VR1000 Road Racer: «Lucifer Hummer II»
Harley Davidson – компания, находившаяся на острие технического прогресса с момента основания, в 1903 году. Harley остро соперничала на гоночных трассах двадцатых и тридцатых годов с Indian. Высшей категорией считались мотоциклы «класса Ц», правда шоссейных гонок тогда вообще не было, потому что на тот момент таких трасс еще не построили. В те годы соревнования проводили на дощатых треках (Board Tracker), подъеме на холм и «дирт треку».
После Войны все вернулось на круги своя: мотоциклы Harley Davidson вновь вернулись на любимый американцами «дирт трек», где вновь встретились с заклятыми «друзьями» из Indian.
В 1933 году АМА объявили, что со следующего года к гонкам допустят мотоциклы рабочим объемом 750 см3 с клапанным механизмом SV, и «пятисотки» с верхними клапанами.
До конца шестидесятых, благодаря регламенту, давшему преимущество в рабочем объеме нижнеклапанным двигателям, Харлеи доминировали в гонках AMA Heavyweight Road Race «класса Ц». Но постепенно британцы из BSA и Triumph продавили изменения правил, и с 1 января 1970 года рабочий объем всех без исключения моторов составлял 750 см3, что автоматически исключило гонщиков на нижнеклапанных Harley Davidson из претендентов на победу.
Рэйборн выиграл 11 этапов национальных чемпионатов AMA за свою короткую, но яркую профессиональную гоночную карьеру. Десять из этих побед были одержаны на шоссейных этапах, что сделало Кэла лучшим американским гонщиком своего времени. Рэйборн получил преимущество за счет необычного стиля пилотажа: Кэл проезжал повороты в силовом скольжении, то есть определил свое время лет на десять, используя приемы из дирт-трека на асфальте. До ничего никто так не ездил.
Слава Кэла Рейборна достигла апогея после того, как в 1972 году, когда он принял участие в англо-американских гонках Match Race, состоящих из шести этапов, и проходящих на трех трассах: Брэндс-Хэтч, Мэллори-Парк и Оултон-Парк.
Разумеется, Рэйборн ехал на Harley-Davidson XR750, который европейские эксперты считали безнадежно устаревшим. Кэлвин впервые оказался на на Туманном Альбионе, где ему пришлось соперничать с лучшими британскими гонщиками, выступающих на лучших мотоциклах мира. Кэл выступал со сломанным в Имоле плечом, на абсолютно незнакомых трассах, но это не помешало ему выиграть три из шести гонок! Рэйборн получил награду «BP Man of the Meet Award», и сердца английских мотоболельщиков!
Всю свою карьеру, за исключением последней в жизни гонки, Рэйборн выступал на Harley-Davidson. XR750TT стал прощальным подарком Кэлвина Рейборна заводу из Милуоки. Мотоцикл разрабатывали с учетом запросов и представлений Кэла Рейборна о том, как должен ехать гоночный мотоцикл. И он был, безусловно, лучшим шоссейным байком, который только мог появиться у Harley!
После того, как в «класс Ц» допустили верхнеклапанные Triumph, BSA и BMW, в Harley Davidson быстро среагировали, разработав верхнеклапанный XR750, прозванный впоследствии «железная башка». Казалось, что жизнь заводской команды Harley Davidson налаживается, но тут произошло «японское вторжение» четырехцилиндровых мотоциклов:
✅ Honda
✅ Yamaha
✅ Suzuki
✅ Kawasaki
К тому же японские заводы привлекали гонщиков Гран-при, например, «Короля» Кенни Робертса!
Во второй половине семидесятых руководство АМА, осознало, что любимые зрителями «большие твины» абсолютно неконкурентоспособны, и в 1982 году учредили новый класс: Battle of the Twins (BOTT). Теперь гонщики на «Харлеях» снова могли, на радость зрителям, выигрывать гонки!
Было бы несправедливо считать, что класс Battle of the Twins был моносерией, созданной для Harley Davidson. В гонку больших «твинов» с радостью включились итальянские заводы Ducati и Moto Guzzi, а также британский Cosworth (использующий в качестве двигателя два цилиндра от «формульного» мотора DFV). Японцы так же не остались в стороне, например, Honda представила свой V-twin – «выфер» (VFR).
