McLaren MP4/13: счастливое число Хаккинена
С момента своего появления в «больших призах», финский гонщик Мика Хаккинен считался одним из быстрейших пилотов Формулы-1. И действительно, со скоростью у Мики был полный порядок, вот только победить, хотя бы на отдельном этапе, никак не получалось. Разумеется в таланте Хаккинена никто не сомневался, было очевидно что его победа – вопрос времени, и что как только у McLaren появится надежный и быстрый болид, финн полетит!
В конце сезона 1997 года Мике удалось решить одну часть уравнения: MP4/12 оказался достаточно быстрым, и Хаккинен, наконец то, одержал первую победу. Но болид 1997 года оказался еще и крайне ненадежным! Пазл Хаккинена сложился после прихода в Уокинг нового технического директора.
По условиям контракта с Williams, Эдриан Ньюи не имел права заходить на базу McLaren до окончания 1997 года, а значит не мог участвовать в разработке болида под новый регламент. Но творить очередной шедевр у себя дома ему никто не мешал! Работая в тишине и покое, с перерывами на «чай и печенье» Эдриан пришел к выводу, что с новыми правилами критически важно, чтобы центр тяжести болида располагался как можно ниже.
Чтобы добиться поставленной задачи, Ньюи пришлось «опустить» гонщика в кокпите насколько это возможно, разместить балласт под топливным баком, и попросить мотористов сделать облегченные головки блока цилиндров, и разместить коленвал как можно ниже. В том что касается шасси и аэродинамики, Ньюи не следовал тенденциям – он их устанавливал! Так было и в тот раз: большинство конструкторов считало что раз болиды стали уже, то машину нужно сделать как можно более короткой. Но Ньюи поступил наоборот, и построил первый «авианосец» Формулы-1. В следующем сезоне концепцию McLaren попытались скопировать все...
Так как о продуктивной работе в условиях изоляции не могло идти и речи, Рон Деннис уломал Фрэнка Вильямса отпустить Ньюи до окончания действия контракта. И 1 августа 1997 года Эдриан возглавил технический штаб команды McLaren. В его подчинение перешли:
✅ Анри Дюран – главный аэродинамик
✅ Питер Продрому – аэродинамик
✅ Нил Оутли – главный конструктор
✅ Стив Николс – технический консультант
Ньюи безвылазно жил в Уокинге, ночуя на базе команды несколько недель подряд и работая без перерывов: на разработку аэродинамики нового McLaren потребовалось 12 000 человеко-часов! Зато уже на первых тестах в Барселоне MP4/13 оказался быстрее соперников! Мика Хаккинен проехал круг за 1:21,41 — на секунду опередив ставшего вторым Ральфа Шумахера из команды Jordan! Как позже вспоминал Нил Оутли, шеф-дизайнер проекта, скорость MP4/13 оказалась сюрпризом даже для его создателей:
Но в Формуле-1 не принято обращать внимание на результаты тестов, ведь неизвестно кто по какой программе работал, сколько заливал топлива в баки и так далее. К тому же Ferrari в Барселоне не тестировалась, предпочитая работать на своих трассах. McLaren MP4/13 предстояло пройти проверку боем, чтобы доказать, или опровергнуть, выданные авансы.
Mercedes-Benz Ilmor, в лице Марио Иллиена, не являлись пионерами применения бериллиевых сплавов в Формуле-1, этот удивительный материал применяли в тормозных системах. Но Иллиен стал первым, кто решился использовать бериллий внутри двигателя! Изготовленные с использованием бериллиевого сплава поршни и гильзы цилиндров, позволили Mercedes-Benz выйти в лидеры Формулы-1 как по производительности, так и по надежности.
✅ Габариты: Длина: 4547 мм; Ширина: 1800 мм; Высота: 1016 мм
✅ Двигатель: Mercedes-Benz FO 110G
✅ Конфигурация: 72° V10
✅ Рабочий объем: 2998 см³
✅ Мощность: от 760 до 800 л. с., при 16 000 об/мин.
✅ Коробка передач : 6-ступенчатая полуавтоматическая McLaren
Само собой «процесс роста» сопровождался проблемами: в 1997 году моторы Mercedes-Benz вспыхивали как порох, и команда McLaren лишилась как минимум двух побед. Но в 1998 году двигатели Марио Иллиена работали практически идеально! По скорости на прямых McLaren не было равных: на старом Хоккенхаймринге, болиды McLaren MP4-13 оснащенные двигателями Mercedes-Benz FO110G V10, разгонялись до 356 км/ч!
