
«Полонез» – польский автомобиль с музыкальным названием
Если в поисковике ввести слово «полонез», то мы получим информацию о популярном танце или системе залпового огня. Поэтому, не полностью понимая, что же мы ищем, сложно сориентироваться и найти необходимую информацию.
А вот добавив к поиску слово «машина», мы узнаем о том, что, действительно, в свое время существовал FSO Polonez. Это была марка польского автомобиля, названная в честь распространенного народного танца «полонез». Впрочем, в русскоязычной среде наиболее известен вариант такой музыки, написанный польским композитором Михаилом Огинским.
Польский Фиат, в котором угадывается явное сходство с «шестеркой». Фото: youtube.com
Из личного опыта скажу, что узнал о не слишком известном польском автомобиле благодаря тому, что регулярно читал в детстве журнал «За рулем». Одной из любимых рубрик были результаты автомобильных гонок и других соревнований. Там я и увидел, что польский экипаж выступал на отечественном автомобиле упомянутой выше марки. Он имел 2-литровый двигатель и показывал довольно неплохие результаты. Тогда я даже и не представлял себе, что он имел прямое отношение к другой известной польской модели. Впрочем, все – по порядку.
Тем, кто не прочь поиронизировать, фраза «польский автопром» может показаться чем-то вроде «польский хоккей». Да, ни в том, ни в другом поляки не добились каких-то высоких результатов. Впрочем, определенные успехи все же имели место. Во втором случае это была победа над именитой советской дружиной на домашнем чемпионате мира в 1976 году. В первом – начало выпуска Polski Fiat 125p в 1967 году. Как можете видеть из даты, последнее событие произошло даже раньше, чем появился самый популярный массовый автомобиль СССР – «Жигули».
Передовая для своего времени приборная панель. Фото: youtube.com
Вот только поляки были более реалистичными и менее амбициозными, чем советские конструкторы. Последние пытались своими силами развить линейку копии итальянского автомобиля 60-х, создав 7 поколений и свой вариант «народного автомобиля». Страна, которая, несмотря на просоветскую политику, была больше ориентирована на Европу, пошла другим путем. Был приглашен известный итальянский художник-дизайнер, который и создал облик новой «польской народной марки». Именно так, ведь несмотря на заметный итальянский след, новинка была все же, во многом, польской разработкой.
Само предприятие FSO появилось в послевоенной уже социалистической Польше. Поэтому не удивительно, что первой производимой моделью стала знаменитая советская «Победа». Немного адаптировав ее для местных потребностей, поляки благоразумно переименовали автомобиль в более привычное для местного уха название – «Варшава». Какое-то время спустя появилась собственная разработка, получившая имя Syrena. Но, уровень был не тот, поэтому польские специалисты очень обрадовались возможности выпускать на своих мощностях копию известной в Европе модели - FIAT 125. Прошло десятилетие и необходимо было что-то кардинально поменять.
Polonez стал безусловным прорывом для польского автопрома. Представленный широкой публике в 1978 году, автомобиль был хорошо встречен специалистами. Быстро пришла к нему и народная любовь. Будущим владельцам очень понравились три его особенности:
✅ стильный внешний вид
✅ передовое техническое оснащение
✅ удобная и эффектная внутренняя начинка
Специалисты из Италии сумели создать авто с прекрасной аэродинамикой, лобовое сопротивление было на уровне 0,36. Был он лучше многих и в плане пассивной безопасности. Ее обеспечили армирующие брусья в дверях и буферные зоны безопасности, обладающие возможностью деформации. Вообще очертания нового автомобиля, выполненного в стиле хэтчбек, изобиловали современными решениями, обтекаемыми формами и эргономичной конструкцией салона.
Polonez-2000 во время раллийных гонок. Фото: youtube.com
