
«Звери» и «Торпеды» – авиадвигатели в легковых авто
Легендарный британский истребитель времен Второй мировой войны Spitfire оснащался двигателем Merlin от не менее известной компании Rolls-Royce. Как пришла в голову Полу Джеймсону идея воткнуть движок от самолета в автомобильный кузов, доподлинно неизвестно. Однако в 60-е годы ему удалось разработать и создать шасси на базе лимузина Jaguar XJ12, соединив его с ходовой частью Austin A110 Westminster. Но тут дело затормозилось: потребовалась трансмиссия, которая смогла бы работать в паре с 1000-сильным 27-литровым (мощность, правда, потом уменьшили до 800 л. с.) двигателем.
Джеймсон обратился к Джону Додду, командовавшего мастерской по ремонту, обслуживанию автоматических коробок передач. Опытный трансмиссионщик загорелся идеей и дело пошло. Додд из АКПП GM TH400 соорудил как раз то, что надо.
Шасси готово: осталось сделать кузов. Фото: YouTube.com
Он усилил коробку, изменил ее передаточные числа с учетом низких оборотов агрегата (холостой ход составлял 120 об/мин.). В процессе разработки трансмиссии владелец авто Джеймсон охладел к своему детищу и продал его Додду.
Предприниматель и изобретатель Додд у своего изобретения. Фото: YouTube.com
Последний, недолго думая, дал машине прозвище The Beast, что значит «Зверь».
Шасси есть, трансмиссия тоже, но не было кузова. Его изготовили из стеклопластика. В результате получилось нечто, напоминавшее популярный в то время Ford Capri. На радиатор Додд прилепил решетку от Rolls-Royce, что впоследствии принесло ему кучу забавных проблем, но об этом позже.
На первой версии авто – радиаторная решетка от Rolls-Royce. Фото: YouTube.com
Уже готовая машина к несчастью, сгорела во время пожара в гараже. Но ее новый владелец, не особо расстроившись (пострадал только кузов), обратился к специалистам, и ему соорудили новый автомобиль. Теперь получилось купе. Но уцелевшую злосчастную решетку радиатора конструктор опять водрузил на место!
Джон обожал по утрам «выгуливать» своего «Зверя» на немецких автобанах, шокируя добропорядочных бюргеров, спешащих на работу. Надо сказать, Додд отличался веселым нравом и однажды, играючи «сделал» владельца Porsche, двигавшегося со скоростью 230 км/ч.
Шесть выхлопных труб (настоящих!) – круто и сегодня. Фото: YouTube.com
Обалдевший немец официально обратился в компанию Rolls-Royce, чтобы все разузнать об их «новой модели». Представители компании чрезвычайно расстроились: какой-то безумец на ракете с колесами дискредитирует их фирму.
После суда Джон провел «рестайлинг» и обновил передок авто, на котором он продолжал кататься по автобанам, порождая легенды о своем монстре.
Пришлось разработать собственный дизайн решетки радиатора. Фото: YouTube.com
Любителям скоростной езды морально приходилось нелегко, когда их «Ламборджини», «Феррари», «Порше», традиционно господствующих в левом ряду, с ревом обходил, «как стоячих» какой-то желтый «сарай». Если рассчитать максимальную скорость теоретически, по параметрам движка, передаточным числам коробки, она должна составлять более 430 км/ч. Но это без аэродинамики и иных не учитываемых факторов. В реальности Додд до 300 км/ч все же разгонялся, и не раз.
Это V-образный агрегат с двенадцатью цилиндрами, на каждый из которых приходится по паре свечей и четыре клапана. В ГБЦ – два распределительных вала, максимальной мощности в 850 (по другим источникам 1000) л. с. агрегат достигал на 2500 об/мин. Смазочную систему автоматической трансмиссии сделали «мокрой». Что касается расхода топлива, то на один километр Beast лопает почти литр 95-го бензина. Соответственно и бак у автомобиля вместительный – 120 л. Действительно: зверь, а не машина!
Тот самый двигатель от британского истребителя. Фото: YouTube.com
Длина только одного капота составляла три метра! Это примерно размер «Оки». Как Додд парковался в городе, вообще непонятно, особенно если учесть, что у монстра отсутствовал усилитель руля.
Движок помещался под трехметровым капотом. Фото: YouTube.com
В салоне вызывает интерес передняя панель со множеством тумблеров. Это для пуска авиационного двигателя, который заводится дольше, чем автомобильный ДВС.
Движок управлялся отдельными кнопками. Фото: YouTube.com
