ДПДЗ – нет тяги и холостых – что делать?
2 517

ДПДЗ – нет тяги и холостых – что делать?

Неудавшаяся попытка обгона из-за непонятной потери динамики, плавание оборотов на холостом ходу, внезапная остановка двигателя при переключении передачи, а в дополнение – топливный «жор» вынуждают искать причины этих неприятностей. Все они могут быть следствием неправильной работы ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки). Это несложное и недорогое устройство, но оно способно доставить много неприятностей.


Как работает ДПДЗ


Задача датчика – сообщить ЭБУ о том, на какой угол повернута заслонка, через которую проходит горючее. Это нужно для того, чтобы «мозги» автомобиля правильно составили пропорцию топливно-воздушной смеси – 14,7:1. При нажатии на педаль газа, механически связанную с тросиком, заслонка поворачивается и датчик в соответствии с этим действием, меняет напряжение в диапазоне (у разных машин он может немного отличаться) 0,7-4 вольт. Первое значение – элемент прикрыт, второе – открыт на «полную». Эти данные и получает ЭБУ. Например, если водитель отпускает педаль акселератора, «мозги» получают сигнал, что необходимо уменьшить подачу горючего. И наоборот.

Какими бывают ДПДЗ


Основных отличий два. Наиболее простой вариант конструкции заключается в использовании токоведущих дорожек (как на электронных печатных платах) и ползунка.

ДПДЗ – нет тяги и холостых – что делать?Полумеханический датчик с ползунками. Фото: YouTube.com

Подобное устройство жестко крепится к патрубку подачи воздуха и имеет соединение с осью, на которую воздействует водитель, нажимая на газ. В итоге ползунок перемещается, меняется сопротивление и выходное напряжение.

Бесконтактный датчик стоит дороже. Фото: YouTube.com

Бесконтактные модели датчиков не имеют механических компонентов и поэтому являются более надежными изделиями (но и стоят дороже). Здесь выходное напряжение увеличивается или уменьшается благодаря изменению характеристик магнитного поля.

Симптомы неисправностей ДПДЗ


Первый визуальный признак – свечение на панели приборов Check Engine. Однако она загорается по множеству причин. Поэтому второй момент, который можно увидеть при неисправности ДПДЗ – код ошибки Р0120 (Р0122, Р0123, Р0220, Р0223, Р0222б Р2135) высвечиваемый подключаемым сканером или бортовым компьютером. Есть и иные признаки:

✅ нестабильные холостые обороты вплоть до остановки двигателя
✅ увеличенный расход горючего при снижении мощности и динамики разгона
✅ при резком нажатии на педаль газа появляются провалы
✅ переключение передач (в т. ч. на АКПП) сопровождается рывками
✅ машина плохо едет в гору или загруженная под «завязку»
✅ расход горючего больше обычного

Однако вышеперечисленные симптомы могут говорить и о неисправностях других систем автомобиля. Но все же датчик ПДЗ стоит проверить в первую очередь, т. к. сделать это несложно, а при его исправности круг поиска сузится.

Почему ломается


Происходит это довольно редко, особенно, если конструкция датчика бесконтактная. При наличии ползунка чаще всего истирается токовая дорожка, или он сам. Также могут быть изношены шестеренки. Магниторезистивные датчики выходят из строя из-за обрыва проводов или появления в них замыкания. Ремонтировать неисправный ДПДЗ смысла нет – стоит он недорого, а вот проверить можно.

Определение исправности датчика


Методика одинаковая и подходит к обоим типам устройства. Для этого понадобится мультиметр (поставьте его в режим измерения напряжений с максимумом 5 или 10 вольт). Также найдите в интернете распиновку колодки проводов, идущей от ДПДЗ, к вашей модели автомобиля. Алгоритм дальнейших действий после отсоединения фишки:

✅ отыщите в ней провод питания и измерьте на нем напряжение при включенном зажигании
✅ прибор должен показать 4,5-5 вольт
✅ найдите сигнальный контакт: при нажатой педали газа на нем должно быть 4-5В, при отпущенной – 0,5-0,7В
✅ попросите помощника плавно нажимать на акселератор: стрелка мультиметра должна постепенно и равномерно перемещаться от низшего значения к высшему (0,5-4,5В)

Если в ходе последнего испытания показания изменяются скачкообразно, датчик лучше заменить. Также устройство можно проверить через измерение сопротивления. Снимите колодку с проводами и откройте заслонку. Для ВАЗовских авто мультиметр покажет 7,5 кОм (между верхним и нижним контактом, см. фото). При отпущенной педали сопротивление составит 1,5 кОм.

