Микроавтобус «Старт» и другие – футуристические авто времен СССР
Одной из проблем автомобильного транспорта в СССР можно назвать быстрое моральное устаревание. Большинство моделей на конвейере стояли десятилетиями, причем практически без изменений. Отдельные попытки специалистов и энтузиастов создать новые образцы техники практически ничего не решали, в лучшем случае приводя к появлению единичных экземпляров или небольших серий автомобилей. Некоторые из них даже сейчас выглядят вполне современно или хотя бы необычно. В этой статье мы расскажем о нескольких из таких попыток.
Одним из самых футуристических советских микроавтобусов стал «Старт», созданный в 60-х годах прошлого века в Луганске. Видел его практически каждый – именно этот автомобиль увозит в конце «Кавказской пленницы» Нину от Шурика, а уж этот фильм смотрело почти все население бывшего СССР и нынешней России.
"Старт" в заключительных кадрах "Кавказской пленницы". Фото: youtube.com
История машины началась в 1963 году, когда на Северодонецкой авторемонтной базе взялись по поручению начальства за изготовление прицепа-дачи со стеклопластиковым корпусом. Но концепция быстро поменялась и было решено создать «автомобиль будущего».
На базе создали конструкторский отдел, дизайном машины занялся Ю. Андрос, художник-конструктор по образованию.
Вид у микроавтобуса получился для СССР весьма необычный, но, если посмотреть на американские автомобили 60-70-х гг. высшего класса, такие как Кадиллак, Понтиак, то сходство окажется несомненным. Особенно бросаются в глаза задние крылья.
Кадиллак Эльдорадо, 1969 г. Фото: youtube.com
Предварительно был разработан макет, после чего рабочие приступили к созданию корпуса. Делали его из стеклопластиковых панелей, для крыши, окон, дверных проемов вклеивались специальные усилители.
Представленный в Государственном комитете автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения автомобиль был высоко оценен. Н.И. Стирокин, бывший тогда главой комитета, принял решение о производстве серии перспективных микроавтобусов, приказав выделить 50 комплектов узлов от «Волги». Первая партия машин была собрана в 1964 году.
Сборка экспериментального корпуса на стапеле. Фото: youtube.com
На месте делали только стеклопластиковый корпус. Вся «начинка» шла от «Волги», хотя пришлось значительно усиливать раму. Двигатель сместили назад, так что его часть оказалась в салоне. Но конструкторы умело обыграли конструкционную особенность, сделав удобный столик. Стандартный кардан оказался слишком длинным и его укоротили.
«Старт» имел задний привод. Габариты машины составляли 5500x1900x2000 мм, а колесная база 2840 мм. В снаряженном виде микроавтобус весил 1700 кг. Двигатель поставили ЗМЗ-21 с мощностью 75 л.с. и с объемом 2445 кум. см.
Стоимость «Старта» оказалась весьма высока по советским реалиям – 9500 рублей при том, что в то же время цена на «Волгу» составляла примерно 5000 рублей. Дело было в большом количестве ручного труда – автомобиль собирался по «отверточной» схеме. Тем не менее организации брали его охотно, частникам микроавтобус не продавался.
Выделенные машинокомплекты быстро закончились, новые больше никто не выделял. На протяжении 1964-1967 гг. автомобиль собирался штучно по заказам отдельных ведомств и организаций. Из-за этого, практически все выпущенные модели имели небольшие отличия в оформлении. Собрали всего около 100 единиц, точное число неизвестно.
Микроавтобус "Старт" на выставке. Фото: youtube.com
Производство свернули, когда по решению московского начальства «Старт» подвергли испытаниям на полигоне НАМИ в 1965 году. Заодно несколько машин испытали в столице СССР в роли маршрутных такси.
Оказалось, что единственный плюс машины – необычный вид. По всем остальным параметрам она проигрывала уже существующим моделям. Необычный корпус даже ухудшал аэродинамику.
Как маршрутка «Старт» оказался совершенно непригоден. Повышенная нагрузка на двери приводила к тому, что они после пары месяцев начинали в буквальном смысле отваливаться. Эксплуатация в климатических условиях Москвы, показала, что стеклопластик не выдерживает перепадов температур и за 1-2 зимы начинает деформироваться.
От серийного выпуска микроавтобусов отказались, периодически модель еще изредка собирали по отдельным заказам, а после 1974 года производство полностью прекратилось.
Этот автомобиль разрабатывался в 1964 году как перспективное такси. Планировалось, что он заменит в этом качестве ГАЗ-21. Конструированием занимался Юрий Долматовский с группой сотрудников ВНИИ Технической Эстетики.