Вместо «скучного» ключа зажигания или кнопки «Старт», здесь отдельные тумблеры для подачи питания, активации топливных насосов, генератора и иных агрегатов – все, как в самолете. Отдельно стоят выключатели для радиаторного вентилятора и других устройств.
Сам владелец Beast, буквально вложивший душу в «Зверя», недавно умер в возрасте 80-ти лет. Однако его четырехколесное творение чувствует себя прекрасно и машину, издающую звук истребителя, по-прежнему можно встретить на дорогах (по некоторым данным «супертачка» сейчас находится в Испании), правда, управляет ей сын конструктора, Пол Додд.
Приземистый The Beast уже не так грозно выглядит на фоне современных авто. Фото: YouTube.com
А что же автопроизводители? Ведь Beast по сути – самоделка. Попытки использовать авиационный двигатель для производства серийных машин тоже были и об одной из них стоит рассказать отдельно.
«Машину будущего – сегодня!». Именно такой девиз был у владельца небольшой автомобильной компании Престона Такера – американского инженера. После войны в 1945 году на мировом автомобильном рынке сформировался «застой»: крупные производители могли предложить разве что надоевшие модели 30-х годов. Поэтому у мелких и более мобильных, готовых к перестройке фирм появился шанс.
Дизайн авто Tucker Torpedo и его техническое оснащение опережали время. Фото: YouTube.com
Созданная Такером машина прежде всего поражала своим дизайном: все, что двигалось по дорогам рядом с ней, напоминало запряженную лошадьми двуколку на фоне современного автомобиля. Но дело было не только в классном дизайне: инженер впервые предложил новые элементы безопасности, за отсутствие которой американский автопром ругали все, кому не лень.А именно:
✅ дисковые тормоза
✅ стекло, разрушающееся на безопасные осколки
✅ улучшенный обзор, благодаря изменению конструкции кузова
✅ перископ (прообраз камеры заднего вида)
✅ фотоэлементы, автоматически включающие фары при наступлении темноты
✅ индикацию показаний приборов на ветровом стекле (!)
✅ силовой каркас кузова, повышающий шансы пассажиров выжить при столкновении
✅ ремни безопасности
К слову, последние перед выпуском серийных машин убрали, чтобы не …отпугнуть клиентов. Но все равно: с такими опциями авто выглядело пришельцем из будущего.
Кузов в плане аэродинамики был довольно совершенным. Двигатель – оппозитный (поршни «ходят» навстречу друг другу) шестицилиндровый, от вертолета Bell объемом 9,65 л. «Сотню» машина набирала за 10 сек., а максимальная скорость составляла 190 км/ч. Длина машины достигла 5,56 м. Стоимость тоже была немаленькой по тем временам – 2450 долларов. Такер планировал выпускать по 300 тыс. единиц техники в год.
На инновационный автомобиль обратили внимание крупнейшие автопроизводители США, которые не могли допустить прорыва никому неизвестного одиночки на авторынок. К тому же он попрал все его законы, выпустив сразу принципиально новый автомобиль, а не предлагая постепенно все более совершенные модели, чтобы выкачивать из покупателей максимум денег.
Внутри машина выглядела скромно и была рассчитана не на самого богатого покупателя, что ее и погубило. Фото: YouTube.com
В конечном итоге Такеру удалось выпустить 51 машину, в «живых» остались единицы и очень высоко ценятся коллекционерами. Сам конструктор скончался от рака, а на его фирме, отошедшей государству за долги, стали делать моторы для бомбардировщиков: началась война в Корее.
Идея использовать авиационные двигатели в автомобилестроении не дает покоя изобретателям, как крупным, так и мелким, по сей день. Правда, это уже не «чисто» самолетные моторы, а газотурбинные агрегаты, специально разработанные для машин. Эта идея тоже не получила широкого распространения. Однако попытки соединить любым способом машину и авиатехнику продолжаются и можно сказать: сегодня подобные проекты на подъеме в виде квадрокоптеров, «воздушных такси», «городских самолетов», VTOL и т. п.
Новый владелец The Beast
Джеймсон обратился к Джону Додду, командовавшего мастерской по ремонту, обслуживанию автоматических коробок передач. Опытный трансмиссионщик загорелся идеей и дело пошло. Додд из АКПП GM TH400 соорудил как раз то, что надо.

