
Транспортные самолеты Saab: удлиненная версия оказалась не такой успешной
100 лет назад автомобили были в диковинку, сейчас же это обыденное средство для более быстрого и комфортного передвижения в пространстве. Что-то подобное происходило и с транспортной авиацией. Сначала это были нечастые перелеты на длинные расстояния с посадками для дозаправки.
Постепенно воздушные маршруты стали более многочисленными и менее протяженными. Некоторые из них теперь осуществлялись внутри одной, часто небольшой по территории, страны. Так появилась потребность в специально разработанных пассажирских лайнерах для коротких авиалиний и внутригосударственных полетов.
Пульт управления Saab. Фото: youtube.com
В конце 70-х с такой ситуацией столкнулись американцы и ведущие страны Европы. Немного позже к ним присоединились бразильцы и начались поиски решения и разработка самолетов нового поколения. Конструкция их двигателей и других летных систем должна была быть ориентирована на короткие полеты. Так на первый план вышли турбовинтовые двигатели (ТВД). Новые самолеты обязаны были соответствовать нескольким критериям:
✅ более высокая экономичность
✅ улучшенный комфорт
✅ лучшие скоростные показатели
Такая техника могла заменить самолеты, разработанные в послевоенные десятилетия. В ней планировалось применить последние достижения в области электроники. Также хотелось использовать инженерные успехи в сфере конструкторских материалов, улучшения аэродинамики и силовых авиаустановок.
Когда в этот процесс включилась шведская компания Saab, то появилась надежда появления достойной модели пассажирского лайнера нового поколения. Правда, самостоятельно шведам было сложно справиться с таким разноплановым проектом. Ведь, кроме конструирования креплений двигателей, крыльев и хвостового оперения, были и другие технические моменты.
Saab-340 на взлетной полосе. Фото: youtube.com
Уже упомянутое выше взяла на себя американская Fairchild Aircraft. А вот за изготовление основных систем самолета, в том числе, фюзеляжа и оформление разрешительной документации отвечала шведская сторона. Они же проводили и летные испытания экспериментальных образцов самолетов. Первое из них состоялось 25 января 1983 года.
Главной вехой в его истории стал 1985 год. В первой его половине прошла успешная презентация самолета на авиасалоне в Ле-Бурже. Это была модификация с более мощным двигателем CT7 и, соответственно, увеличенным на одну тонну максимальным взлетным весом.
В конце года новинка перестала быть плодом совместного производства. Американская компания решила покинуть перспективный проект в одностороннем порядке и самолет был переименован в Saab-340А, став чисто шведской моделью. Успешное развитие побудило создателей расширить ассортимент выпускаемой техники. Ведь кроме пассажирских рейсов существуют еще и грузоперевозки. Через несколько лет шведская компания попыталась занять и эту нишу.
Силовая установка Saab. Фото: youtube.com
Saab-340QC стал пробным шаром в указанном направлении. Самолет снабдили полезной функцией быстрой разгрузки и смены перевозимого груза. Самолет был продан финской авиакомпании в 1987 году. В то же время появилась другая модификация «340B», которая в течение 12 лет являлась серийной моделью компании. Она обладала еще более мощной силовой установкой, а максимум подъемной массы увеличился почти до 13 тонн.
По своей конструкции самолет относился к категории монопланов с крылом, расположенным ниже центральной линии. Разработка и оснащение салона лайнера предполагала два основных варианта: обычная конфигурация или самолет, предназначенный для служебного использования.
Крылья Saab-340 изготавливали из алюминиевого сплава. Этот факт, а, также, то, что они состояли из двух консолей, стыкующихся под фюзеляжем, помогали достичь положительного эффекта в двух направлениях: снижение веса и увеличения ресурса использования. Их форма позволяла крепление топливных баков, но сохраняла при этом прекрасные аэродинамические показатели. Используемые профили были плодами многолетних исследований и разработок NASA.
