
ЗИЛ-4334 – дизельная замена военному грузовику 131-ой модели
Советские военные грузовики поражают воображение своей проходимостью. Некоторые из них до сих пор выпускаются, пройдя через ряд рестайлингов и лишившись главного недостатка – умопомрачительного расхода бензина.
Достаточно вспомнить УРАЛ-4320 и Садко NEXT. Если последний внешне уже не напоминает ГАЗ-66, то второй почти не изменился. Это и хорошо – в условиях экономических санкций этот грузовик можно выпускать без особых проблем.
Есть еще один замечательный автомобиль – ЗИЛ-131. Его главный недостаток в современных реалиях – это расход топлива. По документации он около 40 литров по трассе, что, согласитесь, немало. На бездорожье этот показатель может вырасти и до сотни. Это уже ни в какие ворота не лезет.
ЗИЛ-131 не отличается экономичностью. Фото: Youtube.com
Если бы Завод имени Лихачева поставил на ЗИЛ-131 дизельный двигатель, тогда грузовик мог бы получить вторую жизнь. А ведь такая попытка действительно была. Более того – конструкторы даже выпустили новую модель, ставшую серийной. Это ЗИЛ-4334.
Только знают о нем мало, так как производство стартовало в середине 1990-х, после развала Советского Союза. Несмотря на то, что грузовик выпускался более 20 лет, собрали их немного. Армия в те годы новую технику не закупала, да и дела у Завода имени Лихачева шли не очень хорошо.
Разработка ЗИЛ-4334 началась в 1980-х. Перед этим Уральский автомобильный завод выпустил свой знаменитый Урал-4320. Военным новая машина сразу понравился – им давно хотелось получить экономичный грузовик с мощным дизельным мотором.
Понимая, что армии «уничтожители бензина» не нужны, а гражданским и подавно, в конструкторском бюро ЗИЛ задумались о выпуске своего автомобиля. Старый грузовик был во всем идеален, кроме бензинового мотора.
Характерной агрессии в облике военного грузовика уже нет. Фото: Youtube.com
Работы по выпуску автомобиля повышенной проходимости затянулись – это связано с горбачевской перестройкой и переходом на самоокупаемость. Пока встраивались в систему – было не до новых разработок.
Первый образец дебютировал в 1990 году. Для его создания использовали шасси ЗИЛ-131 и современную кабину от «гражданского» 4331.
Из-за проблем, связанных с развалом СССР, первые небольшие партии автомобилей появились только в 1994 году. Грузовик выпускали сразу в двух версиях – бортовой и шасси. Последняя предназначалась для спецоборудования, как военного, так и гражданского.
Да, в те годы Завод Лихачева еще имел производство полного цикла. Такому не страшны были никакие экономические санкции, но увы – предприятие погубило недальновидное руководство и алчные застройщики, позарившиеся на дорогой земельный участок.
Видя, что ЗИЛ-4334 не пользуется спросом, завод решил провести рекламную акцию в духе СССР. В 2000 году три грузовика были отправлены в кругосветный пробег через Дальний Восток, США и Европу. Автомобили смогли пройти 45 000 км, доказав свою надежность. К сожалению, зарубежные клиенты ЗИЛ-4334 не заинтересовались – гражданским такой грузовик не нужен, а военные имели своих поставщиков и контракты.
За счет дизельного двигателя, проходимость у ЗИЛ-4334 выше, чем у его предшественника. Фото: Youtube.com
В 2002 году появились новые дизельные моторы, соответствующие экологическому классу Евро-2/3. Была версия автомобиля с американским двигателем Caterpillar – этот грузовик получил удлиненную кабину. Там было предусмотрено спальное место для водителя.
Получив кабину от гражданской модели, новый военный грузовик утратил часть своей брутальности. Зато обслуживать его стало проще – крылья и капот от 4331 были выполнены в виде единой откидывающейся конструкции.
Кабина у ЗИЛ-4334 трехместная, как и у 131 модели. Ее сделали более комфортной за счет установки гидравлического амортизатора. Теперь водитель с пассажирами не так болтались по кабине во время езды по бездорожью. Конечно, от тряски полностью это не спасало, но разница с ЗИЛ-131 чувствуется.
