
Ferrari F2002: революция, которую никто не заметил
В 2002 году Ferrari построила болид, по праву вставший в один ряд с такими «самовозами» прошлого как McLaren MP4/4 Honda и Williams FW14B Renault. За два неполных сезона гонщики Скудерии, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, стартовали в 19 Гран-при, в 15 из которых победили! Гоночная карьера Ferrari F2002 продолжалась в период с 2002 по 2003 год, и в результате Скудерии удалось завоевать два титула в Личном зачете, и два Кубка конструкторов.
Внешне F2002 сильно походил на предшественника. На самом деле отличить друг от друга гоночные болиды Ferrari тех лет – та еще задачка! Но несмотря на внешнее сходство, новый болид Скудерии не имел взаимозаменяемых частей с прошлогодним болидом – даже колесные диски отличались!
Известно, что у победы множество творцов. Вот и F2002 не являлся детищем одного человека – над дизайном работала «командой мечты», в лице известнейших специалистов, таких как:
✅ Рори Бирн
✅ Альдо Коста
✅ Николас Томбасис
✅ Джеймс Эллисон
В отделе двигателей, под руководством Паоло Мартинелли, трудился Жиль Симон, некогда создавший двигатели Peugeot для Ле-Мана. Этим хором дирижировал Росс Браун, сумевший избавить Ferrari от «средиземноморского» менталитета, а политическими вопросами занимался Жан Тодт. Чисто с технической стороны, у команды не было слабых мест. Но, как говорил Найджел Мэнселл: «без пилота ни один, даже самый совершенный болид, не способен выехать из боксов». И в этой области у Ferrari был полный порядок, ведь на F2002 выступал Красный Барон – Михаэль Шумахер!
Бразилия: Ferrari F2002 и F2001 в одном кадре. Фото: Youtube.com
Ferrari F2002 представили 6 февраля 2002 года в 11:00 в павильоне Nuova Meccanica штаб-квартиры Скудерии в Маранелло. Новый итальянский болид оказался настолько революционным, что разработку задержали на два месяца, отложив гоночный дебют на третий Гран-при сезона. Хотя, на самом деле, главной причиной отсрочки стала надежность, а точнее ненадежность КПП.
В ходе тестовой сессии, проходившей в Муджелло и Фьорано с 10 по 16 февраля, на F2002 Шумахера появились проблемы с новой «бесшовной коробкой передач». Проверка на фабрике в Маранелло выявила деформацию корпуса. После замены КПП, Михаэль вновь вывел болид на трассу, но после 36 кругов коробка вновь заставила Шумахера остановиться! Росс Браун и Рори Бирн приняли решение начать сезон с прошлогодней Ferrari F2001, что дало конструкторскому штабу дополнительное время для окончательной «шлифовки» болида.
Отличительным признаком F2002 стало новое переднее антикрыло. Его сделали двухсекционным, в отличии от прежнего трехсекционного, причем конструкция практически не менялась по ходу сезона.
Но центральную и заднюю части болида переработали куда основательней! Слабым местом Ferrari была блокировка воздушного потока около задних колес. Поэтому новые боковые понтоны создавались с радикально низким профилем, опускающимся к задней части под агрессивным углом. Это позволило решить проблему прошлогоднего болида, направив больше воздуха к заднему антикрылу, что значительно повысило эффективность.
Задняя часть Ferrari F2002. Фото: Youtube.com
Также на F2002 установили измененную систему выпуска. Теперь выхлопные патрубки заключались в кожухи, так называемые «акульи плавники», по совместительству выполняющими роль «дымоходов», отводящих горячий воздух от радиаторов системы охлаждения. Сами радиаторы установили под крайне необычным углом, и именно это изменение позволило уменьшить размеры понтонов.
Новая коробка передач стала для Ferrari революцией. Во-первых, на ней применили систему бесшовного переключения передач. А во-вторых, корпус изготовили из титана. Вообще-то, Ferrari использовали «титановые коробки» еще с 1996 года, когда Джон Барнард разработал такую конструкцию для Ferrari F310. Но те КПП были сварными, а значит тяжелыми и громоздкими. Для новой коробки использовали литой корпус! Такая конструкция не только оставляла больше места для творчества аэродинамиков, но и привела к снижению массы болида на 15%.
Новая КПП и расположение радиаторов позволили Ferrari установить топливный бак увеличенной емкости, что позволяло команде по ходу гонки гибко реагировать на изменение ситуации на трассе, используя различные тактические схемы.
