Микроавтобус «Старт» и другие – футуристические авто времен СССР
Одной из проблем автомобильного транспорта в СССР можно назвать быстрое моральное устаревание. Большинство моделей на конвейере стояли десятилетиями, причем практически без изменений. Отдельные попытки специалистов и энтузиастов создать новые образцы техники практически ничего не решали, в лучшем случае приводя к появлению единичных экземпляров или небольших серий автомобилей. Некоторые из них даже сейчас выглядят вполне современно или хотя бы необычно. В этой статье мы расскажем о нескольких из таких попыток.
Одним из самых футуристических советских микроавтобусов стал «Старт», созданный в 60-х годах прошлого века в Луганске. Видел его практически каждый – именно этот автомобиль увозит в конце «Кавказской пленницы» Нину от Шурика, а уж этот фильм смотрело почти все население бывшего СССР и нынешней России.
"Старт" в заключительных кадрах "Кавказской пленницы". Фото: youtube.com
История машины началась в 1963 году, когда на Северодонецкой авторемонтной базе взялись по поручению начальства за изготовление прицепа-дачи со стеклопластиковым корпусом. Но концепция быстро поменялась и было решено создать «автомобиль будущего».
На базе создали конструкторский отдел, дизайном машины занялся Ю. Андрос, художник-конструктор по образованию.
Вид у микроавтобуса получился для СССР весьма необычный, но, если посмотреть на американские автомобили 60-70-х гг. высшего класса, такие как Кадиллак, Понтиак, то сходство окажется несомненным. Особенно бросаются в глаза задние крылья.
Кадиллак Эльдорадо, 1969 г. Фото: youtube.com
Предварительно был разработан макет, после чего рабочие приступили к созданию корпуса. Делали его из стеклопластиковых панелей, для крыши, окон, дверных проемов вклеивались специальные усилители.
Представленный в Государственном комитете автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения автомобиль был высоко оценен. Н.И. Стирокин, бывший тогда главой комитета, принял решение о производстве серии перспективных микроавтобусов, приказав выделить 50 комплектов узлов от «Волги». Первая партия машин была собрана в 1964 году.
Сборка экспериментального корпуса на стапеле. Фото: youtube.com
На месте делали только стеклопластиковый корпус. Вся «начинка» шла от «Волги», хотя пришлось значительно усиливать раму. Двигатель сместили назад, так что его часть оказалась в салоне. Но конструкторы умело обыграли конструкционную особенность, сделав удобный столик. Стандартный кардан оказался слишком длинным и его укоротили.
«Старт» имел задний привод. Габариты машины составляли 5500x1900x2000 мм, а колесная база 2840 мм. В снаряженном виде микроавтобус весил 1700 кг. Двигатель поставили ЗМЗ-21 с мощностью 75 л.с. и с объемом 2445 кум. см.
Стоимость «Старта» оказалась весьма высока по советским реалиям – 9500 рублей при том, что в то же время цена на «Волгу» составляла примерно 5000 рублей. Дело было в большом количестве ручного труда – автомобиль собирался по «отверточной» схеме. Тем не менее организации брали его охотно, частникам микроавтобус не продавался.
Выделенные машинокомплекты быстро закончились, новые больше никто не выделял. На протяжении 1964-1967 гг. автомобиль собирался штучно по заказам отдельных ведомств и организаций. Из-за этого, практически все выпущенные модели имели небольшие отличия в оформлении. Собрали всего около 100 единиц, точное число неизвестно.
Микроавтобус "Старт" на выставке. Фото: youtube.com
Производство свернули, когда по решению московского начальства «Старт» подвергли испытаниям на полигоне НАМИ в 1965 году. Заодно несколько машин испытали в столице СССР в роли маршрутных такси.
Оказалось, что единственный плюс машины – необычный вид. По всем остальным параметрам она проигрывала уже существующим моделям. Необычный корпус даже ухудшал аэродинамику.
Как маршрутка «Старт» оказался совершенно непригоден. Повышенная нагрузка на двери приводила к тому, что они после пары месяцев начинали в буквальном смысле отваливаться. Эксплуатация в климатических условиях Москвы, показала, что стеклопластик не выдерживает перепадов температур и за 1-2 зимы начинает деформироваться.
От серийного выпуска микроавтобусов отказались, периодически модель еще изредка собирали по отдельным заказам, а после 1974 года производство полностью прекратилось.
Этот автомобиль разрабатывался в 1964 году как перспективное такси. Планировалось, что он заменит в этом качестве ГАЗ-21. Конструированием занимался Юрий Долматовский с группой сотрудников ВНИИ Технической Эстетики.
