
ВАЗ-2103 – роскошная мечта советского автолюбителя
Бурное развитие совавтопрома в стране в начале 70-х никого не оставило равнодушным. Неизбалованное роскошью население еще не успело прийти в себя от ВАЗ-2101, как автолюбителям предлагают машину еще круче – легендарную «трешку». Даже по «кличкам», которые дали легковушкам, было понятно (три рубля больше копейки!), что в Тольятти выпустили нечто роскошное.
Сход с конвейера этой машины был неизбежен: согласно подписанного между FIAT и Минавтопромом договору, на вновь построенном заводе предполагался выпуск двух моделей: по итальянской классификации «норма» и «люкс».
Родоначальники всей вазовской «классики», в т. ч. и ВАЗ-2103. Фото: YouTube.com
Здесь и произошло первое «недоразумение». У советских и западных конструкторов в слово «люкс» вкладывались несколько разные смыслы. Для инженеров из СССР в первую очередь была важна максимальная унификация, чтобы удешевить производство. Кто-то скажет «и здесь «упрощенка!». Но в случае с ВАЗ-2103 все получилось с точностью до наоборот: машина была ничуть не менее «навороченной», но зато более красивой и надежной.
Прототипом «копейки» и «ВАЗ-2102 послужили фиатовские 124-е модели в кузове Berlina (седан) и Familiare (универсал). В качестве люксовой версии итальянцы предложили имеющийся у них на тот момент FIAT 125. Однако советскую сторону это не устраивало: слишком большая была разница в конструкции при сильном внешнем сходстве. Поэтому на Авто ВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьере. Но, как показала действительность, технические новшества «тройка» тоже получила.
FIAT 125: дизайн итальянцев явно не очень (сравните с ВАЗ-2103)! Фото: YouTube.com
Если взглянуть на внешность обоих автомобилей (2103 и FIAT), разница будет заметна сразу и далеко не в пользу «итальянца». У «трешки» передок имеет более сильный наклон, острые крылья, 4 круглые фары. Благодаря такому решению, советский автомобиль смотрится более стильно и динамично. Дополнительную энергию машине «сообщают» молдинги по бокам, зрительно удлиняющие кузов, и ромбовидные повторители поворотов. Даже когда авто стоит, если посмотреть сбоку, кажется, что оно едет!
Повторители поворотов подчеркивают стремительность дизайна. Фото: YouTube.com
Поэтому машину внешне перепутать с ВАЗ-2101 невозможно. Хотя унификация машин составляет 80 %: снаружи они отличаются накладными кузовными элементами, задними и передними панелями, оптикой.
Обилие хрома подчеркивало высокий социальный статус автовладельца. Фото: YouTube.com
Использование большого количества молдингов у неопытных советских инженеров, привыкших штамповать простые конструкции, вызывало опасения. А вдруг линии на кузове не совпадут? Ведь если отверстия под крепления на крыльях и дверях сделать неправильно, прямолинейность украшений нарушится. Но итальянским коллегам удалось убедить конструкторов ВАЗа, что фиатовские технологии обеспечат ровную протяженность декоративных полосок. Что и подтвердилось впоследствии.
Они были, но решались «по ходу». Например, при испытаниях первых экземпляров авто выяснилось: при проезде неровностей в районе лобового стекла появляется неприятный скрип. Оказалось, что неправильно была сопряжена рамка со стоечным усилителем. Пришлось переналаживать вырубной штамп.
Головной свет сначала был итальянским, потом чешским и позже – советским. Фото: YouTube.com
С оптикой тоже были сплошные мучения. Двухцветное пластиковое литье для задних фонарей «трешки» получалось в СССР плохо. Изначально ставили итальянские фары, потом их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Но у заводчан то рассеиватель рассыпался, то пластик не соединялся, то никак не могла «воткнуть» в фонарь квадратный катафот. В конце концов из-за него заднюю фару поставили «вверх ногами»: красная секция выше желтой (с «поворотниками»).
Здесь «стопы» внизу – оптика еще итальянская. Фото: YouTube.com
Передняя оптика тоже не получалась: требовалось очень точно совмещать расположение рассеивателя и отражателя. Поэтому сначала ставили итальянские детали от компании Carello, затем – чешские (Autopal) и только в 1976 году, когда уже запустили ВАЗ-2106, оптика стала полностью советской.
