
Jelcz – польский завод по выпуску автобусов и грузовых автомобилей
70 лет назад правительство Польской народной республики приняло судьбоносное решение. Начиная с 1952 года, бывшая немецкая оружейная фабрика в г. Ельч-Лясковице была перепрофилирована в завод по выпуску автомобильной техники. Вначале это было производство по сборке автомобильных кузовов и грузовиков FSC Lublin-51.
Со временем местные конструкторы разработали первый вариант автобуса вместимостью 25 пассажиров. Основой для его разработки послужило шасси грузовика Star. Автобус получил название Stonka. Конечно, об особом комфорте поездки в нем речь не шла, но, учитывая обширный дефицит пассажирского транспорта, новинка была довольно востребована. Начиная с 1954 года Stonka использовали для перевозки рабочих различных польских предприятий.
Skoda 706 RTO, прозванная за внешность «огурцом». Фото: youtube.com
Такая ситуация сохранялась на протяжении следующих шести лет. С 1958 года предприятие получило официальное наименование Jelcz и полноценно занялось разработкой и производством новых моделей грузовиков и пассажирского транспорта. Основной упор все же делался на последнем пункте. Поэтому, со второй половины 50-х был освоен лицензионный выпуск автобусов из соседней страны — 58-местных Skoda 706 RTO.
Завод, который сокращенно именовался JZS, в течении 50-60-х годов был единственным польским предприятием, занимавшимся массовым производством грузовых автомобилей. Уже в 1959 году был готов первый образец подобной техники, подготовленный собственными силами. Ему предваряли несколько лет испытаний и доработок опытных образцов. Автомобиль получил одиозное имя – Zubr и был способен перевозить до 8 тонн грузов.
Внешность автобусов Jelcz была не хуже чем у других современников. Фото: youtube.com
К сожалению, «первый блин» оказался комом. Сразу после начала производства заводчане столкнулись с массовыми жалобами потребителей на ненадежность силового агрегата и других комплектующих механизмов грузовика. Так пришли к выводу, что двигатель нуждается в полной замене. Чтобы не быть постоянно зависимыми от импортных производителей, было принято решение о приобретении лицензии у британской компании Leyland. Благодаря этому в середине следующего десятилетия в городе Мелец наладили выпуск дизеля «0.680». Коробку передач для него делали в расположенном более чем за полтысячи километров Тчеве.
В новом грузовике учли прошлые ошибки и он, напротив, оказался очень надежным. К тому же, все механизмы Jelcz 315 М были долговечными и неприхотливыми в эксплуатации. Технический набор модели включал в себя:
✅ 11,1-литровый мотор SW680
✅ мощность двигателя – 200 л. с.
✅ 5-ступенчатая КПП
✅ гидроусилитель и мосты венгерского производства
✅ тормозная система от американской WABCO
Как можно увидеть, весь этот список представлен комплектующими зарубежного производства. Собственными были лишь кабина, взгромоздившаяся над лицензионным двигателем и рама, к которой крепились импортные компоненты конструкции. Успешная модель сразу повела за собой целый ряд модификаций:
✅ Jelcz-316 (трехосный, грузоподъемностью 10 тонн)
✅ седельный тягач «317» (с возможностью составления автопоезда массой до 32 тонн)
✅ самосвал «3W-317»
Такое разнообразие сделало «трехсотую» линейку Jelcz ведущей в стране среди грузового транспорта. Параллельно развивался выпуск различных моделей пассажирских автобусов. Об одном из них, стоявшем на производстве предприятия почти сорок лет, стоит упомянуть отдельно.
Выпуск Jelcz 043 был освоен еще в 1959 году. Он был лицензионной копией чехословацкого Skoda 706 RTO. Автобус появился потому, что его предшественник, основывавшийся на узлах конструкции неудачного Zubr, также был забракован. Поэтому выход в массовое производство проекта под названием Odra A81 не состоялся. Поляки поняли, что собственный инженерный опыт пока недостаточный, поэтому благоразумнее обратиться к проверенным образцам зарубежной техники. С автобусами попросили помощи у чехов.
