«Полонез» – польский автомобиль с музыкальным названием
4 411

«Полонез» – польский автомобиль с музыкальным названием

Если в поисковике ввести слово «полонез», то мы получим информацию о популярном танце или системе залпового огня. Поэтому, не полностью понимая, что же мы ищем, сложно сориентироваться и найти необходимую информацию.


А вот добавив к поиску слово «машина», мы узнаем о том, что, действительно, в свое время существовал FSO Polonez. Это была марка польского автомобиля, названная в честь распространенного народного танца «полонез». Впрочем, в русскоязычной среде наиболее известен вариант такой музыки, написанный польским композитором Михаилом Огинским.

«Полонез» – польский автомобиль с музыкальным названием Польский Фиат, в котором угадывается явное сходство с «шестеркой». Фото: youtube.com

Из личного опыта скажу, что узнал о не слишком известном польском автомобиле благодаря тому, что регулярно читал в детстве журнал «За рулем». Одной из любимых рубрик были результаты автомобильных гонок и других соревнований. Там я и увидел, что польский экипаж выступал на отечественном автомобиле упомянутой выше марки. Он имел 2-литровый двигатель и показывал довольно неплохие результаты. Тогда я даже и не представлял себе, что он имел прямое отношение к другой известной польской модели. Впрочем, все – по порядку.

Polonez как преемник Polski Fiat 125p


Тем, кто не прочь поиронизировать, фраза «польский автопром» может показаться чем-то вроде «польский хоккей». Да, ни в том, ни в другом поляки не добились каких-то высоких результатов. Впрочем, определенные успехи все же имели место. Во втором случае это была победа над именитой советской дружиной на домашнем чемпионате мира в 1976 году. В первом – начало выпуска Polski Fiat 125p в 1967 году. Как можете видеть из даты, последнее событие произошло даже раньше, чем появился самый популярный массовый автомобиль СССР – «Жигули».

Передовая для своего времени приборная панель. Фото: youtube.com

Вот только поляки были более реалистичными и менее амбициозными, чем советские конструкторы. Последние пытались своими силами развить линейку копии итальянского автомобиля 60-х, создав 7 поколений и свой вариант «народного автомобиля». Страна, которая, несмотря на просоветскую политику, была больше ориентирована на Европу, пошла другим путем. Был приглашен известный итальянский художник-дизайнер, который и создал облик новой «польской народной марки». Именно так, ведь несмотря на заметный итальянский след, новинка была все же, во многом, польской разработкой.

Polonez смог стать самым популярным и успешным польским автомобилем. Потомок FIAT и дальний родственник «Жигулей», который примерил под свой капот целую плеяду моторов: от скромного 1,3 литра до V6 производства компании Ferrari. Некоторые его экземпляры достигли дальних островов Новой Зеландии, а выпуск за 24 года превысил миллионный рубеж. Производство автомобиля пережило разные эпохи и продлилось до начала XXI века.


Само предприятие FSO появилось в послевоенной уже социалистической Польше. Поэтому не удивительно, что первой производимой моделью стала знаменитая советская «Победа». Немного адаптировав ее для местных потребностей, поляки благоразумно переименовали автомобиль в более привычное для местного уха название – «Варшава». Какое-то время спустя появилась собственная разработка, получившая имя Syrena. Но, уровень был не тот, поэтому польские специалисты очень обрадовались возможности выпускать на своих мощностях копию известной в Европе модели - FIAT 125. Прошло десятилетие и необходимо было что-то кардинально поменять.

Итальянский дизайн для польского хэтчбека


Polonez стал безусловным прорывом для польского автопрома. Представленный широкой публике в 1978 году, автомобиль был хорошо встречен специалистами. Быстро пришла к нему и народная любовь. Будущим владельцам очень понравились три его особенности:

✅ стильный внешний вид
✅ передовое техническое оснащение
✅ удобная и эффектная внутренняя начинка

Специалисты из Италии сумели создать авто с прекрасной аэродинамикой, лобовое сопротивление было на уровне 0,36. Был он лучше многих и в плане пассивной безопасности. Ее обеспечили армирующие брусья в дверях и буферные зоны безопасности, обладающие возможностью деформации. Вообще очертания нового автомобиля, выполненного в стиле хэтчбек, изобиловали современными решениями, обтекаемыми формами и эргономичной конструкцией салона.

