Предшественник «Таврии» – ЗАЗ-1102, так и не ставший серийным
Автомобили ЗАЗ, более известные среди водителей как «Запорожцы», часто фигурировали в качестве героев анекдотов. Несмотря на это, любая машина в СССР была роскошью. Даже на модели ЗАЗ существовала очередь.
Хотя Запорожский автомобильный завод никогда в советское время не работал на склад, конструкторы прекрасно понимали, что нужно как-то усовершенствовать модельный ряд. ЗАЗ-966 превосходил «Горбатого» с индексом 965 по многим параметрам, но рядом с иномарками своего класса выглядел откровенно устаревшим.
Нужно было что-то менять, разрабатывать принципиально новую машину, а не ЗАЗ-968, который по сути являлся рестайлингом предыдущей модели.
Главным инициатором разработки нового автомобиля стал конструктор Запорожского завода Владимир Петрович Стешенко. Этот талантливый инженер отслеживал ситуацию на мировой арене и понимал, что будущее за переднеприводной платформой.
На дворе стоял конец 1960-х годов, в СССР только собирались запускать ВАЗ-2101 с задним приводом. Этот автомобиль считался современным и перспективным.
Стешенко запланировал целый модельный ряд на единой платформе:
✅ Легковой
✅ Полноприводный
✅ Фургон
✅ Пикап
В 1970 году появился первый опытный экземпляр будущей «Таврии». Автомобиль получил название «Перспектива».
Уже тогда инженеры собирались сделать еще одну модель – полноприводную. Для передачи крутящего момента на заднюю ось планировали установить редуктор в приводе заднего моста.
Для прототипа использовали два двигателя с воздушным охлаждением. Первый имел рабочий объем 0,9 литра с мощностью 40 л. с. Второй – 1,0 на 44 л. с. Вес ЗАЗ «Перспектива» составлял 800 кг, а максимальная скорость машины достигала 140 км/ч.
На самом деле, никто и не собирался ее производить. Модель была пробной и на ней отрабатывали новые конструкторские решения. В 1971 году появился ЗАЗ-968, поэтому все силы предприятия были брошены на скорейшее освоение и увеличение объемов выпуска новой модели.
Несмотря на то, что ЗАЗ «Перспектива» выглядел вполне современно, инженеры-конструкторы были недовольны дизайном, считая его слишком тяжеловесным в кормовой части. Для кузова типа фастбэк такая внешность считалась обычной. Поэтому следующие прототипы главный конструктор Стешенко решил делать в кузовах типа седан. Видимо, сыграла роль всесоюзная увлеченность «Жигулями».
В 1973 году появились прототипы, больше похожие на автомобили Волжского завода первой серии. Хотя инженеры-конструкторы называли свое детище седаном, это был типичный кузов купе.
Машины оказались похожими на ВАЗ-2101 не только внешне. Салоны тоже собирали в соответствии со стилистикой «Жигулей».
Прототипы удалось сделать легче на 100 кг, чем «Перспективу». Двигатель предполагался только один – с рабочим объемом 1 литр. В 1974 году прототипы немного переделали внешне, адаптируя их к современным веяниям автомобильной моды. Например, они получили сдвоенные фары в духе ВАЗ-2103.
Интересно, что разработка новой модели велась без особых надежд на то, что ее запустят в серию. В 1970-х годах финансовый поток был направлен на развитие Волжского автомобильного завода. Даже «Москвич» не получал одобрения на запуск в серию своих прототипов, не говоря уже о ЗАЗ.
В 1975 году запорожским конструкторам, казалось, повезло – предприятие посетил Поляков, занимавший в то время пост министра автомобильной промышленности. Увидев опытные экземпляры переднеприводных моделей, он дал распоряжение привлечь к разработкам конструкторский отдел ВАЗ.
Только получилось все не совсем так, как рассчитывали работники Запорожского завода. Скульпторов-модельщиков отправили в Тольятти, а новый автомобиль должен был превратиться в ВАЗ.
Главным дизайнером проекта, курировавшим работу запорожских специалистов, был Гальчинский. Он настоял на создании машины в кузове хетчбэк, который как раз набирал популярность в Европе.
К облегчению запорожских конструкторов, специалисты ВАЗ, сделав свою работу, от проекта отказались, передав прототип и всю техническую документацию коллегам. Именно «Ладога» стала прародителем будущей «Таврии».
После передачи технической документации Запорожскому автомобильному заводу, там приступили к разработке новой модели. На этот раз перспектива запуска переднеприводной машины в серию была не такой туманной, как раньше.
Серьезность разработок «Таврии» в 1977 году подчеркивает закупка нескольких моделей малого класса иностранного производства.
Это были:
✅ Форд Фиеста
✅ Рено 5
✅ Хонда Сивик
После изучения образцов, решили ориентироваться на Ford Fiesta. Часть дизайнерских особенностей скопировали с Renault 5.
Двигатель решили разработать новый – наконец с жидкостным охлаждением. Классические «воздушники» окончательно оставили мотоциклам. Для современного автопрома, даже в середине 70-х, такие моторы были чересчур архаичными.