Специалисты в автомобильной сфере сразу же обратили внимание на схожесть новинки с первичным прототипом Volkswagen Scirocco. В целом, FSO Polonez был на уровне многих образцов европейской техники тех лет. Причем, ведущих компаний Франции и Германии. Сам этот факт является лучшим объяснением популярности и больших объемов производства последующих моделей этой марки. Наклон лобового стекла, модный 5-дверный кузов, заостренные углы перехода, стиль folded paper – все это было в тренде тех лет.
Для дорожных автомобилей были выбраны два самых распространенных в те времена вида силовых установок объемом 1,3 и 1,5 литра, мощностью 60 и 82 л. с. соответственно. Параллельно был изготовлен Polonez-2000, специально подготовленный для раллийных гонок. Его дебют состоялся в 1979 году в Монте-Карло. После этого, как я уже упоминал вначале, раллийная модель неплохо зарекомендовала себя в спорте, добиваясь хороших результатов среди 2-литровых моторов.
Закрепившись на внутреннем рынке, стали предприниматься попытки выхода на международный. Автомобили этой марки никогда не поставлялись в СССР (ведь у нас было немало своих, в общем-то, неплохих автомобилей). В другие страны модель 1500 X, появившаяся в 1986 году, успешно экспортировалась. Залогом ее конкурентоспособности являлись невысокая цена и надежность конструкции. Особенностями 1500 X можно считать:
✅ двигатель – 1,5-литра
✅ мощность – 82 л. с.
✅ КПП – 5-ступенчатая
✅ встроенная производителем магнитола
Можно ли сказать, что польский автомобиль был лучше нашего варианта «итальянцев»? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Ведь наши модели было почти полностью собственными разработками и мало зависели от внешних факторов. В то же время, тип кузова, надежность кузовных деталей, удобные сидения и дисковые тормоза можно записать полякам в явный плюс. По сути, автомобиль полностью соответствовал даже высоким американским требованиям пассивной безопасности.
То, что создатели установили на 1500 X, было лишь на ведущих европейских моделях 80-х: противотуманки, тахометр, электрообогрев заднего стекла и регулировка наклона руля. К этому можно добавить комфортные сидения и довольно вместительный багажник. В общем, о комфорте находящихся в салоне поляки побеспокоились по максимуму.
Милицейский вариант FSO Polonez. Фото: youtube.com
В 80-90-х годах появились другие компоновки кузова и специальные автомобили. Первым в 1987 году вышел пикап Polonez Truck. В середине 90-х к нему присоединились модели в кузове седан и универсал. Популярность автомобильной марки побудила правительство сделать заказы на изготовления ряда специальной техники для нужд различных служб: полиции, скорой и пожарки. Использовались они и как служебные автомобили для руководителей средней руки.
Всемирный резонанс и известность марке обеспечили ее спортивные успехи. Они стали возможными благодаря двигателю другой итальянской компании. Lancia Stratos мощностью 260 л. с., установленный на Polonez, позволил автомобилю неоднократно занимать призовые места. Его заметили, и для польских производителей открылись латиноамериканский, китайский и египетский автомобильные рынки. Последний из них был настолько заинтересован в поставках, что построил завод по производству Polonez, который просуществовал до начала 2000-х.
Polonez 1999 года в кузове комби – завершение истории марки. Фото: youtube.com
Изменение претерпели и другие модели польской марки. Например, в 1992 году на базе Polonez было начато производство легких грузовых автомобилей. Четыре года спустя, после модернизации, появился новый вариант легкового автомобиля Atu. Но, время неумолимо двигалось вперед и очень скоро пришло время, когда двигатели автомобиля перестали соответствовать обновленным европейским требованиям по безопасности выхлопных газов. Это усложнило экспорт моделей и привело к значительному сокращению объемов производства. Все эти факторы привели к его остановке в 2002 году.
А вот добавив к поиску слово «машина», мы узнаем о том, что, действительно, в свое время существовал FSO Polonez. Это была марка польского автомобиля, названная в честь распространенного народного танца «полонез». Впрочем, в русскоязычной среде наиболее известен вариант такой музыки, написанный польским композитором Михаилом Огинским.

