Hawker Siddeley HS.141 вертикального взлета – хорошая идея с плохим концом
В конце шестидесятых и начале 70-х идея самолета с вертикальным взлетом (СВВП) будоражила умы не только авиаконструкторов, но и обычных жителей мегаполисов. Художники рисовали картинки, на которых лайнеры взлетали с крыш домов прямо в городе и повсюду висели рекламные баннеры с надписями типа «Из центра Парижа в Лондон-Сити за час!». Эмоциональный интерес к самолетам подобного типа появился не просто так.
Если отставить причины появления военных «вертикалок», то необходимость постройки гражданских имела вполне приземленные причины. В то время города сильно «уплотнялись» и росли вверх: население постоянно увеличивалось в геометрической прогрессии, что вызывало конфликты. Например, один из них длился десятилетия, когда жители Нью-Йорка активно выступали против строительства так необходимого мегаполису четвертого аэропорта. А британцы в Бердфордшире и вовсе строили баррикады, чтобы не допустить появления третьего аэродрома. Здесь стоит добавить: в 60-е начали стремительно распространяться реактивные самолеты, имевшие больший уровень шума, по сравнению, например, со старыми добрыми поршневыми движками.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: власти, уступая требованиям местных жителей, выносили аэропорты далеко за пределы населенных пунктов. Да, шума стало меньше, но несчастные пассажиры иногда тратили больше времени на поездку к месту посадки, чем на сам полет. СВВП, которые пресса называла «уменьшителями аэродромов» призваны были решить и эту проблему. К тому же военные «вертикали» тогда уже вовсю испытывались и зачастую довольно успешно.
Для армии СВВП вообще представлял настоящую «находку». Тут уже целый «букет» плюсов. Не нужно строить длинные ВПП, которые противник быстро выводит из строя, если они рядом с место ведения боевых действий. «Вертикалка» лучше маневрирует, что важно в воздушном бою, может садиться на палубу корабля. Плюсы плюсами, а что с минусами?
Первая проблема – надежность двигателей. Если на обычном самолете откажет один из них или все, у машины есть шанс дотянуть до аэродрома или спланировать. При выходе из строя подъемного силового агрегата СВВП катастрофы не избежать, что и случалось с прототипами и серийными «вертикалками».
Второй минус – повышенный расход горючего из-за наличия подъемных двигателей, что автоматически ведет к сокращению дальности полета. СВВП плохо управлялся при старте и посадке – пилот должен был обладать особыми навыками. И еще один недостаток – необходимость обустройства специальной площадки для взлета/посадки. Вырывающаяся из сопел струя горячих газов буквально расплавит, например, асфальт. Что уж тут говорить о «крышах домов»! К тому же СВВП не сможет взлетать и садиться в чистом поле: поднимаемая им пыль быстро выведет из строя двигатели. Тем не менее, тогда считалось, что плюсы перевешивают минусы даже для гражданских судов.
Это британская компания, которая в конце 60-х решилась реализовать требование Комитета Транспортной Авиации (TARS) и создать самолет вертикального взлета и посадки, способного перевозить до 100 пассажиров на 725 км. Проект получил название HS.141 и в первую очередь было исследовано шумовое воздействие будущего самолета на окружающую среду. Был сделан вывод, что лучший вариант – применение в качестве подъемных двигателей вентиляторов. Кстати, эта мысль и сегодня активно внедряется в реальность – в мире уже полно прототипов т. н. «городских аэротакси». Учитывая малошумность вентиляторов, решили расположить их рядом с фюзеляжем. Например, у Dornier Do 31 подъемные двигатели разместили в мотогондолах на крыльях.
В обычном варианте самолет имел, кроме традиционных маршевых двигателей, 16 (!) подъемных, по восемь на одной стороне. Внешне СВВП выглядел почти что, как классический самолет, если не считать утолщений (спонсонов) около фюзеляжа.
Подъемные моторы размещались в подвесах, которые поворачивались на нужный угол для изменения вектора тяги и управления взлетом/посадкой, маневрирования.
Чтобы стартовать, пилот запускал вентиляторы (ТВД Rolls-Royce RB.202) на полную мощность. Когда самолет поднимался на высоту 80-100 м, она уменьшалась и СВВП продолжал вертикальный взлет до 300 м. Далее подъемные двигатели отклонялись и разгоном самолета начинали «заниматься» маршевые установки. При достижении скорости в 310 км/ч на высоте 600-700 м, когда крылья обеспечивали нужную подъемную силу, «стартовые» агрегаты отключались и «маскировались» обтекателями. При посадке все операции производились в обратном порядке.
Общие технические характеристики Hawker Siddeley HS.141 (версия на 100 пассажиров):
✅ размах крыльев – 22,86 м
✅ расчетный взлетный вес при вертикальном старте – 56,336 т
✅ силовая установка – пара маршевых двигателей Rolls-Roys RB.220 тягой по 12,25 тс и 16 подъемных ТВД RB.202 мощностью 4,67 тс
✅ средняя скорость (максимальная) – 695 км/ч (806 км/ч)
✅ дальность с полезной нагрузкой – 644 км
Официально о разработке проекта было заявлено в 1970-м, в Ганновере на очередном авиашоу. После него в аэродинамических трубах разного калибра осуществлялись продувки макетов 1:10. Результаты показали жизнеспособность проекта.