В 1977-1978 годах изготовлено несколько опытных экземпляров переднеприводных автомобилей. Уже тогда никто не рассчитывал сделать на их шасси целый модельный ряд – хотелось хоть одну машину воплотить в серийном исполнении.
К 1979 году ЗАЗ-1102 был почти готов. «Таврией» модель тогда не называли. Серийная машина, которая дебютировала в 1987 году с тем же индексом – это другой автомобиль. Хотя, если бы не опытные ЗАЗ-1102, никакой «Таврии» бы не было.
Несмотря на то, что новый «Запорожец» могли запускать в серию в 1979 году, этого так и не случилось. Причин было много, но основная – это дефицит автомобилей в Советском Союзе.
Зачем тратить деньги на новую модель, если можно выпускать немного модернизированную старую? Такой стал ЗАЗ-968М, серийное производство которого началось как раз в 1979 году. «Запорожцы» и так разбирали, на них тоже приходилось стоять в очереди, хотя и не такой длинной, как на «Москвичи» и «Жигули».
Второй нюанс – правительство не было заинтересовано в ЗАЗ-1102 и деньги на запуск модели в серию никто выделять не планировал. Третий – война в Афганистане тоже требовала огромных финансовых влияний.
Инженеры-конструкторы Запорожского завода все равно не теряли надежды и продолжали модернизировать и выпускать опытные модели.
Автомобили были похожи на ВАЗ-2108. Скорее всего, именно это сыграло решающую роль в судьбе машины. После запуска Лады «Восьмерки», ЗАЗ-1102 «Таврия» получила «добро» на серийное производство.
Хотя, это была уже другая модель, с видоизмененным дизайном и существенно переработанная. Прототипы и опытные ЗАЗ-1102 несколько раз участвовали в парадах на советских праздниках, потом их след окончательно потерялся. Считается, что до наших дней ни один из опытных ЗАЗ-1102 не сохранился.
Что касается «Таврии», серийное производство которой началось в 1987 году, то она выпускалась еще долго после развала СССР. Впрочем, это совсем другая история, ее мы расскажем в одной из следующих статей.
Хотя Запорожский автомобильный завод никогда в советское время не работал на склад, конструкторы прекрасно понимали, что нужно как-то усовершенствовать модельный ряд. ЗАЗ-966 превосходил «Горбатого» с индексом 965 по многим параметрам, но рядом с иномарками своего класса выглядел откровенно устаревшим.
Нужно было что-то менять, разрабатывать принципиально новую машину, а не ЗАЗ-968, который по сути являлся рестайлингом предыдущей модели.
Задумки и перспективы
Главным инициатором разработки нового автомобиля стал конструктор Запорожского завода Владимир Петрович Стешенко. Этот талантливый инженер отслеживал ситуацию на мировой арене и понимал, что будущее за переднеприводной платформой.
ЗАЗ-965 был слишком тесным. Фото: Youtube.com
На дворе стоял конец 1960-х годов, в СССР только собирались запускать ВАЗ-2101 с задним приводом. Этот автомобиль считался современным и перспективным.
Стешенко запланировал целый модельный ряд на единой платформе:
✅ Легковой
✅ Полноприводный
✅ Фургон
✅ Пикап
В 1970 году появился первый опытный экземпляр будущей «Таврии». Автомобиль получил название «Перспектива».
Уже тогда инженеры собирались сделать еще одну модель – полноприводную. Для передачи крутящего момента на заднюю ось планировали установить редуктор в приводе заднего моста.
Первый прототип, названный «Перспектива». Фото: Youtube.com
Для прототипа использовали два двигателя с воздушным охлаждением. Первый имел рабочий объем 0,9 литра с мощностью 40 л. с. Второй – 1,0 на 44 л. с. Вес ЗАЗ «Перспектива» составлял 800 кг, а максимальная скорость машины достигала 140 км/ч.
В 1972-1973 годах прототип испытывали, но в конечном итоге он был признан недостойным серийного выпуска. По крайней мере, так звучала официальная версия.
На самом деле, никто и не собирался ее производить. Модель была пробной и на ней отрабатывали новые конструкторские решения. В 1971 году появился ЗАЗ-968, поэтому все силы предприятия были брошены на скорейшее освоение и увеличение объемов выпуска новой модели.
Несмотря на то, что ЗАЗ «Перспектива» выглядел вполне современно, инженеры-конструкторы были недовольны дизайном, считая его слишком тяжеловесным в кормовой части. Для кузова типа фастбэк такая внешность считалась обычной. Поэтому следующие прототипы главный конструктор Стешенко решил делать в кузовах типа седан. Видимо, сыграла роль всесоюзная увлеченность «Жигулями».
В стиле ВАЗ
В 1973 году появились прототипы, больше похожие на автомобили Волжского завода первой серии. Хотя инженеры-конструкторы называли свое детище седаном, это был типичный кузов купе.
