«Звери» и «Торпеды» – авиадвигатели в легковых авто
Легендарный британский истребитель времен Второй мировой войны Spitfire оснащался двигателем Merlin от не менее известной компании Rolls-Royce. Как пришла в голову Полу Джеймсону идея воткнуть движок от самолета в автомобильный кузов, доподлинно неизвестно. Однако в 60-е годы ему удалось разработать и создать шасси на базе лимузина Jaguar XJ12, соединив его с ходовой частью Austin A110 Westminster. Но тут дело затормозилось: потребовалась трансмиссия, которая смогла бы работать в паре с 1000-сильным 27-литровым (мощность, правда, потом уменьшили до 800 л. с.) двигателем.
Джеймсон обратился к Джону Додду, командовавшего мастерской по ремонту, обслуживанию автоматических коробок передач. Опытный трансмиссионщик загорелся идеей и дело пошло. Додд из АКПП GM TH400 соорудил как раз то, что надо.
Он усилил коробку, изменил ее передаточные числа с учетом низких оборотов агрегата (холостой ход составлял 120 об/мин.). В процессе разработки трансмиссии владелец авто Джеймсон охладел к своему детищу и продал его Додду.
Последний, недолго думая, дал машине прозвище The Beast, что значит «Зверь».
Шасси есть, трансмиссия тоже, но не было кузова. Его изготовили из стеклопластика. В результате получилось нечто, напоминавшее популярный в то время Ford Capri. На радиатор Додд прилепил решетку от Rolls-Royce, что впоследствии принесло ему кучу забавных проблем, но об этом позже.
Уже готовая машина к несчастью, сгорела во время пожара в гараже. Но ее новый владелец, не особо расстроившись (пострадал только кузов), обратился к специалистам, и ему соорудили новый автомобиль. Теперь получилось купе. Но уцелевшую злосчастную решетку радиатора конструктор опять водрузил на место!
Джон обожал по утрам «выгуливать» своего «Зверя» на немецких автобанах, шокируя добропорядочных бюргеров, спешащих на работу. Надо сказать, Додд отличался веселым нравом и однажды, играючи «сделал» владельца Porsche, двигавшегося со скоростью 230 км/ч.
Обалдевший немец официально обратился в компанию Rolls-Royce, чтобы все разузнать об их «новой модели». Представители компании чрезвычайно расстроились: какой-то безумец на ракете с колесами дискредитирует их фирму.
После суда Джон провел «рестайлинг» и обновил передок авто, на котором он продолжал кататься по автобанам, порождая легенды о своем монстре.
Любителям скоростной езды морально приходилось нелегко, когда их «Ламборджини», «Феррари», «Порше», традиционно господствующих в левом ряду, с ревом обходил, «как стоячих» какой-то желтый «сарай». Если рассчитать максимальную скорость теоретически, по параметрам движка, передаточным числам коробки, она должна составлять более 430 км/ч. Но это без аэродинамики и иных не учитываемых факторов. В реальности Додд до 300 км/ч все же разгонялся, и не раз.
Это V-образный агрегат с двенадцатью цилиндрами, на каждый из которых приходится по паре свечей и четыре клапана. В ГБЦ – два распределительных вала, максимальной мощности в 850 (по другим источникам 1000) л. с. агрегат достигал на 2500 об/мин. Смазочную систему автоматической трансмиссии сделали «мокрой». Что касается расхода топлива, то на один километр Beast лопает почти литр 95-го бензина. Соответственно и бак у автомобиля вместительный – 120 л. Действительно: зверь, а не машина!
Длина только одного капота составляла три метра! Это примерно размер «Оки». Как Додд парковался в городе, вообще непонятно, особенно если учесть, что у монстра отсутствовал усилитель руля.
В салоне вызывает интерес передняя панель со множеством тумблеров. Это для пуска авиационного двигателя, который заводится дольше, чем автомобильный ДВС.
Вместо «скучного» ключа зажигания или кнопки «Старт», здесь отдельные тумблеры для подачи питания, активации топливных насосов, генератора и иных агрегатов – все, как в самолете. Отдельно стоят выключатели для радиаторного вентилятора и других устройств.
