VR1000 Road Racer: «Lucifer Hummer II»
Harley Davidson – компания, находившаяся на острие технического прогресса с момента основания, в 1903 году. Harley остро соперничала на гоночных трассах двадцатых и тридцатых годов с Indian. Высшей категорией считались мотоциклы «класса Ц», правда шоссейных гонок тогда вообще не было, потому что на тот момент таких трасс еще не построили. В те годы соревнования проводили на дощатых треках (Board Tracker), подъеме на холм и «дирт треку».
После Войны все вернулось на круги своя: мотоциклы Harley Davidson вновь вернулись на любимый американцами «дирт трек», где вновь встретились с заклятыми «друзьями» из Indian.
В 1933 году АМА объявили, что со следующего года к гонкам допустят мотоциклы рабочим объемом 750 см3 с клапанным механизмом SV, и «пятисотки» с верхними клапанами.
До конца шестидесятых, благодаря регламенту, давшему преимущество в рабочем объеме нижнеклапанным двигателям, Харлеи доминировали в гонках AMA Heavyweight Road Race «класса Ц». Но постепенно британцы из BSA и Triumph продавили изменения правил, и с 1 января 1970 года рабочий объем всех без исключения моторов составлял 750 см3, что автоматически исключило гонщиков на нижнеклапанных Harley Davidson из претендентов на победу.
Рэйборн выиграл 11 этапов национальных чемпионатов AMA за свою короткую, но яркую профессиональную гоночную карьеру. Десять из этих побед были одержаны на шоссейных этапах, что сделало Кэла лучшим американским гонщиком своего времени. Рэйборн получил преимущество за счет необычного стиля пилотажа: Кэл проезжал повороты в силовом скольжении, то есть определил свое время лет на десять, используя приемы из дирт-трека на асфальте. До ничего никто так не ездил.
Слава Кэла Рейборна достигла апогея после того, как в 1972 году, когда он принял участие в англо-американских гонках Match Race, состоящих из шести этапов, и проходящих на трех трассах: Брэндс-Хэтч, Мэллори-Парк и Оултон-Парк.
Разумеется, Рэйборн ехал на Harley-Davidson XR750, который европейские эксперты считали безнадежно устаревшим. Кэлвин впервые оказался на на Туманном Альбионе, где ему пришлось соперничать с лучшими британскими гонщиками, выступающих на лучших мотоциклах мира. Кэл выступал со сломанным в Имоле плечом, на абсолютно незнакомых трассах, но это не помешало ему выиграть три из шести гонок! Рэйборн получил награду «BP Man of the Meet Award», и сердца английских мотоболельщиков!
Всю свою карьеру, за исключением последней в жизни гонки, Рэйборн выступал на Harley-Davidson. XR750TT стал прощальным подарком Кэлвина Рейборна заводу из Милуоки. Мотоцикл разрабатывали с учетом запросов и представлений Кэла Рейборна о том, как должен ехать гоночный мотоцикл. И он был, безусловно, лучшим шоссейным байком, который только мог появиться у Harley!
После того, как в «класс Ц» допустили верхнеклапанные Triumph, BSA и BMW, в Harley Davidson быстро среагировали, разработав верхнеклапанный XR750, прозванный впоследствии «железная башка». Казалось, что жизнь заводской команды Harley Davidson налаживается, но тут произошло «японское вторжение» четырехцилиндровых мотоциклов:
✅ Honda
✅ Yamaha
✅ Suzuki
✅ Kawasaki
К тому же японские заводы привлекали гонщиков Гран-при, например, «Короля» Кенни Робертса!
Во второй половине семидесятых руководство АМА, осознало, что любимые зрителями «большие твины» абсолютно неконкурентоспособны, и в 1982 году учредили новый класс: Battle of the Twins (BOTT). Теперь гонщики на «Харлеях» снова могли, на радость зрителям, выигрывать гонки!
Было бы несправедливо считать, что класс Battle of the Twins был моносерией, созданной для Harley Davidson. В гонку больших «твинов» с радостью включились итальянские заводы Ducati и Moto Guzzi, а также британский Cosworth (использующий в качестве двигателя два цилиндра от «формульного» мотора DFV). Японцы так же не остались в стороне, например, Honda представила свой V-twin – «выфер» (VFR).
