаться за счет того же потока воздуха, что создавал «подушку». Как только водитель начинал манипулировать заслонками, автомобиль, и так парящий на высоте около 15 см, снижался до критического уровня. Он мог передвигаться только по идеально ровной поверхности.
В кабине было тесновато. Фото: Youtube.com
Смысла в этом не было, так как проще по асфальту ездить на колесах. Попытки исправить ситуацию провалились – конструкторы поняли, что нужен следующий опытный экземпляр.
Прототип номер два
В 1962 году был представлен ГАЗ-16 новой модификации. В этот раз конструкторы решили сделать отдельные винты и моторы для передвижения вездехода на воздушной подушке. К двигателю от «Чайки» добавили два силовых агрегата от мотоциклов с мощностью по 28 л. с. каждый. Скорее всего, это были моторы от тяжелых оппозитов марки «Урал».
Мотоциклетные силовые агрегаты отвечали за поворотные пропеллеры в хвостовой части ГАЗ-16. За их счет техника маневрировала. Двигатель от «Чайки» использовался только для воздушной подушки или колес.
В 1962 году вездеход был показан руководству страны, а потом конструкторы приступили к полномасштабным испытаниям. С передвижением по дорогам проблем не возникло – ГАЗ-16 ездил на колесах не хуже, чем «Волга», несмотря на свой футуристический внешний вид. Максимальная скорость ГАЗ-16А, так назвали второй опытный экземпляр, составляла 170 км/ч.
С воздушной подушкой справиться оказалось сложнее. Даже на ровной дороге и прямых ее отрезках не всегда получалось проехать без происшествий. Машину часто заносило в стороны, а работу двух мотоциклетных моторов было трудно синхронизировать.
Зато по снегу ГАЗ-16А передвигался идеально, при этом почти не оставляя за собой следов, что заинтересовало военных. Грузоподъемность второй модели удалось увеличить до тонны – это в два раза больше, чем у первого прототипа.
На этом образце уже стоял вертолетный двигатель. Фото: Youtube.com
Неплохо воздушная подушка показала себя и в пустынях, хотя там имелись свои нюансы. При движении поднимались клубы пыли и песка. Они действовали как абразив, выводящий из строя двигатели и винты.
Ободренные успехами, конструкторы приступили к испытаниям ГАЗ-16А на бездорожье. И вот тут аппарат преподнес неприятный сюрприз. Толщины воздушной подушки в 15 см не хватало для прохождения неровностей. Даже городские бордюры могли оказаться непреодолимым препятствием для машины, не говоря уже про внедорожную эксплуатацию.
Третий и последний прототип
Чтобы поднять ГАЗ-16 выше над землей, потенциала двигателя от «Чайки» не хватало. Главный конструктор решил оборудовать технику вертолетным мотором от Ми-2. Этот силовой агрегат развивал 400 л. с.
Новый опытный образец назвали ГАЗ-16Б. Двигателя ГТД-350 хватило, чтобы увеличить высоту воздушной подушки почти в два раза. Грузоподъемность тоже выросла.
На испытаниях машина опять прекрасно справлялась с передвижением по ровным поверхностям. Маневренность, правда, была далека от идеала. А вот по бездорожью ГАЗ-16Б ездил плохо. Перепады рельефа нарушали воздушные потоки, создающие подушку.
Это все, что осталось от уникальных машин. Фото: Youtube.com
Конечно, аппарат можно было доработать, поставить еще более мощный двигатель, а то и несколько, но это делало стоимость неоправданно высокой. Специальная комиссия, просмотрев бумаги и подсчитав предполагаемые затраты, вынесла неутешительный вердикт – отказаться от ГАЗ-16.
Тот же ЗИЛ-157 по проходимости и грузоподъемности был куда лучше, а стоил в десятки раз дешевле. Так ГАЗ-16 и остался смелым проектом, не нашедшим применение в жизни.
В дальнейшем все опытные машины разобрали. Часть кузова одного из экземпляров чудом удалось сохранить – она выставляется в музее Горьковского автомобильного завода.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....