ЗИЛ-4102 – один из последних лимузинов завода, забракованный лично Горбачевым
Лимузины, выпускаемые на Заводе имени Лихачева, всегда отличались мощными двигателями и солидным внешним видом. Эти автомобили были доступны только для советской партийной элиты высшего эшелона власти.
На фоне огромных рамных моделей выделялась одна разработка второй половины 1980-х годов – это ЗИЛ-4102, детище «перестройки». Ходили слухи, что создание этого автомобили инициировал Горбачев в рамках борьбы с расслоением общества.
Модель даже планировали продавать в частные руки, видимо, достойным кооператорам, которые могли себе это позволить. Но судьба ЗИЛ-4102 сложилась печально – выпустили всего два опытных экземпляра.
В начале 80-х годов Завод имени Лихачева выпускал монументальный лимузин – ЗИЛ-4104. Модель не только копировала стиль премиальных американских авто 70-х – она превосходила их по всем параметрам. Достаточно вспомнить тот факт, что в свое время ЗИЛ-4104 стал самым длинным серийным автомобилем в мире.
На шасси этой модели выпускали ряд специальных версий, предназначенных для «обслуживающего персонала» элиты партии. Это были машины для медиков, охраны, спецслужб. ЗИЛ-4104 обновили в 1983 году, присвоив ему индекс 41045, но конструкторам было ясно, что требуется создать новую модель, без рамы.
Хотя считается, что именно Горбачев стал инициатором выпуска автомобиля для избранных, конструкторский отдел приступил к работам самостоятельно, в рамках своих, давно намеченных планов. Было это в 1982 году, то есть, еще до того, как Михаил Сергеевич стал Генеральным секретарем ЦК КПСС.
В рамках борьбы с расслоением общества, новый советский лимузин разрабатывался изначально в четырехместной укороченной, по сравнению с предшественниками, версии. Планировалось и создание удлиненной модификации для высших лиц государства.
Чтобы сделать автомобиль новой конструкции, без рамы, пришлось изучать современные на тот момент лимузины иностранного производства. В качестве основного образца для подражания выбрали Роллс-Ройс Сильвер Спирит, который был заказан в Англии и доставлен на Завод имени Лихачева.
Разработки новой модели лимузина затянулись до 1988 года, к тому времени к власти пришел Горбачев со своей борьбой с социальным неравенством. Пришлось адаптировать новую модель под реалии и прихоти генсека, именно по этой причине первые два опытных образца ЗИЛ-4102 выглядели так скромно на фоне 4104 и ее более поздних модификаций.
Считается, что конструкторы Завода имени Лихачева после 1985 года начали ориентироваться на седан Вольво 760. Но это только теория, основанная на некой внешней схожести автомобилей.
В 1988 году было готово два опытных образца ЗИЛ-4102. Конструкторы предприятия считали, что новый лимузин понравится Генеральному секретарю ЦК КПСС. Он был не такой роскошный, как предшественники, а значит, органично впишется в борьбу с социальным неравенством.
Только создатели не учли личные мотивы. Уже на заводе ЗИЛ автомобили невзлюбили и стали называть два опытных экземпляра презрительными кличками «Мишка» и «Райка». По мнению конструкторов и рабочих, новые модели позорили славное семейство советских лимузинов.
Клички «ушли» в народ, о них узнал Горбачев, после чего судьба проекта была решена, по крайней мере, так принято считать. Хотя, скорее всего, проблема заключалась в трезвом расчете. Деньги на освоение ЗИЛ-4102 должно было выделить государство, а Горбачев посчитал, что это будет слишком накладно для бюджета страны.
Есть и другая точка зрения, освещающая личные мотивы Михаила Сергеевича, по поводу закрытия проекта. Возможно, генсека просто не впечатлила новая модель, ведь она была похожа на типичный лимузин из США. Никакой монументальности и индивидуальности в облике автомобиля не просматривалось.
