Масло на воздушном фильтре – опасно или нет?
1 286

Масло на воздушном фильтре – опасно или нет?

Выполняя такую штатную процедуру, как замена воздушного фильтра, многие сталкивались с неожиданной неприятностью в виде пятен или капель масла на очистительном элементе. Что это? Сигнал о серьезных неполадках в двигателе или так, какая-то мелкая «проблемка», которая быстро решается? Может быть и то и другое.


Так и надо?


Часть фильтров, обычно устанавливаемых на мототехнику, уже с завода пропитывается маслянистым составом. Это связано с тем, что байки и квадроциклы нередко ездят по сильно запыленной местности и масло как-бы «притягивает» частицы грязи. Ставят такие «увлажненные» фильтры на некоторые модели Subaru, Nissan. Поэтому не стоит заранее паниковать: сначала выясните, каким образом очищается воздух для двигателя в конкретной машине.

Масло на воздушном фильтре – опасно или нет?Фильтр воздушный Subaru Forester 97-05? пропитка MASUMA. Средняя цена: 1074 руб. Фото: ЯндексМаркет

В некоторых грузовых авто, например, ЗИЛ-131 масло заливается в корпус воздушного фильтра специально, чтобы лучше улавливать пылевые частицы.


Плохое обслуживание


Для простоты понимания проблемы можно рассмотреть ситуацию покупки авто с пробегом, когда вы не знаете, как владелец относился к своей машине. Техническая жидкость на воздушном фильтре может говорить о забитых масляных каналах. Это, в свою очередь, свидетельствует о несвоевременной замене смазки и фильтров. В таких случаях маслу просто некуда деваться: оно начинает давить на вентиляционный клапан и оттуда проникать в систему впуска. С одной стороны, подобную проблему можно попытаться решить промывкой двигателя, двойной заменой смазки и фильтра. Но если вы покупаете такую машину, стоит задуматься: очевидно, что за ней не следили и в каком состоянии находятся другие узлы и агрегаты, остается только гадать.

Пятна масла на воздушном фильтре. Фото: YouTube.com


Проверить загрязненность каналов несложно: откройте масляную горловину – если наружу вырывается капельный туман, газы, давление избыточное. Устранить подобную неприятность заменой смазки и фильтров может и не получиться. Не исключено, что причина кроется в более серьезных недостатках.

Износ цилиндро-поршневой группы


В этом случае картерные газы вместе с маслом прорываются во впускную систему через промежуток между кольцами и стенками цилиндров. И не только: выход может найтись в сальниках, различных уплотнениях и даже отверстии под щуп. Убедиться в износе ЦПГ несложно, основных признаков, помимо «масложора», несколько:

✅ синий дым из глушителя
✅ перерасход топлива
✅ плохой пуск
✅ низкая компрессия (измеряется специальным прибором в СТО)
✅ блок цилиндров и ГБЦ «потеют» маслом – движок выглядит грязноватым

Если вышеперечисленные признаки присутствуют, выход только один – готовить деньги на капремонт двигателя. Ну, как «меньшее зло», можно заменить только поршневые кольца. Однако на стадии разборки мотора наверняка «всплывут» другие «болячки», которые тоже придется устранять. Короче: все это грустно и дорого.

КВКГ (PCV)


Ну а теперь о «приятном». Речь идет о вентиляционном клапане – positive crankcase ventilation. Бывает и так, что его просто заклинивает. Тогда при работе двигателя на больших оборотах картерные газы пойдут во впускную систему. В результате дроссельная заслонка окажется в отложениях, как и клапан EGR (если имеется рециркуляция газов). При запущенной ситуации капельки масла начнут появляться на воздухофильтре.

Клапан EGR на «ФОРД ФОКУС 2» (видны свободные электрические контакты после снятия колодки). Фото: YouTube.com

Что делать? Снимите КВГК и осмотрите: если клапан грязный, лучше его заменить. Заодно потрясите деталь: если она не заклинила, услышите бренчание. Попутно с установкой нового клапана промойте патрубки вентиляции картера, заслонку и другие элементы впускного тракта.

