Ferrari F2002: революция, которую никто не заметил
В 2002 году Ferrari построила болид, по праву вставший в один ряд с такими «самовозами» прошлого как McLaren MP4/4 Honda и Williams FW14B Renault. За два неполных сезона гонщики Скудерии, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, стартовали в 19 Гран-при, в 15 из которых победили! Гоночная карьера Ferrari F2002 продолжалась в период с 2002 по 2003 год, и в результате Скудерии удалось завоевать два титула в Личном зачете, и два Кубка конструкторов.
Внешне F2002 сильно походил на предшественника. На самом деле отличить друг от друга гоночные болиды Ferrari тех лет – та еще задачка! Но несмотря на внешнее сходство, новый болид Скудерии не имел взаимозаменяемых частей с прошлогодним болидом – даже колесные диски отличались!
Известно, что у победы множество творцов. Вот и F2002 не являлся детищем одного человека – над дизайном работала «командой мечты», в лице известнейших специалистов, таких как:
✅ Рори Бирн
✅ Альдо Коста
✅ Николас Томбасис
✅ Джеймс Эллисон
В отделе двигателей, под руководством Паоло Мартинелли, трудился Жиль Симон, некогда создавший двигатели Peugeot для Ле-Мана. Этим хором дирижировал Росс Браун, сумевший избавить Ferrari от «средиземноморского» менталитета, а политическими вопросами занимался Жан Тодт. Чисто с технической стороны, у команды не было слабых мест. Но, как говорил Найджел Мэнселл: «без пилота ни один, даже самый совершенный болид, не способен выехать из боксов». И в этой области у Ferrari был полный порядок, ведь на F2002 выступал Красный Барон – Михаэль Шумахер!
Ferrari F2002 представили 6 февраля 2002 года в 11:00 в павильоне Nuova Meccanica штаб-квартиры Скудерии в Маранелло. Новый итальянский болид оказался настолько революционным, что разработку задержали на два месяца, отложив гоночный дебют на третий Гран-при сезона. Хотя, на самом деле, главной причиной отсрочки стала надежность, а точнее ненадежность КПП.
В ходе тестовой сессии, проходившей в Муджелло и Фьорано с 10 по 16 февраля, на F2002 Шумахера появились проблемы с новой «бесшовной коробкой передач». Проверка на фабрике в Маранелло выявила деформацию корпуса. После замены КПП, Михаэль вновь вывел болид на трассу, но после 36 кругов коробка вновь заставила Шумахера остановиться! Росс Браун и Рори Бирн приняли решение начать сезон с прошлогодней Ferrari F2001, что дало конструкторскому штабу дополнительное время для окончательной «шлифовки» болида.
Отличительным признаком F2002 стало новое переднее антикрыло. Его сделали двухсекционным, в отличии от прежнего трехсекционного, причем конструкция практически не менялась по ходу сезона.
Но центральную и заднюю части болида переработали куда основательней! Слабым местом Ferrari была блокировка воздушного потока около задних колес. Поэтому новые боковые понтоны создавались с радикально низким профилем, опускающимся к задней части под агрессивным углом. Это позволило решить проблему прошлогоднего болида, направив больше воздуха к заднему антикрылу, что значительно повысило эффективность.
Также на F2002 установили измененную систему выпуска. Теперь выхлопные патрубки заключались в кожухи, так называемые «акульи плавники», по совместительству выполняющими роль «дымоходов», отводящих горячий воздух от радиаторов системы охлаждения. Сами радиаторы установили под крайне необычным углом, и именно это изменение позволило уменьшить размеры понтонов.
Новая коробка передач стала для Ferrari революцией. Во-первых, на ней применили систему бесшовного переключения передач. А во-вторых, корпус изготовили из титана. Вообще-то, Ferrari использовали «титановые коробки» еще с 1996 года, когда Джон Барнард разработал такую конструкцию для Ferrari F310. Но те КПП были сварными, а значит тяжелыми и громоздкими. Для новой коробки использовали литой корпус! Такая конструкция не только оставляла больше места для творчества аэродинамиков, но и привела к снижению массы болида на 15%.
Новая КПП и расположение радиаторов позволили Ferrari установить топливный бак увеличенной емкости, что позволяло команде по ходу гонки гибко реагировать на изменение ситуации на трассе, используя различные тактические схемы.
Ferrari перешла на конфигурацию V10 еще в 1996 году, одновременно с приходом в команду Михаэля Шумахера, тогда же началась самая результативная эра в истории Скудерии. Ferrari Tipo 051, разработанный Жилем Симоном и Паоло Мартинелли, представлял собой трехлитровую «десятку», с углом развала блока цилиндров 90°. Двигатель развивал от 835 до 900 лошадиных сил, в зависимости от назначения. Разумеется, что наиболее производительные варианты использовались исключительно в квалификациях, и хотя по чистой мощности движок Ferrari уступал мотору BMW, итальянский «Tipo 051» имел преимущество в топливной экономичности, эластичности и надежности.
