ЗИЛ-133 – мощный трехосный грузовик из СССР
Советские грузовики разнообразием не блистали, хотя, выглядели они брутально. Самыми запоминающимися были военные, вроде ЗИЛ-131, Урал 375/4320, ГАЗ-66 и КРАЗ-255/260.
Только был еще один грузовик, гражданский, он отличался от других моделей как внешностью, так и мощностью. Это ЗИЛ-133, который получил несколько прозвищ у советских водителей – «Крокодил», «Яга», «Щука».
Создавать новый грузовик начали еще в начале 1960-х годах. Тогда разрабатывали машины 130-го семейства и нужен был автомобиль более высокой грузоподъемности в дополнение к нему.
В 1962 году, когда среднетоннажный грузовик запустили в серийное производство, появился первый опытный тягач ЗИЛ-133В.
Изначально предполагалось, что автомобиль получит новый бензиновый мотор, который развивал бы 220 л. с. Этот силовой агрегат так и не удалось запустить в серийное производство. Поэтому первые модификации ЗИЛ-133 получили моторы от 130 семейства. Кстати, новый автомобиль, серийное производство которого было начато в 1975 году, стал самым тяжелым карбюраторным грузовиком в СССР.
Конструкторы Завода имени Лихачева прекрасно понимали, что оснащать бензиновым мотором такую модель – это обречь ее на огромный расход топлива. Одно дело – это военные грузовики ЗИЛ-131 и Урал-375Д, не так часто выезжающие. Совсем другое – это гражданский автомобиль, который предполагается эксплуатировать почти каждый день.
Первые опытные ЗИЛ-133 с дизельными двигателями появились еще в 1968 году. Сначала под капотом трехосного грузовика пытались разместить ЯМЗ-641 – мотор, разрабатываемый для КамАЗа. Несколько лет тестировались опытные образцы с этим силовым агрегатом, но он оказался ненадежным и проблемным в эксплуатации.
В 1972 году ЗИЛ-133 получил новый мотор ЯМЗ-740, через несколько лет – уже КамАЗ-740. В серийное производство автомобиль пошел как с бензиновыми, так и дизельными силовыми агрегатами.
Для Завода имени Лихачева ЗИЛ-133 стал единственной моделью тяжелого грузовика. Ставки на него не делали – на производстве планировалось запустить в серию бескапотную модель ЗИЛ-170, но ее заставили отдать КамАЗу.
Хотя у Завода имени Лихачева был огромный опыт в производстве грузовых автомобилей, новая тяжелая модель получилась достаточно спорной. Во-первых, бензинового двигателя ЗИЛ-130 не хватало для грузовика.
Во-вторых, средний мост высокой надежностью не отличался, так как был недоработан конструкторами. Водители жаловались, что редуктор перебирать было сложно и в большинстве случаев бесполезно.
Грузоподъемность ЗИЛ-133 составляла 8-10 тонн, в зависимости от модификации, поэтому держать такой грузовик на подхвате в городе часто было невыгодно. Автомобили годились для дальних рейсов, хотя водители так не считали.
Кабина ЗИЛ-130 для ночевок слишком тесная. В 1950-1960-х годах это было еще простительно, но не во второй половине 70-х. По этой причине большинство советских автобаз заказывали шасси ЗИЛ-133, переоборудованное под спецмашины. Особой популярностью пользовались подъемные краны.
Конструкторы периодически пытались модернизировать свое детище:
✅ Появлялись новые дизельные двигатели – были даже турбированные
✅ Устанавливали баки повышенной емкости
✅ В 1988 году появилась улучшенная кабина со спальным местом
Несмотря на это, ЗИЛ-133 водители недолюбливали. Те, кто работал в городе – за его габариты, а те, кто ездил в длительные рейсы – за неудобную для ночевок кабину. Зато водители подъемных кранов не жаловались на свою судьбу – машина с мощным оборудованием позволяла заработать на «халтурах».