Еще одной любопытной фишкой McLaren стала тормозная система. Обычно в автомобилях разделяют передние и задние тормозные контуры, но на MP4/13 можно было дополнительно притормозить одним из задних колес.
Получался этакий «эффект ручника», позволяющий «заправить» машину в затяжной поворот и побороть недостаточную поворачиваемость. Управлялось все это хозяйство при помощи дополнительной педали тормоза, и в случае с машиной Мики Хаккинена, в кокпите было три педали:
✅ Дополнительный тормоз
✅ Основной тормоз
✅ Акселератор
При этом обеими педалями тормоза Хаккинен управлял левой ногой, что давало неоспоримые преимущества перед Дэвидом Култхардом. А вот на болиде шотландца педалей было аж четыре! К вышеперечисленным пришлось добавить педаль сцепления, так как Дэвид не хотел, или не умел, пользоваться подрулевым рычагом. В конечном итоге Култхарду пришлось отказался от идеи использовать диагональные тормоза, но едва ли он сильно расстраивался по этому поводу, так как после первой же гонки сезона FIA признала подобные устройства незаконными. Любопытно, но запрет никак не скажется на скорости болидов McLaren! На недоуменные вопросы журналистов: почему вы по прежнему едете так быстро? Мика, с фирменной ухмылкой, отвечал: а как вы хотели, тормозов то у нас теперь нет!
Первый же этап чемпионата мира проходивший в Австралии, поставил точку на «и»: конкурировать с детищем Эдриана Ньюи оказалось невозможно! От «серебряных стрел» отставали не только пилоты чемпионской команды Williams: в конце концов слабую форму болидов из Дидкота можно списать на потерю Эдриана Ньюи и заводской поддержки Renault.
Но и Ferrari, считавшиеся главными претендентами на титул! Максимум на что могли рассчитывать пилоты «Гарцующих жеребцов» – борьба за третье место, в круге позади McLaren! После Гран-при Австралии Дэймон Хилл заявил: Эдриан Ньюи только что доказал что он лучший конструктор Формулы-1 из всех, родившихся на планете Земля.
Победе команды McLaren в чемпионате мира 1998 года, среди прочего, также способствовал переход с проверенных десятилетиями гонок шин Goodyear, на никому неизвестный Bridgestone. Американской фирме сильно не понравился тот факт, что FIA перечеркнули все их прошлые достижения, введя новые шины «с канавками» - псевдослики. Таким образом многолетний опыт Goodyear оказался бесполезен, и по окончании сезона 1998 американцы навсегда покинули Формулу-1.
И тем не менее Goodyear не смогли оставить вызов Bridgestone без ответа! Уже на третьем этапе американцы предоставили Ferrari более широкие передние шины, и не прекращали разработку до конца сезона, что позволило Шумахеру вернуть в борьбу, и оказывать давление на пилотов McLaren. Сочетание Михаэль Шумахера, Ferrari F300 и шин Goodyear оказались серьезными соперниками для «Серебряных стрел» и Летучего финна: Шумахер выиграл шесть гран-при, и еще в одном победил его напарник, Эдди Ирвайн.
В результате, внезапно обострившегося соперничества оказалось, что за две гонки до финиша Хаккинен и Шумахер набрали одинаковое (по 80) количество очков! В дальнейшем противостоянии вырисовывалось преимущество Ferrari. Во-первых, итальянцам удалось невозможное – сократить казавшееся безнадежным отставание в скорости. Во-вторых, на тот момент, Михаэль уже трижды участвовал в сражении за высший титул, и выиграл два из них. В то время как Хаккинен, с момента первой победы которого в Формуле-1 прошло менее года, в борьбе за чемпионат не участвовал ни разу!
Но Мика хладнокровно победил на Нюрбургринге и обеспечил команде McLaren Кубок Конструкторов, а потом пришла очередь Сузуки. Хаккинен стартовал с поула, лидировал от старта до финиша, и победил в гонке. Тем самым обеспечил себе высший титул в личном зачете чемпионата мира! Команда McLaren воспользовалась изменением Технического регламента с максимальной выгодой, завоевав 12 поулов, 9 побед и набрав 156 очков в зачет Кубка Конструкторов.
В конце сезона 1997 года Мике удалось решить одну часть уравнения: MP4/12 оказался достаточно быстрым, и Хаккинен, наконец то, одержал первую победу. Но болид 1997 года оказался еще и крайне ненадежным! Пазл Хаккинена сложился после прихода в Уокинг нового технического директора.
