«Полонез» – польский автомобиль с музыкальным названием
Если в поисковике ввести слово «полонез», то мы получим информацию о популярном танце или системе залпового огня. Поэтому, не полностью понимая, что же мы ищем, сложно сориентироваться и найти необходимую информацию.
А вот добавив к поиску слово «машина», мы узнаем о том, что, действительно, в свое время существовал FSO Polonez. Это была марка польского автомобиля, названная в честь распространенного народного танца «полонез». Впрочем, в русскоязычной среде наиболее известен вариант такой музыки, написанный польским композитором Михаилом Огинским.
Из личного опыта скажу, что узнал о не слишком известном польском автомобиле благодаря тому, что регулярно читал в детстве журнал «За рулем». Одной из любимых рубрик были результаты автомобильных гонок и других соревнований. Там я и увидел, что польский экипаж выступал на отечественном автомобиле упомянутой выше марки. Он имел 2-литровый двигатель и показывал довольно неплохие результаты. Тогда я даже и не представлял себе, что он имел прямое отношение к другой известной польской модели. Впрочем, все – по порядку.
Тем, кто не прочь поиронизировать, фраза «польский автопром» может показаться чем-то вроде «польский хоккей». Да, ни в том, ни в другом поляки не добились каких-то высоких результатов. Впрочем, определенные успехи все же имели место. Во втором случае это была победа над именитой советской дружиной на домашнем чемпионате мира в 1976 году. В первом – начало выпуска Polski Fiat 125p в 1967 году. Как можете видеть из даты, последнее событие произошло даже раньше, чем появился самый популярный массовый автомобиль СССР – «Жигули».
Вот только поляки были более реалистичными и менее амбициозными, чем советские конструкторы. Последние пытались своими силами развить линейку копии итальянского автомобиля 60-х, создав 7 поколений и свой вариант «народного автомобиля». Страна, которая, несмотря на просоветскую политику, была больше ориентирована на Европу, пошла другим путем. Был приглашен известный итальянский художник-дизайнер, который и создал облик новой «польской народной марки». Именно так, ведь несмотря на заметный итальянский след, новинка была все же, во многом, польской разработкой.
Само предприятие FSO появилось в послевоенной уже социалистической Польше. Поэтому не удивительно, что первой производимой моделью стала знаменитая советская «Победа». Немного адаптировав ее для местных потребностей, поляки благоразумно переименовали автомобиль в более привычное для местного уха название – «Варшава». Какое-то время спустя появилась собственная разработка, получившая имя Syrena. Но, уровень был не тот, поэтому польские специалисты очень обрадовались возможности выпускать на своих мощностях копию известной в Европе модели - FIAT 125. Прошло десятилетие и необходимо было что-то кардинально поменять.
Polonez стал безусловным прорывом для польского автопрома. Представленный широкой публике в 1978 году, автомобиль был хорошо встречен специалистами. Быстро пришла к нему и народная любовь. Будущим владельцам очень понравились три его особенности:
✅ стильный внешний вид
✅ передовое техническое оснащение
✅ удобная и эффектная внутренняя начинка
Специалисты из Италии сумели создать авто с прекрасной аэродинамикой, лобовое сопротивление было на уровне 0,36. Был он лучше многих и в плане пассивной безопасности. Ее обеспечили армирующие брусья в дверях и буферные зоны безопасности, обладающие возможностью деформации. Вообще очертания нового автомобиля, выполненного в стиле хэтчбек, изобиловали современными решениями, обтекаемыми формами и эргономичной конструкцией салона.
Специалисты в автомобильной сфере сразу же обратили внимание на схожесть новинки с первичным прототипом Volkswagen Scirocco. В целом, FSO Polonez был на уровне многих образцов европейской техники тех лет. Причем, ведущих компаний Франции и Германии. Сам этот факт является лучшим объяснением популярности и больших объемов производства последующих моделей этой марки. Наклон лобового стекла, модный 5-дверный кузов, заостренные углы перехода, стиль folded paper – все это было в тренде тех лет.
Для дорожных автомобилей были выбраны два самых распространенных в те времена вида силовых установок объемом 1,3 и 1,5 литра, мощностью 60 и 82 л. с. соответственно. Параллельно был изготовлен Polonez-2000, специально подготовленный для раллийных гонок. Его дебют состоялся в 1979 году в Монте-Карло. После этого, как я уже упоминал вначале, раллийная модель неплохо зарекомендовала себя в спорте, добиваясь хороших результатов среди 2-литровых моторов.
Закрепившись на внутреннем рынке, стали предприниматься попытки выхода на международный. Автомобили этой марки никогда не поставлялись в СССР (ведь у нас было немало своих, в общем-то, неплохих автомобилей). В другие страны модель 1500 X, появившаяся в 1986 году, успешно экспортировалась. Залогом ее конкурентоспособности являлись невысокая цена и надежность конструкции. Особенностями 1500 X можно считать:
✅ двигатель – 1,5-литра
✅ мощность – 82 л. с.
