Як-42 – малочисленный потомок Як-40 летает по сей день
Як-40, являвшийся предшественником Як-42 – на редкость удачный пассажирский самолет, особенно если учесть тот факт, что создавшее его ОКБ Яковлева ранее занималось исключительно военными, учебными и спортивными проектами. А тут целый авиалайнер! Хотя ради справедливости стоит отметить: попытки были. Например, в виде Як-16, рассчитанного на 10 мест. Но все это не идет ни в какое сравнение с Як-40 – первым пассажирским реактивным лайнером, который заменил устаревающие Ли-2, Ил-14.
После прохождения испытаний (новый самолет поднялся в небо в 1966-м) и доводки было решено продемонстрировать успехи советской авиации на Западе. Як-40 без проблем и сбоев в работе систем совершил полет из Рима на «Зеленый континент». Итальянская и австралийская пресса восторженно отозвались о новинке, утверждая, что лайнер «оригинален по характеристикам, размерам» и сегодня ему «нет равного»: существует только несколько американских проектов подобного аппарата, которые реализуются лишь в течение «ближайших лет».
Практически сразу пошли заказы на приобретение нового самолета из-за границы. Только за 14 последующих лет с конвейера сошло свыше 1000 единиц техники.
Успех Як-40 воодушевил Яковлева, и конструкторское бюро под его руководством начало разрабатывать следующую модель, среднемагистральную, которая должна была заменить Ту-134.
Изначально, учитывая успех предшественника, собирались построить лайнер с прямым крылом. Такая конструкция улучшает подъемную силу, а это уменьшает расход горючего. Поэтому в 1974-м представили проект с прямым крылом, который одобрили в ЦК КПСС (самолет понравился лично Брежневу). Уже к концу года первый экземпляр лайнера выкатили из ворот завода. В 1975-м самолет поднялся в воздух. В ходе испытаний выяснилось: крейсерская скорость в 680 км/ч явно недостаточна. Из МГА поступило распоряжение увеличить ее до 700-800 км/ч. В итоге решили строить машину с крылом, под углом в 30°.
Проект реализовали быстро: в этом же году модернизированный лайнер начали испытывать. Технические характеристики:
✅ размах крыльев – 34,88 м
✅ длина – 36,38 м
✅ вес пустого (максимальный) – 33,5 т (57,5 т)
✅ средняя скорость – 700 км/ч
✅ дальность – до 4 тыс. км для Як-42Д
✅ наибольшая высота – 10,1 км
✅ пассажировместимость – до 120 человек в эконом-варианте
Самолет получился удачным: обладал хорошей энерговооруженностью, отличался удобным расположением приборов и ручек управления (учли недостатки, выявленные на Як-40). В отличие тогда же принятому в эксплуатацию тяжелому Ил-86, для сравнительно легкого Як-42 не нужны были новые рулежные полосы. Последнее обстоятельство способствовало быстрому расширению географии полетов. Было освоено множество маршрутов, в т. ч. и зарубежных: Як-42 летал в Берлин, Прагу, Хельсинки. За 1,5 года перевезено 1,5 млн. пассажиров.
Однако все шло не так гладко, как хотелось бы. В 1982-м в Наровле произошла катастрофа с гибелью людей. У лайнера на высоте 9 тыс. м оторвался стабилизатор (преждевременный износ резьбы его привода – конструкторская ошибка). Эксплуатацию Як-42 прекратили, началось следствие, продлившееся почти два года. Неисправность устранили.
Стоит сказать: происшествия случались и позже, но все они были связаны с «человеческим фактором» и самолет оказывался не при чем. Другое происшествие стало резонансным: авиакатастрофа в 2011 году, когда под Ярославлем погибла хоккейная команда «Локомотива». Не исключено, что эти катастрофы повлияли на дальнейшую судьбу лайнера.