Рождение McLaren MP4/13
По условиям контракта с Williams, Эдриан Ньюи не имел права заходить на базу McLaren до окончания 1997 года, а значит не мог участвовать в разработке болида под новый регламент. Но творить очередной шедевр у себя дома ему никто не мешал! Работая в тишине и покое, с перерывами на «чай и печенье» Эдриан пришел к выводу, что с новыми правилами критически важно, чтобы центр тяжести болида располагался как можно ниже.
Технический директор McLaren Эдриан Ньюи и босс команды Рон Деннис. Фото: Youtube.com
Чтобы добиться поставленной задачи, Ньюи пришлось «опустить» гонщика в кокпите насколько это возможно, разместить балласт под топливным баком, и попросить мотористов сделать облегченные головки блока цилиндров, и разместить коленвал как можно ниже. В том что касается шасси и аэродинамики, Ньюи не следовал тенденциям – он их устанавливал! Так было и в тот раз: большинство конструкторов считало что раз болиды стали уже, то машину нужно сделать как можно более короткой. Но Ньюи поступил наоборот, и построил первый «авианосец» Формулы-1. В следующем сезоне концепцию McLaren попытались скопировать все...
McLaren MP4/13 Мики Хаккинена. Фото: Youtube.com
Так как о продуктивной работе в условиях изоляции не могло идти и речи, Рон Деннис уломал Фрэнка Вильямса отпустить Ньюи до окончания действия контракта. И 1 августа 1997 года Эдриан возглавил технический штаб команды McLaren. В его подчинение перешли:
✅ Анри Дюран – главный аэродинамик
✅ Питер Продрому – аэродинамик
✅ Нил Оутли – главный конструктор
✅ Стив Николс – технический консультант
Ньюи безвылазно жил в Уокинге, ночуя на базе команды несколько недель подряд и работая без перерывов: на разработку аэродинамики нового McLaren потребовалось 12 000 человеко-часов! Зато уже на первых тестах в Барселоне MP4/13 оказался быстрее соперников! Мика Хаккинен проехал круг за 1:21,41 — на секунду опередив ставшего вторым Ральфа Шумахера из команды Jordan! Как позже вспоминал Нил Оутли, шеф-дизайнер проекта, скорость MP4/13 оказалась сюрпризом даже для его создателей:
Вообще-то, мы и сами не ожидали что окажемся настолько быстрыми. Честно говоря, в то, что MP4/13 позволит бороться за титул мы проверили после того, как оказались на тестах в Барселоне. В первый же день проехали круг который оказался лучше, чем у остальных команд! После такого начала мы начали подозревать что построили самовоз.
Но в Формуле-1 не принято обращать внимание на результаты тестов, ведь неизвестно кто по какой программе работал, сколько заливал топлива в баки и так далее. К тому же Ferrari в Барселоне не тестировалась, предпочитая работать на своих трассах. McLaren MP4/13 предстояло пройти проверку боем, чтобы доказать, или опровергнуть, выданные авансы.
Технологии MP4/13
Mercedes-Benz Ilmor, в лице Марио Иллиена, не являлись пионерами применения бериллиевых сплавов в Формуле-1, этот удивительный материал применяли в тормозных системах. Но Иллиен стал первым, кто решился использовать бериллий внутри двигателя! Изготовленные с использованием бериллиевого сплава поршни и гильзы цилиндров, позволили Mercedes-Benz выйти в лидеры Формулы-1 как по производительности, так и по надежности.
✅ Габариты: Длина: 4547 мм; Ширина: 1800 мм; Высота: 1016 мм
✅ Двигатель: Mercedes-Benz FO 110G
✅ Конфигурация: 72° V10
✅ Рабочий объем: 2998 см³
✅ Мощность: от 760 до 800 л. с., при 16 000 об/мин.
✅ Коробка передач : 6-ступенчатая полуавтоматическая McLaren
Само собой «процесс роста» сопровождался проблемами: в 1997 году моторы Mercedes-Benz вспыхивали как порох, и команда McLaren лишилась как минимум двух побед. Но в 1998 году двигатели Марио Иллиена работали практически идеально! По скорости на прямых McLaren не было равных: на старом Хоккенхаймринге, болиды McLaren MP4-13 оснащенные двигателями Mercedes-Benz FO110G V10, разгонялись до 356 км/ч!
Диагональные тормоза
Еще одной любопытной фишкой McLaren стала тормозная система. Обычно в автомобилях разделяют передние и задние тормозные контуры, но на MP4/13 можно было дополнительно притормозить одним из задних колес.