Рентген-схема Ferrari F2002. Изображение: Youtube.com
Ferrari перешла на конфигурацию V10 еще в 1996 году, одновременно с приходом в команду Михаэля Шумахера, тогда же началась самая результативная эра в истории Скудерии. Ferrari Tipo 051, разработанный Жилем Симоном и Паоло Мартинелли, представлял собой трехлитровую «десятку», с углом развала блока цилиндров 90°. Двигатель развивал от 835 до 900 лошадиных сил, в зависимости от назначения. Разумеется, что наиболее производительные варианты использовались исключительно в квалификациях, и хотя по чистой мощности движок Ferrari уступал мотору BMW, итальянский «Tipo 051» имел преимущество в топливной экономичности, эластичности и надежности.
✅ Технические характеристики Ferrari F2002
✅ Длина: 4495 мм. Ширина: 1796 мм. Высота: 959 мм.
✅ Двигатель: Ferrari Tipo 051, V10 90°
✅ Мощность: 835–900 л.с. (610–670 кВт) при 19 000 об/мин
✅ Шины: Bridgestone. Топливо: Shell
Еще одной инновацией Ferrari стало изготовление блоков цилиндров методом точного литья, что позволило снизить массу силовой установки. К тому же, новый движок отличался пониженным центром тяжести, за счет низко установленного коленвала. Все вышеперечисленные меры привели к тому, что снаряженная масса Ferrari оказалась значительно ниже нормы, из-за чего на болид пришлось «повесить» 90 килограмм балласта!
Ferrari F2002 дебютировала на Гран-при Бразилии, третьем этапе Чемпионата мира. Скудерия успела подготовить только одну машину, поэтому естественно, что новинка досталась Михаэлю Шумахеру, и уже в квалификации грянула сенсация: немец занял лишь второе место, уступив Хуану-Пабло Монтойе! Правда в гонке Шумми обогнал колумбийца, отомстив за прошлогоднее унижение, и первым пересек финишную черту!
Следующая гонка проходила в Имоле – на домашней трассе Ferrari, где уже оба пилота Скудерии выступали на F2002. «Гарцующие жеребцы» доминировали в квалификационной сессии, забронировав первый ряд, гонка завершилась с таким же результатом: Шумахер выиграл, а Баррикелло финишировал вторым.
Гран-при Франции: Шумахер оформил пятый чемпионский титул. Фото: Youtube.com
Следующие два Гран-при проходили в Испании и Австрии, и в обоих случаях победу праздновал Михаэль Шумахер. Но… в Австрии разразилась скандал, связанный с командной тактикой: перед финишем гонки Жан Тодт попросил лидирующего Баррикелло пропустить Шумахера вперед «ради чемпионата». Прав Тодт, или нет – не важно. Важно то, что, но Жан добился результата: после первой трети сезона Шумахер возглавлял турнирную таблицу набрав вдвое больше очков, чем его ближайший преследовать – Хуан-Пабло Монтойя!
На Гран-при Канады Шумахер принес Ferrari долгожданную 150-ю победу. А 21 июля Михаэль завоевал пятую корону чемпиона мира, победив в Гран-при Франции! Заодно установив рекорд по скорости завоевания титула: ещё никто и никогда не становился чемпионом в середине лета! Пилоты Ferrari победили и на двух следующих Гран-при, в Германии и Венгрии. Победа на Хунгароринге означала что Ferrari завоевала Кубок конструкторов. В четвертый раз подряд. Последние этапы сезона были отмечены тотальным доминированием болидов Ferrari: Баррикелло победил в Италии и США, а Шумахер в Бельгии и Японии.
Рубенс Баррикелло и Михаэль Шумахер обеспечили Ferrari четвертый подряд Кубок Конструкторов. Фото: Youtube.com
Михаэль Шумахер стал чемпионом, набрав 144 очка, а Рубенс Баррикелло закончил сезон вторым, с 77 очками. В Кубке Конструкторов Ferrari набрала 221 очко, на 129 больше, чем занявшая второе место команда Williams.
Еще один любопытный факт: согласно «индексу Помероя», позволяющему сравнивать скорости болидов разных лет, F2002 является быстрейшим болидом «трехлитровой эры»! Вот так выглядит этот список:
✅ 1996 Williams FW18: 229,3
✅ 1997 Williams FW19: 231,4
✅ 1998 McLaren MP4/13: 230
✅ 1999 McLaren MP4/14: 229,5
✅ 2000 McLaren MP4/15: 230,9
✅ 2001 Ferrari F2001: 233,7
✅ 2002 Ferrari F2002: 235
✅ 2003 Ferrari F2003GA: 233,3
✅ 2004 Ferrari F2004: 234,7
✅ 2005 McLaren MP4-20: 234,3
✅ 2006 Ferrari F248: 232,8
Как видите, Ferrari F2002 является быстрейшим трехлитровым болидом Формулы-1, опережая даже более поздние и совершенные Ferrari F2004 и McLaren MP4/20.
