450-тонный БелАЗ-75710 – мировой лидер в грузоподъемности
История завода БелАЗ началась в 1958 году, когда из соседнего Минска в пригородный Жодино передали выпуск крупнотоннажного самосвала. Через пару лет здесь же освоили выпуск 40-тонного МАЗ-530. Эти события четко определили категорию Жодинского завода, как производителя исключительных тяжеловесов.
Следующие модели уже были местными разработками с еще большей грузоподъемностью. Понятно, что такой громадной технике не место на проезжей части. Поэтому сегодня речь пойдет о карьерных самосвалах. А их на этом предприятии за более чем 60-летнюю историю выпустили немало. Но об одном супертяжеловесе стоит упомянуть отдельно. Это БелАЗ-75710, обладающий потрясающей грузоподъемностью.
Мировая экономика в конце «нулевых» дала серьезный крен. Создавшийся кризис ощутили все отрасли промышленности ведущих стран мира. Одной из возникших проблем стало резкое снижение рентабельности добычи полезных ископаемых карьерным способом.
Как путь к ее решению выдвигалась идея создания супер-самосвала с огромной грузоподъемностью. Казалось, это позволит заметно сократить количество поездок. Значит, рентабельность добычи ископаемых должна, в свою очередь, вырасти. Чтобы добиться желаемого, было необходимо учесть сразу несколько критериев:
✅ выбрать самый оптимальный проект
✅ найти максимальный размер шин
✅ разработать систему управления будущим монстром
В последнем вопросе выбор стоял между шарнирно-сочлененным вариантом или применением поворотных мостов. В итоге инженеры пришли к выводу, что автомобилю, которому предстояло перевозить сотни тонн груза, лучше подойдет последнее. При таких параметрах потребовался бы шарнир огромных размеров. К тому же, являвшийся неремонтопригодным.
Однако еще в начале 2014 года с супер-самосвалом произошло еще одно знаковое событие. Во время специальной испытательной поездки с присутствием представителей Книги рекордов Гиннесса был зафиксирован рекорд Европы и СНГ. БелАЗ-75710, проезжая по полигону, провез в кузове груз весом в 503,5 тонны. Это превышало его расчетную грузоподъемность на пятьдесят с половиной тонн.
БелАЗ-75710 был сконструирован для перевозки больших грузов в карьерных условиях, при наличии глубоких выработок и сложных дорожных условий. Этому способствуют огромные бескамерные шины, выдерживающие нагрузку до 105 тонн каждое. Вот основные параметры великана:
✅ общая масса – 840,5 тонн
✅ максимальная грузоподъемность – 450 тонн
✅ рабочий температурный режим – от – 50 до + 50
✅ расход топлива – 1300 литров на 100 км
✅ максимальная скорость – 64 км / ч
✅ суммарная мощность двигателей – 4600 л. с.
✅ высота – 8,2 м
✅ 2 дизельных двигателя + электрогенератор
✅ максимальный крутящий момент – 18,626 Н·м
Автомобиль снабдили восемью колесами (половина из них – двухскатные) и гибридной силовой установкой. Последний факт позволяет заметно экономить расход горючего при движении огромного автомобиля «порожняком». В этом случае задействуется только одна из мощных дизельных установок. Полезным такое распределение мощности окажется и в экстремальной ситуации. Привлеченные инженеры немецкой компании Siemens создали оптимальный вариант трансмиссии. С одной стороны, обеспечивающей повышенную тягу для обеих осей, с другой – готовой подстраховать в случае технических трудностей.
Если вдруг случится поломка одного из электродвигателей, то огромный автомобиль будет иметь возможность добраться до ремонтного центра на резерве. Согласитесь, очень полезная опция! Ведь я, например, с трудом представляю трактор или буксир, способный переправить сломавшуюся огромную махину в ремонтный ангар.
Для того чтобы огромный грузовик мог свободно передвигаться и перевозить груз, необходим очень мощный двигатель. Ведь БелАЗ-75710 имеет только собственную массу в 350 тонн, а нужно еще и перевозить до 450 тонн груза по сложным дорожным условиям. Для этого на автомобиль установили два дизельных V-16. Они питают генератор, к которому подключены 4 электромотора.
Хотя, если быть точными, то одного генератора подходящей мощности найти не удалось, поэтому пришлось применить сразу две установки такого типа. Был установлен инвертор, регулирующий размер напряжения тяговых двигателей мотор-колеса. Это позволило при разных скоростных режимах добиться наилучших данных крутящего момента.
Уже упоминавшийся принцип езды без груза на одном двигателе, подразумевает их поочередное использование. Подобный подход необходим для равномерного износа каждой из силовых установок. Переменный ток вырабатывается ММТ500, изготовленной известной немецкой компанией. Эргономичность применена и в случае с электрооборудованием. Двигатели так установлены, что колеса не препятствуют доступу к ним. Так что для обслуживания или ремонта электрического мотора не требуется снятие огромного колеса.