А здесь красная секция наверху – «Сделано в СССР». Фото: YouTube.com
Отдельно стоит упомянуть колеса. На «трешку» устанавливались радиальные шины ИЯ-170. Они гораздо мягче и немного шире диагональных жестких И-151, в которые «обувались» «копейки». Сегодня цена комплекта «родных» покрышек для ВАЗ-2103 может доходить до 100 тыс. руб.
Первое слово не нужно брать в кавычки: интерьер «трешки» для не обремененного достатком советского автолюбителя, привыкшему к «Москвичам», был максимально комфортным. Посудите сами – из признаков роскоши для того времени стоит выделить:
✅ ворсовый палас на полу
✅ «крутая» панель приборов с пятью «кругляшами»
✅ отдельные часы
✅ специальное стандартное место для приемника
✅ внутренние накладки на верхнюю часть дверей
✅ зеркальце в солнцезащитном козырьке пассажира
✅ подсветка в торце двери
✅ откидывающийся подлокотник на заднем сиденье, позволявший перевозить длинномеры (например, лыжи)
Все это «богатство» имело реальное денежное выражение. ВАЗ-2103 стоил дороже «копейки» на 2 тыс. руб.
«Шикарное» место водителя. Фото: YouTube.com
Для сравнения: мотоцикл «Урал» с коляской в то время стоил 1250 рублей.
Они тоже были, несмотря на высокий уровень унификации. И в первую очередь это очень малый шум в салоне. Понять, что двигатель работает, зачастую можно было лишь по стрелке тахометра. Такой эффект был достигнут благодаря применению дополнительного резонатора в глушителе и использованию шумопоглощающих материалов. «Трешка» комплектовалась разными двигателями и имела модификации:
✅ ВАЗ-2103 – мотор в полтора литра мощностью 77 л. с.
✅ ВАЗ-21031 (выпускался мелкими партиями) – объем силового агрегата 1,6 л, в 80 л. с.
✅ ВАЗ-21032 с правым рулем
✅ ВАЗ-21033 (Lada 1300s) – 1,3 литра, 69 л. с.
✅ Lada 1500S Automatic – с АКПП и движком от ВАЗ-2105, развивавшим 63 «лошади»
✅ ВАЗ-21035 (экспортная версия) – 1,2 л и 64 л. с. (движок от 2101)
На все модели «трешки» устанавливалась механическая трансмиссия с 4-мя передачами. Исключение составляли модели, продаваемые за границу: они комплектовались трехдиапазонной АКПП, производимой французским филиалом GM в Страсбурге.
ВАЗ-2103 комплектовался двигателями разной мощности. Фото: YouTube.com
Тормозная система также подверглась модернизации – появился вакуумный усилитель, а в задних барабанах установили устройство, автоматически «подтягивающее» к ним колодки по мере их износа.
Выпуск третьей модели стартовал в конце 1972 года. Как тогда было принято, план решили перевыполнить и вместо 500 запланированных авто выпустить 1500 единиц техники. Однако итальянцы не были готовы к такому повороту событий и компонентов для «богатой» комплектации не хватало.
Редкая модель ВАЗ-2103В с панелью от ВАЗ-2101 (слева видна накладка на дверь, что говорит – перед вами люксовый вариант ВАЗ). Фото: YouTube.com
В итоге на свет в ограниченном количестве появился ВАЗ-2103В (буква в конце индекса означает «временный») с приборной панелью и креслами от «копейки». Но даже и такие «ущербные» модели до простых потребителей не дошли: их распределили между работниками предприятия.
ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103 – братья-близнецы. Фото: YouTube.com
Автомобиль выпускался по советским меркам недолго: с 1972 по 1984 годы. За это время было произведено 1 млн. 304 тыс. 899 экземпляров. По престижности в кругу обывателей машина уступала разве что «Волге». «Трешка» «засветилась» во многих популярных фильмах: «Приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Москва слезам не верит» и других. В заключение стоит вспомнить Михаила Жванецкого, который когда-то владел ВАЗ-2103 – «абсолютно безотказный автомобиль».
Кто предопределил появление ВАЗ-2103
Сход с конвейера этой машины был неизбежен: согласно подписанного между FIAT и Минавтопромом договору, на вновь построенном заводе предполагался выпуск двух моделей: по итальянской классификации «норма» и «люкс».