Такси ВНИИТЭ-ПТ. Фото: youtube.com
Машина была собрана в единичном экземпляре, испытывалось в Москве. Пассажиры новинку хвалили, особенно нравилась она молодым мамам – в салон можно было легко закатить коляску.
Но в серию ВНИИТЭ-ПТ так и не пошел, несмотря на положительные отзывы. Скорее всего, на имеющихся заводах лишних мощностей не нашлось, а строить новые автомобильные заводы руководство СССР под собственную машину не посчитало возможным И действительно, все советские автогиганты создавались по иностранным образцам, с помощью из-за рубежа и производили (по крайней мере первоначально) уже отработанные в производстве модели.
Причем обычно они были уже порядком устаревшими. Но тут, видимо, играли роль соображения экономии и обкатки конструкции. Да и неизбалованные советские покупатели часто были рады хоть какому автомобилю, который можно было купить.
Согласитесь – в очень похожем дизайне предлагаются сейчас целый ряд зарубежных минивэнов. А ведь создана эта модель в 1988 году. Она была разработана в институте НАМИ и получила название «Компакт».
НАМИ 0288 «Компакт». Фото: youtube.com
Впервые в СССР автомобиль получил компьютер, следивший за работой и состоянием подвески. Двигатель разработчики взяли от «Таврии», но серьезно его модернизировали, так что расход топлива стал весьма экономичным – всего 5,4 л на 100 км. Причем работать он мог как на бензине, так и на водороде, что в свете современных тенденций выглядит буквально пророчески.
Еще один минивэн, который и сегодня смотрится вполне современно, хотя создавался в середине 1980-х годов. Именно такими могли быть «Москвичи».
Редкий кадр – Москвич-2139 «Арбат на дороге». Фото: youtube.com
Легковая машина планировалась как замена модели Москвич-2140, которая уже порядком устарела и потеряла изрядную часть привлекательности. «Арбат» планировался как первый минивэн в СССР.
Он имел трансформируемый салон, мог служить семейным автомобилем, маршрутным или грузовым такси. Среди особенностей можно отметить пластиковые панели, крепящиеся на стальной корпус, многофункциональный руль. Минивэн обещал стать универсальной машиной, но так и не пошел в серию. Честно говоря, жалко.
Микроавтобус «Старт» – дизайн, который «не пошел»
Одним из самых футуристических советских микроавтобусов стал «Старт», созданный в 60-х годах прошлого века в Луганске. Видел его практически каждый – именно этот автомобиль увозит в конце «Кавказской пленницы» Нину от Шурика, а уж этот фильм смотрело почти все население бывшего СССР и нынешней России.
"Старт" в заключительных кадрах "Кавказской пленницы". Фото: youtube.com
История машины началась в 1963 году, когда на Северодонецкой авторемонтной базе взялись по поручению начальства за изготовление прицепа-дачи со стеклопластиковым корпусом. Но концепция быстро поменялась и было решено создать «автомобиль будущего».
На базе создали конструкторский отдел, дизайном машины занялся Ю. Андрос, художник-конструктор по образованию.
Вид у микроавтобуса получился для СССР весьма необычный, но, если посмотреть на американские автомобили 60-70-х гг. высшего класса, такие как Кадиллак, Понтиак, то сходство окажется несомненным. Особенно бросаются в глаза задние крылья.
Кадиллак Эльдорадо, 1969 г. Фото: youtube.com
Предварительно был разработан макет, после чего рабочие приступили к созданию корпуса. Делали его из стеклопластиковых панелей, для крыши, окон, дверных проемов вклеивались специальные усилители.
Первая модель была оборудована по типу автокемпера – в салоне были установлены диваны, шкафы для посуды.
Представленный в Государственном комитете автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения автомобиль был высоко оценен. Н.И. Стирокин, бывший тогда главой комитета, принял решение о производстве серии перспективных микроавтобусов, приказав выделить 50 комплектов узлов от «Волги». Первая партия машин была собрана в 1964 году.
Сборка экспериментального корпуса на стапеле. Фото: youtube.com
На месте делали только стеклопластиковый корпус. Вся «начинка» шла от «Волги», хотя пришлось значительно усиливать раму. Двигатель сместили назад, так что его часть оказалась в салоне. Но конструкторы умело обыграли конструкционную особенность, сделав удобный столик. Стандартный кардан оказался слишком длинным и его укоротили.