Хотя ЗИЛ-133 был запущен в серийное производство после 130-ой модели, надежностью этот грузовик по сравнению с ней не блистал. Все дело в том, что тяжелая техника для Завода имени Лихачева была в новинку, да и запускали модель в спешке.
Несмотря на все минусы, ЗИЛ-133 получился более качественный, чем первые модели КАМАЗ. Бензиновые двигатели ранних модификаций, несмотря на недостаточную мощность, являлись простыми в ремонте и эксплуатации. У КАМАЗов, с их недоработанными дизельными моторами, с надежностью были проблемы.
Список двигателей, устанавливаемых на ЗИЛ-133, был разнообразным.
Под капотом «Крокодила» можно было увидеть:
✅ Бензиновый ЗИЛ-130
✅ Дизельные моторы с индексами 6454 и 6453 от того же производителя
✅ КамАЗ-740
✅ ЯМЗ-236
Все силовые агрегаты, кроме первого, работали на тяжелом топливе. Последний считается самым лучшим для ЗИЛ-133 – он оснащен турбонагнетателем.
Трансмиссия на грузовик ставилась на 5, 9 и 10 скоростей. Первые две производились на Заводе имени Лихачева, последняя – камазовская.
Переключение передач инженеры хорошо продумали. Оно осуществлялось за счет пневмомеханического привода. Использование сжатого воздуха помогало работать коробкой без лишнего приложения сил, а передачи можно было выбирать предварительно.
Тормоза у ЗИЛ-133 серьезные, как и полагается тяжелой грузовой технике. Основная система пневматическая, дополнительная помогала останавливаться за счет торможения двигателем. Это увеличивало общий ресурс.
Для автомобиля повышенной грузоподъемности не подходило даже шасси ЗИЛ-131. Конструкторам Завода имени Лихачева пришлось разрабатывать новую, усиленную раму, состоящую из двух штампованных лонжеронов. Чтобы она получила достаточную жесткость, было решено снабдить ее пятью поперечинами.
Рамы толстые и прочные – если их обрабатывали, то они до сих пор находятся в хорошем состоянии. К сожалению, такое встречается редко – старые советские грузовики использовали на убой, берегли разве что спецтехнику, вроде подъемных кранов.
Подвески у ЗИЛ-133 зависимые, рессорные. Спереди устанавливались еще и телескопические амортизаторы.
Плюсы и минусы ЗИЛ-133 стоит рассматривать в свете современности. Основным достоинством модели является низкая цена. Найти грузовик в хорошем состоянии сейчас сложно, но, если получится это сделать – он будет радовать нового владельца еще несколько десятков лет. Конечно, при надлежащем обслуживании.
Минусов у модели гораздо больше. Бензиновые варианты «тихоходные», отличаются высоким расходом топлива. 50 литров на 100 км/ч – это нормально для такого грузовика. Работать при таком расходе малорентабельно, разве что на спецтехнике, вроде подъемных кранов.
Второй минус – это проблемы с поиском запчастей. Грузовик давно не выпускается, завод-производитель обанкротился. Приходится искать что-то на барахолках. Некоторые покупают сразу два автомобиля – один используется в качестве донора деталей.
Несмотря на колесную формулу 6х4, грузовик не отличается проходимостью. В лесу его эксплуатировать точно не стоит.
ЗИЛ-133 не стал таким известным, как другие модели Завода имени Лихачева. Несмотря на это, машина оказалась жизнеспособной – она выпускалась с 1975 по 1999 годы. Несмотря на минусы, модель до сих пор помнят водители-профессионалы, чья карьера начиналась еще в СССР.
Только был еще один грузовик, гражданский, он отличался от других моделей как внешностью, так и мощностью. Это ЗИЛ-133, который получил несколько прозвищ у советских водителей – «Крокодил», «Яга», «Щука».
