
McLaren MP4/13: счастливое число Хаккинена
С момента своего появления в «больших призах», финский гонщик Мика Хаккинен считался одним из быстрейших пилотов Формулы-1. И действительно, со скоростью у Мики был полный порядок, вот только победить, хотя бы на отдельном этапе, никак не получалось. Разумеется в таланте Хаккинена никто не сомневался, было очевидно что его победа – вопрос времени, и что как только у McLaren появится надежный и быстрый болид, финн полетит!
В конце сезона 1997 года Мике удалось решить одну часть уравнения: MP4/12 оказался достаточно быстрым, и Хаккинен, наконец то, одержал первую победу. Но болид 1997 года оказался еще и крайне ненадежным! Пазл Хаккинена сложился после прихода в Уокинг нового технического директора.
По условиям контракта с Williams, Эдриан Ньюи не имел права заходить на базу McLaren до окончания 1997 года, а значит не мог участвовать в разработке болида под новый регламент. Но творить очередной шедевр у себя дома ему никто не мешал! Работая в тишине и покое, с перерывами на «чай и печенье» Эдриан пришел к выводу, что с новыми правилами критически важно, чтобы центр тяжести болида располагался как можно ниже.
Технический директор McLaren Эдриан Ньюи и босс команды Рон Деннис. Фото: Youtube.com
Чтобы добиться поставленной задачи, Ньюи пришлось «опустить» гонщика в кокпите насколько это возможно, разместить балласт под топливным баком, и попросить мотористов сделать облегченные головки блока цилиндров, и разместить коленвал как можно ниже. В том что касается шасси и аэродинамики, Ньюи не следовал тенденциям – он их устанавливал! Так было и в тот раз: большинство конструкторов считало что раз болиды стали уже, то машину нужно сделать как можно более короткой. Но Ньюи поступил наоборот, и построил первый «авианосец» Формулы-1. В следующем сезоне концепцию McLaren попытались скопировать все...
McLaren MP4/13 Мики Хаккинена. Фото: Youtube.com
Так как о продуктивной работе в условиях изоляции не могло идти и речи, Рон Деннис уломал Фрэнка Вильямса отпустить Ньюи до окончания действия контракта. И 1 августа 1997 года Эдриан возглавил технический штаб команды McLaren. В его подчинение перешли:
✅ Анри Дюран – главный аэродинамик
✅ Питер Продрому – аэродинамик
✅ Нил Оутли – главный конструктор
✅ Стив Николс – технический консультант
Ньюи безвылазно жил в Уокинге, ночуя на базе команды несколько недель подряд и работая без перерывов: на разработку аэродинамики нового McLaren потребовалось 12 000 человеко-часов! Зато уже на первых тестах в Барселоне MP4/13 оказался быстрее соперников! Мика Хаккинен проехал круг за 1:21,41 — на секунду опередив ставшего вторым Ральфа Шумахера из команды Jordan! Как позже вспоминал Нил Оутли, шеф-дизайнер проекта, скорость MP4/13 оказалась сюрпризом даже для его создателей:
Но в Формуле-1 не принято обращать внимание на результаты тестов, ведь неизвестно кто по какой программе работал, сколько заливал топлива в баки и так далее. К тому же Ferrari в Барселоне не тестировалась, предпочитая работать на своих трассах. McLaren MP4/13 предстояло пройти проверку боем, чтобы доказать, или опровергнуть, выданные авансы.
Mercedes-Benz Ilmor, в лице Марио Иллиена, не являлись пионерами применения бериллиевых сплавов в Формуле-1, этот удивительный материал применяли в тормозных системах. Но Иллиен стал первым, кто решился использовать бериллий внутри двигателя! Изготовленные с использованием бериллиевого сплава поршни и гильзы цилиндров, позволили Mercedes-Benz выйти в лидеры Формулы-1 как по производительности, так и по надежности.
✅ Габариты: Длина: 4547 мм; Ширина: 1800 мм; Высота: 1016 мм
✅ Двигатель: Mercedes-Benz FO 110G
✅ Конфигурация: 72° V10
✅ Рабочий объем: 2998 см³
✅ Мощность: от 760 до 800 л. с., при 16 000 об/мин.
✅ Коробка передач : 6-ступенчатая полуавтоматическая McLaren
Само собой «процесс роста» сопровождался проблемами: в 1997 году моторы Mercedes-Benz вспыхивали как порох, и команда McLaren лишилась как минимум двух побед. Но в 1998 году двигатели Марио Иллиена работали практически идеально! По скорости на прямых McLaren не было равных: на старом Хоккенхаймринге, болиды McLaren MP4-13 оснащенные двигателями Mercedes-Benz FO110G V10, разгонялись до 356 км/ч!