Сам владелец Beast, буквально вложивший душу в «Зверя», недавно умер в возрасте 80-ти лет. Однако его четырехколесное творение чувствует себя прекрасно и машину, издающую звук истребителя, по-прежнему можно встретить на дорогах (по некоторым данным «супертачка» сейчас находится в Испании), правда, управляет ей сын конструктора, Пол Додд.
А что же автопроизводители? Ведь Beast по сути – самоделка. Попытки использовать авиационный двигатель для производства серийных машин тоже были и об одной из них стоит рассказать отдельно.
«Машину будущего – сегодня!». Именно такой девиз был у владельца небольшой автомобильной компании Престона Такера – американского инженера. После войны в 1945 году на мировом автомобильном рынке сформировался «застой»: крупные производители могли предложить разве что надоевшие модели 30-х годов. Поэтому у мелких и более мобильных, готовых к перестройке фирм появился шанс.
Созданная Такером машина прежде всего поражала своим дизайном: все, что двигалось по дорогам рядом с ней, напоминало запряженную лошадьми двуколку на фоне современного автомобиля. Но дело было не только в классном дизайне: инженер впервые предложил новые элементы безопасности, за отсутствие которой американский автопром ругали все, кому не лень.А именно:
✅ дисковые тормоза
✅ стекло, разрушающееся на безопасные осколки
✅ улучшенный обзор, благодаря изменению конструкции кузова
✅ перископ (прообраз камеры заднего вида)
✅ фотоэлементы, автоматически включающие фары при наступлении темноты
✅ индикацию показаний приборов на ветровом стекле (!)
✅ силовой каркас кузова, повышающий шансы пассажиров выжить при столкновении
✅ ремни безопасности
К слову, последние перед выпуском серийных машин убрали, чтобы не …отпугнуть клиентов. Но все равно: с такими опциями авто выглядело пришельцем из будущего.
Кузов в плане аэродинамики был довольно совершенным. Двигатель – оппозитный (поршни «ходят» навстречу друг другу) шестицилиндровый, от вертолета Bell объемом 9,65 л. «Сотню» машина набирала за 10 сек., а максимальная скорость составляла 190 км/ч. Длина машины достигла 5,56 м. Стоимость тоже была немаленькой по тем временам – 2450 долларов. Такер планировал выпускать по 300 тыс. единиц техники в год.
На инновационный автомобиль обратили внимание крупнейшие автопроизводители США, которые не могли допустить прорыва никому неизвестного одиночки на авторынок. К тому же он попрал все его законы, выпустив сразу принципиально новый автомобиль, а не предлагая постепенно все более совершенные модели, чтобы выкачивать из покупателей максимум денег.
В конечном итоге Такеру удалось выпустить 51 машину, в «живых» остались единицы и очень высоко ценятся коллекционерами. Сам конструктор скончался от рака, а на его фирме, отошедшей государству за долги, стали делать моторы для бомбардировщиков: началась война в Корее.
Идея использовать авиационные двигатели в автомобилестроении не дает покоя изобретателям, как крупным, так и мелким, по сей день. Правда, это уже не «чисто» самолетные моторы, а газотурбинные агрегаты, специально разработанные для машин. Эта идея тоже не получила широкого распространения. Однако попытки соединить любым способом машину и авиатехнику продолжаются и можно сказать: сегодня подобные проекты на подъеме в виде квадрокоптеров, «воздушных такси», «городских самолетов», VTOL и т. п.
Новый владелец The Beast
Джеймсон обратился к Джону Додду, командовавшего мастерской по ремонту, обслуживанию автоматических коробок передач. Опытный трансмиссионщик загорелся идеей и дело пошло. Додд из АКПП GM TH400 соорудил как раз то, что надо.
Шасси готово: осталось сделать кузов. Фото: YouTube.com
Он усилил коробку, изменил ее передаточные числа с учетом низких оборотов агрегата (холостой ход составлял 120 об/мин.). В процессе разработки трансмиссии владелец авто Джеймсон охладел к своему детищу и продал его Додду.