В 1983 году Harley разработали для новой серии мотоцикл XR1000 Sportster. По сути все тот же XR750, но с объемом двигателя 1000 см3. Байк назвали «Молот Люцифера» и он основывался на том же раме и подвеске, что и гоночные модели XR750TT эпохи Рэйборна. Уик-энд в Дайтоне вошел в историю: Джей Спригнстен и Harley Davidson XR1000 за одну ночь стали легендарными, победив в 200 мильной гонке Ducati Луки Лучинелли.
Именно благодаря классу AMA Battle of the Twins, свет увидели такие экзотические мотоциклы как:
✅ «Lucifer Hummer»
✅ Moto Guzzi 1000R
✅ Quantel Cosworth
✅ Britten V1000
Названный в честь научно-фантастического романа «Молот Люцифера», мотоцикл доминировал в шоссейных гонках «AMA Pro Battle Of The Twins» с 1984 по 1986 год, и оставался конкурентоспособным до 1988 года, до того момента, когда гегемонию Harley Davidson и Ducati прервал Даг Браунек, выступавший на Moto Guzzi 1000R.
При создании приемника «Молота Люцифера», руководство Харлей Дэвидсон поставило условие, что все, без исключения, компоненты нового мотоцикла должны производиться в Америке. Исключение сделали для впрыска топлива и передней вилки. В 1988 году команда разработчиков приступила к созданию мотоцикла, начав, разумеется, с двигателя: 60-градусный V-образный «твин» с жидкостным охлаждением имел диаметр цилиндра и ход поршня 98x66 мм: точно такие же размеры, как у заводского Ducati 916 1994 года. Первоначальную концепцию разработал инженер Harley Davidson Марк Миллер, при участии бывшего руководителя гоночного подразделения Дика О'Брайена, а также Дона Тилли, Эрика Бьюэлла и эксперта по головкам цилиндров Джерри Бранча. Для Harley Davidson новый двигатель являл собой terra incognita: никогда прежде завод из Милуоки не создавал моторы жидкостного охлаждения, с двойным верхним распредвалом и впрыском топлива!
В 1993 году – через пять лет после начала проекта VR1000 – свет увидел первый мотоцикл. Столь долгий «период созревания» стал результатом постоянных споров и препирательств между различными отделами Harley Davidson. Больше всех вставлял палки в колеса финансовый отдел, так как на тот момент фирма испытывала острую нехватку денежных средств даже для разработки традиционных «чопперов» и «круизеров». Разумеется, что гоночный проект финансировался по остаточному принципу.
Тесты первого экземпляра VR1000 провели в апреле 1993 года на гоночной трассе Gratten Raceway в Мичигане. На тот момент мотоцикл производил 150 лошадиных сил, что было бы конкурентоспособным четыре или пять лет назад, но к 1994 году, когда он дебютировал на Daytona 200, этого катастрофически не хватало! И тем не менее, для участия в Дайтоне Harley Davidson нанял отличных гонщиков: Криса Карра, Мигеля Дюамеля, Паскаля Пикотта, Дуга Чандлера и Скотта Рассела. Вот только мотоцикл оказался удручающе ненадежным и производительным, из-за чего максималка VR1000 не дотягивала даже до показателей «Lucifer Hummer» XR1000 Дона Тилли десятилетней давности!
Пока конструкторы разбирались с причудами и проблемами байка, Harley Davidson оставалось выпустить в свободную продажу дорожный вариант мотоцикла, для омологации. И тут произошел забавный казус. Строгие требования США по выбросам, оказались для дорожного VR1000 непреодолимыми. Хотя скорее финансово невыполнимыми. На выручку пришла смекалка: правила AMA Superbike не оговаривали, где именно должны быть зарегистрированы 50 омологационных мотоциклов. Таким образом, все VR1000 зарегистрировали в Польше! Где экологические нормы были, скажем так, несколько менее строгими, чем в США.
Между тем, VR продолжал демонстрировать неутешительные результаты на гоночных трассах. За всю свою гоночную программу, охватывающую период с 1994 по 2001 год, он завоевал только одну поул-позицию, это удалось Клиффу Карру в Помоне. Потомок легендарного Молота Лицифера так и не смог одержать ни одной победы, и в Harley Davidson поспешили о нем забыть.
После Войны все вернулось на круги своя: мотоциклы Harley Davidson вновь вернулись на любимый американцами «дирт трек», где вновь встретились с заклятыми «друзьями» из Indian.
