
Вуппертальский подвесной поезд – самый необычный транспорт Германии
В немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия протекает река Вуппер. На ней расположен 350-тысячный город Вупперталь. Всемирно известным он стал благодаря проходящей здесь подвесной железной дороги. Она появилась более 120 лет назад. Первая официальная поездка по новой дороге была совершена еще в самом начале XX века – 1 марта 1901 года. Тогда же она получила свое официальное название: Einschienige Hängebahn System Eugen Langen. В переводе с немецкого это означало «Монорельсовая подвесная дорога, выполненная по системе Ойгена Лангена».
Хотя эта дорога и не была первым таким сооружением, но, на сегодняшний день, она является самой старой действующей монорельсовой конструкцией. Вуппертальская монорельсовая за это время пережила множество смен эпох, в том числе, две мировые войны, упадок и новый расцвет немецкой экономики. Это очень хорошо ощущалось в регионе, который является одним из крупнейших промышленных центров страны.
Подвесная конструкция оставалась неизменной на протяжении десятилетий. Фото: youtube.com
Несколько раз поменялись конструкции вагонов и материалы, из которых они изготавливались. Локомотивы прошли свой путь от паровозов и тепловозов, до современных лайнеров на электрической тяге. Все это время монорельсовая конструкция продолжала успешно эксплуатироваться и перевозить миллионы пассажиров. Такая очень долгая история превратила ее из средства коммуникации в один из туристических маршрутов и местную достопримечательность. Попробуем сегодня узнать о ней поподробнее.
Пожалуй, самым удивительным фактом является то, что на момент строительства дороги одноименного города вообще не существовало! Вокруг просто располагались несколько рабочих поселений. Со временем они превратились в поселки, которые заняли почти всю прилегающую территорию.
Это позволило объединить их вместе. Так в 1929 году появился город Вупперталь. Так что, современное название дорога получила не раньше 30-х годов прошлого столетия. До этого она именовалась по имени поселков, через которые пролегала (сейчас это городские районы) – Schwebebahn Barmen-Elberfeld-Vohwinkel.
Современные вагончики: стильные и удобные. Фото: youtube.com
Интересно обратить внимание и на то, что некоторые источники самой старой дорогой подобного типа называют моноколейку, расположенную в другом немецком городе. Это – дрезденская подвесная дорога. Ее автором также является инженер Ланген. Ее проектировка была начата в конце XIX века, а вот пуск в строй произошел немного позже, чем вуппертальской – 1 мая 1901 года. Видимо первый факт иногда вводит экспертов в заблуждение. Но, даже если б это было так, то протяженность дрезденской дороги совсем смешная – меньше 274 метров!
В общем, благодаря несомненному инженерному таланту автора, оба его «детища» до сих пор успешно трудятся. Все это происходит несмотря на то, что пошло уже второе столетие, да и сама конструкция является довольно непростой и, как сказали бы сегодня, экстремальной. Впрочем, об этом мы расскажем немного ниже.
Подвесная дорога расположена не на твердой поверхности, а на высоте от 8 до 12 метров над землей. Выбор такой необычной конструкции был обусловлен целым рядом факторов:
✅ широкая речная долина с плотной застройкой
✅ наличие скалистых пород в прилегающих районах
✅ высокий уровень грунтовых вод в этой местности
Все указанные моменты не оставляли возможности для маневра. Конструкторы вынуждены были выбрать монорельсовый вариант, ведь поселения располагались вдоль речного русла. Именно поэтому из 13-километрового участка железной дороги около 10-ти находится над рекой Вуппер. По той же причине дорога активно используется и сегодня, что очень удивительно, учитывая ее очень длинную протяженность и сложности в обслуживании. Ведь ее длина почти в 50 раз больше, чем у дрезденской «сестры».
Такая конструкция плюс другие факторы (отсутствие встречного транспорта, перекрестков и пешеходных переходов) сделала безопасность движения довольно высоким. Правда, все же было несколько аварий, даже с погибшими. На сегодняшний день дорога является внутригородской, поэтому иногда вместо названия «поезд» к ней может применяться наименование «трамвай». Конечно, от этого технические параметры моноколейки общей протяженностью 13,3 км никак не меняются:
✅ эстакада над рекой – 12 метров
✅ эстакада над городскими улицами – 8 метров
✅ общее число остановок – 20
✅ максимальная скорость движения поезда (трамвая) – 60 км / ч
✅ время в пути – 35 мин
✅ число мест для сидения – 48
✅ число стоящих пассажиров – 130
✅ общая длина состава – 24 метра
Все вышеперечисленное позволяет нам назвать вуппертальскую монорельсовую живым памятником истории транспортных магистралей. А, учитывая ее удивительную конструкцию, еще и привлекающей немалый интерес со стороны самых разных слоев общества. В том числе, и не связанных с железной дорогой. К тому же, монорельсы пережили несколько модернизаций и, продолжая играть заметную роль в транспортной системе Вупперталя, вовсе не выглядят эдаким однозначным анахронизмом. А за долгую историю в их арсенале накопилось немало интересных историй.
В послевоенной Германии передвижной цирк являлся одним из доступных развлечений. Но люди в обедневшей и пострадавшей от войны стране не всегда были готовы выложить деньги за подобные зрелища. Чтобы их лишний раз мотивировать, один из директоров подобного заведения прибегнул к нестандартному рекламному трюку.
Если взглянуть со стороны, то становится немного страшновато. Фото: youtube.com
Учитывая то, что необычная дорога уже тогда считалась горожанами местной достопримечательностью, он договорился с городским руководством, чтобы в подвесном вагончике отправилась в путешествие… цирковая слониха Туффи!
Конечно, креативная поездка сразу же собрала целую армию журналистов, готовых запечатлеть ее на пленку. Чтобы это получилось максимально качественно, они использовали доступные в те годы яркие магниевые вспышки. То ли от этого факта, то ли по причине того, что «дама» заскучала, огромная слониха, спокойно сидевшая до этого, взяла, да и выпрыгнула в окно.
Для огромного животного 12-метровая высота оказалась не такой уж и опасной. Она отделалась небольшими травмами, приводнившись на небольшой глубине в реке Вуппер. А вот присутствовавшим людям повезло меньше. Сначала один из журналистов был ранен осколком стекла, отлетевшего от разбитого вагонного окна. Потом еще несколько человек пострадали во время паники, случившейся после акробатического прыжка Туффи.
Непростая, но довольно надежная конструкция. Фото: youtube.com
В общем, вместо цирковой рекламы, происшедшее стало стартом для движения, которое впору было бы назвать «туффиманией». Все началось с множества статей о происшествии в самых различных СМИ. После этого на стене дома, находящегося недалеко от места падения животного, местным художником был нарисован падающий слон. Сегодня изображение слонихи можно встретить во многих местах Вупперталя.
Второе столетие истории дороги не уменьшило интереса к ней со стороны иногородних и иностранных гостей Вупперталя. Например, если 10 лет назад годовой пассажиропоток составлял около 19 млн. человек, в прошлом он увеличился на пять миллионов. А это примерно 65 тысяч пассажиров ежедневно.
Платформы прибытия также расположены на высоте. Фото: youtube.com
Правда, ситуация немного омрачалась тем, что в прошлом десятилетии неоднократно проходили длительные технические работы, приостанавливающие эксплуатацию моноколейки. Местные жители и многочисленные туристы с нетерпением ждали, когда смогут пересесть с неудобных объездных автобусных маршрутов на самую старую, но очень популярную и сегодня, подвесную железную дорогу. Кстати, одно из первых фото с ней («Летающий поезд»), сделанное в 1902 году, выставлено в коллекции нью-йоркского музея современного искусства.
Хотя эта дорога и не была первым таким сооружением, но, на сегодняшний день, она является самой старой действующей монорельсовой конструкцией. Вуппертальская монорельсовая за это время пережила множество смен эпох, в том числе, две мировые войны, упадок и новый расцвет немецкой экономики. Это очень хорошо ощущалось в регионе, который является одним из крупнейших промышленных центров страны.

