
На чем полетят россияне в 2023-24 году
Еще совсем недавно импортозамещение было трендом, а сегодня это уже жизненная необходимость. Однако справедливости ради стоит отметить: не только политические события текущего года стали толчком к развитию российского авиапрома. Возрождение отрасли началось в нулевых годах, когда буквально с нуля разработали МС-21. Авиационная отрасль промышленности в России всегда была на высоком уровне и в большей мере за два-три последних десятилетия «просела» не инженерная, а маркетинговая часть.
По словам экспертов, у РФ сомнения в добросовестности заграничных партнеров были всегда. Примером может служить история с композитным крылом. В 2019 году американцы запретили своей корпорации Hexcel, а «попутно» и японской Toray Industries продавать в Россию необходимые материалы. Это не остановило разработку МС-21: всего за полтора года наладили собственное производство композитных крыльев. Уже с ними в 2021-м МС-21 впервые поднялся в небо. Но это не единственный самолет, на котором россияне уже будут летать в 2023-24 годах.
Испытания МС-21 признаны успешными. Фото: YouTube.com
На этот март в РФ насчитывалось 9163 гражданских самолета. Из них почти 10 % можно считать утерянными из-за санкций: машины по требованиям лизинговых организаций остались в заграничных портах. Что же еще противопоставит российский авиапром «Боингам» и «Аэрбасам»? Но сначала стоит рассказать о том, как обстоят дела с флагманом.
Самолет «комплектуется» новейшими двигателями ПД-14 поколений «пять» и «пять плюс». Лайнер обладает самым широким фюзеляжем в своем классе. Отличается более высоким комфортом, уменьшенным временем посадки и высадки пассажиров. Крылья машины изготовлены из композита. На сегодня в мире летает только три таких машины: Airbus 350 XWB, Boeing 787 Dreamliner (больше известный, как Airbus 220). При этом стоимость отечественного лайнера ниже конкурентов в своей нише на 10 млн. долларов.
Производство МС-21 в 2024 станет полномасштабным. Фото: YouTube.com
В конце минувшего года премьер-министр РФ выделил 61 млрд. руб. на проект «МС-21», куда входит производство российских комплектующих для самолета, строительство заводских площадок, подразумевающее создание новых рабочих мест. К концу текущего года начнется контрольная эксплуатация двух самолетов. Полномасштабное производство развернется в 2024-м. По словам авиационных инженеров, самолет практически полностью состоит из российских узлов, систем и деталей, проработка касается некоторых второстепенных вопросов. Единственный «мешающий» фактор – время: оно нужно, чтобы полностью убедиться в летных характеристиках лайнера и его безопасности.
Вся авионика в серийном МС-21 будет российского производства. Фото: YouTube.com
Первые серийные МС-21 получит «дочка» «Аэрофлота» компания «Россия». Среди других заказчиков – ГТЛК, «Газпромавиа», «Ямал», «Якут».
Под последним названием подразумевает самолет, полностью собранный из российских комплектующих. Первый, несмотря на проблемы с обслуживанием, доставкой запасных частей, показал себя с лучшей стороны. К сегодняшнему дню произведено почти 200 машин. Работы над SSJ New (изначальное наименования Sukhoi Superjet 100R, или по заводской маркировке RRJ-95NEW-100) стартовали в 2018-м, первый полет и сертификация намечены на следующий год.
«Аэрофлот» – один из первых заказчиков SSJ New. Фото: YouTube.com
В новой версии «Суперджета» предусмотрено применение 97 % российских узлов, деталей и систем. Например, комплекты бортовой радиоэлектроники поставляет Концерн КРЭТ. По сообщению главы Раменского филиала, основные элементы БРЭО прошли сертификацию, органы управления проверяются на МС-21. В марте этого года модернизировали кабину пилотов: вместо пяти мониторов установили широкоформатные дисплеи типа тех, что стоят в МС-21. Попутно проводилось совершенствование лайнера: выявленные в ходе эксплуатации SSJ-100 недостатки устраняются, улучшаются стандартные характеристики. Например, увеличена посадочная масса на 1 т (до 42 т).
Модернизация самолета, разработанного еще в Советском Союзе, стартовала в 2016 году. Предполагается: после проведенного «рестайлинга» лайнер станет дешевле, а его техническое обслуживание проще. Глава компании «Внуковских авиалиний» заявил, что модернизированный Ил-96 станет конкурентом Boeing и Airbus. Из наиболее серьезных новшеств стоит выделить удлинение фюзеляжа и полное обновление авионики.
Ил-96-400м управляется тремя членами экипажа: не исключено, что их число сократится до двух. Фото: YouTube.com
Еще недавно высказывалось мнение, что Ил-96-400 крупносерийно производить не будут, однако в сложившейся ситуации полномасштабный выпуск модели поможет решить множество проблем. На «поток» машина встанет в 2024 году.
Авиалайнер производится на заводе в Казани, выпущено 30 машин разных версий. Воздушные суда изготавливали небольшими партиями; однако ситуация меняется.
Ту-214 перевозит до 210 пассажиров. Фото: YouTube.com
По словам Дениса Мантурова, возглавляющего Минпромторг, темпы будут наращиваться: до 10 единиц техники в год. На сегодня в Ту-214 минимум запчастей заграничного производства, а к следующему году планируется заместить и их.
Российско-китайский проект, в разработке которого участвуют ОАК (РФ) и Comac (КНР). По техническим параметрам лайнер напоминает МС-21: такой же широкий фюзеляж, максимум комфорта для пассажиров эконом-класса. Самолет будет эксплуатироваться на протяженных маршрутах. В минувшем сентябре проходила информация, что судно может быть оснащено российскими двигателями ПД-35. Это наиболее мощные агрегаты, проектируемые на сегодня.
Работы по созданию российско-китайского лайнера будут ускорены. Фото: YouTube.com
CR929 по ряду параметров, в т. ч. экономичности, превосходит зарубежные аналоги. Серийное производство было намечено на 2026-27 годы, однако с учетом сложившейся ситуации работы (в т. ч. по созданию двигателя ПД-35) форсируются.
Испытания самолета находятся на завершающем этапе. Впервые Ил-114-300 поднялся в небо еще в конце 2020-го (разработка началась еще в 80-е). Сегодня авиакомпании остро ощущают нехватку недорогих в обслуживании судов, способных летать в непростых климатических условиях. Технические данные Ил-114:
✅ размах крыльев – 30 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 13,7 т (23,5 т)
✅ силовой агрегат – два двигателя ТВ7-117 по 2500 «лошадей»
✅ средняя скорость – 500 км/ч
✅ дальность – 5 тыс. 100 км
✅ наибольшая высота – 7,6 км
✅ пассажировместимость – 64 человека
✅ экипаж – 2 пилота
Самолет специально разработан для использования на аэродромах с короткой бетонной (1300 м) взлетно-посадочной полосой, в северных условиях. При этом самолет не зависит от наземных источников энергии и является полностью автономным. Это позволяет ему садиться на недостаточно хорошо оборудованных аэродромах, что расширяет географию его использования.
Ил-114-300 на выставке МАКС-2021. Фото: YouTube.com
Производство И-114-300 возобновлено в 2019 году на предприятии ПАО ВАСО в Воронеже. В августе 2021-го потерпел катастрофу Ил-112, оснащенный такими же двигателями, что и Ил-114. Однако в Минпромторге заявили, что из-за происшествия сроки сертификации передвигать не будут, а они намечены на этот год, начало запуска в серию запланировано на следующий.
Самолет с собственным трапом может взлетать и садиться на небольших аэродромах. Фото: YouTube.com
Выводы вполне утешительные, остается только подождать, чтобы ожидания совпали с надеждами. Осталось совсем немного: уже 2023 год покажет, насколько продвинулся вперед в своих замыслах российский авиапром.
По словам экспертов, у РФ сомнения в добросовестности заграничных партнеров были всегда. Примером может служить история с композитным крылом. В 2019 году американцы запретили своей корпорации Hexcel, а «попутно» и японской Toray Industries продавать в Россию необходимые материалы. Это не остановило разработку МС-21: всего за полтора года наладили собственное производство композитных крыльев. Уже с ними в 2021-м МС-21 впервые поднялся в небо. Но это не единственный самолет, на котором россияне уже будут летать в 2023-24 годах.

