«Синяя Птица» – непрерванный «полет»
Еще одно достижение советско-российского автопрома, который не устают ругать все, кому не лень. Здесь идет речь о вездеходе, подобного которому в мире просто нет. Эта машина являлась частью поисково-спасательного комплекса, изначально разработанного для того, чтобы вывезти космонавтов после приземления из любой точки огромной страны. Кстати, машины и сегодня в деле.
Это специальное конструкторское бюро при ЗИЛ, руководил которым Виталий Грачев. Любопытна история создания СКБ, которое приписывают ведущему испытателю завода Сальникову И. Дело было в 60-е годы, когда на орбиту стартовал корабль с П. Беляевым и А. Леоновым, впервые совершившим выход в открытый космос. Процедура проходила не совсем штатно, со сложностями. Да еще при спуске на Землю отказала автоматика, корабль пришлось пилотировать вручную. В итоге сели не в казахской степи, а таежных дебрях под Пермью. Вывезти из такой глухомани космонавтов было не на чем: они двое суток прожили в лесу, а потом еще и топали к полянке, на которую сумел приземлиться вертолет.
После этого случая Королев обратился к руководству ЗИЛа разработать технику, способную пройти везде, в т. ч. по двухметровому снегу в тайге. Просьба была по адресу: в то время КБ проектировал, а завод делал машины, перевозящие тяжелые баллистические ракеты к местам пуска.
Выбрать что-то конкретное было трудно. Поступали предложения создать нечто универсальное, либо выбрать колесо или гусеницу. Если шина, то какая? С грубыми мощными грунтозацепами или наоборот, гладкий пневмокаток? Каждый вид ската хорош на «своем» покрытии. Долго муссировали вариант со шнекороторами. Подобная машина (примером может служить снегоболотоход ЗИЛ-4904) способна вытащить космонавтов откуда угодно, причем вместе со спускаемым модулем.
Но что делать потом, когда вездеход доберется до твердой поверхности, по которой он ездить «не умеет»? Вертолет? А если нелетная погода? Можно, конечно, притащить огромный прицеп, но все это утяжеляло конструкцию.
Остановились на колесной машине, используя принципы, впервые высказанные главой СКБ Грачевым по отношению к вездеходам:
✅ максимально большие колеса и шины
✅ минимальная масса
✅ наименьший по возможности дорожный просвет
✅ система регулировки давления в шинах
✅ отдельные колесные редукторы
✅ блокировки
✅ поворачиваемые задние и передние колеса
✅ движок на бензине
✅ подвеска – независимая
✅ тормозная система – герметичная
✅ скорость – низкая и обеспечивающая максимальную устойчивость
Эти условия создания наилучшего вездехода были выработаны главным конструктором в ходе постоянных испытаний. Любая поломка радовала Грачева: найдено слабое место, которое нужно усилить.
Все машины имели остов из алюминиевых, титановых, магниевых сплавов. Уже тогда вовсю применялся пластик. Большинство вездеходов были амфибиями, которые на воде развивали очень приличную скорость в 15 км/ч. Грачевцы первыми догадались, как герметизировать агрегаты под слоем воды: в них просто закачивали воздух. За рубежом до этого додумались лет через десять.
После описанного выше драматического спасения космонавтов на озере, грачевцы создали шестиколесную машину-амфибию ПЭУ-1, уже тогда (!) имевшую кузов из стеклопластика, движок от ЗИЛ-375 на 180 «лошадей». Вне суши вездеход перемещался посредством водометов, да еще имел на борту кран, способный поднимать 3,5 т грузов. Машина полностью удовлетворяла заказчика, но из-за разногласий Грачева с директором ЗИЛа, «гнавшим» план, выпустили только 13 единиц техники. Худшая участь постигла модернизированный вариант амфибии – ПЭУ-2, построенную в единственном экземпляре.