Были и курьезные случаи, связанные с эксплуатацией. Например, у набравшего эшелон Як-42 внезапно отказали все двигатели. Экипаж сумел развернуть машину, которая стала планировать с 7 тыс. м. На трех тысячах запустили один мотор, на двух – еще пару. Выяснилось: бортмеханик не включил подсасывающие насосы, а экипаж не прочитал проверочную карту. В итоге двигатели питались горючим, идущим самотеком, что прекратилось при уменьшении давления на высоте.
Другой случай связан со срабатыванием датчика пожара на борту самолета, о чем и было доложено диспетчеру, отдавшего команду на посадку. Экипаж сработал так четко и оперативно, что …забыл выпустить шасси. Самолет на «брюхе» прополз по полосе, но все закончилось благополучно. Позже выяснилось, что датчик сработал ошибочно.
В КБ Яковлева пристальное внимание уделяли массе летательного аппарата и прочности его конструкции. Чтобы добиться и того и другого, крыло стали делать цельным. Для сравнения: у Ту-134 оно состоит из пяти частей, у Ту-154 – трех.
Як-42 пользовался спросом у зарубежных авиакомпаний, поэтому существовали экспортные варианты моделей. В них, впервые в отечественной практике, была предложена кабина для двоих пилотов. Проводились эксперименты по наиболее рациональной компоновке панелей приборов.
В итоге получили оптимальный вариант в плане эргономики, который позволял отказаться от «услуг» штурмана и бортмеханика.
О нем стоит упомянуть отдельно. Агрегат отличался высокой надежностью – некоторые из них используются и сегодня. Второе достоинство – малый расход топлива в 3100 кг/ч при полете на крейсерской скорости. Самолет был гораздо экономичнее своих «одноклассников». Но не только этим был хорош Д-36: двигатель обладал очень низкой шумностью и по уровню звука отвечал всем международным нормам. Этого удалось достичь благодаря применению при изготовлении мотогондол многослойных вставок из стеклопластика. Единственный минус Д-36 – отсутствие реверса: тормозить можно было только колесами и спойлером.
А еще Як-42 отличался таким «пустячком», как собственный трап. Этот «аксессуар» на аэродромах третьего класса и не предусматривался, что позволяло самолету садиться там, где Ту-134 было «не положено».
Самолет производили на Саратовском авиационном заводе. До 2003 года было выпущено только 183 экземпляра, что меньше чем того же Як-40 (1011 шт.) или Ту-134 (854 шт.). Помимо базовой модели, с конвейера сходили и другие ее версии:
✅ Як-42Д – с дополнительным запасом горючего
✅ Як-42Д-100 – самолет, оснащенный авионикой западного производства
✅ «Росгидромет» – лаборатория для геофизических исследований
✅ Як-42Е-ЛЛ – опытный образце для испытаний нового силового агрегата Д-236
✅ Як-42М – вариант с двигателями Д-436М и оборудованием для автоматической посадки
✅ Як-42Ф – модель для проведения аэрофотосъемок
На сегодня известно об одиннадцати российских «боеспособных» Як-42, часть из которых находится в ремонте. Также самолеты этой марки имеются в авиакомпаниях Кубы, КНР, Пакистана, Ирана.
Самолет хотели модернизировать, разрабатывался проект, представляющий собой глубокую переделку Як-42М. Предлагался вариант самолета с парой двигателей под крыльями и одним – в хвосте. Также была попытка создать лайнер для местных авиалиний с индексом Як-46. Предполагалось, что у машины будет пара двигателей и укороченный пассажирский салон на 78 мест.
В 1985 уже рассматривали проект Як-46 на 150 человек с парой турбовентиляторных двигателей с толкающими винтами. В 1987-м вместо них запланировали ПС-90, размещенными под крыльями. Этим самолетом хотели заменить Ту-154. Наконец, в 1993 году был представлен проект «Як-242». Отображенные в нем идеи являются основой недавно поднявшегося в небо МС-21.
