Hawker Siddeley HS.141 вертикального взлета – хорошая идея с плохим концом
В конце шестидесятых и начале 70-х идея самолета с вертикальным взлетом (СВВП) будоражила умы не только авиаконструкторов, но и обычных жителей мегаполисов. Художники рисовали картинки, на которых лайнеры взлетали с крыш домов прямо в городе и повсюду висели рекламные баннеры с надписями типа «Из центра Парижа в Лондон-Сити за час!». Эмоциональный интерес к самолетам подобного типа появился не просто так.
Если отставить причины появления военных «вертикалок», то необходимость постройки гражданских имела вполне приземленные причины. В то время города сильно «уплотнялись» и росли вверх: население постоянно увеличивалось в геометрической прогрессии, что вызывало конфликты. Например, один из них длился десятилетия, когда жители Нью-Йорка активно выступали против строительства так необходимого мегаполису четвертого аэропорта. А британцы в Бердфордшире и вовсе строили баррикады, чтобы не допустить появления третьего аэродрома. Здесь стоит добавить: в 60-е начали стремительно распространяться реактивные самолеты, имевшие больший уровень шума, по сравнению, например, со старыми добрыми поршневыми движками.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: власти, уступая требованиям местных жителей, выносили аэропорты далеко за пределы населенных пунктов. Да, шума стало меньше, но несчастные пассажиры иногда тратили больше времени на поездку к месту посадки, чем на сам полет. СВВП, которые пресса называла «уменьшителями аэродромов» призваны были решить и эту проблему. К тому же военные «вертикали» тогда уже вовсю испытывались и зачастую довольно успешно.
Для армии СВВП вообще представлял настоящую «находку». Тут уже целый «букет» плюсов. Не нужно строить длинные ВПП, которые противник быстро выводит из строя, если они рядом с место ведения боевых действий. «Вертикалка» лучше маневрирует, что важно в воздушном бою, может садиться на палубу корабля. Плюсы плюсами, а что с минусами?
Первая проблема – надежность двигателей. Если на обычном самолете откажет один из них или все, у машины есть шанс дотянуть до аэродрома или спланировать. При выходе из строя подъемного силового агрегата СВВП катастрофы не избежать, что и случалось с прототипами и серийными «вертикалками».
Второй минус – повышенный расход горючего из-за наличия подъемных двигателей, что автоматически ведет к сокращению дальности полета. СВВП плохо управлялся при старте и посадке – пилот должен был обладать особыми навыками. И еще один недостаток – необходимость обустройства специальной площадки для взлета/посадки. Вырывающаяся из сопел струя горячих газов буквально расплавит, например, асфальт. Что уж тут говорить о «крышах домов»! К тому же СВВП не сможет взлетать и садиться в чистом поле: поднимаемая им пыль быстро выведет из строя двигатели. Тем не менее, тогда считалось, что плюсы перевешивают минусы даже для гражданских судов.
Это британская компания, которая в конце 60-х решилась реализовать требование Комитета Транспортной Авиации (TARS) и создать самолет вертикального взлета и посадки, способного перевозить до 100 пассажиров на 725 км. Проект получил название HS.141 и в первую очередь было исследовано шумовое воздействие будущего самолета на окружающую среду. Был сделан вывод, что лучший вариант – применение в качестве подъемных двигателей вентиляторов. Кстати, эта мысль и сегодня активно внедряется в реальность – в мире уже полно прототипов т. н. «городских аэротакси». Учитывая малошумность вентиляторов, решили расположить их рядом с фюзеляжем. Например, у Dornier Do 31 подъемные двигатели разместили в мотогондолах на крыльях.
В обычном варианте самолет имел, кроме традиционных маршевых двигателей, 16 (!) подъемных, по восемь на одной стороне. Внешне СВВП выглядел почти что, как классический самолет, если не считать утолщений (спонсонов) около фюзеляжа.
Подъемные моторы размещались в подвесах, которые поворачивались на нужный угол для изменения вектора тяги и управления взлетом/посадкой, маневрирования.
Чтобы стартовать, пилот запускал вентиляторы (ТВД Rolls-Royce RB.202) на полную мощность. Когда самолет поднимался на высоту 80-100 м, она уменьшалась и СВВП продолжал вертикальный взлет до 300 м. Далее подъемные двигатели отклонялись и разгоном самолета начинали «заниматься» маршевые установки. При достижении скорости в 310 км/ч на высоте 600-700 м, когда крылья обеспечивали нужную подъемную силу, «стартовые» агрегаты отключались и «маскировались» обтекателями. При посадке все операции производились в обратном порядке.
Общие технические характеристики Hawker Siddeley HS.141 (версия на 100 пассажиров):
✅ размах крыльев – 22,86 м
✅ расчетный взлетный вес при вертикальном старте – 56,336 т
✅ силовая установка – пара маршевых двигателей Rolls-Roys RB.220 тягой по 12,25 тс и 16 подъемных ТВД RB.202 мощностью 4,67 тс
✅ средняя скорость (максимальная) – 695 км/ч (806 км/ч)
✅ дальность с полезной нагрузкой – 644 км
Официально о разработке проекта было заявлено в 1970-м, в Ганновере на очередном авиашоу. После него в аэродинамических трубах разного калибра осуществлялись продувки макетов 1:10. Результаты показали жизнеспособность проекта.