✅ Технические характеристики Ferrari F2002
✅ Длина: 4495 мм. Ширина: 1796 мм. Высота: 959 мм.
✅ Двигатель: Ferrari Tipo 051, V10 90°
✅ Мощность: 835–900 л.с. (610–670 кВт) при 19 000 об/мин
✅ Шины: Bridgestone. Топливо: Shell
Еще одной инновацией Ferrari стало изготовление блоков цилиндров методом точного литья, что позволило снизить массу силовой установки. К тому же, новый движок отличался пониженным центром тяжести, за счет низко установленного коленвала. Все вышеперечисленные меры привели к тому, что снаряженная масса Ferrari оказалась значительно ниже нормы, из-за чего на болид пришлось «повесить» 90 килограмм балласта!
Ferrari F2002 дебютировала на Гран-при Бразилии, третьем этапе Чемпионата мира. Скудерия успела подготовить только одну машину, поэтому естественно, что новинка досталась Михаэлю Шумахеру, и уже в квалификации грянула сенсация: немец занял лишь второе место, уступив Хуану-Пабло Монтойе! Правда в гонке Шумми обогнал колумбийца, отомстив за прошлогоднее унижение, и первым пересек финишную черту!
Следующая гонка проходила в Имоле – на домашней трассе Ferrari, где уже оба пилота Скудерии выступали на F2002. «Гарцующие жеребцы» доминировали в квалификационной сессии, забронировав первый ряд, гонка завершилась с таким же результатом: Шумахер выиграл, а Баррикелло финишировал вторым.
Следующие два Гран-при проходили в Испании и Австрии, и в обоих случаях победу праздновал Михаэль Шумахер. Но… в Австрии разразилась скандал, связанный с командной тактикой: перед финишем гонки Жан Тодт попросил лидирующего Баррикелло пропустить Шумахера вперед «ради чемпионата». Прав Тодт, или нет – не важно. Важно то, что, но Жан добился результата: после первой трети сезона Шумахер возглавлял турнирную таблицу набрав вдвое больше очков, чем его ближайший преследовать – Хуан-Пабло Монтойя!
На Гран-при Канады Шумахер принес Ferrari долгожданную 150-ю победу. А 21 июля Михаэль завоевал пятую корону чемпиона мира, победив в Гран-при Франции! Заодно установив рекорд по скорости завоевания титула: ещё никто и никогда не становился чемпионом в середине лета! Пилоты Ferrari победили и на двух следующих Гран-при, в Германии и Венгрии. Победа на Хунгароринге означала что Ferrari завоевала Кубок конструкторов. В четвертый раз подряд. Последние этапы сезона были отмечены тотальным доминированием болидов Ferrari: Баррикелло победил в Италии и США, а Шумахер в Бельгии и Японии.
Михаэль Шумахер стал чемпионом, набрав 144 очка, а Рубенс Баррикелло закончил сезон вторым, с 77 очками. В Кубке Конструкторов Ferrari набрала 221 очко, на 129 больше, чем занявшая второе место команда Williams.
Еще один любопытный факт: согласно «индексу Помероя», позволяющему сравнивать скорости болидов разных лет, F2002 является быстрейшим болидом «трехлитровой эры»! Вот так выглядит этот список:
✅ 1996 Williams FW18: 229,3
✅ 1997 Williams FW19: 231,4
✅ 1998 McLaren MP4/13: 230
✅ 1999 McLaren MP4/14: 229,5
✅ 2000 McLaren MP4/15: 230,9
✅ 2001 Ferrari F2001: 233,7
✅ 2002 Ferrari F2002: 235
✅ 2003 Ferrari F2003GA: 233,3
✅ 2004 Ferrari F2004: 234,7
✅ 2005 McLaren MP4-20: 234,3
✅ 2006 Ferrari F248: 232,8
Как видите, Ferrari F2002 является быстрейшим трехлитровым болидом Формулы-1, опережая даже более поздние и совершенные Ferrari F2004 и McLaren MP4/20.
По «славной традиции», разработка новейшей Ferrari F2003-GA опаздывала, поэтому Скудерия начала сезон 2003 года с прошлогодней машиной. Ferrari F2002B оказался достаточно конкурентоспособным, позволив Шумахеру победить в Имоле, а Рубенсу финишировать вторым в Малайзии. На этом гоночная карьера Ferrari F2002 закончилась, его место занял F2003-GA.
