ГАЗ-3105 – самая стильная «Волга» в истории завода, так и не ставшая серийной
Автомобили марки «Волга» когда-то были мечтой для любого советского водителя. Даже несмотря на то, что во второй половине 1980-х годов эти машины безнадежно устарели.
На моделях Горьковского завода передвигались в основном начальники, чиновники, ученые и знаменитости. Для партийного руководства выпускали стильный и красивый автомобиль «Чайку». А элита СССР передвигалась на лимузинах марки ЗИЛ.
Все изменилось с приходом к власти Горбачева. Последний генсек СССР решил бороться с неравенством, сеять демократию. В первую очередь это подразумевало истребление внешних атрибутов элиты. ЗИЛ избежал уничтожения своего класса лимузинов, а вот «Чайке» не повезло – ее перестали производить с 1988 года.
Горьковские конструкторы не опустили руки и через пару лет показали прототип ГАЗ-3105 – «Волги», которая якобы была разработана на смену опальной «Чайке».
В 1990 году появились первые опытные образцы автомобилей нового поколения. Советские СМИ тогда рассказывали на каждом углу о том, что новая «Волга» создана специально для замены «Чайке». Дескать, хватит политической элите выделяться, пускай передвигаются на стандартных автомобилях, а не на лимузинах.
Представители Горьковского завода говорили примерно то же самое и посмеивались. Проект ГАЗ-3105 стартовал еще в 1986 году, когда «Чайку» собирали. Тогда планировалось выпустить новый модельный ряд автомобилей. Он должен был состоять из ГАЗ-3103/04/05.
Младшую модель планировали оснащать передним или полным приводом. Двигатель на этот автомобиль должны были ставить классический для «Волги» – четырехцилиндровый. ГАЗ-3105 должен был стать революционной машиной – с мотором V6 или V8, полным приводом и максимальным количеством опций.
Кстати, государственный заказ на ГАЗ-3105 был получен в 1987 году. Это еще раз подтверждает тот факт, что разработка новой «Волги» планировалась раньше горбачевской борьбы за демократию и равенство.
Первые опытные ГАЗ-3105, представленные в 1990 году, поразили общественность своим нетипичным обликом. В новой «Волге» специалисты могли увидеть что-то от Audi 100 C3, Lancia и даже Citroen. Для простых советских автолюбителей это был красивый и необычный автомобиль, напоминающий пришельца из будущего.
Главное, на что обращали внимание при осмотре ГАЗ-3105 – это странное боковое остекление дверей, как бы состоящее из двух частей, причем нижняя не опускалась и не поднималась. Поработали инженеры и над аэродинамикой кузова – в итоге она достигла параметра в 0,3 Сх лобового сопротивления.
Серийные модели начали появляться в 1992 году, хотя собирали их вручную и в единичных экземплярах. Советский Союз уже приказал долго жить, денег на разработку нового автомобиля не хватало. Предлагать всем желающим ГАЗ-3105 начали с 1993 года.
Горьковский завод впервые в своей истории решил разработать автомобиль с полным приводом не для проходимости, а для улучшения управляемости на скорости. Равнялись советские конструкторы, скорее всего, на модели Ауди.
Изначально инженеры рассматривали возможность скопировать полный привод у иностранных машин, но потом решили сделать свою разработку, хоть и с оглядкой на заграничные аналоги. ГАЗ-3105 получил кузов несущего типа, а мотор вынесли далеко вперед, чтобы было проще реализовать полноприводную схему.
Пришлось объединять МКПП, главную передачу переднего привода и межосевой дифференциал в едином блоке. Зато у этого агрегата было серьезное достоинство – относительная компактность. Вкупе с независимыми подвесками типа MacPherson, это позволило увеличить жизненное пространство внутри автомобиля.
Тормоза спереди и сзади были дисковыми, система ABS предполагалась даже в базовых модификациях.
