Вакуумный насос для тормозов – зачем нужен и как поставить
О вакуумном усилителе тормозов слыхали если не все автовладельцы, то большинство из них. И кто-то даже «подозревает», что для работы устройства необходимо разрежение, которое создает впускной коллектор. Однако о том, что в автомобиле может быть установлен еще и вакуумный насос, добавляющий эффективности тормозам, осведомлены немногие.
Подобные устройства есть в дизельных двигателях: там не хватает вакуума для нормальной работы усилителя, поэтому его нужно создавать дополнительно. Здесь все понятно: присутствие насоса необходимо из-за конструктивных особенностей силового агрегата. Но зачем устройство автомобилю, работающему на бензине и почему на одних моделях этот узел не стоит, а другим он просто необходим?
В первую очередь это турбированные двигатели. В них имеется нагнетатель, создающий повышенное давление в коллекторе, поэтому при увеличении числа оборотов разрежение создать сложнее и эффективность штатного вакуумного усилителя тормозов падает. Насос как раз и решает эту проблему.
Значит, для обычного «атмосферника» такой вспомогательный элемент не нужен? Ничего подобного! Дополнительный вакуумный насос может пригодиться, например, в условиях высокогорья, где давление низкое, из-за чего «вакуумник» работает плохо. Еще устройства востребован для установки на автомобили, чей экологический класс должен соответствовать «Евро-4» и выше. А здесь-то какая связь?
Чтобы мотор отвечал жестким стандартам, на холостом ходу двигатель должен работать в особом режиме для быстрого прогрева агрегата и уменьшения количества вредных выбросов. В такой ситуации ЭБУ приоткрывает заслонку, впуская в цилиндры побольше воздуха для более быстрого прогрева катализатора. Это приводит к нехватке разрежения во впускном коллекторе. Если нужно сдвинуться с места (например, вы стоите на подъеме) вспомогательный насос гарантирует нормальную работу тормозной системы.
И еще это полезное устройство устанавливают на автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». Здесь уже все более понятно: движок постоянно глушится, запускается и естественный вакуум просто не успевает образовываться во впускном коллекторе. Ну и последний сегмент авто, которым вспомогательный насос уже необходим – электрокары. У них просто нет вакуума в принципе, т. к. поршни и цилиндры отсутствуют.
Обычно это лопастной нагнетатель по конструкции напоминающий ГУР. Есть и редкие исключения: например, у некоторых моделей Mercedes встречаются устройства поршневого типа с «тарелкой», снабженной уплотнителем и перемещающейся благодаря кулачкам распределительного вала.
По принципу действия узел аналогичен классическому бензиновому насосу: та же мембрана, только более жесткая и не зафиксированная по краям.
На дизельных моторах устройство чаще всего приводится в действие от распредвала либо промежуточного вала и монтируется на ГБЦ. Иногда привод делают цепным, тогда насос ставится внутри силового агрегата. Реже (обычно в грузовых авто) устройство встречается в виде отдельного оборудования и работает через ременный привод.
В бензиновых моторах для легковушек наиболее востребован автономный вариант узла, функционирующий благодаря «собственному» электрическому двигателю. Такое техническое решение гарантирует независимость насоса от частоты вращения коленвала и его управляемость с помощью электроники. К тому же разместить дополнительный элемент под капотом можно где угодно – габариты он имеет небольшие.
Тут есть два варианта. Первый – наиболее простой и считается логическим. Здесь ЭБУ просто включает насос в определенное время (например, после каждого четвертого нажатия на тормозную педаль) на заранее заданный срок (обычно 10 секунд). На этом работа электроники заканчивается и что там происходит дальше, ей «по барабану».
Более продвинутый вариант подразумевает контроль над разрежением во впускном коллекторе посредством специального датчика. В таком случае электроника включает насос, как только вакуума становится недостаточно для нормальной работы усилителя. Дополнительное устройство будет задействоваться чаще, если, например, в магистрали есть утечки.
Самая распространенная модель вакуумного насоса, устанавливаемого на легковые автомобили. Производитель – компания Hella, продукция которой используется во многих серийных машинах, выпускаемых в ЕС и США.
Насос может обозначаться и по-иному, иметь другой индекс, цену, разные кронштейны для фиксации, оснащаться обратным клапаном или поставляться без него. Но в принципе это будет одно и тоже.
Это пластинчатый насос, внутри которого ротор, снабженный лопатками, находящийся в цилиндре, закрытым с обеих сторон крышками. Также внутри есть ротор, немного смещенный относительно центра. Когда лопатки раскручиваются, они то выходят из пазов, то возвращаются обратно. В итоге создаются полости с меняющимся объемом: они перемещают воздушный поток к выходному штуцеру, одновременно создавая вакуум во впускном шланге.
