ВАЗ-2103 – роскошная мечта советского автолюбителя
5 574

ВАЗ-2103 – роскошная мечта советского автолюбителя

Бурное развитие совавтопрома в стране в начале 70-х никого не оставило равнодушным. Неизбалованное роскошью население еще не успело прийти в себя от ВАЗ-2101, как автолюбителям предлагают машину еще круче – легендарную «трешку». Даже по «кличкам», которые дали легковушкам, было понятно (три рубля больше копейки!), что в Тольятти выпустили нечто роскошное.


Кто предопределил появление ВАЗ-2103


Сход с конвейера этой машины был неизбежен: согласно подписанного между FIAT и Минавтопромом договору, на вновь построенном заводе предполагался выпуск двух моделей: по итальянской классификации «норма» и «люкс».

ВАЗ-2103 – роскошная мечта советского автолюбителяРодоначальники всей вазовской «классики», в т. ч. и ВАЗ-2103. Фото: YouTube.com

Здесь и произошло первое «недоразумение». У советских и западных конструкторов в слово «люкс» вкладывались несколько разные смыслы. Для инженеров из СССР в первую очередь была важна максимальная унификация, чтобы удешевить производство. Кто-то скажет «и здесь «упрощенка!». Но в случае с ВАЗ-2103 все получилось с точностью до наоборот: машина была ничуть не менее «навороченной», но зато более красивой и надежной.

FIAT 125 и ВАЗ-2103 – сравнение дизайна экстерьера


Прототипом «копейки» и «ВАЗ-2102 послужили фиатовские 124-е модели в кузове Berlina (седан) и Familiare (универсал). В качестве люксовой версии итальянцы предложили имеющийся у них на тот момент FIAT 125. Однако советскую сторону это не устраивало: слишком большая была разница в конструкции при сильном внешнем сходстве. Поэтому на Авто ВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьере. Но, как показала действительность, технические новшества «тройка» тоже получила.

Внешность ВАЗ-2103 не копирует FIAT 125 или 124S, а является совместной разработкой дизайнеров Турина и Тольятти.


FIAT 125: дизайн итальянцев явно не очень (сравните с ВАЗ-2103)! Фото: YouTube.com

Если взглянуть на внешность обоих автомобилей (2103 и FIAT), разница будет заметна сразу и далеко не в пользу «итальянца». У «трешки» передок имеет более сильный наклон, острые крылья, 4 круглые фары. Благодаря такому решению, советский автомобиль смотрится более стильно и динамично. Дополнительную энергию машине «сообщают» молдинги по бокам, зрительно удлиняющие кузов, и ромбовидные повторители поворотов. Даже когда авто стоит, если посмотреть сбоку, кажется, что оно едет!

Повторители поворотов подчеркивают стремительность дизайна. Фото: YouTube.com

Поэтому машину внешне перепутать с ВАЗ-2101 невозможно. Хотя унификация машин составляет 80 %: снаружи они отличаются накладными кузовными элементами, задними и передними панелями, оптикой.

Обилие хрома подчеркивало высокий социальный статус автовладельца. Фото: YouTube.com

Использование большого количества молдингов у неопытных советских инженеров, привыкших штамповать простые конструкции, вызывало опасения. А вдруг линии на кузове не совпадут? Ведь если отверстия под крепления на крыльях и дверях сделать неправильно, прямолинейность украшений нарушится. Но итальянским коллегам удалось убедить конструкторов ВАЗа, что фиатовские технологии обеспечат ровную протяженность декоративных полосок. Что и подтвердилось впоследствии.

Сложности


Они были, но решались «по ходу». Например, при испытаниях первых экземпляров авто выяснилось: при проезде неровностей в районе лобового стекла появляется неприятный скрип. Оказалось, что неправильно была сопряжена рамка со стоечным усилителем. Пришлось переналаживать вырубной штамп.

Головной свет сначала был итальянским, потом чешским и позже – советским. Фото: YouTube.com

С оптикой тоже были сплошные мучения. Двухцветное пластиковое литье для задних фонарей «трешки» получалось в СССР плохо. Изначально ставили итальянские фары, потом их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Но у заводчан то рассеиватель рассыпался, то пластик не соединялся, то никак не могла «воткнуть» в фонарь квадратный катафот. В конце концов из-за него заднюю фару поставили «вверх ногами»: красная секция выше желтой (с «поворотниками»).

