
Масло на воздушном фильтре – опасно или нет?
Выполняя такую штатную процедуру, как замена воздушного фильтра, многие сталкивались с неожиданной неприятностью в виде пятен или капель масла на очистительном элементе. Что это? Сигнал о серьезных неполадках в двигателе или так, какая-то мелкая «проблемка», которая быстро решается? Может быть и то и другое.
Часть фильтров, обычно устанавливаемых на мототехнику, уже с завода пропитывается маслянистым составом. Это связано с тем, что байки и квадроциклы нередко ездят по сильно запыленной местности и масло как-бы «притягивает» частицы грязи. Ставят такие «увлажненные» фильтры на некоторые модели Subaru, Nissan. Поэтому не стоит заранее паниковать: сначала выясните, каким образом очищается воздух для двигателя в конкретной машине.
Фильтр воздушный Subaru Forester 97-05? пропитка MASUMA. Средняя цена: 1074 руб. Фото: ЯндексМаркет
Для простоты понимания проблемы можно рассмотреть ситуацию покупки авто с пробегом, когда вы не знаете, как владелец относился к своей машине. Техническая жидкость на воздушном фильтре может говорить о забитых масляных каналах. Это, в свою очередь, свидетельствует о несвоевременной замене смазки и фильтров. В таких случаях маслу просто некуда деваться: оно начинает давить на вентиляционный клапан и оттуда проникать в систему впуска. С одной стороны, подобную проблему можно попытаться решить промывкой двигателя, двойной заменой смазки и фильтра. Но если вы покупаете такую машину, стоит задуматься: очевидно, что за ней не следили и в каком состоянии находятся другие узлы и агрегаты, остается только гадать.
Пятна масла на воздушном фильтре. Фото: YouTube.com
Проверить загрязненность каналов несложно: откройте масляную горловину – если наружу вырывается капельный туман, газы, давление избыточное. Устранить подобную неприятность заменой смазки и фильтров может и не получиться. Не исключено, что причина кроется в более серьезных недостатках.
В этом случае картерные газы вместе с маслом прорываются во впускную систему через промежуток между кольцами и стенками цилиндров. И не только: выход может найтись в сальниках, различных уплотнениях и даже отверстии под щуп. Убедиться в износе ЦПГ несложно, основных признаков, помимо «масложора», несколько:
✅ синий дым из глушителя
✅ перерасход топлива
✅ плохой пуск
✅ низкая компрессия (измеряется специальным прибором в СТО)
✅ блок цилиндров и ГБЦ «потеют» маслом – движок выглядит грязноватым
Если вышеперечисленные признаки присутствуют, выход только один – готовить деньги на капремонт двигателя. Ну, как «меньшее зло», можно заменить только поршневые кольца. Однако на стадии разборки мотора наверняка «всплывут» другие «болячки», которые тоже придется устранять. Короче: все это грустно и дорого.
Ну а теперь о «приятном». Речь идет о вентиляционном клапане – positive crankcase ventilation. Бывает и так, что его просто заклинивает. Тогда при работе двигателя на больших оборотах картерные газы пойдут во впускную систему. В результате дроссельная заслонка окажется в отложениях, как и клапан EGR (если имеется рециркуляция газов). При запущенной ситуации капельки масла начнут появляться на воздухофильтре.
Клапан EGR на «ФОРД ФОКУС 2» (видны свободные электрические контакты после снятия колодки). Фото: YouTube.com
Что делать? Снимите КВГК и осмотрите: если клапан грязный, лучше его заменить. Заодно потрясите деталь: если она не заклинила, услышите бренчание. Попутно с установкой нового клапана промойте патрубки вентиляции картера, заслонку и другие элементы впускного тракта.