К 1980-му планировали выпустить Hawker Siddeley HS.141 на коммерческую линию. Предположительные расходы – 200 млн. в английской валюте. Окупаемость и прибыльность проекта постоянно подтверждалась выходящими в прессе статьями. Даже элементарные расчеты показывали: создание самолета вертикально взлета обойдется дешевле, чем строительство третьего аэропорта в британской столице. Хотя расходы на инфраструктуру под будущий лайнер не учитывались. Архитекторы уже предлагали дома с крышами, приспособленными под СВВП. Будущее ближнемагистральной авиации уже «бесповоротно» определили!
Грянувший в начале 70-х нефтяной кризис буквально смел все проекты, подразумевавшие повышенный расход топлива. И Hawker Siddeley HS.141 не стал исключением. В то время ни одна авиакомпания не могла себе позволить тратить деньги на разработку самолета, который точно будет расходовать больше горючего, чем его «классические» «собраться». Вторая волна кризис в 1979-м только подтвердила эти опасения. К тому же подъемные двигатели так и не были изготовлены.
У военных дела шли ненамного лучше: в серию пошел British Aerospace Sea Harrier. Однако с 1978 по 2016 выпущено всего 111 единиц техники, что очень мало. В РФ был Як-38 (всего – 143 штуки), выпускавшийся с 1977 по 2004-й. Его должен был сменить Як-141, но проект закрыли. К примеру, F-16 Fighting Falcon, впервые поднявшийся в небо в 1974 году, произвели в количестве 4600 экземпляров и «штампуют» по сей день. К тому же на первом месте у военных самолетов многофункциональность и малозаметность. А длинные ВПП научились хорошо защищать современными радиоэлектронными средствами ПВО.
Эпоха самолетов вертикального взлета уже прошло или еще не пришло. Однако большинство авиастроительных компаний от идеи полностью не отказываются. Не исключено, что мы просто не знаем о ходе подобных разработок.
Зачем нужны гражданские СВВП
Если отставить причины появления военных «вертикалок», то необходимость постройки гражданских имела вполне приземленные причины. В то время города сильно «уплотнялись» и росли вверх: население постоянно увеличивалось в геометрической прогрессии, что вызывало конфликты. Например, один из них длился десятилетия, когда жители Нью-Йорка активно выступали против строительства так необходимого мегаполису четвертого аэропорта. А британцы в Бердфордшире и вовсе строили баррикады, чтобы не допустить появления третьего аэродрома. Здесь стоит добавить: в 60-е начали стремительно распространяться реактивные самолеты, имевшие больший уровень шума, по сравнению, например, со старыми добрыми поршневыми движками.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: власти, уступая требованиям местных жителей, выносили аэропорты далеко за пределы населенных пунктов. Да, шума стало меньше, но несчастные пассажиры иногда тратили больше времени на поездку к месту посадки, чем на сам полет. СВВП, которые пресса называла «уменьшителями аэродромов» призваны были решить и эту проблему. К тому же военные «вертикали» тогда уже вовсю испытывались и зачастую довольно успешно.
Немцы успешно построили и испытали первый в мире транспортник вертикального взлета Dornier Do 31. Фото: YouTube.com
Для армии СВВП вообще представлял настоящую «находку». Тут уже целый «букет» плюсов. Не нужно строить длинные ВПП, которые противник быстро выводит из строя, если они рядом с место ведения боевых действий. «Вертикалка» лучше маневрирует, что важно в воздушном бою, может садиться на палубу корабля. Плюсы плюсами, а что с минусами?
Сложности постройки СВВП
Первая проблема – надежность двигателей. Если на обычном самолете откажет один из них или все, у машины есть шанс дотянуть до аэродрома или спланировать. При выходе из строя подъемного силового агрегата СВВП катастрофы не избежать, что и случалось с прототипами и серийными «вертикалками».
Среди рассматриваемых вариантов СВВП был и такой. Фото: YouTube.com
Второй минус – повышенный расход горючего из-за наличия подъемных двигателей, что автоматически ведет к сокращению дальности полета. СВВП плохо управлялся при старте и посадке – пилот должен был обладать особыми навыками. И еще один недостаток – необходимость обустройства специальной площадки для взлета/посадки. Вырывающаяся из сопел струя горячих газов буквально расплавит, например, асфальт. Что уж тут говорить о «крышах домов»! К тому же СВВП не сможет взлетать и садиться в чистом поле: поднимаемая им пыль быстро выведет из строя двигатели. Тем не менее, тогда считалось, что плюсы перевешивают минусы даже для гражданских судов.
