.d-md-none .d-lg-block bibimot

Микроавтобус «Старт» и другие – футуристические авто времен СССР

Микроавтобус «Старт» и другие – футуристические авто времен СССР
Одной из проблем автомобильного транспорта в СССР можно назвать быстрое моральное устаревание. Большинство моделей на конвейере стояли десятилетиями, причем практически без изменений. Отдельные попытки специалистов и энтузиастов создать новые образцы техники практически ничего не решали, в лучшем случае приводя к появлению единичных экземпляров или небольших серий автомобилей. Некоторые из них даже сейчас выглядят вполне современно или хотя бы необычно. В этой статье мы расскажем о нескольких из таких попыток.


Микроавтобус «Старт» – дизайн, который «не пошел»


Одним из самых футуристических советских микроавтобусов стал «Старт», созданный в 60-х годах прошлого века в Луганске. Видел его практически каждый – именно этот автомобиль увозит в конце «Кавказской пленницы» Нину от Шурика, а уж этот фильм смотрело почти все население бывшего СССР и нынешней России.

Микроавтобус «Старт» и другие – футуристические авто времен СССР
"Старт" в заключительных кадрах "Кавказской пленницы". Фото: youtube.com

История машины началась в 1963 году, когда на Северодонецкой авторемонтной базе взялись по поручению начальства за изготовление прицепа-дачи со стеклопластиковым корпусом. Но концепция быстро поменялась и было решено создать «автомобиль будущего».

На базе создали конструкторский отдел, дизайном машины занялся Ю. Андрос, художник-конструктор по образованию.

Вид у микроавтобуса получился для СССР весьма необычный, но, если посмотреть на американские автомобили 60-70-х гг. высшего класса, такие как Кадиллак, Понтиак, то сходство окажется несомненным. Особенно бросаются в глаза задние крылья.


Кадиллак Эльдорадо, 1969 г. Фото: youtube.com

Предварительно был разработан макет, после чего рабочие приступили к созданию корпуса. Делали его из стеклопластиковых панелей, для крыши, окон, дверных проемов вклеивались специальные усилители.

Первая модель была оборудована по типу автокемпера – в салоне были установлены диваны, шкафы для посуды.


Представленный в Государственном комитете автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения автомобиль был высоко оценен. Н.И. Стирокин, бывший тогда главой комитета, принял решение о производстве серии перспективных микроавтобусов, приказав выделить 50 комплектов узлов от «Волги». Первая партия машин была собрана в 1964 году.


Сборка экспериментального корпуса на стапеле. Фото: youtube.com


На месте делали только стеклопластиковый корпус. Вся «начинка» шла от «Волги», хотя пришлось значительно усиливать раму. Двигатель сместили назад, так что его часть оказалась в салоне. Но конструкторы умело обыграли конструкционную особенность, сделав удобный столик. Стандартный кардан оказался слишком длинным и его укоротили.

«Старт» имел задний привод. Габариты машины составляли 5500x1900x2000 мм, а колесная база 2840 мм. В снаряженном виде микроавтобус весил 1700 кг. Двигатель поставили ЗМЗ-21 с мощностью 75 л.с. и с объемом 2445 кум. см.

Стоимость «Старта» оказалась весьма высока по советским реалиям – 9500 рублей при том, что в то же время цена на «Волгу» составляла примерно 5000 рублей. Дело было в большом количестве ручного труда – автомобиль собирался по «отверточной» схеме. Тем не менее организации брали его охотно, частникам микроавтобус не продавался.

Выделенные машинокомплекты быстро закончились, новые больше никто не выделял. На протяжении 1964-1967 гг. автомобиль собирался штучно по заказам отдельных ведомств и организаций. Из-за этого, практически все выпущенные модели имели небольшие отличия в оформлении. Собрали всего около 100 единиц, точное число неизвестно.


Микроавтобус "Старт" на выставке. Фото: youtube.com

Производство свернули, когда по решению московского начальства «Старт» подвергли испытаниям на полигоне НАМИ в 1965 году. Заодно несколько машин испытали в столице СССР в роли маршрутных такси.

Оказалось, что единственный плюс машины – необычный вид. По всем остальным параметрам она проигрывала уже существующим моделям. Необычный корпус даже ухудшал аэродинамику.

Как маршрутка «Старт» оказался совершенно непригоден. Повышенная нагрузка на двери приводила к тому, что они после пары месяцев начинали в буквальном смысле отваливаться. Эксплуатация в климатических условиях Москвы, показала, что стеклопластик не выдерживает перепадов температур и за 1-2 зимы начинает деформироваться.

От серийного выпуска микроавтобусов отказались, периодически модель еще изредка собирали по отдельным заказам, а после 1974 года производство полностью прекратилось.

Такси «будущего» ВНИИТЭ-ПТ


Этот автомобиль разрабатывался в 1964 году как перспективное такси. Планировалось, что он заменит в этом качестве ГАЗ-21. Конструированием занимался Юрий Долматовский с группой сотрудников ВНИИ Технической Эстетики.


Такси ВНИИТЭ-ПТ. Фото: youtube.com

Машина была собрана в единичном экземпляре, испытывалось в Москве. Пассажиры новинку хвалили, особенно нравилась она молодым мамам – в салон можно было легко закатить коляску.

Но в серию ВНИИТЭ-ПТ так и не пошел, несмотря на положительные отзывы. Скорее всего, на имеющихся заводах лишних мощностей не нашлось, а строить новые автомобильные заводы руководство СССР под собственную машину не посчитало возможным И действительно, все советские автогиганты создавались по иностранным образцам, с помощью из-за рубежа и производили (по крайней мере первоначально) уже отработанные в производстве модели.

Причем обычно они были уже порядком устаревшими. Но тут, видимо, играли роль соображения экономии и обкатки конструкции. Да и неизбалованные советские покупатели часто были рады хоть какому автомобилю, который можно было купить.

НАМИ 0288 «Компакт»


Согласитесь – в очень похожем дизайне предлагаются сейчас целый ряд зарубежных минивэнов. А ведь создана эта модель в 1988 году. Она была разработана в институте НАМИ и получила название «Компакт».


НАМИ 0288 «Компакт». Фото: youtube.com

Впервые в СССР автомобиль получил компьютер, следивший за работой и состоянием подвески. Двигатель разработчики взяли от «Таврии», но серьезно его модернизировали, так что расход топлива стал весьма экономичным – всего 5,4 л на 100 км. Причем работать он мог как на бензине, так и на водороде, что в свете современных тенденций выглядит буквально пророчески.

Москвич-2139 «Арбат»


Еще один минивэн, который и сегодня смотрится вполне современно, хотя создавался в середине 1980-х годов. Именно такими могли быть «Москвичи».


Редкий кадр – Москвич-2139 «Арбат на дороге». Фото: youtube.com

Легковая машина планировалась как замена модели Москвич-2140, которая уже порядком устарела и потеряла изрядную часть привлекательности. «Арбат» планировался как первый минивэн в СССР.

Он имел трансформируемый салон, мог служить семейным автомобилем, маршрутным или грузовым такси. Среди особенностей можно отметить пластиковые панели, крепящиеся на стальной корпус, многофункциональный руль. Минивэн обещал стать универсальной машиной, но так и не пошел в серию. Честно говоря, жалко.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Вы когда-нибудь видели такой микроавтобус?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Как недорого собрать современный шоссейный велосипед на базе ХВЗ Старт ШоссеВыбираем автомобиль за 100 000 рублей – ВАЗ/ГАЗ или иномарка?