
Зачем нужны «кривокрылы», «летающие ванны», «бесхвостки» и другие странные самолеты?
Огромное разнообразие летательных аппаратов, созданных человеком, поражает воображение. Но еще больше удивляют некоторые из них: судя по внешнему виду такие конструкции не должны подняться в воздух ни в коем случае. Тем не менее, странный внешний вид ничуть не мешает подобным изделиям благополучно взлетать, перемещаться и садиться. Причем иногда довольно успешно. Зачем нужны такие летательные аппараты, какие цели преследовали конструкторы, создавая необычные творения?
Традиционно принято считать: подъемную силу создают крылья или винты. А что если вместо них использовать фюзеляж летательного аппарата, придав конструкции особую форму? Чтобы проверить идею на практике, несколько десятилетий назад американцы разработали NASA M2-F1. Реализацию проекта инициировало само время: в 50-е годы бурно развивалась космонавтика и ракетостроение. К началу 60-х ученые «вычислили»: наиболее оптимальная форма, для, например, спускаемого с орбиты аппарата – конус с тупым концом. Такая конструкция позволяет пройти с наименьшими повреждениями через плотные слои атмосферы. Подобная форма стала наилучшей и для баллистических ракет.
Конус – лучшая форма для ракеты. Фото: YouTube.com
Если мыслить логически дальше, то и летательный аппарат в виде конуса должен летать. Специалисты НАСА уточнили: у машины такой формы верхняя часть должна быть плоской.
Его рабочее название – М2. Речь идет о спускаемом пилотируемом аппарате, который, сойдя с орбиты, смог бы преодолеть атмосферный слой на протяжении 5400 км и уйти при необходимости в сторону на 1400-1450 км. Проект представили NASA и ВВС США, которые идею отвергли. Однако ученые-энтузиасты из американского космического ведомства на свой страх и риск продолжили исследования.
На конструкцию нашли деньги, хоть и немного (в нынешнем виде примерно 240 тыс. долларов). Поэтому аппарат отличался крайней простотой (некоторые плоскости позаимствовали у «Сессна-150»). Из-за характерной формы его назвали «летающей ванной», на которую он действительно был похож.
Аппарат к испытаниям готов! Фото: YouTube.com
Сначала опытный образец продули в аэродинамической трубе и получили удовлетворительные результаты. Потом таскали по ВПП на тросу за автомобилем Pontiac Bonneville со скоростью 190-195 км/ч, немного приподнимая в воздух. Однако для получения более полных выводов аппарат требовалось испытать на высоте. Первый полет («ванну»-планер буксировал самолет С-47) состоялся в 1963 году. NASA M2-F1 отцепили, и он без проблем спланировал на землю.
На тросу за С-47. Фото: YouTube.com
«Летающая ванна» доказала: аппарат, имеющий соответствующий фюзеляж, может летать и без крыльев. На высоте машина хорошо управлялась, а подъемная сила была достаточной. В результате получили данные, на основе которых стало возможным создавать летательные аппараты с учетом формы фюзеляжа, что упрощало конструкцию, не уменьшая при этом подъемной силы.
То, что летать можно и без крыльев, выяснилось. А как насчет хвоста? Оказалось, что перемещаться по воздуху можно и без него, что успешно доказал самолет-«бесхвостка» Х-36. Он интересен еще и тем, что у него не только отсутствовал киль, но и …пилот. Модель управлялась с земли.
Хвост у БЛА отсутствует. Фото: YouTube.com
Это был уменьшенный прототип (28 %) самолета без хвостового оперения с соплами, позволяющими менять вектор тяги. Разработка велась в 90-х годах компанией Boeing при участии NASA, а также филиалом McDonnell Douglas фирмой Phantom Works. Готовый прототип с двигателями Williams Research F112 взлетел в воздух в 1997 году. Отсутствие хвоста должно было дать такие преимущества, как снижение массы самолета, уменьшение лобового сопротивления, увеличение дальности полета, а также маневренности.
Все полеты признаны удачными. Фото: YouTube.com
Проведенные испытания показали хорошие результаты: по некоторым данным, они даже превзошли ожидаемые. Однако на сегодняшний момент никаких новостей о проекте Х-36 нет: закрыт он или работы продолжаются, неизвестно.
Пытливый человеческий ум идет дальше: что если крыло не трогать, а как-то изменить его? Да запросто! К вашим услугам – Ames AD-1, экспериментальная модель с крылом, «пристроенным» к фюзеляжу наискосок. Как и кому это пришло в голову? И зачем?
В полете крыло поворачивается на нужный угол. Фото: YouTube.com
Еще во времена Второй мировой войны в Германии Рихард Фогт активно работал над самолетом с асимметричным крылом. Главная мысль заключалась в том, что придание особой формы плоскости снизит лобовое сопротивление. Взлетать самолет должен с обычным крылом, а после набора высоты его поворачивать. Однако немецкие идеи остались на бумаге, а воплотить их в металл удалось американцам. И здесь опять не обошлось без участия НАСА. Специалисты выяснили, что нестандартное крыло:
✅ уменьшает лобовое сопротивление до 20 %, волновое на сверхзвуке – до 26 %
✅ снижает вес самолета на 14 %
Даже этих достоинств было достаточно, чтобы задуматься о постройке сначала макета, а потом и действующей модели. Предполагалось, что изменение положения крыла при совершении дальних рейсов обеспечит лучшую скорость и экономию топлива.
После успешных полетов беспилотника, приступили к постройке полноценного аппарата. Его крыло способно было поворачиваться на 60° по отношению к фюзеляжу, что обеспечивал специальный электродвигатель. Чтобы уложиться в бюджет, основные силовые агрегаты поставили маломощные.
Внутри аппарат сделали максимально упрощенным. Фото: YouTube.com
В небо самолет поднялся в 1979 году. Взлет происходил с крыльями, расположенными перпендикулярно по отношению к фюзеляжу. Потом они поворачивались на нужный угол. Всего до 1982 года провели 79 полетов. Летчики-испытатели положительно оценили машину. Однако, достигнув требуемых результатов и получив нужные данные, аппарат отправили в музей. NASA – исследовательская организация, а компании, занимающиеся постройкой самолетов, идеей воспользоваться не рискнули: одно дело дешевая маленькая модель и другое – огромный дорогущий лайнер.
Это самолет, разработанный согласно концепции «летающее» или «смешанное» крыло (BWB). Идею пытались реализовать с 90-х годов. Сначала этим занималась McDonnell Douglas, потом – Boeing, поглотившая компанию. Также к работам присоединилась НАСА, а позже и Пентагон. «Судьба проекта» была нелегкой. Несмотря на некоторые успехи, военные отказались от дальнейшего финансирования. В итоге проект тянет более 20 лет один «Боинг».
Изначально на Х-48 было три двигателя (один потом убрали из-за шумности). Фото: YouTube.com
Последняя модификация носит название X-48C. Главная проблема самолетов подобной конструкции – плохая устойчивость на малых скоростях и высотах. На ликвидацию этого недостатка и были направлены усилия экспериментаторов. Результат получился вполне удовлетворительным.
Х-48 с двумя двигателями (изначально их было 3) идет на взлет. Фото: YouTube.com
Беспилотный образец Х-48С устойчиво летает на скоростях менее 200 км/ч, для взлета и посадки ему нужна сравнительно небольшая полоса. Плюс, аппарат имеет модульную конструкцию и может быть приспособлен для любых целей.
В чем же дело? Как всегда, в деньгах и желании рискнуть. Военные, отказавшиеся финансировать проект, время от времени бросают на него взгляды: в Пентагоне никак не могут прийти к единому мнению насчет Х-48С. Однако в июне этого года промелькнуло сообщение (Aerospace Daily & Defense Report), что ВВС США снова начали испытательные запуски экспериментального беспилотника. Значит, дело сдвинулось с мертвой точки и есть шанс увидеть интересную машину в воздухе уже в полномасштабном размере.
«Летающая ванна» М2-F1
Традиционно принято считать: подъемную силу создают крылья или винты. А что если вместо них использовать фюзеляж летательного аппарата, придав конструкции особую форму? Чтобы проверить идею на практике, несколько десятилетий назад американцы разработали NASA M2-F1. Реализацию проекта инициировало само время: в 50-е годы бурно развивалась космонавтика и ракетостроение. К началу 60-х ученые «вычислили»: наиболее оптимальная форма, для, например, спускаемого с орбиты аппарата – конус с тупым концом. Такая конструкция позволяет пройти с наименьшими повреждениями через плотные слои атмосферы. Подобная форма стала наилучшей и для баллистических ракет.

