bibimot

Ferrari F2002: революция, которую никто не заметил

Ferrari F2002: революция, которую никто не заметил
В 2002 году Ferrari построила болид, по праву вставший в один ряд с такими «самовозами» прошлого как McLaren MP4/4 Honda и Williams FW14B Renault. За два неполных сезона гонщики Скудерии, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, стартовали в 19 Гран-при, в 15 из которых победили! Гоночная карьера Ferrari F2002 продолжалась в период с 2002 по 2003 год, и в результате Скудерии удалось завоевать два титула в Личном зачете, и два Кубка конструкторов.


Внешне F2002 сильно походил на предшественника. На самом деле отличить друг от друга гоночные болиды Ferrari тех лет – та еще задачка! Но несмотря на внешнее сходство, новый болид Скудерии не имел взаимозаменяемых частей с прошлогодним болидом – даже колесные диски отличались!

Рождение легенды


Известно, что у победы множество творцов. Вот и F2002 не являлся детищем одного человека – над дизайном работала «командой мечты», в лице известнейших специалистов, таких как:

✅ Рори Бирн
✅ Альдо Коста
✅ Николас Томбасис
✅ Джеймс Эллисон

В отделе двигателей, под руководством Паоло Мартинелли, трудился Жиль Симон, некогда создавший двигатели Peugeot для Ле-Мана. Этим хором дирижировал Росс Браун, сумевший избавить Ferrari от «средиземноморского» менталитета, а политическими вопросами занимался Жан Тодт. Чисто с технической стороны, у команды не было слабых мест. Но, как говорил Найджел Мэнселл: «без пилота ни один, даже самый совершенный болид, не способен выехать из боксов». И в этой области у Ferrari был полный порядок, ведь на F2002 выступал Красный Барон – Михаэль Шумахер!

Ferrari F2002: революция, которую никто не заметилБразилия: Ferrari F2002 и F2001 в одном кадре. Фото: Youtube.com

Ferrari F2002 представили 6 февраля 2002 года в 11:00 в павильоне Nuova Meccanica штаб-квартиры Скудерии в Маранелло. Новый итальянский болид оказался настолько революционным, что разработку задержали на два месяца, отложив гоночный дебют на третий Гран-при сезона. Хотя, на самом деле, главной причиной отсрочки стала надежность, а точнее ненадежность КПП.

В ходе тестовой сессии, проходившей в Муджелло и Фьорано с 10 по 16 февраля, на F2002 Шумахера появились проблемы с новой «бесшовной коробкой передач». Проверка на фабрике в Маранелло выявила деформацию корпуса. После замены КПП, Михаэль вновь вывел болид на трассу, но после 36 кругов коробка вновь заставила Шумахера остановиться! Росс Браун и Рори Бирн приняли решение начать сезон с прошлогодней Ferrari F2001, что дало конструкторскому штабу дополнительное время для окончательной «шлифовки» болида.

Аэродинамика


Отличительным признаком F2002 стало новое переднее антикрыло. Его сделали двухсекционным, в отличии от прежнего трехсекционного, причем конструкция практически не менялась по ходу сезона.

Но центральную и заднюю части болида переработали куда основательней! Слабым местом Ferrari была блокировка воздушного потока около задних колес. Поэтому новые боковые понтоны создавались с радикально низким профилем, опускающимся к задней части под агрессивным углом. Это позволило решить проблему прошлогоднего болида, направив больше воздуха к заднему антикрылу, что значительно повысило эффективность.

Задняя часть Ferrari F2002. Фото: Youtube.com

Также на F2002 установили измененную систему выпуска. Теперь выхлопные патрубки заключались в кожухи, так называемые «акульи плавники», по совместительству выполняющими роль «дымоходов», отводящих горячий воздух от радиаторов системы охлаждения. Сами радиаторы установили под крайне необычным углом, и именно это изменение позволило уменьшить размеры понтонов.

Трансмиссия


Новая коробка передач стала для Ferrari революцией. Во-первых, на ней применили систему бесшовного переключения передач. А во-вторых, корпус изготовили из титана. Вообще-то, Ferrari использовали «титановые коробки» еще с 1996 года, когда Джон Барнард разработал такую конструкцию для Ferrari F310. Но те КПП были сварными, а значит тяжелыми и громоздкими. Для новой коробки использовали литой корпус! Такая конструкция не только оставляла больше места для творчества аэродинамиков, но и привела к снижению массы болида на 15%.

Новая КПП и расположение радиаторов позволили Ferrari установить топливный бак увеличенной емкости, что позволяло команде по ходу гонки гибко реагировать на изменение ситуации на трассе, используя различные тактические схемы.

Рентген-схема Ferrari F2002. Изображение: Youtube.com

Ferrari перешла на конфигурацию V10 еще в 1996 году, одновременно с приходом в команду Михаэля Шумахера, тогда же началась самая результативная эра в истории Скудерии. Ferrari Tipo 051, разработанный Жилем Симоном и Паоло Мартинелли, представлял собой трехлитровую «десятку», с углом развала блока цилиндров 90°. Двигатель развивал от 835 до 900 лошадиных сил, в зависимости от назначения. Разумеется, что наиболее производительные варианты использовались исключительно в квалификациях, и хотя по чистой мощности движок Ferrari уступал мотору BMW, итальянский «Tipo 051» имел преимущество в топливной экономичности, эластичности и надежности.

