
Наша «Нива» могла быть другой – прототипы и их история
После пуска в серию ВАЗ-2101, сразу же ставшем «бестселлером» совавтопрома, руководство КПСС захотело иметь свой «джип», внедорожник, доступный «широким массам трудящихся». Работы по созданию такой машины, изначально получившей заводской индекс ВАЗ-Э2121 («экспериментальный») были развернуты в 1971 году. Советский кроссовер делали на базе «копейки» и «трешки». Ставилась конкретная цель – создать полноприводное авто с кузовом «универсал» при максимальном использовании вазовских узлов и деталей.
Предложений по конструкции было очень много: дизельный мотор, торсионная подвеска, система подкачки шин. Однако после расчетов экономистов остановились на простом полноприводным варианте с тканевым съемным верхом и двигателем объемом 1,6 л. Несложная конструкция позволяла сократить время до выпуска серийного автомобиля. А также предстояло выяснить: так ли необходима формула 4Х4 и блокировка дифференциалов. Из-за сжатых сроков на дизайн время не тратили.
Первый прототип «Нивы» был чисто спартанским автомобилем. Фото: YouTube.com
Опытный экземпляр был готов в конце 1971 года, в следующем начались испытания. Прототип представлял собой простой, напоминавший армейский, внедорожник с брезентом наверху, жесткими сиденьями, плоскими штампованными кузовными панелями. Какого-либо комфорта не было: отсутствовал даже отопитель. Впрочем, этого и не требовалось, т. к. главная задача заключалась в испытаниях на надежность трансмиссии и двигателя.
Машину испытывали в обстановке секретности: на решетке радиатора видна эмблема в виде креста. Фото: YouTube.com
Прототип «Нивы» был овеян «ореолом секретности», имел «свою» эмблему в виде бело-красного креста и название Formika (с латыни – «муравей»), придуманную дизайнером Муравьевым. Испытателям предписывалось отвечать на вопросы местных жителей строго по определенным шаблонам.: мол, это самоделка или «новейший «Фиат». Впрочем, сначала белый, а потом зеленый автомобиль (из-за этого цвета его называли «крокодил Гена» – знаменитый мультфильм, ставший сразу популярным, вышел в 1971 году) только разжигал любопытство тольяттинцев.
Некоторое сходство с «Рено Родео» есть. Фото: YouTube.com
Внешне новый автомобиль ничем не напоминал современную «Ниву», скорее он был похож на Renault Rodeo 1970 года или французский Citroen Mehari, в котором «рассекал» на киносъемках Луи де Фюнес в форме жандарма, борющегося за справедливость.
На машину установили карбюраторный движок объемом 1,6 л, развивавшим всего 60 «лошадей». Позже им комплектовали вазовскую «шестерку». Коробка использовалась серийная, четырехступенчатая, но к ней пристыковали «раздатку». Ее вал и МКПП сочленялись посредством муфты. Передний мост пришлось разрабатывать специально: он соединялся с мотором напрямую, а с раздаточной коробкой – через жесткий вал.
Так могла выглядеть «Нива». Фото: YouTube.com
В итоге двигатель, КПП, «передок» и «раздатка» представляют собой единую систему с жестко скрепленными элементами. С одной стороны, это увеличило надежность трансмиссии автомобиля, с другой – выросла вибронагруженность узлов. Некоторая их часть была позаимствована у серийных машин. Задний мост – от «универсала» 2102, от «копейки» взяли барабанные тормоза и «ручник». От «трешки» использовали заднюю оптику и вакуумный усилитель тормозов, главный цилиндр. Шины для внедорожного прототипа взяли от «Москвича-410». Передние тормоза – дисковые, их делали с «нуля». Результаты испытаний были признаны успешными, и работа над советским джипом продолжилась.
Когда стало понятно, что техническая часть «удалась», за дело взялись дизайнеры. Их задача заключалась в создании уникального облика внедорожника. Оформлением машины занимался художник Валерий Семушкин. Авто должно вписываться в городской пейзаж и быть полезным жителям сельской местности. Согласно техническому заданию, длина внедорожника не должна была превышать 3,5 м, поэтому запасное колесо решили спрятать под капот. Использование для этой цели задней двери посчитали «неэстетичным».
Поворотники и габариты на прототипах были круглыми. Фото: YouTube.com
Молодым дизайнерам нелегко было отстоять «городской» облик новой машины. В то время у большинства в мозгах крепко засел прототип непритязательного армейского открытого джипа с брезентовым верхом и «неполными» дверями.
Этот индекс машина получила после описанных выше доработок. Авто по-прежнему «шифровали»: на решетке радиатора стояла буква «F», сзади, сбоку – шильдики «Free Way». Всего собрали 4 внедорожника. Один отдали для испытаний в ГОН (Кремль), откуда его вернули через 1,5 года, никак не прокомментировав новинку. Вторую машину использовали, как лабораторно-дорожный автомобиль.
На просторах СССР авто испытывали по полной программе. Фото: YouTube.com
Еще два джипа послужили для ресурсных проверок узлов и агрегатов в уральские морозы, а пятый экземпляр гоняли в Средней Азии, чтобы изучить «живучесть» ВАЗа в жару.
Это уже третье «поколение». После описанных выше испытаний машину снова доработали: поставили очистители заднего стекла и головной оптики. Чтобы не «насиловали» двигатель на пониженной передаче, в панель приборов интегрировали тахометр. Прототип уже имели почти что привычный «нивский» облик, если не считать некоторых элементов внешнего оформления.
Чтобы водитель при езде по бездорожью не увлекался акселератором, поставили тахометр. Фото: YouTube.com
«Поворотники» и «габариты» впереди были круглыми, повторители отсутствовали, бамперы использовали от 21011, форточки – сдвижные. Шины оставили опытные, диагональные ВлИ-3, на 16 дюймов. Позже серийные автомобили комплектовали ВлИ-5 (уже радиальными).
Стеклоочистители для фар? Это что-то новое! Фото: YouTube.com
В течение «испытательного срока» машина накатала по стране более 50 тыс. км. Наряду с будущей «Нивой» проверялись УАЗ-469Б, ЛуАЗ-969, Иж-14. Однако именно вазовская модель пошла в серию и на экспорт. Но сначала нужно было исправить выявленные минусы.
В ходе совершенствования собрали еще две версии внедорожника с индексами 4 и 5 Э2121. В «раздатку» ввели дополнительные шестеренки, позволившие уменьшить вибрации и снизить шумность. В начале 1976 года опытную партию 5Э2121 в количестве 50 экземпляров распределили по организациям в самые разные регионы СССР. Машина получила уже «классический» облик с «шестерочными» задними фонарями, бамперами и повторителями поворотов.
Привычный облик машина получила только в 1976 году. Фото: YouTube.com
Серийный выпуск «Нивы», уже доступной рядовому покупателю, начался в 1977 году.
Справедливости стоит заметить: ВАЗ-Э2121 вполне мог стать самостоятельной моделью, а не предшественником «Нивы». С той поры ВАЗ-5Э2121 претерпел не такие уж и серьезные изменения в конструкции. Кардинальным доработкам в основном подвергался салон, приборная панель, другие «мелочи». Модель оказалась на редкость «живучей» и пользуется спросом до сих пор, в т. ч. за рубежом, где даже организованы клубы почитателей марки.
Один из предшественников ВАЗ-2121 в музее. Фото: YouTube.com
По популярности, неподвластной времени, машину можно сравнить с европейской VW Kaefer. И все это благодаря тщательно разработанным прототипам, над которыми трудились несколько лет, прежде чем запустить советский внедорожник в полномасштабное производство.
Как шла работа над проектом
Предложений по конструкции было очень много: дизельный мотор, торсионная подвеска, система подкачки шин. Однако после расчетов экономистов остановились на простом полноприводным варианте с тканевым съемным верхом и двигателем объемом 1,6 л. Несложная конструкция позволяла сократить время до выпуска серийного автомобиля. А также предстояло выяснить: так ли необходима формула 4Х4 и блокировка дифференциалов. Из-за сжатых сроков на дизайн время не тратили.