Здесь и произошло первое «недоразумение». У советских и западных конструкторов в слово «люкс» вкладывались несколько разные смыслы. Для инженеров из СССР в первую очередь была важна максимальная унификация, чтобы удешевить производство. Кто-то скажет «и здесь «упрощенка!». Но в случае с ВАЗ-2103 все получилось с точностью до наоборот: машина была ничуть не менее «навороченной», но зато более красивой и надежной.
FIAT 125 и ВАЗ-2103 – сравнение дизайна экстерьера
Прототипом «копейки» и «ВАЗ-2102 послужили фиатовские 124-е модели в кузове Berlina (седан) и Familiare (универсал). В качестве люксовой версии итальянцы предложили имеющийся у них на тот момент FIAT 125. Однако советскую сторону это не устраивало: слишком большая была разница в конструкции при сильном внешнем сходстве. Поэтому на Авто ВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьере. Но, как показала действительность, технические новшества «тройка» тоже получила.
Внешность ВАЗ-2103 не копирует FIAT 125 или 124S, а является совместной разработкой дизайнеров Турина и Тольятти.

Если взглянуть на внешность обоих автомобилей (2103 и FIAT), разница будет заметна сразу и далеко не в пользу «итальянца». У «трешки» передок имеет более сильный наклон, острые крылья, 4 круглые фары. Благодаря такому решению, советский автомобиль смотрится более стильно и динамично. Дополнительную энергию машине «сообщают» молдинги по бокам, зрительно удлиняющие кузов, и ромбовидные повторители поворотов. Даже когда авто стоит, если посмотреть сбоку, кажется, что оно едет!

Поэтому машину внешне перепутать с ВАЗ-2101 невозможно. Хотя унификация машин составляет 80 %: снаружи они отличаются накладными кузовными элементами, задними и передними панелями, оптикой.

Использование большого количества молдингов у неопытных советских инженеров, привыкших штамповать простые конструкции, вызывало опасения. А вдруг линии на кузове не совпадут? Ведь если отверстия под крепления на крыльях и дверях сделать неправильно, прямолинейность украшений нарушится. Но итальянским коллегам удалось убедить конструкторов ВАЗа, что фиатовские технологии обеспечат ровную протяженность декоративных полосок. Что и подтвердилось впоследствии.
Сложности
Они были, но решались «по ходу». Например, при испытаниях первых экземпляров авто выяснилось: при проезде неровностей в районе лобового стекла появляется неприятный скрип. Оказалось, что неправильно была сопряжена рамка со стоечным усилителем. Пришлось переналаживать вырубной штамп.

С оптикой тоже были сплошные мучения. Двухцветное пластиковое литье для задних фонарей «трешки» получалось в СССР плохо. Изначально ставили итальянские фары, потом их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Но у заводчан то рассеиватель рассыпался, то пластик не соединялся, то никак не могла «воткнуть» в фонарь квадратный катафот. В конце концов из-за него заднюю фару поставили «вверх ногами»: красная секция выше желтой (с «поворотниками»).