В подобных случаях вовремя увидеть пятна на бумаге фильтра можно считать удачей. Но если ездить с забитым клапаном, «нарветесь» на серьезные неприятности. Из-за высокого давления масло полезет «из всех щелей», разрушая сальники, движок станет задыхаться из-за отсутствия свежего воздуха (вялая динамика, перерасход топлива), избыток влаги не будет выводиться. Последняя проблема выявляется при взгляде на крышку горловины: увидите налет беловатого оттенка. Все это говорит о том, что пора заняться проверкой вентиляции картера.

Турбированные моторы


Здесь попадание смазки во впускную систему обусловлено двумя причинами. Первая – то же засорение клапана PCV. Тогда ход последующих действий аналогичен описанным выше. Другая причина заключается в износе картриджа: масло в фильтр гонит сама турбина.

При забивании отделителя смазка появится не только на фильтре, внутри вентиляционных трубок, но появится и в интеркулере. Для дизельного мотора это опасная ситуация: при сильной раскрутке он может «пойти вразнос», т. к. масло попадет во впуск.


В турбированном моторе все взаимосвязано: если техническая жидкость есть на фильтре, это может быть следствием его банальной загрязненности. Из-за недостатка воздуха турбина будет засасывать смазку и отправлять ее во впускную систему.

Общий алгоритм действий при обнаружении масла на фильтре


Первое, что нужно сделать – заменить очиститель воздуха. Это будет особо актуально, если вы постоянно ездите не по городу, где поливают улицы, а в сельской местности по пыльной грунтовке. Замените воздушный фильтр и прокатитесь километров 20-30. Если на масло появляется снова, идем дальше. Снимите патрубки, выводящие картерные газы и осмотрите их, проверьте пропускную способность. Бывает так (особенно на машинах с большим пробегом), что они забиваются наглухо. Заодно освободите от отложений дроссельную заслонку. Если опять постигла неудача, придется снять клапанную крышку. Например, на многих моделях Kia, Hyundai внутри нее вкручен клапан PCV: проверьте его.

Впереди справа – вентиляционная трубка, которая может быть забита (Hyundai Solaris). Фото: YouTube.com

Многие автовладельцы решают проблему «оригинальным» образом: чтобы масло не попадало в дроссельный узел, отсоединяют подходящий к нему шланг вентиляции и оставляют его открытым прямо под капотом или удлиняют, выводя вниз, под мотор. Проблему это не решает: получите неустойчивый холостой ход и грязный двигатель. Но какое-то время ездить можно.


Если не помогает уже ничего, а на воздушном фильтре не пятна масла, а лужицы внутри корпуса, причина наихудшая – износ ЦПГ и предстоящий капремонт двигателя. Чтобы убедиться в правильности причины, проверьте компрессию на СТО. Нормальное значение – от 9 до 12 атмосфер (см. инструкцию).

Подсоединение компрессометра. Фото: YouTube.com

Давление в цилиндрах может отличаться не более, чем на 1 атм. Если оно меньше нормы, причина может крыться и в ГБЦ, где клапаны закрываются неплотно.

Профилактика


Здесь ничего сложного нет. Меняйте масло каждые 8-10 тыс. км пробега вместе с фильтрами (воздушный через 10-15 тыс. км, а то и раньше, в зависимости от запыленности местности). Примерно через 1000 км или при любом удобном случае, когда заглядываете под капот, осматривайте шланги вентиляции картера. Если они начали «потеть», стоит проверить их пропускную способность и очистить от отложений.

Итоги


Человек всегда хочет надеяться на лучшее. Обнаружив масло на воздухофильтре и, прочитав статью, кажется: достаточно проверить патрубки, заменить клапан и все придет в норму, как-то «рассосется». Но увы, чудес не бывает: в большинстве случаев замасливание происходит из-за износа ЦПГ. Все другие причины – следствие нерегулярного обслуживания двигателя, реже – чрезвычайные условия эксплуатации в пыльной местности. Поэтому после рекомендованных выше процедур проверки стоит задуматься о капремонте или продаже автомобиля.
А вы что делаете при появлении масла на воздушном фильтре?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....