
TriFan 600 – первый городской самолет
Речь идет о самолете вертикального взлета, разработкой и постройкой которого занимается американская компания XTI Aircraft. Сам аппарат придумал и предложил проект Дзвид Броуди (2012 год). Именно он собрал команду, в которую входили такие известные эксперты, как бывший глава Sikorsky Aircraft Джефф Пино и экс-президент Cessna Чарли Джонсон. С 2015 года идея гибридного летательного аппарата, совмещающего в себе плюсы вертолета и самолета, работающего от аккумуляторов и ДВС, начала реализовываться.
Кампанию по сбору средств начали в 2015-м, и довольно удачно: проект поддержали во всем мире – менее чем за 2 месяца в идею инвестировали 10 млн. долларов. К концу года о самолете заговорили СМИ и сумма увеличилась до 17 млн. «зеленых». Сборка прототипа началась в 2017 году в штате Калифорния, аэропорту Плейсервилла. Масштаб выбрали в 65 %. Изначально задействовали только батарейный блок. Электрические двигатели и соответствующее оборудование поставляла чешская фирма MGM Compro (г. Злин). Постройка уменьшенного прототипа была завершена к началу 2019-го, когда самолет впервые и представили широкой общественности.
TriFan 600 будет взлетать с крыш небоскребов. Фото: YouTube.com
Сегодня в проекте участвуют компании XTI Aircraft и Xeriant, GE Aviation. Инженеры последней заняты разработкой каталитического двигателя, который должен обеспечивать энергией генераторы.
По конструкции это продольный биплан с гибридными двигателями и способностью вертикального взлета, посадки (VTOL). Фюзеляж сделан из композитов, включая углеволокно. Силовой агрегат выполнен в виде трех электродвигателей-импеллеров (канальных вентиляторов в наружной «окантовке») и одного мотора турбовального типа, развивающего 999 «лошадей» (вырабатывает электричество для трех генераторов). Подобные агрегаты стоят, например, на вертолетах Eurocopter EC 135 (Arrius 2B2), Eurocopter BK 117 (Arriel 1E2). Однако позже предпочтение отдали турбовинтовому двигателю Catalyst, чтобы снизить массу конструкции.
При взлете двигатели TriFan 600 смотрят вверх. Фото: YouTube.com
В перспективе планируют перейти на мотор, питающийся от водородных элементов. Также есть мысль оснастить самолет солнечными панелями, чтобы аккумуляторы подзаряжались, пока аппарат находится на стоянке. Внешне TriFan 600 – обычный самолет с «классическими» крыльями и хвостовым оперением.
Основное предназначение – пассажирские перевозки бизнес-класса. Самолет должен стать городским «воздушным такси». Внутри имеется и небольшой грузовой отсек.
Интерьер самолета говорит о его отношении к бизнес-классу. Фото: YouTube.com
Не исключено, что летательным аппаратом заинтересуются службы спасения, медицинские учреждения. Богатые граждане смогут использовать самолет в качестве личного транспортного средства.
Аппарат способен подняться в небо с любой ровной площадки, предназначенной, например, для вертолетов (подойдет и крыша небоскреба). При необходимости взлета пара импеллеров, вмонтированных в крылья, находятся в горизонтальном виде. Точно такое же положение занимает (менять не может) и третий канальный вентилятор, вмонтированный в заднюю часть фюзеляжа.
После набора нужной высоты пара импеллеров, размещенных в крыльях, плавно и постепенно переводятся в вертикальное положение, чтобы самолет набрал крейсерскую скорость и оптимальную для полета высоту.
После взлета импеллеры плавно переводятся в вертикальное положение. Фото: YouTube.com
При этом неподвижный третий канальный вентилятор, находящийся в корпусе самолета, закрывается обшивкой, чтобы уменьшить сопротивление воздушному потоку. Через 1,5 минуты аппарат набирает крейсерскую скорость, а набор оптимальной высоты заканчивается через 11 минут. Технические параметры (в разных источниках могут немного различаться):
✅ размах крыльев – 11,5 м
✅ силовой агрегат – Honeywell HTS900 в 999 «лошадей» (позже – Catalyst) и 3 электродвигателя мощностью по 350 л. с.
✅ наибольшая скорость – 630 км/ч
✅ дальность – до 2200 км
✅ число пассажиров – 5 (по другим данным до 9-ти) человек
✅ максимальная высота – 8,8 км
Батареи используются последовательно с ДВС. Последний вырабатывает электричество, которое нужно для снабжения энергией моторов при горизонтальном передвижении (тогда аккумуляторы отключаются и работают при взлете и посадке).
Глава XTI Роберт Лабелль утверждает: на самолет устанавливается программное обеспечение, снижающее нагрузку на летчиков. Большую часть операций производит автопилот. Полет будет осуществляться исключительно по принципу «из точки в точку» – по маршруту, который одобрен американскими авиационными регуляторами. Согласно расчетам XTI, TriFan 600 производит на 40 % меньше вредных выбросов в атмосферу, вполовину слабее шумит, обходится дешевле на 50 % в плане технического обслуживания, если сравнивать с обычными самолетами.
С начала 2019 года до мая месяца прототип проверялся на земле и в режиме зависаний с привязкой якорем (всего двигатели наработали 1100 часов). Испытывались аккумуляторные системы, органы управления двигателем. В течение последующих шести месяцев будет произведено независимый взлет без якоря и переход на прямое передвижение. Второй этап испытаний планируется проводить на полигоне, принадлежащем компании Deseret UAS, в штате Юта.
Самолет может быть интересен спасателям. Фото: YouTube.com
TriFan 600 еще не прошел сертификацию, не выпускается серийно, а уже полным ходом идет разработка его грузовой версии – беспилотного летательного аппарата Trifan 200. Предполагается, что БЛА (он тоже изначально будет с гибридной силовой установкой) сможет перемещать 227 кг полезной нагрузки на 200 км.
На данный момент идет работа над прототипом самолета. Заявлено, что сертификация летательного аппарата пройдет в 2022-2023-м. В конце 2024-го уже планируется запустить машину в серийное производство. Аппарат хотят зарегистрировать, как самолет, по линии FAA (Американское управление гражданской авиации). По информации от XTI Aircraft, на июнь прошлого года, имелось 200 предварительных заказов на самолет. Предполагается, что стоимость TriFan 600 будет начинаться от 6,5 млн. долларов. По другим источникам, цена самолета находится в пределах 10-12 млн. «зеленых» и зависит от комплектации – например, оснащения салона.
Кампанию по сбору средств начали в 2015-м, и довольно удачно: проект поддержали во всем мире – менее чем за 2 месяца в идею инвестировали 10 млн. долларов. К концу года о самолете заговорили СМИ и сумма увеличилась до 17 млн. «зеленых». Сборка прототипа началась в 2017 году в штате Калифорния, аэропорту Плейсервилла. Масштаб выбрали в 65 %. Изначально задействовали только батарейный блок. Электрические двигатели и соответствующее оборудование поставляла чешская фирма MGM Compro (г. Злин). Постройка уменьшенного прототипа была завершена к началу 2019-го, когда самолет впервые и представили широкой общественности.
Идейный вдохновитель проекта Броуди изначально пытался заручиться поддержкой военных, предлагая им вариант своего детища в виде AVX Aircraft. Однако последние предпочли выбрать крупные компании (Bell Helicopter, Sikorsky-Boeing), которые разрабатывают такие аппараты, как «супервертолет» Х2 и конвертоплан V-280.