Если мыслить логически дальше, то и летательный аппарат в виде конуса должен летать. Специалисты НАСА уточнили: у машины такой формы верхняя часть должна быть плоской.
Суть проекта
Его рабочее название – М2. Речь идет о спускаемом пилотируемом аппарате, который, сойдя с орбиты, смог бы преодолеть атмосферный слой на протяжении 5400 км и уйти при необходимости в сторону на 1400-1450 км. Проект представили NASA и ВВС США, которые идею отвергли. Однако ученые-энтузиасты из американского космического ведомства на свой страх и риск продолжили исследования.
Готовый аппарат
На конструкцию нашли деньги, хоть и немного (в нынешнем виде примерно 240 тыс. долларов). Поэтому аппарат отличался крайней простотой (некоторые плоскости позаимствовали у «Сессна-150»). Из-за характерной формы его назвали «летающей ванной», на которую он действительно был похож.

Сначала опытный образец продули в аэродинамической трубе и получили удовлетворительные результаты. Потом таскали по ВПП на тросу за автомобилем Pontiac Bonneville со скоростью 190-195 км/ч, немного приподнимая в воздух. Однако для получения более полных выводов аппарат требовалось испытать на высоте. Первый полет («ванну»-планер буксировал самолет С-47) состоялся в 1963 году. NASA M2-F1 отцепили, и он без проблем спланировал на землю.