В подобных случаях вовремя увидеть пятна на бумаге фильтра можно считать удачей. Но если ездить с забитым клапаном, «нарветесь» на серьезные неприятности. Из-за высокого давления масло полезет «из всех щелей», разрушая сальники, движок станет задыхаться из-за отсутствия свежего воздуха (вялая динамика, перерасход топлива), избыток влаги не будет выводиться. Последняя проблема выявляется при взгляде на крышку горловины: увидите налет беловатого оттенка. Все это говорит о том, что пора заняться проверкой вентиляции картера.
Здесь попадание смазки во впускную систему обусловлено двумя причинами. Первая – то же засорение клапана PCV. Тогда ход последующих действий аналогичен описанным выше. Другая причина заключается в износе картриджа: масло в фильтр гонит сама турбина.
В турбированном моторе все взаимосвязано: если техническая жидкость есть на фильтре, это может быть следствием его банальной загрязненности. Из-за недостатка воздуха турбина будет засасывать смазку и отправлять ее во впускную систему.
Первое, что нужно сделать – заменить очиститель воздуха. Это будет особо актуально, если вы постоянно ездите не по городу, где поливают улицы, а в сельской местности по пыльной грунтовке. Замените воздушный фильтр и прокатитесь километров 20-30. Если на масло появляется снова, идем дальше. Снимите патрубки, выводящие картерные газы и осмотрите их, проверьте пропускную способность. Бывает так (особенно на машинах с большим пробегом), что они забиваются наглухо. Заодно освободите от отложений дроссельную заслонку. Если опять постигла неудача, придется снять клапанную крышку. Например, на многих моделях Kia, Hyundai внутри нее вкручен клапан PCV: проверьте его.
Впереди справа – вентиляционная трубка, которая может быть забита (Hyundai Solaris). Фото: YouTube.com
Если не помогает уже ничего, а на воздушном фильтре не пятна масла, а лужицы внутри корпуса, причина наихудшая – износ ЦПГ и предстоящий капремонт двигателя. Чтобы убедиться в правильности причины, проверьте компрессию на СТО. Нормальное значение – от 9 до 12 атмосфер (см. инструкцию).
Подсоединение компрессометра. Фото: YouTube.com
Давление в цилиндрах может отличаться не более, чем на 1 атм. Если оно меньше нормы, причина может крыться и в ГБЦ, где клапаны закрываются неплотно.
Здесь ничего сложного нет. Меняйте масло каждые 8-10 тыс. км пробега вместе с фильтрами (воздушный через 10-15 тыс. км, а то и раньше, в зависимости от запыленности местности). Примерно через 1000 км или при любом удобном случае, когда заглядываете под капот, осматривайте шланги вентиляции картера. Если они начали «потеть», стоит проверить их пропускную способность и очистить от отложений.
Человек всегда хочет надеяться на лучшее. Обнаружив масло на воздухофильтре и, прочитав статью, кажется: достаточно проверить патрубки, заменить клапан и все придет в норму, как-то «рассосется». Но увы, чудес не бывает: в большинстве случаев замасливание происходит из-за износа ЦПГ. Все другие причины – следствие нерегулярного обслуживания двигателя, реже – чрезвычайные условия эксплуатации в пыльной местности. Поэтому после рекомендованных выше процедур проверки стоит задуматься о капремонте или продаже автомобиля.
Так и надо?
Часть фильтров, обычно устанавливаемых на мототехнику, уже с завода пропитывается маслянистым составом. Это связано с тем, что байки и квадроциклы нередко ездят по сильно запыленной местности и масло как-бы «притягивает» частицы грязи. Ставят такие «увлажненные» фильтры на некоторые модели Subaru, Nissan. Поэтому не стоит заранее паниковать: сначала выясните, каким образом очищается воздух для двигателя в конкретной машине.