Внешне F2002 сильно походил на предшественника. На самом деле отличить друг от друга гоночные болиды Ferrari тех лет – та еще задачка! Но несмотря на внешнее сходство, новый болид Скудерии не имел взаимозаменяемых частей с прошлогодним болидом – даже колесные диски отличались!
Рождение легенды
Известно, что у победы множество творцов. Вот и F2002 не являлся детищем одного человека – над дизайном работала «командой мечты», в лице известнейших специалистов, таких как:
✅ Рори Бирн
✅ Альдо Коста
✅ Николас Томбасис
✅ Джеймс Эллисон
В отделе двигателей, под руководством Паоло Мартинелли, трудился Жиль Симон, некогда создавший двигатели Peugeot для Ле-Мана. Этим хором дирижировал Росс Браун, сумевший избавить Ferrari от «средиземноморского» менталитета, а политическими вопросами занимался Жан Тодт. Чисто с технической стороны, у команды не было слабых мест. Но, как говорил Найджел Мэнселл: «без пилота ни один, даже самый совершенный болид, не способен выехать из боксов». И в этой области у Ferrari был полный порядок, ведь на F2002 выступал Красный Барон – Михаэль Шумахер!
Бразилия: Ferrari F2002 и F2001 в одном кадре. Фото: Youtube.com
Ferrari F2002 представили 6 февраля 2002 года в 11:00 в павильоне Nuova Meccanica штаб-квартиры Скудерии в Маранелло. Новый итальянский болид оказался настолько революционным, что разработку задержали на два месяца, отложив гоночный дебют на третий Гран-при сезона. Хотя, на самом деле, главной причиной отсрочки стала надежность, а точнее ненадежность КПП.
В ходе тестовой сессии, проходившей в Муджелло и Фьорано с 10 по 16 февраля, на F2002 Шумахера появились проблемы с новой «бесшовной коробкой передач». Проверка на фабрике в Маранелло выявила деформацию корпуса. После замены КПП, Михаэль вновь вывел болид на трассу, но после 36 кругов коробка вновь заставила Шумахера остановиться! Росс Браун и Рори Бирн приняли решение начать сезон с прошлогодней Ferrari F2001, что дало конструкторскому штабу дополнительное время для окончательной «шлифовки» болида.
Аэродинамика
Отличительным признаком F2002 стало новое переднее антикрыло. Его сделали двухсекционным, в отличии от прежнего трехсекционного, причем конструкция практически не менялась по ходу сезона.
Но центральную и заднюю части болида переработали куда основательней! Слабым местом Ferrari была блокировка воздушного потока около задних колес. Поэтому новые боковые понтоны создавались с радикально низким профилем, опускающимся к задней части под агрессивным углом. Это позволило решить проблему прошлогоднего болида, направив больше воздуха к заднему антикрылу, что значительно повысило эффективность.
Задняя часть Ferrari F2002. Фото: Youtube.com
Также на F2002 установили измененную систему выпуска. Теперь выхлопные патрубки заключались в кожухи, так называемые «акульи плавники», по совместительству выполняющими роль «дымоходов», отводящих горячий воздух от радиаторов системы охлаждения. Сами радиаторы установили под крайне необычным углом, и именно это изменение позволило уменьшить размеры понтонов.
Трансмиссия
Новая коробка передач стала для Ferrari революцией. Во-первых, на ней применили систему бесшовного переключения передач. А во-вторых, корпус изготовили из титана. Вообще-то, Ferrari использовали «титановые коробки» еще с 1996 года, когда Джон Барнард разработал такую конструкцию для Ferrari F310. Но те КПП были сварными, а значит тяжелыми и громоздкими. Для новой коробки использовали литой корпус! Такая конструкция не только оставляла больше места для творчества аэродинамиков, но и привела к снижению массы болида на 15%.
Новая КПП и расположение радиаторов позволили Ferrari установить топливный бак увеличенной емкости, что позволяло команде по ходу гонки гибко реагировать на изменение ситуации на трассе, используя различные тактические схемы.
Рентген-схема Ferrari F2002. Изображение: Youtube.com
Ferrari перешла на конфигурацию V10 еще в 1996 году, одновременно с приходом в команду Михаэля Шумахера, тогда же началась самая результативная эра в истории Скудерии. Ferrari Tipo 051, разработанный Жилем Симоном и Паоло Мартинелли, представлял собой трехлитровую «десятку», с углом развала блока цилиндров 90°. Двигатель развивал от 835 до 900 лошадиных сил, в зависимости от назначения. Разумеется, что наиболее производительные варианты использовались исключительно в квалификациях, и хотя по чистой мощности движок Ferrari уступал мотору BMW, итальянский «Tipo 051» имел преимущество в топливной экономичности, эластичности и надежности.