Предприниматель и изобретатель Додд у своего изобретения. Фото: YouTube.com
Последний, недолго думая, дал машине прозвище The Beast, что значит «Зверь».
Первый вариант
Шасси есть, трансмиссия тоже, но не было кузова. Его изготовили из стеклопластика. В результате получилось нечто, напоминавшее популярный в то время Ford Capri. На радиатор Додд прилепил решетку от Rolls-Royce, что впоследствии принесло ему кучу забавных проблем, но об этом позже.
На первой версии авто – радиаторная решетка от Rolls-Royce. Фото: YouTube.com
Уже готовая машина к несчастью, сгорела во время пожара в гараже. Но ее новый владелец, не особо расстроившись (пострадал только кузов), обратился к специалистам, и ему соорудили новый автомобиль. Теперь получилось купе. Но уцелевшую злосчастную решетку радиатора конструктор опять водрузил на место!
Rolls-Royce обиделся
Джон обожал по утрам «выгуливать» своего «Зверя» на немецких автобанах, шокируя добропорядочных бюргеров, спешащих на работу. Надо сказать, Додд отличался веселым нравом и однажды, играючи «сделал» владельца Porsche, двигавшегося со скоростью 230 км/ч.
Шесть выхлопных труб (настоящих!) – круто и сегодня. Фото: YouTube.com
Обалдевший немец официально обратился в компанию Rolls-Royce, чтобы все разузнать об их «новой модели». Представители компании чрезвычайно расстроились: какой-то безумец на ракете с колесами дискредитирует их фирму.
В Rolls-Royce писали письма и другие водители. А полиция даже официально обратилась к владельцам авто этой компании не ездить слишком быстро. Ограничений скорости на автобанах не существовало, но передвижение по трассе, когда стрелка спидометра переваливает за «300», считалось антиобщественным поступком. Итогом стало судебное разбирательство, после которого Додду пришлось расстаться с фирменной радиаторной решеткой, а попутно и с 5-ю тыс. фунтов штрафа.
О скорости подробнее
После суда Джон провел «рестайлинг» и обновил передок авто, на котором он продолжал кататься по автобанам, порождая легенды о своем монстре.
Пришлось разработать собственный дизайн решетки радиатора. Фото: YouTube.com
Любителям скоростной езды морально приходилось нелегко, когда их «Ламборджини», «Феррари», «Порше», традиционно господствующих в левом ряду, с ревом обходил, «как стоячих» какой-то желтый «сарай». Если рассчитать максимальную скорость теоретически, по параметрам движка, передаточным числам коробки, она должна составлять более 430 км/ч. Но это без аэродинамики и иных не учитываемых факторов. В реальности Додд до 300 км/ч все же разгонялся, и не раз.
Конструкция
Это V-образный агрегат с двенадцатью цилиндрами, на каждый из которых приходится по паре свечей и четыре клапана. В ГБЦ – два распределительных вала, максимальной мощности в 850 (по другим источникам 1000) л. с. агрегат достигал на 2500 об/мин. Смазочную систему автоматической трансмиссии сделали «мокрой». Что касается расхода топлива, то на один километр Beast лопает почти литр 95-го бензина. Соответственно и бак у автомобиля вместительный – 120 л. Действительно: зверь, а не машина!
Тот самый двигатель от британского истребителя. Фото: YouTube.com
Длина только одного капота составляла три метра! Это примерно размер «Оки». Как Додд парковался в городе, вообще непонятно, особенно если учесть, что у монстра отсутствовал усилитель руля.
Движок помещался под трехметровым капотом. Фото: YouTube.com
В салоне вызывает интерес передняя панель со множеством тумблеров. Это для пуска авиационного двигателя, который заводится дольше, чем автомобильный ДВС.