О проекте высшее руководство НАСА не знало: когда испытания вылезли наружу, проект по дисциплинарным соображениям могли закрыть. Однако полученные результаты и ничтожный бюджет заставили агентство сменить гнев на милость.
«Летающая ванна» доказала: аппарат, имеющий соответствующий фюзеляж, может летать и без крыльев. На высоте машина хорошо управлялась, а подъемная сила была достаточной. В результате получили данные, на основе которых стало возможным создавать летательные аппараты с учетом формы фюзеляжа, что упрощало конструкцию, не уменьшая при этом подъемной силы.
McDonell Douglas X-36
То, что летать можно и без крыльев, выяснилось. А как насчет хвоста? Оказалось, что перемещаться по воздуху можно и без него, что успешно доказал самолет-«бесхвостка» Х-36. Он интересен еще и тем, что у него не только отсутствовал киль, но и …пилот. Модель управлялась с земли.

Это был уменьшенный прототип (28 %) самолета без хвостового оперения с соплами, позволяющими менять вектор тяги. Разработка велась в 90-х годах компанией Boeing при участии NASA, а также филиалом McDonnell Douglas фирмой Phantom Works. Готовый прототип с двигателями Williams Research F112 взлетел в воздух в 1997 году. Отсутствие хвоста должно было дать такие преимущества, как снижение массы самолета, уменьшение лобового сопротивления, увеличение дальности полета, а также маневренности.

Проведенные испытания показали хорошие результаты: по некоторым данным, они даже превзошли ожидаемые. Однако на сегодняшний момент никаких новостей о проекте Х-36 нет: закрыт он или работы продолжаются, неизвестно.
«Косокрылка» Ames AD-1
Пытливый человеческий ум идет дальше: что если крыло не трогать, а как-то изменить его? Да запросто! К вашим услугам – Ames AD-1, экспериментальная модель с крылом, «пристроенным» к фюзеляжу наискосок. Как и кому это пришло в голову? И зачем?

Еще во времена Второй мировой войны в Германии Рихард Фогт активно работал над самолетом с асимметричным крылом. Главная мысль заключалась в том, что придание особой формы плоскости снизит лобовое сопротивление. Взлетать самолет должен с обычным крылом, а после набора высоты его поворачивать. Однако немецкие идеи остались на бумаге, а воплотить их в металл удалось американцам. И здесь опять не обошлось без участия НАСА. Специалисты выяснили, что нестандартное крыло:
✅ уменьшает лобовое сопротивление до 20 %, волновое на сверхзвуке – до 26 %
✅ снижает вес самолета на 14 %
Даже этих достоинств было достаточно, чтобы задуматься о постройке сначала макета, а потом и действующей модели. Предполагалось, что изменение положения крыла при совершении дальних рейсов обеспечит лучшую скорость и экономию топлива.
Испытания
После успешных полетов беспилотника, приступили к постройке полноценного аппарата. Его крыло способно было поворачиваться на 60° по отношению к фюзеляжу, что обеспечивал специальный электродвигатель. Чтобы уложиться в бюджет, основные силовые агрегаты поставили маломощные.

В небо самолет поднялся в 1979 году. Взлет происходил с крыльями, расположенными перпендикулярно по отношению к фюзеляжу. Потом они поворачивались на нужный угол. Всего до 1982 года провели 79 полетов. Летчики-испытатели положительно оценили машину. Однако, достигнув требуемых результатов и получив нужные данные, аппарат отправили в музей. NASA – исследовательская организация, а компании, занимающиеся постройкой самолетов, идеей воспользоваться не рискнули: одно дело дешевая маленькая модель и другое – огромный дорогущий лайнер.
Проект X-48
Это самолет, разработанный согласно концепции «летающее» или «смешанное» крыло (BWB). Идею пытались реализовать с 90-х годов. Сначала этим занималась McDonnell Douglas, потом – Boeing, поглотившая компанию. Также к работам присоединилась НАСА, а позже и Пентагон. «Судьба проекта» была нелегкой. Несмотря на некоторые успехи, военные отказались от дальнейшего финансирования. В итоге проект тянет более 20 лет один «Боинг».

Последняя модификация носит название X-48C. Главная проблема самолетов подобной конструкции – плохая устойчивость на малых скоростях и высотах. На ликвидацию этого недостатка и были направлены усилия экспериментаторов. Результат получился вполне удовлетворительным.

Беспилотный образец Х-48С устойчиво летает на скоростях менее 200 км/ч, для взлета и посадки ему нужна сравнительно небольшая полоса. Плюс, аппарат имеет модульную конструкцию и может быть приспособлен для любых целей.
Что в итоге
В чем же дело? Как всегда, в деньгах и желании рискнуть. Военные, отказавшиеся финансировать проект, время от времени бросают на него взгляды: в Пентагоне никак не могут прийти к единому мнению насчет Х-48С. Однако в июне этого года промелькнуло сообщение (Aerospace Daily & Defense Report), что ВВС США снова начали испытательные запуски экспериментального беспилотника. Значит, дело сдвинулось с мертвой точки и есть шанс увидеть интересную машину в воздухе уже в полномасштабном размере.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....