
«Синяя Птица» – непрерванный «полет»
Еще одно достижение советско-российского автопрома, который не устают ругать все, кому не лень. Здесь идет речь о вездеходе, подобного которому в мире просто нет. Эта машина являлась частью поисково-спасательного комплекса, изначально разработанного для того, чтобы вывезти космонавтов после приземления из любой точки огромной страны. Кстати, машины и сегодня в деле.
Это специальное конструкторское бюро при ЗИЛ, руководил которым Виталий Грачев. Любопытна история создания СКБ, которое приписывают ведущему испытателю завода Сальникову И. Дело было в 60-е годы, когда на орбиту стартовал корабль с П. Беляевым и А. Леоновым, впервые совершившим выход в открытый космос. Процедура проходила не совсем штатно, со сложностями. Да еще при спуске на Землю отказала автоматика, корабль пришлось пилотировать вручную. В итоге сели не в казахской степи, а таежных дебрях под Пермью. Вывезти из такой глухомани космонавтов было не на чем: они двое суток прожили в лесу, а потом еще и топали к полянке, на которую сумел приземлиться вертолет.
Место в Усольской тайге, где приземлились Леонов и Беляев. Фото: YouTube
После этого случая Королев обратился к руководству ЗИЛа разработать технику, способную пройти везде, в т. ч. по двухметровому снегу в тайге. Просьба была по адресу: в то время КБ проектировал, а завод делал машины, перевозящие тяжелые баллистические ракеты к местам пуска.
Выбрать что-то конкретное было трудно. Поступали предложения создать нечто универсальное, либо выбрать колесо или гусеницу. Если шина, то какая? С грубыми мощными грунтозацепами или наоборот, гладкий пневмокаток? Каждый вид ската хорош на «своем» покрытии. Долго муссировали вариант со шнекороторами. Подобная машина (примером может служить снегоболотоход ЗИЛ-4904) способна вытащить космонавтов откуда угодно, причем вместе со спускаемым модулем.
ЗИЛ-4904 оказался слишком огромным. Фото: YouTube
Но что делать потом, когда вездеход доберется до твердой поверхности, по которой он ездить «не умеет»? Вертолет? А если нелетная погода? Можно, конечно, притащить огромный прицеп, но все это утяжеляло конструкцию.
Остановились на колесной машине, используя принципы, впервые высказанные главой СКБ Грачевым по отношению к вездеходам:
✅ максимально большие колеса и шины
✅ минимальная масса
✅ наименьший по возможности дорожный просвет
✅ система регулировки давления в шинах
✅ отдельные колесные редукторы
✅ блокировки
✅ поворачиваемые задние и передние колеса
✅ движок на бензине
✅ подвеска – независимая
✅ тормозная система – герметичная
✅ скорость – низкая и обеспечивающая максимальную устойчивость
Эти условия создания наилучшего вездехода были выработаны главным конструктором в ходе постоянных испытаний. Любая поломка радовала Грачева: найдено слабое место, которое нужно усилить.
Все машины имели остов из алюминиевых, титановых, магниевых сплавов. Уже тогда вовсю применялся пластик. Большинство вездеходов были амфибиями, которые на воде развивали очень приличную скорость в 15 км/ч. Грачевцы первыми догадались, как герметизировать агрегаты под слоем воды: в них просто закачивали воздух. За рубежом до этого додумались лет через десять.
Роторные шнекоходы отличались крайне высокой проходимостью. Фото: YouTube
После описанного выше драматического спасения космонавтов на озере, грачевцы создали шестиколесную машину-амфибию ПЭУ-1, уже тогда (!) имевшую кузов из стеклопластика, движок от ЗИЛ-375 на 180 «лошадей». Вне суши вездеход перемещался посредством водометов, да еще имел на борту кран, способный поднимать 3,5 т грузов. Машина полностью удовлетворяла заказчика, но из-за разногласий Грачева с директором ЗИЛа, «гнавшим» план, выпустили только 13 единиц техники. Худшая участь постигла модернизированный вариант амфибии – ПЭУ-2, построенную в единственном экземпляре.
Одна из экспериментальных версий вездехода – ПЭУ-1Р с реактивным двигателем. Фото: YouTube.com