Такси ВНИИТЭ-ПТ. Фото: youtube.com
Машина была собрана в единичном экземпляре, испытывалось в Москве. Пассажиры новинку хвалили, особенно нравилась она молодым мамам – в салон можно было легко закатить коляску.
Но в серию ВНИИТЭ-ПТ так и не пошел, несмотря на положительные отзывы. Скорее всего, на имеющихся заводах лишних мощностей не нашлось, а строить новые автомобильные заводы руководство СССР под собственную машину не посчитало возможным И действительно, все советские автогиганты создавались по иностранным образцам, с помощью из-за рубежа и производили (по крайней мере первоначально) уже отработанные в производстве модели.
Причем обычно они были уже порядком устаревшими. Но тут, видимо, играли роль соображения экономии и обкатки конструкции. Да и неизбалованные советские покупатели часто были рады хоть какому автомобилю, который можно было купить.
Согласитесь – в очень похожем дизайне предлагаются сейчас целый ряд зарубежных минивэнов. А ведь создана эта модель в 1988 году. Она была разработана в институте НАМИ и получила название «Компакт».
НАМИ 0288 «Компакт». Фото: youtube.com
Впервые в СССР автомобиль получил компьютер, следивший за работой и состоянием подвески. Двигатель разработчики взяли от «Таврии», но серьезно его модернизировали, так что расход топлива стал весьма экономичным – всего 5,4 л на 100 км. Причем работать он мог как на бензине, так и на водороде, что в свете современных тенденций выглядит буквально пророчески.
Еще один минивэн, который и сегодня смотрится вполне современно, хотя создавался в середине 1980-х годов. Именно такими могли быть «Москвичи».
Редкий кадр – Москвич-2139 «Арбат на дороге». Фото: youtube.com
Легковая машина планировалась как замена модели Москвич-2140, которая уже порядком устарела и потеряла изрядную часть привлекательности. «Арбат» планировался как первый минивэн в СССР.
Он имел трансформируемый салон, мог служить семейным автомобилем, маршрутным или грузовым такси. Среди особенностей можно отметить пластиковые панели, крепящиеся на стальной корпус, многофункциональный руль. Минивэн обещал стать универсальной машиной, но так и не пошел в серию. Честно говоря, жалко.
Микроавтобус «Старт» – дизайн, который «не пошел»
Одним из самых футуристических советских микроавтобусов стал «Старт», созданный в 60-х годах прошлого века в Луганске. Видел его практически каждый – именно этот автомобиль увозит в конце «Кавказской пленницы» Нину от Шурика, а уж этот фильм смотрело почти все население бывшего СССР и нынешней России.
"Старт" в заключительных кадрах "Кавказской пленницы". Фото: youtube.com
История машины началась в 1963 году, когда на Северодонецкой авторемонтной базе взялись по поручению начальства за изготовление прицепа-дачи со стеклопластиковым корпусом. Но концепция быстро поменялась и было решено создать «автомобиль будущего».
На базе создали конструкторский отдел, дизайном машины занялся Ю. Андрос, художник-конструктор по образованию.
Вид у микроавтобуса получился для СССР весьма необычный, но, если посмотреть на американские автомобили 60-70-х гг. высшего класса, такие как Кадиллак, Понтиак, то сходство окажется несомненным. Особенно бросаются в глаза задние крылья.
Кадиллак Эльдорадо, 1969 г. Фото: youtube.com
Предварительно был разработан макет, после чего рабочие приступили к созданию корпуса. Делали его из стеклопластиковых панелей, для крыши, окон, дверных проемов вклеивались специальные усилители.
Первая модель была оборудована по типу автокемпера – в салоне были установлены диваны, шкафы для посуды.
Представленный в Государственном комитете автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения автомобиль был высоко оценен. Н.И. Стирокин, бывший тогда главой комитета, принял решение о производстве серии перспективных микроавтобусов, приказав выделить 50 комплектов узлов от «Волги». Первая партия машин была собрана в 1964 году.
Сборка экспериментального корпуса на стапеле. Фото: youtube.com
На месте делали только стеклопластиковый корпус. Вся «начинка» шла от «Волги», хотя пришлось значительно усиливать раму. Двигатель сместили назад, так что его часть оказалась в салоне. Но конструкторы умело обыграли конструкционную особенность, сделав удобный столик. Стандартный кардан оказался слишком длинным и его укоротили.