Несколько раз поменялись конструкции вагонов и материалы, из которых они изготавливались. Локомотивы прошли свой путь от паровозов и тепловозов, до современных лайнеров на электрической тяге. Все это время монорельсовая конструкция продолжала успешно эксплуатироваться и перевозить миллионы пассажиров. Такая очень долгая история превратила ее из средства коммуникации в один из туристических маршрутов и местную достопримечательность. Попробуем сегодня узнать о ней поподробнее.
Проекты, появившиеся благодаря талантливому инженеру
Пожалуй, самым удивительным фактом является то, что на момент строительства дороги одноименного города вообще не существовало! Вокруг просто располагались несколько рабочих поселений. Со временем они превратились в поселки, которые заняли почти всю прилегающую территорию.
Это позволило объединить их вместе. Так в 1929 году появился город Вупперталь. Так что, современное название дорога получила не раньше 30-х годов прошлого столетия. До этого она именовалась по имени поселков, через которые пролегала (сейчас это городские районы) – Schwebebahn Barmen-Elberfeld-Vohwinkel.

Интересно обратить внимание и на то, что некоторые источники самой старой дорогой подобного типа называют моноколейку, расположенную в другом немецком городе. Это – дрезденская подвесная дорога. Ее автором также является инженер Ланген. Ее проектировка была начата в конце XIX века, а вот пуск в строй произошел немного позже, чем вуппертальской – 1 мая 1901 года. Видимо первый факт иногда вводит экспертов в заблуждение. Но, даже если б это было так, то протяженность дрезденской дороги совсем смешная – меньше 274 метров!
В общем, благодаря несомненному инженерному таланту автора, оба его «детища» до сих пор успешно трудятся. Все это происходит несмотря на то, что пошло уже второе столетие, да и сама конструкция является довольно непростой и, как сказали бы сегодня, экстремальной. Впрочем, об этом мы расскажем немного ниже.
Дорога, построенная над рекой
Подвесная дорога расположена не на твердой поверхности, а на высоте от 8 до 12 метров над землей. Выбор такой необычной конструкции был обусловлен целым рядом факторов:
✅ широкая речная долина с плотной застройкой
✅ наличие скалистых пород в прилегающих районах
✅ высокий уровень грунтовых вод в этой местности
Все указанные моменты не оставляли возможности для маневра. Конструкторы вынуждены были выбрать монорельсовый вариант, ведь поселения располагались вдоль речного русла. Именно поэтому из 13-километрового участка железной дороги около 10-ти находится над рекой Вуппер. По той же причине дорога активно используется и сегодня, что очень удивительно, учитывая ее очень длинную протяженность и сложности в обслуживании. Ведь ее длина почти в 50 раз больше, чем у дрезденской «сестры».
Вуппертальская подвесная дорога является монорельсовой, но двухколейной (что позволяет одновременное движение в разных направлениях). Инженерная конструкция линии – это подвесная система на эстакадах. Местные жители считают ее одной из достопримечательностей города.
Такая конструкция плюс другие факторы (отсутствие встречного транспорта, перекрестков и пешеходных переходов) сделала безопасность движения довольно высоким. Правда, все же было несколько аварий, даже с погибшими. На сегодняшний день дорога является внутригородской, поэтому иногда вместо названия «поезд» к ней может применяться наименование «трамвай». Конечно, от этого технические параметры моноколейки общей протяженностью 13,3 км никак не меняются:
✅ эстакада над рекой – 12 метров
✅ эстакада над городскими улицами – 8 метров
✅ общее число остановок – 20
✅ максимальная скорость движения поезда (трамвая) – 60 км / ч
✅ время в пути – 35 мин
✅ число мест для сидения – 48
✅ число стоящих пассажиров – 130
✅ общая длина состава – 24 метра
Все вышеперечисленное позволяет нам назвать вуппертальскую монорельсовую живым памятником истории транспортных магистралей. А, учитывая ее удивительную конструкцию, еще и привлекающей немалый интерес со стороны самых разных слоев общества. В том числе, и не связанных с железной дорогой. К тому же, монорельсы пережили несколько модернизаций и, продолжая играть заметную роль в транспортной системе Вупперталя, вовсе не выглядят эдаким однозначным анахронизмом. А за долгую историю в их арсенале накопилось немало интересных историй.
Слониха Туффи, ставшая визитной карточкой дороги
В послевоенной Германии передвижной цирк являлся одним из доступных развлечений. Но люди в обедневшей и пострадавшей от войны стране не всегда были готовы выложить деньги за подобные зрелища. Чтобы их лишний раз мотивировать, один из директоров подобного заведения прибегнул к нестандартному рекламному трюку.

Учитывая то, что необычная дорога уже тогда считалась горожанами местной достопримечательностью, он договорился с городским руководством, чтобы в подвесном вагончике отправилась в путешествие… цирковая слониха Туффи!
Конечно, креативная поездка сразу же собрала целую армию журналистов, готовых запечатлеть ее на пленку. Чтобы это получилось максимально качественно, они использовали доступные в те годы яркие магниевые вспышки. То ли от этого факта, то ли по причине того, что «дама» заскучала, огромная слониха, спокойно сидевшая до этого, взяла, да и выпрыгнула в окно.
Для огромного животного 12-метровая высота оказалась не такой уж и опасной. Она отделалась небольшими травмами, приводнившись на небольшой глубине в реке Вуппер. А вот присутствовавшим людям повезло меньше. Сначала один из журналистов был ранен осколком стекла, отлетевшего от разбитого вагонного окна. Потом еще несколько человек пострадали во время паники, случившейся после акробатического прыжка Туффи.

В общем, вместо цирковой рекламы, происшедшее стало стартом для движения, которое впору было бы назвать «туффиманией». Все началось с множества статей о происшествии в самых различных СМИ. После этого на стене дома, находящегося недалеко от места падения животного, местным художником был нарисован падающий слон. Сегодня изображение слонихи можно встретить во многих местах Вупперталя.
Вуппертальская подвесная сегодня
Второе столетие истории дороги не уменьшило интереса к ней со стороны иногородних и иностранных гостей Вупперталя. Например, если 10 лет назад годовой пассажиропоток составлял около 19 млн. человек, в прошлом он увеличился на пять миллионов. А это примерно 65 тысяч пассажиров ежедневно.

Правда, ситуация немного омрачалась тем, что в прошлом десятилетии неоднократно проходили длительные технические работы, приостанавливающие эксплуатацию моноколейки. Местные жители и многочисленные туристы с нетерпением ждали, когда смогут пересесть с неудобных объездных автобусных маршрутов на самую старую, но очень популярную и сегодня, подвесную железную дорогу. Кстати, одно из первых фото с ней («Летающий поезд»), сделанное в 1902 году, выставлено в коллекции нью-йоркского музея современного искусства.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....