Масло на воздушном фильтре – опасно или нет?
Выполняя такую штатную процедуру, как замена воздушного фильтра, многие сталкивались с неожиданной неприятностью в виде пятен или капель масла на очистительном элементе. Что это? Сигнал о серьезных неполадках в двигателе или так, какая-то мелкая «проблемка», которая быстро решается? Может быть и то и другое.
Часть фильтров, обычно устанавливаемых на мототехнику, уже с завода пропитывается маслянистым составом. Это связано с тем, что байки и квадроциклы нередко ездят по сильно запыленной местности и масло как-бы «притягивает» частицы грязи. Ставят такие «увлажненные» фильтры на некоторые модели Subaru, Nissan. Поэтому не стоит заранее паниковать: сначала выясните, каким образом очищается воздух для двигателя в конкретной машине.
Для простоты понимания проблемы можно рассмотреть ситуацию покупки авто с пробегом, когда вы не знаете, как владелец относился к своей машине. Техническая жидкость на воздушном фильтре может говорить о забитых масляных каналах. Это, в свою очередь, свидетельствует о несвоевременной замене смазки и фильтров. В таких случаях маслу просто некуда деваться: оно начинает давить на вентиляционный клапан и оттуда проникать в систему впуска. С одной стороны, подобную проблему можно попытаться решить промывкой двигателя, двойной заменой смазки и фильтра. Но если вы покупаете такую машину, стоит задуматься: очевидно, что за ней не следили и в каком состоянии находятся другие узлы и агрегаты, остается только гадать.
Проверить загрязненность каналов несложно: откройте масляную горловину – если наружу вырывается капельный туман, газы, давление избыточное. Устранить подобную неприятность заменой смазки и фильтров может и не получиться. Не исключено, что причина кроется в более серьезных недостатках.
В этом случае картерные газы вместе с маслом прорываются во впускную систему через промежуток между кольцами и стенками цилиндров. И не только: выход может найтись в сальниках, различных уплотнениях и даже отверстии под щуп. Убедиться в износе ЦПГ несложно, основных признаков, помимо «масложора», несколько:
✅ синий дым из глушителя
✅ перерасход топлива
✅ плохой пуск
✅ низкая компрессия (измеряется специальным прибором в СТО)
✅ блок цилиндров и ГБЦ «потеют» маслом – движок выглядит грязноватым
Если вышеперечисленные признаки присутствуют, выход только один – готовить деньги на капремонт двигателя. Ну, как «меньшее зло», можно заменить только поршневые кольца. Однако на стадии разборки мотора наверняка «всплывут» другие «болячки», которые тоже придется устранять. Короче: все это грустно и дорого.
Ну а теперь о «приятном». Речь идет о вентиляционном клапане – positive crankcase ventilation. Бывает и так, что его просто заклинивает. Тогда при работе двигателя на больших оборотах картерные газы пойдут во впускную систему. В результате дроссельная заслонка окажется в отложениях, как и клапан EGR (если имеется рециркуляция газов). При запущенной ситуации капельки масла начнут появляться на воздухофильтре.
Что делать? Снимите КВГК и осмотрите: если клапан грязный, лучше его заменить. Заодно потрясите деталь: если она не заклинила, услышите бренчание. Попутно с установкой нового клапана промойте патрубки вентиляции картера, заслонку и другие элементы впускного тракта.
В подобных случаях вовремя увидеть пятна на бумаге фильтра можно считать удачей. Но если ездить с забитым клапаном, «нарветесь» на серьезные неприятности. Из-за высокого давления масло полезет «из всех щелей», разрушая сальники, движок станет задыхаться из-за отсутствия свежего воздуха (вялая динамика, перерасход топлива), избыток влаги не будет выводиться. Последняя проблема выявляется при взгляде на крышку горловины: увидите налет беловатого оттенка. Все это говорит о том, что пора заняться проверкой вентиляции картера.
Здесь попадание смазки во впускную систему обусловлено двумя причинами. Первая – то же засорение клапана PCV. Тогда ход последующих действий аналогичен описанным выше. Другая причина заключается в износе картриджа: масло в фильтр гонит сама турбина.
В турбированном моторе все взаимосвязано: если техническая жидкость есть на фильтре, это может быть следствием его банальной загрязненности. Из-за недостатка воздуха турбина будет засасывать смазку и отправлять ее во впускную систему.
Первое, что нужно сделать – заменить очиститель воздуха. Это будет особо актуально, если вы постоянно ездите не по городу, где поливают улицы, а в сельской местности по пыльной грунтовке. Замените воздушный фильтр и прокатитесь километров 20-30. Если на масло появляется снова, идем дальше. Снимите патрубки, выводящие картерные газы и осмотрите их, проверьте пропускную способность. Бывает так (особенно на машинах с большим пробегом), что они забиваются наглухо. Заодно освободите от отложений дроссельную заслонку. Если опять постигла неудача, придется снять клапанную крышку. Например, на многих моделях Kia, Hyundai внутри нее вкручен клапан PCV: проверьте его.
