Транспортные самолеты Saab: удлиненная версия оказалась не такой успешной
100 лет назад автомобили были в диковинку, сейчас же это обыденное средство для более быстрого и комфортного передвижения в пространстве. Что-то подобное происходило и с транспортной авиацией. Сначала это были нечастые перелеты на длинные расстояния с посадками для дозаправки.
Постепенно воздушные маршруты стали более многочисленными и менее протяженными. Некоторые из них теперь осуществлялись внутри одной, часто небольшой по территории, страны. Так появилась потребность в специально разработанных пассажирских лайнерах для коротких авиалиний и внутригосударственных полетов.
В конце 70-х с такой ситуацией столкнулись американцы и ведущие страны Европы. Немного позже к ним присоединились бразильцы и начались поиски решения и разработка самолетов нового поколения. Конструкция их двигателей и других летных систем должна была быть ориентирована на короткие полеты. Так на первый план вышли турбовинтовые двигатели (ТВД). Новые самолеты обязаны были соответствовать нескольким критериям:
✅ более высокая экономичность
✅ улучшенный комфорт
✅ лучшие скоростные показатели
Такая техника могла заменить самолеты, разработанные в послевоенные десятилетия. В ней планировалось применить последние достижения в области электроники. Также хотелось использовать инженерные успехи в сфере конструкторских материалов, улучшения аэродинамики и силовых авиаустановок.
Когда в этот процесс включилась шведская компания Saab, то появилась надежда появления достойной модели пассажирского лайнера нового поколения. Правда, самостоятельно шведам было сложно справиться с таким разноплановым проектом. Ведь, кроме конструирования креплений двигателей, крыльев и хвостового оперения, были и другие технические моменты.
Уже упомянутое выше взяла на себя американская Fairchild Aircraft. А вот за изготовление основных систем самолета, в том числе, фюзеляжа и оформление разрешительной документации отвечала шведская сторона. Они же проводили и летные испытания экспериментальных образцов самолетов. Первое из них состоялось 25 января 1983 года.
Главной вехой в его истории стал 1985 год. В первой его половине прошла успешная презентация самолета на авиасалоне в Ле-Бурже. Это была модификация с более мощным двигателем CT7 и, соответственно, увеличенным на одну тонну максимальным взлетным весом.
В конце года новинка перестала быть плодом совместного производства. Американская компания решила покинуть перспективный проект в одностороннем порядке и самолет был переименован в Saab-340А, став чисто шведской моделью. Успешное развитие побудило создателей расширить ассортимент выпускаемой техники. Ведь кроме пассажирских рейсов существуют еще и грузоперевозки. Через несколько лет шведская компания попыталась занять и эту нишу.
Saab-340QC стал пробным шаром в указанном направлении. Самолет снабдили полезной функцией быстрой разгрузки и смены перевозимого груза. Самолет был продан финской авиакомпании в 1987 году. В то же время появилась другая модификация «340B», которая в течение 12 лет являлась серийной моделью компании. Она обладала еще более мощной силовой установкой, а максимум подъемной массы увеличился почти до 13 тонн.
По своей конструкции самолет относился к категории монопланов с крылом, расположенным ниже центральной линии. Разработка и оснащение салона лайнера предполагала два основных варианта: обычная конфигурация или самолет, предназначенный для служебного использования.
Крылья Saab-340 изготавливали из алюминиевого сплава. Этот факт, а, также, то, что они состояли из двух консолей, стыкующихся под фюзеляжем, помогали достичь положительного эффекта в двух направлениях: снижение веса и увеличения ресурса использования. Их форма позволяла крепление топливных баков, но сохраняла при этом прекрасные аэродинамические показатели. Используемые профили были плодами многолетних исследований и разработок NASA.