Сегодня в проекте участвуют компании XTI Aircraft и Xeriant, GE Aviation. Инженеры последней заняты разработкой каталитического двигателя, который должен обеспечивать энергией генераторы.
Что собой представляет TriFan 600
По конструкции это продольный биплан с гибридными двигателями и способностью вертикального взлета, посадки (VTOL). Фюзеляж сделан из композитов, включая углеволокно. Силовой агрегат выполнен в виде трех электродвигателей-импеллеров (канальных вентиляторов в наружной «окантовке») и одного мотора турбовального типа, развивающего 999 «лошадей» (вырабатывает электричество для трех генераторов). Подобные агрегаты стоят, например, на вертолетах Eurocopter EC 135 (Arrius 2B2), Eurocopter BK 117 (Arriel 1E2). Однако позже предпочтение отдали турбовинтовому двигателю Catalyst, чтобы снизить массу конструкции.

Если каталитический двигатель «доведут до ума», то не исключено, что первой ее поставит на свой самолет компания Textron. Сейчас она практически заканчивает работы по созданию турбовинтового одномоторного самолета Cessna Denali (более позднее название Beechcraft Denali). Его испытания с двигателем Catalyst проведены в ноябре прошлого года и признаны успешными: осталось пройти сертификацию.
В перспективе планируют перейти на мотор, питающийся от водородных элементов. Также есть мысль оснастить самолет солнечными панелями, чтобы аккумуляторы подзаряжались, пока аппарат находится на стоянке. Внешне TriFan 600 – обычный самолет с «классическими» крыльями и хвостовым оперением.
Для чего нужен TriFan 600
Основное предназначение – пассажирские перевозки бизнес-класса. Самолет должен стать городским «воздушным такси». Внутри имеется и небольшой грузовой отсек.