В 1983 году Harley разработали для новой серии мотоцикл XR1000 Sportster. По сути все тот же XR750, но с объемом двигателя 1000 см3. Байк назвали «Молот Люцифера» и он основывался на том же раме и подвеске, что и гоночные модели XR750TT эпохи Рэйборна. Уик-энд в Дайтоне вошел в историю: Джей Спригнстен и Harley Davidson XR1000 за одну ночь стали легендарными, победив в 200 мильной гонке Ducati Луки Лучинелли.
Именно благодаря классу AMA Battle of the Twins, свет увидели такие экзотические мотоциклы как:
✅ «Lucifer Hummer»
✅ Moto Guzzi 1000R
✅ Quantel Cosworth
✅ Britten V1000
Названный в честь научно-фантастического романа «Молот Люцифера», мотоцикл доминировал в шоссейных гонках «AMA Pro Battle Of The Twins» с 1984 по 1986 год, и оставался конкурентоспособным до 1988 года, до того момента, когда гегемонию Harley Davidson и Ducati прервал Даг Браунек, выступавший на Moto Guzzi 1000R.
При создании приемника «Молота Люцифера», руководство Харлей Дэвидсон поставило условие, что все, без исключения, компоненты нового мотоцикла должны производиться в Америке. Исключение сделали для впрыска топлива и передней вилки. В 1988 году команда разработчиков приступила к созданию мотоцикла, начав, разумеется, с двигателя: 60-градусный V-образный «твин» с жидкостным охлаждением имел диаметр цилиндра и ход поршня 98x66 мм: точно такие же размеры, как у заводского Ducati 916 1994 года. Первоначальную концепцию разработал инженер Harley Davidson Марк Миллер, при участии бывшего руководителя гоночного подразделения Дика О'Брайена, а также Дона Тилли, Эрика Бьюэлла и эксперта по головкам цилиндров Джерри Бранча. Для Harley Davidson новый двигатель являл собой terra incognita: никогда прежде завод из Милуоки не создавал моторы жидкостного охлаждения, с двойным верхним распредвалом и впрыском топлива!
В 1993 году – через пять лет после начала проекта VR1000 – свет увидел первый мотоцикл. Столь долгий «период созревания» стал результатом постоянных споров и препирательств между различными отделами Harley Davidson. Больше всех вставлял палки в колеса финансовый отдел, так как на тот момент фирма испытывала острую нехватку денежных средств даже для разработки традиционных «чопперов» и «круизеров». Разумеется, что гоночный проект финансировался по остаточному принципу.
Тесты первого экземпляра VR1000 провели в апреле 1993 года на гоночной трассе Gratten Raceway в Мичигане. На тот момент мотоцикл производил 150 лошадиных сил, что было бы конкурентоспособным четыре или пять лет назад, но к 1994 году, когда он дебютировал на Daytona 200, этого катастрофически не хватало! И тем не менее, для участия в Дайтоне Harley Davidson нанял отличных гонщиков: Криса Карра, Мигеля Дюамеля, Паскаля Пикотта, Дуга Чандлера и Скотта Рассела. Вот только мотоцикл оказался удручающе ненадежным и производительным, из-за чего максималка VR1000 не дотягивала даже до показателей «Lucifer Hummer» XR1000 Дона Тилли десятилетней давности!
Пока конструкторы разбирались с причудами и проблемами байка, Harley Davidson оставалось выпустить в свободную продажу дорожный вариант мотоцикла, для омологации. И тут произошел забавный казус. Строгие требования США по выбросам, оказались для дорожного VR1000 непреодолимыми. Хотя скорее финансово невыполнимыми. На выручку пришла смекалка: правила AMA Superbike не оговаривали, где именно должны быть зарегистрированы 50 омологационных мотоциклов. Таким образом, все VR1000 зарегистрировали в Польше! Где экологические нормы были, скажем так, несколько менее строгими, чем в США.
Между тем, VR продолжал демонстрировать неутешительные результаты на гоночных трассах. За всю свою гоночную программу, охватывающую период с 1994 по 2001 год, он завоевал только одну поул-позицию, это удалось Клиффу Карру в Помоне. Потомок легендарного Молота Лицифера так и не смог одержать ни одной победы, и в Harley Davidson поспешили о нем забыть.
После Войны все вернулось на круги своя: мотоциклы Harley Davidson вновь вернулись на любимый американцами «дирт трек», где вновь встретились с заклятыми «друзьями» из Indian.