Достоинство конструкции заключается в отсутствии необходимости техобслуживания, в т. ч. смазки. Такое возможно благодаря применению в насосе ротора, сделанного из углеродного композита. При этом лопатки изготавливаются из прессованного графита. Такие материалы отлично скользят по поверхности как бы «сами по себе», без продуктов износа! Вторая часть насоса – обычный коллекторный электродвигатель.
Насос относится к деталям, которые меняют в сборе. Однако выход этого узла из строя – чрезвычайно редкое явление. Поэтому запчасть не очень востребована и, например, купить ее на разборе от бюджетного авто можно за 2-2,5 тыс. руб. Наиболее частая причина поломки – перегрев: насос не должен работать непрерывно, иначе разрушатся лопатки, ротор. Иногда моторчик выходит из строя по причине банального износа щеток – их нужно просто заменить. Благодаря своей дешевизне, насос привлекает любителей технического тюнинга и некоторые автовладельцы с удовольствием ставят деталь туда, где изначально она не была предусмотрена. Кстати, новый вакуумный штатный насос стоит дорого: для Kia, Hyundai деталь обойдется в среднем в 21,7 тыс. руб.
Понадобится тройник для подключения шлангов. В него воздух будет идти из гидровакуумного усилителя. Ко второй и третьей части тройника через (придется купить отдельно) обратный клапан подсоединяется сам насос (т. е. подключение – параллельное) и шланг коллектора.
Что касается электрической части, то самый простой вариант – использование выключателя на тормозной педали. Надавил на нее – устройство заработало, отпустил – выключается. Чтобы усовершенствовать систему и продлить ее ресурс, вставьте последовательно в цепь таймер, который будет отключать устройство, например, через десять секунд, чтобы не допускать перегрева при частом использовании тормозов в тех же городских пробках. И еще один вариант подключения – не к «лягушке», а к сигнальной лампе (если она есть) датчика вакуумного усилителя, которая показывает, что разрежение мало. Тогда насос будет включаться, как только вакуума становится недостаточно.
Подобные устройства есть в дизельных двигателях: там не хватает вакуума для нормальной работы усилителя, поэтому его нужно создавать дополнительно. Здесь все понятно: присутствие насоса необходимо из-за конструктивных особенностей силового агрегата. Но зачем устройство автомобилю, работающему на бензине и почему на одних моделях этот узел не стоит, а другим он просто необходим?
На какие машины ставят вакуумные насосы
В первую очередь это турбированные двигатели. В них имеется нагнетатель, создающий повышенное давление в коллекторе, поэтому при увеличении числа оборотов разрежение создать сложнее и эффективность штатного вакуумного усилителя тормозов падает. Насос как раз и решает эту проблему.
Размещение штатного вакуумнорго насоса (он по центру, с него снят патрубок, виден свободный штуцер). Фото: YouTube.com
Значит, для обычного «атмосферника» такой вспомогательный элемент не нужен? Ничего подобного! Дополнительный вакуумный насос может пригодиться, например, в условиях высокогорья, где давление низкое, из-за чего «вакуумник» работает плохо. Еще устройства востребован для установки на автомобили, чей экологический класс должен соответствовать «Евро-4» и выше. А здесь-то какая связь?
Вакуумный насос от легковушки, самостоятельно установленный на Ford Transit 1996 года. Фото: YouTube.com
Чтобы мотор отвечал жестким стандартам, на холостом ходу двигатель должен работать в особом режиме для быстрого прогрева агрегата и уменьшения количества вредных выбросов. В такой ситуации ЭБУ приоткрывает заслонку, впуская в цилиндры побольше воздуха для более быстрого прогрева катализатора. Это приводит к нехватке разрежения во впускном коллекторе. Если нужно сдвинуться с места (например, вы стоите на подъеме) вспомогательный насос гарантирует нормальную работу тормозной системы.
И еще это полезное устройство устанавливают на автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». Здесь уже все более понятно: движок постоянно глушится, запускается и естественный вакуум просто не успевает образовываться во впускном коллекторе. Ну и последний сегмент авто, которым вспомогательный насос уже необходим – электрокары. У них просто нет вакуума в принципе, т. к. поршни и цилиндры отсутствуют.
Как устроен вакуумный насос
Обычно это лопастной нагнетатель по конструкции напоминающий ГУР. Есть и редкие исключения: например, у некоторых моделей Mercedes встречаются устройства поршневого типа с «тарелкой», снабженной уплотнителем и перемещающейся благодаря кулачкам распределительного вала.
Поршневой насос в разобранном виде для Mercedes T1. Фото: YouTube.com
По принципу действия узел аналогичен классическому бензиновому насосу: та же мембрана, только более жесткая и не зафиксированная по краям.