Этот монстр с колесами из стеклопластика и сегодня впечатляет: «пассажировместимость» – 10 человек, по суше – 73, на воде – 10 км/ч, 6 отопителей (на крайний случай имелась «буржуйка») плюс кондиционер от … правительственного ЗИЛ-114. Всем хорош был вездеход, но не вмещался в грузовой отсек тогдашних самолетов и не получил (из-за габаритов) разрешения для передвижения по дорогам общегражданского пользования. Тогда решили вместо одной огромной машины сделать пару поменьше.
К концу 1972-го построили вездеход ЗИЛ-49042 с двигателем от ЗИЛ-130 в 150 «лошадей», стеклопластиковым корпусом, облегченным шасси. Машина уже помещалась в грузовые отсеки самолетов, имела салон на 8 и кабину на 3 человека. Предусматривался запас еды и воды на 3 дня. По воде амфибия-прототип развивала 9 км/ч, суше – 80 км/ч.
В 1975 из ворот завода выехала и сама «Синяя птица». Сделали сразу пару экземпляров: грузовой (с краном) ЗИЛ-4906 и пассажирский (ЗИЛ-49061) варианты. Вторая версия вездехода обеспечивала автономное пребывание 8-ми человек в течение трех суток: предусматривался запас воды, провизии и трое (по числу космонавтов) носилок.
В качестве силового агрегата использовался тот же движок от ЗИЛ-130, но детали к нему отбирали самые лучшие, не конвейерские (некоторые делали вручную). КПП – «механика» на десять передач. Основные эксплуатационные данные обеих моделей:
✅ длина, ширина, высота – 9,25, 2,48 и 2,6 м
✅ клиренс – 544 мм
✅ колесная база – 4,8 м (пара промежутков по 2,4 м)
✅ полная масса с предельной загрузкой – 9,3-9,4 т
✅ скорость по шоссе (на воде) – 75 км/ч (8 км/ч)
Машина свободно помещалась в вертолетах Ми-26, Ми-6, а также самолетах Ан-12 и Ил-76. На всякий случай колпак кабины из стеклопластика сделали съемным.
Вездеход спокойно преодолевал болота, глубокий снег, песок, широкие рвы. Но не это главное! Машина была приспособлена под перевозку роторного шнекохода – и там, где не могла пройти сама, в дело пускался «супервнедорожник».
Для этого конструкторы специально создали уменьшенную копию гиганта ЗИЛ-4904 – ЗИЛ-2906.
Интересно: цели, ради которой создавали «Синюю птицу», уже нет. Спускаемые модули теперь приземляются более точно и нет нужды искать их по пустыням и тайге. Зато подобная техника широко востребована для поиска, спасения людей, в т. ч. на воде, а также в нефте- газодобывающих отраслях при проведении разведки полезных ископаемых. На сегодня известно, что «Синяя птица» была задействована в войсках, «Центроспасе», в компании «Транснефть», МЧС. При этом используется техника, сделанная еще во времена СССР!
Ну а что стало с СКБ после смерти его руководителя? В 1992-м создали ОАО «Вездеход ГВА». Компания успешно производила (товар штучный!) технику 6Х6, 4Х4. Был разработан новый модельный ряд, машины получили дизельные моторы. Однако фактически занимались модернизацией техники, созданной Грачевым. Но увы! С 2016 года юридическое лицо «Вездеход ГВА» официально закрыто (скорее всего произошла смена собственника и названия). По некоторым источникам, машины есть в ВКС РФ. Также известно (данные от 2019 года), что вездеходы используются военными в ЦВО: на машины ставят современные навигационные системы, оснащают более надежной радиосвязью. Но внешний вид вездехода прежний и все так же по цвету напоминает «Синюю птицу».
Где и почему делали «Синюю Птицу»
Это специальное конструкторское бюро при ЗИЛ, руководил которым Виталий Грачев. Любопытна история создания СКБ, которое приписывают ведущему испытателю завода Сальникову И. Дело было в 60-е годы, когда на орбиту стартовал корабль с П. Беляевым и А. Леоновым, впервые совершившим выход в открытый космос. Процедура проходила не совсем штатно, со сложностями. Да еще при спуске на Землю отказала автоматика, корабль пришлось пилотировать вручную. В итоге сели не в казахской степи, а таежных дебрях под Пермью. Вывезти из такой глухомани космонавтов было не на чем: они двое суток прожили в лесу, а потом еще и топали к полянке, на которую сумел приземлиться вертолет.