Для «Волги», не имеющий ничего общего со старой моделью ГАЗ-24-10, разработали новый двигатель V8 с рабочим объемом 3,4 литра. Мотор был сравнительно маломощным – всего 170 л. с, зато обладал колоссальной тягой на низких оборотах.
Новый силовой агрегат уже на первичных испытаниях показал себя надежным и способным раскручиваться до самых верхов. Конструкторам даже пришлось оснащать автомобили ограничителями оборотов для безопасности будущих покупателей.
Двигатель ГАЗ-3105 не имел ничего общего с ЗМЗ – его изготавливали на Горьковском заводе в специальном подразделении, занимающемся выпуском малосерийных моделей.
Внутри автомобиль поражал простором и комфортом не только бывших советских водителей, но и иностранцев.
Среднестатистическая комплектация салона ГАЗ-3105:
✅ Кожа
✅ Деревянные вставки
✅ Регулируемая травмобезопасная рулевая колонка
✅ Передние сиденья с тремя уровнями настроек
✅ Электростекла
✅ Штатный климат-контроль
✅ Бортовой компьютер
✅ Подогрев кресел первого ряда с функцией поддержания определенной температуры
Подобная энергооснащенность в 1993 году встречалась только у самых дорогих иномарок, вроде Ауди 200, Мерседес S-класса и БМВ Е-32. Для отечественного автопрома это был вообще «космос».
Несмотря на то, что новая «Волга» была выпущена всего в количестве 55 штук, Горьковский автомобильный завод успел сделать несколько версий модели. Все они отличались только особенностями системы питания, а последняя серия – еще и двигателем.
Ранние ГАЗ-3105 развивали мощность в 156 л. с. Они оснащались карбюраторами от «Чайки» под индексом К114. Это старый агрегат, появившийся в далеком 1957 году.
Последние ГАЗ-3105, которые завод реализовывал недорого и по остаточному принципу, когда от конвейерного производства новой «Волги» отказались, получили моторы ЗМЗ-406.
Не совсем понятно, на что рассчитывало руководство Горьковского автомобильного завода, выставляя в 1993 году ГАЗ-3105 на продажу. За новую инновационную «Волгу» просили около 80 000 долларов!
Для ясности картины, приведем ценники, актуальные в 1994 году. ГАЗ-31029 и ГАЗ-3102 продавали за 36 и 50 млн. рублей соответственно. Новая «Волга» стоила в это же время 250 миллионов.
За такую сумму можно было приобрести новые Ауди, Мерседес или БМВ S-класса. Это и поставило крест на модели. Даже государственные предприятия оказались не готовы покупать такие дорогие отечественные автомобили.
Снизить цену ГАЗ-3105 было невозможно – машины ручной сборки не унифицированы с существующими серийными моделями, а все электронные «навороты» приходилось закупать за границей.
Упрощать новую «Волгу» не было смысла, она все равно осталась бы слишком дорогой для потребителя. Пришлось разрабатывать модель, доступную по цене, как ГАЗ-31029, но с современной внешностью. Таким автомобилем стал ГАЗ-3110.
До 1996 года ГАЗ-3105 возили по выставкам, как в России, так и за рубежом, но желающих приобрести «Волгу» по цене Mercedes-Benz W140 не нашлось.
Новая машина должна была занять роль «Чайки», но страна, для которой модель изначально разрабатывалась, развалилась. В постсоветской эпохе места седану ручной сборки с мощным двигателем не нашлось.
На моделях Горьковского завода передвигались в основном начальники, чиновники, ученые и знаменитости. Для партийного руководства выпускали стильный и красивый автомобиль «Чайку». А элита СССР передвигалась на лимузинах марки ЗИЛ.
Все изменилось с приходом к власти Горбачева. Последний генсек СССР решил бороться с неравенством, сеять демократию. В первую очередь это подразумевало истребление внешних атрибутов элиты. ЗИЛ избежал уничтожения своего класса лимузинов, а вот «Чайке» не повезло – ее перестали производить с 1988 года.