Опытный образец в стиле ВАЗ-2101. Фото: Youtube.com
Машины оказались похожими на ВАЗ-2101 не только внешне. Салоны тоже собирали в соответствии со стилистикой «Жигулей».
Прототипы удалось сделать легче на 100 кг, чем «Перспективу». Двигатель предполагался только один – с рабочим объемом 1 литр. В 1974 году прототипы немного переделали внешне, адаптируя их к современным веяниям автомобильной моды. Например, они получили сдвоенные фары в духе ВАЗ-2103.
Интересно, что разработка новой модели велась без особых надежд на то, что ее запустят в серию. В 1970-х годах финансовый поток был направлен на развитие Волжского автомобильного завода. Даже «Москвич» не получал одобрения на запуск в серию своих прототипов, не говоря уже о ЗАЗ.
Возврат к хетчбэку
В 1975 году запорожским конструкторам, казалось, повезло – предприятие посетил Поляков, занимавший в то время пост министра автомобильной промышленности. Увидев опытные экземпляры переднеприводных моделей, он дал распоряжение привлечь к разработкам конструкторский отдел ВАЗ.
Одна из промежуточных моделей. Фото: Youtube.com
Только получилось все не совсем так, как рассчитывали работники Запорожского завода. Скульпторов-модельщиков отправили в Тольятти, а новый автомобиль должен был превратиться в ВАЗ.
Главным дизайнером проекта, курировавшим работу запорожских специалистов, был Гальчинский. Он настоял на создании машины в кузове хетчбэк, который как раз набирал популярность в Европе.
В 1976 году в Тольятти построили прототип, названный «Ладога». Это уже был ВАЗ, а не ЗАЗ. Автомобиль успешно прошел испытания и рекомендовался к серийному производству.
К облегчению запорожских конструкторов, специалисты ВАЗ, сделав свою работу, от проекта отказались, передав прототип и всю техническую документацию коллегам. Именно «Ладога» стала прародителем будущей «Таврии».
Хетчбэки
После передачи технической документации Запорожскому автомобильному заводу, там приступили к разработке новой модели. На этот раз перспектива запуска переднеприводной машины в серию была не такой туманной, как раньше.
Ford Fiesta стал основным образцом для подражания. Фото: Youtube.com
Серьезность разработок «Таврии» в 1977 году подчеркивает закупка нескольких моделей малого класса иностранного производства.
Это были:
✅ Форд Фиеста
✅ Рено 5
✅ Хонда Сивик
После изучения образцов, решили ориентироваться на Ford Fiesta. Часть дизайнерских особенностей скопировали с Renault 5.
Двигатель решили разработать новый – наконец с жидкостным охлаждением. Классические «воздушники» окончательно оставили мотоциклам. Для современного автопрома, даже в середине 70-х, такие моторы были чересчур архаичными.
Силовой агрегат частично скопировали с «фордовского» CVH.
В 1977-1978 годах изготовлено несколько опытных экземпляров переднеприводных автомобилей. Уже тогда никто не рассчитывал сделать на их шасси целый модельный ряд – хотелось хоть одну машину воплотить в серийном исполнении.
Одну из опытных моделей показывали Брежневу. Фото: Youtube.com
К 1979 году ЗАЗ-1102 был почти готов. «Таврией» модель тогда не называли. Серийная машина, которая дебютировала в 1987 году с тем же индексом – это другой автомобиль. Хотя, если бы не опытные ЗАЗ-1102, никакой «Таврии» бы не было.
Почему модель не стала серийной
Несмотря на то, что новый «Запорожец» могли запускать в серию в 1979 году, этого так и не случилось. Причин было много, но основная – это дефицит автомобилей в Советском Союзе.
Зачем тратить деньги на новую модель, если можно выпускать немного модернизированную старую? Такой стал ЗАЗ-968М, серийное производство которого началось как раз в 1979 году. «Запорожцы» и так разбирали, на них тоже приходилось стоять в очереди, хотя и не такой длинной, как на «Москвичи» и «Жигули».
Второй нюанс – правительство не было заинтересовано в ЗАЗ-1102 и деньги на запуск модели в серию никто выделять не планировал. Третий – война в Афганистане тоже требовала огромных финансовых влияний.
Это серийная «Таврия» образца 1987 года. Фото: Youtube.com
Инженеры-конструкторы Запорожского завода все равно не теряли надежды и продолжали модернизировать и выпускать опытные модели.
Автомобили были похожи на ВАЗ-2108. Скорее всего, именно это сыграло решающую роль в судьбе машины. После запуска Лады «Восьмерки», ЗАЗ-1102 «Таврия» получила «добро» на серийное производство.
Хотя, это была уже другая модель, с видоизмененным дизайном и существенно переработанная. Прототипы и опытные ЗАЗ-1102 несколько раз участвовали в парадах на советских праздниках, потом их след окончательно потерялся. Считается, что до наших дней ни один из опытных ЗАЗ-1102 не сохранился.
Что касается «Таврии», серийное производство которой началось в 1987 году, то она выпускалась еще долго после развала СССР. Впрочем, это совсем другая история, ее мы расскажем в одной из следующих статей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...