Место в Усольской тайге, где приземлились Леонов и Беляев. Фото: YouTube
После этого случая Королев обратился к руководству ЗИЛа разработать технику, способную пройти везде, в т. ч. по двухметровому снегу в тайге. Просьба была по адресу: в то время КБ проектировал, а завод делал машины, перевозящие тяжелые баллистические ракеты к местам пуска.
Шнек, колесо или гусеница?
Выбрать что-то конкретное было трудно. Поступали предложения создать нечто универсальное, либо выбрать колесо или гусеницу. Если шина, то какая? С грубыми мощными грунтозацепами или наоборот, гладкий пневмокаток? Каждый вид ската хорош на «своем» покрытии. Долго муссировали вариант со шнекороторами. Подобная машина (примером может служить снегоболотоход ЗИЛ-4904) способна вытащить космонавтов откуда угодно, причем вместе со спускаемым модулем.
ЗИЛ-4904 оказался слишком огромным. Фото: YouTube
Но что делать потом, когда вездеход доберется до твердой поверхности, по которой он ездить «не умеет»? Вертолет? А если нелетная погода? Можно, конечно, притащить огромный прицеп, но все это утяжеляло конструкцию.
Идея использования шнекороторной машины-амфибии обусловлена драматической ситуацией, когда космонавты сели на озеро, покрытое тонким льдом, а выходной люк оказался под водой. Людей спасти удалось чудом. Поэтому шнекоходы не отставили в сторону и работы над ними велись постоянно.
Остановились на колесной машине, используя принципы, впервые высказанные главой СКБ Грачевым по отношению к вездеходам:
✅ максимально большие колеса и шины
✅ минимальная масса
✅ наименьший по возможности дорожный просвет
✅ система регулировки давления в шинах
✅ отдельные колесные редукторы
✅ блокировки
✅ поворачиваемые задние и передние колеса
✅ движок на бензине
✅ подвеска – независимая
✅ тормозная система – герметичная
✅ скорость – низкая и обеспечивающая максимальную устойчивость
Эти условия создания наилучшего вездехода были выработаны главным конструктором в ходе постоянных испытаний. Любая поломка радовала Грачева: найдено слабое место, которое нужно усилить.
Особенности ЗИЛовских вездеходов
Все машины имели остов из алюминиевых, титановых, магниевых сплавов. Уже тогда вовсю применялся пластик. Большинство вездеходов были амфибиями, которые на воде развивали очень приличную скорость в 15 км/ч. Грачевцы первыми догадались, как герметизировать агрегаты под слоем воды: в них просто закачивали воздух. За рубежом до этого додумались лет через десять.
Роторные шнекоходы отличались крайне высокой проходимостью. Фото: YouTube
О качестве машин, созданных СКБ говорит факт отсутствия лебедок: вездеход должен выехать сам, а если не сможет, никакой трос не выручит.
Предшественники «Синей птицы»
После описанного выше драматического спасения космонавтов на озере, грачевцы создали шестиколесную машину-амфибию ПЭУ-1, уже тогда (!) имевшую кузов из стеклопластика, движок от ЗИЛ-375 на 180 «лошадей». Вне суши вездеход перемещался посредством водометов, да еще имел на борту кран, способный поднимать 3,5 т грузов. Машина полностью удовлетворяла заказчика, но из-за разногласий Грачева с директором ЗИЛа, «гнавшим» план, выпустили только 13 единиц техники. Худшая участь постигла модернизированный вариант амфибии – ПЭУ-2, построенную в единственном экземпляре.
