Вуппертальский подвесной поезд – самый необычный транспорт Германии
В немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия протекает река Вуппер. На ней расположен 350-тысячный город Вупперталь. Всемирно известным он стал благодаря проходящей здесь подвесной железной дороги. Она появилась более 120 лет назад. Первая официальная поездка по новой дороге была совершена еще в самом начале XX века – 1 марта 1901 года. Тогда же она получила свое официальное название: Einschienige Hängebahn System Eugen Langen. В переводе с немецкого это означало «Монорельсовая подвесная дорога, выполненная по системе Ойгена Лангена».
Хотя эта дорога и не была первым таким сооружением, но, на сегодняшний день, она является самой старой действующей монорельсовой конструкцией. Вуппертальская монорельсовая за это время пережила множество смен эпох, в том числе, две мировые войны, упадок и новый расцвет немецкой экономики. Это очень хорошо ощущалось в регионе, который является одним из крупнейших промышленных центров страны.
Несколько раз поменялись конструкции вагонов и материалы, из которых они изготавливались. Локомотивы прошли свой путь от паровозов и тепловозов, до современных лайнеров на электрической тяге. Все это время монорельсовая конструкция продолжала успешно эксплуатироваться и перевозить миллионы пассажиров. Такая очень долгая история превратила ее из средства коммуникации в один из туристических маршрутов и местную достопримечательность. Попробуем сегодня узнать о ней поподробнее.
Пожалуй, самым удивительным фактом является то, что на момент строительства дороги одноименного города вообще не существовало! Вокруг просто располагались несколько рабочих поселений. Со временем они превратились в поселки, которые заняли почти всю прилегающую территорию.
Это позволило объединить их вместе. Так в 1929 году появился город Вупперталь. Так что, современное название дорога получила не раньше 30-х годов прошлого столетия. До этого она именовалась по имени поселков, через которые пролегала (сейчас это городские районы) – Schwebebahn Barmen-Elberfeld-Vohwinkel.
Интересно обратить внимание и на то, что некоторые источники самой старой дорогой подобного типа называют моноколейку, расположенную в другом немецком городе. Это – дрезденская подвесная дорога. Ее автором также является инженер Ланген. Ее проектировка была начата в конце XIX века, а вот пуск в строй произошел немного позже, чем вуппертальской – 1 мая 1901 года. Видимо первый факт иногда вводит экспертов в заблуждение. Но, даже если б это было так, то протяженность дрезденской дороги совсем смешная – меньше 274 метров!
В общем, благодаря несомненному инженерному таланту автора, оба его «детища» до сих пор успешно трудятся. Все это происходит несмотря на то, что пошло уже второе столетие, да и сама конструкция является довольно непростой и, как сказали бы сегодня, экстремальной. Впрочем, об этом мы расскажем немного ниже.
Подвесная дорога расположена не на твердой поверхности, а на высоте от 8 до 12 метров над землей. Выбор такой необычной конструкции был обусловлен целым рядом факторов:
✅ широкая речная долина с плотной застройкой
✅ наличие скалистых пород в прилегающих районах
✅ высокий уровень грунтовых вод в этой местности
Все указанные моменты не оставляли возможности для маневра. Конструкторы вынуждены были выбрать монорельсовый вариант, ведь поселения располагались вдоль речного русла. Именно поэтому из 13-километрового участка железной дороги около 10-ти находится над рекой Вуппер. По той же причине дорога активно используется и сегодня, что очень удивительно, учитывая ее очень длинную протяженность и сложности в обслуживании. Ведь ее длина почти в 50 раз больше, чем у дрезденской «сестры».
Такая конструкция плюс другие факторы (отсутствие встречного транспорта, перекрестков и пешеходных переходов) сделала безопасность движения довольно высоким. Правда, все же было несколько аварий, даже с погибшими. На сегодняшний день дорога является внутригородской, поэтому иногда вместо названия «поезд» к ней может применяться наименование «трамвай». Конечно, от этого технические параметры моноколейки общей протяженностью 13,3 км никак не меняются:
✅ эстакада над рекой – 12 метров
✅ эстакада над городскими улицами – 8 метров
✅ общее число остановок – 20
✅ максимальная скорость движения поезда (трамвая) – 60 км / ч
✅ время в пути – 35 мин
✅ число мест для сидения – 48
✅ число стоящих пассажиров – 130
✅ общая длина состава – 24 метра
Все вышеперечисленное позволяет нам назвать вуппертальскую монорельсовую живым памятником истории транспортных магистралей. А, учитывая ее удивительную конструкцию, еще и привлекающей немалый интерес со стороны самых разных слоев общества. В том числе, и не связанных с железной дорогой. К тому же, монорельсы пережили несколько модернизаций и, продолжая играть заметную роль в транспортной системе Вупперталя, вовсе не выглядят эдаким однозначным анахронизмом. А за долгую историю в их арсенале накопилось немало интересных историй.
