
ВАЗ-2103 – роскошная мечта советского автолюбителя
Бурное развитие совавтопрома в стране в начале 70-х никого не оставило равнодушным. Неизбалованное роскошью население еще не успело прийти в себя от ВАЗ-2101, как автолюбителям предлагают машину еще круче – легендарную «трешку». Даже по «кличкам», которые дали легковушкам, было понятно (три рубля больше копейки!), что в Тольятти выпустили нечто роскошное.
Сход с конвейера этой машины был неизбежен: согласно подписанного между FIAT и Минавтопромом договору, на вновь построенном заводе предполагался выпуск двух моделей: по итальянской классификации «норма» и «люкс».
Родоначальники всей вазовской «классики», в т. ч. и ВАЗ-2103. Фото: YouTube.com
Здесь и произошло первое «недоразумение». У советских и западных конструкторов в слово «люкс» вкладывались несколько разные смыслы. Для инженеров из СССР в первую очередь была важна максимальная унификация, чтобы удешевить производство. Кто-то скажет «и здесь «упрощенка!». Но в случае с ВАЗ-2103 все получилось с точностью до наоборот: машина была ничуть не менее «навороченной», но зато более красивой и надежной.
Прототипом «копейки» и «ВАЗ-2102 послужили фиатовские 124-е модели в кузове Berlina (седан) и Familiare (универсал). В качестве люксовой версии итальянцы предложили имеющийся у них на тот момент FIAT 125. Однако советскую сторону это не устраивало: слишком большая была разница в конструкции при сильном внешнем сходстве. Поэтому на Авто ВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьере. Но, как показала действительность, технические новшества «тройка» тоже получила.
FIAT 125: дизайн итальянцев явно не очень (сравните с ВАЗ-2103)! Фото: YouTube.com
Если взглянуть на внешность обоих автомобилей (2103 и FIAT), разница будет заметна сразу и далеко не в пользу «итальянца». У «трешки» передок имеет более сильный наклон, острые крылья, 4 круглые фары. Благодаря такому решению, советский автомобиль смотрится более стильно и динамично. Дополнительную энергию машине «сообщают» молдинги по бокам, зрительно удлиняющие кузов, и ромбовидные повторители поворотов. Даже когда авто стоит, если посмотреть сбоку, кажется, что оно едет!
Повторители поворотов подчеркивают стремительность дизайна. Фото: YouTube.com
Поэтому машину внешне перепутать с ВАЗ-2101 невозможно. Хотя унификация машин составляет 80 %: снаружи они отличаются накладными кузовными элементами, задними и передними панелями, оптикой.
Обилие хрома подчеркивало высокий социальный статус автовладельца. Фото: YouTube.com
Использование большого количества молдингов у неопытных советских инженеров, привыкших штамповать простые конструкции, вызывало опасения. А вдруг линии на кузове не совпадут? Ведь если отверстия под крепления на крыльях и дверях сделать неправильно, прямолинейность украшений нарушится. Но итальянским коллегам удалось убедить конструкторов ВАЗа, что фиатовские технологии обеспечат ровную протяженность декоративных полосок. Что и подтвердилось впоследствии.
Они были, но решались «по ходу». Например, при испытаниях первых экземпляров авто выяснилось: при проезде неровностей в районе лобового стекла появляется неприятный скрип. Оказалось, что неправильно была сопряжена рамка со стоечным усилителем. Пришлось переналаживать вырубной штамп.
Головной свет сначала был итальянским, потом чешским и позже – советским. Фото: YouTube.com
С оптикой тоже были сплошные мучения. Двухцветное пластиковое литье для задних фонарей «трешки» получалось в СССР плохо. Изначально ставили итальянские фары, потом их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Но у заводчан то рассеиватель рассыпался, то пластик не соединялся, то никак не могла «воткнуть» в фонарь квадратный катафот. В конце концов из-за него заднюю фару поставили «вверх ногами»: красная секция выше желтой (с «поворотниками»).
Здесь «стопы» внизу – оптика еще итальянская. Фото: YouTube.com
Передняя оптика тоже не получалась: требовалось очень точно совмещать расположение рассеивателя и отражателя. Поэтому сначала ставили итальянские детали от компании Carello, затем – чешские (Autopal) и только в 1976 году, когда уже запустили ВАЗ-2106, оптика стала полностью советской.