В некоторых грузовых авто, например, ЗИЛ-131 масло заливается в корпус воздушного фильтра специально, чтобы лучше улавливать пылевые частицы.
Плохое обслуживание
Для простоты понимания проблемы можно рассмотреть ситуацию покупки авто с пробегом, когда вы не знаете, как владелец относился к своей машине. Техническая жидкость на воздушном фильтре может говорить о забитых масляных каналах. Это, в свою очередь, свидетельствует о несвоевременной замене смазки и фильтров. В таких случаях маслу просто некуда деваться: оно начинает давить на вентиляционный клапан и оттуда проникать в систему впуска. С одной стороны, подобную проблему можно попытаться решить промывкой двигателя, двойной заменой смазки и фильтра. Но если вы покупаете такую машину, стоит задуматься: очевидно, что за ней не следили и в каком состоянии находятся другие узлы и агрегаты, остается только гадать.

Проверить загрязненность каналов несложно: откройте масляную горловину – если наружу вырывается капельный туман, газы, давление избыточное. Устранить подобную неприятность заменой смазки и фильтров может и не получиться. Не исключено, что причина кроется в более серьезных недостатках.
Износ цилиндро-поршневой группы
В этом случае картерные газы вместе с маслом прорываются во впускную систему через промежуток между кольцами и стенками цилиндров. И не только: выход может найтись в сальниках, различных уплотнениях и даже отверстии под щуп. Убедиться в износе ЦПГ несложно, основных признаков, помимо «масложора», несколько:
✅ синий дым из глушителя
✅ перерасход топлива
✅ плохой пуск
✅ низкая компрессия (измеряется специальным прибором в СТО)
✅ блок цилиндров и ГБЦ «потеют» маслом – движок выглядит грязноватым
Если вышеперечисленные признаки присутствуют, выход только один – готовить деньги на капремонт двигателя. Ну, как «меньшее зло», можно заменить только поршневые кольца. Однако на стадии разборки мотора наверняка «всплывут» другие «болячки», которые тоже придется устранять. Короче: все это грустно и дорого.
КВКГ (PCV)
Ну а теперь о «приятном». Речь идет о вентиляционном клапане – positive crankcase ventilation. Бывает и так, что его просто заклинивает. Тогда при работе двигателя на больших оборотах картерные газы пойдут во впускную систему. В результате дроссельная заслонка окажется в отложениях, как и клапан EGR (если имеется рециркуляция газов). При запущенной ситуации капельки масла начнут появляться на воздухофильтре.

Что делать? Снимите КВГК и осмотрите: если клапан грязный, лучше его заменить. Заодно потрясите деталь: если она не заклинила, услышите бренчание. Попутно с установкой нового клапана промойте патрубки вентиляции картера, заслонку и другие элементы впускного тракта.
В подобных случаях вовремя увидеть пятна на бумаге фильтра можно считать удачей. Но если ездить с забитым клапаном, «нарветесь» на серьезные неприятности. Из-за высокого давления масло полезет «из всех щелей», разрушая сальники, движок станет задыхаться из-за отсутствия свежего воздуха (вялая динамика, перерасход топлива), избыток влаги не будет выводиться. Последняя проблема выявляется при взгляде на крышку горловины: увидите налет беловатого оттенка. Все это говорит о том, что пора заняться проверкой вентиляции картера.
Турбированные моторы
Здесь попадание смазки во впускную систему обусловлено двумя причинами. Первая – то же засорение клапана PCV. Тогда ход последующих действий аналогичен описанным выше. Другая причина заключается в износе картриджа: масло в фильтр гонит сама турбина.
При забивании отделителя смазка появится не только на фильтре, внутри вентиляционных трубок, но появится и в интеркулере. Для дизельного мотора это опасная ситуация: при сильной раскрутке он может «пойти вразнос», т. к. масло попадет во впуск.
В турбированном моторе все взаимосвязано: если техническая жидкость есть на фильтре, это может быть следствием его банальной загрязненности. Из-за недостатка воздуха турбина будет засасывать смазку и отправлять ее во впускную систему.
Общий алгоритм действий при обнаружении масла на фильтре
Первое, что нужно сделать – заменить очиститель воздуха. Это будет особо актуально, если вы постоянно ездите не по городу, где поливают улицы, а в сельской местности по пыльной грунтовке. Замените воздушный фильтр и прокатитесь километров 20-30. Если на масло появляется снова, идем дальше. Снимите патрубки, выводящие картерные газы и осмотрите их, проверьте пропускную способность. Бывает так (особенно на машинах с большим пробегом), что они забиваются наглухо. Заодно освободите от отложений дроссельную заслонку. Если опять постигла неудача, придется снять клапанную крышку. Например, на многих моделях Kia, Hyundai внутри нее вкручен клапан PCV: проверьте его.

Многие автовладельцы решают проблему «оригинальным» образом: чтобы масло не попадало в дроссельный узел, отсоединяют подходящий к нему шланг вентиляции и оставляют его открытым прямо под капотом или удлиняют, выводя вниз, под мотор. Проблему это не решает: получите неустойчивый холостой ход и грязный двигатель. Но какое-то время ездить можно.
Если не помогает уже ничего, а на воздушном фильтре не пятна масла, а лужицы внутри корпуса, причина наихудшая – износ ЦПГ и предстоящий капремонт двигателя. Чтобы убедиться в правильности причины, проверьте компрессию на СТО. Нормальное значение – от 9 до 12 атмосфер (см. инструкцию).