В послевоенной Германии передвижной цирк являлся одним из доступных развлечений. Но люди в обедневшей и пострадавшей от войны стране не всегда были готовы выложить деньги за подобные зрелища. Чтобы их лишний раз мотивировать, один из директоров подобного заведения прибегнул к нестандартному рекламному трюку.
Учитывая то, что необычная дорога уже тогда считалась горожанами местной достопримечательностью, он договорился с городским руководством, чтобы в подвесном вагончике отправилась в путешествие… цирковая слониха Туффи!
Конечно, креативная поездка сразу же собрала целую армию журналистов, готовых запечатлеть ее на пленку. Чтобы это получилось максимально качественно, они использовали доступные в те годы яркие магниевые вспышки. То ли от этого факта, то ли по причине того, что «дама» заскучала, огромная слониха, спокойно сидевшая до этого, взяла, да и выпрыгнула в окно.
Для огромного животного 12-метровая высота оказалась не такой уж и опасной. Она отделалась небольшими травмами, приводнившись на небольшой глубине в реке Вуппер. А вот присутствовавшим людям повезло меньше. Сначала один из журналистов был ранен осколком стекла, отлетевшего от разбитого вагонного окна. Потом еще несколько человек пострадали во время паники, случившейся после акробатического прыжка Туффи.
В общем, вместо цирковой рекламы, происшедшее стало стартом для движения, которое впору было бы назвать «туффиманией». Все началось с множества статей о происшествии в самых различных СМИ. После этого на стене дома, находящегося недалеко от места падения животного, местным художником был нарисован падающий слон. Сегодня изображение слонихи можно встретить во многих местах Вупперталя.
Второе столетие истории дороги не уменьшило интереса к ней со стороны иногородних и иностранных гостей Вупперталя. Например, если 10 лет назад годовой пассажиропоток составлял около 19 млн. человек, в прошлом он увеличился на пять миллионов. А это примерно 65 тысяч пассажиров ежедневно.
Правда, ситуация немного омрачалась тем, что в прошлом десятилетии неоднократно проходили длительные технические работы, приостанавливающие эксплуатацию моноколейки. Местные жители и многочисленные туристы с нетерпением ждали, когда смогут пересесть с неудобных объездных автобусных маршрутов на самую старую, но очень популярную и сегодня, подвесную железную дорогу. Кстати, одно из первых фото с ней («Летающий поезд»), сделанное в 1902 году, выставлено в коллекции нью-йоркского музея современного искусства.
Хотя эта дорога и не была первым таким сооружением, но, на сегодняшний день, она является самой старой действующей монорельсовой конструкцией. Вуппертальская монорельсовая за это время пережила множество смен эпох, в том числе, две мировые войны, упадок и новый расцвет немецкой экономики. Это очень хорошо ощущалось в регионе, который является одним из крупнейших промышленных центров страны.
Подвесная конструкция оставалась неизменной на протяжении десятилетий. Фото: youtube.com
Несколько раз поменялись конструкции вагонов и материалы, из которых они изготавливались. Локомотивы прошли свой путь от паровозов и тепловозов, до современных лайнеров на электрической тяге. Все это время монорельсовая конструкция продолжала успешно эксплуатироваться и перевозить миллионы пассажиров. Такая очень долгая история превратила ее из средства коммуникации в один из туристических маршрутов и местную достопримечательность. Попробуем сегодня узнать о ней поподробнее.
Проекты, появившиеся благодаря талантливому инженеру
Пожалуй, самым удивительным фактом является то, что на момент строительства дороги одноименного города вообще не существовало! Вокруг просто располагались несколько рабочих поселений. Со временем они превратились в поселки, которые заняли почти всю прилегающую территорию.
Это позволило объединить их вместе. Так в 1929 году появился город Вупперталь. Так что, современное название дорога получила не раньше 30-х годов прошлого столетия. До этого она именовалась по имени поселков, через которые пролегала (сейчас это городские районы) – Schwebebahn Barmen-Elberfeld-Vohwinkel.
Современные вагончики: стильные и удобные. Фото: youtube.com
Интересно обратить внимание и на то, что некоторые источники самой старой дорогой подобного типа называют моноколейку, расположенную в другом немецком городе. Это – дрезденская подвесная дорога. Ее автором также является инженер Ланген. Ее проектировка была начата в конце XIX века, а вот пуск в строй произошел немного позже, чем вуппертальской – 1 мая 1901 года. Видимо первый факт иногда вводит экспертов в заблуждение. Но, даже если б это было так, то протяженность дрезденской дороги совсем смешная – меньше 274 метров!
В общем, благодаря несомненному инженерному таланту автора, оба его «детища» до сих пор успешно трудятся. Все это происходит несмотря на то, что пошло уже второе столетие, да и сама конструкция является довольно непростой и, как сказали бы сегодня, экстремальной. Впрочем, об этом мы расскажем немного ниже.