Интересное решение инженеры применили в системе отвода выхлопных газов. Если от одного двигателя они через систему глушителей уходят в сторону, то в другом – совместили полезное с необходимым. Выхлоп перенаправляется в специальную платформу. Такая конструкция позволяет слегка подогревать грунт во время работы при экстремально низких температурах. С той же целью в двигателях применены предпусковые нагреватели.
Главную раму и поворотные устройства изготавливают из сверхпрочной стали Weldox 800. Это позволяет конструкции супер-самосвала быть устойчивой и надежной. Чтобы обеспечить бесперебойную работу рулевого управления были установлены пневмогидроаккумуляторы. Они являются подстраховкой для основного гидрооборудования. В теории предполагается, что у водителя будет возможность в опасной ситуации свернуть с дороги и остановиться на обочине. Стабилизаторы решают сразу две задачи: устойчивость от опрокидывания и плавность хода самосвала.
Конечно, в современных условиях дальнейшее производство перспективных грузовиков находится под вопросом. Но еще совсем недавно к нему проявляли интерес не только в Европе, но и за океаном. Правда, открытым оставались несколько вопросов, которые очень интересовали американских специалистов. Например, насколько эффективна работа кругового видеообзора и одновременной работы двух дизельных двигателей. Ведь последний фактор является очень сложным с механической точки зрения, а его показатели можно оценить лишь после продолжительной эксплуатации.
Как бы там ни было, но два новых великана стоимостью чуть более 6 млн. долларов уже почти готовы к выпуску. Найдутся ли на них покупатели и сможет ли этот грузовик получить титул самого большегрузного в мире? На эти вопросы непросто дать точный ответ, а вот те, кто уже имел дело с огромным автомобилем, отзываются о нем очень положительно:
«Я горд оттого, что смог управлять этим гигантом. Это делать не очень сложно, просто надо сначала привыкнуть к его огромным габаритам. Тормоза очень эффективные, а полноприводная конструкция обеспечивает более комфортное вождение на скользких и вязких дорогах» - так высказался о БелАЗ-75710 один из заводских водителей-испытателей.
Следующие модели уже были местными разработками с еще большей грузоподъемностью. Понятно, что такой громадной технике не место на проезжей части. Поэтому сегодня речь пойдет о карьерных самосвалах. А их на этом предприятии за более чем 60-летнюю историю выпустили немало. Но об одном супертяжеловесе стоит упомянуть отдельно. Это БелАЗ-75710, обладающий потрясающей грузоподъемностью.
Экономический кризис, родивший супертяжеловеса
Мировая экономика в конце «нулевых» дала серьезный крен. Создавшийся кризис ощутили все отрасли промышленности ведущих стран мира. Одной из возникших проблем стало резкое снижение рентабельности добычи полезных ископаемых карьерным способом.
Величественный 450-тонный самосвал. Фото: youtube.com
Как путь к ее решению выдвигалась идея создания супер-самосвала с огромной грузоподъемностью. Казалось, это позволит заметно сократить количество поездок. Значит, рентабельность добычи ископаемых должна, в свою очередь, вырасти. Чтобы добиться желаемого, было необходимо учесть сразу несколько критериев:
✅ выбрать самый оптимальный проект
✅ найти максимальный размер шин
✅ разработать систему управления будущим монстром
В последнем вопросе выбор стоял между шарнирно-сочлененным вариантом или применением поворотных мостов. В итоге инженеры пришли к выводу, что автомобилю, которому предстояло перевозить сотни тонн груза, лучше подойдет последнее. При таких параметрах потребовался бы шарнир огромных размеров. К тому же, являвшийся неремонтопригодным.
Разработка грузовика продлилась несколько лет, но уже к началу осени 2013 года был готов его первый экземпляр. Заказчиком новой техники выступил российский холдинг «Сибирский деловой союз». Зимой следующего года этот самосвал отправился в Кемеровскую область, на угольный разрез «Черниговец». Там он эксплуатируется и по сегодняшний день.
Однако еще в начале 2014 года с супер-самосвалом произошло еще одно знаковое событие. Во время специальной испытательной поездки с присутствием представителей Книги рекордов Гиннесса был зафиксирован рекорд Европы и СНГ. БелАЗ-75710, проезжая по полигону, провез в кузове груз весом в 503,5 тонны. Это превышало его расчетную грузоподъемность на пятьдесят с половиной тонн.
Особенности конструкции самосвала
БелАЗ-75710 был сконструирован для перевозки больших грузов в карьерных условиях, при наличии глубоких выработок и сложных дорожных условий. Этому способствуют огромные бескамерные шины, выдерживающие нагрузку до 105 тонн каждое. Вот основные параметры великана:
✅ общая масса – 840,5 тонн
✅ максимальная грузоподъемность – 450 тонн
✅ рабочий температурный режим – от – 50 до + 50
✅ расход топлива – 1300 литров на 100 км
✅ максимальная скорость – 64 км / ч
✅ суммарная мощность двигателей – 4600 л. с.
