«Конверсия» гиперзвука в пассажирские самолеты
Человек – существо упрямое: всего через пару лет после принятия решения об отказе от эксплуатации сверхзвукового «Конкорда» в 2005 году несколько европейских стран заявили о начале исследований по созданию двигателя, способного разгонять летательный аппарат до скорости 4-8 «махов». В 2008-м сообщили о разработке силового агрегата, рассчитанного на 8М, а в 2015-м уже несколько КБ в мире проектируют летательный аппарат. Речь идет о европейском проекте Lapcat-2, подразумевающим постройку пары лайнеров, один из которых со скоростью 8500 км/ч будет перевозить 300 пассажиров из Брюсселя в Сидней за 2 ч 55 мин. (по другим данным 4,5 ч) Concorde преодолевал этот маршрут за 17 ч, Boeing – 22 ч.
Это английская компания Reaction Engines Limited. Помимо пассажирского лайнера, в настоящее время ведутся работы по созданию суборбитального беспилотника Skylon длиной 82 м, способного выходить в космос. Озвучена стоимость этой машины: 1,1 млрд. долларов. О пассажирской версии А2 известно немного: но иллюминаторов, утяжеляющих конструкцию, в ней точно не будет. Вместо них – панорамный обзор через видеокамеры.
Предполагаемые технические характеристики воздушного транспорта будущего А2:
✅ размах крыльев – 41 м
✅ длина – 139 м
✅ наибольшая взлетная масса – 400 т, из них 198 т – топливо
✅ силовой агрегат – четыре двигателя Scimitar
✅ средняя скорость 6125 км/ч
✅ дальность – 18700 км
✅ потолок – 28 км
✅ уровень шума – 101 дБ (расстояние – 450 м)
✅ число пассажиров – 300 (с багажом)
Он должен быть универсальным и подходить для взлета, выхода на сверхзвук и полета после его преодоления. Для беспилотника, предназначенного для выхода в космос будет использоваться силовой агрегат Sabre, а пассажирский самолет оборудуют прямоточным воздушно-реактивным двигателем Scimitar – упрощенным вариантом «Сейбр» (выход в космос и полет в режиме ракеты не потребуется).
Главная проблема для двигателей, работающих на сверхзвуковых скоростях – высокая температура. Поэтому в качестве топлива решили применить водород. Этот газ испаряется благодаря поступающему в силовой агрегат горячему воздуху. Он и будет отдавать тепло водороду, обеспечивая двигатель дополнительной энергией. Дополнительно в агрегате предусмотрена система со множеством трубок, заполненных гелием, охлаждающим воздух до -150°.
Другая проблема – где взять столько топлива? На сегодня единственный реальный способ – электролиз воды. Задача решилась бы более успешно при возможности извлекать топливный газ из воздуха. Но даже при использовании современных технологий добычи водорода, как утверждают разработчики, билет на самолет проекта Lapcat II будет стоит лишь в пару раз дороже, чем перелет на обычном лайнере в бизнес-классе. Приблизительная стоимость путешествия из Брюсселя в Сидней – 5 тыс. евро, что сегодняшних толстосумов не такая уж и большая цифра.
Однако с водородными двигателями тоже не все так гладко. В процессе их работы в стратосфере формируются водяные пары, которые очень долго не рассеиваются. В конечном итоге они могут внести свою «лепту» в глобальное потепление на планете. На высоте в 25 тыс. м пары рассеиваются за 30 лет! Правда, если подняться выше 32-х км, срок сокращается до года.
В Европе построили модель пассажирского лайнера из проекта Lapcat II в соотношении 1 к 120 и проверили ее в аэродинамической трубе на скорости в восемь «махов». Результаты испытаний можно назвать удовлетворительными. Двигатели создают положительную тягу, правда, расход горючего оказался в два раза больше предполагаемой нормы. Но даже и в таком случае топлива понадобится примерно столько же, сколько и обычному авиалайнеру, но экономия времени составит 50 %. Однако были и проблемы, которые пытались решать.
С ним тоже нужно что-то делать. Громкость при переходе самолета на сверхзвуковую скорость может достигать на земле 160 дБ, чего достаточно, чтобы потерять слух. Причем в воздухе рядом с лайнером уровень шума ниже в 2-3 раза. Сила звука увеличивается, если летательный аппарата «вздумает» в этот момент маневрировать.
На сегодня Boeing, Lockheed и НАСА ведут работы по изысканию способов снижения силы звукового удара до минимума, который позволит пролетать сверхзвуковым самолетам над городами. Ну а пока, видимо, путешествовать придется через Северный полюс и малонаселенные регионы.
При достижении скорости в пять «махов» обшивка самолета разогревается до 1000°. В таких условиях титан и алюминий разжижаются, подобно сливочному маслу. Поэтому решено было применить керамику. Под ней расположится слой из углеволокна. Вообще, обшивка фюзеляжа будет многослойной. А для понижения ее температуры предполагается использовать …топливо. Точнее, холод от жидкого водорода.
