Вуппертальский подвесной поезд – самый необычный транспорт Германии
В немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия протекает река Вуппер. На ней расположен 350-тысячный город Вупперталь. Всемирно известным он стал благодаря проходящей здесь подвесной железной дороги. Она появилась более 120 лет назад. Первая официальная поездка по новой дороге была совершена еще в самом начале XX века – 1 марта 1901 года. Тогда же она получила свое официальное название: Einschienige Hängebahn System Eugen Langen. В переводе с немецкого это означало «Монорельсовая подвесная дорога, выполненная по системе Ойгена Лангена».
Хотя эта дорога и не была первым таким сооружением, но, на сегодняшний день, она является самой старой действующей монорельсовой конструкцией. Вуппертальская монорельсовая за это время пережила множество смен эпох, в том числе, две мировые войны, упадок и новый расцвет немецкой экономики. Это очень хорошо ощущалось в регионе, который является одним из крупнейших промышленных центров страны.
Несколько раз поменялись конструкции вагонов и материалы, из которых они изготавливались. Локомотивы прошли свой путь от паровозов и тепловозов, до современных лайнеров на электрической тяге. Все это время монорельсовая конструкция продолжала успешно эксплуатироваться и перевозить миллионы пассажиров. Такая очень долгая история превратила ее из средства коммуникации в один из туристических маршрутов и местную достопримечательность. Попробуем сегодня узнать о ней поподробнее.
Пожалуй, самым удивительным фактом является то, что на момент строительства дороги одноименного города вообще не существовало! Вокруг просто располагались несколько рабочих поселений. Со временем они превратились в поселки, которые заняли почти всю прилегающую территорию.
Это позволило объединить их вместе. Так в 1929 году появился город Вупперталь. Так что, современное название дорога получила не раньше 30-х годов прошлого столетия. До этого она именовалась по имени поселков, через которые пролегала (сейчас это городские районы) – Schwebebahn Barmen-Elberfeld-Vohwinkel.
Интересно обратить внимание и на то, что некоторые источники самой старой дорогой подобного типа называют моноколейку, расположенную в другом немецком городе. Это – дрезденская подвесная дорога. Ее автором также является инженер Ланген. Ее проектировка была начата в конце XIX века, а вот пуск в строй произошел немного позже, чем вуппертальской – 1 мая 1901 года. Видимо первый факт иногда вводит экспертов в заблуждение. Но, даже если б это было так, то протяженность дрезденской дороги совсем смешная – меньше 274 метров!
В общем, благодаря несомненному инженерному таланту автора, оба его «детища» до сих пор успешно трудятся. Все это происходит несмотря на то, что пошло уже второе столетие, да и сама конструкция является довольно непростой и, как сказали бы сегодня, экстремальной. Впрочем, об этом мы расскажем немного ниже.
Подвесная дорога расположена не на твердой поверхности, а на высоте от 8 до 12 метров над землей. Выбор такой необычной конструкции был обусловлен целым рядом факторов:
✅ широкая речная долина с плотной застройкой
✅ наличие скалистых пород в прилегающих районах
✅ высокий уровень грунтовых вод в этой местности
Все указанные моменты не оставляли возможности для маневра. Конструкторы вынуждены были выбрать монорельсовый вариант, ведь поселения располагались вдоль речного русла. Именно поэтому из 13-километрового участка железной дороги около 10-ти находится над рекой Вуппер. По той же причине дорога активно используется и сегодня, что очень удивительно, учитывая ее очень длинную протяженность и сложности в обслуживании. Ведь ее длина почти в 50 раз больше, чем у дрезденской «сестры».
Такая конструкция плюс другие факторы (отсутствие встречного транспорта, перекрестков и пешеходных переходов) сделала безопасность движения довольно высоким. Правда, все же было несколько аварий, даже с погибшими. На сегодняшний день дорога является внутригородской, поэтому иногда вместо названия «поезд» к ней может применяться наименование «трамвай». Конечно, от этого технические параметры моноколейки общей протяженностью 13,3 км никак не меняются:
✅ эстакада над рекой – 12 метров
✅ эстакада над городскими улицами – 8 метров
✅ общее число остановок – 20
✅ максимальная скорость движения поезда (трамвая) – 60 км / ч
✅ время в пути – 35 мин
✅ число мест для сидения – 48
✅ число стоящих пассажиров – 130
✅ общая длина состава – 24 метра
Все вышеперечисленное позволяет нам назвать вуппертальскую монорельсовую живым памятником истории транспортных магистралей. А, учитывая ее удивительную конструкцию, еще и привлекающей немалый интерес со стороны самых разных слоев общества. В том числе, и не связанных с железной дорогой. К тому же, монорельсы пережили несколько модернизаций и, продолжая играть заметную роль в транспортной системе Вупперталя, вовсе не выглядят эдаким однозначным анахронизмом. А за долгую историю в их арсенале накопилось немало интересных историй.
