Мотоциклы марки Jawa – до сих пор сходят с конвейера
57 077

Мотоциклы марки Jawa – до сих пор сходят с конвейера

Jawa – это культовый для любого советского мотоциклиста бренд. Хотя отношения с чешским производителем были разорваны после развала СССР, «Явы» продолжали высоко котироваться в России примерно до середины 90-х годов.


Да и сейчас есть любители, которым интересно возиться со старыми мотоциклами. Хотя, восстановить Jawa непросто – эти байки далеко не так распространены в России, как ИЖ, например.

Считается, что завод «Ява» постепенно развалился после утраты своего главного заказчика. Дескать, разленившиеся чехи не стали еще в 1960-х годах работать над модернизацией своей техники, справедливо рассудив, что СССР и так купит все, что они выпускают.

Мотоциклы марки Jawa – до сих пор сходят с конвейераВ таком виде мотоциклы Jawa увидели в СССР. Фото: Youtube.com

Получив первую партию Jawa в 1962 году, Советский Союз дал своим гражданам качество и европейский дизайн. После этого мотоциклы всегда раскупались влет, за ними приезжали из самых дальних уголков СССР.

Примерно так оно и было. Конечно, с 1962 по 1991 годы чехи неоднократно модернизировали свои модели, но ничего глобального в них не меняли. А зачем, если купят и так все, что производилось?

В 1992 год компания вступила с устаревшим модельным рядом, потерей основного покупателя и прицелом на европейские продажи.

Что случилось с Jawa после развала СССР


Жизнь известного чешского бренда стала вялотекущей, примерно такой же, как и у российского ИЖ. Мотоциклы выпускали небольшими партиями, но покупать их слабо. А зачем Европе устаревшие двухтактники, когда есть другие бренды, плюс японцы завалили салоны своими моделями на любой вкус и бюджет?

Объемы производства, после того, что было при СССР, стали минимальные. Если удавалось реализовать 1 000 мотоциклов в год – чехи радовались.

Частично ситуацию смогла поправить реорганизация. Поняв, что нет смысла «одевать» конструктивно устаревшие модели в пластик и делать легкие чопперы, было решено вернуться к истокам.

Jawa 350 Replica. Фото: Youtube.com

Проанализировав продажи в прошлом, чехи возродили Яву 634. В 2014 году появилась модель Jawa 350 Replica. Мотоцикл, в принципе, был интересным, хотя бы для тех, кто помнил его с юности. Но желание осовременить без особых конструктивных переделок только испортило модель.

Ретро-дизайн получил ряд нетипичных нововведений:

✅ Передний дисковый тормоз
✅ Светодиодные указатели поворотов из Китая
✅ Современная приборная панель

Самое главное, что нужно было модернизировать – это двигатель, а он остался без изменений. Это был все тот же устаревший двухтактный агрегат. Можно было поставить новый мотор, но это увеличило бы стоимость новинки.

Мотоцикл Jawa 350 Replica в первый год продавался относительно неплохо, но постепенно интерес к нему пропал. Завод даже рассматривал возможности сотрудничества с Ижевским предприятием, но дальше разговоров не зашло. Скорее всего, руководство концерна «Калашников» посчитала нерентабельным возрождать сборочный мотоциклетный цех.

Индийские инвесторы


Продажи компании Jawa снижались на 20-30 % ежегодно. Перед предприятием замаячил призрак банкротства, но тут появился неожиданный спаситель – индийская фирма Mahindra & Mahindra Limited.

В Индии мотоциклы продавались под брендом «YEZDI». Фото: Youtube.com

Этот крупный концерн решил заняться мотоциклами, для чего были куплены бренды BSA Motorcycle и Jawa. Как оказалось, в Индии помнят о байках чешского производства – в 1960-х годах их сюда поставляли, видимо, по протекции Советского Союза.

Индусы решили наладить выпуск мотоциклов «Ява» у себя в стране. При этом завод в Чехии сохранили, дав ему даже возможность существовать частично автономно. Скорее всего, бизнесменам просто не нужно было производство в Европе – в Индии рабочая сила дешевле.