Этот монстр с колесами из стеклопластика и сегодня впечатляет: «пассажировместимость» – 10 человек, по суше – 73, на воде – 10 км/ч, 6 отопителей (на крайний случай имелась «буржуйка») плюс кондиционер от … правительственного ЗИЛ-114. Всем хорош был вездеход, но не вмещался в грузовой отсек тогдашних самолетов и не получил (из-за габаритов) разрешения для передвижения по дорогам общегражданского пользования. Тогда решили вместо одной огромной машины сделать пару поменьше.
К концу 1972-го построили вездеход ЗИЛ-49042 с двигателем от ЗИЛ-130 в 150 «лошадей», стеклопластиковым корпусом, облегченным шасси. Машина уже помещалась в грузовые отсеки самолетов, имела салон на 8 и кабину на 3 человека. Предусматривался запас еды и воды на 3 дня. По воде амфибия-прототип развивала 9 км/ч, суше – 80 км/ч.
Для передвижения по воде есть винты, расположенные в задней нижней части. Фото: YouTube.com
В 1975 из ворот завода выехала и сама «Синяя птица». Сделали сразу пару экземпляров: грузовой (с краном) ЗИЛ-4906 и пассажирский (ЗИЛ-49061) варианты. Вторая версия вездехода обеспечивала автономное пребывание 8-ми человек в течение трех суток: предусматривался запас воды, провизии и трое (по числу космонавтов) носилок.
Внутри есть и отопление и кондиционер. Фото: YouTube.com
В качестве силового агрегата использовался тот же движок от ЗИЛ-130, но детали к нему отбирали самые лучшие, не конвейерские (некоторые делали вручную). КПП – «механика» на десять передач. Основные эксплуатационные данные обеих моделей:
✅ длина, ширина, высота – 9,25, 2,48 и 2,6 м
✅ клиренс – 544 мм
✅ колесная база – 4,8 м (пара промежутков по 2,4 м)
✅ полная масса с предельной загрузкой – 9,3-9,4 т
✅ скорость по шоссе (на воде) – 75 км/ч (8 км/ч)
Машина свободно помещалась в вертолетах Ми-26, Ми-6, а также самолетах Ан-12 и Ил-76. На всякий случай колпак кабины из стеклопластика сделали съемным.
Вездеход спокойно преодолевал болота, глубокий снег, песок, широкие рвы. Но не это главное! Машина была приспособлена под перевозку роторного шнекохода – и там, где не могла пройти сама, в дело пускался «супервнедорожник».
Разгрузка: в дело вступает роторная техника. Фото: YouTube.com
Для этого конструкторы специально создали уменьшенную копию гиганта ЗИЛ-4904 – ЗИЛ-2906.
Интересно: цели, ради которой создавали «Синюю птицу», уже нет. Спускаемые модули теперь приземляются более точно и нет нужды искать их по пустыням и тайге. Зато подобная техника широко востребована для поиска, спасения людей, в т. ч. на воде, а также в нефте- газодобывающих отраслях при проведении разведки полезных ископаемых. На сегодня известно, что «Синяя птица» была задействована в войсках, «Центроспасе», в компании «Транснефть», МЧС. При этом используется техника, сделанная еще во времена СССР!
Оснащение радиосвязью – в обязательном порядке. Фото: YouTube.com
Ну а что стало с СКБ после смерти его руководителя? В 1992-м создали ОАО «Вездеход ГВА». Компания успешно производила (товар штучный!) технику 6Х6, 4Х4. Был разработан новый модельный ряд, машины получили дизельные моторы. Однако фактически занимались модернизацией техники, созданной Грачевым. Но увы! С 2016 года юридическое лицо «Вездеход ГВА» официально закрыто (скорее всего произошла смена собственника и названия). По некоторым источникам, машины есть в ВКС РФ. Также известно (данные от 2019 года), что вездеходы используются военными в ЦВО: на машины ставят современные навигационные системы, оснащают более надежной радиосвязью. Но внешний вид вездехода прежний и все так же по цвету напоминает «Синюю птицу».
Где и почему делали «Синюю Птицу»
Это специальное конструкторское бюро при ЗИЛ, руководил которым Виталий Грачев. Любопытна история создания СКБ, которое приписывают ведущему испытателю завода Сальникову И. Дело было в 60-е годы, когда на орбиту стартовал корабль с П. Беляевым и А. Леоновым, впервые совершившим выход в открытый космос. Процедура проходила не совсем штатно, со сложностями. Да еще при спуске на Землю отказала автоматика, корабль пришлось пилотировать вручную. В итоге сели не в казахской степи, а таежных дебрях под Пермью. Вывезти из такой глухомани космонавтов было не на чем: они двое суток прожили в лесу, а потом еще и топали к полянке, на которую сумел приземлиться вертолет.