После прохождения испытаний (новый самолет поднялся в небо в 1966-м) и доводки было решено продемонстрировать успехи советской авиации на Западе. Як-40 без проблем и сбоев в работе систем совершил полет из Рима на «Зеленый континент». Итальянская и австралийская пресса восторженно отозвались о новинке, утверждая, что лайнер «оригинален по характеристикам, размерам» и сегодня ему «нет равного»: существует только несколько американских проектов подобного аппарата, которые реализуются лишь в течение «ближайших лет».
Ресторанов и бассейнов в советском Як-40 не было, но свежая пресса – всегда пожалуйста. Фото: YouTube.com
Советские летчики за «обрезанную» форму иногда между собой называли лайнер «окурком».
Практически сразу пошли заказы на приобретение нового самолета из-за границы. Только за 14 последующих лет с конвейера сошло свыше 1000 единиц техники.
Як-42: «чехарда» с крыльями
Успех Як-40 воодушевил Яковлева, и конструкторское бюро под его руководством начало разрабатывать следующую модель, среднемагистральную, которая должна была заменить Ту-134.
Первая версия Як-42 с прямым крылом. Фото: YouTube.com
Изначально, учитывая успех предшественника, собирались построить лайнер с прямым крылом. Такая конструкция улучшает подъемную силу, а это уменьшает расход горючего. Поэтому в 1974-м представили проект с прямым крылом, который одобрили в ЦК КПСС (самолет понравился лично Брежневу). Уже к концу года первый экземпляр лайнера выкатили из ворот завода. В 1975-м самолет поднялся в воздух. В ходе испытаний выяснилось: крейсерская скорость в 680 км/ч явно недостаточна. Из МГА поступило распоряжение увеличить ее до 700-800 км/ч. В итоге решили строить машину с крылом, под углом в 30°.
В серию Як-42 пошел со стреловидным крылом. Фото: YouTube.com
Проект реализовали быстро: в этом же году модернизированный лайнер начали испытывать. Технические характеристики:
✅ размах крыльев – 34,88 м
✅ длина – 36,38 м
✅ вес пустого (максимальный) – 33,5 т (57,5 т)
✅ средняя скорость – 700 км/ч
✅ дальность – до 4 тыс. км для Як-42Д
✅ наибольшая высота – 10,1 км
✅ пассажировместимость – до 120 человек в эконом-варианте
Самолет получился удачным: обладал хорошей энерговооруженностью, отличался удобным расположением приборов и ручек управления (учли недостатки, выявленные на Як-40). В отличие тогда же принятому в эксплуатацию тяжелому Ил-86, для сравнительно легкого Як-42 не нужны были новые рулежные полосы. Последнее обстоятельство способствовало быстрому расширению географии полетов. Было освоено множество маршрутов, в т. ч. и зарубежных: Як-42 летал в Берлин, Прагу, Хельсинки. За 1,5 года перевезено 1,5 млн. пассажиров.
Происшествия
Однако все шло не так гладко, как хотелось бы. В 1982-м в Наровле произошла катастрофа с гибелью людей. У лайнера на высоте 9 тыс. м оторвался стабилизатор (преждевременный износ резьбы его привода – конструкторская ошибка). Эксплуатацию Як-42 прекратили, началось следствие, продлившееся почти два года. Неисправность устранили.
Пока шло следствие, лайнер был на приколе. Фото: YouTube.com
Стоит сказать: происшествия случались и позже, но все они были связаны с «человеческим фактором» и самолет оказывался не при чем. Другое происшествие стало резонансным: авиакатастрофа в 2011 году, когда под Ярославлем погибла хоккейная команда «Локомотива». Не исключено, что эти катастрофы повлияли на дальнейшую судьбу лайнера.
Последний полет хоккеистов. Фото: YouTube.com
Были и курьезные случаи, связанные с эксплуатацией. Например, у набравшего эшелон Як-42 внезапно отказали все двигатели. Экипаж сумел развернуть машину, которая стала планировать с 7 тыс. м. На трех тысячах запустили один мотор, на двух – еще пару. Выяснилось: бортмеханик не включил подсасывающие насосы, а экипаж не прочитал проверочную карту. В итоге двигатели питались горючим, идущим самотеком, что прекратилось при уменьшении давления на высоте.
