
Масло на воздушном фильтре – опасно или нет?
Выполняя такую штатную процедуру, как замена воздушного фильтра, многие сталкивались с неожиданной неприятностью в виде пятен или капель масла на очистительном элементе. Что это? Сигнал о серьезных неполадках в двигателе или так, какая-то мелкая «проблемка», которая быстро решается? Может быть и то и другое.
Часть фильтров, обычно устанавливаемых на мототехнику, уже с завода пропитывается маслянистым составом. Это связано с тем, что байки и квадроциклы нередко ездят по сильно запыленной местности и масло как-бы «притягивает» частицы грязи. Ставят такие «увлажненные» фильтры на некоторые модели Subaru, Nissan. Поэтому не стоит заранее паниковать: сначала выясните, каким образом очищается воздух для двигателя в конкретной машине.
Фильтр воздушный Subaru Forester 97-05? пропитка MASUMA. Средняя цена: 1074 руб. Фото: ЯндексМаркет
Для простоты понимания проблемы можно рассмотреть ситуацию покупки авто с пробегом, когда вы не знаете, как владелец относился к своей машине. Техническая жидкость на воздушном фильтре может говорить о забитых масляных каналах. Это, в свою очередь, свидетельствует о несвоевременной замене смазки и фильтров. В таких случаях маслу просто некуда деваться: оно начинает давить на вентиляционный клапан и оттуда проникать в систему впуска. С одной стороны, подобную проблему можно попытаться решить промывкой двигателя, двойной заменой смазки и фильтра. Но если вы покупаете такую машину, стоит задуматься: очевидно, что за ней не следили и в каком состоянии находятся другие узлы и агрегаты, остается только гадать.
Пятна масла на воздушном фильтре. Фото: YouTube.com
Проверить загрязненность каналов несложно: откройте масляную горловину – если наружу вырывается капельный туман, газы, давление избыточное. Устранить подобную неприятность заменой смазки и фильтров может и не получиться. Не исключено, что причина кроется в более серьезных недостатках.
В этом случае картерные газы вместе с маслом прорываются во впускную систему через промежуток между кольцами и стенками цилиндров. И не только: выход может найтись в сальниках, различных уплотнениях и даже отверстии под щуп. Убедиться в износе ЦПГ несложно, основных признаков, помимо «масложора», несколько:
✅ синий дым из глушителя
✅ перерасход топлива
✅ плохой пуск
✅ низкая компрессия (измеряется специальным прибором в СТО)
✅ блок цилиндров и ГБЦ «потеют» маслом – движок выглядит грязноватым
Если вышеперечисленные признаки присутствуют, выход только один – готовить деньги на капремонт двигателя. Ну, как «меньшее зло», можно заменить только поршневые кольца. Однако на стадии разборки мотора наверняка «всплывут» другие «болячки», которые тоже придется устранять. Короче: все это грустно и дорого.
Ну а теперь о «приятном». Речь идет о вентиляционном клапане – positive crankcase ventilation. Бывает и так, что его просто заклинивает. Тогда при работе двигателя на больших оборотах картерные газы пойдут во впускную систему. В результате дроссельная заслонка окажется в отложениях, как и клапан EGR (если имеется рециркуляция газов). При запущенной ситуации капельки масла начнут появляться на воздухофильтре.
Клапан EGR на «ФОРД ФОКУС 2» (видны свободные электрические контакты после снятия колодки). Фото: YouTube.com
Что делать? Снимите КВГК и осмотрите: если клапан грязный, лучше его заменить. Заодно потрясите деталь: если она не заклинила, услышите бренчание. Попутно с установкой нового клапана промойте патрубки вентиляции картера, заслонку и другие элементы впускного тракта.
В подобных случаях вовремя увидеть пятна на бумаге фильтра можно считать удачей. Но если ездить с забитым клапаном, «нарветесь» на серьезные неприятности. Из-за высокого давления масло полезет «из всех щелей», разрушая сальники, движок станет задыхаться из-за отсутствия свежего воздуха (вялая динамика, перерасход топлива), избыток влаги не будет выводиться. Последняя проблема выявляется при взгляде на крышку горловины: увидите налет беловатого оттенка. Все это говорит о том, что пора заняться проверкой вентиляции картера.
Здесь попадание смазки во впускную систему обусловлено двумя причинами. Первая – то же засорение клапана PCV. Тогда ход последующих действий аналогичен описанным выше. Другая причина заключается в износе картриджа: масло в фильтр гонит сама турбина.
В турбированном моторе все взаимосвязано: если техническая жидкость есть на фильтре, это может быть следствием его банальной загрязненности. Из-за недостатка воздуха турбина будет засасывать смазку и отправлять ее во впускную систему.
Первое, что нужно сделать – заменить очиститель воздуха. Это будет особо актуально, если вы постоянно ездите не по городу, где поливают улицы, а в сельской местности по пыльной грунтовке. Замените воздушный фильтр и прокатитесь километров 20-30. Если на масло появляется снова, идем дальше. Снимите патрубки, выводящие картерные газы и осмотрите их, проверьте пропускную способность. Бывает так (особенно на машинах с большим пробегом), что они забиваются наглухо. Заодно освободите от отложений дроссельную заслонку. Если опять постигла неудача, придется снять клапанную крышку. Например, на многих моделях Kia, Hyundai внутри нее вкручен клапан PCV: проверьте его.
Впереди справа – вентиляционная трубка, которая может быть забита (Hyundai Solaris). Фото: YouTube.com
Если не помогает уже ничего, а на воздушном фильтре не пятна масла, а лужицы внутри корпуса, причина наихудшая – износ ЦПГ и предстоящий капремонт двигателя. Чтобы убедиться в правильности причины, проверьте компрессию на СТО. Нормальное значение – от 9 до 12 атмосфер (см. инструкцию).
Подсоединение компрессометра. Фото: YouTube.com
Давление в цилиндрах может отличаться не более, чем на 1 атм. Если оно меньше нормы, причина может крыться и в ГБЦ, где клапаны закрываются неплотно.
Здесь ничего сложного нет. Меняйте масло каждые 8-10 тыс. км пробега вместе с фильтрами (воздушный через 10-15 тыс. км, а то и раньше, в зависимости от запыленности местности). Примерно через 1000 км или при любом удобном случае, когда заглядываете под капот, осматривайте шланги вентиляции картера. Если они начали «потеть», стоит проверить их пропускную способность и очистить от отложений.
Человек всегда хочет надеяться на лучшее. Обнаружив масло на воздухофильтре и, прочитав статью, кажется: достаточно проверить патрубки, заменить клапан и все придет в норму, как-то «рассосется». Но увы, чудес не бывает: в большинстве случаев замасливание происходит из-за износа ЦПГ. Все другие причины – следствие нерегулярного обслуживания двигателя, реже – чрезвычайные условия эксплуатации в пыльной местности. Поэтому после рекомендованных выше процедур проверки стоит задуматься о капремонте или продаже автомобиля.
Так и надо?
Часть фильтров, обычно устанавливаемых на мототехнику, уже с завода пропитывается маслянистым составом. Это связано с тем, что байки и квадроциклы нередко ездят по сильно запыленной местности и масло как-бы «притягивает» частицы грязи. Ставят такие «увлажненные» фильтры на некоторые модели Subaru, Nissan. Поэтому не стоит заранее паниковать: сначала выясните, каким образом очищается воздух для двигателя в конкретной машине.