А ведь на новую модель коллектив Завода имени Лихачева возлагал большие надежды. Из-за упрощения и удешевления производства, ЗИЛ-4102 собирались выпускать невиданными для автомобилей этого класса тиражами. Увеличив штат, закупив новое оборудование, планировалось довести годовые объемы до 1 000 экземпляров в год. Машины хотели продавать за рубеж, отечественным кооператорам, артистам, банкирам и разным «героям» перестроечных времен.
Есть мнение, что наработки по ЗИЛ-4102 были использованы в проекте «Кортеж», но официально эта информация никогда не подтверждалась. Хотя, логично предположить, что документация Завода имени Лихачева могла быть использована при разработке новых российских лимузинов.
Создавая ЗИЛ-4102, конструкторы пытались сделать скромный, но одновременно роскошный седан. Это удалось воплотить в полной мере.
Благодаря отсутствию рамы, автомобиль получился почти на 500 кг легче, чем его серийный предшественник. Длина модели при этом все равно на полметра превосходила стандартную «Волгу».
Отказ от рамы и внедрение в конструкцию несущего типа кузова привело к возникновению излишних вибраций. С этим долго боролись и в итоге добились своего, закрыв мотор и коробку передач специальными кожухами.
Кузовные панели для опытных ЗИЛ-4102 изготавливались вручную. Даже тут конструкторы решили скреативить, заменив часть стальных элементов на композитный пластик. Из этого материалы сделали капот, багажник, крышу и бамперы. Все это позволило еще больше уменьшить вес моделей, что положительно сказалось на динамике разгона.
Внутри ЗИЛ-4102 получился более либеральным по отношению к обслуживающему персоналу. Теперь охрана могла полноценно наслаждаться комфортом, а не размещаться на неудобных откидных сиденьях.
Спереди у водителя имелась отдельная климатическая система, такая же, как и на заднем ряду. Внутри автомобиль был отделан кожей и велюром, пол покрыли толстым ковролином.
Дизайн салона и качество его исполнения вызывает спорные эмоции. Кажется, что все выполнено как-то небрежно, а на материалах сэкономили. Возможно, что это особенности опытных экземпляров, плюс недостаток средств у производителя.
Зато на электронике экономить не стали – чего только стоили аудиосистема с десятью динамиками и бортовой компьютер. Последний, кстати, заказывали специально в Германии. Автомобиль разговаривал приятным женским голосом за счет встроенного звукового синтезатора.
Несмотря на скромный внешний облик по сравнению с предшественником, ЗИЛ-4102 получил двигатель от модели предыдущего поколения. Это V8 с рабочим объемом 7 695 см3 и мощностью 315 л. с.
Двигатель карбюраторный, менять систему питания для новой модели не стали. Динамическими характеристиками мотор не блистал – он разгонял лимузин до 100 км/ч всего за 10,5 секунды. Но благодаря облегчению кузова на 500 кг, это все равно быстрее, чем у серийного ЗИЛ-4104.
Опытные модели отличались скромным для объема двигателей «аппетитом» – всего около 20 литров бензина по трассе при скорости 100-110 км/ч. Каким расход был в городе, производитель благоразумно умалчивал, чтобы не шокировать обывателей. Тем более, что бензин в 1988 году стал дефицитным товаром.
Коробка передач на опытных моделях использовалась устаревшая – трехступенчатая АКПП. Подвески у нового лимузина были независимые. Тормоза – дисковые на всех колесах.
Хотя ЗИЛ-4102 так и не стал серийным, один из двух опытных экземпляров удалось сохранить. Сначала он стоял в музее ЗИЛ. Потом его выкупил частный владелец. Сейчас автомобиль выставлен в новом музее ЗИЛ, в Сокольниках. Это бежевая модель, известная в народе как «Райка». Черный «Мишка» давно разобран на металлолом.
Попытка создать лимузины новой формации, попроще, провалилась. А вот рамный ЗИЛ-41047 выпускался еще до 2010 года штучно.
На фоне огромных рамных моделей выделялась одна разработка второй половины 1980-х годов – это ЗИЛ-4102, детище «перестройки». Ходили слухи, что создание этого автомобили инициировал Горбачев в рамках борьбы с расслоением общества.