ДПДЗ в среднем положении – сопротивление 3,84 кОм. Фото: YouTube.com

Для Niva Chevrolet показания немного другие: в первом случае 8,2 кОм, втором – 2,4 кОм.

Использование сканера для проверки сканера


Он поможет точнее выявить неисправность и расшифровать номер ошибки. К автомобилю сканер подсоединяется через специальный разъем, сейчас это OBDII. С телефоном, ноутбуком, компьютером он сопрягается через кабель USB либо Wi-Fi, Bluetooth. Лучший вариант – использование диагностических адаптеров корейского производства с 32-разрядным чипом. Такой прибор поможет считать ошибки с блока, расшифровать, потом сбросить их, а попутно проверить и другие датчики. Последнее преимущество очень важно: не исключено, что провалы в работе движка, его остановка на холостых оборотах вызваны неисправностями других систем. Целесообразно проверять сканером всю электронику, чтобы получить исчерпывающую информацию.

Другой вопрос, во сколько обойдется компьютерная диагностика? Все зависит от региона, марки и модели авто. Однако для большинства относительно недорогих машин типа Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Lada Vesta процедура обойдется в 2-2,5 тыс. руб. В регионах проверить Granta, ВАЗ2110-15 может обойтись и еще дешевле.


Если машина бюджетная, диагностика обойдется не так дорого. Фото: YouTube.com

Главный плюс в использовании диагностического сканера – работа в режиме реального времени. При просмотре информации нужно учитывать угол открытия дроссельной заслонки: от «0» при отпущенной педали до «100» при полностью нажатой. Также, если у прибора есть соответствующая функция, посмотрите на график. На нем при нажатии на газ должна быть продемонстрирована плавная кривая. Если она зигзагообразная или с «горбами», это значит, напряжение изменяется не плавно и датчик нужно заменить.

Производители


Здесь все, как и в большинстве случаев с автозапчастями: ведущее место по цене и качеству занимают ДПДЗ, устанавливаемые на иномарки и выпускаемые такими гигантами, как Bosch.

Датчик положения дроссельной заслонки LADA 2110 бесконтактный (оригинальный). Средняя цена: 1357 руб. Фото: ЯндексМаркет

Немного меньше стоят изделия, предлагаемые компаниями Hella и Topran (тоже Германия), Era (Италия). Также стоит отметить хорошее качество китайского производителя Hotaru, продукция которого довольно часто встречается в Восточной Европе.

Из производителей, выпускающих ДПДЗ для ВАЗов, стоит отметить румынский ASAM, а также российскую компанию «СтартВольт», предлагающую бюджетный вариант изделий. Pekar (тоже из РФ) выпускает датчики для «Волга» и «УАЗ-Патриот».

Что будет, если неисправный ДПДЗ долго не менять


Устройство не вызывает критических поломок, но неприятности доставить может. Помимо «плавающих» холостых оборотов, провалов и повышенного расхода топлива, неисправный датчик может спровоцировать ЭБУ, который отдаст «приказ» работать двигателю в режиме максимальной нагрузки, что чревато сокращением эксплуатационного ресурса силового агрегата. Также возможен его перегрев при вроде бы обычных условиях. Косвенная проблема – поломка элементов трансмиссии из-за рывков при переключении передач. В конце стоит добавить: внезапная потеря тяги, например, при обгоне, просто опасна. Поэтому затягивать с заменой ДПДЗ не стоит.
А вы как боретесь с падением мощности и нестабильными холостыми?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....