При испытаниях модели в аэродинамической трубе внезапно выяснилось: при увеличении скорости до 8М нагрев обшивки уменьшается на 30 %. Приятная неожиданность! Это значит, что вес защитного покрытия будет меньше, чем для самолетов, летающих на скоростях до 5 «махов», что приведет к сокращению расхода топлива.
Над реализацией идеи сверхбыстрых авиалайнеров работают не только американцы. Японская компания JAXA тоже разрабатывает свой самолет Hytex. По уверениям проектировщиков, летательный аппарат пересечет Тихий океан за пару часов на скорости в 2М. Модель самолета с двигателем на жидком водороде уже испытали в аэродинамической трубе, достигнув М=1,8.
Однако японцы не только продували прообраз лайнера, но и изучали возможные потребности в нем. В итоге пришли к выводу: наибольшим спросом должен пользоваться 100-местный самолет, выполняющий пару оборотных рейсов в сутки. А кто будет пассажирами? Это бизнесмены и люди, интересующиеся инновационными методами передвижения (оказывается, таких на планете тоже хватает!). Согласно другим исследованиям, в 2030-м году сегмент гиперзвукового самолетостроения может занять до 35 млрд. евро при полумиллионе рабочих мест.
Каких-либо новостей о продолжающихся испытаниях, успехах в этом направлении, увы, нет. Известно лишь, что препятствием для реализации проекта постройки суборбитального беспилотника стала необходимость «таскать» с собой огромное количество топлива, чтобы первоначально разогнаться до нужной скорости. Это крайне отрицательно сказывается на дальности из-за большого взлетного веса.
О пассажирской версии А2 тоже новостей нет. Изначально, в 2012 году сообщалось, что самолет будет построен к 2040 году. Хотя позже цифру корректировали до 2030-го. Координатор проекта Lapcat A2 от ЕКА Йохан Стилант и вовсе выразился туманно-неопределенно, сказав, что разрабатываемый лайнер «поможет не совершать технологических ошибок в будущем» и будет совершать «путешествия из Брюсселя в Сидней». Складывается впечатление, что руководители проекта что-то не договаривают, особенно в плане того, на что потрачены деньги и где результат.
Кто разрабатывает проект
Это английская компания Reaction Engines Limited. Помимо пассажирского лайнера, в настоящее время ведутся работы по созданию суборбитального беспилотника Skylon длиной 82 м, способного выходить в космос. Озвучена стоимость этой машины: 1,1 млрд. долларов. О пассажирской версии А2 известно немного: но иллюминаторов, утяжеляющих конструкцию, в ней точно не будет. Вместо них – панорамный обзор через видеокамеры.
Полет будет проходить на высоте не менее 23 км. Фото: YouTube.com
Предполагаемые технические характеристики воздушного транспорта будущего А2:
✅ размах крыльев – 41 м
✅ длина – 139 м
✅ наибольшая взлетная масса – 400 т, из них 198 т – топливо
✅ силовой агрегат – четыре двигателя Scimitar
✅ средняя скорость 6125 км/ч
✅ дальность – 18700 км
✅ потолок – 28 км
✅ уровень шума – 101 дБ (расстояние – 450 м)
✅ число пассажиров – 300 (с багажом)
Двигатель
Он должен быть универсальным и подходить для взлета, выхода на сверхзвук и полета после его преодоления. Для беспилотника, предназначенного для выхода в космос будет использоваться силовой агрегат Sabre, а пассажирский самолет оборудуют прямоточным воздушно-реактивным двигателем Scimitar – упрощенным вариантом «Сейбр» (выход в космос и полет в режиме ракеты не потребуется).
Главная проблема для двигателей, работающих на сверхзвуковых скоростях – высокая температура. Поэтому в качестве топлива решили применить водород. Этот газ испаряется благодаря поступающему в силовой агрегат горячему воздуху. Он и будет отдавать тепло водороду, обеспечивая двигатель дополнительной энергией. Дополнительно в агрегате предусмотрена система со множеством трубок, заполненных гелием, охлаждающим воздух до -150°.
Двигатель Sabre с охлаждением входящих потоков (синие полоски). Фото: YouTube.com
Другая проблема – где взять столько топлива? На сегодня единственный реальный способ – электролиз воды. Задача решилась бы более успешно при возможности извлекать топливный газ из воздуха. Но даже при использовании современных технологий добычи водорода, как утверждают разработчики, билет на самолет проекта Lapcat II будет стоит лишь в пару раз дороже, чем перелет на обычном лайнере в бизнес-классе. Приблизительная стоимость путешествия из Брюсселя в Сидней – 5 тыс. евро, что сегодняшних толстосумов не такая уж и большая цифра.