Одна из экспериментальных версий вездехода – ПЭУ-1Р с реактивным двигателем. Фото: YouTube.com
Этот монстр с колесами из стеклопластика и сегодня впечатляет: «пассажировместимость» – 10 человек, по суше – 73, на воде – 10 км/ч, 6 отопителей (на крайний случай имелась «буржуйка») плюс кондиционер от … правительственного ЗИЛ-114. Всем хорош был вездеход, но не вмещался в грузовой отсек тогдашних самолетов и не получил (из-за габаритов) разрешения для передвижения по дорогам общегражданского пользования. Тогда решили вместо одной огромной машины сделать пару поменьше.
Прототип и «Синяя птица»
К концу 1972-го построили вездеход ЗИЛ-49042 с двигателем от ЗИЛ-130 в 150 «лошадей», стеклопластиковым корпусом, облегченным шасси. Машина уже помещалась в грузовые отсеки самолетов, имела салон на 8 и кабину на 3 человека. Предусматривался запас еды и воды на 3 дня. По воде амфибия-прототип развивала 9 км/ч, суше – 80 км/ч.
Для передвижения по воде есть винты, расположенные в задней нижней части. Фото: YouTube.com
В 1975 из ворот завода выехала и сама «Синяя птица». Сделали сразу пару экземпляров: грузовой (с краном) ЗИЛ-4906 и пассажирский (ЗИЛ-49061) варианты. Вторая версия вездехода обеспечивала автономное пребывание 8-ми человек в течение трех суток: предусматривался запас воды, провизии и трое (по числу космонавтов) носилок.
Внутри есть и отопление и кондиционер. Фото: YouTube.com
В качестве силового агрегата использовался тот же движок от ЗИЛ-130, но детали к нему отбирали самые лучшие, не конвейерские (некоторые делали вручную). КПП – «механика» на десять передач. Основные эксплуатационные данные обеих моделей:
✅ длина, ширина, высота – 9,25, 2,48 и 2,6 м
✅ клиренс – 544 мм
✅ колесная база – 4,8 м (пара промежутков по 2,4 м)
✅ полная масса с предельной загрузкой – 9,3-9,4 т
✅ скорость по шоссе (на воде) – 75 км/ч (8 км/ч)
Машина свободно помещалась в вертолетах Ми-26, Ми-6, а также самолетах Ан-12 и Ил-76. На всякий случай колпак кабины из стеклопластика сделали съемным.
Возможности «Синей птицы»
Вездеход спокойно преодолевал болота, глубокий снег, песок, широкие рвы. Но не это главное! Машина была приспособлена под перевозку роторного шнекохода – и там, где не могла пройти сама, в дело пускался «супервнедорожник».
Разгрузка: в дело вступает роторная техника. Фото: YouTube.com
Для этого конструкторы специально создали уменьшенную копию гиганта ЗИЛ-4904 – ЗИЛ-2906.
Что сегодня?
Интересно: цели, ради которой создавали «Синюю птицу», уже нет. Спускаемые модули теперь приземляются более точно и нет нужды искать их по пустыням и тайге. Зато подобная техника широко востребована для поиска, спасения людей, в т. ч. на воде, а также в нефте- газодобывающих отраслях при проведении разведки полезных ископаемых. На сегодня известно, что «Синяя птица» была задействована в войсках, «Центроспасе», в компании «Транснефть», МЧС. При этом используется техника, сделанная еще во времена СССР!
Оснащение радиосвязью – в обязательном порядке. Фото: YouTube.com
Ну а что стало с СКБ после смерти его руководителя? В 1992-м создали ОАО «Вездеход ГВА». Компания успешно производила (товар штучный!) технику 6Х6, 4Х4. Был разработан новый модельный ряд, машины получили дизельные моторы. Однако фактически занимались модернизацией техники, созданной Грачевым. Но увы! С 2016 года юридическое лицо «Вездеход ГВА» официально закрыто (скорее всего произошла смена собственника и названия). По некоторым источникам, машины есть в ВКС РФ. Также известно (данные от 2019 года), что вездеходы используются военными в ЦВО: на машины ставят современные навигационные системы, оснащают более надежной радиосвязью. Но внешний вид вездехода прежний и все так же по цвету напоминает «Синюю птицу».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...