Если не помогает уже ничего, а на воздушном фильтре не пятна масла, а лужицы внутри корпуса, причина наихудшая – износ ЦПГ и предстоящий капремонт двигателя. Чтобы убедиться в правильности причины, проверьте компрессию на СТО. Нормальное значение – от 9 до 12 атмосфер (см. инструкцию).
Давление в цилиндрах может отличаться не более, чем на 1 атм. Если оно меньше нормы, причина может крыться и в ГБЦ, где клапаны закрываются неплотно.
Здесь ничего сложного нет. Меняйте масло каждые 8-10 тыс. км пробега вместе с фильтрами (воздушный через 10-15 тыс. км, а то и раньше, в зависимости от запыленности местности). Примерно через 1000 км или при любом удобном случае, когда заглядываете под капот, осматривайте шланги вентиляции картера. Если они начали «потеть», стоит проверить их пропускную способность и очистить от отложений.
Человек всегда хочет надеяться на лучшее. Обнаружив масло на воздухофильтре и, прочитав статью, кажется: достаточно проверить патрубки, заменить клапан и все придет в норму, как-то «рассосется». Но увы, чудес не бывает: в большинстве случаев замасливание происходит из-за износа ЦПГ. Все другие причины – следствие нерегулярного обслуживания двигателя, реже – чрезвычайные условия эксплуатации в пыльной местности. Поэтому после рекомендованных выше процедур проверки стоит задуматься о капремонте или продаже автомобиля.
Так и надо?
Часть фильтров, обычно устанавливаемых на мототехнику, уже с завода пропитывается маслянистым составом. Это связано с тем, что байки и квадроциклы нередко ездят по сильно запыленной местности и масло как-бы «притягивает» частицы грязи. Ставят такие «увлажненные» фильтры на некоторые модели Subaru, Nissan. Поэтому не стоит заранее паниковать: сначала выясните, каким образом очищается воздух для двигателя в конкретной машине.
Фильтр воздушный Subaru Forester 97-05? пропитка MASUMA. Средняя цена: 1074 руб. Фото: ЯндексМаркет
В некоторых грузовых авто, например, ЗИЛ-131 масло заливается в корпус воздушного фильтра специально, чтобы лучше улавливать пылевые частицы.
Плохое обслуживание
Для простоты понимания проблемы можно рассмотреть ситуацию покупки авто с пробегом, когда вы не знаете, как владелец относился к своей машине. Техническая жидкость на воздушном фильтре может говорить о забитых масляных каналах. Это, в свою очередь, свидетельствует о несвоевременной замене смазки и фильтров. В таких случаях маслу просто некуда деваться: оно начинает давить на вентиляционный клапан и оттуда проникать в систему впуска. С одной стороны, подобную проблему можно попытаться решить промывкой двигателя, двойной заменой смазки и фильтра. Но если вы покупаете такую машину, стоит задуматься: очевидно, что за ней не следили и в каком состоянии находятся другие узлы и агрегаты, остается только гадать.
Пятна масла на воздушном фильтре. Фото: YouTube.com
Проверить загрязненность каналов несложно: откройте масляную горловину – если наружу вырывается капельный туман, газы, давление избыточное. Устранить подобную неприятность заменой смазки и фильтров может и не получиться. Не исключено, что причина кроется в более серьезных недостатках.
Износ цилиндро-поршневой группы
В этом случае картерные газы вместе с маслом прорываются во впускную систему через промежуток между кольцами и стенками цилиндров. И не только: выход может найтись в сальниках, различных уплотнениях и даже отверстии под щуп. Убедиться в износе ЦПГ несложно, основных признаков, помимо «масложора», несколько:
✅ синий дым из глушителя
✅ перерасход топлива
✅ плохой пуск
✅ низкая компрессия (измеряется специальным прибором в СТО)
✅ блок цилиндров и ГБЦ «потеют» маслом – движок выглядит грязноватым
Если вышеперечисленные признаки присутствуют, выход только один – готовить деньги на капремонт двигателя. Ну, как «меньшее зло», можно заменить только поршневые кольца. Однако на стадии разборки мотора наверняка «всплывут» другие «болячки», которые тоже придется устранять. Короче: все это грустно и дорого.