А здесь красная секция наверху – «Сделано в СССР». Фото: YouTube.com
Отдельно стоит упомянуть колеса. На «трешку» устанавливались радиальные шины ИЯ-170. Они гораздо мягче и немного шире диагональных жестких И-151, в которые «обувались» «копейки». Сегодня цена комплекта «родных» покрышек для ВАЗ-2103 может доходить до 100 тыс. руб.
Первое слово не нужно брать в кавычки: интерьер «трешки» для не обремененного достатком советского автолюбителя, привыкшему к «Москвичам», был максимально комфортным. Посудите сами – из признаков роскоши для того времени стоит выделить:
✅ ворсовый палас на полу
✅ «крутая» панель приборов с пятью «кругляшами»
✅ отдельные часы
✅ специальное стандартное место для приемника
✅ внутренние накладки на верхнюю часть дверей
✅ зеркальце в солнцезащитном козырьке пассажира
✅ подсветка в торце двери
✅ откидывающийся подлокотник на заднем сиденье, позволявший перевозить длинномеры (например, лыжи)
Все это «богатство» имело реальное денежное выражение. ВАЗ-2103 стоил дороже «копейки» на 2 тыс. руб.
«Шикарное» место водителя. Фото: YouTube.com
Для сравнения: мотоцикл «Урал» с коляской в то время стоил 1250 рублей.
Они тоже были, несмотря на высокий уровень унификации. И в первую очередь это очень малый шум в салоне. Понять, что двигатель работает, зачастую можно было лишь по стрелке тахометра. Такой эффект был достигнут благодаря применению дополнительного резонатора в глушителе и использованию шумопоглощающих материалов. «Трешка» комплектовалась разными двигателями и имела модификации:
✅ ВАЗ-2103 – мотор в полтора литра мощностью 77 л. с.
✅ ВАЗ-21031 (выпускался мелкими партиями) – объем силового агрегата 1,6 л, в 80 л. с.
✅ ВАЗ-21032 с правым рулем
✅ ВАЗ-21033 (Lada 1300s) – 1,3 литра, 69 л. с.
✅ Lada 1500S Automatic – с АКПП и движком от ВАЗ-2105, развивавшим 63 «лошади»
✅ ВАЗ-21035 (экспортная версия) – 1,2 л и 64 л. с. (движок от 2101)
На все модели «трешки» устанавливалась механическая трансмиссия с 4-мя передачами. Исключение составляли модели, продаваемые за границу: они комплектовались трехдиапазонной АКПП, производимой французским филиалом GM в Страсбурге.
ВАЗ-2103 комплектовался двигателями разной мощности. Фото: YouTube.com
Тормозная система также подверглась модернизации – появился вакуумный усилитель, а в задних барабанах установили устройство, автоматически «подтягивающее» к ним колодки по мере их износа.
Выпуск третьей модели стартовал в конце 1972 года. Как тогда было принято, план решили перевыполнить и вместо 500 запланированных авто выпустить 1500 единиц техники. Однако итальянцы не были готовы к такому повороту событий и компонентов для «богатой» комплектации не хватало.
Редкая модель ВАЗ-2103В с панелью от ВАЗ-2101 (слева видна накладка на дверь, что говорит – перед вами люксовый вариант ВАЗ). Фото: YouTube.com
В итоге на свет в ограниченном количестве появился ВАЗ-2103В (буква в конце индекса означает «временный») с приборной панелью и креслами от «копейки». Но даже и такие «ущербные» модели до простых потребителей не дошли: их распределили между работниками предприятия.
ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103 – братья-близнецы. Фото: YouTube.com
Автомобиль выпускался по советским меркам недолго: с 1972 по 1984 годы. За это время было произведено 1 млн. 304 тыс. 899 экземпляров. По престижности в кругу обывателей машина уступала разве что «Волге». «Трешка» «засветилась» во многих популярных фильмах: «Приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Москва слезам не верит» и других. В заключение стоит вспомнить Михаила Жванецкого, который когда-то владел ВАЗ-2103 – «абсолютно безотказный автомобиль».
Кто предопределил появление ВАЗ-2103
Сход с конвейера этой машины был неизбежен: согласно подписанного между FIAT и Минавтопромом договору, на вновь построенном заводе предполагался выпуск двух моделей: по итальянской классификации «норма» и «люкс».

