Jelcz – польский завод по выпуску автобусов и грузовых автомобилей
70 лет назад правительство Польской народной республики приняло судьбоносное решение. Начиная с 1952 года, бывшая немецкая оружейная фабрика в г. Ельч-Лясковице была перепрофилирована в завод по выпуску автомобильной техники. Вначале это было производство по сборке автомобильных кузовов и грузовиков FSC Lublin-51.
Со временем местные конструкторы разработали первый вариант автобуса вместимостью 25 пассажиров. Основой для его разработки послужило шасси грузовика Star. Автобус получил название Stonka. Конечно, об особом комфорте поездки в нем речь не шла, но, учитывая обширный дефицит пассажирского транспорта, новинка была довольно востребована. Начиная с 1954 года Stonka использовали для перевозки рабочих различных польских предприятий.
Такая ситуация сохранялась на протяжении следующих шести лет. С 1958 года предприятие получило официальное наименование Jelcz и полноценно занялось разработкой и производством новых моделей грузовиков и пассажирского транспорта. Основной упор все же делался на последнем пункте. Поэтому, со второй половины 50-х был освоен лицензионный выпуск автобусов из соседней страны — 58-местных Skoda 706 RTO.
Завод, который сокращенно именовался JZS, в течении 50-60-х годов был единственным польским предприятием, занимавшимся массовым производством грузовых автомобилей. Уже в 1959 году был готов первый образец подобной техники, подготовленный собственными силами. Ему предваряли несколько лет испытаний и доработок опытных образцов. Автомобиль получил одиозное имя – Zubr и был способен перевозить до 8 тонн грузов.
К сожалению, «первый блин» оказался комом. Сразу после начала производства заводчане столкнулись с массовыми жалобами потребителей на ненадежность силового агрегата и других комплектующих механизмов грузовика. Так пришли к выводу, что двигатель нуждается в полной замене. Чтобы не быть постоянно зависимыми от импортных производителей, было принято решение о приобретении лицензии у британской компании Leyland. Благодаря этому в середине следующего десятилетия в городе Мелец наладили выпуск дизеля «0.680». Коробку передач для него делали в расположенном более чем за полтысячи километров Тчеве.
В новом грузовике учли прошлые ошибки и он, напротив, оказался очень надежным. К тому же, все механизмы Jelcz 315 М были долговечными и неприхотливыми в эксплуатации. Технический набор модели включал в себя:
✅ 11,1-литровый мотор SW680
✅ мощность двигателя – 200 л. с.
✅ 5-ступенчатая КПП
✅ гидроусилитель и мосты венгерского производства
✅ тормозная система от американской WABCO
Как можно увидеть, весь этот список представлен комплектующими зарубежного производства. Собственными были лишь кабина, взгромоздившаяся над лицензионным двигателем и рама, к которой крепились импортные компоненты конструкции. Успешная модель сразу повела за собой целый ряд модификаций:
✅ Jelcz-316 (трехосный, грузоподъемностью 10 тонн)
✅ седельный тягач «317» (с возможностью составления автопоезда массой до 32 тонн)
✅ самосвал «3W-317»
Такое разнообразие сделало «трехсотую» линейку Jelcz ведущей в стране среди грузового транспорта. Параллельно развивался выпуск различных моделей пассажирских автобусов. Об одном из них, стоявшем на производстве предприятия почти сорок лет, стоит упомянуть отдельно.
Выпуск Jelcz 043 был освоен еще в 1959 году. Он был лицензионной копией чехословацкого Skoda 706 RTO. Автобус появился потому, что его предшественник, основывавшийся на узлах конструкции неудачного Zubr, также был забракован. Поэтому выход в массовое производство проекта под названием Odra A81 не состоялся. Поляки поняли, что собственный инженерный опыт пока недостаточный, поэтому благоразумнее обратиться к проверенным образцам зарубежной техники. С автобусами попросили помощи у чехов.
По условиям контракта, шасси поставляла чехословацкая сторона, а вот кузов, по лицензии, изготавливали сами поляки. Пробная партия оказалась неплохой, поэтому на следующий 1960 год было собрано уже 200 автобусов. Все несущие конструкции модели изготавливались из листовой стали или стальных профилей.
В салоне кроме 42 основных сидений, имелось еще 10 дополнительных, откидной конструкции. Отапливался он бензиновым или водяным нагревателем. Багажное отделение под полом салона было очень скромным. Поэтому очень кстати оказались установленные над боковыми окнами багажные полки. В ранних конструкциях также предусматривался верхний багажник по автомобильному типу.
Силовую установку мощностью 160 л. с. позаимствовали у чехословацкого «предка». Двигатель располагался в передней части автобуса, а задний привод обеспечивался при помощи вала. Модель оказалась настолько популярной, что даже появление в 70-80-х годах более современных автобусов Jelcz PR110IL и PR110D не помешало ее выпуску в течение еще нескольких лет. Интересно, что поляки смогли достойно отблагодарить чехов. Их совместная разработка была применена при внедрении производства чехословацких автобусов Karosa «семисотой» серии. Производство Jelcz 043 было полностью прекращено в 1986 году.