История появления модели
Создавать новый грузовик начали еще в начале 1960-х годах. Тогда разрабатывали машины 130-го семейства и нужен был автомобиль более высокой грузоподъемности в дополнение к нему.
Длина кузова ЗИЛ-133 впечатляет. Фото: Youtube.com
В 1962 году, когда среднетоннажный грузовик запустили в серийное производство, появился первый опытный тягач ЗИЛ-133В.
В последующие несколько лет собрали еще несколько автомобилей. Один из них был длиннобазным, а второй – укороченным.
Изначально предполагалось, что автомобиль получит новый бензиновый мотор, который развивал бы 220 л. с. Этот силовой агрегат так и не удалось запустить в серийное производство. Поэтому первые модификации ЗИЛ-133 получили моторы от 130 семейства. Кстати, новый автомобиль, серийное производство которого было начато в 1975 году, стал самым тяжелым карбюраторным грузовиком в СССР.
Конструкторы Завода имени Лихачева прекрасно понимали, что оснащать бензиновым мотором такую модель – это обречь ее на огромный расход топлива. Одно дело – это военные грузовики ЗИЛ-131 и Урал-375Д, не так часто выезжающие. Совсем другое – это гражданский автомобиль, который предполагается эксплуатировать почти каждый день.
Первые опытные ЗИЛ-133 с дизельными двигателями появились еще в 1968 году. Сначала под капотом трехосного грузовика пытались разместить ЯМЗ-641 – мотор, разрабатываемый для КамАЗа. Несколько лет тестировались опытные образцы с этим силовым агрегатом, но он оказался ненадежным и проблемным в эксплуатации.
Двигатель КаМАЗ-740. Фото: Youtube.com
В 1972 году ЗИЛ-133 получил новый мотор ЯМЗ-740, через несколько лет – уже КамАЗ-740. В серийное производство автомобиль пошел как с бензиновыми, так и дизельными силовыми агрегатами.
Для Завода имени Лихачева ЗИЛ-133 стал единственной моделью тяжелого грузовика. Ставки на него не делали – на производстве планировалось запустить в серию бескапотную модель ЗИЛ-170, но ее заставили отдать КамАЗу.
Особенности
Хотя у Завода имени Лихачева был огромный опыт в производстве грузовых автомобилей, новая тяжелая модель получилась достаточно спорной. Во-первых, бензинового двигателя ЗИЛ-130 не хватало для грузовика.
Во-вторых, средний мост высокой надежностью не отличался, так как был недоработан конструкторами. Водители жаловались, что редуктор перебирать было сложно и в большинстве случаев бесполезно.
Кабина ЗИЛ-133. Фото: Youtube.com
Грузоподъемность ЗИЛ-133 составляла 8-10 тонн, в зависимости от модификации, поэтому держать такой грузовик на подхвате в городе часто было невыгодно. Автомобили годились для дальних рейсов, хотя водители так не считали.
Кабина ЗИЛ-130 для ночевок слишком тесная. В 1950-1960-х годах это было еще простительно, но не во второй половине 70-х. По этой причине большинство советских автобаз заказывали шасси ЗИЛ-133, переоборудованное под спецмашины. Особой популярностью пользовались подъемные краны.
Конструкторы периодически пытались модернизировать свое детище:
✅ Появлялись новые дизельные двигатели – были даже турбированные
✅ Устанавливали баки повышенной емкости
✅ В 1988 году появилась улучшенная кабина со спальным местом
Несмотря на это, ЗИЛ-133 водители недолюбливали. Те, кто работал в городе – за его габариты, а те, кто ездил в длительные рейсы – за неудобную для ночевок кабину. Зато водители подъемных кранов не жаловались на свою судьбу – машина с мощным оборудованием позволяла заработать на «халтурах».
Хотя ЗИЛ-133 был запущен в серийное производство после 130-ой модели, надежностью этот грузовик по сравнению с ней не блистал. Все дело в том, что тяжелая техника для Завода имени Лихачева была в новинку, да и запускали модель в спешке.