После этого случая Королев обратился к руководству ЗИЛа разработать технику, способную пройти везде, в т. ч. по двухметровому снегу в тайге. Просьба была по адресу: в то время КБ проектировал, а завод делал машины, перевозящие тяжелые баллистические ракеты к местам пуска.
Шнек, колесо или гусеница?
Выбрать что-то конкретное было трудно. Поступали предложения создать нечто универсальное, либо выбрать колесо или гусеницу. Если шина, то какая? С грубыми мощными грунтозацепами или наоборот, гладкий пневмокаток? Каждый вид ската хорош на «своем» покрытии. Долго муссировали вариант со шнекороторами. Подобная машина (примером может служить снегоболотоход ЗИЛ-4904) способна вытащить космонавтов откуда угодно, причем вместе со спускаемым модулем.

Но что делать потом, когда вездеход доберется до твердой поверхности, по которой он ездить «не умеет»? Вертолет? А если нелетная погода? Можно, конечно, притащить огромный прицеп, но все это утяжеляло конструкцию.
Идея использования шнекороторной машины-амфибии обусловлена драматической ситуацией, когда космонавты сели на озеро, покрытое тонким льдом, а выходной люк оказался под водой. Людей спасти удалось чудом. Поэтому шнекоходы не отставили в сторону и работы над ними велись постоянно.
Остановились на колесной машине, используя принципы, впервые высказанные главой СКБ Грачевым по отношению к вездеходам:
✅ максимально большие колеса и шины
✅ минимальная масса
✅ наименьший по возможности дорожный просвет
✅ система регулировки давления в шинах
✅ отдельные колесные редукторы
✅ блокировки
✅ поворачиваемые задние и передние колеса
✅ движок на бензине
✅ подвеска – независимая
✅ тормозная система – герметичная
✅ скорость – низкая и обеспечивающая максимальную устойчивость
Эти условия создания наилучшего вездехода были выработаны главным конструктором в ходе постоянных испытаний. Любая поломка радовала Грачева: найдено слабое место, которое нужно усилить.
Особенности ЗИЛовских вездеходов
Все машины имели остов из алюминиевых, титановых, магниевых сплавов. Уже тогда вовсю применялся пластик. Большинство вездеходов были амфибиями, которые на воде развивали очень приличную скорость в 15 км/ч. Грачевцы первыми догадались, как герметизировать агрегаты под слоем воды: в них просто закачивали воздух. За рубежом до этого додумались лет через десять.

О качестве машин, созданных СКБ говорит факт отсутствия лебедок: вездеход должен выехать сам, а если не сможет, никакой трос не выручит.
Предшественники «Синей птицы»
После описанного выше драматического спасения космонавтов на озере, грачевцы создали шестиколесную машину-амфибию ПЭУ-1, уже тогда (!) имевшую кузов из стеклопластика, движок от ЗИЛ-375 на 180 «лошадей». Вне суши вездеход перемещался посредством водометов, да еще имел на борту кран, способный поднимать 3,5 т грузов. Машина полностью удовлетворяла заказчика, но из-за разногласий Грачева с директором ЗИЛа, «гнавшим» план, выпустили только 13 единиц техники. Худшая участь постигла модернизированный вариант амфибии – ПЭУ-2, построенную в единственном экземпляре.