Здесь «стопы» внизу – оптика еще итальянская. Фото: YouTube.com

Передняя оптика тоже не получалась: требовалось очень точно совмещать расположение рассеивателя и отражателя. Поэтому сначала ставили итальянские детали от компании Carello, затем – чешские (Autopal) и только в 1976 году, когда уже запустили ВАЗ-2106, оптика стала полностью советской.

А здесь красная секция наверху – «Сделано в СССР». Фото: YouTube.com

Отдельно стоит упомянуть колеса. На «трешку» устанавливались радиальные шины ИЯ-170. Они гораздо мягче и немного шире диагональных жестких И-151, в которые «обувались» «копейки». Сегодня цена комплекта «родных» покрышек для ВАЗ-2103 может доходить до 100 тыс. руб.

Роскошь в салоне


Первое слово не нужно брать в кавычки: интерьер «трешки» для не обремененного достатком советского автолюбителя, привыкшему к «Москвичам», был максимально комфортным. Посудите сами – из признаков роскоши для того времени стоит выделить:

✅ ворсовый палас на полу
✅ «крутая» панель приборов с пятью «кругляшами»
✅ отдельные часы
✅ специальное стандартное место для приемника
✅ внутренние накладки на верхнюю часть дверей
✅ зеркальце в солнцезащитном козырьке пассажира
✅ подсветка в торце двери
✅ откидывающийся подлокотник на заднем сиденье, позволявший перевозить длинномеры (например, лыжи)

Все это «богатство» имело реальное денежное выражение. ВАЗ-2103 стоил дороже «копейки» на 2 тыс. руб.

«Шикарное» место водителя. Фото: YouTube.com

Для сравнения: мотоцикл «Урал» с коляской в то время стоил 1250 рублей.

Технические новшества


Они тоже были, несмотря на высокий уровень унификации. И в первую очередь это очень малый шум в салоне. Понять, что двигатель работает, зачастую можно было лишь по стрелке тахометра. Такой эффект был достигнут благодаря применению дополнительного резонатора в глушителе и использованию шумопоглощающих материалов. «Трешка» комплектовалась разными двигателями и имела модификации:

✅ ВАЗ-2103 – мотор в полтора литра мощностью 77 л. с.
✅ ВАЗ-21031 (выпускался мелкими партиями) – объем силового агрегата 1,6 л, в 80 л. с.
✅ ВАЗ-21032 с правым рулем
✅ ВАЗ-21033 (Lada 1300s) – 1,3 литра, 69 л. с.
✅ Lada 1500S Automatic – с АКПП и движком от ВАЗ-2105, развивавшим 63 «лошади»
✅ ВАЗ-21035 (экспортная версия) – 1,2 л и 64 л. с. (движок от 2101)

На все модели «трешки» устанавливалась механическая трансмиссия с 4-мя передачами. Исключение составляли модели, продаваемые за границу: они комплектовались трехдиапазонной АКПП, производимой французским филиалом GM в Страсбурге.

ВАЗ-2103 комплектовался двигателями разной мощности. Фото: YouTube.com

Тормозная система также подверглась модернизации – появился вакуумный усилитель, а в задних барабанах установили устройство, автоматически «подтягивающее» к ним колодки по мере их износа.

Производство и кино


Выпуск третьей модели стартовал в конце 1972 года. Как тогда было принято, план решили перевыполнить и вместо 500 запланированных авто выпустить 1500 единиц техники. Однако итальянцы не были готовы к такому повороту событий и компонентов для «богатой» комплектации не хватало.

Редкая модель ВАЗ-2103В с панелью от ВАЗ-2101 (слева видна накладка на дверь, что говорит – перед вами люксовый вариант ВАЗ). Фото: YouTube.com

В итоге на свет в ограниченном количестве появился ВАЗ-2103В (буква в конце индекса означает «временный») с приборной панелью и креслами от «копейки». Но даже и такие «ущербные» модели до простых потребителей не дошли: их распределили между работниками предприятия.

ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103 – братья-близнецы. Фото: YouTube.com

Автомобиль выпускался по советским меркам недолго: с 1972 по 1984 годы. За это время было произведено 1 млн. 304 тыс. 899 экземпляров. По престижности в кругу обывателей машина уступала разве что «Волге». «Трешка» «засветилась» во многих популярных фильмах: «Приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Москва слезам не верит» и других. В заключение стоит вспомнить Михаила Жванецкого, который когда-то владел ВАЗ-2103 – «абсолютно безотказный автомобиль».
А вы что думаете о ВАЗ-2103?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....