TriFan 600 – первый городской самолет
Речь идет о самолете вертикального взлета, разработкой и постройкой которого занимается американская компания XTI Aircraft. Сам аппарат придумал и предложил проект Дзвид Броуди (2012 год). Именно он собрал команду, в которую входили такие известные эксперты, как бывший глава Sikorsky Aircraft Джефф Пино и экс-президент Cessna Чарли Джонсон. С 2015 года идея гибридного летательного аппарата, совмещающего в себе плюсы вертолета и самолета, работающего от аккумуляторов и ДВС, начала реализовываться.
Кампанию по сбору средств начали в 2015-м, и довольно удачно: проект поддержали во всем мире – менее чем за 2 месяца в идею инвестировали 10 млн. долларов. К концу года о самолете заговорили СМИ и сумма увеличилась до 17 млн. «зеленых». Сборка прототипа началась в 2017 году в штате Калифорния, аэропорту Плейсервилла. Масштаб выбрали в 65 %. Изначально задействовали только батарейный блок. Электрические двигатели и соответствующее оборудование поставляла чешская фирма MGM Compro (г. Злин). Постройка уменьшенного прототипа была завершена к началу 2019-го, когда самолет впервые и представили широкой общественности.
Сегодня в проекте участвуют компании XTI Aircraft и Xeriant, GE Aviation. Инженеры последней заняты разработкой каталитического двигателя, который должен обеспечивать энергией генераторы.
По конструкции это продольный биплан с гибридными двигателями и способностью вертикального взлета, посадки (VTOL). Фюзеляж сделан из композитов, включая углеволокно. Силовой агрегат выполнен в виде трех электродвигателей-импеллеров (канальных вентиляторов в наружной «окантовке») и одного мотора турбовального типа, развивающего 999 «лошадей» (вырабатывает электричество для трех генераторов). Подобные агрегаты стоят, например, на вертолетах Eurocopter EC 135 (Arrius 2B2), Eurocopter BK 117 (Arriel 1E2). Однако позже предпочтение отдали турбовинтовому двигателю Catalyst, чтобы снизить массу конструкции.
В перспективе планируют перейти на мотор, питающийся от водородных элементов. Также есть мысль оснастить самолет солнечными панелями, чтобы аккумуляторы подзаряжались, пока аппарат находится на стоянке. Внешне TriFan 600 – обычный самолет с «классическими» крыльями и хвостовым оперением.
Основное предназначение – пассажирские перевозки бизнес-класса. Самолет должен стать городским «воздушным такси». Внутри имеется и небольшой грузовой отсек.
Не исключено, что летательным аппаратом заинтересуются службы спасения, медицинские учреждения. Богатые граждане смогут использовать самолет в качестве личного транспортного средства.
Аппарат способен подняться в небо с любой ровной площадки, предназначенной, например, для вертолетов (подойдет и крыша небоскреба). При необходимости взлета пара импеллеров, вмонтированных в крылья, находятся в горизонтальном виде. Точно такое же положение занимает (менять не может) и третий канальный вентилятор, вмонтированный в заднюю часть фюзеляжа.
После набора нужной высоты пара импеллеров, размещенных в крыльях, плавно и постепенно переводятся в вертикальное положение, чтобы самолет набрал крейсерскую скорость и оптимальную для полета высоту.
При этом неподвижный третий канальный вентилятор, находящийся в корпусе самолета, закрывается обшивкой, чтобы уменьшить сопротивление воздушному потоку. Через 1,5 минуты аппарат набирает крейсерскую скорость, а набор оптимальной высоты заканчивается через 11 минут. Технические параметры (в разных источниках могут немного различаться):
✅ размах крыльев – 11,5 м
✅ силовой агрегат – Honeywell HTS900 в 999 «лошадей» (позже – Catalyst) и 3 электродвигателя мощностью по 350 л. с.
✅ наибольшая скорость – 630 км/ч
✅ дальность – до 2200 км
✅ число пассажиров – 5 (по другим данным до 9-ти) человек
✅ максимальная высота – 8,8 км
Батареи используются последовательно с ДВС. Последний вырабатывает электричество, которое нужно для снабжения энергией моторов при горизонтальном передвижении (тогда аккумуляторы отключаются и работают при взлете и посадке).