Он усилил коробку, изменил ее передаточные числа с учетом низких оборотов агрегата (холостой ход составлял 120 об/мин.). В процессе разработки трансмиссии владелец авто Джеймсон охладел к своему детищу и продал его Додду.

Последний, недолго думая, дал машине прозвище The Beast, что значит «Зверь».
Первый вариант
Шасси есть, трансмиссия тоже, но не было кузова. Его изготовили из стеклопластика. В результате получилось нечто, напоминавшее популярный в то время Ford Capri. На радиатор Додд прилепил решетку от Rolls-Royce, что впоследствии принесло ему кучу забавных проблем, но об этом позже.

Уже готовая машина к несчастью, сгорела во время пожара в гараже. Но ее новый владелец, не особо расстроившись (пострадал только кузов), обратился к специалистам, и ему соорудили новый автомобиль. Теперь получилось купе. Но уцелевшую злосчастную решетку радиатора конструктор опять водрузил на место!
Rolls-Royce обиделся
Джон обожал по утрам «выгуливать» своего «Зверя» на немецких автобанах, шокируя добропорядочных бюргеров, спешащих на работу. Надо сказать, Додд отличался веселым нравом и однажды, играючи «сделал» владельца Porsche, двигавшегося со скоростью 230 км/ч.

Обалдевший немец официально обратился в компанию Rolls-Royce, чтобы все разузнать об их «новой модели». Представители компании чрезвычайно расстроились: какой-то безумец на ракете с колесами дискредитирует их фирму.
В Rolls-Royce писали письма и другие водители. А полиция даже официально обратилась к владельцам авто этой компании не ездить слишком быстро. Ограничений скорости на автобанах не существовало, но передвижение по трассе, когда стрелка спидометра переваливает за «300», считалось антиобщественным поступком. Итогом стало судебное разбирательство, после которого Додду пришлось расстаться с фирменной радиаторной решеткой, а попутно и с 5-ю тыс. фунтов штрафа.
О скорости подробнее
После суда Джон провел «рестайлинг» и обновил передок авто, на котором он продолжал кататься по автобанам, порождая легенды о своем монстре.

Любителям скоростной езды морально приходилось нелегко, когда их «Ламборджини», «Феррари», «Порше», традиционно господствующих в левом ряду, с ревом обходил, «как стоячих» какой-то желтый «сарай». Если рассчитать максимальную скорость теоретически, по параметрам движка, передаточным числам коробки, она должна составлять более 430 км/ч. Но это без аэродинамики и иных не учитываемых факторов. В реальности Додд до 300 км/ч все же разгонялся, и не раз.
Конструкция
Это V-образный агрегат с двенадцатью цилиндрами, на каждый из которых приходится по паре свечей и четыре клапана. В ГБЦ – два распределительных вала, максимальной мощности в 850 (по другим источникам 1000) л. с. агрегат достигал на 2500 об/мин. Смазочную систему автоматической трансмиссии сделали «мокрой». Что касается расхода топлива, то на один километр Beast лопает почти литр 95-го бензина. Соответственно и бак у автомобиля вместительный – 120 л. Действительно: зверь, а не машина!

Длина только одного капота составляла три метра! Это примерно размер «Оки». Как Додд парковался в городе, вообще непонятно, особенно если учесть, что у монстра отсутствовал усилитель руля.

В салоне вызывает интерес передняя панель со множеством тумблеров. Это для пуска авиационного двигателя, который заводится дольше, чем автомобильный ДВС.

Вместо «скучного» ключа зажигания или кнопки «Старт», здесь отдельные тумблеры для подачи питания, активации топливных насосов, генератора и иных агрегатов – все, как в самолете. Отдельно стоят выключатели для радиаторного вентилятора и других устройств.
Послесловие
Сам владелец Beast, буквально вложивший душу в «Зверя», недавно умер в возрасте 80-ти лет. Однако его четырехколесное творение чувствует себя прекрасно и машину, издающую звук истребителя, по-прежнему можно встретить на дорогах (по некоторым данным «супертачка» сейчас находится в Испании), правда, управляет ей сын конструктора, Пол Додд.