Polonez-2000 во время раллийных гонок. Фото: youtube.com

Специалисты в автомобильной сфере сразу же обратили внимание на схожесть новинки с первичным прототипом Volkswagen Scirocco. В целом, FSO Polonez был на уровне многих образцов европейской техники тех лет. Причем, ведущих компаний Франции и Германии. Сам этот факт является лучшим объяснением популярности и больших объемов производства последующих моделей этой марки. Наклон лобового стекла, модный 5-дверный кузов, заостренные углы перехода, стиль folded paper – все это было в тренде тех лет.

Модели и особенности конструкции FSO Polonez


Для дорожных автомобилей были выбраны два самых распространенных в те времена вида силовых установок объемом 1,3 и 1,5 литра, мощностью 60 и 82 л. с. соответственно. Параллельно был изготовлен Polonez-2000, специально подготовленный для раллийных гонок. Его дебют состоялся в 1979 году в Монте-Карло. После этого, как я уже упоминал вначале, раллийная модель неплохо зарекомендовала себя в спорте, добиваясь хороших результатов среди 2-литровых моторов.

Закрепившись на внутреннем рынке, стали предприниматься попытки выхода на международный. Автомобили этой марки никогда не поставлялись в СССР (ведь у нас было немало своих, в общем-то, неплохих автомобилей). В другие страны модель 1500 X, появившаяся в 1986 году, успешно экспортировалась. Залогом ее конкурентоспособности являлись невысокая цена и надежность конструкции. Особенностями 1500 X можно считать:

✅ двигатель – 1,5-литра
✅ мощность – 82 л. с.
✅ КПП – 5-ступенчатая
✅ встроенная производителем магнитола

Можно ли сказать, что польский автомобиль был лучше нашего варианта «итальянцев»? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Ведь наши модели было почти полностью собственными разработками и мало зависели от внешних факторов. В то же время, тип кузова, надежность кузовных деталей, удобные сидения и дисковые тормоза можно записать полякам в явный плюс. По сути, автомобиль полностью соответствовал даже высоким американским требованиям пассивной безопасности.

То, что создатели установили на 1500 X, было лишь на ведущих европейских моделях 80-х: противотуманки, тахометр, электрообогрев заднего стекла и регулировка наклона руля. К этому можно добавить комфортные сидения и довольно вместительный багажник. В общем, о комфорте находящихся в салоне поляки побеспокоились по максимуму.

Милицейский вариант FSO Polonez. Фото: youtube.com

В 80-90-х годах появились другие компоновки кузова и специальные автомобили. Первым в 1987 году вышел пикап Polonez Truck. В середине 90-х к нему присоединились модели в кузове седан и универсал. Популярность автомобильной марки побудила правительство сделать заказы на изготовления ряда специальной техники для нужд различных служб: полиции, скорой и пожарки. Использовались они и как служебные автомобили для руководителей средней руки.

Время заката и остановка производства


Всемирный резонанс и известность марке обеспечили ее спортивные успехи. Они стали возможными благодаря двигателю другой итальянской компании. Lancia Stratos мощностью 260 л. с., установленный на Polonez, позволил автомобилю неоднократно занимать призовые места. Его заметили, и для польских производителей открылись латиноамериканский, китайский и египетский автомобильные рынки. Последний из них был настолько заинтересован в поставках, что построил завод по производству Polonez, который просуществовал до начала 2000-х.

Polonez 1999 года в кузове комби – завершение истории марки. Фото: youtube.com

Изменение претерпели и другие модели польской марки. Например, в 1992 году на базе Polonez было начато производство легких грузовых автомобилей. Четыре года спустя, после модернизации, появился новый вариант легкового автомобиля Atu. Но, время неумолимо двигалось вперед и очень скоро пришло время, когда двигатели автомобиля перестали соответствовать обновленным европейским требованиям по безопасности выхлопных газов. Это усложнило экспорт моделей и привело к значительному сокращению объемов производства. Все эти факторы привели к его остановке в 2002 году.
Как, по-вашему, FSO Polonez нашел бы покупателей в нашей стране?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....