✅ КПП – 5-ступенчатая
✅ встроенная производителем магнитола
Можно ли сказать, что польский автомобиль был лучше нашего варианта «итальянцев»? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Ведь наши модели было почти полностью собственными разработками и мало зависели от внешних факторов. В то же время, тип кузова, надежность кузовных деталей, удобные сидения и дисковые тормоза можно записать полякам в явный плюс. По сути, автомобиль полностью соответствовал даже высоким американским требованиям пассивной безопасности.
То, что создатели установили на 1500 X, было лишь на ведущих европейских моделях 80-х: противотуманки, тахометр, электрообогрев заднего стекла и регулировка наклона руля. К этому можно добавить комфортные сидения и довольно вместительный багажник. В общем, о комфорте находящихся в салоне поляки побеспокоились по максимуму.
В 80-90-х годах появились другие компоновки кузова и специальные автомобили. Первым в 1987 году вышел пикап Polonez Truck. В середине 90-х к нему присоединились модели в кузове седан и универсал. Популярность автомобильной марки побудила правительство сделать заказы на изготовления ряда специальной техники для нужд различных служб: полиции, скорой и пожарки. Использовались они и как служебные автомобили для руководителей средней руки.
Всемирный резонанс и известность марке обеспечили ее спортивные успехи. Они стали возможными благодаря двигателю другой итальянской компании. Lancia Stratos мощностью 260 л. с., установленный на Polonez, позволил автомобилю неоднократно занимать призовые места. Его заметили, и для польских производителей открылись латиноамериканский, китайский и египетский автомобильные рынки. Последний из них был настолько заинтересован в поставках, что построил завод по производству Polonez, который просуществовал до начала 2000-х.
Изменение претерпели и другие модели польской марки. Например, в 1992 году на базе Polonez было начато производство легких грузовых автомобилей. Четыре года спустя, после модернизации, появился новый вариант легкового автомобиля Atu. Но, время неумолимо двигалось вперед и очень скоро пришло время, когда двигатели автомобиля перестали соответствовать обновленным европейским требованиям по безопасности выхлопных газов. Это усложнило экспорт моделей и привело к значительному сокращению объемов производства. Все эти факторы привели к его остановке в 2002 году.
А вот добавив к поиску слово «машина», мы узнаем о том, что, действительно, в свое время существовал FSO Polonez. Это была марка польского автомобиля, названная в честь распространенного народного танца «полонез». Впрочем, в русскоязычной среде наиболее известен вариант такой музыки, написанный польским композитором Михаилом Огинским.
Польский Фиат, в котором угадывается явное сходство с «шестеркой». Фото: youtube.com
Из личного опыта скажу, что узнал о не слишком известном польском автомобиле благодаря тому, что регулярно читал в детстве журнал «За рулем». Одной из любимых рубрик были результаты автомобильных гонок и других соревнований. Там я и увидел, что польский экипаж выступал на отечественном автомобиле упомянутой выше марки. Он имел 2-литровый двигатель и показывал довольно неплохие результаты. Тогда я даже и не представлял себе, что он имел прямое отношение к другой известной польской модели. Впрочем, все – по порядку.
Polonez как преемник Polski Fiat 125p
Тем, кто не прочь поиронизировать, фраза «польский автопром» может показаться чем-то вроде «польский хоккей». Да, ни в том, ни в другом поляки не добились каких-то высоких результатов. Впрочем, определенные успехи все же имели место. Во втором случае это была победа над именитой советской дружиной на домашнем чемпионате мира в 1976 году. В первом – начало выпуска Polski Fiat 125p в 1967 году. Как можете видеть из даты, последнее событие произошло даже раньше, чем появился самый популярный массовый автомобиль СССР – «Жигули».
Передовая для своего времени приборная панель. Фото: youtube.com
Вот только поляки были более реалистичными и менее амбициозными, чем советские конструкторы. Последние пытались своими силами развить линейку копии итальянского автомобиля 60-х, создав 7 поколений и свой вариант «народного автомобиля». Страна, которая, несмотря на просоветскую политику, была больше ориентирована на Европу, пошла другим путем. Был приглашен известный итальянский художник-дизайнер, который и создал облик новой «польской народной марки». Именно так, ведь несмотря на заметный итальянский след, новинка была все же, во многом, польской разработкой.
Polonez смог стать самым популярным и успешным польским автомобилем. Потомок FIAT и дальний родственник «Жигулей», который примерил под свой капот целую плеяду моторов: от скромного 1,3 литра до V6 производства компании Ferrari. Некоторые его экземпляры достигли дальних островов Новой Зеландии, а выпуск за 24 года превысил миллионный рубеж. Производство автомобиля пережило разные эпохи и продлилось до начала XXI века.
Само предприятие FSO появилось в послевоенной уже социалистической Польше. Поэтому не удивительно, что первой производимой моделью стала знаменитая советская «Победа». Немного адаптировав ее для местных потребностей, поляки благоразумно переименовали автомобиль в более привычное для местного уха название – «Варшава». Какое-то время спустя появилась собственная разработка, получившая имя Syrena. Но, уровень был не тот, поэтому польские специалисты очень обрадовались возможности выпускать на своих мощностях копию известной в Европе модели - FIAT 125. Прошло десятилетие и необходимо было что-то кардинально поменять.