Водительское сиденье регулируется в нескольких направлениях, есть даже настройка его жесткости. Получается, что военный автомобиль можно было подогнать под физические параметры каждого человека.
Кадр из кругосветной экспедиции. Фото: Youtube.com
Спереди у ЗИЛ-4334 предусмотрено место под лебедку, способную выдавать тягу до пяти тонн. Она с волновым, а не червячным редуктором.
В надежде на зарубежные продажи, кабина грузовика получила усовершенствованные вентиляционную, отопительную системы и шумоизоляцию. Даже боковые зеркала имеют подогрев, что вообще для российского автопрома несвойственно.
На военный грузовик устанавливали разные моторы, но основным считается ЗИЛ-6451. Это дизельный силовой агрегат, созданный для военных. Мотор является дефорсированной версией 645 двигателя.
Это идеальный вариант для армии, так как его можно заправлять:
✅ Дизелем
✅ Бензином
✅ Керосином
✅ Смесью из вышеперечисленных видов топлива
Понятно, что основным горючим должно выступать ДТ, но в случае необходимости автомобиль был всегда на ходу.
Скорость грузовика – 90 км/ч. Заявленный расход дизельного топлива – 32 литра.
Этот двигатель разрабатывали специально для военных. Фото: Youtube.com
Специально для беспроблемного запуска мотора в зимнее время устанавливался подогреватель. Он подключен к основной топливной системе.
ЗИЛ-4334 оснащался пятиступенчатой коробкой передач. Четыре из них были с синхронизаторами.
Предусмотрен отбор мощности для работы специального оборудования, вроде лебедки. Кстати, включить ее не так-то просто – нужно поднять коврик, вставить трубу в прорезь пола, а потом уже тянуть что-то.
Кстати, армейские и гражданские модификации ЗИЛ-4334 собирались по-разному. Для военных автомобиль получал на заводе дополнительную гидроизоляцию проводки и ряда подкапотных агрегатов. За счет этого грузовик может преодолевать водные преграды до 1,4 метра. Гражданские модификации рекомендовали не «топить» на глубине свыше 90 см.
Подвеска ЗИЛ-4334. Фото: Youtube.com
Раздатка двухступенчатая, она жестко подключает переднюю ось. Все мосты имеют принудительную блокировку. Колесная формула – 6х6.
Проходимость ЗИЛ-4334 обеспечивается подвесками и специфическими шинами «елочкой». Система подкачки позволяет передвигаться не только по размокшей пашне, но и по болотам. Если автомобиль будет использоваться в зоне боевых действий, он сможет ехать даже с простреленными шинами. Система подкачки способна работать в бесперебойном режиме на ходу.
Дизельных двигателей на все ЗИЛ-4334 не хватало, поэтому на заводе делали еще и карбюраторные модификации. В 2007 году от многотопливного ЗИЛ-6451 отказались.
Автомобиль для пожарных. Фото: Youtube.com
Предприятие начало использовать силовые агрегаты от сторонних производителей и свои бензиновые двигателями. Это была мера вынужденная - все понимали, что с таким расходом бензина грузовик проигрывает Уралу.
Модификации:
✅ Бортовые с дизельными и карбюраторными моторами
✅ Такие же шасси для спецоборудования
✅ Пожарный АР-2-61ВР
✅ Цистерна АЦ-3,0-40-3ВР
К сожалению, спросом грузовик не пользовался – у потенциальных покупателей просто не было средств.
ЗИЛ-4334 так и не стал заменой 131 модели. Сейчас в продаже найти этот грузовик проблематично. На момент написания статьи, на самых популярных сайтах такой машины даже не нашлось.
Достаточно вспомнить УРАЛ-4320 и Садко NEXT. Если последний внешне уже не напоминает ГАЗ-66, то второй почти не изменился. Это и хорошо – в условиях экономических санкций этот грузовик можно выпускать без особых проблем.
Есть еще один замечательный автомобиль – ЗИЛ-131. Его главный недостаток в современных реалиях – это расход топлива. По документации он около 40 литров по трассе, что, согласитесь, немало. На бездорожье этот показатель может вырасти и до сотни. Это уже ни в какие ворота не лезет.

