На чем полетят россияне в 2023-24 году
Еще совсем недавно импортозамещение было трендом, а сегодня это уже жизненная необходимость. Однако справедливости ради стоит отметить: не только политические события текущего года стали толчком к развитию российского авиапрома. Возрождение отрасли началось в нулевых годах, когда буквально с нуля разработали МС-21. Авиационная отрасль промышленности в России всегда была на высоком уровне и в большей мере за два-три последних десятилетия «просела» не инженерная, а маркетинговая часть.
По словам экспертов, у РФ сомнения в добросовестности заграничных партнеров были всегда. Примером может служить история с композитным крылом. В 2019 году американцы запретили своей корпорации Hexcel, а «попутно» и японской Toray Industries продавать в Россию необходимые материалы. Это не остановило разработку МС-21: всего за полтора года наладили собственное производство композитных крыльев. Уже с ними в 2021-м МС-21 впервые поднялся в небо. Но это не единственный самолет, на котором россияне уже будут летать в 2023-24 годах.
На этот март в РФ насчитывалось 9163 гражданских самолета. Из них почти 10 % можно считать утерянными из-за санкций: машины по требованиям лизинговых организаций остались в заграничных портах. Что же еще противопоставит российский авиапром «Боингам» и «Аэрбасам»? Но сначала стоит рассказать о том, как обстоят дела с флагманом.
Самолет «комплектуется» новейшими двигателями ПД-14 поколений «пять» и «пять плюс». Лайнер обладает самым широким фюзеляжем в своем классе. Отличается более высоким комфортом, уменьшенным временем посадки и высадки пассажиров. Крылья машины изготовлены из композита. На сегодня в мире летает только три таких машины: Airbus 350 XWB, Boeing 787 Dreamliner (больше известный, как Airbus 220). При этом стоимость отечественного лайнера ниже конкурентов в своей нише на 10 млн. долларов.
В конце минувшего года премьер-министр РФ выделил 61 млрд. руб. на проект «МС-21», куда входит производство российских комплектующих для самолета, строительство заводских площадок, подразумевающее создание новых рабочих мест. К концу текущего года начнется контрольная эксплуатация двух самолетов. Полномасштабное производство развернется в 2024-м. По словам авиационных инженеров, самолет практически полностью состоит из российских узлов, систем и деталей, проработка касается некоторых второстепенных вопросов. Единственный «мешающий» фактор – время: оно нужно, чтобы полностью убедиться в летных характеристиках лайнера и его безопасности.
Первые серийные МС-21 получит «дочка» «Аэрофлота» компания «Россия». Среди других заказчиков – ГТЛК, «Газпромавиа», «Ямал», «Якут».
Под последним названием подразумевает самолет, полностью собранный из российских комплектующих. Первый, несмотря на проблемы с обслуживанием, доставкой запасных частей, показал себя с лучшей стороны. К сегодняшнему дню произведено почти 200 машин. Работы над SSJ New (изначальное наименования Sukhoi Superjet 100R, или по заводской маркировке RRJ-95NEW-100) стартовали в 2018-м, первый полет и сертификация намечены на следующий год.
В новой версии «Суперджета» предусмотрено применение 97 % российских узлов, деталей и систем. Например, комплекты бортовой радиоэлектроники поставляет Концерн КРЭТ. По сообщению главы Раменского филиала, основные элементы БРЭО прошли сертификацию, органы управления проверяются на МС-21. В марте этого года модернизировали кабину пилотов: вместо пяти мониторов установили широкоформатные дисплеи типа тех, что стоят в МС-21. Попутно проводилось совершенствование лайнера: выявленные в ходе эксплуатации SSJ-100 недостатки устраняются, улучшаются стандартные характеристики. Например, увеличена посадочная масса на 1 т (до 42 т).
Модернизация самолета, разработанного еще в Советском Союзе, стартовала в 2016 году. Предполагается: после проведенного «рестайлинга» лайнер станет дешевле, а его техническое обслуживание проще. Глава компании «Внуковских авиалиний» заявил, что модернизированный Ил-96 станет конкурентом Boeing и Airbus. Из наиболее серьезных новшеств стоит выделить удлинение фюзеляжа и полное обновление авионики.
Еще недавно высказывалось мнение, что Ил-96-400 крупносерийно производить не будут, однако в сложившейся ситуации полномасштабный выпуск модели поможет решить множество проблем. На «поток» машина встанет в 2024 году.
Авиалайнер производится на заводе в Казани, выпущено 30 машин разных версий. Воздушные суда изготавливали небольшими партиями; однако ситуация меняется.
По словам Дениса Мантурова, возглавляющего Минпромторг, темпы будут наращиваться: до 10 единиц техники в год. На сегодня в Ту-214 минимум запчастей заграничного производства, а к следующему году планируется заместить и их.
Российско-китайский проект, в разработке которого участвуют ОАК (РФ) и Comac (КНР). По техническим параметрам лайнер напоминает МС-21: такой же широкий фюзеляж, максимум комфорта для пассажиров эконом-класса. Самолет будет эксплуатироваться на протяженных маршрутах. В минувшем сентябре проходила информация, что судно может быть оснащено российскими двигателями ПД-35. Это наиболее мощные агрегаты, проектируемые на сегодня.
