ГАЗ-3105 – самая стильная «Волга» в истории завода, так и не ставшая серийной
Автомобили марки «Волга» когда-то были мечтой для любого советского водителя. Даже несмотря на то, что во второй половине 1980-х годов эти машины безнадежно устарели.
На моделях Горьковского завода передвигались в основном начальники, чиновники, ученые и знаменитости. Для партийного руководства выпускали стильный и красивый автомобиль «Чайку». А элита СССР передвигалась на лимузинах марки ЗИЛ.
Все изменилось с приходом к власти Горбачева. Последний генсек СССР решил бороться с неравенством, сеять демократию. В первую очередь это подразумевало истребление внешних атрибутов элиты. ЗИЛ избежал уничтожения своего класса лимузинов, а вот «Чайке» не повезло – ее перестали производить с 1988 года.
Горьковские конструкторы не опустили руки и через пару лет показали прототип ГАЗ-3105 – «Волги», которая якобы была разработана на смену опальной «Чайке».
В 1990 году появились первые опытные образцы автомобилей нового поколения. Советские СМИ тогда рассказывали на каждом углу о том, что новая «Волга» создана специально для замены «Чайке». Дескать, хватит политической элите выделяться, пускай передвигаются на стандартных автомобилях, а не на лимузинах.
Представители Горьковского завода говорили примерно то же самое и посмеивались. Проект ГАЗ-3105 стартовал еще в 1986 году, когда «Чайку» собирали. Тогда планировалось выпустить новый модельный ряд автомобилей. Он должен был состоять из ГАЗ-3103/04/05.
Младшую модель планировали оснащать передним или полным приводом. Двигатель на этот автомобиль должны были ставить классический для «Волги» – четырехцилиндровый. ГАЗ-3105 должен был стать революционной машиной – с мотором V6 или V8, полным приводом и максимальным количеством опций.
Кстати, государственный заказ на ГАЗ-3105 был получен в 1987 году. Это еще раз подтверждает тот факт, что разработка новой «Волги» планировалась раньше горбачевской борьбы за демократию и равенство.
Первые опытные ГАЗ-3105, представленные в 1990 году, поразили общественность своим нетипичным обликом. В новой «Волге» специалисты могли увидеть что-то от Audi 100 C3, Lancia и даже Citroen. Для простых советских автолюбителей это был красивый и необычный автомобиль, напоминающий пришельца из будущего.
Главное, на что обращали внимание при осмотре ГАЗ-3105 – это странное боковое остекление дверей, как бы состоящее из двух частей, причем нижняя не опускалась и не поднималась. Поработали инженеры и над аэродинамикой кузова – в итоге она достигла параметра в 0,3 Сх лобового сопротивления.
Серийные модели начали появляться в 1992 году, хотя собирали их вручную и в единичных экземплярах. Советский Союз уже приказал долго жить, денег на разработку нового автомобиля не хватало. Предлагать всем желающим ГАЗ-3105 начали с 1993 года.
Горьковский завод впервые в своей истории решил разработать автомобиль с полным приводом не для проходимости, а для улучшения управляемости на скорости. Равнялись советские конструкторы, скорее всего, на модели Ауди.
Изначально инженеры рассматривали возможность скопировать полный привод у иностранных машин, но потом решили сделать свою разработку, хоть и с оглядкой на заграничные аналоги. ГАЗ-3105 получил кузов несущего типа, а мотор вынесли далеко вперед, чтобы было проще реализовать полноприводную схему.
Пришлось объединять МКПП, главную передачу переднего привода и межосевой дифференциал в едином блоке. Зато у этого агрегата было серьезное достоинство – относительная компактность. Вкупе с независимыми подвесками типа MacPherson, это позволило увеличить жизненное пространство внутри автомобиля.
Тормоза спереди и сзади были дисковыми, система ABS предполагалась даже в базовых модификациях.