Модель даже планировали продавать в частные руки, видимо, достойным кооператорам, которые могли себе это позволить. Но судьба ЗИЛ-4102 сложилась печально – выпустили всего два опытных экземпляра.
История создания модели
В начале 80-х годов Завод имени Лихачева выпускал монументальный лимузин – ЗИЛ-4104. Модель не только копировала стиль премиальных американских авто 70-х – она превосходила их по всем параметрам. Достаточно вспомнить тот факт, что в свое время ЗИЛ-4104 стал самым длинным серийным автомобилем в мире.
ЗИЛ-41047. Фото: Youtube.com
На шасси этой модели выпускали ряд специальных версий, предназначенных для «обслуживающего персонала» элиты партии. Это были машины для медиков, охраны, спецслужб. ЗИЛ-4104 обновили в 1983 году, присвоив ему индекс 41045, но конструкторам было ясно, что требуется создать новую модель, без рамы.
Хотя считается, что именно Горбачев стал инициатором выпуска автомобиля для избранных, конструкторский отдел приступил к работам самостоятельно, в рамках своих, давно намеченных планов. Было это в 1982 году, то есть, еще до того, как Михаил Сергеевич стал Генеральным секретарем ЦК КПСС.
В рамках борьбы с расслоением общества, новый советский лимузин разрабатывался изначально в четырехместной укороченной, по сравнению с предшественниками, версии. Планировалось и создание удлиненной модификации для высших лиц государства.
Чтобы сделать автомобиль новой конструкции, без рамы, пришлось изучать современные на тот момент лимузины иностранного производства. В качестве основного образца для подражания выбрали Роллс-Ройс Сильвер Спирит, который был заказан в Англии и доставлен на Завод имени Лихачева.
В облике просматривается стиль седанов из США. Фото: Youtube.com
Разработки новой модели лимузина затянулись до 1988 года, к тому времени к власти пришел Горбачев со своей борьбой с социальным неравенством. Пришлось адаптировать новую модель под реалии и прихоти генсека, именно по этой причине первые два опытных образца ЗИЛ-4102 выглядели так скромно на фоне 4104 и ее более поздних модификаций.
Считается, что конструкторы Завода имени Лихачева после 1985 года начали ориентироваться на седан Вольво 760. Но это только теория, основанная на некой внешней схожести автомобилей.
Почему новый лимузин не стал серийным?
В 1988 году было готово два опытных образца ЗИЛ-4102. Конструкторы предприятия считали, что новый лимузин понравится Генеральному секретарю ЦК КПСС. Он был не такой роскошный, как предшественники, а значит, органично впишется в борьбу с социальным неравенством.
Только создатели не учли личные мотивы. Уже на заводе ЗИЛ автомобили невзлюбили и стали называть два опытных экземпляра презрительными кличками «Мишка» и «Райка». По мнению конструкторов и рабочих, новые модели позорили славное семейство советских лимузинов.
Судя по номерам, автомобиль даже зарегистрировали. Фото: Youtube.com
Клички «ушли» в народ, о них узнал Горбачев, после чего судьба проекта была решена, по крайней мере, так принято считать. Хотя, скорее всего, проблема заключалась в трезвом расчете. Деньги на освоение ЗИЛ-4102 должно было выделить государство, а Горбачев посчитал, что это будет слишком накладно для бюджета страны.
Есть и другая точка зрения, освещающая личные мотивы Михаила Сергеевича, по поводу закрытия проекта. Возможно, генсека просто не впечатлила новая модель, ведь она была похожа на типичный лимузин из США. Никакой монументальности и индивидуальности в облике автомобиля не просматривалось.
А ведь на новую модель коллектив Завода имени Лихачева возлагал большие надежды. Из-за упрощения и удешевления производства, ЗИЛ-4102 собирались выпускать невиданными для автомобилей этого класса тиражами. Увеличив штат, закупив новое оборудование, планировалось довести годовые объемы до 1 000 экземпляров в год. Машины хотели продавать за рубеж, отечественным кооператорам, артистам, банкирам и разным «героям» перестроечных времен.
