Фудтраки: автомобили которые нас кормят
Фудтраки – прицепы и автофургоны, оборудованные для приготовления фастфуда. Индустрия передвижной моторизированной торговли зародилась в США сотню лет назад, но в России, такой общепит получил распространение и популярность лет семь назад.
Серьезные изменения происходящие после эпидемии 2020 года стали реальностью нашего мира. Удаленная работа станола нормой, а онлайн-покупки популярны как никогда. В обозримом будущем мир будет оставаться социально дистанцированным, и то, что казалось непоколебимым уходит в прошлое. На первое место выходит удовлетворение потребностей человека «здесь и сейчас», а в таком формате нет ничего лучше передвижной торговой точки, не важно фастфуд с нее продают, или фермерские продукты. Ведь работать автолавка может в любом месте, а значит быть максимально близкой к потребителю.
Еще до того, как Колумб пересек Атлантический океан, в Германии ели сосиски «такса» (dachshund) и «маленькая собачка» (little dog). Отдельные историки и вовсе ссылаются на 9 век до Нашей Эры, на «Одиссею» Гомера, в которой колбаса упоминается как пища суровых германских племен. И если с колбасным вопросом все ясно, то дебаты о собственно сосисках продолжаются и по сей день.
Кто-то считает, что первыми додумались до такого формата в немецком городе Франкфурт, другие что в Кобурге. Кстати, настоящие кобургские сосиски жарят на сосновых шишках! Австрийский город Вена – еще один претендент на право называться родиной хот-догов. Утверждается, что в столице Австрии подобным образом сосиски готовили уже в 1487 году – за пять лет до того, как Колумб отправился в плавание к «индийским берегам», которые впоследствии назовут Америкой. Но официальным днем рождения «веской сосиски» считается 15 мая 1805 года.
В американской культуре хот-доги занимают особое место. В 1893 году немецкий пекарь начал делать «сосиски с булочкой» на полуострове Кони-Айленд. Но истинную популярность хот-доги обрели в Чикаго, потому что там было запрещено готовить пищу в передвижных торговых точках, а вот продавать готовое – можно!
Первые автолавки появились на просторах нашей страны еще во времена СССР. ЗИЛы и «Газоны» доставляли товары народного потребления и продукты питания в сельскую местность: деревни, села, поселки. Иногда еду даже развозили, вспомните фильм «Операция Ы», новеллу «Напарник». А если серьезно, то в СССР на самом деле был мобильный общепит, например, «походная столовая ПАЗ-320101» или ЛАЗ-4969 «Кафе». В «уборочную» комбайнерам и механизаторам доставляли еду прямо в поле, а солдат кормили полевые кухни.
После распада СССР одной из первых предложила передвижные торговые точки фирма Тонар (товары для народа). Ларьки на колесах оказались настолько популярными у частных предпринимателей, что одно время все такие прицепы называли «тонарами». Но постепенно «передвижной бизнес» сошел на нет: «лавочников» вытеснили торговые сети. Но потребность в торговых точках шаговой доступности никуда не исчезла! И вот походные столовые вернулись, причем в совершенно новом, для нашей страны, качестве. Теперь с передвижных прицепов и автолавок продают фастфуд, мороженое и напитки.
Американский «колесный фастфуд» появился в далеком 1866 году, когда Чарльз Гуднайт изобрел передвижную полевую кухню, которая потребовалась чтобы кормить ковбоев, перегоняющих стада из Техаса в Нью-Мексико. В «ревущих двадцатых» годах 20 Века появились лавки на базе автомобилей Ford T, а в 1936 году Оскар Карл Майер, племянник основателя компании Oscar Mayer, построил первый автомобиль в виде сосиски и булочки – Wienermobile.