В послевоенной Германии передвижной цирк являлся одним из доступных развлечений. Но люди в обедневшей и пострадавшей от войны стране не всегда были готовы выложить деньги за подобные зрелища. Чтобы их лишний раз мотивировать, один из директоров подобного заведения прибегнул к нестандартному рекламному трюку.
Учитывая то, что необычная дорога уже тогда считалась горожанами местной достопримечательностью, он договорился с городским руководством, чтобы в подвесном вагончике отправилась в путешествие… цирковая слониха Туффи!
Конечно, креативная поездка сразу же собрала целую армию журналистов, готовых запечатлеть ее на пленку. Чтобы это получилось максимально качественно, они использовали доступные в те годы яркие магниевые вспышки. То ли от этого факта, то ли по причине того, что «дама» заскучала, огромная слониха, спокойно сидевшая до этого, взяла, да и выпрыгнула в окно.
Для огромного животного 12-метровая высота оказалась не такой уж и опасной. Она отделалась небольшими травмами, приводнившись на небольшой глубине в реке Вуппер. А вот присутствовавшим людям повезло меньше. Сначала один из журналистов был ранен осколком стекла, отлетевшего от разбитого вагонного окна. Потом еще несколько человек пострадали во время паники, случившейся после акробатического прыжка Туффи.
В общем, вместо цирковой рекламы, происшедшее стало стартом для движения, которое впору было бы назвать «туффиманией». Все началось с множества статей о происшествии в самых различных СМИ. После этого на стене дома, находящегося недалеко от места падения животного, местным художником был нарисован падающий слон. Сегодня изображение слонихи можно встретить во многих местах Вупперталя.
Второе столетие истории дороги не уменьшило интереса к ней со стороны иногородних и иностранных гостей Вупперталя. Например, если 10 лет назад годовой пассажиропоток составлял около 19 млн. человек, в прошлом он увеличился на пять миллионов. А это примерно 65 тысяч пассажиров ежедневно.
Правда, ситуация немного омрачалась тем, что в прошлом десятилетии неоднократно проходили длительные технические работы, приостанавливающие эксплуатацию моноколейки. Местные жители и многочисленные туристы с нетерпением ждали, когда смогут пересесть с неудобных объездных автобусных маршрутов на самую старую, но очень популярную и сегодня, подвесную железную дорогу. Кстати, одно из первых фото с ней («Летающий поезд»), сделанное в 1902 году, выставлено в коллекции нью-йоркского музея современного искусства.
Хотя эта дорога и не была первым таким сооружением, но, на сегодняшний день, она является самой старой действующей монорельсовой конструкцией. Вуппертальская монорельсовая за это время пережила множество смен эпох, в том числе, две мировые войны, упадок и новый расцвет немецкой экономики. Это очень хорошо ощущалось в регионе, который является одним из крупнейших промышленных центров страны.
Подвесная конструкция оставалась неизменной на протяжении десятилетий. Фото: youtube.com
Несколько раз поменялись конструкции вагонов и материалы, из которых они изготавливались. Локомотивы прошли свой путь от паровозов и тепловозов, до современных лайнеров на электрической тяге. Все это время монорельсовая конструкция продолжала успешно эксплуатироваться и перевозить миллионы пассажиров. Такая очень долгая история превратила ее из средства коммуникации в один из туристических маршрутов и местную достопримечательность. Попробуем сегодня узнать о ней поподробнее.
Проекты, появившиеся благодаря талантливому инженеру
Пожалуй, самым удивительным фактом является то, что на момент строительства дороги одноименного города вообще не существовало! Вокруг просто располагались несколько рабочих поселений. Со временем они превратились в поселки, которые заняли почти всю прилегающую территорию.
Это позволило объединить их вместе. Так в 1929 году появился город Вупперталь. Так что, современное название дорога получила не раньше 30-х годов прошлого столетия. До этого она именовалась по имени поселков, через которые пролегала (сейчас это городские районы) – Schwebebahn Barmen-Elberfeld-Vohwinkel.
Современные вагончики: стильные и удобные. Фото: youtube.com
Интересно обратить внимание и на то, что некоторые источники самой старой дорогой подобного типа называют моноколейку, расположенную в другом немецком городе. Это – дрезденская подвесная дорога. Ее автором также является инженер Ланген. Ее проектировка была начата в конце XIX века, а вот пуск в строй произошел немного позже, чем вуппертальской – 1 мая 1901 года. Видимо первый факт иногда вводит экспертов в заблуждение. Но, даже если б это было так, то протяженность дрезденской дороги совсем смешная – меньше 274 метров!
В общем, благодаря несомненному инженерному таланту автора, оба его «детища» до сих пор успешно трудятся. Все это происходит несмотря на то, что пошло уже второе столетие, да и сама конструкция является довольно непростой и, как сказали бы сегодня, экстремальной. Впрочем, об этом мы расскажем немного ниже.