Что такое Heavyweight Road Race класса Ц:
В 1933 году АМА объявили, что со следующего года к гонкам допустят мотоциклы рабочим объемом 750 см3 с клапанным механизмом SV, и «пятисотки» с верхними клапанами.
Довоенные гоночные мотоциклы Indian и Harley Davidson. Фото: Youtube.com
До конца шестидесятых, благодаря регламенту, давшему преимущество в рабочем объеме нижнеклапанным двигателям, Харлеи доминировали в гонках AMA Heavyweight Road Race «класса Ц». Но постепенно британцы из BSA и Triumph продавили изменения правил, и с 1 января 1970 года рабочий объем всех без исключения моторов составлял 750 см3, что автоматически исключило гонщиков на нижнеклапанных Harley Davidson из претендентов на победу.
Кто такой Келвин «Кэл» Рэйборн:
Рэйборн выиграл 11 этапов национальных чемпионатов AMA за свою короткую, но яркую профессиональную гоночную карьеру. Десять из этих побед были одержаны на шоссейных этапах, что сделало Кэла лучшим американским гонщиком своего времени. Рэйборн получил преимущество за счет необычного стиля пилотажа: Кэл проезжал повороты в силовом скольжении, то есть определил свое время лет на десять, используя приемы из дирт-трека на асфальте. До ничего никто так не ездил.
Transatlantic Trophy '73: Рэйборн (Harley Davidson) опередил Вильямса (Norton). Фото: Youtube.com
Слава Кэла Рейборна достигла апогея после того, как в 1972 году, когда он принял участие в англо-американских гонках Match Race, состоящих из шести этапов, и проходящих на трех трассах: Брэндс-Хэтч, Мэллори-Парк и Оултон-Парк.
Разумеется, Рэйборн ехал на Harley-Davidson XR750, который европейские эксперты считали безнадежно устаревшим. Кэлвин впервые оказался на на Туманном Альбионе, где ему пришлось соперничать с лучшими британскими гонщиками, выступающих на лучших мотоциклах мира. Кэл выступал со сломанным в Имоле плечом, на абсолютно незнакомых трассах, но это не помешало ему выиграть три из шести гонок! Рэйборн получил награду «BP Man of the Meet Award», и сердца английских мотоболельщиков!
Всю свою карьеру, за исключением последней в жизни гонки, Рэйборн выступал на Harley-Davidson. XR750TT стал прощальным подарком Кэлвина Рейборна заводу из Милуоки. Мотоцикл разрабатывали с учетом запросов и представлений Кэла Рейборна о том, как должен ехать гоночный мотоцикл. И он был, безусловно, лучшим шоссейным байком, который только мог появиться у Harley!
Что такое «AMA Battle of the Twins»:
После того, как в «класс Ц» допустили верхнеклапанные Triumph, BSA и BMW, в Harley Davidson быстро среагировали, разработав верхнеклапанный XR750, прозванный впоследствии «железная башка». Казалось, что жизнь заводской команды Harley Davidson налаживается, но тут произошло «японское вторжение» четырехцилиндровых мотоциклов:
✅ Honda
✅ Yamaha
✅ Suzuki
✅ Kawasaki
К тому же японские заводы привлекали гонщиков Гран-при, например, «Короля» Кенни Робертса!
Harley-Davidson. XR750TT с дисковыми тормозами. Фото: Youtube.com
Во второй половине семидесятых руководство АМА, осознало, что любимые зрителями «большие твины» абсолютно неконкурентоспособны, и в 1982 году учредили новый класс: Battle of the Twins (BOTT). Теперь гонщики на «Харлеях» снова могли, на радость зрителям, выигрывать гонки!
Было бы несправедливо считать, что класс Battle of the Twins был моносерией, созданной для Harley Davidson. В гонку больших «твинов» с радостью включились итальянские заводы Ducati и Moto Guzzi, а также британский Cosworth (использующий в качестве двигателя два цилиндра от «формульного» мотора DFV). Японцы так же не остались в стороне, например, Honda представила свой V-twin – «выфер» (VFR).
«Lucifer Hummer»
В 1983 году Harley разработали для новой серии мотоцикл XR1000 Sportster. По сути все тот же XR750, но с объемом двигателя 1000 см3. Байк назвали «Молот Люцифера» и он основывался на том же раме и подвеске, что и гоночные модели XR750TT эпохи Рэйборна. Уик-энд в Дайтоне вошел в историю: Джей Спригнстен и Harley Davidson XR1000 за одну ночь стали легендарными, победив в 200 мильной гонке Ducati Луки Лучинелли.