Произошло это знаменательное событие в 2016 году. Скорее всего, Mahindra & Mahindra Limited помогает чешскому предприятию финансово, ведь мотоциклы там производятся до сих пор.

Кратко опишем современную модельную гамму. Цен на официальном сайте предприятия нет, предлагается звонить и интересоваться этими параметрами в индивидуальном порядке.

JAWA 350 2T


Вот это и есть легенда для российских мотоциклистов со стажем. Удивительно, но «Ява» сохранила свое производство двухтактных двигателей. Их модель JAWA 350 2T не только тарахтит и дымит, как в юности, но еще и выглядит почти так же.

JAWA 350 2T. Фото: Youtube.com

Специально для разных возрастных групп, производитель выпускает модификацию Style, похожую на 638 «Яву» и 350/634 Retro – тут уже по индексу все понятно. Есть еще версия Military – в защитной зеленой расцветке.

В базе мотоцикл идет с кикстартером и на первый взгляд отличается разве что большим дисковым тормозным диском на переднем колесе. За дополнительную плату байк могут оснастить электростартером, системой раздельной смазки с бачком и рядом опций и аксессуаров.

Скорее всего, эта модель производится в Чехии, тогда как остальные, более технически современные, там только собираются, приезжая в транспортировочных ящиках из Индии.

JAWA 350 CL Perak


Вот это уже интересный мотоцикл в плане дизайна. Копирует ранние послевоенные байки, одновременно с этим имеет много общего с классическими чопперами из США. Если сравнивать с советскими моделями, то больше всего похож на ИЖ-49.

Мотоцикл красивый и технически современный. Оснащается четырехтактным двигателем с рабочим объемом 334 см3. Силовой агрегат соответствует нормам Евро-5. Мотор настроен на тягу с самых низких оборотов.

JAWA 350 CL Perak крайний слева. Фото: Youtube.com

Несмотря на антикварную внешность, мотоцикл имеет жидкостное охлаждение и дисковые тормоза спереди и сзади, от «Брембо», кстати, хоть и бюджетной линейки.

JAWA 300 CL


Это реплика Явы» «Старушки», даже выполненная в том самом характерном вишневом цвете. Имеет приборку, вмонтированную в фару головного света. Мотоцикл отличается обилием хромированных элементов.

JAWA 300 CL. Фото: Youtube.com

Двигатель – четырехтактный DOHC с рабочим объемом 295 см3. Охлаждение жидкостное, тормоза дисковые.

JAWA 350 OHC


Современная версия классических мотоциклов «Ява». Внешне больше похожа на 634 модель. Оснащается четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения с рабочим объемом 334 см3.

JAWA 350 OHC. Фото: Youtube.com

Предлагается в двух модификациях – базовой и Sport. Последняя выполнена в стиле спортивных моделей 70-х годов.

RVM 500 by JAWA Adventure


Один из самых мощных мотоциклов в базе производителя. Создан в сотрудничестве с аргентинской компанией RVM. Внешне байк не похож ни на одну из старых моделей JAWA. Хватит одного взгляда, чтобы понять – на ее создание чешских конструкторов вдохновил немецкий мотоцикл BMW F650GS, больше известный как «Маленький Гусь».

RVM 500 by JAWA Adventure. Фото: Youtube.com

Байк создан для путешествий, что неоднократно подтверждалось пробегами по пампасам Аргентины. Отличается надежностью и выносливостью конструкции.

Двигатель у RVM 500 by JAWA Adventure четырехтактный с жидкостным охлаждением и рабочим объемом в 500 см3. За дополнительную плату может быть оснащен системой из трех кофров.

RVM 500 by JAWA Scrambler


Еще один 500-кубовый мотоцикл. Создан на одной платформе с Adventure, но дизайнеры изменили облик в угоду класса скремблер.

RVM 500 by JAWA Scrambler. Фото: Youtube.com

Отличается высокой проходимостью для своей категории. Байк предназначен для коротких поездок по городу и таких же выездов на природу.

Бренд JAWA продолжает существовать и выпускать мотоциклы. Конечно, таких объемов производства, как во времена ЧССР, давно нет и вряд ли будет. Но компания работает, что радует поклонников старых двухтактных байков.
А вам больше нравятся современные или старые мотоциклы Jawa?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....