Здесь и произошло первое «недоразумение». У советских и западных конструкторов в слово «люкс» вкладывались несколько разные смыслы. Для инженеров из СССР в первую очередь была важна максимальная унификация, чтобы удешевить производство. Кто-то скажет «и здесь «упрощенка!». Но в случае с ВАЗ-2103 все получилось с точностью до наоборот: машина была ничуть не менее «навороченной», но зато более красивой и надежной.
FIAT 125 и ВАЗ-2103 – сравнение дизайна экстерьера
Прототипом «копейки» и «ВАЗ-2102 послужили фиатовские 124-е модели в кузове Berlina (седан) и Familiare (универсал). В качестве люксовой версии итальянцы предложили имеющийся у них на тот момент FIAT 125. Однако советскую сторону это не устраивало: слишком большая была разница в конструкции при сильном внешнем сходстве. Поэтому на Авто ВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьере. Но, как показала действительность, технические новшества «тройка» тоже получила.
Внешность ВАЗ-2103 не копирует FIAT 125 или 124S, а является совместной разработкой дизайнеров Турина и Тольятти.

Если взглянуть на внешность обоих автомобилей (2103 и FIAT), разница будет заметна сразу и далеко не в пользу «итальянца». У «трешки» передок имеет более сильный наклон, острые крылья, 4 круглые фары. Благодаря такому решению, советский автомобиль смотрится более стильно и динамично. Дополнительную энергию машине «сообщают» молдинги по бокам, зрительно удлиняющие кузов, и ромбовидные повторители поворотов. Даже когда авто стоит, если посмотреть сбоку, кажется, что оно едет!

Поэтому машину внешне перепутать с ВАЗ-2101 невозможно. Хотя унификация машин составляет 80 %: снаружи они отличаются накладными кузовными элементами, задними и передними панелями, оптикой.

Использование большого количества молдингов у неопытных советских инженеров, привыкших штамповать простые конструкции, вызывало опасения. А вдруг линии на кузове не совпадут? Ведь если отверстия под крепления на крыльях и дверях сделать неправильно, прямолинейность украшений нарушится. Но итальянским коллегам удалось убедить конструкторов ВАЗа, что фиатовские технологии обеспечат ровную протяженность декоративных полосок. Что и подтвердилось впоследствии.
Сложности
Они были, но решались «по ходу». Например, при испытаниях первых экземпляров авто выяснилось: при проезде неровностей в районе лобового стекла появляется неприятный скрип. Оказалось, что неправильно была сопряжена рамка со стоечным усилителем. Пришлось переналаживать вырубной штамп.

С оптикой тоже были сплошные мучения. Двухцветное пластиковое литье для задних фонарей «трешки» получалось в СССР плохо. Изначально ставили итальянские фары, потом их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Но у заводчан то рассеиватель рассыпался, то пластик не соединялся, то никак не могла «воткнуть» в фонарь квадратный катафот. В конце концов из-за него заднюю фару поставили «вверх ногами»: красная секция выше желтой (с «поворотниками»).

Передняя оптика тоже не получалась: требовалось очень точно совмещать расположение рассеивателя и отражателя. Поэтому сначала ставили итальянские детали от компании Carello, затем – чешские (Autopal) и только в 1976 году, когда уже запустили ВАЗ-2106, оптика стала полностью советской.