КВКГ (PCV)
Ну а теперь о «приятном». Речь идет о вентиляционном клапане – positive crankcase ventilation. Бывает и так, что его просто заклинивает. Тогда при работе двигателя на больших оборотах картерные газы пойдут во впускную систему. В результате дроссельная заслонка окажется в отложениях, как и клапан EGR (если имеется рециркуляция газов). При запущенной ситуации капельки масла начнут появляться на воздухофильтре.
Клапан EGR на «ФОРД ФОКУС 2» (видны свободные электрические контакты после снятия колодки). Фото: YouTube.com
Что делать? Снимите КВГК и осмотрите: если клапан грязный, лучше его заменить. Заодно потрясите деталь: если она не заклинила, услышите бренчание. Попутно с установкой нового клапана промойте патрубки вентиляции картера, заслонку и другие элементы впускного тракта.
В подобных случаях вовремя увидеть пятна на бумаге фильтра можно считать удачей. Но если ездить с забитым клапаном, «нарветесь» на серьезные неприятности. Из-за высокого давления масло полезет «из всех щелей», разрушая сальники, движок станет задыхаться из-за отсутствия свежего воздуха (вялая динамика, перерасход топлива), избыток влаги не будет выводиться. Последняя проблема выявляется при взгляде на крышку горловины: увидите налет беловатого оттенка. Все это говорит о том, что пора заняться проверкой вентиляции картера.
Турбированные моторы
Здесь попадание смазки во впускную систему обусловлено двумя причинами. Первая – то же засорение клапана PCV. Тогда ход последующих действий аналогичен описанным выше. Другая причина заключается в износе картриджа: масло в фильтр гонит сама турбина.
При забивании отделителя смазка появится не только на фильтре, внутри вентиляционных трубок, но появится и в интеркулере. Для дизельного мотора это опасная ситуация: при сильной раскрутке он может «пойти вразнос», т. к. масло попадет во впуск.
В турбированном моторе все взаимосвязано: если техническая жидкость есть на фильтре, это может быть следствием его банальной загрязненности. Из-за недостатка воздуха турбина будет засасывать смазку и отправлять ее во впускную систему.
Общий алгоритм действий при обнаружении масла на фильтре
Первое, что нужно сделать – заменить очиститель воздуха. Это будет особо актуально, если вы постоянно ездите не по городу, где поливают улицы, а в сельской местности по пыльной грунтовке. Замените воздушный фильтр и прокатитесь километров 20-30. Если на масло появляется снова, идем дальше. Снимите патрубки, выводящие картерные газы и осмотрите их, проверьте пропускную способность. Бывает так (особенно на машинах с большим пробегом), что они забиваются наглухо. Заодно освободите от отложений дроссельную заслонку. Если опять постигла неудача, придется снять клапанную крышку. Например, на многих моделях Kia, Hyundai внутри нее вкручен клапан PCV: проверьте его.
Впереди справа – вентиляционная трубка, которая может быть забита (Hyundai Solaris). Фото: YouTube.com
Многие автовладельцы решают проблему «оригинальным» образом: чтобы масло не попадало в дроссельный узел, отсоединяют подходящий к нему шланг вентиляции и оставляют его открытым прямо под капотом или удлиняют, выводя вниз, под мотор. Проблему это не решает: получите неустойчивый холостой ход и грязный двигатель. Но какое-то время ездить можно.
Если не помогает уже ничего, а на воздушном фильтре не пятна масла, а лужицы внутри корпуса, причина наихудшая – износ ЦПГ и предстоящий капремонт двигателя. Чтобы убедиться в правильности причины, проверьте компрессию на СТО. Нормальное значение – от 9 до 12 атмосфер (см. инструкцию).
Подсоединение компрессометра. Фото: YouTube.com
Давление в цилиндрах может отличаться не более, чем на 1 атм. Если оно меньше нормы, причина может крыться и в ГБЦ, где клапаны закрываются неплотно.
Профилактика
Здесь ничего сложного нет. Меняйте масло каждые 8-10 тыс. км пробега вместе с фильтрами (воздушный через 10-15 тыс. км, а то и раньше, в зависимости от запыленности местности). Примерно через 1000 км или при любом удобном случае, когда заглядываете под капот, осматривайте шланги вентиляции картера. Если они начали «потеть», стоит проверить их пропускную способность и очистить от отложений.
Итоги
Человек всегда хочет надеяться на лучшее. Обнаружив масло на воздухофильтре и, прочитав статью, кажется: достаточно проверить патрубки, заменить клапан и все придет в норму, как-то «рассосется». Но увы, чудес не бывает: в большинстве случаев замасливание происходит из-за износа ЦПГ. Все другие причины – следствие нерегулярного обслуживания двигателя, реже – чрезвычайные условия эксплуатации в пыльной местности. Поэтому после рекомендованных выше процедур проверки стоит задуматься о капремонте или продаже автомобиля.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...