«Старт» имел задний привод. Габариты машины составляли 5500x1900x2000 мм, а колесная база 2840 мм. В снаряженном виде микроавтобус весил 1700 кг. Двигатель поставили ЗМЗ-21 с мощностью 75 л.с. и с объемом 2445 кум. см.
Стоимость «Старта» оказалась весьма высока по советским реалиям – 9500 рублей при том, что в то же время цена на «Волгу» составляла примерно 5000 рублей. Дело было в большом количестве ручного труда – автомобиль собирался по «отверточной» схеме. Тем не менее организации брали его охотно, частникам микроавтобус не продавался.
Выделенные машинокомплекты быстро закончились, новые больше никто не выделял. На протяжении 1964-1967 гг. автомобиль собирался штучно по заказам отдельных ведомств и организаций. Из-за этого, практически все выпущенные модели имели небольшие отличия в оформлении. Собрали всего около 100 единиц, точное число неизвестно.
Микроавтобус "Старт" на выставке. Фото: youtube.com
Производство свернули, когда по решению московского начальства «Старт» подвергли испытаниям на полигоне НАМИ в 1965 году. Заодно несколько машин испытали в столице СССР в роли маршрутных такси.
Оказалось, что единственный плюс машины – необычный вид. По всем остальным параметрам она проигрывала уже существующим моделям. Необычный корпус даже ухудшал аэродинамику.
Как маршрутка «Старт» оказался совершенно непригоден. Повышенная нагрузка на двери приводила к тому, что они после пары месяцев начинали в буквальном смысле отваливаться. Эксплуатация в климатических условиях Москвы, показала, что стеклопластик не выдерживает перепадов температур и за 1-2 зимы начинает деформироваться.
От серийного выпуска микроавтобусов отказались, периодически модель еще изредка собирали по отдельным заказам, а после 1974 года производство полностью прекратилось.
Такси «будущего» ВНИИТЭ-ПТ
Этот автомобиль разрабатывался в 1964 году как перспективное такси. Планировалось, что он заменит в этом качестве ГАЗ-21. Конструированием занимался Юрий Долматовский с группой сотрудников ВНИИ Технической Эстетики.
Такси ВНИИТЭ-ПТ. Фото: youtube.com
Машина была собрана в единичном экземпляре, испытывалось в Москве. Пассажиры новинку хвалили, особенно нравилась она молодым мамам – в салон можно было легко закатить коляску.
Но в серию ВНИИТЭ-ПТ так и не пошел, несмотря на положительные отзывы. Скорее всего, на имеющихся заводах лишних мощностей не нашлось, а строить новые автомобильные заводы руководство СССР под собственную машину не посчитало возможным И действительно, все советские автогиганты создавались по иностранным образцам, с помощью из-за рубежа и производили (по крайней мере первоначально) уже отработанные в производстве модели.
Причем обычно они были уже порядком устаревшими. Но тут, видимо, играли роль соображения экономии и обкатки конструкции. Да и неизбалованные советские покупатели часто были рады хоть какому автомобилю, который можно было купить.
НАМИ 0288 «Компакт»
Согласитесь – в очень похожем дизайне предлагаются сейчас целый ряд зарубежных минивэнов. А ведь создана эта модель в 1988 году. Она была разработана в институте НАМИ и получила название «Компакт».
НАМИ 0288 «Компакт». Фото: youtube.com
Впервые в СССР автомобиль получил компьютер, следивший за работой и состоянием подвески. Двигатель разработчики взяли от «Таврии», но серьезно его модернизировали, так что расход топлива стал весьма экономичным – всего 5,4 л на 100 км. Причем работать он мог как на бензине, так и на водороде, что в свете современных тенденций выглядит буквально пророчески.
Москвич-2139 «Арбат»
Еще один минивэн, который и сегодня смотрится вполне современно, хотя создавался в середине 1980-х годов. Именно такими могли быть «Москвичи».
Редкий кадр – Москвич-2139 «Арбат на дороге». Фото: youtube.com
Легковая машина планировалась как замена модели Москвич-2140, которая уже порядком устарела и потеряла изрядную часть привлекательности. «Арбат» планировался как первый минивэн в СССР.
Он имел трансформируемый салон, мог служить семейным автомобилем, маршрутным или грузовым такси. Среди особенностей можно отметить пластиковые панели, крепящиеся на стальной корпус, многофункциональный руль. Минивэн обещал стать универсальной машиной, но так и не пошел в серию. Честно говоря, жалко.
- Андрей Золотов
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....