Те, кому пришлось застать последние десятилетия советской истории, очень легко назовут самую популярную у нас марку польского автомобиля. Это, конечно же, Zuk. С остальными будет намного сложнее, ведь поставки польской грузовой техники в нашу страну были очень скудными. А ведь были и другие польские автомобили, так необходимые для нужд некоторых наших специализированных служб. Одним из таких примеров является передвижная ремонтная мастерская Jelcz 574.
Автомобиль, выпуск которого был освоен в 1963 году, был предназначен для ремонта и технического обслуживания машин и механизмов. Полноприводная конструкция комплектовалась механической КПП и 105-сильным ДВС. Кроме основного назначения, существовала модификация с закрепленной на раме подъемной установкой. В небольших количествах она также экспортировались в нашу страну в 70-х годах. Выпуск этой спецмашины продолжался в течение 20 лет и завершился в 1983 году.
В первой половине 80-х специалисты завода провели внутреннюю реновацию. Так, комбинируя уже существующие узлы, шасси и комплектующие, была создана новая партия грузовиков «четырехсотой» серии и тягачей «шестисотой» (S415, S416, С417, С620 и С642). Также появился новый 18-тонный самосвал.
Завершение этапа социалистической истории страны принес новые возможности в виде модульной системы сборки автобусов. Но, с другой стороны, благодаря наплыву импортной техники, значительно увеличилась и конкуренция. К тому же, такие известные мировые автобусные бренды как Volvo и Scania открыли в Польше свои производства.
В таких условиях Jelcz было очень сложно выдержать соперничество. Поэтому пришлось приспосабливаться к текущему положению вещей. Основное производство постепенно сворачивалось, уступая место сборке импортной техники на отечественных мощностях. Это были и Volvo с американскими моторами, и автобусы различного назначения с двигателями немецкого производства.
В 2001 году огромную компанию, для удобства коммуникации, и чтобы выжить в сложных условиях, разделили на 3 независимые подразделения. Через 7 лет одно из них, занимавшееся выпуском автобусов, прекратило свое существование. С 2012 года компания, именуемая теперь Jelcz SA, занимается только выпуском грузовиков и военной техники.
Со временем местные конструкторы разработали первый вариант автобуса вместимостью 25 пассажиров. Основой для его разработки послужило шасси грузовика Star. Автобус получил название Stonka. Конечно, об особом комфорте поездки в нем речь не шла, но, учитывая обширный дефицит пассажирского транспорта, новинка была довольно востребована. Начиная с 1954 года Stonka использовали для перевозки рабочих различных польских предприятий.
Skoda 706 RTO, прозванная за внешность «огурцом». Фото: youtube.com
Такая ситуация сохранялась на протяжении следующих шести лет. С 1958 года предприятие получило официальное наименование Jelcz и полноценно занялось разработкой и производством новых моделей грузовиков и пассажирского транспорта. Основной упор все же делался на последнем пункте. Поэтому, со второй половины 50-х был освоен лицензионный выпуск автобусов из соседней страны — 58-местных Skoda 706 RTO.
Становление предприятия Jelcz
Завод, который сокращенно именовался JZS, в течении 50-60-х годов был единственным польским предприятием, занимавшимся массовым производством грузовых автомобилей. Уже в 1959 году был готов первый образец подобной техники, подготовленный собственными силами. Ему предваряли несколько лет испытаний и доработок опытных образцов. Автомобиль получил одиозное имя – Zubr и был способен перевозить до 8 тонн грузов.
Внешность автобусов Jelcz была не хуже чем у других современников. Фото: youtube.com
К сожалению, «первый блин» оказался комом. Сразу после начала производства заводчане столкнулись с массовыми жалобами потребителей на ненадежность силового агрегата и других комплектующих механизмов грузовика. Так пришли к выводу, что двигатель нуждается в полной замене. Чтобы не быть постоянно зависимыми от импортных производителей, было принято решение о приобретении лицензии у британской компании Leyland. Благодаря этому в середине следующего десятилетия в городе Мелец наладили выпуск дизеля «0.680». Коробку передач для него делали в расположенном более чем за полтысячи километров Тчеве.
Первые успехи пришли к компании Jelcz, когда в 1968 году с ее конвейера начал сходить новый 8-тонный грузовик модели «315M». Именно с него началась история «трехсотого» поколения грузовых автомобилей завода. Параллельно продолжался выпуск нескольких линеек пассажирских автобусов.
В новом грузовике учли прошлые ошибки и он, напротив, оказался очень надежным. К тому же, все механизмы Jelcz 315 М были долговечными и неприхотливыми в эксплуатации. Технический набор модели включал в себя:
✅ 11,1-литровый мотор SW680
✅ мощность двигателя – 200 л. с.