Hawker Siddeley
Это британская компания, которая в конце 60-х решилась реализовать требование Комитета Транспортной Авиации (TARS) и создать самолет вертикального взлета и посадки, способного перевозить до 100 пассажиров на 725 км. Проект получил название HS.141 и в первую очередь было исследовано шумовое воздействие будущего самолета на окружающую среду. Был сделан вывод, что лучший вариант – применение в качестве подъемных двигателей вентиляторов. Кстати, эта мысль и сегодня активно внедряется в реальность – в мире уже полно прототипов т. н. «городских аэротакси». Учитывая малошумность вентиляторов, решили расположить их рядом с фюзеляжем. Например, у Dornier Do 31 подъемные двигатели разместили в мотогондолах на крыльях.
Конструкция и ее особенности HS.141
В обычном варианте самолет имел, кроме традиционных маршевых двигателей, 16 (!) подъемных, по восемь на одной стороне. Внешне СВВП выглядел почти что, как классический самолет, если не считать утолщений (спонсонов) около фюзеляжа.
Стартовые ТВД располагались в спонсонах. Фото: YouTube.com
Подъемные моторы размещались в подвесах, которые поворачивались на нужный угол для изменения вектора тяги и управления взлетом/посадкой, маневрирования.
Как должен летать HS.141
Чтобы стартовать, пилот запускал вентиляторы (ТВД Rolls-Royce RB.202) на полную мощность. Когда самолет поднимался на высоту 80-100 м, она уменьшалась и СВВП продолжал вертикальный взлет до 300 м. Далее подъемные двигатели отклонялись и разгоном самолета начинали «заниматься» маршевые установки. При достижении скорости в 310 км/ч на высоте 600-700 м, когда крылья обеспечивали нужную подъемную силу, «стартовые» агрегаты отключались и «маскировались» обтекателями. При посадке все операции производились в обратном порядке.
Набрав высоту, самолет включал маршевые двигатели. Фото: YouTube.com
Общие технические характеристики Hawker Siddeley HS.141 (версия на 100 пассажиров):
✅ размах крыльев – 22,86 м
✅ расчетный взлетный вес при вертикальном старте – 56,336 т
✅ силовая установка – пара маршевых двигателей Rolls-Roys RB.220 тягой по 12,25 тс и 16 подъемных ТВД RB.202 мощностью 4,67 тс
✅ средняя скорость (максимальная) – 695 км/ч (806 км/ч)
✅ дальность с полезной нагрузкой – 644 км
Рассматривался увеличенный вариант самолета на 150 пассажиров с 12-ю подъемными двигателями.
Макеты и испытания
Официально о разработке проекта было заявлено в 1970-м, в Ганновере на очередном авиашоу. После него в аэродинамических трубах разного калибра осуществлялись продувки макетов 1:10. Результаты показали жизнеспособность проекта.
Макет в режиме взлета и посадки. Фото: YouTube.com
К 1980-му планировали выпустить Hawker Siddeley HS.141 на коммерческую линию. Предположительные расходы – 200 млн. в английской валюте. Окупаемость и прибыльность проекта постоянно подтверждалась выходящими в прессе статьями. Даже элементарные расчеты показывали: создание самолета вертикально взлета обойдется дешевле, чем строительство третьего аэропорта в британской столице. Хотя расходы на инфраструктуру под будущий лайнер не учитывались. Архитекторы уже предлагали дома с крышами, приспособленными под СВВП. Будущее ближнемагистральной авиации уже «бесповоротно» определили!
Конец
Грянувший в начале 70-х нефтяной кризис буквально смел все проекты, подразумевавшие повышенный расход топлива. И Hawker Siddeley HS.141 не стал исключением. В то время ни одна авиакомпания не могла себе позволить тратить деньги на разработку самолета, который точно будет расходовать больше горючего, чем его «классические» «собраться». Вторая волна кризис в 1979-м только подтвердила эти опасения. К тому же подъемные двигатели так и не были изготовлены.
Нефтяной кризис в начале 70-х заставил США по-другому смотреть на источники дешевого топлива. Фото: YouTube.com
У военных дела шли ненамного лучше: в серию пошел British Aerospace Sea Harrier. Однако с 1978 по 2016 выпущено всего 111 единиц техники, что очень мало. В РФ был Як-38 (всего – 143 штуки), выпускавшийся с 1977 по 2004-й. Его должен был сменить Як-141, но проект закрыли. К примеру, F-16 Fighting Falcon, впервые поднявшийся в небо в 1974 году, произвели в количестве 4600 экземпляров и «штампуют» по сей день. К тому же на первом месте у военных самолетов многофункциональность и малозаметность. А длинные ВПП научились хорошо защищать современными радиоэлектронными средствами ПВО.
Як-141, так и пошедший в серию. Фото: YouTube.com
Эпоха самолетов вертикального взлета уже прошло или еще не пришло. Однако большинство авиастроительных компаний от идеи полностью не отказываются. Не исключено, что мы просто не знаем о ходе подобных разработок.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....