
«Полонез» – польский автомобиль с музыкальным названием
Если в поисковике ввести слово «полонез», то мы получим информацию о популярном танце или системе залпового огня. Поэтому, не полностью понимая, что же мы ищем, сложно сориентироваться и найти необходимую информацию.
А вот добавив к поиску слово «машина», мы узнаем о том, что, действительно, в свое время существовал FSO Polonez. Это была марка польского автомобиля, названная в честь распространенного народного танца «полонез». Впрочем, в русскоязычной среде наиболее известен вариант такой музыки, написанный польским композитором Михаилом Огинским.
Польский Фиат, в котором угадывается явное сходство с «шестеркой». Фото: youtube.com
Из личного опыта скажу, что узнал о не слишком известном польском автомобиле благодаря тому, что регулярно читал в детстве журнал «За рулем». Одной из любимых рубрик были результаты автомобильных гонок и других соревнований. Там я и увидел, что польский экипаж выступал на отечественном автомобиле упомянутой выше марки. Он имел 2-литровый двигатель и показывал довольно неплохие результаты. Тогда я даже и не представлял себе, что он имел прямое отношение к другой известной польской модели. Впрочем, все – по порядку.
Тем, кто не прочь поиронизировать, фраза «польский автопром» может показаться чем-то вроде «польский хоккей». Да, ни в том, ни в другом поляки не добились каких-то высоких результатов. Впрочем, определенные успехи все же имели место. Во втором случае это была победа над именитой советской дружиной на домашнем чемпионате мира в 1976 году. В первом – начало выпуска Polski Fiat 125p в 1967 году. Как можете видеть из даты, последнее событие произошло даже раньше, чем появился самый популярный массовый автомобиль СССР – «Жигули».
Передовая для своего времени приборная панель. Фото: youtube.com
Вот только поляки были более реалистичными и менее амбициозными, чем советские конструкторы. Последние пытались своими силами развить линейку копии итальянского автомобиля 60-х, создав 7 поколений и свой вариант «народного автомобиля». Страна, которая, несмотря на просоветскую политику, была больше ориентирована на Европу, пошла другим путем. Был приглашен известный итальянский художник-дизайнер, который и создал облик новой «польской народной марки». Именно так, ведь несмотря на заметный итальянский след, новинка была все же, во многом, польской разработкой.
Само предприятие FSO появилось в послевоенной уже социалистической Польше. Поэтому не удивительно, что первой производимой моделью стала знаменитая советская «Победа». Немного адаптировав ее для местных потребностей, поляки благоразумно переименовали автомобиль в более привычное для местного уха название – «Варшава». Какое-то время спустя появилась собственная разработка, получившая имя Syrena. Но, уровень был не тот, поэтому польские специалисты очень обрадовались возможности выпускать на своих мощностях копию известной в Европе модели - FIAT 125. Прошло десятилетие и необходимо было что-то кардинально поменять.
Polonez стал безусловным прорывом для польского автопрома. Представленный широкой публике в 1978 году, автомобиль был хорошо встречен специалистами. Быстро пришла к нему и народная любовь. Будущим владельцам очень понравились три его особенности:
✅ стильный внешний вид
✅ передовое техническое оснащение
✅ удобная и эффектная внутренняя начинка
Специалисты из Италии сумели создать авто с прекрасной аэродинамикой, лобовое сопротивление было на уровне 0,36. Был он лучше многих и в плане пассивной безопасности. Ее обеспечили армирующие брусья в дверях и буферные зоны безопасности, обладающие возможностью деформации. Вообще очертания нового автомобиля, выполненного в стиле хэтчбек, изобиловали современными решениями, обтекаемыми формами и эргономичной конструкцией салона.
Polonez-2000 во время раллийных гонок. Фото: youtube.com