Фюзеляж Saab-340 являлся классическим и состоял из трех частей: носовой (к которой относилась кабина пилота), хвостовой (в нее включен багажный отсек) и центральной секции. Пространство внутри имело максимум эргономики за счет использования ниш под креслами для расположения ручной клади и изготовления самих мест для сидения из облегченных композитных материалов. Основные параметры были следующими:
✅ ширина кабины пилота – 2,16 м
✅ количество пассажирских мест – 35
✅ багажный отсек – 6,37 куб. м
✅ общий запас топлива – 3330 л
Сидения в пассажирском салоне устанавливались по схеме 2+1, с сохранением прохода. С обеих сторон крыла были оборудованы аварийные выходы. Служебный выход находился с правой стороны, а основной – с левой. Дверь грузового отсека оборудовали в хвостовой части слева.
Для быстрого перепрофилирования борта применен принцип «универсала»: перегородка багажного отсека легко перемещается, увеличивая грузовую площадь и, соответственно, уменьшая место для перевозки людей. Несложными манипуляциями пассажирский борт можно было превратить в грузопассажирский.
За 10 лет производства количество проданных моделей перешагнуло за отметку в 400 экземпляров. Последним заказом 1993 года стал патрульный самолет «340AEW». Но, уже в конце 80-х производители решили приступить к проектированию и производству удлиненной версии успешного лайнера. Новый проект получил наименование Saab-2000.
По сравнению с предыдущей моделью, «2000-й» обладал улучшенными показателями. Его выпуск стартовал в 1989 году. В то время уже имелся заказ на 46 самолетов и перспектива на приобретение еще 147 в ближайшей перспективе. Он имел одну из самых больших в мире крейсерских скоростей среди моделей с ТВД – ок. 665 км / ч. Благодаря популярности предыдущей модели, его были готовы приобрести многие страны. Например, в России Saab-2000 находились среди авиапарка компании «Полет».
Самолет предполагался как более доступная альтернатива реактивным лайнерам для использования на небольших по продолжительности полета маршрутах. В его производстве приняли участие серьезные субподрядчики. К примеру, крылья изготовлены CASA. Первый полет машина совершила уже в 90-х, а к полноценной эксплуатации
Saab-2000 приступили с сентября 1994 года. Его технические показатели были следующими:
✅ дальность полета – 2035 км
✅ взлетный вес – до 23 тонн
✅ предельная скорость – 685 км / ч
✅ высота подъема – до 9,45 км
Возможность подниматься на высоту почти 10 км давало лайнеру преимущество в том, чтобы уходить за облака. В то же время, его скорость была на уровне Bombardier Dash 8-Q400. А этот борт заметно обходил «двухтысячного» по количеству пассажиров, перевозимых за один раз. Со временем, эта и другие проблемы сыграли не на пользу Saab-2000.
Шведская компания старалась двигаться вперед. Однако конкуренты тоже не дремали. Рост продаж новой модели не наступил, потому что уже были турбореактивные самолеты с лучшими показателями. Компания Crossair снова стала основным клиентом, приобретя 34 борта и продолжая их использовать и в следующие десятилетия. Но, другие данные были не такими утешительными.
Шведский лайнер оказался в неприятной вилке: он не мог конкурировать с новыми моделями региональных самолетов. В то же время, ATR-42 и ATR-72 имели меньшую скорость, но были намного экономичней. Такая ситуация заставила шведов, во избежание дальнейших убытков, сворачивать производство модели, на которую возлагали немалые надежды. К началу XXI века их выпуск был полностью прекращен.
Впоследствии оставшиеся самолеты распродавали по сниженной цене. Такое выгодное предложение побудило британскую Eastern Airways приобрести Saab-2000 для эксплуатации на региональных маршрутах со сниженным пассажиропотоком. По тому же пути пошли и власти Пакистана. Они решили приобрести несколько шведских бортов во второй половине 2000-х для своих ВВС.
Постепенно воздушные маршруты стали более многочисленными и менее протяженными. Некоторые из них теперь осуществлялись внутри одной, часто небольшой по территории, страны. Так появилась потребность в специально разработанных пассажирских лайнерах для коротких авиалиний и внутригосударственных полетов.