CR929 по ряду параметров, в т. ч. экономичности, превосходит зарубежные аналоги. Серийное производство было намечено на 2026-27 годы, однако с учетом сложившейся ситуации работы (в т. ч. по созданию двигателя ПД-35) форсируются.
Испытания самолета находятся на завершающем этапе. Впервые Ил-114-300 поднялся в небо еще в конце 2020-го (разработка началась еще в 80-е). Сегодня авиакомпании остро ощущают нехватку недорогих в обслуживании судов, способных летать в непростых климатических условиях. Технические данные Ил-114:
✅ размах крыльев – 30 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 13,7 т (23,5 т)
✅ силовой агрегат – два двигателя ТВ7-117 по 2500 «лошадей»
✅ средняя скорость – 500 км/ч
✅ дальность – 5 тыс. 100 км
✅ наибольшая высота – 7,6 км
✅ пассажировместимость – 64 человека
✅ экипаж – 2 пилота
Самолет специально разработан для использования на аэродромах с короткой бетонной (1300 м) взлетно-посадочной полосой, в северных условиях. При этом самолет не зависит от наземных источников энергии и является полностью автономным. Это позволяет ему садиться на недостаточно хорошо оборудованных аэродромах, что расширяет географию его использования.
Производство И-114-300 возобновлено в 2019 году на предприятии ПАО ВАСО в Воронеже. В августе 2021-го потерпел катастрофу Ил-112, оснащенный такими же двигателями, что и Ил-114. Однако в Минпромторге заявили, что из-за происшествия сроки сертификации передвигать не будут, а они намечены на этот год, начало запуска в серию запланировано на следующий.
Выводы вполне утешительные, остается только подождать, чтобы ожидания совпали с надеждами. Осталось совсем немного: уже 2023 год покажет, насколько продвинулся вперед в своих замыслах российский авиапром.
По словам экспертов, у РФ сомнения в добросовестности заграничных партнеров были всегда. Примером может служить история с композитным крылом. В 2019 году американцы запретили своей корпорации Hexcel, а «попутно» и японской Toray Industries продавать в Россию необходимые материалы. Это не остановило разработку МС-21: всего за полтора года наладили собственное производство композитных крыльев. Уже с ними в 2021-м МС-21 впервые поднялся в небо. Но это не единственный самолет, на котором россияне уже будут летать в 2023-24 годах.
Испытания МС-21 признаны успешными. Фото: YouTube.com
На этот март в РФ насчитывалось 9163 гражданских самолета. Из них почти 10 % можно считать утерянными из-за санкций: машины по требованиям лизинговых организаций остались в заграничных портах. Что же еще противопоставит российский авиапром «Боингам» и «Аэрбасам»? Но сначала стоит рассказать о том, как обстоят дела с флагманом.
МС-21
Самолет «комплектуется» новейшими двигателями ПД-14 поколений «пять» и «пять плюс». Лайнер обладает самым широким фюзеляжем в своем классе. Отличается более высоким комфортом, уменьшенным временем посадки и высадки пассажиров. Крылья машины изготовлены из композита. На сегодня в мире летает только три таких машины: Airbus 350 XWB, Boeing 787 Dreamliner (больше известный, как Airbus 220). При этом стоимость отечественного лайнера ниже конкурентов в своей нише на 10 млн. долларов.
Производство МС-21 в 2024 станет полномасштабным. Фото: YouTube.com
В конце минувшего года премьер-министр РФ выделил 61 млрд. руб. на проект «МС-21», куда входит производство российских комплектующих для самолета, строительство заводских площадок, подразумевающее создание новых рабочих мест. К концу текущего года начнется контрольная эксплуатация двух самолетов. Полномасштабное производство развернется в 2024-м. По словам авиационных инженеров, самолет практически полностью состоит из российских узлов, систем и деталей, проработка касается некоторых второстепенных вопросов. Единственный «мешающий» фактор – время: оно нужно, чтобы полностью убедиться в летных характеристиках лайнера и его безопасности.
Вся авионика в серийном МС-21 будет российского производства. Фото: YouTube.com
Первые серийные МС-21 получит «дочка» «Аэрофлота» компания «Россия». Среди других заказчиков – ГТЛК, «Газпромавиа», «Ямал», «Якут».
«Суперджет 100» и Superjet New
Под последним названием подразумевает самолет, полностью собранный из российских комплектующих. Первый, несмотря на проблемы с обслуживанием, доставкой запасных частей, показал себя с лучшей стороны. К сегодняшнему дню произведено почти 200 машин. Работы над SSJ New (изначальное наименования Sukhoi Superjet 100R, или по заводской маркировке RRJ-95NEW-100) стартовали в 2018-м, первый полет и сертификация намечены на следующий год.