Второе поколение «автомобиля-сосиски» появилось в 1952 году, и с тех пор Oscar Mayer регулярно обновляет автопарк, который колесит по Америке и рекламирует продукцию компании. Кстати, на самом деле внутри Wienermobile ничего не готовят, это чисто рекламная площадка, оборудованная шестью сиденьями и телевизором
В нашей стране существует три разновидности фудтраков:
✅ автолавки российского производства
✅ на шасси развозных грузовиков импортированные «оттуда»
✅ самоделки, созданные на основе бывших фургонов или микроавтобусов.
Российские компании предлагают любопытные решения как для установки на шасси грузовиков, так и автоприцепы. Фуд-прицепы стали настоящим мейнстримом в сфере «закусочных на колесах» и оформляются так, чтобы максимально бросаться в глаза, тем самым привлекая потенциальных покупателей.
По сути закусочная на колесах отличается от обычной только тем, что она установлена на колеса! Во всем остальном они идентичны. Используется точно такое-же кухонное оборудование, и продукты. Расходы на открытие бизнеса в сфере передвижного фастфуда также сопоставимы с арендой стационарной торговой точкой, а алгоритмы регистрации практически ничем отличаются. Вам нужно: свидетельство ИП, регистрация торговой точки в Роспотребнадзоре и ГИБДД. А также: договор на аренду земли, вывоз мусора, стирку униформы и дезинфекцию фудтрака, и еще медицинские книжки для персонала.
Но в отличие от стационарного ларька, передвижной не привязан к определенному месту. Утром фудтрак можно поставить перед офисным центром, чтобы накормить и напоить кофе опаздывающих на работу клерков. Затем переместиться к местам отдыха в парки, где гуляют пенсионеры и мамы с детьми, а в обед снова вернуться на прежнее место. Также можно выезжать на различные массовые мероприятия, где, как правило, перекусить нечем, да и негде.
Вот только в России так никто не работает: как правило передвижные торговые точки стоят на одном месте месяцами, из-за необходимости аренды земли и договоров на вывоз мусора.
В том, что касается стоимости, то точного ответа здесь не существует – все проекты сугубо индивидуальны! Вот, для примера, приблизительный расчет стоимости создания передвижной торговой точки на базе цельнометаллического фургона Газель Next.
✅ Регистрация ИП и транспортного средства: 3 000 – 5 000 рублей
✅ Стоимость автомобиля: 2 миллиона 900 тысяч
✅ Первичная закупка продуктов: 150 000 рублей
✅ Оклейка фудтрака рекламой: 15 000 рублей
✅ Печка для приготовления пиццы: 320 000 рублей
✅ Итого: (округленно) три с половиной миллиона рублей
Как видите, в стоимость не включены: микроволновка, фритюрница, холодильник, мармит, гриль. А еще кофеварка, мороженица и прочее оборудование необходимое для приготовления пищи. Спрогнозировать потребности конкретного клиента невозможно, поэтому при внешнем сходстве, внутри фудтраки представляют собой кастомы, то есть создаются под конкретного клиента, как яхты.
Итак, основные расходы для открытия передвижной «закусочной на колесах» – покупка нового автомобиля, съедающая свыше половины бюджета. Поэтому наши предприниматели выбирают для переоборудования подержанные фургоны. Лучше всего для создания фудтрака подходят «почтовики» Mercedes-Benz, но и УАЗ-Буханка сгодится, например, для кофейни или блинной.
Так как в реалиях российских городов «автолавка», по большому счету, не нужна предприниматели предпочитают «фуд-прицепы», где стоимость входного билета в мир уличного фастфуда гораздо скромнее: 650 тысяч за трехметровый прицеп, разумеется без учета оборудования для готовки.
Существуют фуд-прицепы с пневмоподвеской, внешне превращающие прицеп в стационарную торговую точку.