Глава XTI Роберт Лабелль утверждает: на самолет устанавливается программное обеспечение, снижающее нагрузку на летчиков. Большую часть операций производит автопилот. Полет будет осуществляться исключительно по принципу «из точки в точку» – по маршруту, который одобрен американскими авиационными регуляторами. Согласно расчетам XTI, TriFan 600 производит на 40 % меньше вредных выбросов в атмосферу, вполовину слабее шумит, обходится дешевле на 50 % в плане технического обслуживания, если сравнивать с обычными самолетами.
С начала 2019 года до мая месяца прототип проверялся на земле и в режиме зависаний с привязкой якорем (всего двигатели наработали 1100 часов). Испытывались аккумуляторные системы, органы управления двигателем. В течение последующих шести месяцев будет произведено независимый взлет без якоря и переход на прямое передвижение. Второй этап испытаний планируется проводить на полигоне, принадлежащем компании Deseret UAS, в штате Юта.
TriFan 600 еще не прошел сертификацию, не выпускается серийно, а уже полным ходом идет разработка его грузовой версии – беспилотного летательного аппарата Trifan 200. Предполагается, что БЛА (он тоже изначально будет с гибридной силовой установкой) сможет перемещать 227 кг полезной нагрузки на 200 км.
На данный момент идет работа над прототипом самолета. Заявлено, что сертификация летательного аппарата пройдет в 2022-2023-м. В конце 2024-го уже планируется запустить машину в серийное производство. Аппарат хотят зарегистрировать, как самолет, по линии FAA (Американское управление гражданской авиации). По информации от XTI Aircraft, на июнь прошлого года, имелось 200 предварительных заказов на самолет. Предполагается, что стоимость TriFan 600 будет начинаться от 6,5 млн. долларов. По другим источникам, цена самолета находится в пределах 10-12 млн. «зеленых» и зависит от комплектации – например, оснащения салона.
Кампанию по сбору средств начали в 2015-м, и довольно удачно: проект поддержали во всем мире – менее чем за 2 месяца в идею инвестировали 10 млн. долларов. К концу года о самолете заговорили СМИ и сумма увеличилась до 17 млн. «зеленых». Сборка прототипа началась в 2017 году в штате Калифорния, аэропорту Плейсервилла. Масштаб выбрали в 65 %. Изначально задействовали только батарейный блок. Электрические двигатели и соответствующее оборудование поставляла чешская фирма MGM Compro (г. Злин). Постройка уменьшенного прототипа была завершена к началу 2019-го, когда самолет впервые и представили широкой общественности.
Идейный вдохновитель проекта Броуди изначально пытался заручиться поддержкой военных, предлагая им вариант своего детища в виде AVX Aircraft. Однако последние предпочли выбрать крупные компании (Bell Helicopter, Sikorsky-Boeing), которые разрабатывают такие аппараты, как «супервертолет» Х2 и конвертоплан V-280.
TriFan 600 будет взлетать с крыш небоскребов. Фото: YouTube.com
Сегодня в проекте участвуют компании XTI Aircraft и Xeriant, GE Aviation. Инженеры последней заняты разработкой каталитического двигателя, который должен обеспечивать энергией генераторы.
Что собой представляет TriFan 600
По конструкции это продольный биплан с гибридными двигателями и способностью вертикального взлета, посадки (VTOL). Фюзеляж сделан из композитов, включая углеволокно. Силовой агрегат выполнен в виде трех электродвигателей-импеллеров (канальных вентиляторов в наружной «окантовке») и одного мотора турбовального типа, развивающего 999 «лошадей» (вырабатывает электричество для трех генераторов). Подобные агрегаты стоят, например, на вертолетах Eurocopter EC 135 (Arrius 2B2), Eurocopter BK 117 (Arriel 1E2). Однако позже предпочтение отдали турбовинтовому двигателю Catalyst, чтобы снизить массу конструкции.
При взлете двигатели TriFan 600 смотрят вверх. Фото: YouTube.com
Если каталитический двигатель «доведут до ума», то не исключено, что первой ее поставит на свой самолет компания Textron. Сейчас она практически заканчивает работы по созданию турбовинтового одномоторного самолета Cessna Denali (более позднее название Beechcraft Denali). Его испытания с двигателем Catalyst проведены в ноябре прошлого года и признаны успешными: осталось пройти сертификацию.
В перспективе планируют перейти на мотор, питающийся от водородных элементов. Также есть мысль оснастить самолет солнечными панелями, чтобы аккумуляторы подзаряжались, пока аппарат находится на стоянке. Внешне TriFan 600 – обычный самолет с «классическими» крыльями и хвостовым оперением.