Движок управлялся отдельными кнопками. Фото: YouTube.com
Вместо «скучного» ключа зажигания или кнопки «Старт», здесь отдельные тумблеры для подачи питания, активации топливных насосов, генератора и иных агрегатов – все, как в самолете. Отдельно стоят выключатели для радиаторного вентилятора и других устройств.
Послесловие
Сам владелец Beast, буквально вложивший душу в «Зверя», недавно умер в возрасте 80-ти лет. Однако его четырехколесное творение чувствует себя прекрасно и машину, издающую звук истребителя, по-прежнему можно встретить на дорогах (по некоторым данным «супертачка» сейчас находится в Испании), правда, управляет ей сын конструктора, Пол Додд.
Приземистый The Beast уже не так грозно выглядит на фоне современных авто. Фото: YouTube.com
А что же автопроизводители? Ведь Beast по сути – самоделка. Попытки использовать авиационный двигатель для производства серийных машин тоже были и об одной из них стоит рассказать отдельно.
Tucker Torpedo
«Машину будущего – сегодня!». Именно такой девиз был у владельца небольшой автомобильной компании Престона Такера – американского инженера. После войны в 1945 году на мировом автомобильном рынке сформировался «застой»: крупные производители могли предложить разве что надоевшие модели 30-х годов. Поэтому у мелких и более мобильных, готовых к перестройке фирм появился шанс.
Дизайн авто Tucker Torpedo и его техническое оснащение опережали время. Фото: YouTube.com
Созданная Такером машина прежде всего поражала своим дизайном: все, что двигалось по дорогам рядом с ней, напоминало запряженную лошадьми двуколку на фоне современного автомобиля. Но дело было не только в классном дизайне: инженер впервые предложил новые элементы безопасности, за отсутствие которой американский автопром ругали все, кому не лень.А именно:
✅ дисковые тормоза
✅ стекло, разрушающееся на безопасные осколки
✅ улучшенный обзор, благодаря изменению конструкции кузова
✅ перископ (прообраз камеры заднего вида)
✅ фотоэлементы, автоматически включающие фары при наступлении темноты
✅ индикацию показаний приборов на ветровом стекле (!)
✅ силовой каркас кузова, повышающий шансы пассажиров выжить при столкновении
✅ ремни безопасности
К слову, последние перед выпуском серийных машин убрали, чтобы не …отпугнуть клиентов. Но все равно: с такими опциями авто выглядело пришельцем из будущего.
Технические параметры
Кузов в плане аэродинамики был довольно совершенным. Двигатель – оппозитный (поршни «ходят» навстречу друг другу) шестицилиндровый, от вертолета Bell объемом 9,65 л. «Сотню» машина набирала за 10 сек., а максимальная скорость составляла 190 км/ч. Длина машины достигла 5,56 м. Стоимость тоже была немаленькой по тем временам – 2450 долларов. Такер планировал выпускать по 300 тыс. единиц техники в год.
Крах
На инновационный автомобиль обратили внимание крупнейшие автопроизводители США, которые не могли допустить прорыва никому неизвестного одиночки на авторынок. К тому же он попрал все его законы, выпустив сразу принципиально новый автомобиль, а не предлагая постепенно все более совершенные модели, чтобы выкачивать из покупателей максимум денег.
Внутри машина выглядела скромно и была рассчитана не на самого богатого покупателя, что ее и погубило. Фото: YouTube.com
В конечном итоге Такеру удалось выпустить 51 машину, в «живых» остались единицы и очень высоко ценятся коллекционерами. Сам конструктор скончался от рака, а на его фирме, отошедшей государству за долги, стали делать моторы для бомбардировщиков: началась война в Корее.
Итоги
Идея использовать авиационные двигатели в автомобилестроении не дает покоя изобретателям, как крупным, так и мелким, по сей день. Правда, это уже не «чисто» самолетные моторы, а газотурбинные агрегаты, специально разработанные для машин. Эта идея тоже не получила широкого распространения. Однако попытки соединить любым способом машину и авиатехнику продолжаются и можно сказать: сегодня подобные проекты на подъеме в виде квадрокоптеров, «воздушных такси», «городских самолетов», VTOL и т. п.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...