ВАЗ-2103 – роскошная мечта советского автолюбителя
Бурное развитие совавтопрома в стране в начале 70-х никого не оставило равнодушным. Неизбалованное роскошью население еще не успело прийти в себя от ВАЗ-2101, как автолюбителям предлагают машину еще круче – легендарную «трешку». Даже по «кличкам», которые дали легковушкам, было понятно (три рубля больше копейки!), что в Тольятти выпустили нечто роскошное.
Сход с конвейера этой машины был неизбежен: согласно подписанного между FIAT и Минавтопромом договору, на вновь построенном заводе предполагался выпуск двух моделей: по итальянской классификации «норма» и «люкс».
Здесь и произошло первое «недоразумение». У советских и западных конструкторов в слово «люкс» вкладывались несколько разные смыслы. Для инженеров из СССР в первую очередь была важна максимальная унификация, чтобы удешевить производство. Кто-то скажет «и здесь «упрощенка!». Но в случае с ВАЗ-2103 все получилось с точностью до наоборот: машина была ничуть не менее «навороченной», но зато более красивой и надежной.
Прототипом «копейки» и «ВАЗ-2102 послужили фиатовские 124-е модели в кузове Berlina (седан) и Familiare (универсал). В качестве люксовой версии итальянцы предложили имеющийся у них на тот момент FIAT 125. Однако советскую сторону это не устраивало: слишком большая была разница в конструкции при сильном внешнем сходстве. Поэтому на Авто ВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьере. Но, как показала действительность, технические новшества «тройка» тоже получила.
Если взглянуть на внешность обоих автомобилей (2103 и FIAT), разница будет заметна сразу и далеко не в пользу «итальянца». У «трешки» передок имеет более сильный наклон, острые крылья, 4 круглые фары. Благодаря такому решению, советский автомобиль смотрится более стильно и динамично. Дополнительную энергию машине «сообщают» молдинги по бокам, зрительно удлиняющие кузов, и ромбовидные повторители поворотов. Даже когда авто стоит, если посмотреть сбоку, кажется, что оно едет!
Поэтому машину внешне перепутать с ВАЗ-2101 невозможно. Хотя унификация машин составляет 80 %: снаружи они отличаются накладными кузовными элементами, задними и передними панелями, оптикой.
Использование большого количества молдингов у неопытных советских инженеров, привыкших штамповать простые конструкции, вызывало опасения. А вдруг линии на кузове не совпадут? Ведь если отверстия под крепления на крыльях и дверях сделать неправильно, прямолинейность украшений нарушится. Но итальянским коллегам удалось убедить конструкторов ВАЗа, что фиатовские технологии обеспечат ровную протяженность декоративных полосок. Что и подтвердилось впоследствии.
Они были, но решались «по ходу». Например, при испытаниях первых экземпляров авто выяснилось: при проезде неровностей в районе лобового стекла появляется неприятный скрип. Оказалось, что неправильно была сопряжена рамка со стоечным усилителем. Пришлось переналаживать вырубной штамп.
С оптикой тоже были сплошные мучения. Двухцветное пластиковое литье для задних фонарей «трешки» получалось в СССР плохо. Изначально ставили итальянские фары, потом их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Но у заводчан то рассеиватель рассыпался, то пластик не соединялся, то никак не могла «воткнуть» в фонарь квадратный катафот. В конце концов из-за него заднюю фару поставили «вверх ногами»: красная секция выше желтой (с «поворотниками»).
Передняя оптика тоже не получалась: требовалось очень точно совмещать расположение рассеивателя и отражателя. Поэтому сначала ставили итальянские детали от компании Carello, затем – чешские (Autopal) и только в 1976 году, когда уже запустили ВАЗ-2106, оптика стала полностью советской.
Отдельно стоит упомянуть колеса. На «трешку» устанавливались радиальные шины ИЯ-170. Они гораздо мягче и немного шире диагональных жестких И-151, в которые «обувались» «копейки». Сегодня цена комплекта «родных» покрышек для ВАЗ-2103 может доходить до 100 тыс. руб.
