
Мотоциклы марки Jawa – до сих пор сходят с конвейера
Jawa – это культовый для любого советского мотоциклиста бренд. Хотя отношения с чешским производителем были разорваны после развала СССР, «Явы» продолжали высоко котироваться в России примерно до середины 90-х годов.
Да и сейчас есть любители, которым интересно возиться со старыми мотоциклами. Хотя, восстановить Jawa непросто – эти байки далеко не так распространены в России, как ИЖ, например.
Считается, что завод «Ява» постепенно развалился после утраты своего главного заказчика. Дескать, разленившиеся чехи не стали еще в 1960-х годах работать над модернизацией своей техники, справедливо рассудив, что СССР и так купит все, что они выпускают.
В таком виде мотоциклы Jawa увидели в СССР. Фото: Youtube.com
Получив первую партию Jawa в 1962 году, Советский Союз дал своим гражданам качество и европейский дизайн. После этого мотоциклы всегда раскупались влет, за ними приезжали из самых дальних уголков СССР.
Примерно так оно и было. Конечно, с 1962 по 1991 годы чехи неоднократно модернизировали свои модели, но ничего глобального в них не меняли. А зачем, если купят и так все, что производилось?
В 1992 год компания вступила с устаревшим модельным рядом, потерей основного покупателя и прицелом на европейские продажи.
Жизнь известного чешского бренда стала вялотекущей, примерно такой же, как и у российского ИЖ. Мотоциклы выпускали небольшими партиями, но покупать их слабо. А зачем Европе устаревшие двухтактники, когда есть другие бренды, плюс японцы завалили салоны своими моделями на любой вкус и бюджет?
Объемы производства, после того, что было при СССР, стали минимальные. Если удавалось реализовать 1 000 мотоциклов в год – чехи радовались.
Частично ситуацию смогла поправить реорганизация. Поняв, что нет смысла «одевать» конструктивно устаревшие модели в пластик и делать легкие чопперы, было решено вернуться к истокам.
Jawa 350 Replica. Фото: Youtube.com
Проанализировав продажи в прошлом, чехи возродили Яву 634. В 2014 году появилась модель Jawa 350 Replica. Мотоцикл, в принципе, был интересным, хотя бы для тех, кто помнил его с юности. Но желание осовременить без особых конструктивных переделок только испортило модель.
Ретро-дизайн получил ряд нетипичных нововведений:
✅ Передний дисковый тормоз
✅ Светодиодные указатели поворотов из Китая
✅ Современная приборная панель
Самое главное, что нужно было модернизировать – это двигатель, а он остался без изменений. Это был все тот же устаревший двухтактный агрегат. Можно было поставить новый мотор, но это увеличило бы стоимость новинки.
Мотоцикл Jawa 350 Replica в первый год продавался относительно неплохо, но постепенно интерес к нему пропал. Завод даже рассматривал возможности сотрудничества с Ижевским предприятием, но дальше разговоров не зашло. Скорее всего, руководство концерна «Калашников» посчитала нерентабельным возрождать сборочный мотоциклетный цех.
Продажи компании Jawa снижались на 20-30 % ежегодно. Перед предприятием замаячил призрак банкротства, но тут появился неожиданный спаситель – индийская фирма Mahindra & Mahindra Limited.
В Индии мотоциклы продавались под брендом «YEZDI». Фото: Youtube.com
Этот крупный концерн решил заняться мотоциклами, для чего были куплены бренды BSA Motorcycle и Jawa. Как оказалось, в Индии помнят о байках чешского производства – в 1960-х годах их сюда поставляли, видимо, по протекции Советского Союза.
Индусы решили наладить выпуск мотоциклов «Ява» у себя в стране. При этом завод в Чехии сохранили, дав ему даже возможность существовать частично автономно. Скорее всего, бизнесменам просто не нужно было производство в Европе – в Индии рабочая сила дешевле.
Произошло это знаменательное событие в 2016 году. Скорее всего, Mahindra & Mahindra Limited помогает чешскому предприятию финансово, ведь мотоциклы там производятся до сих пор.