«Аэрофлот» – один из первых заказчиков SSJ New. Фото: YouTube.com
В новой версии «Суперджета» предусмотрено применение 97 % российских узлов, деталей и систем. Например, комплекты бортовой радиоэлектроники поставляет Концерн КРЭТ. По сообщению главы Раменского филиала, основные элементы БРЭО прошли сертификацию, органы управления проверяются на МС-21. В марте этого года модернизировали кабину пилотов: вместо пяти мониторов установили широкоформатные дисплеи типа тех, что стоят в МС-21. Попутно проводилось совершенствование лайнера: выявленные в ходе эксплуатации SSJ-100 недостатки устраняются, улучшаются стандартные характеристики. Например, увеличена посадочная масса на 1 т (до 42 т).
Есть заключенные в 2018 году контракты на поставку сорока единиц SSJ New иранским авиакомпаниям Iran Air Tours и Iran Aseman Airlines. В ближайшее время заканчиваются испытания навигационной системы, предстоит сертификация двигателя ПД-8. Серийный выпуск машины намечен на 2024 год.
Ил-96-400
Модернизация самолета, разработанного еще в Советском Союзе, стартовала в 2016 году. Предполагается: после проведенного «рестайлинга» лайнер станет дешевле, а его техническое обслуживание проще. Глава компании «Внуковских авиалиний» заявил, что модернизированный Ил-96 станет конкурентом Boeing и Airbus. Из наиболее серьезных новшеств стоит выделить удлинение фюзеляжа и полное обновление авионики.
Ил-96-400м управляется тремя членами экипажа: не исключено, что их число сократится до двух. Фото: YouTube.com
Еще недавно высказывалось мнение, что Ил-96-400 крупносерийно производить не будут, однако в сложившейся ситуации полномасштабный выпуск модели поможет решить множество проблем. На «поток» машина встанет в 2024 году.
Ту-214
Авиалайнер производится на заводе в Казани, выпущено 30 машин разных версий. Воздушные суда изготавливали небольшими партиями; однако ситуация меняется.
Ту-214 перевозит до 210 пассажиров. Фото: YouTube.com
По словам Дениса Мантурова, возглавляющего Минпромторг, темпы будут наращиваться: до 10 единиц техники в год. На сегодня в Ту-214 минимум запчастей заграничного производства, а к следующему году планируется заместить и их.
CR929
Российско-китайский проект, в разработке которого участвуют ОАК (РФ) и Comac (КНР). По техническим параметрам лайнер напоминает МС-21: такой же широкий фюзеляж, максимум комфорта для пассажиров эконом-класса. Самолет будет эксплуатироваться на протяженных маршрутах. В минувшем сентябре проходила информация, что судно может быть оснащено российскими двигателями ПД-35. Это наиболее мощные агрегаты, проектируемые на сегодня.
Работы по созданию российско-китайского лайнера будут ускорены. Фото: YouTube.com
CR929 по ряду параметров, в т. ч. экономичности, превосходит зарубежные аналоги. Серийное производство было намечено на 2026-27 годы, однако с учетом сложившейся ситуации работы (в т. ч. по созданию двигателя ПД-35) форсируются.
Ил-114-300
Испытания самолета находятся на завершающем этапе. Впервые Ил-114-300 поднялся в небо еще в конце 2020-го (разработка началась еще в 80-е). Сегодня авиакомпании остро ощущают нехватку недорогих в обслуживании судов, способных летать в непростых климатических условиях. Технические данные Ил-114:
✅ размах крыльев – 30 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 13,7 т (23,5 т)
✅ силовой агрегат – два двигателя ТВ7-117 по 2500 «лошадей»
✅ средняя скорость – 500 км/ч
✅ дальность – 5 тыс. 100 км
✅ наибольшая высота – 7,6 км
✅ пассажировместимость – 64 человека
✅ экипаж – 2 пилота
Первый полет был совершен в 1990-м и до 2012-го судно выпускалось авиационным заводом в Ташкенте. Всего изготовили 20 машин, из которых эксплуатируется две, три единицы техники разрушено, остальные законсервированы.
Самолет специально разработан для использования на аэродромах с короткой бетонной (1300 м) взлетно-посадочной полосой, в северных условиях. При этом самолет не зависит от наземных источников энергии и является полностью автономным. Это позволяет ему садиться на недостаточно хорошо оборудованных аэродромах, что расширяет географию его использования.
Ил-114-300 на выставке МАКС-2021. Фото: YouTube.com
Производство И-114-300 возобновлено в 2019 году на предприятии ПАО ВАСО в Воронеже. В августе 2021-го потерпел катастрофу Ил-112, оснащенный такими же двигателями, что и Ил-114. Однако в Минпромторге заявили, что из-за происшествия сроки сертификации передвигать не будут, а они намечены на этот год, начало запуска в серию запланировано на следующий.
Самолет с собственным трапом может взлетать и садиться на небольших аэродромах. Фото: YouTube.com
Выводы вполне утешительные, остается только подождать, чтобы ожидания совпали с надеждами. Осталось совсем немного: уже 2023 год покажет, насколько продвинулся вперед в своих замыслах российский авиапром.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...