Этот монстр с колесами из стеклопластика и сегодня впечатляет: «пассажировместимость» – 10 человек, по суше – 73, на воде – 10 км/ч, 6 отопителей (на крайний случай имелась «буржуйка») плюс кондиционер от … правительственного ЗИЛ-114. Всем хорош был вездеход, но не вмещался в грузовой отсек тогдашних самолетов и не получил (из-за габаритов) разрешения для передвижения по дорогам общегражданского пользования. Тогда решили вместо одной огромной машины сделать пару поменьше.
Прототип и «Синяя птица»
К концу 1972-го построили вездеход ЗИЛ-49042 с двигателем от ЗИЛ-130 в 150 «лошадей», стеклопластиковым корпусом, облегченным шасси. Машина уже помещалась в грузовые отсеки самолетов, имела салон на 8 и кабину на 3 человека. Предусматривался запас еды и воды на 3 дня. По воде амфибия-прототип развивала 9 км/ч, суше – 80 км/ч.

В 1975 из ворот завода выехала и сама «Синяя птица». Сделали сразу пару экземпляров: грузовой (с краном) ЗИЛ-4906 и пассажирский (ЗИЛ-49061) варианты. Вторая версия вездехода обеспечивала автономное пребывание 8-ми человек в течение трех суток: предусматривался запас воды, провизии и трое (по числу космонавтов) носилок.

В качестве силового агрегата использовался тот же движок от ЗИЛ-130, но детали к нему отбирали самые лучшие, не конвейерские (некоторые делали вручную). КПП – «механика» на десять передач. Основные эксплуатационные данные обеих моделей:
✅ длина, ширина, высота – 9,25, 2,48 и 2,6 м
✅ клиренс – 544 мм
✅ колесная база – 4,8 м (пара промежутков по 2,4 м)
✅ полная масса с предельной загрузкой – 9,3-9,4 т
✅ скорость по шоссе (на воде) – 75 км/ч (8 км/ч)
Машина свободно помещалась в вертолетах Ми-26, Ми-6, а также самолетах Ан-12 и Ил-76. На всякий случай колпак кабины из стеклопластика сделали съемным.
Возможности «Синей птицы»
Вездеход спокойно преодолевал болота, глубокий снег, песок, широкие рвы. Но не это главное! Машина была приспособлена под перевозку роторного шнекохода – и там, где не могла пройти сама, в дело пускался «супервнедорожник».

Для этого конструкторы специально создали уменьшенную копию гиганта ЗИЛ-4904 – ЗИЛ-2906.
Что сегодня?
Интересно: цели, ради которой создавали «Синюю птицу», уже нет. Спускаемые модули теперь приземляются более точно и нет нужды искать их по пустыням и тайге. Зато подобная техника широко востребована для поиска, спасения людей, в т. ч. на воде, а также в нефте- газодобывающих отраслях при проведении разведки полезных ископаемых. На сегодня известно, что «Синяя птица» была задействована в войсках, «Центроспасе», в компании «Транснефть», МЧС. При этом используется техника, сделанная еще во времена СССР!

Ну а что стало с СКБ после смерти его руководителя? В 1992-м создали ОАО «Вездеход ГВА». Компания успешно производила (товар штучный!) технику 6Х6, 4Х4. Был разработан новый модельный ряд, машины получили дизельные моторы. Однако фактически занимались модернизацией техники, созданной Грачевым. Но увы! С 2016 года юридическое лицо «Вездеход ГВА» официально закрыто (скорее всего произошла смена собственника и названия). По некоторым источникам, машины есть в ВКС РФ. Также известно (данные от 2019 года), что вездеходы используются военными в ЦВО: на машины ставят современные навигационные системы, оснащают более надежной радиосвязью. Но внешний вид вездехода прежний и все так же по цвету напоминает «Синюю птицу».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....