По условиям контракта, шасси поставляла чехословацкая сторона, а вот кузов, по лицензии, изготавливали сами поляки. Пробная партия оказалась неплохой, поэтому на следующий 1960 год было собрано уже 200 автобусов. Все несущие конструкции модели изготавливались из листовой стали или стальных профилей.
На наших маршрутах они тоже встречались. Фото: youtube.com
В салоне кроме 42 основных сидений, имелось еще 10 дополнительных, откидной конструкции. Отапливался он бензиновым или водяным нагревателем. Багажное отделение под полом салона было очень скромным. Поэтому очень кстати оказались установленные над боковыми окнами багажные полки. В ранних конструкциях также предусматривался верхний багажник по автомобильному типу.
Силовую установку мощностью 160 л. с. позаимствовали у чехословацкого «предка». Двигатель располагался в передней части автобуса, а задний привод обеспечивался при помощи вала. Модель оказалась настолько популярной, что даже появление в 70-80-х годах более современных автобусов Jelcz PR110IL и PR110D не помешало ее выпуску в течение еще нескольких лет. Интересно, что поляки смогли достойно отблагодарить чехов. Их совместная разработка была применена при внедрении производства чехословацких автобусов Karosa «семисотой» серии. Производство Jelcz 043 было полностью прекращено в 1986 году.
Те, кому пришлось застать последние десятилетия советской истории, очень легко назовут самую популярную у нас марку польского автомобиля. Это, конечно же, Zuk. С остальными будет намного сложнее, ведь поставки польской грузовой техники в нашу страну были очень скудными. А ведь были и другие польские автомобили, так необходимые для нужд некоторых наших специализированных служб. Одним из таких примеров является передвижная ремонтная мастерская Jelcz 574.
Лаборатория Jelcz 574. Фото: youtube.com
Автомобиль, выпуск которого был освоен в 1963 году, был предназначен для ремонта и технического обслуживания машин и механизмов. Полноприводная конструкция комплектовалась механической КПП и 105-сильным ДВС. Кроме основного назначения, существовала модификация с закрепленной на раме подъемной установкой. В небольших количествах она также экспортировались в нашу страну в 70-х годах. Выпуск этой спецмашины продолжался в течение 20 лет и завершился в 1983 году.
В первой половине 80-х специалисты завода провели внутреннюю реновацию. Так, комбинируя уже существующие узлы, шасси и комплектующие, была создана новая партия грузовиков «четырехсотой» серии и тягачей «шестисотой» (S415, S416, С417, С620 и С642). Также появился новый 18-тонный самосвал.
Завершение этапа социалистической истории страны принес новые возможности в виде модульной системы сборки автобусов. Но, с другой стороны, благодаря наплыву импортной техники, значительно увеличилась и конкуренция. К тому же, такие известные мировые автобусные бренды как Volvo и Scania открыли в Польше свои производства.
Мини-грузовики Zuk, хорошо известные в нашей стране. Фото: youtube.com
В таких условиях Jelcz было очень сложно выдержать соперничество. Поэтому пришлось приспосабливаться к текущему положению вещей. Основное производство постепенно сворачивалось, уступая место сборке импортной техники на отечественных мощностях. Это были и Volvo с американскими моторами, и автобусы различного назначения с двигателями немецкого производства.
В 2001 году огромную компанию, для удобства коммуникации, и чтобы выжить в сложных условиях, разделили на 3 независимые подразделения. Через 7 лет одно из них, занимавшееся выпуском автобусов, прекратило свое существование. С 2012 года компания, именуемая теперь Jelcz SA, занимается только выпуском грузовиков и военной техники.
Со временем местные конструкторы разработали первый вариант автобуса вместимостью 25 пассажиров. Основой для его разработки послужило шасси грузовика Star. Автобус получил название Stonka. Конечно, об особом комфорте поездки в нем речь не шла, но, учитывая обширный дефицит пассажирского транспорта, новинка была довольно востребована. Начиная с 1954 года Stonka использовали для перевозки рабочих различных польских предприятий.

