Секретный авто 9-го управления КГБ – Газ 31013 «Волга»
22 290

Секретный авто 9-го управления КГБ – Газ 31013 «Волга»

Автомобили ГАЗ «Волга» известны не только в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Когда-то это был престижный седан, в 1990-х годах – доступный, но больше эта модель не выпускается.


Но слышали ли вы легенды про машины КГБ? Нестандартные «Волги», переоборудованные в секретных гаражах, которые без труда настигали скоростные Мерседесы и БМВ? Они действительно существовали, и самая последняя «догонялка» - это ГАЗ-31013.

Черная «Волга» КГБ – это легенда


Прежде чем начать наш рассказ, хотелось бы прояснить ситуацию на счет тонированных черных автомобилей КГБ. В СССР ходили легенды, что «Волга» такого цвета – это слежка и прослушка, лучше держаться от нее подальше.

На самом деле, все советские «догонялки» старались замаскировать под обычные «Волги», и красили их в неприметные цвета. Слухи о черных автомобилях распускались, скорее всего, специально. Никто не станет выпячивать машины КГБ намерено – это демаскирует.

Секретный авто 9-го управления КГБ – Газ 31013 «Волга»Автомобиль строгий и стильный. Фото: Youtube.com


Были черные «Волги» с мощными двигателями, но это не «догонялки», нашпигованные спецоборудованием, а автомобили сопровождения кортежей. Там важна была скорость и презентабельный внешний вид.

Краткая история спецавтомобилей КГБ


Историю скоростных авто отечественного производства для КГБ следует начинать с 1956 года. Тогда появилась первая «Победа» с нестандартным двигателем, получившая заводской индекс М-20Г или М-26. Этот автомобиль получил мотор V6 от представительского советского седана ЗиМ.

Следующий этап – появление первой «Волги» ГАЗ-21 и спецавтомобиля на ее базе под индексом ГАЗ-23. Это мощная «догонялка» – с мотором V8 от «Чайки» и автоматической коробкой передач от этого же двигателя. Была попытка совместить мотор с обычной МКПП, но он разбивал коробку. Двигатель развивал фантастическую для тех времен мощность – 195 л. с.

ГАЗ-23 в идеальном состоянии. Фото: Youtube.com


На базе ГАЗ-24 тоже выпускались «догонялки». Все они получили те же моторы от «Чайки» на 195 л. с. Двигатели модернизировались, но мощность оставалась на том же уровне.

«Догонялки» на базе ГАЗ-24 имели индекс 24-24. Более новые версии на базе ГАЗ-24-10 назывались 24-34.

ГАЗ-31013 собственной персоной


ГАЗ-3102 стал знаковым в истории Горьковского автомобильного завода. Он выпускался с 1981 по 2008 годы и считался лучшей «Волгой». Это элитный седан для высоких военных чинов и партийных деятелей.

Естественно, на шасси этой «Волги» решили разработать «догонялку», ставшую последним серийным автомобилем, созданным специально для КГБ. Кстати, на базе ГАЗ-3102 делали еще два спецавтомобиля для нужд МВД и ГАИ, но один из них так и остался опытным, а второй выпустили мелкой серией. Про эти машины будет упомянуто ближе к концу статьи.

Последняя горьковская «догонялка» получила индекс ГАЗ-31013. Автомобиль, как и его предшественники, разрабатывался под грифом «совершенно секретно». Поэтому достоверную информацию о нем узнали только ближе к середине 1990-х годов.

Автомобиль мог догнать почти любую иномарку. Фото: Youtube.com


Выпускали ГАЗ-31013 в секретном режимном цеху Горьковского автомобильного завода. Все рабочие давали подписку о неразглашении государственной тайны. Модель делалась на шасси ГАЗ-3102, подвеску и кузов усиливали, мотор устанавливали все тот же 505 от «Чайки».

Многие утверждают, что при создании «догонялки» брали за основу Мерседес W123. На самом деле, ничего общего с моделью от немецкого производителя у ГАЗ-31013 нет. Есть вероятность, что при разработке базовой 3102 дизайн Мерседес W123 послужил некой отправной точкой. Но это слухи, которые никогда не подтверждались документами Горьковского автомобильного завода.