Давление в цилиндрах может отличаться не более, чем на 1 атм. Если оно меньше нормы, причина может крыться и в ГБЦ, где клапаны закрываются неплотно.
Профилактика
Здесь ничего сложного нет. Меняйте масло каждые 8-10 тыс. км пробега вместе с фильтрами (воздушный через 10-15 тыс. км, а то и раньше, в зависимости от запыленности местности). Примерно через 1000 км или при любом удобном случае, когда заглядываете под капот, осматривайте шланги вентиляции картера. Если они начали «потеть», стоит проверить их пропускную способность и очистить от отложений.
Итоги
Человек всегда хочет надеяться на лучшее. Обнаружив масло на воздухофильтре и, прочитав статью, кажется: достаточно проверить патрубки, заменить клапан и все придет в норму, как-то «рассосется». Но увы, чудес не бывает: в большинстве случаев замасливание происходит из-за износа ЦПГ. Все другие причины – следствие нерегулярного обслуживания двигателя, реже – чрезвычайные условия эксплуатации в пыльной местности. Поэтому после рекомендованных выше процедур проверки стоит задуматься о капремонте или продаже автомобиля.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Новый «Раптор» оказался в четыре раза дешевле предыдущего
Силовая установка кардинально отличается от предыдущих генераций как по характеристикам, так и по конструктивным решениям. Она стала легче, мощнее, надежнее и...

Водительские права без экзамена – теперь в России это легально
Получение водительских прав в России становится все сложнее: новые правила экзаменов в ГИБДД, повышенные требования к пересдаче и высокий процент отказов...

Стартовало серийное производство «компактных» грузовиков «УРАЛ»
Конечно, компактные они только по сравнению с другими серийными моделями. Ведь УРАЛ-80 4x4 – это полноценные среднетоннажники....

«На этот раз точно» – самолеты МС-21 и SJ-100 поднимутся в воздух весной
10 экземпляров уже почти готовы к полету. Еще в два раза больше самолетов будут собраны в ближайшее время....

ПД-8, ПД-14 и не только – последние новости российской авиапромышленности
Российская гражданская авиация вступает в новую эру развития, где ключевую роль играет импортозамещение. После санкционного давления отечественные...

Каждый день с орбиты сходит 4 спутника Starlink, и это нормально
Компания намеренно сжигает аппараты первых поколений. Какие-то части даже долетают до Земли....

УАЗ готовит к выпуску новый внедорожник – брутальный пикап
Этот автомобиль будет выпускаться под брендом Sollers. Речь про модель ST9 – полноразмерный пикап....

Фюзеляж «Ладоги» готов – впереди первый полет
К производству ТВРС-44 подключился Самарский авиационный завод. При условии стабильных поставок комплектующих, машину полностью соберут и поднимут в воздух уже...

Пекин испытал авиационный двигатель, способный разогнать самолет до 20 000 км/ч
В Лос-Анджелес из Шанхая на самолете за полчаса – такую задачу к 2030 году поставили китайские ученые. И они близки к цели: двигатель создан....

Не «заморозили» – названы сроки выхода первой партии самолетов «Байкал»
Похоже, особенности конструкции планируют исправить быстрее, чем изначально предполагалось. Интересно, сможет ЛМС-901 «обогнать» ТВРС-44 по срокам выхода в...

Российский вездеход «Мангуст» – можно выпускать на 100% свою технику
Российский автопром представлен многими брендами, но они тяготеют к использованию зарубежных узлов и агрегатов. Даже хваленый АВТОВАЗ, который имел базу еще с...

КАМАЗ и экономические антироссийские санкции – три года неожиданных успехов
2022 год стал для российского автопрома временем суровых испытаний. Как оказалось, политика и экономика тесно связаны, и никакие партнерские договоры не могут...

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

Двигатель «китайца» сломался через 35 тысяч пробега – сколько стоил ремонт
У истории автомобиля Exeed, двигатель которого «отказал» через столь незначительный пробег, появилось продолжение. Напомним, машину ввезли по схеме...

Трасса М-12 «Восток» достигнет Екатеринбурга уже летом 2025 года
Строительство идет быстрыми темпами. М-12 «Восток» может стать самым большим инфраструктурным проектом в современной истории России....

Волга 2025 – футуристичный кузов уже готов
Проект по созданию новой Волги 2025 – это инженерная авантюра, сочетающая смелые идеи, сложные технические решения и адаптацию классического советского...