Предшественник «Таврии» – ЗАЗ-1102, так и не ставший серийным
Автомобили ЗАЗ, более известные среди водителей как «Запорожцы», часто фигурировали в качестве героев анекдотов. Несмотря на это, любая машина в СССР была роскошью. Даже на модели ЗАЗ существовала очередь.
Хотя Запорожский автомобильный завод никогда в советское время не работал на склад, конструкторы прекрасно понимали, что нужно как-то усовершенствовать модельный ряд. ЗАЗ-966 превосходил «Горбатого» с индексом 965 по многим параметрам, но рядом с иномарками своего класса выглядел откровенно устаревшим.
Нужно было что-то менять, разрабатывать принципиально новую машину, а не ЗАЗ-968, который по сути являлся рестайлингом предыдущей модели.
Главным инициатором разработки нового автомобиля стал конструктор Запорожского завода Владимир Петрович Стешенко. Этот талантливый инженер отслеживал ситуацию на мировой арене и понимал, что будущее за переднеприводной платформой.
На дворе стоял конец 1960-х годов, в СССР только собирались запускать ВАЗ-2101 с задним приводом. Этот автомобиль считался современным и перспективным.
Стешенко запланировал целый модельный ряд на единой платформе:
✅ Легковой
✅ Полноприводный
✅ Фургон
✅ Пикап
В 1970 году появился первый опытный экземпляр будущей «Таврии». Автомобиль получил название «Перспектива».
Уже тогда инженеры собирались сделать еще одну модель – полноприводную. Для передачи крутящего момента на заднюю ось планировали установить редуктор в приводе заднего моста.
Для прототипа использовали два двигателя с воздушным охлаждением. Первый имел рабочий объем 0,9 литра с мощностью 40 л. с. Второй – 1,0 на 44 л. с. Вес ЗАЗ «Перспектива» составлял 800 кг, а максимальная скорость машины достигала 140 км/ч.
На самом деле, никто и не собирался ее производить. Модель была пробной и на ней отрабатывали новые конструкторские решения. В 1971 году появился ЗАЗ-968, поэтому все силы предприятия были брошены на скорейшее освоение и увеличение объемов выпуска новой модели.
Несмотря на то, что ЗАЗ «Перспектива» выглядел вполне современно, инженеры-конструкторы были недовольны дизайном, считая его слишком тяжеловесным в кормовой части. Для кузова типа фастбэк такая внешность считалась обычной. Поэтому следующие прототипы главный конструктор Стешенко решил делать в кузовах типа седан. Видимо, сыграла роль всесоюзная увлеченность «Жигулями».
В 1973 году появились прототипы, больше похожие на автомобили Волжского завода первой серии. Хотя инженеры-конструкторы называли свое детище седаном, это был типичный кузов купе.
Машины оказались похожими на ВАЗ-2101 не только внешне. Салоны тоже собирали в соответствии со стилистикой «Жигулей».
Прототипы удалось сделать легче на 100 кг, чем «Перспективу». Двигатель предполагался только один – с рабочим объемом 1 литр. В 1974 году прототипы немного переделали внешне, адаптируя их к современным веяниям автомобильной моды. Например, они получили сдвоенные фары в духе ВАЗ-2103.
Интересно, что разработка новой модели велась без особых надежд на то, что ее запустят в серию. В 1970-х годах финансовый поток был направлен на развитие Волжского автомобильного завода. Даже «Москвич» не получал одобрения на запуск в серию своих прототипов, не говоря уже о ЗАЗ.
В 1975 году запорожским конструкторам, казалось, повезло – предприятие посетил Поляков, занимавший в то время пост министра автомобильной промышленности. Увидев опытные экземпляры переднеприводных моделей, он дал распоряжение привлечь к разработкам конструкторский отдел ВАЗ.
Только получилось все не совсем так, как рассчитывали работники Запорожского завода. Скульпторов-модельщиков отправили в Тольятти, а новый автомобиль должен был превратиться в ВАЗ.
Главным дизайнером проекта, курировавшим работу запорожских специалистов, был Гальчинский. Он настоял на создании машины в кузове хетчбэк, который как раз набирал популярность в Европе.
К облегчению запорожских конструкторов, специалисты ВАЗ, сделав свою работу, от проекта отказались, передав прототип и всю техническую документацию коллегам. Именно «Ладога» стала прародителем будущей «Таврии».
После передачи технической документации Запорожскому автомобильному заводу, там приступили к разработке новой модели. На этот раз перспектива запуска переднеприводной машины в серию была не такой туманной, как раньше.
Серьезность разработок «Таврии» в 1977 году подчеркивает закупка нескольких моделей малого класса иностранного производства.
Это были:
✅ Форд Фиеста
✅ Рено 5
✅ Хонда Сивик
После изучения образцов, решили ориентироваться на Ford Fiesta. Часть дизайнерских особенностей скопировали с Renault 5.
Двигатель решили разработать новый – наконец с жидкостным охлаждением. Классические «воздушники» окончательно оставили мотоциклам. Для современного автопрома, даже в середине 70-х, такие моторы были чересчур архаичными.