Итальянцы «не подписывались» на выпуск внедорожника. По договору они должны были организовать процесс производства только трех моделей: «норма» (седан), «универсал» и «люкс». Изначально в качестве прототипа рассматривалась модель Fiat Campagnola, но из-за старого года выпуска (1951) от нее отказались, как от морально устаревшей.
Что получилось
Опытный экземпляр был готов в конце 1971 года, в следующем начались испытания. Прототип представлял собой простой, напоминавший армейский, внедорожник с брезентом наверху, жесткими сиденьями, плоскими штампованными кузовными панелями. Какого-либо комфорта не было: отсутствовал даже отопитель. Впрочем, этого и не требовалось, т. к. главная задача заключалась в испытаниях на надежность трансмиссии и двигателя.

Прототип «Нивы» был овеян «ореолом секретности», имел «свою» эмблему в виде бело-красного креста и название Formika (с латыни – «муравей»), придуманную дизайнером Муравьевым. Испытателям предписывалось отвечать на вопросы местных жителей строго по определенным шаблонам.: мол, это самоделка или «новейший «Фиат». Впрочем, сначала белый, а потом зеленый автомобиль (из-за этого цвета его называли «крокодил Гена» – знаменитый мультфильм, ставший сразу популярным, вышел в 1971 году) только разжигал любопытство тольяттинцев.
Секретность ни разу не была нарушена: даже во время испытаний прототип не «засветился» в прессе вплоть до официальной презентации.