Такая ситуация сохранялась на протяжении следующих шести лет. С 1958 года предприятие получило официальное наименование Jelcz и полноценно занялось разработкой и производством новых моделей грузовиков и пассажирского транспорта. Основной упор все же делался на последнем пункте. Поэтому, со второй половины 50-х был освоен лицензионный выпуск автобусов из соседней страны — 58-местных Skoda 706 RTO.
Становление предприятия Jelcz
Завод, который сокращенно именовался JZS, в течении 50-60-х годов был единственным польским предприятием, занимавшимся массовым производством грузовых автомобилей. Уже в 1959 году был готов первый образец подобной техники, подготовленный собственными силами. Ему предваряли несколько лет испытаний и доработок опытных образцов. Автомобиль получил одиозное имя – Zubr и был способен перевозить до 8 тонн грузов.

К сожалению, «первый блин» оказался комом. Сразу после начала производства заводчане столкнулись с массовыми жалобами потребителей на ненадежность силового агрегата и других комплектующих механизмов грузовика. Так пришли к выводу, что двигатель нуждается в полной замене. Чтобы не быть постоянно зависимыми от импортных производителей, было принято решение о приобретении лицензии у британской компании Leyland. Благодаря этому в середине следующего десятилетия в городе Мелец наладили выпуск дизеля «0.680». Коробку передач для него делали в расположенном более чем за полтысячи километров Тчеве.
Первые успехи пришли к компании Jelcz, когда в 1968 году с ее конвейера начал сходить новый 8-тонный грузовик модели «315M». Именно с него началась история «трехсотого» поколения грузовых автомобилей завода. Параллельно продолжался выпуск нескольких линеек пассажирских автобусов.
В новом грузовике учли прошлые ошибки и он, напротив, оказался очень надежным. К тому же, все механизмы Jelcz 315 М были долговечными и неприхотливыми в эксплуатации. Технический набор модели включал в себя:
✅ 11,1-литровый мотор SW680
✅ мощность двигателя – 200 л. с.
✅ 5-ступенчатая КПП
✅ гидроусилитель и мосты венгерского производства
✅ тормозная система от американской WABCO
Как можно увидеть, весь этот список представлен комплектующими зарубежного производства. Собственными были лишь кабина, взгромоздившаяся над лицензионным двигателем и рама, к которой крепились импортные компоненты конструкции. Успешная модель сразу повела за собой целый ряд модификаций:
✅ Jelcz-316 (трехосный, грузоподъемностью 10 тонн)
✅ седельный тягач «317» (с возможностью составления автопоезда массой до 32 тонн)
✅ самосвал «3W-317»
Такое разнообразие сделало «трехсотую» линейку Jelcz ведущей в стране среди грузового транспорта. Параллельно развивался выпуск различных моделей пассажирских автобусов. Об одном из них, стоявшем на производстве предприятия почти сорок лет, стоит упомянуть отдельно.
Междугородный Jelcz 043, появившийся благодаря чехословацкой лицензии
Выпуск Jelcz 043 был освоен еще в 1959 году. Он был лицензионной копией чехословацкого Skoda 706 RTO. Автобус появился потому, что его предшественник, основывавшийся на узлах конструкции неудачного Zubr, также был забракован. Поэтому выход в массовое производство проекта под названием Odra A81 не состоялся. Поляки поняли, что собственный инженерный опыт пока недостаточный, поэтому благоразумнее обратиться к проверенным образцам зарубежной техники. С автобусами попросили помощи у чехов.
По условиям контракта, шасси поставляла чехословацкая сторона, а вот кузов, по лицензии, изготавливали сами поляки. Пробная партия оказалась неплохой, поэтому на следующий 1960 год было собрано уже 200 автобусов. Все несущие конструкции модели изготавливались из листовой стали или стальных профилей.

В салоне кроме 42 основных сидений, имелось еще 10 дополнительных, откидной конструкции. Отапливался он бензиновым или водяным нагревателем. Багажное отделение под полом салона было очень скромным. Поэтому очень кстати оказались установленные над боковыми окнами багажные полки. В ранних конструкциях также предусматривался верхний багажник по автомобильному типу.
Силовую установку мощностью 160 л. с. позаимствовали у чехословацкого «предка». Двигатель располагался в передней части автобуса, а задний привод обеспечивался при помощи вала. Модель оказалась настолько популярной, что даже появление в 70-80-х годах более современных автобусов Jelcz PR110IL и PR110D не помешало ее выпуску в течение еще нескольких лет. Интересно, что поляки смогли достойно отблагодарить чехов. Их совместная разработка была применена при внедрении производства чехословацких автобусов Karosa «семисотой» серии. Производство Jelcz 043 было полностью прекращено в 1986 году.
Передвижная ремонтная мастерская Jelcz – для нужд советского хозяйства
Те, кому пришлось застать последние десятилетия советской истории, очень легко назовут самую популярную у нас марку польского автомобиля. Это, конечно же, Zuk. С остальными будет намного сложнее, ведь поставки польской грузовой техники в нашу страну были очень скудными. А ведь были и другие польские автомобили, так необходимые для нужд некоторых наших специализированных служб. Одним из таких примеров является передвижная ремонтная мастерская Jelcz 574.

Автомобиль, выпуск которого был освоен в 1963 году, был предназначен для ремонта и технического обслуживания машин и механизмов. Полноприводная конструкция комплектовалась механической КПП и 105-сильным ДВС. Кроме основного назначения, существовала модификация с закрепленной на раме подъемной установкой. В небольших количествах она также экспортировались в нашу страну в 70-х годах. Выпуск этой спецмашины продолжался в течение 20 лет и завершился в 1983 году.
Работа предприятия в новых реалиях
В первой половине 80-х специалисты завода провели внутреннюю реновацию. Так, комбинируя уже существующие узлы, шасси и комплектующие, была создана новая партия грузовиков «четырехсотой» серии и тягачей «шестисотой» (S415, S416, С417, С620 и С642). Также появился новый 18-тонный самосвал.
Завершение этапа социалистической истории страны принес новые возможности в виде модульной системы сборки автобусов. Но, с другой стороны, благодаря наплыву импортной техники, значительно увеличилась и конкуренция. К тому же, такие известные мировые автобусные бренды как Volvo и Scania открыли в Польше свои производства.

В таких условиях Jelcz было очень сложно выдержать соперничество. Поэтому пришлось приспосабливаться к текущему положению вещей. Основное производство постепенно сворачивалось, уступая место сборке импортной техники на отечественных мощностях. Это были и Volvo с американскими моторами, и автобусы различного назначения с двигателями немецкого производства.
В 2001 году огромную компанию, для удобства коммуникации, и чтобы выжить в сложных условиях, разделили на 3 независимые подразделения. Через 7 лет одно из них, занимавшееся выпуском автобусов, прекратило свое существование. С 2012 года компания, именуемая теперь Jelcz SA, занимается только выпуском грузовиков и военной техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....