Специалисты в автомобильной сфере сразу же обратили внимание на схожесть новинки с первичным прототипом Volkswagen Scirocco. В целом, FSO Polonez был на уровне многих образцов европейской техники тех лет. Причем, ведущих компаний Франции и Германии. Сам этот факт является лучшим объяснением популярности и больших объемов производства последующих моделей этой марки. Наклон лобового стекла, модный 5-дверный кузов, заостренные углы перехода, стиль folded paper – все это было в тренде тех лет.
Для дорожных автомобилей были выбраны два самых распространенных в те времена вида силовых установок объемом 1,3 и 1,5 литра, мощностью 60 и 82 л. с. соответственно. Параллельно был изготовлен Polonez-2000, специально подготовленный для раллийных гонок. Его дебют состоялся в 1979 году в Монте-Карло. После этого, как я уже упоминал вначале, раллийная модель неплохо зарекомендовала себя в спорте, добиваясь хороших результатов среди 2-литровых моторов.
Закрепившись на внутреннем рынке, стали предприниматься попытки выхода на международный. Автомобили этой марки никогда не поставлялись в СССР (ведь у нас было немало своих, в общем-то, неплохих автомобилей). В другие страны модель 1500 X, появившаяся в 1986 году, успешно экспортировалась. Залогом ее конкурентоспособности являлись невысокая цена и надежность конструкции. Особенностями 1500 X можно считать:
✅ двигатель – 1,5-литра
✅ мощность – 82 л. с.
✅ КПП – 5-ступенчатая
✅ встроенная производителем магнитола
Можно ли сказать, что польский автомобиль был лучше нашего варианта «итальянцев»? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Ведь наши модели было почти полностью собственными разработками и мало зависели от внешних факторов. В то же время, тип кузова, надежность кузовных деталей, удобные сидения и дисковые тормоза можно записать полякам в явный плюс. По сути, автомобиль полностью соответствовал даже высоким американским требованиям пассивной безопасности.
То, что создатели установили на 1500 X, было лишь на ведущих европейских моделях 80-х: противотуманки, тахометр, электрообогрев заднего стекла и регулировка наклона руля. К этому можно добавить комфортные сидения и довольно вместительный багажник. В общем, о комфорте находящихся в салоне поляки побеспокоились по максимуму.
Милицейский вариант FSO Polonez. Фото: youtube.com
В 80-90-х годах появились другие компоновки кузова и специальные автомобили. Первым в 1987 году вышел пикап Polonez Truck. В середине 90-х к нему присоединились модели в кузове седан и универсал. Популярность автомобильной марки побудила правительство сделать заказы на изготовления ряда специальной техники для нужд различных служб: полиции, скорой и пожарки. Использовались они и как служебные автомобили для руководителей средней руки.
Всемирный резонанс и известность марке обеспечили ее спортивные успехи. Они стали возможными благодаря двигателю другой итальянской компании. Lancia Stratos мощностью 260 л. с., установленный на Polonez, позволил автомобилю неоднократно занимать призовые места. Его заметили, и для польских производителей открылись латиноамериканский, китайский и египетский автомобильные рынки. Последний из них был настолько заинтересован в поставках, что построил завод по производству Polonez, который просуществовал до начала 2000-х.
Polonez 1999 года в кузове комби – завершение истории марки. Фото: youtube.com
Изменение претерпели и другие модели польской марки. Например, в 1992 году на базе Polonez было начато производство легких грузовых автомобилей. Четыре года спустя, после модернизации, появился новый вариант легкового автомобиля Atu. Но, время неумолимо двигалось вперед и очень скоро пришло время, когда двигатели автомобиля перестали соответствовать обновленным европейским требованиям по безопасности выхлопных газов. Это усложнило экспорт моделей и привело к значительному сокращению объемов производства. Все эти факторы привели к его остановке в 2002 году.
А вот добавив к поиску слово «машина», мы узнаем о том, что, действительно, в свое время существовал FSO Polonez. Это была марка польского автомобиля, названная в честь распространенного народного танца «полонез». Впрочем, в русскоязычной среде наиболее известен вариант такой музыки, написанный польским композитором Михаилом Огинским.