Внешне новый автомобиль ничем не напоминал современную «Ниву», скорее он был похож на Renault Rodeo 1970 года или французский Citroen Mehari, в котором «рассекал» на киносъемках Луи де Фюнес в форме жандарма, борющегося за справедливость.
Особенности конструкции
На машину установили карбюраторный движок объемом 1,6 л, развивавшим всего 60 «лошадей». Позже им комплектовали вазовскую «шестерку». Коробка использовалась серийная, четырехступенчатая, но к ней пристыковали «раздатку». Ее вал и МКПП сочленялись посредством муфты. Передний мост пришлось разрабатывать специально: он соединялся с мотором напрямую, а с раздаточной коробкой – через жесткий вал.

В итоге двигатель, КПП, «передок» и «раздатка» представляют собой единую систему с жестко скрепленными элементами. С одной стороны, это увеличило надежность трансмиссии автомобиля, с другой – выросла вибронагруженность узлов. Некоторая их часть была позаимствована у серийных машин. Задний мост – от «универсала» 2102, от «копейки» взяли барабанные тормоза и «ручник». От «трешки» использовали заднюю оптику и вакуумный усилитель тормозов, главный цилиндр. Шины для внедорожного прототипа взяли от «Москвича-410». Передние тормоза – дисковые, их делали с «нуля». Результаты испытаний были признаны успешными, и работа над советским джипом продолжилась.
Доводка
Когда стало понятно, что техническая часть «удалась», за дело взялись дизайнеры. Их задача заключалась в создании уникального облика внедорожника. Оформлением машины занимался художник Валерий Семушкин. Авто должно вписываться в городской пейзаж и быть полезным жителям сельской местности. Согласно техническому заданию, длина внедорожника не должна была превышать 3,5 м, поэтому запасное колесо решили спрятать под капот. Использование для этой цели задней двери посчитали «неэстетичным».

Молодым дизайнерам нелегко было отстоять «городской» облик новой машины. В то время у большинства в мозгах крепко засел прототип непритязательного армейского открытого джипа с брезентовым верхом и «неполными» дверями.
ВАЗ-2Э2121
Этот индекс машина получила после описанных выше доработок. Авто по-прежнему «шифровали»: на решетке радиатора стояла буква «F», сзади, сбоку – шильдики «Free Way». Всего собрали 4 внедорожника. Один отдали для испытаний в ГОН (Кремль), откуда его вернули через 1,5 года, никак не прокомментировав новинку. Вторую машину использовали, как лабораторно-дорожный автомобиль.

Еще два джипа послужили для ресурсных проверок узлов и агрегатов в уральские морозы, а пятый экземпляр гоняли в Средней Азии, чтобы изучить «живучесть» ВАЗа в жару.
ВАЗ-3Э2121
Это уже третье «поколение». После описанных выше испытаний машину снова доработали: поставили очистители заднего стекла и головной оптики. Чтобы не «насиловали» двигатель на пониженной передаче, в панель приборов интегрировали тахометр. Прототип уже имели почти что привычный «нивский» облик, если не считать некоторых элементов внешнего оформления.

«Поворотники» и «габариты» впереди были круглыми, повторители отсутствовали, бамперы использовали от 21011, форточки – сдвижные. Шины оставили опытные, диагональные ВлИ-3, на 16 дюймов. Позже серийные автомобили комплектовали ВлИ-5 (уже радиальными).

В течение «испытательного срока» машина накатала по стране более 50 тыс. км. Наряду с будущей «Нивой» проверялись УАЗ-469Б, ЛуАЗ-969, Иж-14. Однако именно вазовская модель пошла в серию и на экспорт. Но сначала нужно было исправить выявленные минусы.
Последние доработки
В ходе совершенствования собрали еще две версии внедорожника с индексами 4 и 5 Э2121. В «раздатку» ввели дополнительные шестеренки, позволившие уменьшить вибрации и снизить шумность. В начале 1976 года опытную партию 5Э2121 в количестве 50 экземпляров распределили по организациям в самые разные регионы СССР. Машина получила уже «классический» облик с «шестерочными» задними фонарями, бамперами и повторителями поворотов.

Серийный выпуск «Нивы», уже доступной рядовому покупателю, начался в 1977 году.
Итоги
Справедливости стоит заметить: ВАЗ-Э2121 вполне мог стать самостоятельной моделью, а не предшественником «Нивы». С той поры ВАЗ-5Э2121 претерпел не такие уж и серьезные изменения в конструкции. Кардинальным доработкам в основном подвергался салон, приборная панель, другие «мелочи». Модель оказалась на редкость «живучей» и пользуется спросом до сих пор, в т. ч. за рубежом, где даже организованы клубы почитателей марки.

По популярности, неподвластной времени, машину можно сравнить с европейской VW Kaefer. И все это благодаря тщательно разработанным прототипам, над которыми трудились несколько лет, прежде чем запустить советский внедорожник в полномасштабное производство.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....