Автомобиль для начала 90-х выглядел как минимум необычно. Фото: Youtube.com
Горьковские конструкторы не опустили руки и через пару лет показали прототип ГАЗ-3105 – «Волги», которая якобы была разработана на смену опальной «Чайке».
История модели
В 1990 году появились первые опытные образцы автомобилей нового поколения. Советские СМИ тогда рассказывали на каждом углу о том, что новая «Волга» создана специально для замены «Чайке». Дескать, хватит политической элите выделяться, пускай передвигаются на стандартных автомобилях, а не на лимузинах.
Представители Горьковского завода говорили примерно то же самое и посмеивались. Проект ГАЗ-3105 стартовал еще в 1986 году, когда «Чайку» собирали. Тогда планировалось выпустить новый модельный ряд автомобилей. Он должен был состоять из ГАЗ-3103/04/05.
Младшую модель планировали оснащать передним или полным приводом. Двигатель на этот автомобиль должны были ставить классический для «Волги» – четырехцилиндровый. ГАЗ-3105 должен был стать революционной машиной – с мотором V6 или V8, полным приводом и максимальным количеством опций.
В России еще попадаются единичные экземпляры ГАЗ-3105. Фото: Youtube.com
Кстати, государственный заказ на ГАЗ-3105 был получен в 1987 году. Это еще раз подтверждает тот факт, что разработка новой «Волги» планировалась раньше горбачевской борьбы за демократию и равенство.
Внешность модели
Первые опытные ГАЗ-3105, представленные в 1990 году, поразили общественность своим нетипичным обликом. В новой «Волге» специалисты могли увидеть что-то от Audi 100 C3, Lancia и даже Citroen. Для простых советских автолюбителей это был красивый и необычный автомобиль, напоминающий пришельца из будущего.
Главное, на что обращали внимание при осмотре ГАЗ-3105 – это странное боковое остекление дверей, как бы состоящее из двух частей, причем нижняя не опускалась и не поднималась. Поработали инженеры и над аэродинамикой кузова – в итоге она достигла параметра в 0,3 Сх лобового сопротивления.
Серийные модели начали появляться в 1992 году, хотя собирали их вручную и в единичных экземплярах. Советский Союз уже приказал долго жить, денег на разработку нового автомобиля не хватало. Предлагать всем желающим ГАЗ-3105 начали с 1993 года.
Технические особенности
Горьковский завод впервые в своей истории решил разработать автомобиль с полным приводом не для проходимости, а для улучшения управляемости на скорости. Равнялись советские конструкторы, скорее всего, на модели Ауди.
Торпедо потом было частично скопировано для ГАЗ-3110. Фото: Youtube.com
Изначально инженеры рассматривали возможность скопировать полный привод у иностранных машин, но потом решили сделать свою разработку, хоть и с оглядкой на заграничные аналоги. ГАЗ-3105 получил кузов несущего типа, а мотор вынесли далеко вперед, чтобы было проще реализовать полноприводную схему.
Пришлось объединять МКПП, главную передачу переднего привода и межосевой дифференциал в едином блоке. Зато у этого агрегата было серьезное достоинство – относительная компактность. Вкупе с независимыми подвесками типа MacPherson, это позволило увеличить жизненное пространство внутри автомобиля.
Тормоза спереди и сзади были дисковыми, система ABS предполагалась даже в базовых модификациях.
Революционный силовой агрегат
Для «Волги», не имеющий ничего общего со старой моделью ГАЗ-24-10, разработали новый двигатель V8 с рабочим объемом 3,4 литра. Мотор был сравнительно маломощным – всего 170 л. с, зато обладал колоссальной тягой на низких оборотах.
Новый силовой агрегат уже на первичных испытаниях показал себя надежным и способным раскручиваться до самых верхов. Конструкторам даже пришлось оснащать автомобили ограничителями оборотов для безопасности будущих покупателей.