Дорога, построенная над рекой
Подвесная дорога расположена не на твердой поверхности, а на высоте от 8 до 12 метров над землей. Выбор такой необычной конструкции был обусловлен целым рядом факторов:
✅ широкая речная долина с плотной застройкой
✅ наличие скалистых пород в прилегающих районах
✅ высокий уровень грунтовых вод в этой местности
Все указанные моменты не оставляли возможности для маневра. Конструкторы вынуждены были выбрать монорельсовый вариант, ведь поселения располагались вдоль речного русла. Именно поэтому из 13-километрового участка железной дороги около 10-ти находится над рекой Вуппер. По той же причине дорога активно используется и сегодня, что очень удивительно, учитывая ее очень длинную протяженность и сложности в обслуживании. Ведь ее длина почти в 50 раз больше, чем у дрезденской «сестры».
Вуппертальская подвесная дорога является монорельсовой, но двухколейной (что позволяет одновременное движение в разных направлениях). Инженерная конструкция линии – это подвесная система на эстакадах. Местные жители считают ее одной из достопримечательностей города.
Такая конструкция плюс другие факторы (отсутствие встречного транспорта, перекрестков и пешеходных переходов) сделала безопасность движения довольно высоким. Правда, все же было несколько аварий, даже с погибшими. На сегодняшний день дорога является внутригородской, поэтому иногда вместо названия «поезд» к ней может применяться наименование «трамвай». Конечно, от этого технические параметры моноколейки общей протяженностью 13,3 км никак не меняются:
✅ эстакада над рекой – 12 метров
✅ эстакада над городскими улицами – 8 метров
✅ общее число остановок – 20
✅ максимальная скорость движения поезда (трамвая) – 60 км / ч
✅ время в пути – 35 мин
✅ число мест для сидения – 48
✅ число стоящих пассажиров – 130
✅ общая длина состава – 24 метра
Все вышеперечисленное позволяет нам назвать вуппертальскую монорельсовую живым памятником истории транспортных магистралей. А, учитывая ее удивительную конструкцию, еще и привлекающей немалый интерес со стороны самых разных слоев общества. В том числе, и не связанных с железной дорогой. К тому же, монорельсы пережили несколько модернизаций и, продолжая играть заметную роль в транспортной системе Вупперталя, вовсе не выглядят эдаким однозначным анахронизмом. А за долгую историю в их арсенале накопилось немало интересных историй.
Слониха Туффи, ставшая визитной карточкой дороги
В послевоенной Германии передвижной цирк являлся одним из доступных развлечений. Но люди в обедневшей и пострадавшей от войны стране не всегда были готовы выложить деньги за подобные зрелища. Чтобы их лишний раз мотивировать, один из директоров подобного заведения прибегнул к нестандартному рекламному трюку.
Если взглянуть со стороны, то становится немного страшновато. Фото: youtube.com
Учитывая то, что необычная дорога уже тогда считалась горожанами местной достопримечательностью, он договорился с городским руководством, чтобы в подвесном вагончике отправилась в путешествие… цирковая слониха Туффи!
Конечно, креативная поездка сразу же собрала целую армию журналистов, готовых запечатлеть ее на пленку. Чтобы это получилось максимально качественно, они использовали доступные в те годы яркие магниевые вспышки. То ли от этого факта, то ли по причине того, что «дама» заскучала, огромная слониха, спокойно сидевшая до этого, взяла, да и выпрыгнула в окно.
Для огромного животного 12-метровая высота оказалась не такой уж и опасной. Она отделалась небольшими травмами, приводнившись на небольшой глубине в реке Вуппер. А вот присутствовавшим людям повезло меньше. Сначала один из журналистов был ранен осколком стекла, отлетевшего от разбитого вагонного окна. Потом еще несколько человек пострадали во время паники, случившейся после акробатического прыжка Туффи.
Непростая, но довольно надежная конструкция. Фото: youtube.com
В общем, вместо цирковой рекламы, происшедшее стало стартом для движения, которое впору было бы назвать «туффиманией». Все началось с множества статей о происшествии в самых различных СМИ. После этого на стене дома, находящегося недалеко от места падения животного, местным художником был нарисован падающий слон. Сегодня изображение слонихи можно встретить во многих местах Вупперталя.
Вуппертальская подвесная сегодня
Второе столетие истории дороги не уменьшило интереса к ней со стороны иногородних и иностранных гостей Вупперталя. Например, если 10 лет назад годовой пассажиропоток составлял около 19 млн. человек, в прошлом он увеличился на пять миллионов. А это примерно 65 тысяч пассажиров ежедневно.
Платформы прибытия также расположены на высоте. Фото: youtube.com
Правда, ситуация немного омрачалась тем, что в прошлом десятилетии неоднократно проходили длительные технические работы, приостанавливающие эксплуатацию моноколейки. Местные жители и многочисленные туристы с нетерпением ждали, когда смогут пересесть с неудобных объездных автобусных маршрутов на самую старую, но очень популярную и сегодня, подвесную железную дорогу. Кстати, одно из первых фото с ней («Летающий поезд»), сделанное в 1902 году, выставлено в коллекции нью-йоркского музея современного искусства.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...