Кратко опишем современную модельную гамму. Цен на официальном сайте предприятия нет, предлагается звонить и интересоваться этими параметрами в индивидуальном порядке.
Вот это и есть легенда для российских мотоциклистов со стажем. Удивительно, но «Ява» сохранила свое производство двухтактных двигателей. Их модель JAWA 350 2T не только тарахтит и дымит, как в юности, но еще и выглядит почти так же.
JAWA 350 2T. Фото: Youtube.com
Специально для разных возрастных групп, производитель выпускает модификацию Style, похожую на 638 «Яву» и 350/634 Retro – тут уже по индексу все понятно. Есть еще версия Military – в защитной зеленой расцветке.
В базе мотоцикл идет с кикстартером и на первый взгляд отличается разве что большим дисковым тормозным диском на переднем колесе. За дополнительную плату байк могут оснастить электростартером, системой раздельной смазки с бачком и рядом опций и аксессуаров.
Скорее всего, эта модель производится в Чехии, тогда как остальные, более технически современные, там только собираются, приезжая в транспортировочных ящиках из Индии.
Вот это уже интересный мотоцикл в плане дизайна. Копирует ранние послевоенные байки, одновременно с этим имеет много общего с классическими чопперами из США. Если сравнивать с советскими моделями, то больше всего похож на ИЖ-49.
Мотоцикл красивый и технически современный. Оснащается четырехтактным двигателем с рабочим объемом 334 см3. Силовой агрегат соответствует нормам Евро-5. Мотор настроен на тягу с самых низких оборотов.
JAWA 350 CL Perak крайний слева. Фото: Youtube.com
Несмотря на антикварную внешность, мотоцикл имеет жидкостное охлаждение и дисковые тормоза спереди и сзади, от «Брембо», кстати, хоть и бюджетной линейки.
Это реплика Явы» «Старушки», даже выполненная в том самом характерном вишневом цвете. Имеет приборку, вмонтированную в фару головного света. Мотоцикл отличается обилием хромированных элементов.
JAWA 300 CL. Фото: Youtube.com
Двигатель – четырехтактный DOHC с рабочим объемом 295 см3. Охлаждение жидкостное, тормоза дисковые.
Современная версия классических мотоциклов «Ява». Внешне больше похожа на 634 модель. Оснащается четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения с рабочим объемом 334 см3.
JAWA 350 OHC. Фото: Youtube.com
Предлагается в двух модификациях – базовой и Sport. Последняя выполнена в стиле спортивных моделей 70-х годов.
Один из самых мощных мотоциклов в базе производителя. Создан в сотрудничестве с аргентинской компанией RVM. Внешне байк не похож ни на одну из старых моделей JAWA. Хватит одного взгляда, чтобы понять – на ее создание чешских конструкторов вдохновил немецкий мотоцикл BMW F650GS, больше известный как «Маленький Гусь».
RVM 500 by JAWA Adventure. Фото: Youtube.com
Байк создан для путешествий, что неоднократно подтверждалось пробегами по пампасам Аргентины. Отличается надежностью и выносливостью конструкции.
Двигатель у RVM 500 by JAWA Adventure четырехтактный с жидкостным охлаждением и рабочим объемом в 500 см3. За дополнительную плату может быть оснащен системой из трех кофров.
Еще один 500-кубовый мотоцикл. Создан на одной платформе с Adventure, но дизайнеры изменили облик в угоду класса скремблер.
RVM 500 by JAWA Scrambler. Фото: Youtube.com
Отличается высокой проходимостью для своей категории. Байк предназначен для коротких поездок по городу и таких же выездов на природу.
Бренд JAWA продолжает существовать и выпускать мотоциклы. Конечно, таких объемов производства, как во времена ЧССР, давно нет и вряд ли будет. Но компания работает, что радует поклонников старых двухтактных байков.
Да и сейчас есть любители, которым интересно возиться со старыми мотоциклами. Хотя, восстановить Jawa непросто – эти байки далеко не так распространены в России, как ИЖ, например.
Считается, что завод «Ява» постепенно развалился после утраты своего главного заказчика. Дескать, разленившиеся чехи не стали еще в 1960-х годах работать над модернизацией своей техники, справедливо рассудив, что СССР и так купит все, что они выпускают.