В 1977-1978 годах изготовлено несколько опытных экземпляров переднеприводных автомобилей. Уже тогда никто не рассчитывал сделать на их шасси целый модельный ряд – хотелось хоть одну машину воплотить в серийном исполнении.
К 1979 году ЗАЗ-1102 был почти готов. «Таврией» модель тогда не называли. Серийная машина, которая дебютировала в 1987 году с тем же индексом – это другой автомобиль. Хотя, если бы не опытные ЗАЗ-1102, никакой «Таврии» бы не было.
Несмотря на то, что новый «Запорожец» могли запускать в серию в 1979 году, этого так и не случилось. Причин было много, но основная – это дефицит автомобилей в Советском Союзе.
Зачем тратить деньги на новую модель, если можно выпускать немного модернизированную старую? Такой стал ЗАЗ-968М, серийное производство которого началось как раз в 1979 году. «Запорожцы» и так разбирали, на них тоже приходилось стоять в очереди, хотя и не такой длинной, как на «Москвичи» и «Жигули».
Второй нюанс – правительство не было заинтересовано в ЗАЗ-1102 и деньги на запуск модели в серию никто выделять не планировал. Третий – война в Афганистане тоже требовала огромных финансовых влияний.
Инженеры-конструкторы Запорожского завода все равно не теряли надежды и продолжали модернизировать и выпускать опытные модели.
Автомобили были похожи на ВАЗ-2108. Скорее всего, именно это сыграло решающую роль в судьбе машины. После запуска Лады «Восьмерки», ЗАЗ-1102 «Таврия» получила «добро» на серийное производство.
Хотя, это была уже другая модель, с видоизмененным дизайном и существенно переработанная. Прототипы и опытные ЗАЗ-1102 несколько раз участвовали в парадах на советских праздниках, потом их след окончательно потерялся. Считается, что до наших дней ни один из опытных ЗАЗ-1102 не сохранился.
Что касается «Таврии», серийное производство которой началось в 1987 году, то она выпускалась еще долго после развала СССР. Впрочем, это совсем другая история, ее мы расскажем в одной из следующих статей.
Хотя Запорожский автомобильный завод никогда в советское время не работал на склад, конструкторы прекрасно понимали, что нужно как-то усовершенствовать модельный ряд. ЗАЗ-966 превосходил «Горбатого» с индексом 965 по многим параметрам, но рядом с иномарками своего класса выглядел откровенно устаревшим.
Нужно было что-то менять, разрабатывать принципиально новую машину, а не ЗАЗ-968, который по сути являлся рестайлингом предыдущей модели.
Задумки и перспективы
Главным инициатором разработки нового автомобиля стал конструктор Запорожского завода Владимир Петрович Стешенко. Этот талантливый инженер отслеживал ситуацию на мировой арене и понимал, что будущее за переднеприводной платформой.
ЗАЗ-965 был слишком тесным. Фото: Youtube.com
На дворе стоял конец 1960-х годов, в СССР только собирались запускать ВАЗ-2101 с задним приводом. Этот автомобиль считался современным и перспективным.
Стешенко запланировал целый модельный ряд на единой платформе:
✅ Легковой
✅ Полноприводный
✅ Фургон
✅ Пикап
В 1970 году появился первый опытный экземпляр будущей «Таврии». Автомобиль получил название «Перспектива».
Уже тогда инженеры собирались сделать еще одну модель – полноприводную. Для передачи крутящего момента на заднюю ось планировали установить редуктор в приводе заднего моста.
Первый прототип, названный «Перспектива». Фото: Youtube.com
Для прототипа использовали два двигателя с воздушным охлаждением. Первый имел рабочий объем 0,9 литра с мощностью 40 л. с. Второй – 1,0 на 44 л. с. Вес ЗАЗ «Перспектива» составлял 800 кг, а максимальная скорость машины достигала 140 км/ч.
В 1972-1973 годах прототип испытывали, но в конечном итоге он был признан недостойным серийного выпуска. По крайней мере, так звучала официальная версия.
На самом деле, никто и не собирался ее производить. Модель была пробной и на ней отрабатывали новые конструкторские решения. В 1971 году появился ЗАЗ-968, поэтому все силы предприятия были брошены на скорейшее освоение и увеличение объемов выпуска новой модели.
Несмотря на то, что ЗАЗ «Перспектива» выглядел вполне современно, инженеры-конструкторы были недовольны дизайном, считая его слишком тяжеловесным в кормовой части. Для кузова типа фастбэк такая внешность считалась обычной. Поэтому следующие прототипы главный конструктор Стешенко решил делать в кузовах типа седан. Видимо, сыграла роль всесоюзная увлеченность «Жигулями».
В стиле ВАЗ
В 1973 году появились прототипы, больше похожие на автомобили Волжского завода первой серии. Хотя инженеры-конструкторы называли свое детище седаном, это был типичный кузов купе.