Из личного опыта скажу, что узнал о не слишком известном польском автомобиле благодаря тому, что регулярно читал в детстве журнал «За рулем». Одной из любимых рубрик были результаты автомобильных гонок и других соревнований. Там я и увидел, что польский экипаж выступал на отечественном автомобиле упомянутой выше марки. Он имел 2-литровый двигатель и показывал довольно неплохие результаты. Тогда я даже и не представлял себе, что он имел прямое отношение к другой известной польской модели. Впрочем, все – по порядку.
Polonez как преемник Polski Fiat 125p
Тем, кто не прочь поиронизировать, фраза «польский автопром» может показаться чем-то вроде «польский хоккей». Да, ни в том, ни в другом поляки не добились каких-то высоких результатов. Впрочем, определенные успехи все же имели место. Во втором случае это была победа над именитой советской дружиной на домашнем чемпионате мира в 1976 году. В первом – начало выпуска Polski Fiat 125p в 1967 году. Как можете видеть из даты, последнее событие произошло даже раньше, чем появился самый популярный массовый автомобиль СССР – «Жигули».

Вот только поляки были более реалистичными и менее амбициозными, чем советские конструкторы. Последние пытались своими силами развить линейку копии итальянского автомобиля 60-х, создав 7 поколений и свой вариант «народного автомобиля». Страна, которая, несмотря на просоветскую политику, была больше ориентирована на Европу, пошла другим путем. Был приглашен известный итальянский художник-дизайнер, который и создал облик новой «польской народной марки». Именно так, ведь несмотря на заметный итальянский след, новинка была все же, во многом, польской разработкой.
Polonez смог стать самым популярным и успешным польским автомобилем. Потомок FIAT и дальний родственник «Жигулей», который примерил под свой капот целую плеяду моторов: от скромного 1,3 литра до V6 производства компании Ferrari. Некоторые его экземпляры достигли дальних островов Новой Зеландии, а выпуск за 24 года превысил миллионный рубеж. Производство автомобиля пережило разные эпохи и продлилось до начала XXI века.
Само предприятие FSO появилось в послевоенной уже социалистической Польше. Поэтому не удивительно, что первой производимой моделью стала знаменитая советская «Победа». Немного адаптировав ее для местных потребностей, поляки благоразумно переименовали автомобиль в более привычное для местного уха название – «Варшава». Какое-то время спустя появилась собственная разработка, получившая имя Syrena. Но, уровень был не тот, поэтому польские специалисты очень обрадовались возможности выпускать на своих мощностях копию известной в Европе модели - FIAT 125. Прошло десятилетие и необходимо было что-то кардинально поменять.
Итальянский дизайн для польского хэтчбека
Polonez стал безусловным прорывом для польского автопрома. Представленный широкой публике в 1978 году, автомобиль был хорошо встречен специалистами. Быстро пришла к нему и народная любовь. Будущим владельцам очень понравились три его особенности:
✅ стильный внешний вид
✅ передовое техническое оснащение
✅ удобная и эффектная внутренняя начинка
Специалисты из Италии сумели создать авто с прекрасной аэродинамикой, лобовое сопротивление было на уровне 0,36. Был он лучше многих и в плане пассивной безопасности. Ее обеспечили армирующие брусья в дверях и буферные зоны безопасности, обладающие возможностью деформации. Вообще очертания нового автомобиля, выполненного в стиле хэтчбек, изобиловали современными решениями, обтекаемыми формами и эргономичной конструкцией салона.

Специалисты в автомобильной сфере сразу же обратили внимание на схожесть новинки с первичным прототипом Volkswagen Scirocco. В целом, FSO Polonez был на уровне многих образцов европейской техники тех лет. Причем, ведущих компаний Франции и Германии. Сам этот факт является лучшим объяснением популярности и больших объемов производства последующих моделей этой марки. Наклон лобового стекла, модный 5-дверный кузов, заостренные углы перехода, стиль folded paper – все это было в тренде тех лет.
Модели и особенности конструкции FSO Polonez
Для дорожных автомобилей были выбраны два самых распространенных в те времена вида силовых установок объемом 1,3 и 1,5 литра, мощностью 60 и 82 л. с. соответственно. Параллельно был изготовлен Polonez-2000, специально подготовленный для раллийных гонок. Его дебют состоялся в 1979 году в Монте-Карло. После этого, как я уже упоминал вначале, раллийная модель неплохо зарекомендовала себя в спорте, добиваясь хороших результатов среди 2-литровых моторов.
Закрепившись на внутреннем рынке, стали предприниматься попытки выхода на международный. Автомобили этой марки никогда не поставлялись в СССР (ведь у нас было немало своих, в общем-то, неплохих автомобилей). В другие страны модель 1500 X, появившаяся в 1986 году, успешно экспортировалась. Залогом ее конкурентоспособности являлись невысокая цена и надежность конструкции. Особенностями 1500 X можно считать:
✅ двигатель – 1,5-литра
✅ мощность – 82 л. с.
✅ КПП – 5-ступенчатая
✅ встроенная производителем магнитола
Можно ли сказать, что польский автомобиль был лучше нашего варианта «итальянцев»? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Ведь наши модели было почти полностью собственными разработками и мало зависели от внешних факторов. В то же время, тип кузова, надежность кузовных деталей, удобные сидения и дисковые тормоза можно записать полякам в явный плюс. По сути, автомобиль полностью соответствовал даже высоким американским требованиям пассивной безопасности.
То, что создатели установили на 1500 X, было лишь на ведущих европейских моделях 80-х: противотуманки, тахометр, электрообогрев заднего стекла и регулировка наклона руля. К этому можно добавить комфортные сидения и довольно вместительный багажник. В общем, о комфорте находящихся в салоне поляки побеспокоились по максимуму.

В 80-90-х годах появились другие компоновки кузова и специальные автомобили. Первым в 1987 году вышел пикап Polonez Truck. В середине 90-х к нему присоединились модели в кузове седан и универсал. Популярность автомобильной марки побудила правительство сделать заказы на изготовления ряда специальной техники для нужд различных служб: полиции, скорой и пожарки. Использовались они и как служебные автомобили для руководителей средней руки.
Время заката и остановка производства
Всемирный резонанс и известность марке обеспечили ее спортивные успехи. Они стали возможными благодаря двигателю другой итальянской компании. Lancia Stratos мощностью 260 л. с., установленный на Polonez, позволил автомобилю неоднократно занимать призовые места. Его заметили, и для польских производителей открылись латиноамериканский, китайский и египетский автомобильные рынки. Последний из них был настолько заинтересован в поставках, что построил завод по производству Polonez, который просуществовал до начала 2000-х.

Изменение претерпели и другие модели польской марки. Например, в 1992 году на базе Polonez было начато производство легких грузовых автомобилей. Четыре года спустя, после модернизации, появился новый вариант легкового автомобиля Atu. Но, время неумолимо двигалось вперед и очень скоро пришло время, когда двигатели автомобиля перестали соответствовать обновленным европейским требованиям по безопасности выхлопных газов. Это усложнило экспорт моделей и привело к значительному сокращению объемов производства. Все эти факторы привели к его остановке в 2002 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....