Диагональные тормоза вычислили по «светящемуся» заднему тормозному диску. Фото: Youtube.com
Получался этакий «эффект ручника», позволяющий «заправить» машину в затяжной поворот и побороть недостаточную поворачиваемость. Управлялось все это хозяйство при помощи дополнительной педали тормоза, и в случае с машиной Мики Хаккинена, в кокпите было три педали:
✅ Дополнительный тормоз
✅ Основной тормоз
✅ Акселератор
При этом обеими педалями тормоза Хаккинен управлял левой ногой, что давало неоспоримые преимущества перед Дэвидом Култхардом. А вот на болиде шотландца педалей было аж четыре! К вышеперечисленным пришлось добавить педаль сцепления, так как Дэвид не хотел, или не умел, пользоваться подрулевым рычагом. В конечном итоге Култхарду пришлось отказался от идеи использовать диагональные тормоза, но едва ли он сильно расстраивался по этому поводу, так как после первой же гонки сезона FIA признала подобные устройства незаконными. Любопытно, но запрет никак не скажется на скорости болидов McLaren! На недоуменные вопросы журналистов: почему вы по прежнему едете так быстро? Мика, с фирменной ухмылкой, отвечал: а как вы хотели, тормозов то у нас теперь нет!
Победа в дебюте
Первый же этап чемпионата мира проходивший в Австралии, поставил точку на «и»: конкурировать с детищем Эдриана Ньюи оказалось невозможно! От «серебряных стрел» отставали не только пилоты чемпионской команды Williams: в конце концов слабую форму болидов из Дидкота можно списать на потерю Эдриана Ньюи и заводской поддержки Renault.
McLaren и Ferrari показали себя достойными соперниками. Фото: Youtube.com
Но и Ferrari, считавшиеся главными претендентами на титул! Максимум на что могли рассчитывать пилоты «Гарцующих жеребцов» – борьба за третье место, в круге позади McLaren! После Гран-при Австралии Дэймон Хилл заявил: Эдриан Ньюи только что доказал что он лучший конструктор Формулы-1 из всех, родившихся на планете Земля.
We are the champions!
Победе команды McLaren в чемпионате мира 1998 года, среди прочего, также способствовал переход с проверенных десятилетиями гонок шин Goodyear, на никому неизвестный Bridgestone. Американской фирме сильно не понравился тот факт, что FIA перечеркнули все их прошлые достижения, введя новые шины «с канавками» - псевдослики. Таким образом многолетний опыт Goodyear оказался бесполезен, и по окончании сезона 1998 американцы навсегда покинули Формулу-1.
Команда McLaren победила в Личном зачете и Кубке Конструкторов. Впервые с 1991 года!
И тем не менее Goodyear не смогли оставить вызов Bridgestone без ответа! Уже на третьем этапе американцы предоставили Ferrari более широкие передние шины, и не прекращали разработку до конца сезона, что позволило Шумахеру вернуть в борьбу, и оказывать давление на пилотов McLaren. Сочетание Михаэль Шумахера, Ferrari F300 и шин Goodyear оказались серьезными соперниками для «Серебряных стрел» и Летучего финна: Шумахер выиграл шесть гран-при, и еще в одном победил его напарник, Эдди Ирвайн.
В результате, внезапно обострившегося соперничества оказалось, что за две гонки до финиша Хаккинен и Шумахер набрали одинаковое (по 80) количество очков! В дальнейшем противостоянии вырисовывалось преимущество Ferrari. Во-первых, итальянцам удалось невозможное – сократить казавшееся безнадежным отставание в скорости. Во-вторых, на тот момент, Михаэль уже трижды участвовал в сражении за высший титул, и выиграл два из них. В то время как Хаккинен, с момента первой победы которого в Формуле-1 прошло менее года, в борьбе за чемпионат не участвовал ни разу!
Победители: Эдриан Ньюи и Мика Хаккинен. Фото: Youtube.com
Но Мика хладнокровно победил на Нюрбургринге и обеспечил команде McLaren Кубок Конструкторов, а потом пришла очередь Сузуки. Хаккинен стартовал с поула, лидировал от старта до финиша, и победил в гонке. Тем самым обеспечил себе высший титул в личном зачете чемпионата мира! Команда McLaren воспользовалась изменением Технического регламента с максимальной выгодой, завоевав 12 поулов, 9 побед и набрав 156 очков в зачет Кубка Конструкторов.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....