По «славной традиции», разработка новейшей Ferrari F2003-GA опаздывала, поэтому Скудерия начала сезон 2003 года с прошлогодней машиной. Ferrari F2002B оказался достаточно конкурентоспособным, позволив Шумахеру победить в Имоле, а Рубенсу финишировать вторым в Малайзии. На этом гоночная карьера Ferrari F2002 закончилась, его место занял F2003-GA.
Внешне F2002 сильно походил на предшественника. На самом деле отличить друг от друга гоночные болиды Ferrari тех лет – та еще задачка! Но несмотря на внешнее сходство, новый болид Скудерии не имел взаимозаменяемых частей с прошлогодним болидом – даже колесные диски отличались!
Рождение легенды
Известно, что у победы множество творцов. Вот и F2002 не являлся детищем одного человека – над дизайном работала «командой мечты», в лице известнейших специалистов, таких как:
✅ Рори Бирн
✅ Альдо Коста
✅ Николас Томбасис
✅ Джеймс Эллисон
В отделе двигателей, под руководством Паоло Мартинелли, трудился Жиль Симон, некогда создавший двигатели Peugeot для Ле-Мана. Этим хором дирижировал Росс Браун, сумевший избавить Ferrari от «средиземноморского» менталитета, а политическими вопросами занимался Жан Тодт. Чисто с технической стороны, у команды не было слабых мест. Но, как говорил Найджел Мэнселл: «без пилота ни один, даже самый совершенный болид, не способен выехать из боксов». И в этой области у Ferrari был полный порядок, ведь на F2002 выступал Красный Барон – Михаэль Шумахер!

Ferrari F2002 представили 6 февраля 2002 года в 11:00 в павильоне Nuova Meccanica штаб-квартиры Скудерии в Маранелло. Новый итальянский болид оказался настолько революционным, что разработку задержали на два месяца, отложив гоночный дебют на третий Гран-при сезона. Хотя, на самом деле, главной причиной отсрочки стала надежность, а точнее ненадежность КПП.
В ходе тестовой сессии, проходившей в Муджелло и Фьорано с 10 по 16 февраля, на F2002 Шумахера появились проблемы с новой «бесшовной коробкой передач». Проверка на фабрике в Маранелло выявила деформацию корпуса. После замены КПП, Михаэль вновь вывел болид на трассу, но после 36 кругов коробка вновь заставила Шумахера остановиться! Росс Браун и Рори Бирн приняли решение начать сезон с прошлогодней Ferrari F2001, что дало конструкторскому штабу дополнительное время для окончательной «шлифовки» болида.
Аэродинамика
Отличительным признаком F2002 стало новое переднее антикрыло. Его сделали двухсекционным, в отличии от прежнего трехсекционного, причем конструкция практически не менялась по ходу сезона.
Но центральную и заднюю части болида переработали куда основательней! Слабым местом Ferrari была блокировка воздушного потока около задних колес. Поэтому новые боковые понтоны создавались с радикально низким профилем, опускающимся к задней части под агрессивным углом. Это позволило решить проблему прошлогоднего болида, направив больше воздуха к заднему антикрылу, что значительно повысило эффективность.

Также на F2002 установили измененную систему выпуска. Теперь выхлопные патрубки заключались в кожухи, так называемые «акульи плавники», по совместительству выполняющими роль «дымоходов», отводящих горячий воздух от радиаторов системы охлаждения. Сами радиаторы установили под крайне необычным углом, и именно это изменение позволило уменьшить размеры понтонов.
Трансмиссия
Новая коробка передач стала для Ferrari революцией. Во-первых, на ней применили систему бесшовного переключения передач. А во-вторых, корпус изготовили из титана. Вообще-то, Ferrari использовали «титановые коробки» еще с 1996 года, когда Джон Барнард разработал такую конструкцию для Ferrari F310. Но те КПП были сварными, а значит тяжелыми и громоздкими. Для новой коробки использовали литой корпус! Такая конструкция не только оставляла больше места для творчества аэродинамиков, но и привела к снижению массы болида на 15%.
Новая КПП и расположение радиаторов позволили Ferrari установить топливный бак увеличенной емкости, что позволяло команде по ходу гонки гибко реагировать на изменение ситуации на трассе, используя различные тактические схемы.

Ferrari перешла на конфигурацию V10 еще в 1996 году, одновременно с приходом в команду Михаэля Шумахера, тогда же началась самая результативная эра в истории Скудерии. Ferrari Tipo 051, разработанный Жилем Симоном и Паоло Мартинелли, представлял собой трехлитровую «десятку», с углом развала блока цилиндров 90°. Двигатель развивал от 835 до 900 лошадиных сил, в зависимости от назначения. Разумеется, что наиболее производительные варианты использовались исключительно в квалификациях, и хотя по чистой мощности движок Ferrari уступал мотору BMW, итальянский «Tipo 051» имел преимущество в топливной экономичности, эластичности и надежности.