Итальянский дизайн для польского хэтчбека
Polonez стал безусловным прорывом для польского автопрома. Представленный широкой публике в 1978 году, автомобиль был хорошо встречен специалистами. Быстро пришла к нему и народная любовь. Будущим владельцам очень понравились три его особенности:
✅ стильный внешний вид
✅ передовое техническое оснащение
✅ удобная и эффектная внутренняя начинка
Специалисты из Италии сумели создать авто с прекрасной аэродинамикой, лобовое сопротивление было на уровне 0,36. Был он лучше многих и в плане пассивной безопасности. Ее обеспечили армирующие брусья в дверях и буферные зоны безопасности, обладающие возможностью деформации. Вообще очертания нового автомобиля, выполненного в стиле хэтчбек, изобиловали современными решениями, обтекаемыми формами и эргономичной конструкцией салона.
Polonez-2000 во время раллийных гонок. Фото: youtube.com
Специалисты в автомобильной сфере сразу же обратили внимание на схожесть новинки с первичным прототипом Volkswagen Scirocco. В целом, FSO Polonez был на уровне многих образцов европейской техники тех лет. Причем, ведущих компаний Франции и Германии. Сам этот факт является лучшим объяснением популярности и больших объемов производства последующих моделей этой марки. Наклон лобового стекла, модный 5-дверный кузов, заостренные углы перехода, стиль folded paper – все это было в тренде тех лет.
Модели и особенности конструкции FSO Polonez
Для дорожных автомобилей были выбраны два самых распространенных в те времена вида силовых установок объемом 1,3 и 1,5 литра, мощностью 60 и 82 л. с. соответственно. Параллельно был изготовлен Polonez-2000, специально подготовленный для раллийных гонок. Его дебют состоялся в 1979 году в Монте-Карло. После этого, как я уже упоминал вначале, раллийная модель неплохо зарекомендовала себя в спорте, добиваясь хороших результатов среди 2-литровых моторов.
Закрепившись на внутреннем рынке, стали предприниматься попытки выхода на международный. Автомобили этой марки никогда не поставлялись в СССР (ведь у нас было немало своих, в общем-то, неплохих автомобилей). В другие страны модель 1500 X, появившаяся в 1986 году, успешно экспортировалась. Залогом ее конкурентоспособности являлись невысокая цена и надежность конструкции. Особенностями 1500 X можно считать:
✅ двигатель – 1,5-литра
✅ мощность – 82 л. с.
✅ КПП – 5-ступенчатая
✅ встроенная производителем магнитола
Можно ли сказать, что польский автомобиль был лучше нашего варианта «итальянцев»? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Ведь наши модели было почти полностью собственными разработками и мало зависели от внешних факторов. В то же время, тип кузова, надежность кузовных деталей, удобные сидения и дисковые тормоза можно записать полякам в явный плюс. По сути, автомобиль полностью соответствовал даже высоким американским требованиям пассивной безопасности.
То, что создатели установили на 1500 X, было лишь на ведущих европейских моделях 80-х: противотуманки, тахометр, электрообогрев заднего стекла и регулировка наклона руля. К этому можно добавить комфортные сидения и довольно вместительный багажник. В общем, о комфорте находящихся в салоне поляки побеспокоились по максимуму.
Милицейский вариант FSO Polonez. Фото: youtube.com
В 80-90-х годах появились другие компоновки кузова и специальные автомобили. Первым в 1987 году вышел пикап Polonez Truck. В середине 90-х к нему присоединились модели в кузове седан и универсал. Популярность автомобильной марки побудила правительство сделать заказы на изготовления ряда специальной техники для нужд различных служб: полиции, скорой и пожарки. Использовались они и как служебные автомобили для руководителей средней руки.
Время заката и остановка производства
Всемирный резонанс и известность марке обеспечили ее спортивные успехи. Они стали возможными благодаря двигателю другой итальянской компании. Lancia Stratos мощностью 260 л. с., установленный на Polonez, позволил автомобилю неоднократно занимать призовые места. Его заметили, и для польских производителей открылись латиноамериканский, китайский и египетский автомобильные рынки. Последний из них был настолько заинтересован в поставках, что построил завод по производству Polonez, который просуществовал до начала 2000-х.
Polonez 1999 года в кузове комби – завершение истории марки. Фото: youtube.com
Изменение претерпели и другие модели польской марки. Например, в 1992 году на базе Polonez было начато производство легких грузовых автомобилей. Четыре года спустя, после модернизации, появился новый вариант легкового автомобиля Atu. Но, время неумолимо двигалось вперед и очень скоро пришло время, когда двигатели автомобиля перестали соответствовать обновленным европейским требованиям по безопасности выхлопных газов. Это усложнило экспорт моделей и привело к значительному сокращению объемов производства. Все эти факторы привели к его остановке в 2002 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...