Для «Волги», не имеющий ничего общего со старой моделью ГАЗ-24-10, разработали новый двигатель V8 с рабочим объемом 3,4 литра. Мотор был сравнительно маломощным – всего 170 л. с, зато обладал колоссальной тягой на низких оборотах.
Новый силовой агрегат уже на первичных испытаниях показал себя надежным и способным раскручиваться до самых верхов. Конструкторам даже пришлось оснащать автомобили ограничителями оборотов для безопасности будущих покупателей.
Двигатель ГАЗ-3105 не имел ничего общего с ЗМЗ – его изготавливали на Горьковском заводе в специальном подразделении, занимающемся выпуском малосерийных моделей.
Внутри автомобиль поражал простором и комфортом не только бывших советских водителей, но и иностранцев.
Среднестатистическая комплектация салона ГАЗ-3105:
✅ Кожа
✅ Деревянные вставки
✅ Регулируемая травмобезопасная рулевая колонка
✅ Передние сиденья с тремя уровнями настроек
✅ Электростекла
✅ Штатный климат-контроль
✅ Бортовой компьютер
✅ Подогрев кресел первого ряда с функцией поддержания определенной температуры
Подобная энергооснащенность в 1993 году встречалась только у самых дорогих иномарок, вроде Ауди 200, Мерседес S-класса и БМВ Е-32. Для отечественного автопрома это был вообще «космос».
Несмотря на то, что новая «Волга» была выпущена всего в количестве 55 штук, Горьковский автомобильный завод успел сделать несколько версий модели. Все они отличались только особенностями системы питания, а последняя серия – еще и двигателем.
Ранние ГАЗ-3105 развивали мощность в 156 л. с. Они оснащались карбюраторами от «Чайки» под индексом К114. Это старый агрегат, появившийся в далеком 1957 году.
Последние ГАЗ-3105, которые завод реализовывал недорого и по остаточному принципу, когда от конвейерного производства новой «Волги» отказались, получили моторы ЗМЗ-406.
Не совсем понятно, на что рассчитывало руководство Горьковского автомобильного завода, выставляя в 1993 году ГАЗ-3105 на продажу. За новую инновационную «Волгу» просили около 80 000 долларов!
Для ясности картины, приведем ценники, актуальные в 1994 году. ГАЗ-31029 и ГАЗ-3102 продавали за 36 и 50 млн. рублей соответственно. Новая «Волга» стоила в это же время 250 миллионов.
За такую сумму можно было приобрести новые Ауди, Мерседес или БМВ S-класса. Это и поставило крест на модели. Даже государственные предприятия оказались не готовы покупать такие дорогие отечественные автомобили.
Снизить цену ГАЗ-3105 было невозможно – машины ручной сборки не унифицированы с существующими серийными моделями, а все электронные «навороты» приходилось закупать за границей.
Упрощать новую «Волгу» не было смысла, она все равно осталась бы слишком дорогой для потребителя. Пришлось разрабатывать модель, доступную по цене, как ГАЗ-31029, но с современной внешностью. Таким автомобилем стал ГАЗ-3110.
До 1996 года ГАЗ-3105 возили по выставкам, как в России, так и за рубежом, но желающих приобрести «Волгу» по цене Mercedes-Benz W140 не нашлось.
Новая машина должна была занять роль «Чайки», но страна, для которой модель изначально разрабатывалась, развалилась. В постсоветской эпохе места седану ручной сборки с мощным двигателем не нашлось.
На моделях Горьковского завода передвигались в основном начальники, чиновники, ученые и знаменитости. Для партийного руководства выпускали стильный и красивый автомобиль «Чайку». А элита СССР передвигалась на лимузинах марки ЗИЛ.
Все изменилось с приходом к власти Горбачева. Последний генсек СССР решил бороться с неравенством, сеять демократию. В первую очередь это подразумевало истребление внешних атрибутов элиты. ЗИЛ избежал уничтожения своего класса лимузинов, а вот «Чайке» не повезло – ее перестали производить с 1988 года.