✅ Технические характеристики Ferrari F2002
✅ Длина: 4495 мм. Ширина: 1796 мм. Высота: 959 мм.
✅ Двигатель: Ferrari Tipo 051, V10 90°
✅ Мощность: 835–900 л.с. (610–670 кВт) при 19 000 об/мин
✅ Шины: Bridgestone. Топливо: Shell
Еще одной инновацией Ferrari стало изготовление блоков цилиндров методом точного литья, что позволило снизить массу силовой установки. К тому же, новый движок отличался пониженным центром тяжести, за счет низко установленного коленвала. Все вышеперечисленные меры привели к тому, что снаряженная масса Ferrari оказалась значительно ниже нормы, из-за чего на болид пришлось «повесить» 90 килограмм балласта!
Дебют
Ferrari F2002 дебютировала на Гран-при Бразилии, третьем этапе Чемпионата мира. Скудерия успела подготовить только одну машину, поэтому естественно, что новинка досталась Михаэлю Шумахеру, и уже в квалификации грянула сенсация: немец занял лишь второе место, уступив Хуану-Пабло Монтойе! Правда в гонке Шумми обогнал колумбийца, отомстив за прошлогоднее унижение, и первым пересек финишную черту!
Следующая гонка проходила в Имоле – на домашней трассе Ferrari, где уже оба пилота Скудерии выступали на F2002. «Гарцующие жеребцы» доминировали в квалификационной сессии, забронировав первый ряд, гонка завершилась с таким же результатом: Шумахер выиграл, а Баррикелло финишировал вторым.

Следующие два Гран-при проходили в Испании и Австрии, и в обоих случаях победу праздновал Михаэль Шумахер. Но… в Австрии разразилась скандал, связанный с командной тактикой: перед финишем гонки Жан Тодт попросил лидирующего Баррикелло пропустить Шумахера вперед «ради чемпионата». Прав Тодт, или нет – не важно. Важно то, что, но Жан добился результата: после первой трети сезона Шумахер возглавлял турнирную таблицу набрав вдвое больше очков, чем его ближайший преследовать – Хуан-Пабло Монтойя!
Дорога к титулу
На Гран-при Канады Шумахер принес Ferrari долгожданную 150-ю победу. А 21 июля Михаэль завоевал пятую корону чемпиона мира, победив в Гран-при Франции! Заодно установив рекорд по скорости завоевания титула: ещё никто и никогда не становился чемпионом в середине лета! Пилоты Ferrari победили и на двух следующих Гран-при, в Германии и Венгрии. Победа на Хунгароринге означала что Ferrari завоевала Кубок конструкторов. В четвертый раз подряд. Последние этапы сезона были отмечены тотальным доминированием болидов Ferrari: Баррикелло победил в Италии и США, а Шумахер в Бельгии и Японии.

Михаэль Шумахер стал чемпионом, набрав 144 очка, а Рубенс Баррикелло закончил сезон вторым, с 77 очками. В Кубке Конструкторов Ferrari набрала 221 очко, на 129 больше, чем занявшая второе место команда Williams.
Индекс Помероя
Еще один любопытный факт: согласно «индексу Помероя», позволяющему сравнивать скорости болидов разных лет, F2002 является быстрейшим болидом «трехлитровой эры»! Вот так выглядит этот список:
✅ 1996 Williams FW18: 229,3
✅ 1997 Williams FW19: 231,4
✅ 1998 McLaren MP4/13: 230
✅ 1999 McLaren MP4/14: 229,5
✅ 2000 McLaren MP4/15: 230,9
✅ 2001 Ferrari F2001: 233,7
✅ 2002 Ferrari F2002: 235
✅ 2003 Ferrari F2003GA: 233,3
✅ 2004 Ferrari F2004: 234,7
✅ 2005 McLaren MP4-20: 234,3
✅ 2006 Ferrari F248: 232,8
Как видите, Ferrari F2002 является быстрейшим трехлитровым болидом Формулы-1, опережая даже более поздние и совершенные Ferrari F2004 и McLaren MP4/20.
И вновь начинается бой!
По «славной традиции», разработка новейшей Ferrari F2003-GA опаздывала, поэтому Скудерия начала сезон 2003 года с прошлогодней машиной. Ferrari F2002B оказался достаточно конкурентоспособным, позволив Шумахеру победить в Имоле, а Рубенсу финишировать вторым в Малайзии. На этом гоночная карьера Ferrari F2002 закончилась, его место занял F2003-GA.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....