На этот март в РФ насчитывалось 9163 гражданских самолета. Из них почти 10 % можно считать утерянными из-за санкций: машины по требованиям лизинговых организаций остались в заграничных портах. Что же еще противопоставит российский авиапром «Боингам» и «Аэрбасам»? Но сначала стоит рассказать о том, как обстоят дела с флагманом.
МС-21
Самолет «комплектуется» новейшими двигателями ПД-14 поколений «пять» и «пять плюс». Лайнер обладает самым широким фюзеляжем в своем классе. Отличается более высоким комфортом, уменьшенным временем посадки и высадки пассажиров. Крылья машины изготовлены из композита. На сегодня в мире летает только три таких машины: Airbus 350 XWB, Boeing 787 Dreamliner (больше известный, как Airbus 220). При этом стоимость отечественного лайнера ниже конкурентов в своей нише на 10 млн. долларов.

В конце минувшего года премьер-министр РФ выделил 61 млрд. руб. на проект «МС-21», куда входит производство российских комплектующих для самолета, строительство заводских площадок, подразумевающее создание новых рабочих мест. К концу текущего года начнется контрольная эксплуатация двух самолетов. Полномасштабное производство развернется в 2024-м. По словам авиационных инженеров, самолет практически полностью состоит из российских узлов, систем и деталей, проработка касается некоторых второстепенных вопросов. Единственный «мешающий» фактор – время: оно нужно, чтобы полностью убедиться в летных характеристиках лайнера и его безопасности.