Двигатель карбюраторный. Фото: Youtube.com
Есть мнение, что наработки по ЗИЛ-4102 были использованы в проекте «Кортеж», но официально эта информация никогда не подтверждалась. Хотя, логично предположить, что документация Завода имени Лихачева могла быть использована при разработке новых российских лимузинов.
Особенности внешности модели
Создавая ЗИЛ-4102, конструкторы пытались сделать скромный, но одновременно роскошный седан. Это удалось воплотить в полной мере.
Благодаря отсутствию рамы, автомобиль получился почти на 500 кг легче, чем его серийный предшественник. Длина модели при этом все равно на полметра превосходила стандартную «Волгу».
Отказ от рамы и внедрение в конструкцию несущего типа кузова привело к возникновению излишних вибраций. С этим долго боролись и в итоге добились своего, закрыв мотор и коробку передач специальными кожухами.
Салон сейчас выглядит немного нелепо. Фото: Youtube.com
Кузовные панели для опытных ЗИЛ-4102 изготавливались вручную. Даже тут конструкторы решили скреативить, заменив часть стальных элементов на композитный пластик. Из этого материалы сделали капот, багажник, крышу и бамперы. Все это позволило еще больше уменьшить вес моделей, что положительно сказалось на динамике разгона.
Салон
Внутри ЗИЛ-4102 получился более либеральным по отношению к обслуживающему персоналу. Теперь охрана могла полноценно наслаждаться комфортом, а не размещаться на неудобных откидных сиденьях.
Спереди у водителя имелась отдельная климатическая система, такая же, как и на заднем ряду. Внутри автомобиль был отделан кожей и велюром, пол покрыли толстым ковролином.
Дизайн салона и качество его исполнения вызывает спорные эмоции. Кажется, что все выполнено как-то небрежно, а на материалах сэкономили. Возможно, что это особенности опытных экземпляров, плюс недостаток средств у производителя.
Подвеска автомобиля пружинная. Фото: Youtube.com
Зато на электронике экономить не стали – чего только стоили аудиосистема с десятью динамиками и бортовой компьютер. Последний, кстати, заказывали специально в Германии. Автомобиль разговаривал приятным женским голосом за счет встроенного звукового синтезатора.
Технические особенности
Несмотря на скромный внешний облик по сравнению с предшественником, ЗИЛ-4102 получил двигатель от модели предыдущего поколения. Это V8 с рабочим объемом 7 695 см3 и мощностью 315 л. с.
Двигатель карбюраторный, менять систему питания для новой модели не стали. Динамическими характеристиками мотор не блистал – он разгонял лимузин до 100 км/ч всего за 10,5 секунды. Но благодаря облегчению кузова на 500 кг, это все равно быстрее, чем у серийного ЗИЛ-4104.
Опытные модели отличались скромным для объема двигателей «аппетитом» – всего около 20 литров бензина по трассе при скорости 100-110 км/ч. Каким расход был в городе, производитель благоразумно умалчивал, чтобы не шокировать обывателей. Тем более, что бензин в 1988 году стал дефицитным товаром.
Автомобиль получился довольно невзрачным по сравнению с другими лимузинами СССР. Фото: Youtube.com
Коробка передач на опытных моделях использовалась устаревшая – трехступенчатая АКПП. Подвески у нового лимузина были независимые. Тормоза – дисковые на всех колесах.
Хотя ЗИЛ-4102 так и не стал серийным, один из двух опытных экземпляров удалось сохранить. Сначала он стоял в музее ЗИЛ. Потом его выкупил частный владелец. Сейчас автомобиль выставлен в новом музее ЗИЛ, в Сокольниках. Это бежевая модель, известная в народе как «Райка». Черный «Мишка» давно разобран на металлолом.
Попытка создать лимузины новой формации, попроще, провалилась. А вот рамный ЗИЛ-41047 выпускался еще до 2010 года штучно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...