Для чего нужен TriFan 600
Основное предназначение – пассажирские перевозки бизнес-класса. Самолет должен стать городским «воздушным такси». Внутри имеется и небольшой грузовой отсек.
Интерьер самолета говорит о его отношении к бизнес-классу. Фото: YouTube.com
Не исключено, что летательным аппаратом заинтересуются службы спасения, медицинские учреждения. Богатые граждане смогут использовать самолет в качестве личного транспортного средства.
Как взлетает, перемещается и садится
Аппарат способен подняться в небо с любой ровной площадки, предназначенной, например, для вертолетов (подойдет и крыша небоскреба). При необходимости взлета пара импеллеров, вмонтированных в крылья, находятся в горизонтальном виде. Точно такое же положение занимает (менять не может) и третий канальный вентилятор, вмонтированный в заднюю часть фюзеляжа.
Идея установки авиационного мотора в корпусе летательного аппарата не нова. Например, в F-35 «задний» двигатель тоже работает только при взлете и посадке. Еще ранее подобная схема использовалась в экспериментальном советском Яке-141.
После набора нужной высоты пара импеллеров, размещенных в крыльях, плавно и постепенно переводятся в вертикальное положение, чтобы самолет набрал крейсерскую скорость и оптимальную для полета высоту.
После взлета импеллеры плавно переводятся в вертикальное положение. Фото: YouTube.com
При этом неподвижный третий канальный вентилятор, находящийся в корпусе самолета, закрывается обшивкой, чтобы уменьшить сопротивление воздушному потоку. Через 1,5 минуты аппарат набирает крейсерскую скорость, а набор оптимальной высоты заканчивается через 11 минут. Технические параметры (в разных источниках могут немного различаться):
✅ размах крыльев – 11,5 м
✅ силовой агрегат – Honeywell HTS900 в 999 «лошадей» (позже – Catalyst) и 3 электродвигателя мощностью по 350 л. с.
✅ наибольшая скорость – 630 км/ч
✅ дальность – до 2200 км
✅ число пассажиров – 5 (по другим данным до 9-ти) человек
✅ максимальная высота – 8,8 км
Батареи используются последовательно с ДВС. Последний вырабатывает электричество, которое нужно для снабжения энергией моторов при горизонтальном передвижении (тогда аккумуляторы отключаются и работают при взлете и посадке).
На 2022 год в СМИ отмечается, что TriFan 600 претендует на «звание» самого «дальнобойного» и быстрого гибридного летательного аппарата VTOL.
Оснащение и маршруты
Глава XTI Роберт Лабелль утверждает: на самолет устанавливается программное обеспечение, снижающее нагрузку на летчиков. Большую часть операций производит автопилот. Полет будет осуществляться исключительно по принципу «из точки в точку» – по маршруту, который одобрен американскими авиационными регуляторами. Согласно расчетам XTI, TriFan 600 производит на 40 % меньше вредных выбросов в атмосферу, вполовину слабее шумит, обходится дешевле на 50 % в плане технического обслуживания, если сравнивать с обычными самолетами.
Испытания
С начала 2019 года до мая месяца прототип проверялся на земле и в режиме зависаний с привязкой якорем (всего двигатели наработали 1100 часов). Испытывались аккумуляторные системы, органы управления двигателем. В течение последующих шести месяцев будет произведено независимый взлет без якоря и переход на прямое передвижение. Второй этап испытаний планируется проводить на полигоне, принадлежащем компании Deseret UAS, в штате Юта.
Самолет может быть интересен спасателям. Фото: YouTube.com
TriFan 600 еще не прошел сертификацию, не выпускается серийно, а уже полным ходом идет разработка его грузовой версии – беспилотного летательного аппарата Trifan 200. Предполагается, что БЛА (он тоже изначально будет с гибридной силовой установкой) сможет перемещать 227 кг полезной нагрузки на 200 км.
Состояние дел сегодня
На данный момент идет работа над прототипом самолета. Заявлено, что сертификация летательного аппарата пройдет в 2022-2023-м. В конце 2024-го уже планируется запустить машину в серийное производство. Аппарат хотят зарегистрировать, как самолет, по линии FAA (Американское управление гражданской авиации). По информации от XTI Aircraft, на июнь прошлого года, имелось 200 предварительных заказов на самолет. Предполагается, что стоимость TriFan 600 будет начинаться от 6,5 млн. долларов. По другим источникам, цена самолета находится в пределах 10-12 млн. «зеленых» и зависит от комплектации – например, оснащения салона.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...