Автомобиль для начала 90-х выглядел как минимум необычно. Фото: Youtube.com
Горьковские конструкторы не опустили руки и через пару лет показали прототип ГАЗ-3105 – «Волги», которая якобы была разработана на смену опальной «Чайке».
История модели
В 1990 году появились первые опытные образцы автомобилей нового поколения. Советские СМИ тогда рассказывали на каждом углу о том, что новая «Волга» создана специально для замены «Чайке». Дескать, хватит политической элите выделяться, пускай передвигаются на стандартных автомобилях, а не на лимузинах.
Представители Горьковского завода говорили примерно то же самое и посмеивались. Проект ГАЗ-3105 стартовал еще в 1986 году, когда «Чайку» собирали. Тогда планировалось выпустить новый модельный ряд автомобилей. Он должен был состоять из ГАЗ-3103/04/05.
Младшую модель планировали оснащать передним или полным приводом. Двигатель на этот автомобиль должны были ставить классический для «Волги» – четырехцилиндровый. ГАЗ-3105 должен был стать революционной машиной – с мотором V6 или V8, полным приводом и максимальным количеством опций.
В России еще попадаются единичные экземпляры ГАЗ-3105. Фото: Youtube.com
Кстати, государственный заказ на ГАЗ-3105 был получен в 1987 году. Это еще раз подтверждает тот факт, что разработка новой «Волги» планировалась раньше горбачевской борьбы за демократию и равенство.
Внешность модели
Первые опытные ГАЗ-3105, представленные в 1990 году, поразили общественность своим нетипичным обликом. В новой «Волге» специалисты могли увидеть что-то от Audi 100 C3, Lancia и даже Citroen. Для простых советских автолюбителей это был красивый и необычный автомобиль, напоминающий пришельца из будущего.
Главное, на что обращали внимание при осмотре ГАЗ-3105 – это странное боковое остекление дверей, как бы состоящее из двух частей, причем нижняя не опускалась и не поднималась. Поработали инженеры и над аэродинамикой кузова – в итоге она достигла параметра в 0,3 Сх лобового сопротивления.
Серийные модели начали появляться в 1992 году, хотя собирали их вручную и в единичных экземплярах. Советский Союз уже приказал долго жить, денег на разработку нового автомобиля не хватало. Предлагать всем желающим ГАЗ-3105 начали с 1993 года.
Технические особенности
Горьковский завод впервые в своей истории решил разработать автомобиль с полным приводом не для проходимости, а для улучшения управляемости на скорости. Равнялись советские конструкторы, скорее всего, на модели Ауди.
Торпедо потом было частично скопировано для ГАЗ-3110. Фото: Youtube.com
Изначально инженеры рассматривали возможность скопировать полный привод у иностранных машин, но потом решили сделать свою разработку, хоть и с оглядкой на заграничные аналоги. ГАЗ-3105 получил кузов несущего типа, а мотор вынесли далеко вперед, чтобы было проще реализовать полноприводную схему.
Пришлось объединять МКПП, главную передачу переднего привода и межосевой дифференциал в едином блоке. Зато у этого агрегата было серьезное достоинство – относительная компактность. Вкупе с независимыми подвесками типа MacPherson, это позволило увеличить жизненное пространство внутри автомобиля.
Тормоза спереди и сзади были дисковыми, система ABS предполагалась даже в базовых модификациях.
Революционный силовой агрегат
Для «Волги», не имеющий ничего общего со старой моделью ГАЗ-24-10, разработали новый двигатель V8 с рабочим объемом 3,4 литра. Мотор был сравнительно маломощным – всего 170 л. с, зато обладал колоссальной тягой на низких оборотах.
Новый силовой агрегат уже на первичных испытаниях показал себя надежным и способным раскручиваться до самых верхов. Конструкторам даже пришлось оснащать автомобили ограничителями оборотов для безопасности будущих покупателей.
