Наша «Нива» могла быть другой – прототипы и их история
После пуска в серию ВАЗ-2101, сразу же ставшем «бестселлером» совавтопрома, руководство КПСС захотело иметь свой «джип», внедорожник, доступный «широким массам трудящихся». Работы по созданию такой машины, изначально получившей заводской индекс ВАЗ-Э2121 («экспериментальный») были развернуты в 1971 году. Советский кроссовер делали на базе «копейки» и «трешки». Ставилась конкретная цель – создать полноприводное авто с кузовом «универсал» при максимальном использовании вазовских узлов и деталей.
Предложений по конструкции было очень много: дизельный мотор, торсионная подвеска, система подкачки шин. Однако после расчетов экономистов остановились на простом полноприводным варианте с тканевым съемным верхом и двигателем объемом 1,6 л. Несложная конструкция позволяла сократить время до выпуска серийного автомобиля. А также предстояло выяснить: так ли необходима формула 4Х4 и блокировка дифференциалов. Из-за сжатых сроков на дизайн время не тратили.
Опытный экземпляр был готов в конце 1971 года, в следующем начались испытания. Прототип представлял собой простой, напоминавший армейский, внедорожник с брезентом наверху, жесткими сиденьями, плоскими штампованными кузовными панелями. Какого-либо комфорта не было: отсутствовал даже отопитель. Впрочем, этого и не требовалось, т. к. главная задача заключалась в испытаниях на надежность трансмиссии и двигателя.
Прототип «Нивы» был овеян «ореолом секретности», имел «свою» эмблему в виде бело-красного креста и название Formika (с латыни – «муравей»), придуманную дизайнером Муравьевым. Испытателям предписывалось отвечать на вопросы местных жителей строго по определенным шаблонам.: мол, это самоделка или «новейший «Фиат». Впрочем, сначала белый, а потом зеленый автомобиль (из-за этого цвета его называли «крокодил Гена» – знаменитый мультфильм, ставший сразу популярным, вышел в 1971 году) только разжигал любопытство тольяттинцев.
Внешне новый автомобиль ничем не напоминал современную «Ниву», скорее он был похож на Renault Rodeo 1970 года или французский Citroen Mehari, в котором «рассекал» на киносъемках Луи де Фюнес в форме жандарма, борющегося за справедливость.
На машину установили карбюраторный движок объемом 1,6 л, развивавшим всего 60 «лошадей». Позже им комплектовали вазовскую «шестерку». Коробка использовалась серийная, четырехступенчатая, но к ней пристыковали «раздатку». Ее вал и МКПП сочленялись посредством муфты. Передний мост пришлось разрабатывать специально: он соединялся с мотором напрямую, а с раздаточной коробкой – через жесткий вал.
В итоге двигатель, КПП, «передок» и «раздатка» представляют собой единую систему с жестко скрепленными элементами. С одной стороны, это увеличило надежность трансмиссии автомобиля, с другой – выросла вибронагруженность узлов. Некоторая их часть была позаимствована у серийных машин. Задний мост – от «универсала» 2102, от «копейки» взяли барабанные тормоза и «ручник». От «трешки» использовали заднюю оптику и вакуумный усилитель тормозов, главный цилиндр. Шины для внедорожного прототипа взяли от «Москвича-410». Передние тормоза – дисковые, их делали с «нуля». Результаты испытаний были признаны успешными, и работа над советским джипом продолжилась.
Когда стало понятно, что техническая часть «удалась», за дело взялись дизайнеры. Их задача заключалась в создании уникального облика внедорожника. Оформлением машины занимался художник Валерий Семушкин. Авто должно вписываться в городской пейзаж и быть полезным жителям сельской местности. Согласно техническому заданию, длина внедорожника не должна была превышать 3,5 м, поэтому запасное колесо решили спрятать под капот. Использование для этой цели задней двери посчитали «неэстетичным».
Молодым дизайнерам нелегко было отстоять «городской» облик новой машины. В то время у большинства в мозгах крепко засел прототип непритязательного армейского открытого джипа с брезентовым верхом и «неполными» дверями.
Этот индекс машина получила после описанных выше доработок. Авто по-прежнему «шифровали»: на решетке радиатора стояла буква «F», сзади, сбоку – шильдики «Free Way». Всего собрали 4 внедорожника. Один отдали для испытаний в ГОН (Кремль), откуда его вернули через 1,5 года, никак не прокомментировав новинку. Вторую машину использовали, как лабораторно-дорожный автомобиль.
Еще два джипа послужили для ресурсных проверок узлов и агрегатов в уральские морозы, а пятый экземпляр гоняли в Средней Азии, чтобы изучить «живучесть» ВАЗа в жару.
Это уже третье «поколение». После описанных выше испытаний машину снова доработали: поставили очистители заднего стекла и головной оптики. Чтобы не «насиловали» двигатель на пониженной передаче, в панель приборов интегрировали тахометр. Прототип уже имели почти что привычный «нивский» облик, если не считать некоторых элементов внешнего оформления.