«Старт» имел задний привод. Габариты машины составляли 5500x1900x2000 мм, а колесная база 2840 мм. В снаряженном виде микроавтобус весил 1700 кг. Двигатель поставили ЗМЗ-21 с мощностью 75 л.с. и с объемом 2445 кум. см.
Стоимость «Старта» оказалась весьма высока по советским реалиям – 9500 рублей при том, что в то же время цена на «Волгу» составляла примерно 5000 рублей. Дело было в большом количестве ручного труда – автомобиль собирался по «отверточной» схеме. Тем не менее организации брали его охотно, частникам микроавтобус не продавался.
Выделенные машинокомплекты быстро закончились, новые больше никто не выделял. На протяжении 1964-1967 гг. автомобиль собирался штучно по заказам отдельных ведомств и организаций. Из-за этого, практически все выпущенные модели имели небольшие отличия в оформлении. Собрали всего около 100 единиц, точное число неизвестно.
Микроавтобус "Старт" на выставке. Фото: youtube.com
Производство свернули, когда по решению московского начальства «Старт» подвергли испытаниям на полигоне НАМИ в 1965 году. Заодно несколько машин испытали в столице СССР в роли маршрутных такси.
Оказалось, что единственный плюс машины – необычный вид. По всем остальным параметрам она проигрывала уже существующим моделям. Необычный корпус даже ухудшал аэродинамику.
Как маршрутка «Старт» оказался совершенно непригоден. Повышенная нагрузка на двери приводила к тому, что они после пары месяцев начинали в буквальном смысле отваливаться. Эксплуатация в климатических условиях Москвы, показала, что стеклопластик не выдерживает перепадов температур и за 1-2 зимы начинает деформироваться.
От серийного выпуска микроавтобусов отказались, периодически модель еще изредка собирали по отдельным заказам, а после 1974 года производство полностью прекратилось.
Такси «будущего» ВНИИТЭ-ПТ
Этот автомобиль разрабатывался в 1964 году как перспективное такси. Планировалось, что он заменит в этом качестве ГАЗ-21. Конструированием занимался Юрий Долматовский с группой сотрудников ВНИИ Технической Эстетики.
Такси ВНИИТЭ-ПТ. Фото: youtube.com
Машина была собрана в единичном экземпляре, испытывалось в Москве. Пассажиры новинку хвалили, особенно нравилась она молодым мамам – в салон можно было легко закатить коляску.
Но в серию ВНИИТЭ-ПТ так и не пошел, несмотря на положительные отзывы. Скорее всего, на имеющихся заводах лишних мощностей не нашлось, а строить новые автомобильные заводы руководство СССР под собственную машину не посчитало возможным И действительно, все советские автогиганты создавались по иностранным образцам, с помощью из-за рубежа и производили (по крайней мере первоначально) уже отработанные в производстве модели.
Причем обычно они были уже порядком устаревшими. Но тут, видимо, играли роль соображения экономии и обкатки конструкции. Да и неизбалованные советские покупатели часто были рады хоть какому автомобилю, который можно было купить.
НАМИ 0288 «Компакт»
Согласитесь – в очень похожем дизайне предлагаются сейчас целый ряд зарубежных минивэнов. А ведь создана эта модель в 1988 году. Она была разработана в институте НАМИ и получила название «Компакт».
НАМИ 0288 «Компакт». Фото: youtube.com
Впервые в СССР автомобиль получил компьютер, следивший за работой и состоянием подвески. Двигатель разработчики взяли от «Таврии», но серьезно его модернизировали, так что расход топлива стал весьма экономичным – всего 5,4 л на 100 км. Причем работать он мог как на бензине, так и на водороде, что в свете современных тенденций выглядит буквально пророчески.
Москвич-2139 «Арбат»
Еще один минивэн, который и сегодня смотрится вполне современно, хотя создавался в середине 1980-х годов. Именно такими могли быть «Москвичи».
Редкий кадр – Москвич-2139 «Арбат на дороге». Фото: youtube.com
Легковая машина планировалась как замена модели Москвич-2140, которая уже порядком устарела и потеряла изрядную часть привлекательности. «Арбат» планировался как первый минивэн в СССР.
Он имел трансформируемый салон, мог служить семейным автомобилем, маршрутным или грузовым такси. Среди особенностей можно отметить пластиковые панели, крепящиеся на стальной корпус, многофункциональный руль. Минивэн обещал стать универсальной машиной, но так и не пошел в серию. Честно говоря, жалко.
- Андрей Золотов
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...