Фюзеляж Saab-340 являлся классическим и состоял из трех частей: носовой (к которой относилась кабина пилота), хвостовой (в нее включен багажный отсек) и центральной секции. Пространство внутри имело максимум эргономики за счет использования ниш под креслами для расположения ручной клади и изготовления самих мест для сидения из облегченных композитных материалов. Основные параметры были следующими:
✅ ширина кабины пилота – 2,16 м
✅ количество пассажирских мест – 35
✅ багажный отсек – 6,37 куб. м
✅ общий запас топлива – 3330 л
Сидения в пассажирском салоне устанавливались по схеме 2+1, с сохранением прохода. С обеих сторон крыла были оборудованы аварийные выходы. Служебный выход находился с правой стороны, а основной – с левой. Дверь грузового отсека оборудовали в хвостовой части слева.
Для быстрого перепрофилирования борта применен принцип «универсала»: перегородка багажного отсека легко перемещается, увеличивая грузовую площадь и, соответственно, уменьшая место для перевозки людей. Несложными манипуляциями пассажирский борт можно было превратить в грузопассажирский.
Салон 2+1. Фото: youtube.com
За 10 лет производства количество проданных моделей перешагнуло за отметку в 400 экземпляров. Последним заказом 1993 года стал патрульный самолет «340AEW». Но, уже в конце 80-х производители решили приступить к проектированию и производству удлиненной версии успешного лайнера. Новый проект получил наименование Saab-2000.
По сравнению с предыдущей моделью, «2000-й» обладал улучшенными показателями. Его выпуск стартовал в 1989 году. В то время уже имелся заказ на 46 самолетов и перспектива на приобретение еще 147 в ближайшей перспективе. Он имел одну из самых больших в мире крейсерских скоростей среди моделей с ТВД – ок. 665 км / ч. Благодаря популярности предыдущей модели, его были готовы приобрести многие страны. Например, в России Saab-2000 находились среди авиапарка компании «Полет».
Самолет предполагался как более доступная альтернатива реактивным лайнерам для использования на небольших по продолжительности полета маршрутах. В его производстве приняли участие серьезные субподрядчики. К примеру, крылья изготовлены CASA. Первый полет машина совершила уже в 90-х, а к полноценной эксплуатации
Saab-2000 приступили с сентября 1994 года. Его технические показатели были следующими:
✅ дальность полета – 2035 км
✅ взлетный вес – до 23 тонн
✅ предельная скорость – 685 км / ч
✅ высота подъема – до 9,45 км
Возможность подниматься на высоту почти 10 км давало лайнеру преимущество в том, чтобы уходить за облака. В то же время, его скорость была на уровне Bombardier Dash 8-Q400. А этот борт заметно обходил «двухтысячного» по количеству пассажиров, перевозимых за один раз. Со временем, эта и другие проблемы сыграли не на пользу Saab-2000.
Шведская компания старалась двигаться вперед. Однако конкуренты тоже не дремали. Рост продаж новой модели не наступил, потому что уже были турбореактивные самолеты с лучшими показателями. Компания Crossair снова стала основным клиентом, приобретя 34 борта и продолжая их использовать и в следующие десятилетия. Но, другие данные были не такими утешительными.
Удлиненная версия лайнера – Saab-2000. Фото: youtube.com
Шведский лайнер оказался в неприятной вилке: он не мог конкурировать с новыми моделями региональных самолетов. В то же время, ATR-42 и ATR-72 имели меньшую скорость, но были намного экономичней. Такая ситуация заставила шведов, во избежание дальнейших убытков, сворачивать производство модели, на которую возлагали немалые надежды. К началу XXI века их выпуск был полностью прекращен.
Впоследствии оставшиеся самолеты распродавали по сниженной цене. Такое выгодное предложение побудило британскую Eastern Airways приобрести Saab-2000 для эксплуатации на региональных маршрутах со сниженным пассажиропотоком. По тому же пути пошли и власти Пакистана. Они решили приобрести несколько шведских бортов во второй половине 2000-х для своих ВВС.