Получив первую партию Jawa в 1962 году, Советский Союз дал своим гражданам качество и европейский дизайн. После этого мотоциклы всегда раскупались влет, за ними приезжали из самых дальних уголков СССР.
Примерно так оно и было. Конечно, с 1962 по 1991 годы чехи неоднократно модернизировали свои модели, но ничего глобального в них не меняли. А зачем, если купят и так все, что производилось?
В 1992 год компания вступила с устаревшим модельным рядом, потерей основного покупателя и прицелом на европейские продажи.
Что случилось с Jawa после развала СССР
Жизнь известного чешского бренда стала вялотекущей, примерно такой же, как и у российского ИЖ. Мотоциклы выпускали небольшими партиями, но покупать их слабо. А зачем Европе устаревшие двухтактники, когда есть другие бренды, плюс японцы завалили салоны своими моделями на любой вкус и бюджет?
Объемы производства, после того, что было при СССР, стали минимальные. Если удавалось реализовать 1 000 мотоциклов в год – чехи радовались.
Частично ситуацию смогла поправить реорганизация. Поняв, что нет смысла «одевать» конструктивно устаревшие модели в пластик и делать легкие чопперы, было решено вернуться к истокам.

Проанализировав продажи в прошлом, чехи возродили Яву 634. В 2014 году появилась модель Jawa 350 Replica. Мотоцикл, в принципе, был интересным, хотя бы для тех, кто помнил его с юности. Но желание осовременить без особых конструктивных переделок только испортило модель.
Ретро-дизайн получил ряд нетипичных нововведений:
✅ Передний дисковый тормоз
✅ Светодиодные указатели поворотов из Китая
✅ Современная приборная панель
Самое главное, что нужно было модернизировать – это двигатель, а он остался без изменений. Это был все тот же устаревший двухтактный агрегат. Можно было поставить новый мотор, но это увеличило бы стоимость новинки.
Мотоцикл Jawa 350 Replica в первый год продавался относительно неплохо, но постепенно интерес к нему пропал. Завод даже рассматривал возможности сотрудничества с Ижевским предприятием, но дальше разговоров не зашло. Скорее всего, руководство концерна «Калашников» посчитала нерентабельным возрождать сборочный мотоциклетный цех.
Индийские инвесторы
Продажи компании Jawa снижались на 20-30 % ежегодно. Перед предприятием замаячил призрак банкротства, но тут появился неожиданный спаситель – индийская фирма Mahindra & Mahindra Limited.

Этот крупный концерн решил заняться мотоциклами, для чего были куплены бренды BSA Motorcycle и Jawa. Как оказалось, в Индии помнят о байках чешского производства – в 1960-х годах их сюда поставляли, видимо, по протекции Советского Союза.
Индусы решили наладить выпуск мотоциклов «Ява» у себя в стране. При этом завод в Чехии сохранили, дав ему даже возможность существовать частично автономно. Скорее всего, бизнесменам просто не нужно было производство в Европе – в Индии рабочая сила дешевле.
Произошло это знаменательное событие в 2016 году. Скорее всего, Mahindra & Mahindra Limited помогает чешскому предприятию финансово, ведь мотоциклы там производятся до сих пор.
Кратко опишем современную модельную гамму. Цен на официальном сайте предприятия нет, предлагается звонить и интересоваться этими параметрами в индивидуальном порядке.
JAWA 350 2T
Вот это и есть легенда для российских мотоциклистов со стажем. Удивительно, но «Ява» сохранила свое производство двухтактных двигателей. Их модель JAWA 350 2T не только тарахтит и дымит, как в юности, но еще и выглядит почти так же.

Специально для разных возрастных групп, производитель выпускает модификацию Style, похожую на 638 «Яву» и 350/634 Retro – тут уже по индексу все понятно. Есть еще версия Military – в защитной зеленой расцветке.
В базе мотоцикл идет с кикстартером и на первый взгляд отличается разве что большим дисковым тормозным диском на переднем колесе. За дополнительную плату байк могут оснастить электростартером, системой раздельной смазки с бачком и рядом опций и аксессуаров.
Скорее всего, эта модель производится в Чехии, тогда как остальные, более технически современные, там только собираются, приезжая в транспортировочных ящиках из Индии.
JAWA 350 CL Perak
Вот это уже интересный мотоцикл в плане дизайна. Копирует ранние послевоенные байки, одновременно с этим имеет много общего с классическими чопперами из США. Если сравнивать с советскими моделями, то больше всего похож на ИЖ-49.
Мотоцикл красивый и технически современный. Оснащается четырехтактным двигателем с рабочим объемом 334 см3. Силовой агрегат соответствует нормам Евро-5. Мотор настроен на тягу с самых низких оборотов.

Несмотря на антикварную внешность, мотоцикл имеет жидкостное охлаждение и дисковые тормоза спереди и сзади, от «Брембо», кстати, хоть и бюджетной линейки.
JAWA 300 CL
Это реплика Явы» «Старушки», даже выполненная в том самом характерном вишневом цвете. Имеет приборку, вмонтированную в фару головного света. Мотоцикл отличается обилием хромированных элементов.

Двигатель – четырехтактный DOHC с рабочим объемом 295 см3. Охлаждение жидкостное, тормоза дисковые.
JAWA 350 OHC
Современная версия классических мотоциклов «Ява». Внешне больше похожа на 634 модель. Оснащается четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения с рабочим объемом 334 см3.

Предлагается в двух модификациях – базовой и Sport. Последняя выполнена в стиле спортивных моделей 70-х годов.
RVM 500 by JAWA Adventure
Один из самых мощных мотоциклов в базе производителя. Создан в сотрудничестве с аргентинской компанией RVM. Внешне байк не похож ни на одну из старых моделей JAWA. Хватит одного взгляда, чтобы понять – на ее создание чешских конструкторов вдохновил немецкий мотоцикл BMW F650GS, больше известный как «Маленький Гусь».

Байк создан для путешествий, что неоднократно подтверждалось пробегами по пампасам Аргентины. Отличается надежностью и выносливостью конструкции.
Двигатель у RVM 500 by JAWA Adventure четырехтактный с жидкостным охлаждением и рабочим объемом в 500 см3. За дополнительную плату может быть оснащен системой из трех кофров.
RVM 500 by JAWA Scrambler
Еще один 500-кубовый мотоцикл. Создан на одной платформе с Adventure, но дизайнеры изменили облик в угоду класса скремблер.

Отличается высокой проходимостью для своей категории. Байк предназначен для коротких поездок по городу и таких же выездов на природу.
Бренд JAWA продолжает существовать и выпускать мотоциклы. Конечно, таких объемов производства, как во времена ЧССР, давно нет и вряд ли будет. Но компания работает, что радует поклонников старых двухтактных байков.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...