✅ Технические характеристики Ferrari F2002
✅ Длина: 4495 мм. Ширина: 1796 мм. Высота: 959 мм.
✅ Двигатель: Ferrari Tipo 051, V10 90°
✅ Мощность: 835–900 л.с. (610–670 кВт) при 19 000 об/мин
✅ Шины: Bridgestone. Топливо: Shell
Еще одной инновацией Ferrari стало изготовление блоков цилиндров методом точного литья, что позволило снизить массу силовой установки. К тому же, новый движок отличался пониженным центром тяжести, за счет низко установленного коленвала. Все вышеперечисленные меры привели к тому, что снаряженная масса Ferrari оказалась значительно ниже нормы, из-за чего на болид пришлось «повесить» 90 килограмм балласта!
Дебют
Ferrari F2002 дебютировала на Гран-при Бразилии, третьем этапе Чемпионата мира. Скудерия успела подготовить только одну машину, поэтому естественно, что новинка досталась Михаэлю Шумахеру, и уже в квалификации грянула сенсация: немец занял лишь второе место, уступив Хуану-Пабло Монтойе! Правда в гонке Шумми обогнал колумбийца, отомстив за прошлогоднее унижение, и первым пересек финишную черту!
Следующая гонка проходила в Имоле – на домашней трассе Ferrari, где уже оба пилота Скудерии выступали на F2002. «Гарцующие жеребцы» доминировали в квалификационной сессии, забронировав первый ряд, гонка завершилась с таким же результатом: Шумахер выиграл, а Баррикелло финишировал вторым.
Гран-при Франции: Шумахер оформил пятый чемпионский титул. Фото: Youtube.com
Следующие два Гран-при проходили в Испании и Австрии, и в обоих случаях победу праздновал Михаэль Шумахер. Но… в Австрии разразилась скандал, связанный с командной тактикой: перед финишем гонки Жан Тодт попросил лидирующего Баррикелло пропустить Шумахера вперед «ради чемпионата». Прав Тодт, или нет – не важно. Важно то, что, но Жан добился результата: после первой трети сезона Шумахер возглавлял турнирную таблицу набрав вдвое больше очков, чем его ближайший преследовать – Хуан-Пабло Монтойя!
Дорога к титулу
На Гран-при Канады Шумахер принес Ferrari долгожданную 150-ю победу. А 21 июля Михаэль завоевал пятую корону чемпиона мира, победив в Гран-при Франции! Заодно установив рекорд по скорости завоевания титула: ещё никто и никогда не становился чемпионом в середине лета! Пилоты Ferrari победили и на двух следующих Гран-при, в Германии и Венгрии. Победа на Хунгароринге означала что Ferrari завоевала Кубок конструкторов. В четвертый раз подряд. Последние этапы сезона были отмечены тотальным доминированием болидов Ferrari: Баррикелло победил в Италии и США, а Шумахер в Бельгии и Японии.
Рубенс Баррикелло и Михаэль Шумахер обеспечили Ferrari четвертый подряд Кубок Конструкторов. Фото: Youtube.com
Михаэль Шумахер стал чемпионом, набрав 144 очка, а Рубенс Баррикелло закончил сезон вторым, с 77 очками. В Кубке Конструкторов Ferrari набрала 221 очко, на 129 больше, чем занявшая второе место команда Williams.
Индекс Помероя
Еще один любопытный факт: согласно «индексу Помероя», позволяющему сравнивать скорости болидов разных лет, F2002 является быстрейшим болидом «трехлитровой эры»! Вот так выглядит этот список:
✅ 1996 Williams FW18: 229,3
✅ 1997 Williams FW19: 231,4
✅ 1998 McLaren MP4/13: 230
✅ 1999 McLaren MP4/14: 229,5
✅ 2000 McLaren MP4/15: 230,9
✅ 2001 Ferrari F2001: 233,7
✅ 2002 Ferrari F2002: 235
✅ 2003 Ferrari F2003GA: 233,3
✅ 2004 Ferrari F2004: 234,7
✅ 2005 McLaren MP4-20: 234,3
✅ 2006 Ferrari F248: 232,8
Как видите, Ferrari F2002 является быстрейшим трехлитровым болидом Формулы-1, опережая даже более поздние и совершенные Ferrari F2004 и McLaren MP4/20.
И вновь начинается бой!
По «славной традиции», разработка новейшей Ferrari F2003-GA опаздывала, поэтому Скудерия начала сезон 2003 года с прошлогодней машиной. Ferrari F2002B оказался достаточно конкурентоспособным, позволив Шумахеру победить в Имоле, а Рубенсу финишировать вторым в Малайзии. На этом гоночная карьера Ferrari F2002 закончилась, его место занял F2003-GA.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...