В некоторых грузовых авто, например, ЗИЛ-131 масло заливается в корпус воздушного фильтра специально, чтобы лучше улавливать пылевые частицы.
Плохое обслуживание
Для простоты понимания проблемы можно рассмотреть ситуацию покупки авто с пробегом, когда вы не знаете, как владелец относился к своей машине. Техническая жидкость на воздушном фильтре может говорить о забитых масляных каналах. Это, в свою очередь, свидетельствует о несвоевременной замене смазки и фильтров. В таких случаях маслу просто некуда деваться: оно начинает давить на вентиляционный клапан и оттуда проникать в систему впуска. С одной стороны, подобную проблему можно попытаться решить промывкой двигателя, двойной заменой смазки и фильтра. Но если вы покупаете такую машину, стоит задуматься: очевидно, что за ней не следили и в каком состоянии находятся другие узлы и агрегаты, остается только гадать.

Проверить загрязненность каналов несложно: откройте масляную горловину – если наружу вырывается капельный туман, газы, давление избыточное. Устранить подобную неприятность заменой смазки и фильтров может и не получиться. Не исключено, что причина кроется в более серьезных недостатках.
Износ цилиндро-поршневой группы
В этом случае картерные газы вместе с маслом прорываются во впускную систему через промежуток между кольцами и стенками цилиндров. И не только: выход может найтись в сальниках, различных уплотнениях и даже отверстии под щуп. Убедиться в износе ЦПГ несложно, основных признаков, помимо «масложора», несколько:
✅ синий дым из глушителя
✅ перерасход топлива
✅ плохой пуск
✅ низкая компрессия (измеряется специальным прибором в СТО)
✅ блок цилиндров и ГБЦ «потеют» маслом – движок выглядит грязноватым
Если вышеперечисленные признаки присутствуют, выход только один – готовить деньги на капремонт двигателя. Ну, как «меньшее зло», можно заменить только поршневые кольца. Однако на стадии разборки мотора наверняка «всплывут» другие «болячки», которые тоже придется устранять. Короче: все это грустно и дорого.
КВКГ (PCV)
Ну а теперь о «приятном». Речь идет о вентиляционном клапане – positive crankcase ventilation. Бывает и так, что его просто заклинивает. Тогда при работе двигателя на больших оборотах картерные газы пойдут во впускную систему. В результате дроссельная заслонка окажется в отложениях, как и клапан EGR (если имеется рециркуляция газов). При запущенной ситуации капельки масла начнут появляться на воздухофильтре.