Опытный образец в стиле ВАЗ-2101. Фото: Youtube.com
Машины оказались похожими на ВАЗ-2101 не только внешне. Салоны тоже собирали в соответствии со стилистикой «Жигулей».
Прототипы удалось сделать легче на 100 кг, чем «Перспективу». Двигатель предполагался только один – с рабочим объемом 1 литр. В 1974 году прототипы немного переделали внешне, адаптируя их к современным веяниям автомобильной моды. Например, они получили сдвоенные фары в духе ВАЗ-2103.
Интересно, что разработка новой модели велась без особых надежд на то, что ее запустят в серию. В 1970-х годах финансовый поток был направлен на развитие Волжского автомобильного завода. Даже «Москвич» не получал одобрения на запуск в серию своих прототипов, не говоря уже о ЗАЗ.
Возврат к хетчбэку
В 1975 году запорожским конструкторам, казалось, повезло – предприятие посетил Поляков, занимавший в то время пост министра автомобильной промышленности. Увидев опытные экземпляры переднеприводных моделей, он дал распоряжение привлечь к разработкам конструкторский отдел ВАЗ.
Одна из промежуточных моделей. Фото: Youtube.com
Только получилось все не совсем так, как рассчитывали работники Запорожского завода. Скульпторов-модельщиков отправили в Тольятти, а новый автомобиль должен был превратиться в ВАЗ.
Главным дизайнером проекта, курировавшим работу запорожских специалистов, был Гальчинский. Он настоял на создании машины в кузове хетчбэк, который как раз набирал популярность в Европе.
В 1976 году в Тольятти построили прототип, названный «Ладога». Это уже был ВАЗ, а не ЗАЗ. Автомобиль успешно прошел испытания и рекомендовался к серийному производству.
К облегчению запорожских конструкторов, специалисты ВАЗ, сделав свою работу, от проекта отказались, передав прототип и всю техническую документацию коллегам. Именно «Ладога» стала прародителем будущей «Таврии».
Хетчбэки
После передачи технической документации Запорожскому автомобильному заводу, там приступили к разработке новой модели. На этот раз перспектива запуска переднеприводной машины в серию была не такой туманной, как раньше.
Ford Fiesta стал основным образцом для подражания. Фото: Youtube.com
Серьезность разработок «Таврии» в 1977 году подчеркивает закупка нескольких моделей малого класса иностранного производства.
Это были:
✅ Форд Фиеста
✅ Рено 5
✅ Хонда Сивик
После изучения образцов, решили ориентироваться на Ford Fiesta. Часть дизайнерских особенностей скопировали с Renault 5.
Двигатель решили разработать новый – наконец с жидкостным охлаждением. Классические «воздушники» окончательно оставили мотоциклам. Для современного автопрома, даже в середине 70-х, такие моторы были чересчур архаичными.
Силовой агрегат частично скопировали с «фордовского» CVH.
В 1977-1978 годах изготовлено несколько опытных экземпляров переднеприводных автомобилей. Уже тогда никто не рассчитывал сделать на их шасси целый модельный ряд – хотелось хоть одну машину воплотить в серийном исполнении.
Одну из опытных моделей показывали Брежневу. Фото: Youtube.com
К 1979 году ЗАЗ-1102 был почти готов. «Таврией» модель тогда не называли. Серийная машина, которая дебютировала в 1987 году с тем же индексом – это другой автомобиль. Хотя, если бы не опытные ЗАЗ-1102, никакой «Таврии» бы не было.
Почему модель не стала серийной
Несмотря на то, что новый «Запорожец» могли запускать в серию в 1979 году, этого так и не случилось. Причин было много, но основная – это дефицит автомобилей в Советском Союзе.
Зачем тратить деньги на новую модель, если можно выпускать немного модернизированную старую? Такой стал ЗАЗ-968М, серийное производство которого началось как раз в 1979 году. «Запорожцы» и так разбирали, на них тоже приходилось стоять в очереди, хотя и не такой длинной, как на «Москвичи» и «Жигули».
Второй нюанс – правительство не было заинтересовано в ЗАЗ-1102 и деньги на запуск модели в серию никто выделять не планировал. Третий – война в Афганистане тоже требовала огромных финансовых влияний.
Это серийная «Таврия» образца 1987 года. Фото: Youtube.com
Инженеры-конструкторы Запорожского завода все равно не теряли надежды и продолжали модернизировать и выпускать опытные модели.
Автомобили были похожи на ВАЗ-2108. Скорее всего, именно это сыграло решающую роль в судьбе машины. После запуска Лады «Восьмерки», ЗАЗ-1102 «Таврия» получила «добро» на серийное производство.
Хотя, это была уже другая модель, с видоизмененным дизайном и существенно переработанная. Прототипы и опытные ЗАЗ-1102 несколько раз участвовали в парадах на советских праздниках, потом их след окончательно потерялся. Считается, что до наших дней ни один из опытных ЗАЗ-1102 не сохранился.
Что касается «Таврии», серийное производство которой началось в 1987 году, то она выпускалась еще долго после развала СССР. Впрочем, это совсем другая история, ее мы расскажем в одной из следующих статей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...