Постепенно воздушные маршруты стали более многочисленными и менее протяженными. Некоторые из них теперь осуществлялись внутри одной, часто небольшой по территории, страны. Так появилась потребность в специально разработанных пассажирских лайнерах для коротких авиалиний и внутригосударственных полетов.

В конце 70-х с такой ситуацией столкнулись американцы и ведущие страны Европы. Немного позже к ним присоединились бразильцы и начались поиски решения и разработка самолетов нового поколения. Конструкция их двигателей и других летных систем должна была быть ориентирована на короткие полеты. Так на первый план вышли турбовинтовые двигатели (ТВД). Новые самолеты обязаны были соответствовать нескольким критериям:
✅ более высокая экономичность
✅ улучшенный комфорт
✅ лучшие скоростные показатели
Такая техника могла заменить самолеты, разработанные в послевоенные десятилетия. В ней планировалось применить последние достижения в области электроники. Также хотелось использовать инженерные успехи в сфере конструкторских материалов, улучшения аэродинамики и силовых авиаустановок.
Пассажирский Saab-340 – успешная шведская модель начала 80-х
Когда в этот процесс включилась шведская компания Saab, то появилась надежда появления достойной модели пассажирского лайнера нового поколения. Правда, самостоятельно шведам было сложно справиться с таким разноплановым проектом. Ведь, кроме конструирования креплений двигателей, крыльев и хвостового оперения, были и другие технические моменты.

Уже упомянутое выше взяла на себя американская Fairchild Aircraft. А вот за изготовление основных систем самолета, в том числе, фюзеляжа и оформление разрешительной документации отвечала шведская сторона. Они же проводили и летные испытания экспериментальных образцов самолетов. Первое из них состоялось 25 января 1983 года.
Новинкой заинтересовалась швейцарская компания Crossair и через 15 месяцев после первого опыта были начаты регулярные перелеты. Совместный лайнер получил наименование SF-340 и приобретал все больше популярности.
Главной вехой в его истории стал 1985 год. В первой его половине прошла успешная презентация самолета на авиасалоне в Ле-Бурже. Это была модификация с более мощным двигателем CT7 и, соответственно, увеличенным на одну тонну максимальным взлетным весом.
В конце года новинка перестала быть плодом совместного производства. Американская компания решила покинуть перспективный проект в одностороннем порядке и самолет был переименован в Saab-340А, став чисто шведской моделью. Успешное развитие побудило создателей расширить ассортимент выпускаемой техники. Ведь кроме пассажирских рейсов существуют еще и грузоперевозки. Через несколько лет шведская компания попыталась занять и эту нишу.

Saab-340QC стал пробным шаром в указанном направлении. Самолет снабдили полезной функцией быстрой разгрузки и смены перевозимого груза. Самолет был продан финской авиакомпании в 1987 году. В то же время появилась другая модификация «340B», которая в течение 12 лет являлась серийной моделью компании. Она обладала еще более мощной силовой установкой, а максимум подъемной массы увеличился почти до 13 тонн.
Технические параметры «340-й» модели
По своей конструкции самолет относился к категории монопланов с крылом, расположенным ниже центральной линии. Разработка и оснащение салона лайнера предполагала два основных варианта: обычная конфигурация или самолет, предназначенный для служебного использования.
Крылья Saab-340 изготавливали из алюминиевого сплава. Этот факт, а, также, то, что они состояли из двух консолей, стыкующихся под фюзеляжем, помогали достичь положительного эффекта в двух направлениях: снижение веса и увеличения ресурса использования. Их форма позволяла крепление топливных баков, но сохраняла при этом прекрасные аэродинамические показатели. Используемые профили были плодами многолетних исследований и разработок NASA.