А что же автопроизводители? Ведь Beast по сути – самоделка. Попытки использовать авиационный двигатель для производства серийных машин тоже были и об одной из них стоит рассказать отдельно.
Tucker Torpedo
«Машину будущего – сегодня!». Именно такой девиз был у владельца небольшой автомобильной компании Престона Такера – американского инженера. После войны в 1945 году на мировом автомобильном рынке сформировался «застой»: крупные производители могли предложить разве что надоевшие модели 30-х годов. Поэтому у мелких и более мобильных, готовых к перестройке фирм появился шанс.

Созданная Такером машина прежде всего поражала своим дизайном: все, что двигалось по дорогам рядом с ней, напоминало запряженную лошадьми двуколку на фоне современного автомобиля. Но дело было не только в классном дизайне: инженер впервые предложил новые элементы безопасности, за отсутствие которой американский автопром ругали все, кому не лень.А именно:
✅ дисковые тормоза
✅ стекло, разрушающееся на безопасные осколки
✅ улучшенный обзор, благодаря изменению конструкции кузова
✅ перископ (прообраз камеры заднего вида)
✅ фотоэлементы, автоматически включающие фары при наступлении темноты
✅ индикацию показаний приборов на ветровом стекле (!)
✅ силовой каркас кузова, повышающий шансы пассажиров выжить при столкновении
✅ ремни безопасности
К слову, последние перед выпуском серийных машин убрали, чтобы не …отпугнуть клиентов. Но все равно: с такими опциями авто выглядело пришельцем из будущего.
Технические параметры
Кузов в плане аэродинамики был довольно совершенным. Двигатель – оппозитный (поршни «ходят» навстречу друг другу) шестицилиндровый, от вертолета Bell объемом 9,65 л. «Сотню» машина набирала за 10 сек., а максимальная скорость составляла 190 км/ч. Длина машины достигла 5,56 м. Стоимость тоже была немаленькой по тем временам – 2450 долларов. Такер планировал выпускать по 300 тыс. единиц техники в год.
Крах
На инновационный автомобиль обратили внимание крупнейшие автопроизводители США, которые не могли допустить прорыва никому неизвестного одиночки на авторынок. К тому же он попрал все его законы, выпустив сразу принципиально новый автомобиль, а не предлагая постепенно все более совершенные модели, чтобы выкачивать из покупателей максимум денег.

В конечном итоге Такеру удалось выпустить 51 машину, в «живых» остались единицы и очень высоко ценятся коллекционерами. Сам конструктор скончался от рака, а на его фирме, отошедшей государству за долги, стали делать моторы для бомбардировщиков: началась война в Корее.
Итоги
Идея использовать авиационные двигатели в автомобилестроении не дает покоя изобретателям, как крупным, так и мелким, по сей день. Правда, это уже не «чисто» самолетные моторы, а газотурбинные агрегаты, специально разработанные для машин. Эта идея тоже не получила широкого распространения. Однако попытки соединить любым способом машину и авиатехнику продолжаются и можно сказать: сегодня подобные проекты на подъеме в виде квадрокоптеров, «воздушных такси», «городских самолетов», VTOL и т. п.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Spartan EV – почему электро УАЗ так и не пошел в «массы»
На бездорожье в Подмосковье осенью 2021 года проходили испытания электрокара UAZ Spartan EV, событие освещалось в прессе, были ожидания… Однако российские...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Torero MP47: знакомые шины под новым именем
Новое название и уже ставшее «родным» поведение на дороге. Кому стоит брать и покупать ли их вообще?...

Легкий самолет по-африкански – Sling HW
Бренд Sling Aircraft из Южно-Африканской республики начал свою деятельность относительно недавно. Дебютная их модель появилась в 2009 году и носила не совсем...

Дрезина Tatra Т15 или «авто на рельсах»
Дрезины всегда играли важную роль в деятельности железнодорожного транспорта. Иногда их, как и в случае с Tatra Т15, создавали путем переделки исходного...