Мотор с рабочим объемом 3,4 литра. Фото: Youtube.com
Двигатель ГАЗ-3105 не имел ничего общего с ЗМЗ – его изготавливали на Горьковском заводе в специальном подразделении, занимающемся выпуском малосерийных моделей.
Салон
Внутри автомобиль поражал простором и комфортом не только бывших советских водителей, но и иностранцев.
Среднестатистическая комплектация салона ГАЗ-3105:
✅ Кожа
✅ Деревянные вставки
✅ Регулируемая травмобезопасная рулевая колонка
✅ Передние сиденья с тремя уровнями настроек
✅ Электростекла
✅ Штатный климат-контроль
✅ Бортовой компьютер
✅ Подогрев кресел первого ряда с функцией поддержания определенной температуры
Подобная энергооснащенность в 1993 году встречалась только у самых дорогих иномарок, вроде Ауди 200, Мерседес S-класса и БМВ Е-32. Для отечественного автопрома это был вообще «космос».
Модификации ГАЗ-3105
Несмотря на то, что новая «Волга» была выпущена всего в количестве 55 штук, Горьковский автомобильный завод успел сделать несколько версий модели. Все они отличались только особенностями системы питания, а последняя серия – еще и двигателем.
Никаких рессор на ГАЗ-3105 уже не было. Фото: Youtube.com
Ранние ГАЗ-3105 развивали мощность в 156 л. с. Они оснащались карбюраторами от «Чайки» под индексом К114. Это старый агрегат, появившийся в далеком 1957 году.
Следующая модификация ГАЗ-3105 получила карбюратор Pierburg Solex 4A1. Она уже развивала 170 л. с. Были штучные экземпляры, оснащенные моно или распределенным впрыском топлива.
Последние ГАЗ-3105, которые завод реализовывал недорого и по остаточному принципу, когда от конвейерного производства новой «Волги» отказались, получили моторы ЗМЗ-406.
Цена и крах модели
Не совсем понятно, на что рассчитывало руководство Горьковского автомобильного завода, выставляя в 1993 году ГАЗ-3105 на продажу. За новую инновационную «Волгу» просили около 80 000 долларов!
Опытные образцы ГАЗ-3105 отличались специфическим остеклением. Фото: Youtube.com
Для ясности картины, приведем ценники, актуальные в 1994 году. ГАЗ-31029 и ГАЗ-3102 продавали за 36 и 50 млн. рублей соответственно. Новая «Волга» стоила в это же время 250 миллионов.
За такую сумму можно было приобрести новые Ауди, Мерседес или БМВ S-класса. Это и поставило крест на модели. Даже государственные предприятия оказались не готовы покупать такие дорогие отечественные автомобили.
В 1993 году Правительство Российской Федерации попыталось помочь Горьковскому заводу. Тогда заказали пять ГАЗ-3105 – чисто символический шаг, который ни на что не повлиял.
Снизить цену ГАЗ-3105 было невозможно – машины ручной сборки не унифицированы с существующими серийными моделями, а все электронные «навороты» приходилось закупать за границей.
Салон просторный, хотя качество отделочных материалов среднее. Фото: Youtube.com
Упрощать новую «Волгу» не было смысла, она все равно осталась бы слишком дорогой для потребителя. Пришлось разрабатывать модель, доступную по цене, как ГАЗ-31029, но с современной внешностью. Таким автомобилем стал ГАЗ-3110.
До 1996 года ГАЗ-3105 возили по выставкам, как в России, так и за рубежом, но желающих приобрести «Волгу» по цене Mercedes-Benz W140 не нашлось.
Новая машина должна была занять роль «Чайки», но страна, для которой модель изначально разрабатывалась, развалилась. В постсоветской эпохе места седану ручной сборки с мощным двигателем не нашлось.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...