450-тонный БелАЗ-75710 – мировой лидер в грузоподъемности
7 710

450-тонный БелАЗ-75710 – мировой лидер в грузоподъемности

История завода БелАЗ началась в 1958 году, когда из соседнего Минска в пригородный Жодино передали выпуск крупнотоннажного самосвала. Через пару лет здесь же освоили выпуск 40-тонного МАЗ-530. Эти события четко определили категорию Жодинского завода, как производителя исключительных тяжеловесов.


Следующие модели уже были местными разработками с еще большей грузоподъемностью. Понятно, что такой громадной технике не место на проезжей части. Поэтому сегодня речь пойдет о карьерных самосвалах. А их на этом предприятии за более чем 60-летнюю историю выпустили немало. Но об одном супертяжеловесе стоит упомянуть отдельно. Это БелАЗ-75710, обладающий потрясающей грузоподъемностью.

Экономический кризис, родивший супертяжеловеса


Мировая экономика в конце «нулевых» дала серьезный крен. Создавшийся кризис ощутили все отрасли промышленности ведущих стран мира. Одной из возникших проблем стало резкое снижение рентабельности добычи полезных ископаемых карьерным способом.

450-тонный БелАЗ-75710 – мировой лидер в грузоподъемности Величественный 450-тонный самосвал. Фото: youtube.com

Как путь к ее решению выдвигалась идея создания супер-самосвала с огромной грузоподъемностью. Казалось, это позволит заметно сократить количество поездок. Значит, рентабельность добычи ископаемых должна, в свою очередь, вырасти. Чтобы добиться желаемого, было необходимо учесть сразу несколько критериев:

✅ выбрать самый оптимальный проект
✅ найти максимальный размер шин
✅ разработать систему управления будущим монстром

В последнем вопросе выбор стоял между шарнирно-сочлененным вариантом или применением поворотных мостов. В итоге инженеры пришли к выводу, что автомобилю, которому предстояло перевозить сотни тонн груза, лучше подойдет последнее. При таких параметрах потребовался бы шарнир огромных размеров. К тому же, являвшийся неремонтопригодным.

Разработка грузовика продлилась несколько лет, но уже к началу осени 2013 года был готов его первый экземпляр. Заказчиком новой техники выступил российский холдинг «Сибирский деловой союз». Зимой следующего года этот самосвал отправился в Кемеровскую область, на угольный разрез «Черниговец». Там он эксплуатируется и по сегодняшний день.


Однако еще в начале 2014 года с супер-самосвалом произошло еще одно знаковое событие. Во время специальной испытательной поездки с присутствием представителей Книги рекордов Гиннесса был зафиксирован рекорд Европы и СНГ. БелАЗ-75710, проезжая по полигону, провез в кузове груз весом в 503,5 тонны. Это превышало его расчетную грузоподъемность на пятьдесят с половиной тонн.

Особенности конструкции самосвала


БелАЗ-75710 был сконструирован для перевозки больших грузов в карьерных условиях, при наличии глубоких выработок и сложных дорожных условий. Этому способствуют огромные бескамерные шины, выдерживающие нагрузку до 105 тонн каждое. Вот основные параметры великана:

✅ общая масса – 840,5 тонн
✅ максимальная грузоподъемность – 450 тонн
✅ рабочий температурный режим – от – 50 до + 50
✅ расход топлива – 1300 литров на 100 км
✅ максимальная скорость – 64 км / ч
✅ суммарная мощность двигателей – 4600 л. с.
✅ высота – 8,2 м
✅ 2 дизельных двигателя + электрогенератор
✅ максимальный крутящий момент – 18,626 Н·м

Автомобиль снабдили восемью колесами (половина из них – двухскатные) и гибридной силовой установкой. Последний факт позволяет заметно экономить расход горючего при движении огромного автомобиля «порожняком». В этом случае задействуется только одна из мощных дизельных установок. Полезным такое распределение мощности окажется и в экстремальной ситуации. Привлеченные инженеры немецкой компании Siemens создали оптимальный вариант трансмиссии. С одной стороны, обеспечивающей повышенную тягу для обеих осей, с другой – готовой подстраховать в случае технических трудностей.