Не исключено, что летательным аппаратом заинтересуются службы спасения, медицинские учреждения. Богатые граждане смогут использовать самолет в качестве личного транспортного средства.
Как взлетает, перемещается и садится
Аппарат способен подняться в небо с любой ровной площадки, предназначенной, например, для вертолетов (подойдет и крыша небоскреба). При необходимости взлета пара импеллеров, вмонтированных в крылья, находятся в горизонтальном виде. Точно такое же положение занимает (менять не может) и третий канальный вентилятор, вмонтированный в заднюю часть фюзеляжа.
Идея установки авиационного мотора в корпусе летательного аппарата не нова. Например, в F-35 «задний» двигатель тоже работает только при взлете и посадке. Еще ранее подобная схема использовалась в экспериментальном советском Яке-141.
После набора нужной высоты пара импеллеров, размещенных в крыльях, плавно и постепенно переводятся в вертикальное положение, чтобы самолет набрал крейсерскую скорость и оптимальную для полета высоту.

При этом неподвижный третий канальный вентилятор, находящийся в корпусе самолета, закрывается обшивкой, чтобы уменьшить сопротивление воздушному потоку. Через 1,5 минуты аппарат набирает крейсерскую скорость, а набор оптимальной высоты заканчивается через 11 минут. Технические параметры (в разных источниках могут немного различаться):
✅ размах крыльев – 11,5 м
✅ силовой агрегат – Honeywell HTS900 в 999 «лошадей» (позже – Catalyst) и 3 электродвигателя мощностью по 350 л. с.
✅ наибольшая скорость – 630 км/ч
✅ дальность – до 2200 км
✅ число пассажиров – 5 (по другим данным до 9-ти) человек
✅ максимальная высота – 8,8 км
Батареи используются последовательно с ДВС. Последний вырабатывает электричество, которое нужно для снабжения энергией моторов при горизонтальном передвижении (тогда аккумуляторы отключаются и работают при взлете и посадке).
На 2022 год в СМИ отмечается, что TriFan 600 претендует на «звание» самого «дальнобойного» и быстрого гибридного летательного аппарата VTOL.
Оснащение и маршруты
Глава XTI Роберт Лабелль утверждает: на самолет устанавливается программное обеспечение, снижающее нагрузку на летчиков. Большую часть операций производит автопилот. Полет будет осуществляться исключительно по принципу «из точки в точку» – по маршруту, который одобрен американскими авиационными регуляторами. Согласно расчетам XTI, TriFan 600 производит на 40 % меньше вредных выбросов в атмосферу, вполовину слабее шумит, обходится дешевле на 50 % в плане технического обслуживания, если сравнивать с обычными самолетами.
Испытания
С начала 2019 года до мая месяца прототип проверялся на земле и в режиме зависаний с привязкой якорем (всего двигатели наработали 1100 часов). Испытывались аккумуляторные системы, органы управления двигателем. В течение последующих шести месяцев будет произведено независимый взлет без якоря и переход на прямое передвижение. Второй этап испытаний планируется проводить на полигоне, принадлежащем компании Deseret UAS, в штате Юта.

TriFan 600 еще не прошел сертификацию, не выпускается серийно, а уже полным ходом идет разработка его грузовой версии – беспилотного летательного аппарата Trifan 200. Предполагается, что БЛА (он тоже изначально будет с гибридной силовой установкой) сможет перемещать 227 кг полезной нагрузки на 200 км.
Состояние дел сегодня
На данный момент идет работа над прототипом самолета. Заявлено, что сертификация летательного аппарата пройдет в 2022-2023-м. В конце 2024-го уже планируется запустить машину в серийное производство. Аппарат хотят зарегистрировать, как самолет, по линии FAA (Американское управление гражданской авиации). По информации от XTI Aircraft, на июнь прошлого года, имелось 200 предварительных заказов на самолет. Предполагается, что стоимость TriFan 600 будет начинаться от 6,5 млн. долларов. По другим источникам, цена самолета находится в пределах 10-12 млн. «зеленых» и зависит от комплектации – например, оснащения салона.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....