Еще одной любопытной фишкой McLaren стала тормозная система. Обычно в автомобилях разделяют передние и задние тормозные контуры, но на MP4/13 можно было дополнительно притормозить одним из задних колес.
Диагональные тормоза вычислили по «светящемуся» заднему тормозному диску. Фото: Youtube.com
Получался этакий «эффект ручника», позволяющий «заправить» машину в затяжной поворот и побороть недостаточную поворачиваемость. Управлялось все это хозяйство при помощи дополнительной педали тормоза, и в случае с машиной Мики Хаккинена, в кокпите было три педали:
✅ Дополнительный тормоз
✅ Основной тормоз
✅ Акселератор
При этом обеими педалями тормоза Хаккинен управлял левой ногой, что давало неоспоримые преимущества перед Дэвидом Култхардом. А вот на болиде шотландца педалей было аж четыре! К вышеперечисленным пришлось добавить педаль сцепления, так как Дэвид не хотел, или не умел, пользоваться подрулевым рычагом. В конечном итоге Култхарду пришлось отказался от идеи использовать диагональные тормоза, но едва ли он сильно расстраивался по этому поводу, так как после первой же гонки сезона FIA признала подобные устройства незаконными. Любопытно, но запрет никак не скажется на скорости болидов McLaren! На недоуменные вопросы журналистов: почему вы по прежнему едете так быстро? Мика, с фирменной ухмылкой, отвечал: а как вы хотели, тормозов то у нас теперь нет!
Первый же этап чемпионата мира проходивший в Австралии, поставил точку на «и»: конкурировать с детищем Эдриана Ньюи оказалось невозможно! От «серебряных стрел» отставали не только пилоты чемпионской команды Williams: в конце концов слабую форму болидов из Дидкота можно списать на потерю Эдриана Ньюи и заводской поддержки Renault.
McLaren и Ferrari показали себя достойными соперниками. Фото: Youtube.com
Но и Ferrari, считавшиеся главными претендентами на титул! Максимум на что могли рассчитывать пилоты «Гарцующих жеребцов» – борьба за третье место, в круге позади McLaren! После Гран-при Австралии Дэймон Хилл заявил: Эдриан Ньюи только что доказал что он лучший конструктор Формулы-1 из всех, родившихся на планете Земля.
Победе команды McLaren в чемпионате мира 1998 года, среди прочего, также способствовал переход с проверенных десятилетиями гонок шин Goodyear, на никому неизвестный Bridgestone. Американской фирме сильно не понравился тот факт, что FIA перечеркнули все их прошлые достижения, введя новые шины «с канавками» - псевдослики. Таким образом многолетний опыт Goodyear оказался бесполезен, и по окончании сезона 1998 американцы навсегда покинули Формулу-1.
Команда McLaren победила в Личном зачете и Кубке Конструкторов. Впервые с 1991 года!
И тем не менее Goodyear не смогли оставить вызов Bridgestone без ответа! Уже на третьем этапе американцы предоставили Ferrari более широкие передние шины, и не прекращали разработку до конца сезона, что позволило Шумахеру вернуть в борьбу, и оказывать давление на пилотов McLaren. Сочетание Михаэль Шумахера, Ferrari F300 и шин Goodyear оказались серьезными соперниками для «Серебряных стрел» и Летучего финна: Шумахер выиграл шесть гран-при, и еще в одном победил его напарник, Эдди Ирвайн.
В результате, внезапно обострившегося соперничества оказалось, что за две гонки до финиша Хаккинен и Шумахер набрали одинаковое (по 80) количество очков! В дальнейшем противостоянии вырисовывалось преимущество Ferrari. Во-первых, итальянцам удалось невозможное – сократить казавшееся безнадежным отставание в скорости. Во-вторых, на тот момент, Михаэль уже трижды участвовал в сражении за высший титул, и выиграл два из них. В то время как Хаккинен, с момента первой победы которого в Формуле-1 прошло менее года, в борьбе за чемпионат не участвовал ни разу!
Победители: Эдриан Ньюи и Мика Хаккинен. Фото: Youtube.com
Но Мика хладнокровно победил на Нюрбургринге и обеспечил команде McLaren Кубок Конструкторов, а потом пришла очередь Сузуки. Хаккинен стартовал с поула, лидировал от старта до финиша, и победил в гонке. Тем самым обеспечил себе высший титул в личном зачете чемпионата мира! Команда McLaren воспользовалась изменением Технического регламента с максимальной выгодой, завоевав 12 поулов, 9 побед и набрав 156 очков в зачет Кубка Конструкторов.