Первое слово не нужно брать в кавычки: интерьер «трешки» для не обремененного достатком советского автолюбителя, привыкшему к «Москвичам», был максимально комфортным. Посудите сами – из признаков роскоши для того времени стоит выделить:
✅ ворсовый палас на полу
✅ «крутая» панель приборов с пятью «кругляшами»
✅ отдельные часы
✅ специальное стандартное место для приемника
✅ внутренние накладки на верхнюю часть дверей
✅ зеркальце в солнцезащитном козырьке пассажира
✅ подсветка в торце двери
✅ откидывающийся подлокотник на заднем сиденье, позволявший перевозить длинномеры (например, лыжи)
Все это «богатство» имело реальное денежное выражение. ВАЗ-2103 стоил дороже «копейки» на 2 тыс. руб.
Для сравнения: мотоцикл «Урал» с коляской в то время стоил 1250 рублей.
Они тоже были, несмотря на высокий уровень унификации. И в первую очередь это очень малый шум в салоне. Понять, что двигатель работает, зачастую можно было лишь по стрелке тахометра. Такой эффект был достигнут благодаря применению дополнительного резонатора в глушителе и использованию шумопоглощающих материалов. «Трешка» комплектовалась разными двигателями и имела модификации:
✅ ВАЗ-2103 – мотор в полтора литра мощностью 77 л. с.
✅ ВАЗ-21031 (выпускался мелкими партиями) – объем силового агрегата 1,6 л, в 80 л. с.
✅ ВАЗ-21032 с правым рулем
✅ ВАЗ-21033 (Lada 1300s) – 1,3 литра, 69 л. с.
✅ Lada 1500S Automatic – с АКПП и движком от ВАЗ-2105, развивавшим 63 «лошади»
✅ ВАЗ-21035 (экспортная версия) – 1,2 л и 64 л. с. (движок от 2101)
На все модели «трешки» устанавливалась механическая трансмиссия с 4-мя передачами. Исключение составляли модели, продаваемые за границу: они комплектовались трехдиапазонной АКПП, производимой французским филиалом GM в Страсбурге.
Тормозная система также подверглась модернизации – появился вакуумный усилитель, а в задних барабанах установили устройство, автоматически «подтягивающее» к ним колодки по мере их износа.
Выпуск третьей модели стартовал в конце 1972 года. Как тогда было принято, план решили перевыполнить и вместо 500 запланированных авто выпустить 1500 единиц техники. Однако итальянцы не были готовы к такому повороту событий и компонентов для «богатой» комплектации не хватало.
В итоге на свет в ограниченном количестве появился ВАЗ-2103В (буква в конце индекса означает «временный») с приборной панелью и креслами от «копейки». Но даже и такие «ущербные» модели до простых потребителей не дошли: их распределили между работниками предприятия.
Автомобиль выпускался по советским меркам недолго: с 1972 по 1984 годы. За это время было произведено 1 млн. 304 тыс. 899 экземпляров. По престижности в кругу обывателей машина уступала разве что «Волге». «Трешка» «засветилась» во многих популярных фильмах: «Приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Москва слезам не верит» и других. В заключение стоит вспомнить Михаила Жванецкого, который когда-то владел ВАЗ-2103 – «абсолютно безотказный автомобиль».
Кто предопределил появление ВАЗ-2103
Сход с конвейера этой машины был неизбежен: согласно подписанного между FIAT и Минавтопромом договору, на вновь построенном заводе предполагался выпуск двух моделей: по итальянской классификации «норма» и «люкс».