Harley Davidson XR1000, также известный как «Молот Люцифера». Фото: Youtube.com
Именно благодаря классу AMA Battle of the Twins, свет увидели такие экзотические мотоциклы как:
✅ «Lucifer Hummer»
✅ Moto Guzzi 1000R
✅ Quantel Cosworth
✅ Britten V1000
Названный в честь научно-фантастического романа «Молот Люцифера», мотоцикл доминировал в шоссейных гонках «AMA Pro Battle Of The Twins» с 1984 по 1986 год, и оставался конкурентоспособным до 1988 года, до того момента, когда гегемонию Harley Davidson и Ducati прервал Даг Браунек, выступавший на Moto Guzzi 1000R.
Harley-Davidson VR1000
При создании приемника «Молота Люцифера», руководство Харлей Дэвидсон поставило условие, что все, без исключения, компоненты нового мотоцикла должны производиться в Америке. Исключение сделали для впрыска топлива и передней вилки. В 1988 году команда разработчиков приступила к созданию мотоцикла, начав, разумеется, с двигателя: 60-градусный V-образный «твин» с жидкостным охлаждением имел диаметр цилиндра и ход поршня 98x66 мм: точно такие же размеры, как у заводского Ducati 916 1994 года. Первоначальную концепцию разработал инженер Harley Davidson Марк Миллер, при участии бывшего руководителя гоночного подразделения Дика О'Брайена, а также Дона Тилли, Эрика Бьюэлла и эксперта по головкам цилиндров Джерри Бранча. Для Harley Davidson новый двигатель являл собой terra incognita: никогда прежде завод из Милуоки не создавал моторы жидкостного охлаждения, с двойным верхним распредвалом и впрыском топлива!
Harley-Davidson VR1000
В 1993 году – через пять лет после начала проекта VR1000 – свет увидел первый мотоцикл. Столь долгий «период созревания» стал результатом постоянных споров и препирательств между различными отделами Harley Davidson. Больше всех вставлял палки в колеса финансовый отдел, так как на тот момент фирма испытывала острую нехватку денежных средств даже для разработки традиционных «чопперов» и «круизеров». Разумеется, что гоночный проект финансировался по остаточному принципу.
Тесты первого экземпляра VR1000 провели в апреле 1993 года на гоночной трассе Gratten Raceway в Мичигане. На тот момент мотоцикл производил 150 лошадиных сил, что было бы конкурентоспособным четыре или пять лет назад, но к 1994 году, когда он дебютировал на Daytona 200, этого катастрофически не хватало! И тем не менее, для участия в Дайтоне Harley Davidson нанял отличных гонщиков: Криса Карра, Мигеля Дюамеля, Паскаля Пикотта, Дуга Чандлера и Скотта Рассела. Вот только мотоцикл оказался удручающе ненадежным и производительным, из-за чего максималка VR1000 не дотягивала даже до показателей «Lucifer Hummer» XR1000 Дона Тилли десятилетней давности!
Harley-Davidson VR1000, вид сбоку. Фото: Youtube.com
Пока конструкторы разбирались с причудами и проблемами байка, Harley Davidson оставалось выпустить в свободную продажу дорожный вариант мотоцикла, для омологации. И тут произошел забавный казус. Строгие требования США по выбросам, оказались для дорожного VR1000 непреодолимыми. Хотя скорее финансово невыполнимыми. На выручку пришла смекалка: правила AMA Superbike не оговаривали, где именно должны быть зарегистрированы 50 омологационных мотоциклов. Таким образом, все VR1000 зарегистрировали в Польше! Где экологические нормы были, скажем так, несколько менее строгими, чем в США.
Harley-Davidson VR1000 не смог достичь славы предков. Фото: Youtube.com
Между тем, VR продолжал демонстрировать неутешительные результаты на гоночных трассах. За всю свою гоночную программу, охватывающую период с 1994 по 2001 год, он завоевал только одну поул-позицию, это удалось Клиффу Карру в Помоне. Потомок легендарного Молота Лицифера так и не смог одержать ни одной победы, и в Harley Davidson поспешили о нем забыть.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....