В конце сезона 1997 года Мике удалось решить одну часть уравнения: MP4/12 оказался достаточно быстрым, и Хаккинен, наконец то, одержал первую победу. Но болид 1997 года оказался еще и крайне ненадежным! Пазл Хаккинена сложился после прихода в Уокинг нового технического директора.
Рождение McLaren MP4/13
По условиям контракта с Williams, Эдриан Ньюи не имел права заходить на базу McLaren до окончания 1997 года, а значит не мог участвовать в разработке болида под новый регламент. Но творить очередной шедевр у себя дома ему никто не мешал! Работая в тишине и покое, с перерывами на «чай и печенье» Эдриан пришел к выводу, что с новыми правилами критически важно, чтобы центр тяжести болида располагался как можно ниже.

Чтобы добиться поставленной задачи, Ньюи пришлось «опустить» гонщика в кокпите насколько это возможно, разместить балласт под топливным баком, и попросить мотористов сделать облегченные головки блока цилиндров, и разместить коленвал как можно ниже. В том что касается шасси и аэродинамики, Ньюи не следовал тенденциям – он их устанавливал! Так было и в тот раз: большинство конструкторов считало что раз болиды стали уже, то машину нужно сделать как можно более короткой. Но Ньюи поступил наоборот, и построил первый «авианосец» Формулы-1. В следующем сезоне концепцию McLaren попытались скопировать все...

Так как о продуктивной работе в условиях изоляции не могло идти и речи, Рон Деннис уломал Фрэнка Вильямса отпустить Ньюи до окончания действия контракта. И 1 августа 1997 года Эдриан возглавил технический штаб команды McLaren. В его подчинение перешли:
✅ Анри Дюран – главный аэродинамик
✅ Питер Продрому – аэродинамик
✅ Нил Оутли – главный конструктор
✅ Стив Николс – технический консультант
Ньюи безвылазно жил в Уокинге, ночуя на базе команды несколько недель подряд и работая без перерывов: на разработку аэродинамики нового McLaren потребовалось 12 000 человеко-часов! Зато уже на первых тестах в Барселоне MP4/13 оказался быстрее соперников! Мика Хаккинен проехал круг за 1:21,41 — на секунду опередив ставшего вторым Ральфа Шумахера из команды Jordan! Как позже вспоминал Нил Оутли, шеф-дизайнер проекта, скорость MP4/13 оказалась сюрпризом даже для его создателей:
Вообще-то, мы и сами не ожидали что окажемся настолько быстрыми. Честно говоря, в то, что MP4/13 позволит бороться за титул мы проверили после того, как оказались на тестах в Барселоне. В первый же день проехали круг который оказался лучше, чем у остальных команд! После такого начала мы начали подозревать что построили самовоз.
Но в Формуле-1 не принято обращать внимание на результаты тестов, ведь неизвестно кто по какой программе работал, сколько заливал топлива в баки и так далее. К тому же Ferrari в Барселоне не тестировалась, предпочитая работать на своих трассах. McLaren MP4/13 предстояло пройти проверку боем, чтобы доказать, или опровергнуть, выданные авансы.
Технологии MP4/13
Mercedes-Benz Ilmor, в лице Марио Иллиена, не являлись пионерами применения бериллиевых сплавов в Формуле-1, этот удивительный материал применяли в тормозных системах. Но Иллиен стал первым, кто решился использовать бериллий внутри двигателя! Изготовленные с использованием бериллиевого сплава поршни и гильзы цилиндров, позволили Mercedes-Benz выйти в лидеры Формулы-1 как по производительности, так и по надежности.
✅ Габариты: Длина: 4547 мм; Ширина: 1800 мм; Высота: 1016 мм
✅ Двигатель: Mercedes-Benz FO 110G
✅ Конфигурация: 72° V10
✅ Рабочий объем: 2998 см³
✅ Мощность: от 760 до 800 л. с., при 16 000 об/мин.
✅ Коробка передач : 6-ступенчатая полуавтоматическая McLaren
Само собой «процесс роста» сопровождался проблемами: в 1997 году моторы Mercedes-Benz вспыхивали как порох, и команда McLaren лишилась как минимум двух побед. Но в 1998 году двигатели Марио Иллиена работали практически идеально! По скорости на прямых McLaren не было равных: на старом Хоккенхаймринге, болиды McLaren MP4-13 оснащенные двигателями Mercedes-Benz FO110G V10, разгонялись до 356 км/ч!