Родоначальники всей вазовской «классики», в т. ч. и ВАЗ-2103. Фото: YouTube.com
Здесь и произошло первое «недоразумение». У советских и западных конструкторов в слово «люкс» вкладывались несколько разные смыслы. Для инженеров из СССР в первую очередь была важна максимальная унификация, чтобы удешевить производство. Кто-то скажет «и здесь «упрощенка!». Но в случае с ВАЗ-2103 все получилось с точностью до наоборот: машина была ничуть не менее «навороченной», но зато более красивой и надежной.
FIAT 125 и ВАЗ-2103 – сравнение дизайна экстерьера
Прототипом «копейки» и «ВАЗ-2102 послужили фиатовские 124-е модели в кузове Berlina (седан) и Familiare (универсал). В качестве люксовой версии итальянцы предложили имеющийся у них на тот момент FIAT 125. Однако советскую сторону это не устраивало: слишком большая была разница в конструкции при сильном внешнем сходстве. Поэтому на Авто ВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьере. Но, как показала действительность, технические новшества «тройка» тоже получила.
Внешность ВАЗ-2103 не копирует FIAT 125 или 124S, а является совместной разработкой дизайнеров Турина и Тольятти.
FIAT 125: дизайн итальянцев явно не очень (сравните с ВАЗ-2103)! Фото: YouTube.com
Если взглянуть на внешность обоих автомобилей (2103 и FIAT), разница будет заметна сразу и далеко не в пользу «итальянца». У «трешки» передок имеет более сильный наклон, острые крылья, 4 круглые фары. Благодаря такому решению, советский автомобиль смотрится более стильно и динамично. Дополнительную энергию машине «сообщают» молдинги по бокам, зрительно удлиняющие кузов, и ромбовидные повторители поворотов. Даже когда авто стоит, если посмотреть сбоку, кажется, что оно едет!
Повторители поворотов подчеркивают стремительность дизайна. Фото: YouTube.com
Поэтому машину внешне перепутать с ВАЗ-2101 невозможно. Хотя унификация машин составляет 80 %: снаружи они отличаются накладными кузовными элементами, задними и передними панелями, оптикой.
Обилие хрома подчеркивало высокий социальный статус автовладельца. Фото: YouTube.com
Использование большого количества молдингов у неопытных советских инженеров, привыкших штамповать простые конструкции, вызывало опасения. А вдруг линии на кузове не совпадут? Ведь если отверстия под крепления на крыльях и дверях сделать неправильно, прямолинейность украшений нарушится. Но итальянским коллегам удалось убедить конструкторов ВАЗа, что фиатовские технологии обеспечат ровную протяженность декоративных полосок. Что и подтвердилось впоследствии.
Сложности
Они были, но решались «по ходу». Например, при испытаниях первых экземпляров авто выяснилось: при проезде неровностей в районе лобового стекла появляется неприятный скрип. Оказалось, что неправильно была сопряжена рамка со стоечным усилителем. Пришлось переналаживать вырубной штамп.
Головной свет сначала был итальянским, потом чешским и позже – советским. Фото: YouTube.com
С оптикой тоже были сплошные мучения. Двухцветное пластиковое литье для задних фонарей «трешки» получалось в СССР плохо. Изначально ставили итальянские фары, потом их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Но у заводчан то рассеиватель рассыпался, то пластик не соединялся, то никак не могла «воткнуть» в фонарь квадратный катафот. В конце концов из-за него заднюю фару поставили «вверх ногами»: красная секция выше желтой (с «поворотниками»).
Здесь «стопы» внизу – оптика еще итальянская. Фото: YouTube.com
Передняя оптика тоже не получалась: требовалось очень точно совмещать расположение рассеивателя и отражателя. Поэтому сначала ставили итальянские детали от компании Carello, затем – чешские (Autopal) и только в 1976 году, когда уже запустили ВАЗ-2106, оптика стала полностью советской.
А здесь красная секция наверху – «Сделано в СССР». Фото: YouTube.com
Отдельно стоит упомянуть колеса. На «трешку» устанавливались радиальные шины ИЯ-170. Они гораздо мягче и немного шире диагональных жестких И-151, в которые «обувались» «копейки». Сегодня цена комплекта «родных» покрышек для ВАЗ-2103 может доходить до 100 тыс. руб.