Пульт управления Saab. Фото: youtube.com
В конце 70-х с такой ситуацией столкнулись американцы и ведущие страны Европы. Немного позже к ним присоединились бразильцы и начались поиски решения и разработка самолетов нового поколения. Конструкция их двигателей и других летных систем должна была быть ориентирована на короткие полеты. Так на первый план вышли турбовинтовые двигатели (ТВД). Новые самолеты обязаны были соответствовать нескольким критериям:
✅ более высокая экономичность
✅ улучшенный комфорт
✅ лучшие скоростные показатели
Такая техника могла заменить самолеты, разработанные в послевоенные десятилетия. В ней планировалось применить последние достижения в области электроники. Также хотелось использовать инженерные успехи в сфере конструкторских материалов, улучшения аэродинамики и силовых авиаустановок.
Пассажирский Saab-340 – успешная шведская модель начала 80-х
Когда в этот процесс включилась шведская компания Saab, то появилась надежда появления достойной модели пассажирского лайнера нового поколения. Правда, самостоятельно шведам было сложно справиться с таким разноплановым проектом. Ведь, кроме конструирования креплений двигателей, крыльев и хвостового оперения, были и другие технические моменты.
Saab-340 на взлетной полосе. Фото: youtube.com
Уже упомянутое выше взяла на себя американская Fairchild Aircraft. А вот за изготовление основных систем самолета, в том числе, фюзеляжа и оформление разрешительной документации отвечала шведская сторона. Они же проводили и летные испытания экспериментальных образцов самолетов. Первое из них состоялось 25 января 1983 года.
Новинкой заинтересовалась швейцарская компания Crossair и через 15 месяцев после первого опыта были начаты регулярные перелеты. Совместный лайнер получил наименование SF-340 и приобретал все больше популярности.
Главной вехой в его истории стал 1985 год. В первой его половине прошла успешная презентация самолета на авиасалоне в Ле-Бурже. Это была модификация с более мощным двигателем CT7 и, соответственно, увеличенным на одну тонну максимальным взлетным весом.
В конце года новинка перестала быть плодом совместного производства. Американская компания решила покинуть перспективный проект в одностороннем порядке и самолет был переименован в Saab-340А, став чисто шведской моделью. Успешное развитие побудило создателей расширить ассортимент выпускаемой техники. Ведь кроме пассажирских рейсов существуют еще и грузоперевозки. Через несколько лет шведская компания попыталась занять и эту нишу.
Силовая установка Saab. Фото: youtube.com
Saab-340QC стал пробным шаром в указанном направлении. Самолет снабдили полезной функцией быстрой разгрузки и смены перевозимого груза. Самолет был продан финской авиакомпании в 1987 году. В то же время появилась другая модификация «340B», которая в течение 12 лет являлась серийной моделью компании. Она обладала еще более мощной силовой установкой, а максимум подъемной массы увеличился почти до 13 тонн.
Технические параметры «340-й» модели
По своей конструкции самолет относился к категории монопланов с крылом, расположенным ниже центральной линии. Разработка и оснащение салона лайнера предполагала два основных варианта: обычная конфигурация или самолет, предназначенный для служебного использования.
Крылья Saab-340 изготавливали из алюминиевого сплава. Этот факт, а, также, то, что они состояли из двух консолей, стыкующихся под фюзеляжем, помогали достичь положительного эффекта в двух направлениях: снижение веса и увеличения ресурса использования. Их форма позволяла крепление топливных баков, но сохраняла при этом прекрасные аэродинамические показатели. Используемые профили были плодами многолетних исследований и разработок NASA.