✅ 5-ступенчатая КПП
✅ гидроусилитель и мосты венгерского производства
✅ тормозная система от американской WABCO
Как можно увидеть, весь этот список представлен комплектующими зарубежного производства. Собственными были лишь кабина, взгромоздившаяся над лицензионным двигателем и рама, к которой крепились импортные компоненты конструкции. Успешная модель сразу повела за собой целый ряд модификаций:
✅ Jelcz-316 (трехосный, грузоподъемностью 10 тонн)
✅ седельный тягач «317» (с возможностью составления автопоезда массой до 32 тонн)
✅ самосвал «3W-317»
Такое разнообразие сделало «трехсотую» линейку Jelcz ведущей в стране среди грузового транспорта. Параллельно развивался выпуск различных моделей пассажирских автобусов. Об одном из них, стоявшем на производстве предприятия почти сорок лет, стоит упомянуть отдельно.
Междугородный Jelcz 043, появившийся благодаря чехословацкой лицензии
Выпуск Jelcz 043 был освоен еще в 1959 году. Он был лицензионной копией чехословацкого Skoda 706 RTO. Автобус появился потому, что его предшественник, основывавшийся на узлах конструкции неудачного Zubr, также был забракован. Поэтому выход в массовое производство проекта под названием Odra A81 не состоялся. Поляки поняли, что собственный инженерный опыт пока недостаточный, поэтому благоразумнее обратиться к проверенным образцам зарубежной техники. С автобусами попросили помощи у чехов.
По условиям контракта, шасси поставляла чехословацкая сторона, а вот кузов, по лицензии, изготавливали сами поляки. Пробная партия оказалась неплохой, поэтому на следующий 1960 год было собрано уже 200 автобусов. Все несущие конструкции модели изготавливались из листовой стали или стальных профилей.
На наших маршрутах они тоже встречались. Фото: youtube.com
В салоне кроме 42 основных сидений, имелось еще 10 дополнительных, откидной конструкции. Отапливался он бензиновым или водяным нагревателем. Багажное отделение под полом салона было очень скромным. Поэтому очень кстати оказались установленные над боковыми окнами багажные полки. В ранних конструкциях также предусматривался верхний багажник по автомобильному типу.
Силовую установку мощностью 160 л. с. позаимствовали у чехословацкого «предка». Двигатель располагался в передней части автобуса, а задний привод обеспечивался при помощи вала. Модель оказалась настолько популярной, что даже появление в 70-80-х годах более современных автобусов Jelcz PR110IL и PR110D не помешало ее выпуску в течение еще нескольких лет. Интересно, что поляки смогли достойно отблагодарить чехов. Их совместная разработка была применена при внедрении производства чехословацких автобусов Karosa «семисотой» серии. Производство Jelcz 043 было полностью прекращено в 1986 году.
Передвижная ремонтная мастерская Jelcz – для нужд советского хозяйства
Те, кому пришлось застать последние десятилетия советской истории, очень легко назовут самую популярную у нас марку польского автомобиля. Это, конечно же, Zuk. С остальными будет намного сложнее, ведь поставки польской грузовой техники в нашу страну были очень скудными. А ведь были и другие польские автомобили, так необходимые для нужд некоторых наших специализированных служб. Одним из таких примеров является передвижная ремонтная мастерская Jelcz 574.
Лаборатория Jelcz 574. Фото: youtube.com
Автомобиль, выпуск которого был освоен в 1963 году, был предназначен для ремонта и технического обслуживания машин и механизмов. Полноприводная конструкция комплектовалась механической КПП и 105-сильным ДВС. Кроме основного назначения, существовала модификация с закрепленной на раме подъемной установкой. В небольших количествах она также экспортировались в нашу страну в 70-х годах. Выпуск этой спецмашины продолжался в течение 20 лет и завершился в 1983 году.
Работа предприятия в новых реалиях
В первой половине 80-х специалисты завода провели внутреннюю реновацию. Так, комбинируя уже существующие узлы, шасси и комплектующие, была создана новая партия грузовиков «четырехсотой» серии и тягачей «шестисотой» (S415, S416, С417, С620 и С642). Также появился новый 18-тонный самосвал.
Завершение этапа социалистической истории страны принес новые возможности в виде модульной системы сборки автобусов. Но, с другой стороны, благодаря наплыву импортной техники, значительно увеличилась и конкуренция. К тому же, такие известные мировые автобусные бренды как Volvo и Scania открыли в Польше свои производства.
Мини-грузовики Zuk, хорошо известные в нашей стране. Фото: youtube.com
В таких условиях Jelcz было очень сложно выдержать соперничество. Поэтому пришлось приспосабливаться к текущему положению вещей. Основное производство постепенно сворачивалось, уступая место сборке импортной техники на отечественных мощностях. Это были и Volvo с американскими моторами, и автобусы различного назначения с двигателями немецкого производства.
В 2001 году огромную компанию, для удобства коммуникации, и чтобы выжить в сложных условиях, разделили на 3 независимые подразделения. Через 7 лет одно из них, занимавшееся выпуском автобусов, прекратило свое существование. С 2012 года компания, именуемая теперь Jelcz SA, занимается только выпуском грузовиков и военной техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...