Отдельно стоит упомянуть колеса. На «трешку» устанавливались радиальные шины ИЯ-170. Они гораздо мягче и немного шире диагональных жестких И-151, в которые «обувались» «копейки». Сегодня цена комплекта «родных» покрышек для ВАЗ-2103 может доходить до 100 тыс. руб.
Роскошь в салоне
Первое слово не нужно брать в кавычки: интерьер «трешки» для не обремененного достатком советского автолюбителя, привыкшему к «Москвичам», был максимально комфортным. Посудите сами – из признаков роскоши для того времени стоит выделить:
✅ ворсовый палас на полу
✅ «крутая» панель приборов с пятью «кругляшами»
✅ отдельные часы
✅ специальное стандартное место для приемника
✅ внутренние накладки на верхнюю часть дверей
✅ зеркальце в солнцезащитном козырьке пассажира
✅ подсветка в торце двери
✅ откидывающийся подлокотник на заднем сиденье, позволявший перевозить длинномеры (например, лыжи)
Все это «богатство» имело реальное денежное выражение. ВАЗ-2103 стоил дороже «копейки» на 2 тыс. руб.

Для сравнения: мотоцикл «Урал» с коляской в то время стоил 1250 рублей.
Технические новшества
Они тоже были, несмотря на высокий уровень унификации. И в первую очередь это очень малый шум в салоне. Понять, что двигатель работает, зачастую можно было лишь по стрелке тахометра. Такой эффект был достигнут благодаря применению дополнительного резонатора в глушителе и использованию шумопоглощающих материалов. «Трешка» комплектовалась разными двигателями и имела модификации:
✅ ВАЗ-2103 – мотор в полтора литра мощностью 77 л. с.
✅ ВАЗ-21031 (выпускался мелкими партиями) – объем силового агрегата 1,6 л, в 80 л. с.
✅ ВАЗ-21032 с правым рулем
✅ ВАЗ-21033 (Lada 1300s) – 1,3 литра, 69 л. с.
✅ Lada 1500S Automatic – с АКПП и движком от ВАЗ-2105, развивавшим 63 «лошади»
✅ ВАЗ-21035 (экспортная версия) – 1,2 л и 64 л. с. (движок от 2101)
На все модели «трешки» устанавливалась механическая трансмиссия с 4-мя передачами. Исключение составляли модели, продаваемые за границу: они комплектовались трехдиапазонной АКПП, производимой французским филиалом GM в Страсбурге.

Тормозная система также подверглась модернизации – появился вакуумный усилитель, а в задних барабанах установили устройство, автоматически «подтягивающее» к ним колодки по мере их износа.
Производство и кино
Выпуск третьей модели стартовал в конце 1972 года. Как тогда было принято, план решили перевыполнить и вместо 500 запланированных авто выпустить 1500 единиц техники. Однако итальянцы не были готовы к такому повороту событий и компонентов для «богатой» комплектации не хватало.

В итоге на свет в ограниченном количестве появился ВАЗ-2103В (буква в конце индекса означает «временный») с приборной панелью и креслами от «копейки». Но даже и такие «ущербные» модели до простых потребителей не дошли: их распределили между работниками предприятия.

Автомобиль выпускался по советским меркам недолго: с 1972 по 1984 годы. За это время было произведено 1 млн. 304 тыс. 899 экземпляров. По престижности в кругу обывателей машина уступала разве что «Волге». «Трешка» «засветилась» во многих популярных фильмах: «Приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Москва слезам не верит» и других. В заключение стоит вспомнить Михаила Жванецкого, который когда-то владел ВАЗ-2103 – «абсолютно безотказный автомобиль».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Оказался дороже и дольше – начался пятый этап производства ЛМС-901 «Байкал»
«Заморозка» теперь точно отменяется. После завершения этого этапа у «Байкала» появится отечественный двигатель и винт. Ускорению способствует Минпромторг....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...