Диагональные тормоза
Еще одной любопытной фишкой McLaren стала тормозная система. Обычно в автомобилях разделяют передние и задние тормозные контуры, но на MP4/13 можно было дополнительно притормозить одним из задних колес.

Получался этакий «эффект ручника», позволяющий «заправить» машину в затяжной поворот и побороть недостаточную поворачиваемость. Управлялось все это хозяйство при помощи дополнительной педали тормоза, и в случае с машиной Мики Хаккинена, в кокпите было три педали:
✅ Дополнительный тормоз
✅ Основной тормоз
✅ Акселератор
При этом обеими педалями тормоза Хаккинен управлял левой ногой, что давало неоспоримые преимущества перед Дэвидом Култхардом. А вот на болиде шотландца педалей было аж четыре! К вышеперечисленным пришлось добавить педаль сцепления, так как Дэвид не хотел, или не умел, пользоваться подрулевым рычагом. В конечном итоге Култхарду пришлось отказался от идеи использовать диагональные тормоза, но едва ли он сильно расстраивался по этому поводу, так как после первой же гонки сезона FIA признала подобные устройства незаконными. Любопытно, но запрет никак не скажется на скорости болидов McLaren! На недоуменные вопросы журналистов: почему вы по прежнему едете так быстро? Мика, с фирменной ухмылкой, отвечал: а как вы хотели, тормозов то у нас теперь нет!
Победа в дебюте
Первый же этап чемпионата мира проходивший в Австралии, поставил точку на «и»: конкурировать с детищем Эдриана Ньюи оказалось невозможно! От «серебряных стрел» отставали не только пилоты чемпионской команды Williams: в конце концов слабую форму болидов из Дидкота можно списать на потерю Эдриана Ньюи и заводской поддержки Renault.

Но и Ferrari, считавшиеся главными претендентами на титул! Максимум на что могли рассчитывать пилоты «Гарцующих жеребцов» – борьба за третье место, в круге позади McLaren! После Гран-при Австралии Дэймон Хилл заявил: Эдриан Ньюи только что доказал что он лучший конструктор Формулы-1 из всех, родившихся на планете Земля.
We are the champions!
Победе команды McLaren в чемпионате мира 1998 года, среди прочего, также способствовал переход с проверенных десятилетиями гонок шин Goodyear, на никому неизвестный Bridgestone. Американской фирме сильно не понравился тот факт, что FIA перечеркнули все их прошлые достижения, введя новые шины «с канавками» - псевдослики. Таким образом многолетний опыт Goodyear оказался бесполезен, и по окончании сезона 1998 американцы навсегда покинули Формулу-1.

И тем не менее Goodyear не смогли оставить вызов Bridgestone без ответа! Уже на третьем этапе американцы предоставили Ferrari более широкие передние шины, и не прекращали разработку до конца сезона, что позволило Шумахеру вернуть в борьбу, и оказывать давление на пилотов McLaren. Сочетание Михаэль Шумахера, Ferrari F300 и шин Goodyear оказались серьезными соперниками для «Серебряных стрел» и Летучего финна: Шумахер выиграл шесть гран-при, и еще в одном победил его напарник, Эдди Ирвайн.
В результате, внезапно обострившегося соперничества оказалось, что за две гонки до финиша Хаккинен и Шумахер набрали одинаковое (по 80) количество очков! В дальнейшем противостоянии вырисовывалось преимущество Ferrari. Во-первых, итальянцам удалось невозможное – сократить казавшееся безнадежным отставание в скорости. Во-вторых, на тот момент, Михаэль уже трижды участвовал в сражении за высший титул, и выиграл два из них. В то время как Хаккинен, с момента первой победы которого в Формуле-1 прошло менее года, в борьбе за чемпионат не участвовал ни разу!

Но Мика хладнокровно победил на Нюрбургринге и обеспечил команде McLaren Кубок Конструкторов, а потом пришла очередь Сузуки. Хаккинен стартовал с поула, лидировал от старта до финиша, и победил в гонке. Тем самым обеспечил себе высший титул в личном зачете чемпионата мира! Команда McLaren воспользовалась изменением Технического регламента с максимальной выгодой, завоевав 12 поулов, 9 побед и набрав 156 очков в зачет Кубка Конструкторов.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....