Что такое Heavyweight Road Race класса Ц:
В 1933 году АМА объявили, что со следующего года к гонкам допустят мотоциклы рабочим объемом 750 см3 с клапанным механизмом SV, и «пятисотки» с верхними клапанами.
Довоенные гоночные мотоциклы Indian и Harley Davidson. Фото: Youtube.com
До конца шестидесятых, благодаря регламенту, давшему преимущество в рабочем объеме нижнеклапанным двигателям, Харлеи доминировали в гонках AMA Heavyweight Road Race «класса Ц». Но постепенно британцы из BSA и Triumph продавили изменения правил, и с 1 января 1970 года рабочий объем всех без исключения моторов составлял 750 см3, что автоматически исключило гонщиков на нижнеклапанных Harley Davidson из претендентов на победу.
Кто такой Келвин «Кэл» Рэйборн:
Рэйборн выиграл 11 этапов национальных чемпионатов AMA за свою короткую, но яркую профессиональную гоночную карьеру. Десять из этих побед были одержаны на шоссейных этапах, что сделало Кэла лучшим американским гонщиком своего времени. Рэйборн получил преимущество за счет необычного стиля пилотажа: Кэл проезжал повороты в силовом скольжении, то есть определил свое время лет на десять, используя приемы из дирт-трека на асфальте. До ничего никто так не ездил.
Transatlantic Trophy '73: Рэйборн (Harley Davidson) опередил Вильямса (Norton). Фото: Youtube.com
Слава Кэла Рейборна достигла апогея после того, как в 1972 году, когда он принял участие в англо-американских гонках Match Race, состоящих из шести этапов, и проходящих на трех трассах: Брэндс-Хэтч, Мэллори-Парк и Оултон-Парк.
Разумеется, Рэйборн ехал на Harley-Davidson XR750, который европейские эксперты считали безнадежно устаревшим. Кэлвин впервые оказался на на Туманном Альбионе, где ему пришлось соперничать с лучшими британскими гонщиками, выступающих на лучших мотоциклах мира. Кэл выступал со сломанным в Имоле плечом, на абсолютно незнакомых трассах, но это не помешало ему выиграть три из шести гонок! Рэйборн получил награду «BP Man of the Meet Award», и сердца английских мотоболельщиков!
Всю свою карьеру, за исключением последней в жизни гонки, Рэйборн выступал на Harley-Davidson. XR750TT стал прощальным подарком Кэлвина Рейборна заводу из Милуоки. Мотоцикл разрабатывали с учетом запросов и представлений Кэла Рейборна о том, как должен ехать гоночный мотоцикл. И он был, безусловно, лучшим шоссейным байком, который только мог появиться у Harley!
Что такое «AMA Battle of the Twins»:
После того, как в «класс Ц» допустили верхнеклапанные Triumph, BSA и BMW, в Harley Davidson быстро среагировали, разработав верхнеклапанный XR750, прозванный впоследствии «железная башка». Казалось, что жизнь заводской команды Harley Davidson налаживается, но тут произошло «японское вторжение» четырехцилиндровых мотоциклов:
✅ Honda
✅ Yamaha
✅ Suzuki
✅ Kawasaki
К тому же японские заводы привлекали гонщиков Гран-при, например, «Короля» Кенни Робертса!
Harley-Davidson. XR750TT с дисковыми тормозами. Фото: Youtube.com
Во второй половине семидесятых руководство АМА, осознало, что любимые зрителями «большие твины» абсолютно неконкурентоспособны, и в 1982 году учредили новый класс: Battle of the Twins (BOTT). Теперь гонщики на «Харлеях» снова могли, на радость зрителям, выигрывать гонки!
Было бы несправедливо считать, что класс Battle of the Twins был моносерией, созданной для Harley Davidson. В гонку больших «твинов» с радостью включились итальянские заводы Ducati и Moto Guzzi, а также британский Cosworth (использующий в качестве двигателя два цилиндра от «формульного» мотора DFV). Японцы так же не остались в стороне, например, Honda представила свой V-twin – «выфер» (VFR).
«Lucifer Hummer»
В 1983 году Harley разработали для новой серии мотоцикл XR1000 Sportster. По сути все тот же XR750, но с объемом двигателя 1000 см3. Байк назвали «Молот Люцифера» и он основывался на том же раме и подвеске, что и гоночные модели XR750TT эпохи Рэйборна. Уик-энд в Дайтоне вошел в историю: Джей Спригнстен и Harley Davidson XR1000 за одну ночь стали легендарными, победив в 200 мильной гонке Ducati Луки Лучинелли.