Первые серийные МС-21 получит «дочка» «Аэрофлота» компания «Россия». Среди других заказчиков – ГТЛК, «Газпромавиа», «Ямал», «Якут».
«Суперджет 100» и Superjet New
Под последним названием подразумевает самолет, полностью собранный из российских комплектующих. Первый, несмотря на проблемы с обслуживанием, доставкой запасных частей, показал себя с лучшей стороны. К сегодняшнему дню произведено почти 200 машин. Работы над SSJ New (изначальное наименования Sukhoi Superjet 100R, или по заводской маркировке RRJ-95NEW-100) стартовали в 2018-м, первый полет и сертификация намечены на следующий год.

В новой версии «Суперджета» предусмотрено применение 97 % российских узлов, деталей и систем. Например, комплекты бортовой радиоэлектроники поставляет Концерн КРЭТ. По сообщению главы Раменского филиала, основные элементы БРЭО прошли сертификацию, органы управления проверяются на МС-21. В марте этого года модернизировали кабину пилотов: вместо пяти мониторов установили широкоформатные дисплеи типа тех, что стоят в МС-21. Попутно проводилось совершенствование лайнера: выявленные в ходе эксплуатации SSJ-100 недостатки устраняются, улучшаются стандартные характеристики. Например, увеличена посадочная масса на 1 т (до 42 т).
Есть заключенные в 2018 году контракты на поставку сорока единиц SSJ New иранским авиакомпаниям Iran Air Tours и Iran Aseman Airlines. В ближайшее время заканчиваются испытания навигационной системы, предстоит сертификация двигателя ПД-8. Серийный выпуск машины намечен на 2024 год.
Ил-96-400
Модернизация самолета, разработанного еще в Советском Союзе, стартовала в 2016 году. Предполагается: после проведенного «рестайлинга» лайнер станет дешевле, а его техническое обслуживание проще. Глава компании «Внуковских авиалиний» заявил, что модернизированный Ил-96 станет конкурентом Boeing и Airbus. Из наиболее серьезных новшеств стоит выделить удлинение фюзеляжа и полное обновление авионики.

Еще недавно высказывалось мнение, что Ил-96-400 крупносерийно производить не будут, однако в сложившейся ситуации полномасштабный выпуск модели поможет решить множество проблем. На «поток» машина встанет в 2024 году.
Ту-214
Авиалайнер производится на заводе в Казани, выпущено 30 машин разных версий. Воздушные суда изготавливали небольшими партиями; однако ситуация меняется.

По словам Дениса Мантурова, возглавляющего Минпромторг, темпы будут наращиваться: до 10 единиц техники в год. На сегодня в Ту-214 минимум запчастей заграничного производства, а к следующему году планируется заместить и их.
CR929
Российско-китайский проект, в разработке которого участвуют ОАК (РФ) и Comac (КНР). По техническим параметрам лайнер напоминает МС-21: такой же широкий фюзеляж, максимум комфорта для пассажиров эконом-класса. Самолет будет эксплуатироваться на протяженных маршрутах. В минувшем сентябре проходила информация, что судно может быть оснащено российскими двигателями ПД-35. Это наиболее мощные агрегаты, проектируемые на сегодня.

CR929 по ряду параметров, в т. ч. экономичности, превосходит зарубежные аналоги. Серийное производство было намечено на 2026-27 годы, однако с учетом сложившейся ситуации работы (в т. ч. по созданию двигателя ПД-35) форсируются.
Ил-114-300
Испытания самолета находятся на завершающем этапе. Впервые Ил-114-300 поднялся в небо еще в конце 2020-го (разработка началась еще в 80-е). Сегодня авиакомпании остро ощущают нехватку недорогих в обслуживании судов, способных летать в непростых климатических условиях. Технические данные Ил-114:
✅ размах крыльев – 30 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 13,7 т (23,5 т)
✅ силовой агрегат – два двигателя ТВ7-117 по 2500 «лошадей»
✅ средняя скорость – 500 км/ч
✅ дальность – 5 тыс. 100 км
✅ наибольшая высота – 7,6 км
✅ пассажировместимость – 64 человека
✅ экипаж – 2 пилота
Первый полет был совершен в 1990-м и до 2012-го судно выпускалось авиационным заводом в Ташкенте. Всего изготовили 20 машин, из которых эксплуатируется две, три единицы техники разрушено, остальные законсервированы.
Самолет специально разработан для использования на аэродромах с короткой бетонной (1300 м) взлетно-посадочной полосой, в северных условиях. При этом самолет не зависит от наземных источников энергии и является полностью автономным. Это позволяет ему садиться на недостаточно хорошо оборудованных аэродромах, что расширяет географию его использования.

Производство И-114-300 возобновлено в 2019 году на предприятии ПАО ВАСО в Воронеже. В августе 2021-го потерпел катастрофу Ил-112, оснащенный такими же двигателями, что и Ил-114. Однако в Минпромторге заявили, что из-за происшествия сроки сертификации передвигать не будут, а они намечены на этот год, начало запуска в серию запланировано на следующий.

Выводы вполне утешительные, остается только подождать, чтобы ожидания совпали с надеждами. Осталось совсем немного: уже 2023 год покажет, насколько продвинулся вперед в своих замыслах российский авиапром.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....