Размеры А2 впечатляют, особенно на фоне Concorde и Boeing – самых больших пассажирских самолетов в мире. Фото: YouTube.com
Однако с водородными двигателями тоже не все так гладко. В процессе их работы в стратосфере формируются водяные пары, которые очень долго не рассеиваются. В конечном итоге они могут внести свою «лепту» в глобальное потепление на планете. На высоте в 25 тыс. м пары рассеиваются за 30 лет! Правда, если подняться выше 32-х км, срок сокращается до года.
В качестве альтернативы водороду рассматривается переохлажденный метан, который в жидком виде имеет меньший объем по сравнению с газообразным состоянием.
В Европе построили модель пассажирского лайнера из проекта Lapcat II в соотношении 1 к 120 и проверили ее в аэродинамической трубе на скорости в восемь «махов». Результаты испытаний можно назвать удовлетворительными. Двигатели создают положительную тягу, правда, расход горючего оказался в два раза больше предполагаемой нормы. Но даже и в таком случае топлива понадобится примерно столько же, сколько и обычному авиалайнеру, но экономия времени составит 50 %. Однако были и проблемы, которые пытались решать.
Акустический удар
С ним тоже нужно что-то делать. Громкость при переходе самолета на сверхзвуковую скорость может достигать на земле 160 дБ, чего достаточно, чтобы потерять слух. Причем в воздухе рядом с лайнером уровень шума ниже в 2-3 раза. Сила звука увеличивается, если летательный аппарата «вздумает» в этот момент маневрировать.
Прямой маршрут и скорректированный из-за звукового удара: разница ощутимая. Фото: YouTube.com
На сегодня Boeing, Lockheed и НАСА ведут работы по изысканию способов снижения силы звукового удара до минимума, который позволит пролетать сверхзвуковым самолетам над городами. Ну а пока, видимо, путешествовать придется через Северный полюс и малонаселенные регионы.
Нагрев воздушного судна
При достижении скорости в пять «махов» обшивка самолета разогревается до 1000°. В таких условиях титан и алюминий разжижаются, подобно сливочному маслу. Поэтому решено было применить керамику. Под ней расположится слой из углеволокна. Вообще, обшивка фюзеляжа будет многослойной. А для понижения ее температуры предполагается использовать …топливо. Точнее, холод от жидкого водорода.
Гиперзвуковой называется скорость, превышающая 5М.
При испытаниях модели в аэродинамической трубе внезапно выяснилось: при увеличении скорости до 8М нагрев обшивки уменьшается на 30 %. Приятная неожиданность! Это значит, что вес защитного покрытия будет меньше, чем для самолетов, летающих на скоростях до 5 «махов», что приведет к сокращению расхода топлива.
Будет ли востребован сверх- и гиперзвуковой самолет?
Над реализацией идеи сверхбыстрых авиалайнеров работают не только американцы. Японская компания JAXA тоже разрабатывает свой самолет Hytex. По уверениям проектировщиков, летательный аппарат пересечет Тихий океан за пару часов на скорости в 2М. Модель самолета с двигателем на жидком водороде уже испытали в аэродинамической трубе, достигнув М=1,8.
JAXA занимается ракетами-носителями^ успешный пуск HTV-8 к МКС в 2019 году. Фото: YouTube.com
Однако японцы не только продували прообраз лайнера, но и изучали возможные потребности в нем. В итоге пришли к выводу: наибольшим спросом должен пользоваться 100-местный самолет, выполняющий пару оборотных рейсов в сутки. А кто будет пассажирами? Это бизнесмены и люди, интересующиеся инновационными методами передвижения (оказывается, таких на планете тоже хватает!). Согласно другим исследованиям, в 2030-м году сегмент гиперзвукового самолетостроения может занять до 35 млрд. евро при полумиллионе рабочих мест.
Что известно сегодня
Каких-либо новостей о продолжающихся испытаниях, успехах в этом направлении, увы, нет. Известно лишь, что препятствием для реализации проекта постройки суборбитального беспилотника стала необходимость «таскать» с собой огромное количество топлива, чтобы первоначально разогнаться до нужной скорости. Это крайне отрицательно сказывается на дальности из-за большого взлетного веса.
При взлете расходуется больше всего топлива. Фото: YouTube.com
О пассажирской версии А2 тоже новостей нет. Изначально, в 2012 году сообщалось, что самолет будет построен к 2040 году. Хотя позже цифру корректировали до 2030-го. Координатор проекта Lapcat A2 от ЕКА Йохан Стилант и вовсе выразился туманно-неопределенно, сказав, что разрабатываемый лайнер «поможет не совершать технологических ошибок в будущем» и будет совершать «путешествия из Брюсселя в Сидней». Складывается впечатление, что руководители проекта что-то не договаривают, особенно в плане того, на что потрачены деньги и где результат.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...