Из личного опыта скажу, что узнал о не слишком известном польском автомобиле благодаря тому, что регулярно читал в детстве журнал «За рулем». Одной из любимых рубрик были результаты автомобильных гонок и других соревнований. Там я и увидел, что польский экипаж выступал на отечественном автомобиле упомянутой выше марки. Он имел 2-литровый двигатель и показывал довольно неплохие результаты. Тогда я даже и не представлял себе, что он имел прямое отношение к другой известной польской модели. Впрочем, все – по порядку.
Polonez как преемник Polski Fiat 125p
Тем, кто не прочь поиронизировать, фраза «польский автопром» может показаться чем-то вроде «польский хоккей». Да, ни в том, ни в другом поляки не добились каких-то высоких результатов. Впрочем, определенные успехи все же имели место. Во втором случае это была победа над именитой советской дружиной на домашнем чемпионате мира в 1976 году. В первом – начало выпуска Polski Fiat 125p в 1967 году. Как можете видеть из даты, последнее событие произошло даже раньше, чем появился самый популярный массовый автомобиль СССР – «Жигули».

Вот только поляки были более реалистичными и менее амбициозными, чем советские конструкторы. Последние пытались своими силами развить линейку копии итальянского автомобиля 60-х, создав 7 поколений и свой вариант «народного автомобиля». Страна, которая, несмотря на просоветскую политику, была больше ориентирована на Европу, пошла другим путем. Был приглашен известный итальянский художник-дизайнер, который и создал облик новой «польской народной марки». Именно так, ведь несмотря на заметный итальянский след, новинка была все же, во многом, польской разработкой.
Polonez смог стать самым популярным и успешным польским автомобилем. Потомок FIAT и дальний родственник «Жигулей», который примерил под свой капот целую плеяду моторов: от скромного 1,3 литра до V6 производства компании Ferrari. Некоторые его экземпляры достигли дальних островов Новой Зеландии, а выпуск за 24 года превысил миллионный рубеж. Производство автомобиля пережило разные эпохи и продлилось до начала XXI века.
Само предприятие FSO появилось в послевоенной уже социалистической Польше. Поэтому не удивительно, что первой производимой моделью стала знаменитая советская «Победа». Немного адаптировав ее для местных потребностей, поляки благоразумно переименовали автомобиль в более привычное для местного уха название – «Варшава». Какое-то время спустя появилась собственная разработка, получившая имя Syrena. Но, уровень был не тот, поэтому польские специалисты очень обрадовались возможности выпускать на своих мощностях копию известной в Европе модели - FIAT 125. Прошло десятилетие и необходимо было что-то кардинально поменять.
Итальянский дизайн для польского хэтчбека
Polonez стал безусловным прорывом для польского автопрома. Представленный широкой публике в 1978 году, автомобиль был хорошо встречен специалистами. Быстро пришла к нему и народная любовь. Будущим владельцам очень понравились три его особенности:
✅ стильный внешний вид
✅ передовое техническое оснащение
✅ удобная и эффектная внутренняя начинка
Специалисты из Италии сумели создать авто с прекрасной аэродинамикой, лобовое сопротивление было на уровне 0,36. Был он лучше многих и в плане пассивной безопасности. Ее обеспечили армирующие брусья в дверях и буферные зоны безопасности, обладающие возможностью деформации. Вообще очертания нового автомобиля, выполненного в стиле хэтчбек, изобиловали современными решениями, обтекаемыми формами и эргономичной конструкцией салона.