Если бы Завод имени Лихачева поставил на ЗИЛ-131 дизельный двигатель, тогда грузовик мог бы получить вторую жизнь. А ведь такая попытка действительно была. Более того – конструкторы даже выпустили новую модель, ставшую серийной. Это ЗИЛ-4334.
Только знают о нем мало, так как производство стартовало в середине 1990-х, после развала Советского Союза. Несмотря на то, что грузовик выпускался более 20 лет, собрали их немного. Армия в те годы новую технику не закупала, да и дела у Завода имени Лихачева шли не очень хорошо.
История модели
Разработка ЗИЛ-4334 началась в 1980-х. Перед этим Уральский автомобильный завод выпустил свой знаменитый Урал-4320. Военным новая машина сразу понравился – им давно хотелось получить экономичный грузовик с мощным дизельным мотором.
Понимая, что армии «уничтожители бензина» не нужны, а гражданским и подавно, в конструкторском бюро ЗИЛ задумались о выпуске своего автомобиля. Старый грузовик был во всем идеален, кроме бензинового мотора.

Работы по выпуску автомобиля повышенной проходимости затянулись – это связано с горбачевской перестройкой и переходом на самоокупаемость. Пока встраивались в систему – было не до новых разработок.
Первый образец дебютировал в 1990 году. Для его создания использовали шасси ЗИЛ-131 и современную кабину от «гражданского» 4331.
Из-за проблем, связанных с развалом СССР, первые небольшие партии автомобилей появились только в 1994 году. Грузовик выпускали сразу в двух версиях – бортовой и шасси. Последняя предназначалась для спецоборудования, как военного, так и гражданского.
Под капотами у новых грузовиков были установлены дизельные двигатели ЗИЛ-6451.
Да, в те годы Завод Лихачева еще имел производство полного цикла. Такому не страшны были никакие экономические санкции, но увы – предприятие погубило недальновидное руководство и алчные застройщики, позарившиеся на дорогой земельный участок.
Видя, что ЗИЛ-4334 не пользуется спросом, завод решил провести рекламную акцию в духе СССР. В 2000 году три грузовика были отправлены в кругосветный пробег через Дальний Восток, США и Европу. Автомобили смогли пройти 45 000 км, доказав свою надежность. К сожалению, зарубежные клиенты ЗИЛ-4334 не заинтересовались – гражданским такой грузовик не нужен, а военные имели своих поставщиков и контракты.

В 2002 году появились новые дизельные моторы, соответствующие экологическому классу Евро-2/3. Была версия автомобиля с американским двигателем Caterpillar – этот грузовик получил удлиненную кабину. Там было предусмотрено спальное место для водителя.
Внешность
Получив кабину от гражданской модели, новый военный грузовик утратил часть своей брутальности. Зато обслуживать его стало проще – крылья и капот от 4331 были выполнены в виде единой откидывающейся конструкции.
Кабина у ЗИЛ-4334 трехместная, как и у 131 модели. Ее сделали более комфортной за счет установки гидравлического амортизатора. Теперь водитель с пассажирами не так болтались по кабине во время езды по бездорожью. Конечно, от тряски полностью это не спасало, но разница с ЗИЛ-131 чувствуется.
Водительское сиденье регулируется в нескольких направлениях, есть даже настройка его жесткости. Получается, что военный автомобиль можно было подогнать под физические параметры каждого человека.