Роскошь в салоне
Первое слово не нужно брать в кавычки: интерьер «трешки» для не обремененного достатком советского автолюбителя, привыкшему к «Москвичам», был максимально комфортным. Посудите сами – из признаков роскоши для того времени стоит выделить:
✅ ворсовый палас на полу
✅ «крутая» панель приборов с пятью «кругляшами»
✅ отдельные часы
✅ специальное стандартное место для приемника
✅ внутренние накладки на верхнюю часть дверей
✅ зеркальце в солнцезащитном козырьке пассажира
✅ подсветка в торце двери
✅ откидывающийся подлокотник на заднем сиденье, позволявший перевозить длинномеры (например, лыжи)
Все это «богатство» имело реальное денежное выражение. ВАЗ-2103 стоил дороже «копейки» на 2 тыс. руб.
«Шикарное» место водителя. Фото: YouTube.com
Для сравнения: мотоцикл «Урал» с коляской в то время стоил 1250 рублей.
Технические новшества
Они тоже были, несмотря на высокий уровень унификации. И в первую очередь это очень малый шум в салоне. Понять, что двигатель работает, зачастую можно было лишь по стрелке тахометра. Такой эффект был достигнут благодаря применению дополнительного резонатора в глушителе и использованию шумопоглощающих материалов. «Трешка» комплектовалась разными двигателями и имела модификации:
✅ ВАЗ-2103 – мотор в полтора литра мощностью 77 л. с.
✅ ВАЗ-21031 (выпускался мелкими партиями) – объем силового агрегата 1,6 л, в 80 л. с.
✅ ВАЗ-21032 с правым рулем
✅ ВАЗ-21033 (Lada 1300s) – 1,3 литра, 69 л. с.
✅ Lada 1500S Automatic – с АКПП и движком от ВАЗ-2105, развивавшим 63 «лошади»
✅ ВАЗ-21035 (экспортная версия) – 1,2 л и 64 л. с. (движок от 2101)
На все модели «трешки» устанавливалась механическая трансмиссия с 4-мя передачами. Исключение составляли модели, продаваемые за границу: они комплектовались трехдиапазонной АКПП, производимой французским филиалом GM в Страсбурге.
ВАЗ-2103 комплектовался двигателями разной мощности. Фото: YouTube.com
Тормозная система также подверглась модернизации – появился вакуумный усилитель, а в задних барабанах установили устройство, автоматически «подтягивающее» к ним колодки по мере их износа.
Производство и кино
Выпуск третьей модели стартовал в конце 1972 года. Как тогда было принято, план решили перевыполнить и вместо 500 запланированных авто выпустить 1500 единиц техники. Однако итальянцы не были готовы к такому повороту событий и компонентов для «богатой» комплектации не хватало.
Редкая модель ВАЗ-2103В с панелью от ВАЗ-2101 (слева видна накладка на дверь, что говорит – перед вами люксовый вариант ВАЗ). Фото: YouTube.com
В итоге на свет в ограниченном количестве появился ВАЗ-2103В (буква в конце индекса означает «временный») с приборной панелью и креслами от «копейки». Но даже и такие «ущербные» модели до простых потребителей не дошли: их распределили между работниками предприятия.
ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103 – братья-близнецы. Фото: YouTube.com
Автомобиль выпускался по советским меркам недолго: с 1972 по 1984 годы. За это время было произведено 1 млн. 304 тыс. 899 экземпляров. По престижности в кругу обывателей машина уступала разве что «Волге». «Трешка» «засветилась» во многих популярных фильмах: «Приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Москва слезам не верит» и других. В заключение стоит вспомнить Михаила Жванецкого, который когда-то владел ВАЗ-2103 – «абсолютно безотказный автомобиль».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...