Другой случай связан со срабатыванием датчика пожара на борту самолета, о чем и было доложено диспетчеру, отдавшего команду на посадку. Экипаж сработал так четко и оперативно, что …забыл выпустить шасси. Самолет на «брюхе» прополз по полосе, но все закончилось благополучно. Позже выяснилось, что датчик сработал ошибочно.
Конструктивные особенности самолета
В КБ Яковлева пристальное внимание уделяли массе летательного аппарата и прочности его конструкции. Чтобы добиться и того и другого, крыло стали делать цельным. Для сравнения: у Ту-134 оно состоит из пяти частей, у Ту-154 – трех.
Управление самолетом старались сделать максимально эргономичным. Фото: YouTube.com
Як-42 пользовался спросом у зарубежных авиакомпаний, поэтому существовали экспортные варианты моделей. В них, впервые в отечественной практике, была предложена кабина для двоих пилотов. Проводились эксперименты по наиболее рациональной компоновке панелей приборов.
Количество членов экипажа могло быть сокращено до 2-х человек. Фото: YouTube.com
В итоге получили оптимальный вариант в плане эргономики, который позволял отказаться от «услуг» штурмана и бортмеханика.
Двигатель Д-36
О нем стоит упомянуть отдельно. Агрегат отличался высокой надежностью – некоторые из них используются и сегодня. Второе достоинство – малый расход топлива в 3100 кг/ч при полете на крейсерской скорости. Самолет был гораздо экономичнее своих «одноклассников». Но не только этим был хорош Д-36: двигатель обладал очень низкой шумностью и по уровню звука отвечал всем международным нормам. Этого удалось достичь благодаря применению при изготовлении мотогондол многослойных вставок из стеклопластика. Единственный минус Д-36 – отсутствие реверса: тормозить можно было только колесами и спойлером.
Высадка пассажиров Як-42. Фото: YouTube.com
А еще Як-42 отличался таким «пустячком», как собственный трап. Этот «аксессуар» на аэродромах третьего класса и не предусматривался, что позволяло самолету садиться там, где Ту-134 было «не положено».
Модификации и перспективы
Самолет производили на Саратовском авиационном заводе. До 2003 года было выпущено только 183 экземпляра, что меньше чем того же Як-40 (1011 шт.) или Ту-134 (854 шт.). Помимо базовой модели, с конвейера сходили и другие ее версии:
✅ Як-42Д – с дополнительным запасом горючего
✅ Як-42Д-100 – самолет, оснащенный авионикой западного производства
✅ «Росгидромет» – лаборатория для геофизических исследований
✅ Як-42Е-ЛЛ – опытный образце для испытаний нового силового агрегата Д-236
✅ Як-42М – вариант с двигателями Д-436М и оборудованием для автоматической посадки
✅ Як-42Ф – модель для проведения аэрофотосъемок
На сегодня известно об одиннадцати российских «боеспособных» Як-42, часть из которых находится в ремонте. Также самолеты этой марки имеются в авиакомпаниях Кубы, КНР, Пакистана, Ирана.
Наследие
Самолет хотели модернизировать, разрабатывался проект, представляющий собой глубокую переделку Як-42М. Предлагался вариант самолета с парой двигателей под крыльями и одним – в хвосте. Также была попытка создать лайнер для местных авиалиний с индексом Як-46. Предполагалось, что у машины будет пара двигателей и укороченный пассажирский салон на 78 мест.
Як-142 – попытка модернизации Як-42. Фото: YouTube.com
В 1985 уже рассматривали проект Як-46 на 150 человек с парой турбовентиляторных двигателей с толкающими винтами. В 1987-м вместо них запланировали ПС-90, размещенными под крыльями. Этим самолетом хотели заменить Ту-154. Наконец, в 1993 году был представлен проект «Як-242». Отображенные в нем идеи являются основой недавно поднявшегося в небо МС-21.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...