К 1980-му планировали выпустить Hawker Siddeley HS.141 на коммерческую линию. Предположительные расходы – 200 млн. в английской валюте. Окупаемость и прибыльность проекта постоянно подтверждалась выходящими в прессе статьями. Даже элементарные расчеты показывали: создание самолета вертикально взлета обойдется дешевле, чем строительство третьего аэропорта в британской столице. Хотя расходы на инфраструктуру под будущий лайнер не учитывались. Архитекторы уже предлагали дома с крышами, приспособленными под СВВП. Будущее ближнемагистральной авиации уже «бесповоротно» определили!
Грянувший в начале 70-х нефтяной кризис буквально смел все проекты, подразумевавшие повышенный расход топлива. И Hawker Siddeley HS.141 не стал исключением. В то время ни одна авиакомпания не могла себе позволить тратить деньги на разработку самолета, который точно будет расходовать больше горючего, чем его «классические» «собраться». Вторая волна кризис в 1979-м только подтвердила эти опасения. К тому же подъемные двигатели так и не были изготовлены.
У военных дела шли ненамного лучше: в серию пошел British Aerospace Sea Harrier. Однако с 1978 по 2016 выпущено всего 111 единиц техники, что очень мало. В РФ был Як-38 (всего – 143 штуки), выпускавшийся с 1977 по 2004-й. Его должен был сменить Як-141, но проект закрыли. К примеру, F-16 Fighting Falcon, впервые поднявшийся в небо в 1974 году, произвели в количестве 4600 экземпляров и «штампуют» по сей день. К тому же на первом месте у военных самолетов многофункциональность и малозаметность. А длинные ВПП научились хорошо защищать современными радиоэлектронными средствами ПВО.
Эпоха самолетов вертикального взлета уже прошло или еще не пришло. Однако большинство авиастроительных компаний от идеи полностью не отказываются. Не исключено, что мы просто не знаем о ходе подобных разработок.
Зачем нужны гражданские СВВП
Если отставить причины появления военных «вертикалок», то необходимость постройки гражданских имела вполне приземленные причины. В то время города сильно «уплотнялись» и росли вверх: население постоянно увеличивалось в геометрической прогрессии, что вызывало конфликты. Например, один из них длился десятилетия, когда жители Нью-Йорка активно выступали против строительства так необходимого мегаполису четвертого аэропорта. А британцы в Бердфордшире и вовсе строили баррикады, чтобы не допустить появления третьего аэродрома. Здесь стоит добавить: в 60-е начали стремительно распространяться реактивные самолеты, имевшие больший уровень шума, по сравнению, например, со старыми добрыми поршневыми движками.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: власти, уступая требованиям местных жителей, выносили аэропорты далеко за пределы населенных пунктов. Да, шума стало меньше, но несчастные пассажиры иногда тратили больше времени на поездку к месту посадки, чем на сам полет. СВВП, которые пресса называла «уменьшителями аэродромов» призваны были решить и эту проблему. К тому же военные «вертикали» тогда уже вовсю испытывались и зачастую довольно успешно.
Немцы успешно построили и испытали первый в мире транспортник вертикального взлета Dornier Do 31. Фото: YouTube.com
Для армии СВВП вообще представлял настоящую «находку». Тут уже целый «букет» плюсов. Не нужно строить длинные ВПП, которые противник быстро выводит из строя, если они рядом с место ведения боевых действий. «Вертикалка» лучше маневрирует, что важно в воздушном бою, может садиться на палубу корабля. Плюсы плюсами, а что с минусами?
Сложности постройки СВВП
Первая проблема – надежность двигателей. Если на обычном самолете откажет один из них или все, у машины есть шанс дотянуть до аэродрома или спланировать. При выходе из строя подъемного силового агрегата СВВП катастрофы не избежать, что и случалось с прототипами и серийными «вертикалками».
Среди рассматриваемых вариантов СВВП был и такой. Фото: YouTube.com
Второй минус – повышенный расход горючего из-за наличия подъемных двигателей, что автоматически ведет к сокращению дальности полета. СВВП плохо управлялся при старте и посадке – пилот должен был обладать особыми навыками. И еще один недостаток – необходимость обустройства специальной площадки для взлета/посадки. Вырывающаяся из сопел струя горячих газов буквально расплавит, например, асфальт. Что уж тут говорить о «крышах домов»! К тому же СВВП не сможет взлетать и садиться в чистом поле: поднимаемая им пыль быстро выведет из строя двигатели. Тем не менее, тогда считалось, что плюсы перевешивают минусы даже для гражданских судов.