Harley Davidson XR1000, также известный как «Молот Люцифера». Фото: Youtube.com
Именно благодаря классу AMA Battle of the Twins, свет увидели такие экзотические мотоциклы как:
✅ «Lucifer Hummer»
✅ Moto Guzzi 1000R
✅ Quantel Cosworth
✅ Britten V1000
Названный в честь научно-фантастического романа «Молот Люцифера», мотоцикл доминировал в шоссейных гонках «AMA Pro Battle Of The Twins» с 1984 по 1986 год, и оставался конкурентоспособным до 1988 года, до того момента, когда гегемонию Harley Davidson и Ducati прервал Даг Браунек, выступавший на Moto Guzzi 1000R.
Harley-Davidson VR1000
При создании приемника «Молота Люцифера», руководство Харлей Дэвидсон поставило условие, что все, без исключения, компоненты нового мотоцикла должны производиться в Америке. Исключение сделали для впрыска топлива и передней вилки. В 1988 году команда разработчиков приступила к созданию мотоцикла, начав, разумеется, с двигателя: 60-градусный V-образный «твин» с жидкостным охлаждением имел диаметр цилиндра и ход поршня 98x66 мм: точно такие же размеры, как у заводского Ducati 916 1994 года. Первоначальную концепцию разработал инженер Harley Davidson Марк Миллер, при участии бывшего руководителя гоночного подразделения Дика О'Брайена, а также Дона Тилли, Эрика Бьюэлла и эксперта по головкам цилиндров Джерри Бранча. Для Harley Davidson новый двигатель являл собой terra incognita: никогда прежде завод из Милуоки не создавал моторы жидкостного охлаждения, с двойным верхним распредвалом и впрыском топлива!
Harley-Davidson VR1000
В 1993 году – через пять лет после начала проекта VR1000 – свет увидел первый мотоцикл. Столь долгий «период созревания» стал результатом постоянных споров и препирательств между различными отделами Harley Davidson. Больше всех вставлял палки в колеса финансовый отдел, так как на тот момент фирма испытывала острую нехватку денежных средств даже для разработки традиционных «чопперов» и «круизеров». Разумеется, что гоночный проект финансировался по остаточному принципу.
Тесты первого экземпляра VR1000 провели в апреле 1993 года на гоночной трассе Gratten Raceway в Мичигане. На тот момент мотоцикл производил 150 лошадиных сил, что было бы конкурентоспособным четыре или пять лет назад, но к 1994 году, когда он дебютировал на Daytona 200, этого катастрофически не хватало! И тем не менее, для участия в Дайтоне Harley Davidson нанял отличных гонщиков: Криса Карра, Мигеля Дюамеля, Паскаля Пикотта, Дуга Чандлера и Скотта Рассела. Вот только мотоцикл оказался удручающе ненадежным и производительным, из-за чего максималка VR1000 не дотягивала даже до показателей «Lucifer Hummer» XR1000 Дона Тилли десятилетней давности!
Harley-Davidson VR1000, вид сбоку. Фото: Youtube.com
Пока конструкторы разбирались с причудами и проблемами байка, Harley Davidson оставалось выпустить в свободную продажу дорожный вариант мотоцикла, для омологации. И тут произошел забавный казус. Строгие требования США по выбросам, оказались для дорожного VR1000 непреодолимыми. Хотя скорее финансово невыполнимыми. На выручку пришла смекалка: правила AMA Superbike не оговаривали, где именно должны быть зарегистрированы 50 омологационных мотоциклов. Таким образом, все VR1000 зарегистрировали в Польше! Где экологические нормы были, скажем так, несколько менее строгими, чем в США.
Harley-Davidson VR1000 не смог достичь славы предков. Фото: Youtube.com
Между тем, VR продолжал демонстрировать неутешительные результаты на гоночных трассах. За всю свою гоночную программу, охватывающую период с 1994 по 2001 год, он завоевал только одну поул-позицию, это удалось Клиффу Карру в Помоне. Потомок легендарного Молота Лицифера так и не смог одержать ни одной победы, и в Harley Davidson поспешили о нем забыть.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...