✅ высота – 8,2 м
✅ 2 дизельных двигателя + электрогенератор
✅ максимальный крутящий момент – 18,626 Н·м
Автомобиль снабдили восемью колесами (половина из них – двухскатные) и гибридной силовой установкой. Последний факт позволяет заметно экономить расход горючего при движении огромного автомобиля «порожняком». В этом случае задействуется только одна из мощных дизельных установок. Полезным такое распределение мощности окажется и в экстремальной ситуации. Привлеченные инженеры немецкой компании Siemens создали оптимальный вариант трансмиссии. С одной стороны, обеспечивающей повышенную тягу для обеих осей, с другой – готовой подстраховать в случае технических трудностей.
Кабина грузовика расположена на уровне 2 этажа. Фото: youtube.com
Если вдруг случится поломка одного из электродвигателей, то огромный автомобиль будет иметь возможность добраться до ремонтного центра на резерве. Согласитесь, очень полезная опция! Ведь я, например, с трудом представляю трактор или буксир, способный переправить сломавшуюся огромную махину в ремонтный ангар.
Какие у великана силовая установка и шасси?
Для того чтобы огромный грузовик мог свободно передвигаться и перевозить груз, необходим очень мощный двигатель. Ведь БелАЗ-75710 имеет только собственную массу в 350 тонн, а нужно еще и перевозить до 450 тонн груза по сложным дорожным условиям. Для этого на автомобиль установили два дизельных V-16. Они питают генератор, к которому подключены 4 электромотора.
Хотя, если быть точными, то одного генератора подходящей мощности найти не удалось, поэтому пришлось применить сразу две установки такого типа. Был установлен инвертор, регулирующий размер напряжения тяговых двигателей мотор-колеса. Это позволило при разных скоростных режимах добиться наилучших данных крутящего момента.
Такие силовые установки применены в БелАЗ-75710. Фото: youtube.com
Уже упоминавшийся принцип езды без груза на одном двигателе, подразумевает их поочередное использование. Подобный подход необходим для равномерного износа каждой из силовых установок. Переменный ток вырабатывается ММТ500, изготовленной известной немецкой компанией. Эргономичность применена и в случае с электрооборудованием. Двигатели так установлены, что колеса не препятствуют доступу к ним. Так что для обслуживания или ремонта электрического мотора не требуется снятие огромного колеса.
Интересное решение инженеры применили в системе отвода выхлопных газов. Если от одного двигателя они через систему глушителей уходят в сторону, то в другом – совместили полезное с необходимым. Выхлоп перенаправляется в специальную платформу. Такая конструкция позволяет слегка подогревать грунт во время работы при экстремально низких температурах. С той же целью в двигателях применены предпусковые нагреватели.
Вот как выглядят почти полтысячи тонн в кузове. Фото: youtube.com
Главную раму и поворотные устройства изготавливают из сверхпрочной стали Weldox 800. Это позволяет конструкции супер-самосвала быть устойчивой и надежной. Чтобы обеспечить бесперебойную работу рулевого управления были установлены пневмогидроаккумуляторы. Они являются подстраховкой для основного гидрооборудования. В теории предполагается, что у водителя будет возможность в опасной ситуации свернуть с дороги и остановиться на обочине. Стабилизаторы решают сразу две задачи: устойчивость от опрокидывания и плавность хода самосвала.
Есть ли будущее у самого большого самосвала?
Конечно, в современных условиях дальнейшее производство перспективных грузовиков находится под вопросом. Но еще совсем недавно к нему проявляли интерес не только в Европе, но и за океаном. Правда, открытым оставались несколько вопросов, которые очень интересовали американских специалистов. Например, насколько эффективна работа кругового видеообзора и одновременной работы двух дизельных двигателей. Ведь последний фактор является очень сложным с механической точки зрения, а его показатели можно оценить лишь после продолжительной эксплуатации.
Сборка гигантов продолжается. Фото: youtube.com
Как бы там ни было, но два новых великана стоимостью чуть более 6 млн. долларов уже почти готовы к выпуску. Найдутся ли на них покупатели и сможет ли этот грузовик получить титул самого большегрузного в мире? На эти вопросы непросто дать точный ответ, а вот те, кто уже имел дело с огромным автомобилем, отзываются о нем очень положительно:
«Я горд оттого, что смог управлять этим гигантом. Это делать не очень сложно, просто надо сначала привыкнуть к его огромным габаритам. Тормоза очень эффективные, а полноприводная конструкция обеспечивает более комфортное вождение на скользких и вязких дорогах» - так высказался о БелАЗ-75710 один из заводских водителей-испытателей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....