Кабина грузовика расположена на уровне 2 этажа. Фото: youtube.com

Если вдруг случится поломка одного из электродвигателей, то огромный автомобиль будет иметь возможность добраться до ремонтного центра на резерве. Согласитесь, очень полезная опция! Ведь я, например, с трудом представляю трактор или буксир, способный переправить сломавшуюся огромную махину в ремонтный ангар.

Какие у великана силовая установка и шасси?


Для того чтобы огромный грузовик мог свободно передвигаться и перевозить груз, необходим очень мощный двигатель. Ведь БелАЗ-75710 имеет только собственную массу в 350 тонн, а нужно еще и перевозить до 450 тонн груза по сложным дорожным условиям. Для этого на автомобиль установили два дизельных V-16. Они питают генератор, к которому подключены 4 электромотора.

Хотя, если быть точными, то одного генератора подходящей мощности найти не удалось, поэтому пришлось применить сразу две установки такого типа. Был установлен инвертор, регулирующий размер напряжения тяговых двигателей мотор-колеса. Это позволило при разных скоростных режимах добиться наилучших данных крутящего момента.

Такие силовые установки применены в БелАЗ-75710. Фото: youtube.com

Уже упоминавшийся принцип езды без груза на одном двигателе, подразумевает их поочередное использование. Подобный подход необходим для равномерного износа каждой из силовых установок. Переменный ток вырабатывается ММТ500, изготовленной известной немецкой компанией. Эргономичность применена и в случае с электрооборудованием. Двигатели так установлены, что колеса не препятствуют доступу к ним. Так что для обслуживания или ремонта электрического мотора не требуется снятие огромного колеса.

Интересное решение инженеры применили в системе отвода выхлопных газов. Если от одного двигателя они через систему глушителей уходят в сторону, то в другом – совместили полезное с необходимым. Выхлоп перенаправляется в специальную платформу. Такая конструкция позволяет слегка подогревать грунт во время работы при экстремально низких температурах. С той же целью в двигателях применены предпусковые нагреватели.

Вот как выглядят почти полтысячи тонн в кузове. Фото: youtube.com

Главную раму и поворотные устройства изготавливают из сверхпрочной стали Weldox 800. Это позволяет конструкции супер-самосвала быть устойчивой и надежной. Чтобы обеспечить бесперебойную работу рулевого управления были установлены пневмогидроаккумуляторы. Они являются подстраховкой для основного гидрооборудования. В теории предполагается, что у водителя будет возможность в опасной ситуации свернуть с дороги и остановиться на обочине. Стабилизаторы решают сразу две задачи: устойчивость от опрокидывания и плавность хода самосвала.

Есть ли будущее у самого большого самосвала?


Конечно, в современных условиях дальнейшее производство перспективных грузовиков находится под вопросом. Но еще совсем недавно к нему проявляли интерес не только в Европе, но и за океаном. Правда, открытым оставались несколько вопросов, которые очень интересовали американских специалистов. Например, насколько эффективна работа кругового видеообзора и одновременной работы двух дизельных двигателей. Ведь последний фактор является очень сложным с механической точки зрения, а его показатели можно оценить лишь после продолжительной эксплуатации.

Сборка гигантов продолжается. Фото: youtube.com

Как бы там ни было, но два новых великана стоимостью чуть более 6 млн. долларов уже почти готовы к выпуску. Найдутся ли на них покупатели и сможет ли этот грузовик получить титул самого большегрузного в мире? На эти вопросы непросто дать точный ответ, а вот те, кто уже имел дело с огромным автомобилем, отзываются о нем очень положительно:

«Я горд оттого, что смог управлять этим гигантом. Это делать не очень сложно, просто надо сначала привыкнуть к его огромным габаритам. Тормоза очень эффективные, а полноприводная конструкция обеспечивает более комфортное вождение на скользких и вязких дорогах» - так высказался о БелАЗ-75710 один из заводских водителей-испытателей.
Как считаете, выпуск БелАЗ-75710 продолжится?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....