Передняя оптика тоже не получалась: требовалось очень точно совмещать расположение рассеивателя и отражателя. Поэтому сначала ставили итальянские детали от компании Carello, затем – чешские (Autopal) и только в 1976 году, когда уже запустили ВАЗ-2106, оптика стала полностью советской.

Отдельно стоит упомянуть колеса. На «трешку» устанавливались радиальные шины ИЯ-170. Они гораздо мягче и немного шире диагональных жестких И-151, в которые «обувались» «копейки». Сегодня цена комплекта «родных» покрышек для ВАЗ-2103 может доходить до 100 тыс. руб.
Роскошь в салоне
Первое слово не нужно брать в кавычки: интерьер «трешки» для не обремененного достатком советского автолюбителя, привыкшему к «Москвичам», был максимально комфортным. Посудите сами – из признаков роскоши для того времени стоит выделить:
✅ ворсовый палас на полу
✅ «крутая» панель приборов с пятью «кругляшами»
✅ отдельные часы
✅ специальное стандартное место для приемника
✅ внутренние накладки на верхнюю часть дверей
✅ зеркальце в солнцезащитном козырьке пассажира
✅ подсветка в торце двери
✅ откидывающийся подлокотник на заднем сиденье, позволявший перевозить длинномеры (например, лыжи)
Все это «богатство» имело реальное денежное выражение. ВАЗ-2103 стоил дороже «копейки» на 2 тыс. руб.

Для сравнения: мотоцикл «Урал» с коляской в то время стоил 1250 рублей.
Технические новшества
Они тоже были, несмотря на высокий уровень унификации. И в первую очередь это очень малый шум в салоне. Понять, что двигатель работает, зачастую можно было лишь по стрелке тахометра. Такой эффект был достигнут благодаря применению дополнительного резонатора в глушителе и использованию шумопоглощающих материалов. «Трешка» комплектовалась разными двигателями и имела модификации:
✅ ВАЗ-2103 – мотор в полтора литра мощностью 77 л. с.
✅ ВАЗ-21031 (выпускался мелкими партиями) – объем силового агрегата 1,6 л, в 80 л. с.
✅ ВАЗ-21032 с правым рулем
✅ ВАЗ-21033 (Lada 1300s) – 1,3 литра, 69 л. с.
✅ Lada 1500S Automatic – с АКПП и движком от ВАЗ-2105, развивавшим 63 «лошади»
✅ ВАЗ-21035 (экспортная версия) – 1,2 л и 64 л. с. (движок от 2101)
На все модели «трешки» устанавливалась механическая трансмиссия с 4-мя передачами. Исключение составляли модели, продаваемые за границу: они комплектовались трехдиапазонной АКПП, производимой французским филиалом GM в Страсбурге.

Тормозная система также подверглась модернизации – появился вакуумный усилитель, а в задних барабанах установили устройство, автоматически «подтягивающее» к ним колодки по мере их износа.
Производство и кино
Выпуск третьей модели стартовал в конце 1972 года. Как тогда было принято, план решили перевыполнить и вместо 500 запланированных авто выпустить 1500 единиц техники. Однако итальянцы не были готовы к такому повороту событий и компонентов для «богатой» комплектации не хватало.

В итоге на свет в ограниченном количестве появился ВАЗ-2103В (буква в конце индекса означает «временный») с приборной панелью и креслами от «копейки». Но даже и такие «ущербные» модели до простых потребителей не дошли: их распределили между работниками предприятия.

Автомобиль выпускался по советским меркам недолго: с 1972 по 1984 годы. За это время было произведено 1 млн. 304 тыс. 899 экземпляров. По престижности в кругу обывателей машина уступала разве что «Волге». «Трешка» «засветилась» во многих популярных фильмах: «Приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Москва слезам не верит» и других. В заключение стоит вспомнить Михаила Жванецкого, который когда-то владел ВАЗ-2103 – «абсолютно безотказный автомобиль».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....