Зачем нужны «кривокрылы», «летающие ванны», «бесхвостки» и другие странные самолеты?
Огромное разнообразие летательных аппаратов, созданных человеком, поражает воображение. Но еще больше удивляют некоторые из них: судя по внешнему виду такие конструкции не должны подняться в воздух ни в коем случае. Тем не менее, странный внешний вид ничуть не мешает подобным изделиям благополучно взлетать, перемещаться и садиться. Причем иногда довольно успешно. Зачем нужны такие летательные аппараты, какие цели преследовали конструкторы, создавая необычные творения?
Традиционно принято считать: подъемную силу создают крылья или винты. А что если вместо них использовать фюзеляж летательного аппарата, придав конструкции особую форму? Чтобы проверить идею на практике, несколько десятилетий назад американцы разработали NASA M2-F1. Реализацию проекта инициировало само время: в 50-е годы бурно развивалась космонавтика и ракетостроение. К началу 60-х ученые «вычислили»: наиболее оптимальная форма, для, например, спускаемого с орбиты аппарата – конус с тупым концом. Такая конструкция позволяет пройти с наименьшими повреждениями через плотные слои атмосферы. Подобная форма стала наилучшей и для баллистических ракет.
Если мыслить логически дальше, то и летательный аппарат в виде конуса должен летать. Специалисты НАСА уточнили: у машины такой формы верхняя часть должна быть плоской.
Его рабочее название – М2. Речь идет о спускаемом пилотируемом аппарате, который, сойдя с орбиты, смог бы преодолеть атмосферный слой на протяжении 5400 км и уйти при необходимости в сторону на 1400-1450 км. Проект представили NASA и ВВС США, которые идею отвергли. Однако ученые-энтузиасты из американского космического ведомства на свой страх и риск продолжили исследования.
На конструкцию нашли деньги, хоть и немного (в нынешнем виде примерно 240 тыс. долларов). Поэтому аппарат отличался крайней простотой (некоторые плоскости позаимствовали у «Сессна-150»). Из-за характерной формы его назвали «летающей ванной», на которую он действительно был похож.
Сначала опытный образец продули в аэродинамической трубе и получили удовлетворительные результаты. Потом таскали по ВПП на тросу за автомобилем Pontiac Bonneville со скоростью 190-195 км/ч, немного приподнимая в воздух. Однако для получения более полных выводов аппарат требовалось испытать на высоте. Первый полет («ванну»-планер буксировал самолет С-47) состоялся в 1963 году. NASA M2-F1 отцепили, и он без проблем спланировал на землю.
«Летающая ванна» доказала: аппарат, имеющий соответствующий фюзеляж, может летать и без крыльев. На высоте машина хорошо управлялась, а подъемная сила была достаточной. В результате получили данные, на основе которых стало возможным создавать летательные аппараты с учетом формы фюзеляжа, что упрощало конструкцию, не уменьшая при этом подъемной силы.
То, что летать можно и без крыльев, выяснилось. А как насчет хвоста? Оказалось, что перемещаться по воздуху можно и без него, что успешно доказал самолет-«бесхвостка» Х-36. Он интересен еще и тем, что у него не только отсутствовал киль, но и …пилот. Модель управлялась с земли.
Это был уменьшенный прототип (28 %) самолета без хвостового оперения с соплами, позволяющими менять вектор тяги. Разработка велась в 90-х годах компанией Boeing при участии NASA, а также филиалом McDonnell Douglas фирмой Phantom Works. Готовый прототип с двигателями Williams Research F112 взлетел в воздух в 1997 году. Отсутствие хвоста должно было дать такие преимущества, как снижение массы самолета, уменьшение лобового сопротивления, увеличение дальности полета, а также маневренности.
Проведенные испытания показали хорошие результаты: по некоторым данным, они даже превзошли ожидаемые. Однако на сегодняшний момент никаких новостей о проекте Х-36 нет: закрыт он или работы продолжаются, неизвестно.
Пытливый человеческий ум идет дальше: что если крыло не трогать, а как-то изменить его? Да запросто! К вашим услугам – Ames AD-1, экспериментальная модель с крылом, «пристроенным» к фюзеляжу наискосок. Как и кому это пришло в голову? И зачем?
Еще во времена Второй мировой войны в Германии Рихард Фогт активно работал над самолетом с асимметричным крылом. Главная мысль заключалась в том, что придание особой формы плоскости снизит лобовое сопротивление. Взлетать самолет должен с обычным крылом, а после набора высоты его поворачивать. Однако немецкие идеи остались на бумаге, а воплотить их в металл удалось американцам. И здесь опять не обошлось без участия НАСА. Специалисты выяснили, что нестандартное крыло:
✅ уменьшает лобовое сопротивление до 20 %, волновое на сверхзвуке – до 26 %
✅ снижает вес самолета на 14 %
Даже этих достоинств было достаточно, чтобы задуматься о постройке сначала макета, а потом и действующей модели. Предполагалось, что изменение положения крыла при совершении дальних рейсов обеспечит лучшую скорость и экономию топлива.