Фюзеляж Saab-340 являлся классическим и состоял из трех частей: носовой (к которой относилась кабина пилота), хвостовой (в нее включен багажный отсек) и центральной секции. Пространство внутри имело максимум эргономики за счет использования ниш под креслами для расположения ручной клади и изготовления самих мест для сидения из облегченных композитных материалов. Основные параметры были следующими:
✅ ширина кабины пилота – 2,16 м
✅ количество пассажирских мест – 35
✅ багажный отсек – 6,37 куб. м
✅ общий запас топлива – 3330 л
Сидения в пассажирском салоне устанавливались по схеме 2+1, с сохранением прохода. С обеих сторон крыла были оборудованы аварийные выходы. Служебный выход находился с правой стороны, а основной – с левой. Дверь грузового отсека оборудовали в хвостовой части слева.
Для быстрого перепрофилирования борта применен принцип «универсала»: перегородка багажного отсека легко перемещается, увеличивая грузовую площадь и, соответственно, уменьшая место для перевозки людей. Несложными манипуляциями пассажирский борт можно было превратить в грузопассажирский.
Салон 2+1. Фото: youtube.com
За 10 лет производства количество проданных моделей перешагнуло за отметку в 400 экземпляров. Последним заказом 1993 года стал патрульный самолет «340AEW». Но, уже в конце 80-х производители решили приступить к проектированию и производству удлиненной версии успешного лайнера. Новый проект получил наименование Saab-2000.
Турбовинтовой Saab-2000 с улучшенными параметрами
По сравнению с предыдущей моделью, «2000-й» обладал улучшенными показателями. Его выпуск стартовал в 1989 году. В то время уже имелся заказ на 46 самолетов и перспектива на приобретение еще 147 в ближайшей перспективе. Он имел одну из самых больших в мире крейсерских скоростей среди моделей с ТВД – ок. 665 км / ч. Благодаря популярности предыдущей модели, его были готовы приобрести многие страны. Например, в России Saab-2000 находились среди авиапарка компании «Полет».
Самолет предполагался как более доступная альтернатива реактивным лайнерам для использования на небольших по продолжительности полета маршрутах. В его производстве приняли участие серьезные субподрядчики. К примеру, крылья изготовлены CASA. Первый полет машина совершила уже в 90-х, а к полноценной эксплуатации
Saab-2000 приступили с сентября 1994 года. Его технические показатели были следующими:
✅ дальность полета – 2035 км
✅ взлетный вес – до 23 тонн
✅ предельная скорость – 685 км / ч
✅ высота подъема – до 9,45 км
Возможность подниматься на высоту почти 10 км давало лайнеру преимущество в том, чтобы уходить за облака. В то же время, его скорость была на уровне Bombardier Dash 8-Q400. А этот борт заметно обходил «двухтысячного» по количеству пассажиров, перевозимых за один раз. Со временем, эта и другие проблемы сыграли не на пользу Saab-2000.
Сворачивание производства Saab-2000
Шведская компания старалась двигаться вперед. Однако конкуренты тоже не дремали. Рост продаж новой модели не наступил, потому что уже были турбореактивные самолеты с лучшими показателями. Компания Crossair снова стала основным клиентом, приобретя 34 борта и продолжая их использовать и в следующие десятилетия. Но, другие данные были не такими утешительными.
Удлиненная версия лайнера – Saab-2000. Фото: youtube.com
Шведский лайнер оказался в неприятной вилке: он не мог конкурировать с новыми моделями региональных самолетов. В то же время, ATR-42 и ATR-72 имели меньшую скорость, но были намного экономичней. Такая ситуация заставила шведов, во избежание дальнейших убытков, сворачивать производство модели, на которую возлагали немалые надежды. К началу XXI века их выпуск был полностью прекращен.
Впоследствии оставшиеся самолеты распродавали по сниженной цене. Такое выгодное предложение побудило британскую Eastern Airways приобрести Saab-2000 для эксплуатации на региональных маршрутах со сниженным пассажиропотоком. По тому же пути пошли и власти Пакистана. Они решили приобрести несколько шведских бортов во второй половине 2000-х для своих ВВС.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...