Двигатель не имеет ничего общего с мерседесовским. Это модель ЗМЗ-505.10 с мощностью 195-220 л. с. в зависимости от года выпуска.
Внешне отличить ГАЗ-31013 от простой «Волги» было довольно сложно, но эти автомобили маскировались по-разному. Стандартная «догонялка» отличалась наличием двух выхлопных труб, более низким дорожным просветом, антеннами спецсвязи.

Посадка связана с использованием тяжелого двигателя V8 спереди. Сзади его уравновешивали чугунной плитой в багажнике. Делалось это не только для сохранения развесовки, но и для того, чтобы автомобиль поменьше пробуксовывал, трогаясь с места.

Мощный V8 без проблем поместился под капотом. Фото: Youtube.com


Но некоторые «догонялки», предназначенные для слежки за важными объектами, маскировали очень тщательно.

Особенности:

  • ? Подвеску усиливали ровно настолько, чтобы сохранить стандартный дорожный просвет базовой ГАЗ-3102
  • ? Автоматическую коробку передач маскировали под рычаг механики
  • ? Сделали фальшпедаль сцепления
  • ? Два выхлопные тракта были соединены под днищем в один


Сборка ГАЗ-31013 осуществлялась вручную. Кузов лудили, чтобы он не ржавел, проклеивали толстой шумоизоляцией, красили автомобили так, как «Чайку» - несколько слоев эмали и лака.

Оборудованию «догонялок» могли позавидовать даже владельцы иномарок:

  • ? Гидроусилитель руля
  • ? Электростекла
  • ? Кондиционеры


И это не считая специального оборудования на борту!

Чтобы управлять таким мощным автомобилем со специфической развесовкой, да еще на высоких скоростях, нужны особые навыки. Сотрудники спецслужб проходили курсы «экстремального вождения», как это называется сейчас.


Конец эпохи «догонялок» и последней модели серии – ГАЗ-31013, печален. Сначала автомобили перестали выпускать. Отслужив свой срок, они списывались и продавались желающим. Вот только не в виде «догонялок», а наскоро переоборудованные в обычные «Волги».

Серийный ГАЗ-3102, на базе которого делали ГАЗ-31013. Фото: Youtube.com


Снимали не только спецоборудование, даже двигатели и КПП менялись на стандартные. Дескать, автомобиль секретный, нельзя его «в народ»! Точно сказать, когда были списаны последние ГАЗ-31013 в утиль невозможно, скорее всего, произошло это в самом начале 2000-х.

Неизвестные догонялки для ГАИ и МВД


Кроме последней «догонялки», на шасси ГАЗ-3102 еще в 1980-х годах хотели создать автомобиль попроще для подразделений ГАИ. Чтобы максимально удешевить производство, решено было устанавливать на стандартную «Волгу» двигатель и механическую коробку от ГАЗ-53. Это V8 с рабочим объемом 4,25 литра.

Специально для установки на новую машину, получившую заводской индекс ГАЗ-31011, мотор от «Газона» форсировали до 160 л. с.
Но модель так и не пошла в серию – руководство завода посчитало, что переделка вручную автомобилей не окупит себя.

Еще одна версия на шасси ГАЗ-3102 – это роторно-поршневой ГАЗ-31028, созданный в сотрудничестве с АвтоВАЗом. Автомобиль получил самый мощный двигатель ВАЗ серии – 413 модификацию на 140 л. с.

Сколько именно было выпущено роторных «догонялок», доподлинно неизвестно, скорее всего, это одна опытная партия. В дальнейшем сочли, что делать такие автомобили нерентабельно, но ГАИ получали роторно-поршневые ВАЗ разных моделей.

При разработке ГАЗ-31028 была попытка подружить родную КПП с РПД. Сделать это не удалось из-за особенностей мотора, который раскручивался до слишком высоких оборотов. Пришлось дорабатывать жигулевскую КПП к «Волге».

Похоже на то, что это оригинальная версия ГАЗ-31013. Фото: Youtube.com


Сейчас найти ГАЗ-31013 в заводском исполнении невозможно. Редкие автомобили, которые существуют – это самоделки, выполненные близко к оригиналу.
Какая модификация «догонялок» самая лучшая?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...