Российские производители предлагают большой ассортимент фудтраков, длиной от трех до восьми метров и полезной площадью от 10 до 21 м2. Представленные бренды: Mobitruck, «Бизнес на колесах», «Форвард», Business Van, Truck4Food, Vagon Trucks и Space Box. Рассмотрим подробнее восьмиметровый двухосный прицеп от компании Mobitruck:
✅ Модель: ENK-8 V
✅ Корпус: стеклопластик, окрашенный автомобильной эмалью и лаком в три слоя
✅ Габаритные размеры. Длина: 8900 мм (с дышлом). Ширина: 2430 мм. Высота: 3300 мм. Длина корпуса: 8300 мм
✅ Полезная площадь: 19м2, то есть 10 рабочих мест
Внутри таких фуд-прицепов располагается полноценная кухня, где повара готовят любимые вами блюда: гамбургеры, хот-доги, пиццу, шаурму (шаверму). По отзывам владельцев, получается неплохая экономия на отсутствии необходимого в обычном фаст-фуде зала и столиков. Зарабатывают такие фудтраки, опять же со слов владельцев, от 200 тысяч рублей в день.
Ожидается, что эта отрасль будет продолжать расти. В Москве и Санкт-Петербурге проходят фестивали фудтраков, которые пользуются огромной популярностью, так же они нередко обслуживают массовые мероприятия.
Режим наибольшего благоприятствования для мобильного уличного общепита в московской области. Срок получения разрешения на установку – 7 дней, причем заявка подается и подписывается в электронном виде. Уведомления в Роспотребнадзор и Мосэнерго подаются автоматически – больше нет необходимости бегать по инстанциям!
Но к сожалению большинство владельцев фудтраков разоряются, потому что не контролируют эксплуатационные расходы. Начинающие предприниматели входят в бизнес ожидая что продукты, зарплата персоналу и прицеп будут единственными вложениями. Однако расходы постепенно увеличиваются, особенно если нет бизнес плана. И это проблема не только России, но и остального земного шара. Дешевый входной билет отнюдь не означает получение пассивного дохода.
Серьезные изменения происходящие после эпидемии 2020 года стали реальностью нашего мира. Удаленная работа станола нормой, а онлайн-покупки популярны как никогда. В обозримом будущем мир будет оставаться социально дистанцированным, и то, что казалось непоколебимым уходит в прошлое. На первое место выходит удовлетворение потребностей человека «здесь и сейчас», а в таком формате нет ничего лучше передвижной торговой точки, не важно фастфуд с нее продают, или фермерские продукты. Ведь работать автолавка может в любом месте, а значит быть максимально близкой к потребителю.
История фастфуда
Еще до того, как Колумб пересек Атлантический океан, в Германии ели сосиски «такса» (dachshund) и «маленькая собачка» (little dog). Отдельные историки и вовсе ссылаются на 9 век до Нашей Эры, на «Одиссею» Гомера, в которой колбаса упоминается как пища суровых германских племен. И если с колбасным вопросом все ясно, то дебаты о собственно сосисках продолжаются и по сей день.
Вас здесь всегда досыта накормят! Фото: Youtube.com
Кто-то считает, что первыми додумались до такого формата в немецком городе Франкфурт, другие что в Кобурге. Кстати, настоящие кобургские сосиски жарят на сосновых шишках! Австрийский город Вена – еще один претендент на право называться родиной хот-догов. Утверждается, что в столице Австрии подобным образом сосиски готовили уже в 1487 году – за пять лет до того, как Колумб отправился в плавание к «индийским берегам», которые впоследствии назовут Америкой. Но официальным днем рождения «веской сосиски» считается 15 мая 1805 года.
В американской культуре хот-доги занимают особое место. В 1893 году немецкий пекарь начал делать «сосиски с булочкой» на полуострове Кони-Айленд. Но истинную популярность хот-доги обрели в Чикаго, потому что там было запрещено готовить пищу в передвижных торговых точках, а вот продавать готовое – можно!
Как и когда появились фудтраки
Первые автолавки появились на просторах нашей страны еще во времена СССР. ЗИЛы и «Газоны» доставляли товары народного потребления и продукты питания в сельскую местность: деревни, села, поселки. Иногда еду даже развозили, вспомните фильм «Операция Ы», новеллу «Напарник». А если серьезно, то в СССР на самом деле был мобильный общепит, например, «походная столовая ПАЗ-320101» или ЛАЗ-4969 «Кафе». В «уборочную» комбайнерам и механизаторам доставляли еду прямо в поле, а солдат кормили полевые кухни.