«Поворотники» и «габариты» впереди были круглыми, повторители отсутствовали, бамперы использовали от 21011, форточки – сдвижные. Шины оставили опытные, диагональные ВлИ-3, на 16 дюймов. Позже серийные автомобили комплектовали ВлИ-5 (уже радиальными).
В течение «испытательного срока» машина накатала по стране более 50 тыс. км. Наряду с будущей «Нивой» проверялись УАЗ-469Б, ЛуАЗ-969, Иж-14. Однако именно вазовская модель пошла в серию и на экспорт. Но сначала нужно было исправить выявленные минусы.
В ходе совершенствования собрали еще две версии внедорожника с индексами 4 и 5 Э2121. В «раздатку» ввели дополнительные шестеренки, позволившие уменьшить вибрации и снизить шумность. В начале 1976 года опытную партию 5Э2121 в количестве 50 экземпляров распределили по организациям в самые разные регионы СССР. Машина получила уже «классический» облик с «шестерочными» задними фонарями, бамперами и повторителями поворотов.
Серийный выпуск «Нивы», уже доступной рядовому покупателю, начался в 1977 году.
Справедливости стоит заметить: ВАЗ-Э2121 вполне мог стать самостоятельной моделью, а не предшественником «Нивы». С той поры ВАЗ-5Э2121 претерпел не такие уж и серьезные изменения в конструкции. Кардинальным доработкам в основном подвергался салон, приборная панель, другие «мелочи». Модель оказалась на редкость «живучей» и пользуется спросом до сих пор, в т. ч. за рубежом, где даже организованы клубы почитателей марки.
По популярности, неподвластной времени, машину можно сравнить с европейской VW Kaefer. И все это благодаря тщательно разработанным прототипам, над которыми трудились несколько лет, прежде чем запустить советский внедорожник в полномасштабное производство.
Как шла работа над проектом
Предложений по конструкции было очень много: дизельный мотор, торсионная подвеска, система подкачки шин. Однако после расчетов экономистов остановились на простом полноприводным варианте с тканевым съемным верхом и двигателем объемом 1,6 л. Несложная конструкция позволяла сократить время до выпуска серийного автомобиля. А также предстояло выяснить: так ли необходима формула 4Х4 и блокировка дифференциалов. Из-за сжатых сроков на дизайн время не тратили.
Первый прототип «Нивы» был чисто спартанским автомобилем. Фото: YouTube.com
Итальянцы «не подписывались» на выпуск внедорожника. По договору они должны были организовать процесс производства только трех моделей: «норма» (седан), «универсал» и «люкс». Изначально в качестве прототипа рассматривалась модель Fiat Campagnola, но из-за старого года выпуска (1951) от нее отказались, как от морально устаревшей.
Что получилось
Опытный экземпляр был готов в конце 1971 года, в следующем начались испытания. Прототип представлял собой простой, напоминавший армейский, внедорожник с брезентом наверху, жесткими сиденьями, плоскими штампованными кузовными панелями. Какого-либо комфорта не было: отсутствовал даже отопитель. Впрочем, этого и не требовалось, т. к. главная задача заключалась в испытаниях на надежность трансмиссии и двигателя.
Машину испытывали в обстановке секретности: на решетке радиатора видна эмблема в виде креста. Фото: YouTube.com
Прототип «Нивы» был овеян «ореолом секретности», имел «свою» эмблему в виде бело-красного креста и название Formika (с латыни – «муравей»), придуманную дизайнером Муравьевым. Испытателям предписывалось отвечать на вопросы местных жителей строго по определенным шаблонам.: мол, это самоделка или «новейший «Фиат». Впрочем, сначала белый, а потом зеленый автомобиль (из-за этого цвета его называли «крокодил Гена» – знаменитый мультфильм, ставший сразу популярным, вышел в 1971 году) только разжигал любопытство тольяттинцев.
Секретность ни разу не была нарушена: даже во время испытаний прототип не «засветился» в прессе вплоть до официальной презентации.
Некоторое сходство с «Рено Родео» есть. Фото: YouTube.com
Внешне новый автомобиль ничем не напоминал современную «Ниву», скорее он был похож на Renault Rodeo 1970 года или французский Citroen Mehari, в котором «рассекал» на киносъемках Луи де Фюнес в форме жандарма, борющегося за справедливость.
Особенности конструкции
На машину установили карбюраторный движок объемом 1,6 л, развивавшим всего 60 «лошадей». Позже им комплектовали вазовскую «шестерку». Коробка использовалась серийная, четырехступенчатая, но к ней пристыковали «раздатку». Ее вал и МКПП сочленялись посредством муфты. Передний мост пришлось разрабатывать специально: он соединялся с мотором напрямую, а с раздаточной коробкой – через жесткий вал.