Hawker Siddeley
Это британская компания, которая в конце 60-х решилась реализовать требование Комитета Транспортной Авиации (TARS) и создать самолет вертикального взлета и посадки, способного перевозить до 100 пассажиров на 725 км. Проект получил название HS.141 и в первую очередь было исследовано шумовое воздействие будущего самолета на окружающую среду. Был сделан вывод, что лучший вариант – применение в качестве подъемных двигателей вентиляторов. Кстати, эта мысль и сегодня активно внедряется в реальность – в мире уже полно прототипов т. н. «городских аэротакси». Учитывая малошумность вентиляторов, решили расположить их рядом с фюзеляжем. Например, у Dornier Do 31 подъемные двигатели разместили в мотогондолах на крыльях.
Конструкция и ее особенности HS.141
В обычном варианте самолет имел, кроме традиционных маршевых двигателей, 16 (!) подъемных, по восемь на одной стороне. Внешне СВВП выглядел почти что, как классический самолет, если не считать утолщений (спонсонов) около фюзеляжа.
Стартовые ТВД располагались в спонсонах. Фото: YouTube.com
Подъемные моторы размещались в подвесах, которые поворачивались на нужный угол для изменения вектора тяги и управления взлетом/посадкой, маневрирования.
Как должен летать HS.141
Чтобы стартовать, пилот запускал вентиляторы (ТВД Rolls-Royce RB.202) на полную мощность. Когда самолет поднимался на высоту 80-100 м, она уменьшалась и СВВП продолжал вертикальный взлет до 300 м. Далее подъемные двигатели отклонялись и разгоном самолета начинали «заниматься» маршевые установки. При достижении скорости в 310 км/ч на высоте 600-700 м, когда крылья обеспечивали нужную подъемную силу, «стартовые» агрегаты отключались и «маскировались» обтекателями. При посадке все операции производились в обратном порядке.
Набрав высоту, самолет включал маршевые двигатели. Фото: YouTube.com
Общие технические характеристики Hawker Siddeley HS.141 (версия на 100 пассажиров):
✅ размах крыльев – 22,86 м
✅ расчетный взлетный вес при вертикальном старте – 56,336 т
✅ силовая установка – пара маршевых двигателей Rolls-Roys RB.220 тягой по 12,25 тс и 16 подъемных ТВД RB.202 мощностью 4,67 тс
✅ средняя скорость (максимальная) – 695 км/ч (806 км/ч)
✅ дальность с полезной нагрузкой – 644 км
Рассматривался увеличенный вариант самолета на 150 пассажиров с 12-ю подъемными двигателями.
Макеты и испытания
Официально о разработке проекта было заявлено в 1970-м, в Ганновере на очередном авиашоу. После него в аэродинамических трубах разного калибра осуществлялись продувки макетов 1:10. Результаты показали жизнеспособность проекта.
Макет в режиме взлета и посадки. Фото: YouTube.com
К 1980-му планировали выпустить Hawker Siddeley HS.141 на коммерческую линию. Предположительные расходы – 200 млн. в английской валюте. Окупаемость и прибыльность проекта постоянно подтверждалась выходящими в прессе статьями. Даже элементарные расчеты показывали: создание самолета вертикально взлета обойдется дешевле, чем строительство третьего аэропорта в британской столице. Хотя расходы на инфраструктуру под будущий лайнер не учитывались. Архитекторы уже предлагали дома с крышами, приспособленными под СВВП. Будущее ближнемагистральной авиации уже «бесповоротно» определили!
Конец
Грянувший в начале 70-х нефтяной кризис буквально смел все проекты, подразумевавшие повышенный расход топлива. И Hawker Siddeley HS.141 не стал исключением. В то время ни одна авиакомпания не могла себе позволить тратить деньги на разработку самолета, который точно будет расходовать больше горючего, чем его «классические» «собраться». Вторая волна кризис в 1979-м только подтвердила эти опасения. К тому же подъемные двигатели так и не были изготовлены.
Нефтяной кризис в начале 70-х заставил США по-другому смотреть на источники дешевого топлива. Фото: YouTube.com
У военных дела шли ненамного лучше: в серию пошел British Aerospace Sea Harrier. Однако с 1978 по 2016 выпущено всего 111 единиц техники, что очень мало. В РФ был Як-38 (всего – 143 штуки), выпускавшийся с 1977 по 2004-й. Его должен был сменить Як-141, но проект закрыли. К примеру, F-16 Fighting Falcon, впервые поднявшийся в небо в 1974 году, произвели в количестве 4600 экземпляров и «штампуют» по сей день. К тому же на первом месте у военных самолетов многофункциональность и малозаметность. А длинные ВПП научились хорошо защищать современными радиоэлектронными средствами ПВО.
Як-141, так и пошедший в серию. Фото: YouTube.com
Эпоха самолетов вертикального взлета уже прошло или еще не пришло. Однако большинство авиастроительных компаний от идеи полностью не отказываются. Не исключено, что мы просто не знаем о ходе подобных разработок.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....