✅ Технические характеристики Ferrari F2002
✅ Длина: 4495 мм. Ширина: 1796 мм. Высота: 959 мм.
✅ Двигатель: Ferrari Tipo 051, V10 90°
✅ Мощность: 835–900 л.с. (610–670 кВт) при 19 000 об/мин
✅ Шины: Bridgestone. Топливо: Shell

Еще одной инновацией Ferrari стало изготовление блоков цилиндров методом точного литья, что позволило снизить массу силовой установки. К тому же, новый движок отличался пониженным центром тяжести, за счет низко установленного коленвала. Все вышеперечисленные меры привели к тому, что снаряженная масса Ferrari оказалась значительно ниже нормы, из-за чего на болид пришлось «повесить» 90 килограмм балласта!

Дебют


Ferrari F2002 дебютировала на Гран-при Бразилии, третьем этапе Чемпионата мира. Скудерия успела подготовить только одну машину, поэтому естественно, что новинка досталась Михаэлю Шумахеру, и уже в квалификации грянула сенсация: немец занял лишь второе место, уступив Хуану-Пабло Монтойе! Правда в гонке Шумми обогнал колумбийца, отомстив за прошлогоднее унижение, и первым пересек финишную черту!

Следующая гонка проходила в Имоле – на домашней трассе Ferrari, где уже оба пилота Скудерии выступали на F2002. «Гарцующие жеребцы» доминировали в квалификационной сессии, забронировав первый ряд, гонка завершилась с таким же результатом: Шумахер выиграл, а Баррикелло финишировал вторым.

Гран-при Франции: Шумахер оформил пятый чемпионский титул. Фото: Youtube.com

Следующие два Гран-при проходили в Испании и Австрии, и в обоих случаях победу праздновал Михаэль Шумахер. Но… в Австрии разразилась скандал, связанный с командной тактикой: перед финишем гонки Жан Тодт попросил лидирующего Баррикелло пропустить Шумахера вперед «ради чемпионата». Прав Тодт, или нет – не важно. Важно то, что, но Жан добился результата: после первой трети сезона Шумахер возглавлял турнирную таблицу набрав вдвое больше очков, чем его ближайший преследовать – Хуан-Пабло Монтойя!

Дорога к титулу


На Гран-при Канады Шумахер принес Ferrari долгожданную 150-ю победу. А 21 июля Михаэль завоевал пятую корону чемпиона мира, победив в Гран-при Франции! Заодно установив рекорд по скорости завоевания титула: ещё никто и никогда не становился чемпионом в середине лета! Пилоты Ferrari победили и на двух следующих Гран-при, в Германии и Венгрии. Победа на Хунгароринге означала что Ferrari завоевала Кубок конструкторов. В четвертый раз подряд. Последние этапы сезона были отмечены тотальным доминированием болидов Ferrari: Баррикелло победил в Италии и США, а Шумахер в Бельгии и Японии.

Рубенс Баррикелло и Михаэль Шумахер обеспечили Ferrari четвертый подряд Кубок Конструкторов. Фото: Youtube.com

Михаэль Шумахер стал чемпионом, набрав 144 очка, а Рубенс Баррикелло закончил сезон вторым, с 77 очками. В Кубке Конструкторов Ferrari набрала 221 очко, на 129 больше, чем занявшая второе место команда Williams.

Индекс Помероя


Еще один любопытный факт: согласно «индексу Помероя», позволяющему сравнивать скорости болидов разных лет, F2002 является быстрейшим болидом «трехлитровой эры»! Вот так выглядит этот список:

✅ 1996 Williams FW18: 229,3
✅ 1997 Williams FW19: 231,4
✅ 1998 McLaren MP4/13: 230
✅ 1999 McLaren MP4/14: 229,5
✅ 2000 McLaren MP4/15: 230,9
✅ 2001 Ferrari F2001: 233,7
✅ 2002 Ferrari F2002: 235
✅ 2003 Ferrari F2003GA: 233,3
✅ 2004 Ferrari F2004: 234,7
✅ 2005 McLaren MP4-20: 234,3
✅ 2006 Ferrari F248: 232,8

Как видите, Ferrari F2002 является быстрейшим трехлитровым болидом Формулы-1, опережая даже более поздние и совершенные Ferrari F2004 и McLaren MP4/20.

И вновь начинается бой!


По «славной традиции», разработка новейшей Ferrari F2003-GA опаздывала, поэтому Скудерия начала сезон 2003 года с прошлогодней машиной. Ferrari F2002B оказался достаточно конкурентоспособным, позволив Шумахеру победить в Имоле, а Рубенсу финишировать вторым в Малайзии. На этом гоночная карьера Ferrari F2002 закончилась, его место занял F2003-GA.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Лучший болид Формулы-1 «трехлитровой эры»

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
McLaren MP4/13: счастливое число ХаккиненаЛучшие болиды Формулы-1 в истории

[miniposter=shortstory]Первый «турбо» в Формуле-1[/miniposter]

Первый «турбо» в Формуле-1

Считается, что первыми турбонаддув в Формуле-1 в сезоне 1977 года применили Renault, и что RS01 – первый автомобиль оснащенный двигателем с турбокомпрессором в...
  • 1 425