ЗИЛ-133 с прицепом. Фото: Youtube.com
Несмотря на все минусы, ЗИЛ-133 получился более качественный, чем первые модели КАМАЗ. Бензиновые двигатели ранних модификаций, несмотря на недостаточную мощность, являлись простыми в ремонте и эксплуатации. У КАМАЗов, с их недоработанными дизельными моторами, с надежностью были проблемы.
Технические характеристики
Список двигателей, устанавливаемых на ЗИЛ-133, был разнообразным.
Под капотом «Крокодила» можно было увидеть:
✅ Бензиновый ЗИЛ-130
✅ Дизельные моторы с индексами 6454 и 6453 от того же производителя
✅ КамАЗ-740
✅ ЯМЗ-236
Все силовые агрегаты, кроме первого, работали на тяжелом топливе. Последний считается самым лучшим для ЗИЛ-133 – он оснащен турбонагнетателем.
Седельный тягачь ЗИЛ-133. Фото: Youtube.com
Трансмиссия на грузовик ставилась на 5, 9 и 10 скоростей. Первые две производились на Заводе имени Лихачева, последняя – камазовская.
Переключение передач инженеры хорошо продумали. Оно осуществлялось за счет пневмомеханического привода. Использование сжатого воздуха помогало работать коробкой без лишнего приложения сил, а передачи можно было выбирать предварительно.
Тормоза у ЗИЛ-133 серьезные, как и полагается тяжелой грузовой технике. Основная система пневматическая, дополнительная помогала останавливаться за счет торможения двигателем. Это увеличивало общий ресурс.
Был и так называемый «стоп-кран». Эта дополнительная защита помогала остановить машину в случае отказа основной тормозной системы. Ручник работал за счет сжатого воздуха.
Рама, шасси и подвески
Для автомобиля повышенной грузоподъемности не подходило даже шасси ЗИЛ-131. Конструкторам Завода имени Лихачева пришлось разрабатывать новую, усиленную раму, состоящую из двух штампованных лонжеронов. Чтобы она получила достаточную жесткость, было решено снабдить ее пятью поперечинами.
Самосвал ЗИЛ-133. Фото: Youtube.com
Рамы толстые и прочные – если их обрабатывали, то они до сих пор находятся в хорошем состоянии. К сожалению, такое встречается редко – старые советские грузовики использовали на убой, берегли разве что спецтехнику, вроде подъемных кранов.
Подвески у ЗИЛ-133 зависимые, рессорные. Спереди устанавливались еще и телескопические амортизаторы.
Достоинства и недостатки модели
Плюсы и минусы ЗИЛ-133 стоит рассматривать в свете современности. Основным достоинством модели является низкая цена. Найти грузовик в хорошем состоянии сейчас сложно, но, если получится это сделать – он будет радовать нового владельца еще несколько десятков лет. Конечно, при надлежащем обслуживании.
Минусов у модели гораздо больше. Бензиновые варианты «тихоходные», отличаются высоким расходом топлива. 50 литров на 100 км/ч – это нормально для такого грузовика. Работать при таком расходе малорентабельно, разве что на спецтехнике, вроде подъемных кранов.
Военная модификация ЗИЛ-133 с односкатной ошиновкой. Фото: Youtube.com
Второй минус – это проблемы с поиском запчастей. Грузовик давно не выпускается, завод-производитель обанкротился. Приходится искать что-то на барахолках. Некоторые покупают сразу два автомобиля – один используется в качестве донора деталей.
Несмотря на колесную формулу 6х4, грузовик не отличается проходимостью. В лесу его эксплуатировать точно не стоит.
ЗИЛ-133 не стал таким известным, как другие модели Завода имени Лихачева. Несмотря на это, машина оказалась жизнеспособной – она выпускалась с 1975 по 1999 годы. Несмотря на минусы, модель до сих пор помнят водители-профессионалы, чья карьера начиналась еще в СССР.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...