Типичный самодельный фудтрак – бывший почтовый фургон Mercrdes-Benz. Фото: Youtube.com
После распада СССР одной из первых предложила передвижные торговые точки фирма Тонар (товары для народа). Ларьки на колесах оказались настолько популярными у частных предпринимателей, что одно время все такие прицепы называли «тонарами». Но постепенно «передвижной бизнес» сошел на нет: «лавочников» вытеснили торговые сети. Но потребность в торговых точках шаговой доступности никуда не исчезла! И вот походные столовые вернулись, причем в совершенно новом, для нашей страны, качестве. Теперь с передвижных прицепов и автолавок продают фастфуд, мороженое и напитки.
«А как обстоят дела на западном фронте»
Американский «колесный фастфуд» появился в далеком 1866 году, когда Чарльз Гуднайт изобрел передвижную полевую кухню, которая потребовалась чтобы кормить ковбоев, перегоняющих стада из Техаса в Нью-Мексико. В «ревущих двадцатых» годах 20 Века появились лавки на базе автомобилей Ford T, а в 1936 году Оскар Карл Майер, племянник основателя компании Oscar Mayer, построил первый автомобиль в виде сосиски и булочки – Wienermobile.
Семейство Wienermobile включает в себя дрон для доставки бургеров! Фото: Youtube.com
Второе поколение «автомобиля-сосиски» появилось в 1952 году, и с тех пор Oscar Mayer регулярно обновляет автопарк, который колесит по Америке и рекламирует продукцию компании. Кстати, на самом деле внутри Wienermobile ничего не готовят, это чисто рекламная площадка, оборудованная шестью сиденьями и телевизором
Виды передвижной торговли
В нашей стране существует три разновидности фудтраков:
✅ автолавки российского производства
✅ на шасси развозных грузовиков импортированные «оттуда»
✅ самоделки, созданные на основе бывших фургонов или микроавтобусов.
Российские компании предлагают любопытные решения как для установки на шасси грузовиков, так и автоприцепы. Фуд-прицепы стали настоящим мейнстримом в сфере «закусочных на колесах» и оформляются так, чтобы максимально бросаться в глаза, тем самым привлекая потенциальных покупателей.
Как устроен фудтрак
По сути закусочная на колесах отличается от обычной только тем, что она установлена на колеса! Во всем остальном они идентичны. Используется точно такое-же кухонное оборудование, и продукты. Расходы на открытие бизнеса в сфере передвижного фастфуда также сопоставимы с арендой стационарной торговой точкой, а алгоритмы регистрации практически ничем отличаются. Вам нужно: свидетельство ИП, регистрация торговой точки в Роспотребнадзоре и ГИБДД. А также: договор на аренду земли, вывоз мусора, стирку униформы и дезинфекцию фудтрака, и еще медицинские книжки для персонала.
Современные отечественные фудтраки строят на шасси Газелей. Фото: Youtube.com
Но в отличие от стационарного ларька, передвижной не привязан к определенному месту. Утром фудтрак можно поставить перед офисным центром, чтобы накормить и напоить кофе опаздывающих на работу клерков. Затем переместиться к местам отдыха в парки, где гуляют пенсионеры и мамы с детьми, а в обед снова вернуться на прежнее место. Также можно выезжать на различные массовые мероприятия, где, как правило, перекусить нечем, да и негде.
Вот только в России так никто не работает: как правило передвижные торговые точки стоят на одном месте месяцами, из-за необходимости аренды земли и договоров на вывоз мусора.
Бюджет фудтрака
В том, что касается стоимости, то точного ответа здесь не существует – все проекты сугубо индивидуальны! Вот, для примера, приблизительный расчет стоимости создания передвижной торговой точки на базе цельнометаллического фургона Газель Next.