Дорога, построенная над рекой
Подвесная дорога расположена не на твердой поверхности, а на высоте от 8 до 12 метров над землей. Выбор такой необычной конструкции был обусловлен целым рядом факторов:
✅ широкая речная долина с плотной застройкой
✅ наличие скалистых пород в прилегающих районах
✅ высокий уровень грунтовых вод в этой местности
Все указанные моменты не оставляли возможности для маневра. Конструкторы вынуждены были выбрать монорельсовый вариант, ведь поселения располагались вдоль речного русла. Именно поэтому из 13-километрового участка железной дороги около 10-ти находится над рекой Вуппер. По той же причине дорога активно используется и сегодня, что очень удивительно, учитывая ее очень длинную протяженность и сложности в обслуживании. Ведь ее длина почти в 50 раз больше, чем у дрезденской «сестры».
Вуппертальская подвесная дорога является монорельсовой, но двухколейной (что позволяет одновременное движение в разных направлениях). Инженерная конструкция линии – это подвесная система на эстакадах. Местные жители считают ее одной из достопримечательностей города.
Такая конструкция плюс другие факторы (отсутствие встречного транспорта, перекрестков и пешеходных переходов) сделала безопасность движения довольно высоким. Правда, все же было несколько аварий, даже с погибшими. На сегодняшний день дорога является внутригородской, поэтому иногда вместо названия «поезд» к ней может применяться наименование «трамвай». Конечно, от этого технические параметры моноколейки общей протяженностью 13,3 км никак не меняются:
✅ эстакада над рекой – 12 метров
✅ эстакада над городскими улицами – 8 метров
✅ общее число остановок – 20
✅ максимальная скорость движения поезда (трамвая) – 60 км / ч
✅ время в пути – 35 мин
✅ число мест для сидения – 48
✅ число стоящих пассажиров – 130
✅ общая длина состава – 24 метра
Все вышеперечисленное позволяет нам назвать вуппертальскую монорельсовую живым памятником истории транспортных магистралей. А, учитывая ее удивительную конструкцию, еще и привлекающей немалый интерес со стороны самых разных слоев общества. В том числе, и не связанных с железной дорогой. К тому же, монорельсы пережили несколько модернизаций и, продолжая играть заметную роль в транспортной системе Вупперталя, вовсе не выглядят эдаким однозначным анахронизмом. А за долгую историю в их арсенале накопилось немало интересных историй.
Слониха Туффи, ставшая визитной карточкой дороги
В послевоенной Германии передвижной цирк являлся одним из доступных развлечений. Но люди в обедневшей и пострадавшей от войны стране не всегда были готовы выложить деньги за подобные зрелища. Чтобы их лишний раз мотивировать, один из директоров подобного заведения прибегнул к нестандартному рекламному трюку.
Если взглянуть со стороны, то становится немного страшновато. Фото: youtube.com
Учитывая то, что необычная дорога уже тогда считалась горожанами местной достопримечательностью, он договорился с городским руководством, чтобы в подвесном вагончике отправилась в путешествие… цирковая слониха Туффи!
Конечно, креативная поездка сразу же собрала целую армию журналистов, готовых запечатлеть ее на пленку. Чтобы это получилось максимально качественно, они использовали доступные в те годы яркие магниевые вспышки. То ли от этого факта, то ли по причине того, что «дама» заскучала, огромная слониха, спокойно сидевшая до этого, взяла, да и выпрыгнула в окно.
Для огромного животного 12-метровая высота оказалась не такой уж и опасной. Она отделалась небольшими травмами, приводнившись на небольшой глубине в реке Вуппер. А вот присутствовавшим людям повезло меньше. Сначала один из журналистов был ранен осколком стекла, отлетевшего от разбитого вагонного окна. Потом еще несколько человек пострадали во время паники, случившейся после акробатического прыжка Туффи.
Непростая, но довольно надежная конструкция. Фото: youtube.com
В общем, вместо цирковой рекламы, происшедшее стало стартом для движения, которое впору было бы назвать «туффиманией». Все началось с множества статей о происшествии в самых различных СМИ. После этого на стене дома, находящегося недалеко от места падения животного, местным художником был нарисован падающий слон. Сегодня изображение слонихи можно встретить во многих местах Вупперталя.
Вуппертальская подвесная сегодня
Второе столетие истории дороги не уменьшило интереса к ней со стороны иногородних и иностранных гостей Вупперталя. Например, если 10 лет назад годовой пассажиропоток составлял около 19 млн. человек, в прошлом он увеличился на пять миллионов. А это примерно 65 тысяч пассажиров ежедневно.
Платформы прибытия также расположены на высоте. Фото: youtube.com
Правда, ситуация немного омрачалась тем, что в прошлом десятилетии неоднократно проходили длительные технические работы, приостанавливающие эксплуатацию моноколейки. Местные жители и многочисленные туристы с нетерпением ждали, когда смогут пересесть с неудобных объездных автобусных маршрутов на самую старую, но очень популярную и сегодня, подвесную железную дорогу. Кстати, одно из первых фото с ней («Летающий поезд»), сделанное в 1902 году, выставлено в коллекции нью-йоркского музея современного искусства.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...