После успешных полетов беспилотника, приступили к постройке полноценного аппарата. Его крыло способно было поворачиваться на 60° по отношению к фюзеляжу, что обеспечивал специальный электродвигатель. Чтобы уложиться в бюджет, основные силовые агрегаты поставили маломощные.
В небо самолет поднялся в 1979 году. Взлет происходил с крыльями, расположенными перпендикулярно по отношению к фюзеляжу. Потом они поворачивались на нужный угол. Всего до 1982 года провели 79 полетов. Летчики-испытатели положительно оценили машину. Однако, достигнув требуемых результатов и получив нужные данные, аппарат отправили в музей. NASA – исследовательская организация, а компании, занимающиеся постройкой самолетов, идеей воспользоваться не рискнули: одно дело дешевая маленькая модель и другое – огромный дорогущий лайнер.
Это самолет, разработанный согласно концепции «летающее» или «смешанное» крыло (BWB). Идею пытались реализовать с 90-х годов. Сначала этим занималась McDonnell Douglas, потом – Boeing, поглотившая компанию. Также к работам присоединилась НАСА, а позже и Пентагон. «Судьба проекта» была нелегкой. Несмотря на некоторые успехи, военные отказались от дальнейшего финансирования. В итоге проект тянет более 20 лет один «Боинг».
Последняя модификация носит название X-48C. Главная проблема самолетов подобной конструкции – плохая устойчивость на малых скоростях и высотах. На ликвидацию этого недостатка и были направлены усилия экспериментаторов. Результат получился вполне удовлетворительным.
Беспилотный образец Х-48С устойчиво летает на скоростях менее 200 км/ч, для взлета и посадки ему нужна сравнительно небольшая полоса. Плюс, аппарат имеет модульную конструкцию и может быть приспособлен для любых целей.
В чем же дело? Как всегда, в деньгах и желании рискнуть. Военные, отказавшиеся финансировать проект, время от времени бросают на него взгляды: в Пентагоне никак не могут прийти к единому мнению насчет Х-48С. Однако в июне этого года промелькнуло сообщение (Aerospace Daily & Defense Report), что ВВС США снова начали испытательные запуски экспериментального беспилотника. Значит, дело сдвинулось с мертвой точки и есть шанс увидеть интересную машину в воздухе уже в полномасштабном размере.
«Летающая ванна» М2-F1
Традиционно принято считать: подъемную силу создают крылья или винты. А что если вместо них использовать фюзеляж летательного аппарата, придав конструкции особую форму? Чтобы проверить идею на практике, несколько десятилетий назад американцы разработали NASA M2-F1. Реализацию проекта инициировало само время: в 50-е годы бурно развивалась космонавтика и ракетостроение. К началу 60-х ученые «вычислили»: наиболее оптимальная форма, для, например, спускаемого с орбиты аппарата – конус с тупым концом. Такая конструкция позволяет пройти с наименьшими повреждениями через плотные слои атмосферы. Подобная форма стала наилучшей и для баллистических ракет.
Конус – лучшая форма для ракеты. Фото: YouTube.com
Если мыслить логически дальше, то и летательный аппарат в виде конуса должен летать. Специалисты НАСА уточнили: у машины такой формы верхняя часть должна быть плоской.
Суть проекта
Его рабочее название – М2. Речь идет о спускаемом пилотируемом аппарате, который, сойдя с орбиты, смог бы преодолеть атмосферный слой на протяжении 5400 км и уйти при необходимости в сторону на 1400-1450 км. Проект представили NASA и ВВС США, которые идею отвергли. Однако ученые-энтузиасты из американского космического ведомства на свой страх и риск продолжили исследования.
Готовый аппарат
На конструкцию нашли деньги, хоть и немного (в нынешнем виде примерно 240 тыс. долларов). Поэтому аппарат отличался крайней простотой (некоторые плоскости позаимствовали у «Сессна-150»). Из-за характерной формы его назвали «летающей ванной», на которую он действительно был похож.
Аппарат к испытаниям готов! Фото: YouTube.com
Сначала опытный образец продули в аэродинамической трубе и получили удовлетворительные результаты. Потом таскали по ВПП на тросу за автомобилем Pontiac Bonneville со скоростью 190-195 км/ч, немного приподнимая в воздух. Однако для получения более полных выводов аппарат требовалось испытать на высоте. Первый полет («ванну»-планер буксировал самолет С-47) состоялся в 1963 году. NASA M2-F1 отцепили, и он без проблем спланировал на землю.
На тросу за С-47. Фото: YouTube.com
О проекте высшее руководство НАСА не знало: когда испытания вылезли наружу, проект по дисциплинарным соображениям могли закрыть. Однако полученные результаты и ничтожный бюджет заставили агентство сменить гнев на милость.
«Летающая ванна» доказала: аппарат, имеющий соответствующий фюзеляж, может летать и без крыльев. На высоте машина хорошо управлялась, а подъемная сила была достаточной. В результате получили данные, на основе которых стало возможным создавать летательные аппараты с учетом формы фюзеляжа, что упрощало конструкцию, не уменьшая при этом подъемной силы.