Спереди у ЗИЛ-4334 предусмотрено место под лебедку, способную выдавать тягу до пяти тонн. Она с волновым, а не червячным редуктором.
В надежде на зарубежные продажи, кабина грузовика получила усовершенствованные вентиляционную, отопительную системы и шумоизоляцию. Даже боковые зеркала имеют подогрев, что вообще для российского автопрома несвойственно.
Двигатель
На военный грузовик устанавливали разные моторы, но основным считается ЗИЛ-6451. Это дизельный силовой агрегат, созданный для военных. Мотор является дефорсированной версией 645 двигателя.
Мощность ЗИЛ-6451 составляет 170 л. с. при объеме в 8,74 литра. Самая главная особенность мотора – это многотопливность.
Это идеальный вариант для армии, так как его можно заправлять:
✅ Дизелем
✅ Бензином
✅ Керосином
✅ Смесью из вышеперечисленных видов топлива
Понятно, что основным горючим должно выступать ДТ, но в случае необходимости автомобиль был всегда на ходу.
Скорость грузовика – 90 км/ч. Заявленный расход дизельного топлива – 32 литра.

Специально для беспроблемного запуска мотора в зимнее время устанавливался подогреватель. Он подключен к основной топливной системе.
ТТХ модели
ЗИЛ-4334 оснащался пятиступенчатой коробкой передач. Четыре из них были с синхронизаторами.
Предусмотрен отбор мощности для работы специального оборудования, вроде лебедки. Кстати, включить ее не так-то просто – нужно поднять коврик, вставить трубу в прорезь пола, а потом уже тянуть что-то.
Кстати, армейские и гражданские модификации ЗИЛ-4334 собирались по-разному. Для военных автомобиль получал на заводе дополнительную гидроизоляцию проводки и ряда подкапотных агрегатов. За счет этого грузовик может преодолевать водные преграды до 1,4 метра. Гражданские модификации рекомендовали не «топить» на глубине свыше 90 см.

Раздатка двухступенчатая, она жестко подключает переднюю ось. Все мосты имеют принудительную блокировку. Колесная формула – 6х6.
Проходимость ЗИЛ-4334 обеспечивается подвесками и специфическими шинами «елочкой». Система подкачки позволяет передвигаться не только по размокшей пашне, но и по болотам. Если автомобиль будет использоваться в зоне боевых действий, он сможет ехать даже с простреленными шинами. Система подкачки способна работать в бесперебойном режиме на ходу.
Модельный ряд
Дизельных двигателей на все ЗИЛ-4334 не хватало, поэтому на заводе делали еще и карбюраторные модификации. В 2007 году от многотопливного ЗИЛ-6451 отказались.

Предприятие начало использовать силовые агрегаты от сторонних производителей и свои бензиновые двигателями. Это была мера вынужденная - все понимали, что с таким расходом бензина грузовик проигрывает Уралу.
Модификации:
✅ Бортовые с дизельными и карбюраторными моторами
✅ Такие же шасси для спецоборудования
✅ Пожарный АР-2-61ВР
✅ Цистерна АЦ-3,0-40-3ВР
К сожалению, спросом грузовик не пользовался – у потенциальных покупателей просто не было средств.
ЗИЛ-4334 так и не стал заменой 131 модели. Сейчас в продаже найти этот грузовик проблематично. На момент написания статьи, на самых популярных сайтах такой машины даже не нашлось.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Torero MP47: знакомые шины под новым именем
Новое название и уже ставшее «родным» поведение на дороге. Кому стоит брать и покупать ли их вообще?...

Китайские авто остаются доминаторами на российском рынке — Aito Seres M7 тому подтверждение
А происходит это вот почему: новые технологии помноженные на вполне демократичные ценники. Конечно, можно поспорить насчет доступности, но в сравнении с...