Мотор с рабочим объемом 3,4 литра. Фото: Youtube.com
Двигатель ГАЗ-3105 не имел ничего общего с ЗМЗ – его изготавливали на Горьковском заводе в специальном подразделении, занимающемся выпуском малосерийных моделей.
Салон
Внутри автомобиль поражал простором и комфортом не только бывших советских водителей, но и иностранцев.
Среднестатистическая комплектация салона ГАЗ-3105:
✅ Кожа
✅ Деревянные вставки
✅ Регулируемая травмобезопасная рулевая колонка
✅ Передние сиденья с тремя уровнями настроек
✅ Электростекла
✅ Штатный климат-контроль
✅ Бортовой компьютер
✅ Подогрев кресел первого ряда с функцией поддержания определенной температуры
Подобная энергооснащенность в 1993 году встречалась только у самых дорогих иномарок, вроде Ауди 200, Мерседес S-класса и БМВ Е-32. Для отечественного автопрома это был вообще «космос».
Модификации ГАЗ-3105
Несмотря на то, что новая «Волга» была выпущена всего в количестве 55 штук, Горьковский автомобильный завод успел сделать несколько версий модели. Все они отличались только особенностями системы питания, а последняя серия – еще и двигателем.
Никаких рессор на ГАЗ-3105 уже не было. Фото: Youtube.com
Ранние ГАЗ-3105 развивали мощность в 156 л. с. Они оснащались карбюраторами от «Чайки» под индексом К114. Это старый агрегат, появившийся в далеком 1957 году.
Следующая модификация ГАЗ-3105 получила карбюратор Pierburg Solex 4A1. Она уже развивала 170 л. с. Были штучные экземпляры, оснащенные моно или распределенным впрыском топлива.
Последние ГАЗ-3105, которые завод реализовывал недорого и по остаточному принципу, когда от конвейерного производства новой «Волги» отказались, получили моторы ЗМЗ-406.
Цена и крах модели
Не совсем понятно, на что рассчитывало руководство Горьковского автомобильного завода, выставляя в 1993 году ГАЗ-3105 на продажу. За новую инновационную «Волгу» просили около 80 000 долларов!
Опытные образцы ГАЗ-3105 отличались специфическим остеклением. Фото: Youtube.com
Для ясности картины, приведем ценники, актуальные в 1994 году. ГАЗ-31029 и ГАЗ-3102 продавали за 36 и 50 млн. рублей соответственно. Новая «Волга» стоила в это же время 250 миллионов.
За такую сумму можно было приобрести новые Ауди, Мерседес или БМВ S-класса. Это и поставило крест на модели. Даже государственные предприятия оказались не готовы покупать такие дорогие отечественные автомобили.
В 1993 году Правительство Российской Федерации попыталось помочь Горьковскому заводу. Тогда заказали пять ГАЗ-3105 – чисто символический шаг, который ни на что не повлиял.
Снизить цену ГАЗ-3105 было невозможно – машины ручной сборки не унифицированы с существующими серийными моделями, а все электронные «навороты» приходилось закупать за границей.
Салон просторный, хотя качество отделочных материалов среднее. Фото: Youtube.com
Упрощать новую «Волгу» не было смысла, она все равно осталась бы слишком дорогой для потребителя. Пришлось разрабатывать модель, доступную по цене, как ГАЗ-31029, но с современной внешностью. Таким автомобилем стал ГАЗ-3110.
До 1996 года ГАЗ-3105 возили по выставкам, как в России, так и за рубежом, но желающих приобрести «Волгу» по цене Mercedes-Benz W140 не нашлось.
Новая машина должна была занять роль «Чайки», но страна, для которой модель изначально разрабатывалась, развалилась. В постсоветской эпохе места седану ручной сборки с мощным двигателем не нашлось.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....