Где устанавливается
На дизельных моторах устройство чаще всего приводится в действие от распредвала либо промежуточного вала и монтируется на ГБЦ. Иногда привод делают цепным, тогда насос ставится внутри силового агрегата. Реже (обычно в грузовых авто) устройство встречается в виде отдельного оборудования и работает через ременный привод.
Электрический насос
В бензиновых моторах для легковушек наиболее востребован автономный вариант узла, функционирующий благодаря «собственному» электрическому двигателю. Такое техническое решение гарантирует независимость насоса от частоты вращения коленвала и его управляемость с помощью электроники. К тому же разместить дополнительный элемент под капотом можно где угодно – габариты он имеет небольшие.
Управление электронасосом
Тут есть два варианта. Первый – наиболее простой и считается логическим. Здесь ЭБУ просто включает насос в определенное время (например, после каждого четвертого нажатия на тормозную педаль) на заранее заданный срок (обычно 10 секунд). На этом работа электроники заканчивается и что там происходит дальше, ей «по барабану».
Электрический вакуумный насос от Chevrolet Cruze, установленный на двигателе ОМ601 (Mercedes). Фото: YouTube.com
Более продвинутый вариант подразумевает контроль над разрежением во впускном коллекторе посредством специального датчика. В таком случае электроника включает насос, как только вакуума становится недостаточно для нормальной работы усилителя. Дополнительное устройство будет задействоваться чаще, если, например, в магистрали есть утечки.
UP-28
Самая распространенная модель вакуумного насоса, устанавливаемого на легковые автомобили. Производитель – компания Hella, продукция которой используется во многих серийных машинах, выпускаемых в ЕС и США.
Оригинальный насос Hella 8tg008440-111. Средняя цена: 24103 руб. Фото: ЯндексМаркет
Насос может обозначаться и по-иному, иметь другой индекс, цену, разные кронштейны для фиксации, оснащаться обратным клапаном или поставляться без него. Но в принципе это будет одно и тоже.
Конструкция UP-28
Это пластинчатый насос, внутри которого ротор, снабженный лопатками, находящийся в цилиндре, закрытым с обеих сторон крышками. Также внутри есть ротор, немного смещенный относительно центра. Когда лопатки раскручиваются, они то выходят из пазов, то возвращаются обратно. В итоге создаются полости с меняющимся объемом: они перемещают воздушный поток к выходному штуцеру, одновременно создавая вакуум во впускном шланге.
Так выглядит вакуумный насос внутри. Фото: YouTube.com
Достоинство конструкции заключается в отсутствии необходимости техобслуживания, в т. ч. смазки. Такое возможно благодаря применению в насосе ротора, сделанного из углеродного композита. При этом лопатки изготавливаются из прессованного графита. Такие материалы отлично скользят по поверхности как бы «сами по себе», без продуктов износа! Вторая часть насоса – обычный коллекторный электродвигатель.
Особенности эксплуатации
Насос относится к деталям, которые меняют в сборе. Однако выход этого узла из строя – чрезвычайно редкое явление. Поэтому запчасть не очень востребована и, например, купить ее на разборе от бюджетного авто можно за 2-2,5 тыс. руб. Наиболее частая причина поломки – перегрев: насос не должен работать непрерывно, иначе разрушатся лопатки, ротор. Иногда моторчик выходит из строя по причине банального износа щеток – их нужно просто заменить. Благодаря своей дешевизне, насос привлекает любителей технического тюнинга и некоторые автовладельцы с удовольствием ставят деталь туда, где изначально она не была предусмотрена. Кстати, новый вакуумный штатный насос стоит дорого: для Kia, Hyundai деталь обойдется в среднем в 21,7 тыс. руб.
Самостоятельный монтаж вспомогательного вакуумного насоса
Понадобится тройник для подключения шлангов. В него воздух будет идти из гидровакуумного усилителя. Ко второй и третьей части тройника через (придется купить отдельно) обратный клапан подсоединяется сам насос (т. е. подключение – параллельное) и шланг коллектора.
При простом подключении насос включится при нажатии на тормоз. Фото: YouTube.com
Что касается электрической части, то самый простой вариант – использование выключателя на тормозной педали. Надавил на нее – устройство заработало, отпустил – выключается. Чтобы усовершенствовать систему и продлить ее ресурс, вставьте последовательно в цепь таймер, который будет отключать устройство, например, через десять секунд, чтобы не допускать перегрева при частом использовании тормозов в тех же городских пробках. И еще один вариант подключения – не к «лягушке», а к сигнальной лампе (если она есть) датчика вакуумного усилителя, которая показывает, что разрежение мало. Тогда насос будет включаться, как только вакуума становится недостаточно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...