McDonell Douglas X-36
То, что летать можно и без крыльев, выяснилось. А как насчет хвоста? Оказалось, что перемещаться по воздуху можно и без него, что успешно доказал самолет-«бесхвостка» Х-36. Он интересен еще и тем, что у него не только отсутствовал киль, но и …пилот. Модель управлялась с земли.
Хвост у БЛА отсутствует. Фото: YouTube.com
Это был уменьшенный прототип (28 %) самолета без хвостового оперения с соплами, позволяющими менять вектор тяги. Разработка велась в 90-х годах компанией Boeing при участии NASA, а также филиалом McDonnell Douglas фирмой Phantom Works. Готовый прототип с двигателями Williams Research F112 взлетел в воздух в 1997 году. Отсутствие хвоста должно было дать такие преимущества, как снижение массы самолета, уменьшение лобового сопротивления, увеличение дальности полета, а также маневренности.
Все полеты признаны удачными. Фото: YouTube.com
Проведенные испытания показали хорошие результаты: по некоторым данным, они даже превзошли ожидаемые. Однако на сегодняшний момент никаких новостей о проекте Х-36 нет: закрыт он или работы продолжаются, неизвестно.
«Косокрылка» Ames AD-1
Пытливый человеческий ум идет дальше: что если крыло не трогать, а как-то изменить его? Да запросто! К вашим услугам – Ames AD-1, экспериментальная модель с крылом, «пристроенным» к фюзеляжу наискосок. Как и кому это пришло в голову? И зачем?
В полете крыло поворачивается на нужный угол. Фото: YouTube.com
Еще во времена Второй мировой войны в Германии Рихард Фогт активно работал над самолетом с асимметричным крылом. Главная мысль заключалась в том, что придание особой формы плоскости снизит лобовое сопротивление. Взлетать самолет должен с обычным крылом, а после набора высоты его поворачивать. Однако немецкие идеи остались на бумаге, а воплотить их в металл удалось американцам. И здесь опять не обошлось без участия НАСА. Специалисты выяснили, что нестандартное крыло:
✅ уменьшает лобовое сопротивление до 20 %, волновое на сверхзвуке – до 26 %
✅ снижает вес самолета на 14 %
Даже этих достоинств было достаточно, чтобы задуматься о постройке сначала макета, а потом и действующей модели. Предполагалось, что изменение положения крыла при совершении дальних рейсов обеспечит лучшую скорость и экономию топлива.
Испытания
После успешных полетов беспилотника, приступили к постройке полноценного аппарата. Его крыло способно было поворачиваться на 60° по отношению к фюзеляжу, что обеспечивал специальный электродвигатель. Чтобы уложиться в бюджет, основные силовые агрегаты поставили маломощные.
Внутри аппарат сделали максимально упрощенным. Фото: YouTube.com
В небо самолет поднялся в 1979 году. Взлет происходил с крыльями, расположенными перпендикулярно по отношению к фюзеляжу. Потом они поворачивались на нужный угол. Всего до 1982 года провели 79 полетов. Летчики-испытатели положительно оценили машину. Однако, достигнув требуемых результатов и получив нужные данные, аппарат отправили в музей. NASA – исследовательская организация, а компании, занимающиеся постройкой самолетов, идеей воспользоваться не рискнули: одно дело дешевая маленькая модель и другое – огромный дорогущий лайнер.
Проект X-48
Это самолет, разработанный согласно концепции «летающее» или «смешанное» крыло (BWB). Идею пытались реализовать с 90-х годов. Сначала этим занималась McDonnell Douglas, потом – Boeing, поглотившая компанию. Также к работам присоединилась НАСА, а позже и Пентагон. «Судьба проекта» была нелегкой. Несмотря на некоторые успехи, военные отказались от дальнейшего финансирования. В итоге проект тянет более 20 лет один «Боинг».
Изначально на Х-48 было три двигателя (один потом убрали из-за шумности). Фото: YouTube.com
Последняя модификация носит название X-48C. Главная проблема самолетов подобной конструкции – плохая устойчивость на малых скоростях и высотах. На ликвидацию этого недостатка и были направлены усилия экспериментаторов. Результат получился вполне удовлетворительным.
Х-48 с двумя двигателями (изначально их было 3) идет на взлет. Фото: YouTube.com
Беспилотный образец Х-48С устойчиво летает на скоростях менее 200 км/ч, для взлета и посадки ему нужна сравнительно небольшая полоса. Плюс, аппарат имеет модульную конструкцию и может быть приспособлен для любых целей.
Что в итоге
В чем же дело? Как всегда, в деньгах и желании рискнуть. Военные, отказавшиеся финансировать проект, время от времени бросают на него взгляды: в Пентагоне никак не могут прийти к единому мнению насчет Х-48С. Однако в июне этого года промелькнуло сообщение (Aerospace Daily & Defense Report), что ВВС США снова начали испытательные запуски экспериментального беспилотника. Значит, дело сдвинулось с мертвой точки и есть шанс увидеть интересную машину в воздухе уже в полномасштабном размере.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...