Да и сейчас есть любители, которым интересно возиться со старыми мотоциклами. Хотя, восстановить Jawa непросто – эти байки далеко не так распространены в России, как ИЖ, например.
Считается, что завод «Ява» постепенно развалился после утраты своего главного заказчика. Дескать, разленившиеся чехи не стали еще в 1960-х годах работать над модернизацией своей техники, справедливо рассудив, что СССР и так купит все, что они выпускают.

Получив первую партию Jawa в 1962 году, Советский Союз дал своим гражданам качество и европейский дизайн. После этого мотоциклы всегда раскупались влет, за ними приезжали из самых дальних уголков СССР.
Примерно так оно и было. Конечно, с 1962 по 1991 годы чехи неоднократно модернизировали свои модели, но ничего глобального в них не меняли. А зачем, если купят и так все, что производилось?
В 1992 год компания вступила с устаревшим модельным рядом, потерей основного покупателя и прицелом на европейские продажи.
Что случилось с Jawa после развала СССР
Жизнь известного чешского бренда стала вялотекущей, примерно такой же, как и у российского ИЖ. Мотоциклы выпускали небольшими партиями, но покупать их слабо. А зачем Европе устаревшие двухтактники, когда есть другие бренды, плюс японцы завалили салоны своими моделями на любой вкус и бюджет?
Объемы производства, после того, что было при СССР, стали минимальные. Если удавалось реализовать 1 000 мотоциклов в год – чехи радовались.
Частично ситуацию смогла поправить реорганизация. Поняв, что нет смысла «одевать» конструктивно устаревшие модели в пластик и делать легкие чопперы, было решено вернуться к истокам.

Проанализировав продажи в прошлом, чехи возродили Яву 634. В 2014 году появилась модель Jawa 350 Replica. Мотоцикл, в принципе, был интересным, хотя бы для тех, кто помнил его с юности. Но желание осовременить без особых конструктивных переделок только испортило модель.
Ретро-дизайн получил ряд нетипичных нововведений:
✅ Передний дисковый тормоз
✅ Светодиодные указатели поворотов из Китая
✅ Современная приборная панель
Самое главное, что нужно было модернизировать – это двигатель, а он остался без изменений. Это был все тот же устаревший двухтактный агрегат. Можно было поставить новый мотор, но это увеличило бы стоимость новинки.
Мотоцикл Jawa 350 Replica в первый год продавался относительно неплохо, но постепенно интерес к нему пропал. Завод даже рассматривал возможности сотрудничества с Ижевским предприятием, но дальше разговоров не зашло. Скорее всего, руководство концерна «Калашников» посчитала нерентабельным возрождать сборочный мотоциклетный цех.
Индийские инвесторы
Продажи компании Jawa снижались на 20-30 % ежегодно. Перед предприятием замаячил призрак банкротства, но тут появился неожиданный спаситель – индийская фирма Mahindra & Mahindra Limited.

Этот крупный концерн решил заняться мотоциклами, для чего были куплены бренды BSA Motorcycle и Jawa. Как оказалось, в Индии помнят о байках чешского производства – в 1960-х годах их сюда поставляли, видимо, по протекции Советского Союза.
Индусы решили наладить выпуск мотоциклов «Ява» у себя в стране. При этом завод в Чехии сохранили, дав ему даже возможность существовать частично автономно. Скорее всего, бизнесменам просто не нужно было производство в Европе – в Индии рабочая сила дешевле.
Произошло это знаменательное событие в 2016 году. Скорее всего, Mahindra & Mahindra Limited помогает чешскому предприятию финансово, ведь мотоциклы там производятся до сих пор.
Кратко опишем современную модельную гамму. Цен на официальном сайте предприятия нет, предлагается звонить и интересоваться этими параметрами в индивидуальном порядке.
JAWA 350 2T
Вот это и есть легенда для российских мотоциклистов со стажем. Удивительно, но «Ява» сохранила свое производство двухтактных двигателей. Их модель JAWA 350 2T не только тарахтит и дымит, как в юности, но еще и выглядит почти так же.

Специально для разных возрастных групп, производитель выпускает модификацию Style, похожую на 638 «Яву» и 350/634 Retro – тут уже по индексу все понятно. Есть еще версия Military – в защитной зеленой расцветке.
В базе мотоцикл идет с кикстартером и на первый взгляд отличается разве что большим дисковым тормозным диском на переднем колесе. За дополнительную плату байк могут оснастить электростартером, системой раздельной смазки с бачком и рядом опций и аксессуаров.
Скорее всего, эта модель производится в Чехии, тогда как остальные, более технически современные, там только собираются, приезжая в транспортировочных ящиках из Индии.
JAWA 350 CL Perak
Вот это уже интересный мотоцикл в плане дизайна. Копирует ранние послевоенные байки, одновременно с этим имеет много общего с классическими чопперами из США. Если сравнивать с советскими моделями, то больше всего похож на ИЖ-49.
Мотоцикл красивый и технически современный. Оснащается четырехтактным двигателем с рабочим объемом 334 см3. Силовой агрегат соответствует нормам Евро-5. Мотор настроен на тягу с самых низких оборотов.

Несмотря на антикварную внешность, мотоцикл имеет жидкостное охлаждение и дисковые тормоза спереди и сзади, от «Брембо», кстати, хоть и бюджетной линейки.
JAWA 300 CL
Это реплика Явы» «Старушки», даже выполненная в том самом характерном вишневом цвете. Имеет приборку, вмонтированную в фару головного света. Мотоцикл отличается обилием хромированных элементов.

Двигатель – четырехтактный DOHC с рабочим объемом 295 см3. Охлаждение жидкостное, тормоза дисковые.
JAWA 350 OHC
Современная версия классических мотоциклов «Ява». Внешне больше похожа на 634 модель. Оснащается четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения с рабочим объемом 334 см3.

Предлагается в двух модификациях – базовой и Sport. Последняя выполнена в стиле спортивных моделей 70-х годов.
RVM 500 by JAWA Adventure
Один из самых мощных мотоциклов в базе производителя. Создан в сотрудничестве с аргентинской компанией RVM. Внешне байк не похож ни на одну из старых моделей JAWA. Хватит одного взгляда, чтобы понять – на ее создание чешских конструкторов вдохновил немецкий мотоцикл BMW F650GS, больше известный как «Маленький Гусь».

Байк создан для путешествий, что неоднократно подтверждалось пробегами по пампасам Аргентины. Отличается надежностью и выносливостью конструкции.
Двигатель у RVM 500 by JAWA Adventure четырехтактный с жидкостным охлаждением и рабочим объемом в 500 см3. За дополнительную плату может быть оснащен системой из трех кофров.
RVM 500 by JAWA Scrambler
Еще один 500-кубовый мотоцикл. Создан на одной платформе с Adventure, но дизайнеры изменили облик в угоду класса скремблер.

Отличается высокой проходимостью для своей категории. Байк предназначен для коротких поездок по городу и таких же выездов на природу.
Бренд JAWA продолжает существовать и выпускать мотоциклы. Конечно, таких объемов производства, как во времена ЧССР, давно нет и вряд ли будет. Но компания работает, что радует поклонников старых двухтактных байков.