Фюзеляж Saab-340 являлся классическим и состоял из трех частей: носовой (к которой относилась кабина пилота), хвостовой (в нее включен багажный отсек) и центральной секции. Пространство внутри имело максимум эргономики за счет использования ниш под креслами для расположения ручной клади и изготовления самих мест для сидения из облегченных композитных материалов. Основные параметры были следующими:
✅ ширина кабины пилота – 2,16 м
✅ количество пассажирских мест – 35
✅ багажный отсек – 6,37 куб. м
✅ общий запас топлива – 3330 л
Сидения в пассажирском салоне устанавливались по схеме 2+1, с сохранением прохода. С обеих сторон крыла были оборудованы аварийные выходы. Служебный выход находился с правой стороны, а основной – с левой. Дверь грузового отсека оборудовали в хвостовой части слева.
Для быстрого перепрофилирования борта применен принцип «универсала»: перегородка багажного отсека легко перемещается, увеличивая грузовую площадь и, соответственно, уменьшая место для перевозки людей. Несложными манипуляциями пассажирский борт можно было превратить в грузопассажирский.

За 10 лет производства количество проданных моделей перешагнуло за отметку в 400 экземпляров. Последним заказом 1993 года стал патрульный самолет «340AEW». Но, уже в конце 80-х производители решили приступить к проектированию и производству удлиненной версии успешного лайнера. Новый проект получил наименование Saab-2000.
Турбовинтовой Saab-2000 с улучшенными параметрами
По сравнению с предыдущей моделью, «2000-й» обладал улучшенными показателями. Его выпуск стартовал в 1989 году. В то время уже имелся заказ на 46 самолетов и перспектива на приобретение еще 147 в ближайшей перспективе. Он имел одну из самых больших в мире крейсерских скоростей среди моделей с ТВД – ок. 665 км / ч. Благодаря популярности предыдущей модели, его были готовы приобрести многие страны. Например, в России Saab-2000 находились среди авиапарка компании «Полет».
Самолет предполагался как более доступная альтернатива реактивным лайнерам для использования на небольших по продолжительности полета маршрутах. В его производстве приняли участие серьезные субподрядчики. К примеру, крылья изготовлены CASA. Первый полет машина совершила уже в 90-х, а к полноценной эксплуатации
Saab-2000 приступили с сентября 1994 года. Его технические показатели были следующими:
✅ дальность полета – 2035 км
✅ взлетный вес – до 23 тонн
✅ предельная скорость – 685 км / ч
✅ высота подъема – до 9,45 км
Возможность подниматься на высоту почти 10 км давало лайнеру преимущество в том, чтобы уходить за облака. В то же время, его скорость была на уровне Bombardier Dash 8-Q400. А этот борт заметно обходил «двухтысячного» по количеству пассажиров, перевозимых за один раз. Со временем, эта и другие проблемы сыграли не на пользу Saab-2000.
Сворачивание производства Saab-2000
Шведская компания старалась двигаться вперед. Однако конкуренты тоже не дремали. Рост продаж новой модели не наступил, потому что уже были турбореактивные самолеты с лучшими показателями. Компания Crossair снова стала основным клиентом, приобретя 34 борта и продолжая их использовать и в следующие десятилетия. Но, другие данные были не такими утешительными.

Шведский лайнер оказался в неприятной вилке: он не мог конкурировать с новыми моделями региональных самолетов. В то же время, ATR-42 и ATR-72 имели меньшую скорость, но были намного экономичней. Такая ситуация заставила шведов, во избежание дальнейших убытков, сворачивать производство модели, на которую возлагали немалые надежды. К началу XXI века их выпуск был полностью прекращен.
Впоследствии оставшиеся самолеты распродавали по сниженной цене. Такое выгодное предложение побудило британскую Eastern Airways приобрести Saab-2000 для эксплуатации на региональных маршрутах со сниженным пассажиропотоком. По тому же пути пошли и власти Пакистана. Они решили приобрести несколько шведских бортов во второй половине 2000-х для своих ВВС.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....