Что делать? Снимите КВГК и осмотрите: если клапан грязный, лучше его заменить. Заодно потрясите деталь: если она не заклинила, услышите бренчание. Попутно с установкой нового клапана промойте патрубки вентиляции картера, заслонку и другие элементы впускного тракта.
В подобных случаях вовремя увидеть пятна на бумаге фильтра можно считать удачей. Но если ездить с забитым клапаном, «нарветесь» на серьезные неприятности. Из-за высокого давления масло полезет «из всех щелей», разрушая сальники, движок станет задыхаться из-за отсутствия свежего воздуха (вялая динамика, перерасход топлива), избыток влаги не будет выводиться. Последняя проблема выявляется при взгляде на крышку горловины: увидите налет беловатого оттенка. Все это говорит о том, что пора заняться проверкой вентиляции картера.
Турбированные моторы
Здесь попадание смазки во впускную систему обусловлено двумя причинами. Первая – то же засорение клапана PCV. Тогда ход последующих действий аналогичен описанным выше. Другая причина заключается в износе картриджа: масло в фильтр гонит сама турбина.
При забивании отделителя смазка появится не только на фильтре, внутри вентиляционных трубок, но появится и в интеркулере. Для дизельного мотора это опасная ситуация: при сильной раскрутке он может «пойти вразнос», т. к. масло попадет во впуск.
В турбированном моторе все взаимосвязано: если техническая жидкость есть на фильтре, это может быть следствием его банальной загрязненности. Из-за недостатка воздуха турбина будет засасывать смазку и отправлять ее во впускную систему.
Общий алгоритм действий при обнаружении масла на фильтре
Первое, что нужно сделать – заменить очиститель воздуха. Это будет особо актуально, если вы постоянно ездите не по городу, где поливают улицы, а в сельской местности по пыльной грунтовке. Замените воздушный фильтр и прокатитесь километров 20-30. Если на масло появляется снова, идем дальше. Снимите патрубки, выводящие картерные газы и осмотрите их, проверьте пропускную способность. Бывает так (особенно на машинах с большим пробегом), что они забиваются наглухо. Заодно освободите от отложений дроссельную заслонку. Если опять постигла неудача, придется снять клапанную крышку. Например, на многих моделях Kia, Hyundai внутри нее вкручен клапан PCV: проверьте его.

Многие автовладельцы решают проблему «оригинальным» образом: чтобы масло не попадало в дроссельный узел, отсоединяют подходящий к нему шланг вентиляции и оставляют его открытым прямо под капотом или удлиняют, выводя вниз, под мотор. Проблему это не решает: получите неустойчивый холостой ход и грязный двигатель. Но какое-то время ездить можно.
Если не помогает уже ничего, а на воздушном фильтре не пятна масла, а лужицы внутри корпуса, причина наихудшая – износ ЦПГ и предстоящий капремонт двигателя. Чтобы убедиться в правильности причины, проверьте компрессию на СТО. Нормальное значение – от 9 до 12 атмосфер (см. инструкцию).

Давление в цилиндрах может отличаться не более, чем на 1 атм. Если оно меньше нормы, причина может крыться и в ГБЦ, где клапаны закрываются неплотно.
Профилактика
Здесь ничего сложного нет. Меняйте масло каждые 8-10 тыс. км пробега вместе с фильтрами (воздушный через 10-15 тыс. км, а то и раньше, в зависимости от запыленности местности). Примерно через 1000 км или при любом удобном случае, когда заглядываете под капот, осматривайте шланги вентиляции картера. Если они начали «потеть», стоит проверить их пропускную способность и очистить от отложений.
Итоги
Человек всегда хочет надеяться на лучшее. Обнаружив масло на воздухофильтре и, прочитав статью, кажется: достаточно проверить патрубки, заменить клапан и все придет в норму, как-то «рассосется». Но увы, чудес не бывает: в большинстве случаев замасливание происходит из-за износа ЦПГ. Все другие причины – следствие нерегулярного обслуживания двигателя, реже – чрезвычайные условия эксплуатации в пыльной местности. Поэтому после рекомендованных выше процедур проверки стоит задуматься о капремонте или продаже автомобиля.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....