✅ Регистрация ИП и транспортного средства: 3 000 – 5 000 рублей
✅ Стоимость автомобиля: 2 миллиона 900 тысяч
✅ Первичная закупка продуктов: 150 000 рублей
✅ Оклейка фудтрака рекламой: 15 000 рублей
✅ Печка для приготовления пиццы: 320 000 рублей
✅ Итого: (округленно) три с половиной миллиона рублей
Как видите, в стоимость не включены: микроволновка, фритюрница, холодильник, мармит, гриль. А еще кофеварка, мороженица и прочее оборудование необходимое для приготовления пищи. Спрогнозировать потребности конкретного клиента невозможно, поэтому при внешнем сходстве, внутри фудтраки представляют собой кастомы, то есть создаются под конкретного клиента, как яхты.
А так выглядит парижский кофейный фудтрак переделанный из Volkswagen T2. Фото: Youtube.com
Итак, основные расходы для открытия передвижной «закусочной на колесах» – покупка нового автомобиля, съедающая свыше половины бюджета. Поэтому наши предприниматели выбирают для переоборудования подержанные фургоны. Лучше всего для создания фудтрака подходят «почтовики» Mercedes-Benz, но и УАЗ-Буханка сгодится, например, для кофейни или блинной.
Альтернатива моторизированным фудтракам
Так как в реалиях российских городов «автолавка», по большому счету, не нужна предприниматели предпочитают «фуд-прицепы», где стоимость входного билета в мир уличного фастфуда гораздо скромнее: 650 тысяч за трехметровый прицеп, разумеется без учета оборудования для готовки.
Фуд-прицеп – мейнстрим уличной еды последних лет. Фото: Youtube.com
Существуют фуд-прицепы с пневмоподвеской, внешне превращающие прицеп в стационарную торговую точку.
Виды «фуд-прицепов»
Российские производители предлагают большой ассортимент фудтраков, длиной от трех до восьми метров и полезной площадью от 10 до 21 м2. Представленные бренды: Mobitruck, «Бизнес на колесах», «Форвард», Business Van, Truck4Food, Vagon Trucks и Space Box. Рассмотрим подробнее восьмиметровый двухосный прицеп от компании Mobitruck:
✅ Модель: ENK-8 V
✅ Корпус: стеклопластик, окрашенный автомобильной эмалью и лаком в три слоя
✅ Габаритные размеры. Длина: 8900 мм (с дышлом). Ширина: 2430 мм. Высота: 3300 мм. Длина корпуса: 8300 мм
✅ Полезная площадь: 19м2, то есть 10 рабочих мест
Внутри таких фуд-прицепов располагается полноценная кухня, где повара готовят любимые вами блюда: гамбургеры, хот-доги, пиццу, шаурму (шаверму). По отзывам владельцев, получается неплохая экономия на отсутствии необходимого в обычном фаст-фуде зала и столиков. Зарабатывают такие фудтраки, опять же со слов владельцев, от 200 тысяч рублей в день.
Будущее индустрии фудтраков
Ожидается, что эта отрасль будет продолжать расти. В Москве и Санкт-Петербурге проходят фестивали фудтраков, которые пользуются огромной популярностью, так же они нередко обслуживают массовые мероприятия.
Так выглядит кухня фудтрака изнутри. Фото: Youtube.com
Режим наибольшего благоприятствования для мобильного уличного общепита в московской области. Срок получения разрешения на установку – 7 дней, причем заявка подается и подписывается в электронном виде. Уведомления в Роспотребнадзор и Мосэнерго подаются автоматически – больше нет необходимости бегать по инстанциям!
Но к сожалению большинство владельцев фудтраков разоряются, потому что не контролируют эксплуатационные расходы. Начинающие предприниматели входят в бизнес ожидая что продукты, зарплата персоналу и прицеп будут единственными вложениями. Однако расходы постепенно увеличиваются, особенно если нет бизнес плана. И это проблема не только России, но и остального земного шара. Дешевый входной билет отнюдь не означает получение пассивного дохода.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...