Так могла выглядеть «Нива». Фото: YouTube.com
В итоге двигатель, КПП, «передок» и «раздатка» представляют собой единую систему с жестко скрепленными элементами. С одной стороны, это увеличило надежность трансмиссии автомобиля, с другой – выросла вибронагруженность узлов. Некоторая их часть была позаимствована у серийных машин. Задний мост – от «универсала» 2102, от «копейки» взяли барабанные тормоза и «ручник». От «трешки» использовали заднюю оптику и вакуумный усилитель тормозов, главный цилиндр. Шины для внедорожного прототипа взяли от «Москвича-410». Передние тормоза – дисковые, их делали с «нуля». Результаты испытаний были признаны успешными, и работа над советским джипом продолжилась.
Доводка
Когда стало понятно, что техническая часть «удалась», за дело взялись дизайнеры. Их задача заключалась в создании уникального облика внедорожника. Оформлением машины занимался художник Валерий Семушкин. Авто должно вписываться в городской пейзаж и быть полезным жителям сельской местности. Согласно техническому заданию, длина внедорожника не должна была превышать 3,5 м, поэтому запасное колесо решили спрятать под капот. Использование для этой цели задней двери посчитали «неэстетичным».
Поворотники и габариты на прототипах были круглыми. Фото: YouTube.com
Молодым дизайнерам нелегко было отстоять «городской» облик новой машины. В то время у большинства в мозгах крепко засел прототип непритязательного армейского открытого джипа с брезентовым верхом и «неполными» дверями.
ВАЗ-2Э2121
Этот индекс машина получила после описанных выше доработок. Авто по-прежнему «шифровали»: на решетке радиатора стояла буква «F», сзади, сбоку – шильдики «Free Way». Всего собрали 4 внедорожника. Один отдали для испытаний в ГОН (Кремль), откуда его вернули через 1,5 года, никак не прокомментировав новинку. Вторую машину использовали, как лабораторно-дорожный автомобиль.
На просторах СССР авто испытывали по полной программе. Фото: YouTube.com
Еще два джипа послужили для ресурсных проверок узлов и агрегатов в уральские морозы, а пятый экземпляр гоняли в Средней Азии, чтобы изучить «живучесть» ВАЗа в жару.
ВАЗ-3Э2121
Это уже третье «поколение». После описанных выше испытаний машину снова доработали: поставили очистители заднего стекла и головной оптики. Чтобы не «насиловали» двигатель на пониженной передаче, в панель приборов интегрировали тахометр. Прототип уже имели почти что привычный «нивский» облик, если не считать некоторых элементов внешнего оформления.
Чтобы водитель при езде по бездорожью не увлекался акселератором, поставили тахометр. Фото: YouTube.com
«Поворотники» и «габариты» впереди были круглыми, повторители отсутствовали, бамперы использовали от 21011, форточки – сдвижные. Шины оставили опытные, диагональные ВлИ-3, на 16 дюймов. Позже серийные автомобили комплектовали ВлИ-5 (уже радиальными).
Стеклоочистители для фар? Это что-то новое! Фото: YouTube.com
В течение «испытательного срока» машина накатала по стране более 50 тыс. км. Наряду с будущей «Нивой» проверялись УАЗ-469Б, ЛуАЗ-969, Иж-14. Однако именно вазовская модель пошла в серию и на экспорт. Но сначала нужно было исправить выявленные минусы.
Последние доработки
В ходе совершенствования собрали еще две версии внедорожника с индексами 4 и 5 Э2121. В «раздатку» ввели дополнительные шестеренки, позволившие уменьшить вибрации и снизить шумность. В начале 1976 года опытную партию 5Э2121 в количестве 50 экземпляров распределили по организациям в самые разные регионы СССР. Машина получила уже «классический» облик с «шестерочными» задними фонарями, бамперами и повторителями поворотов.
Привычный облик машина получила только в 1976 году. Фото: YouTube.com
Серийный выпуск «Нивы», уже доступной рядовому покупателю, начался в 1977 году.
Итоги
Справедливости стоит заметить: ВАЗ-Э2121 вполне мог стать самостоятельной моделью, а не предшественником «Нивы». С той поры ВАЗ-5Э2121 претерпел не такие уж и серьезные изменения в конструкции. Кардинальным доработкам в основном подвергался салон, приборная панель, другие «мелочи». Модель оказалась на редкость «живучей» и пользуется спросом до сих пор, в т. ч. за рубежом, где даже организованы клубы почитателей марки.
Один из предшественников ВАЗ-2121 в музее. Фото: YouTube.com
По популярности, неподвластной времени, машину можно сравнить с европейской VW Kaefer. И все это благодаря тщательно разработанным прототипам, над которыми трудились несколько лет, прежде чем запустить советский внедорожник в полномасштабное производство.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....