Специалисты в автомобильной сфере сразу же обратили внимание на схожесть новинки с первичным прототипом Volkswagen Scirocco. В целом, FSO Polonez был на уровне многих образцов европейской техники тех лет. Причем, ведущих компаний Франции и Германии. Сам этот факт является лучшим объяснением популярности и больших объемов производства последующих моделей этой марки. Наклон лобового стекла, модный 5-дверный кузов, заостренные углы перехода, стиль folded paper – все это было в тренде тех лет.
Модели и особенности конструкции FSO Polonez
Для дорожных автомобилей были выбраны два самых распространенных в те времена вида силовых установок объемом 1,3 и 1,5 литра, мощностью 60 и 82 л. с. соответственно. Параллельно был изготовлен Polonez-2000, специально подготовленный для раллийных гонок. Его дебют состоялся в 1979 году в Монте-Карло. После этого, как я уже упоминал вначале, раллийная модель неплохо зарекомендовала себя в спорте, добиваясь хороших результатов среди 2-литровых моторов.
Закрепившись на внутреннем рынке, стали предприниматься попытки выхода на международный. Автомобили этой марки никогда не поставлялись в СССР (ведь у нас было немало своих, в общем-то, неплохих автомобилей). В другие страны модель 1500 X, появившаяся в 1986 году, успешно экспортировалась. Залогом ее конкурентоспособности являлись невысокая цена и надежность конструкции. Особенностями 1500 X можно считать:
✅ двигатель – 1,5-литра
✅ мощность – 82 л. с.
✅ КПП – 5-ступенчатая
✅ встроенная производителем магнитола
Можно ли сказать, что польский автомобиль был лучше нашего варианта «итальянцев»? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Ведь наши модели было почти полностью собственными разработками и мало зависели от внешних факторов. В то же время, тип кузова, надежность кузовных деталей, удобные сидения и дисковые тормоза можно записать полякам в явный плюс. По сути, автомобиль полностью соответствовал даже высоким американским требованиям пассивной безопасности.
То, что создатели установили на 1500 X, было лишь на ведущих европейских моделях 80-х: противотуманки, тахометр, электрообогрев заднего стекла и регулировка наклона руля. К этому можно добавить комфортные сидения и довольно вместительный багажник. В общем, о комфорте находящихся в салоне поляки побеспокоились по максимуму.

В 80-90-х годах появились другие компоновки кузова и специальные автомобили. Первым в 1987 году вышел пикап Polonez Truck. В середине 90-х к нему присоединились модели в кузове седан и универсал. Популярность автомобильной марки побудила правительство сделать заказы на изготовления ряда специальной техники для нужд различных служб: полиции, скорой и пожарки. Использовались они и как служебные автомобили для руководителей средней руки.
Время заката и остановка производства
Всемирный резонанс и известность марке обеспечили ее спортивные успехи. Они стали возможными благодаря двигателю другой итальянской компании. Lancia Stratos мощностью 260 л. с., установленный на Polonez, позволил автомобилю неоднократно занимать призовые места. Его заметили, и для польских производителей открылись латиноамериканский, китайский и египетский автомобильные рынки. Последний из них был настолько заинтересован в поставках, что построил завод по производству Polonez, который просуществовал до начала 2000-х.

Изменение претерпели и другие модели польской марки. Например, в 1992 году на базе Polonez было начато производство легких грузовых автомобилей. Четыре года спустя, после модернизации, появился новый вариант легкового автомобиля Atu. Но, время неумолимо двигалось вперед и очень скоро пришло время, когда двигатели автомобиля перестали соответствовать обновленным европейским требованиям по безопасности выхлопных газов. Это усложнило экспорт моделей и привело к значительному сокращению объемов производства. Все эти факторы привели к его остановке в 2002 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
И даже два. Так что, учитывая тенденции последнего времени, скоро воздушное пространство пополнится десятками, а то и сотнями, таких огромных управляемых...

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания SJ-100 ускоряют – линию сборки модернизировали
Стало известно, сколько всего самолетов уже находится в работе. Некоторые экземпляры оказались в шаге от испытаний в воздухе....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Прорыв в небо: первый полет SJ-100 с ПД-8 и будущее МС-21
В мире гражданской авиации наметился важный поворот: Россия делает уверенные шаги в сторону полной импортозамещенности своих авиалайнеров. Видео на...

Samsung построит девять танкеров-челноков за 1,34 млрд долларов
Они займутся транспортировкой нефти в акватории Бразилии. Прямо сейчас строят еще три таких судна....

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

В Британии создали двигатель, работающий на чистой меди
Он сможет использовать космический мусор в качестве топлива. Однако есть две большие проблемы....

Lada Iskra станет первой моделью АВТОВАЗ с системой iTPMS
Она проще и надежнее, чем dTPMS. Теперь российские машины станут немного безопаснее....

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

Взлет и падение Русско-Балтийского завода
Автомобили «Руссо-Балт» получили широкую известность не только в России но и в Европе. Но из-за исторических событий первый российский автомобильный бренд...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Космонавты «примерили» корабль «Союз МС-27» перед стартом
Полетят два российских космонавта и один американский астронавт. На испытаниях также были их дублеры....