Вакуумный насос для тормозов – зачем нужен и как поставить
О вакуумном усилителе тормозов слыхали если не все автовладельцы, то большинство из них. И кто-то даже «подозревает», что для работы устройства необходимо разрежение, которое создает впускной коллектор. Однако о том, что в автомобиле может быть установлен еще и вакуумный насос, добавляющий эффективности тормозам, осведомлены немногие.
Подобные устройства есть в дизельных двигателях: там не хватает вакуума для нормальной работы усилителя, поэтому его нужно создавать дополнительно. Здесь все понятно: присутствие насоса необходимо из-за конструктивных особенностей силового агрегата. Но зачем устройство автомобилю, работающему на бензине и почему на одних моделях этот узел не стоит, а другим он просто необходим?
В первую очередь это турбированные двигатели. В них имеется нагнетатель, создающий повышенное давление в коллекторе, поэтому при увеличении числа оборотов разрежение создать сложнее и эффективность штатного вакуумного усилителя тормозов падает. Насос как раз и решает эту проблему.
Значит, для обычного «атмосферника» такой вспомогательный элемент не нужен? Ничего подобного! Дополнительный вакуумный насос может пригодиться, например, в условиях высокогорья, где давление низкое, из-за чего «вакуумник» работает плохо. Еще устройства востребован для установки на автомобили, чей экологический класс должен соответствовать «Евро-4» и выше. А здесь-то какая связь?
Чтобы мотор отвечал жестким стандартам, на холостом ходу двигатель должен работать в особом режиме для быстрого прогрева агрегата и уменьшения количества вредных выбросов. В такой ситуации ЭБУ приоткрывает заслонку, впуская в цилиндры побольше воздуха для более быстрого прогрева катализатора. Это приводит к нехватке разрежения во впускном коллекторе. Если нужно сдвинуться с места (например, вы стоите на подъеме) вспомогательный насос гарантирует нормальную работу тормозной системы.
И еще это полезное устройство устанавливают на автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». Здесь уже все более понятно: движок постоянно глушится, запускается и естественный вакуум просто не успевает образовываться во впускном коллекторе. Ну и последний сегмент авто, которым вспомогательный насос уже необходим – электрокары. У них просто нет вакуума в принципе, т. к. поршни и цилиндры отсутствуют.
Обычно это лопастной нагнетатель по конструкции напоминающий ГУР. Есть и редкие исключения: например, у некоторых моделей Mercedes встречаются устройства поршневого типа с «тарелкой», снабженной уплотнителем и перемещающейся благодаря кулачкам распределительного вала.
По принципу действия узел аналогичен классическому бензиновому насосу: та же мембрана, только более жесткая и не зафиксированная по краям.
На дизельных моторах устройство чаще всего приводится в действие от распредвала либо промежуточного вала и монтируется на ГБЦ. Иногда привод делают цепным, тогда насос ставится внутри силового агрегата. Реже (обычно в грузовых авто) устройство встречается в виде отдельного оборудования и работает через ременный привод.
В бензиновых моторах для легковушек наиболее востребован автономный вариант узла, функционирующий благодаря «собственному» электрическому двигателю. Такое техническое решение гарантирует независимость насоса от частоты вращения коленвала и его управляемость с помощью электроники. К тому же разместить дополнительный элемент под капотом можно где угодно – габариты он имеет небольшие.
Тут есть два варианта. Первый – наиболее простой и считается логическим. Здесь ЭБУ просто включает насос в определенное время (например, после каждого четвертого нажатия на тормозную педаль) на заранее заданный срок (обычно 10 секунд). На этом работа электроники заканчивается и что там происходит дальше, ей «по барабану».
Более продвинутый вариант подразумевает контроль над разрежением во впускном коллекторе посредством специального датчика. В таком случае электроника включает насос, как только вакуума становится недостаточно для нормальной работы усилителя. Дополнительное устройство будет задействоваться чаще, если, например, в магистрали есть утечки.
Самая распространенная модель вакуумного насоса, устанавливаемого на легковые автомобили. Производитель – компания Hella, продукция которой используется во многих серийных машинах, выпускаемых в ЕС и США.
Насос может обозначаться и по-иному, иметь другой индекс, цену, разные кронштейны для фиксации, оснащаться обратным клапаном или поставляться без него. Но в принципе это будет одно и тоже.
Это пластинчатый насос, внутри которого ротор, снабженный лопатками, находящийся в цилиндре, закрытым с обеих сторон крышками. Также внутри есть ротор, немного смещенный относительно центра. Когда лопатки раскручиваются, они то выходят из пазов, то возвращаются обратно. В итоге создаются полости с меняющимся объемом: они перемещают воздушный поток к выходному штуцеру, одновременно создавая вакуум во впускном шланге.
Достоинство конструкции заключается в отсутствии необходимости техобслуживания, в т. ч. смазки. Такое возможно благодаря применению в насосе ротора, сделанного из углеродного композита. При этом лопатки изготавливаются из прессованного графита. Такие материалы отлично скользят по поверхности как бы «сами по себе», без продуктов износа! Вторая часть насоса – обычный коллекторный электродвигатель.
Насос относится к деталям, которые меняют в сборе. Однако выход этого узла из строя – чрезвычайно редкое явление. Поэтому запчасть не очень востребована и, например, купить ее на разборе от бюджетного авто можно за 2-2,5 тыс. руб. Наиболее частая причина поломки – перегрев: насос не должен работать непрерывно, иначе разрушатся лопатки, ротор. Иногда моторчик выходит из строя по причине банального износа щеток – их нужно просто заменить. Благодаря своей дешевизне, насос привлекает любителей технического тюнинга и некоторые автовладельцы с удовольствием ставят деталь туда, где изначально она не была предусмотрена. Кстати, новый вакуумный штатный насос стоит дорого: для Kia, Hyundai деталь обойдется в среднем в 21,7 тыс. руб.
Понадобится тройник для подключения шлангов. В него воздух будет идти из гидровакуумного усилителя. Ко второй и третьей части тройника через (придется купить отдельно) обратный клапан подсоединяется сам насос (т. е. подключение – параллельное) и шланг коллектора.
Что касается электрической части, то самый простой вариант – использование выключателя на тормозной педали. Надавил на нее – устройство заработало, отпустил – выключается. Чтобы усовершенствовать систему и продлить ее ресурс, вставьте последовательно в цепь таймер, который будет отключать устройство, например, через десять секунд, чтобы не допускать перегрева при частом использовании тормозов в тех же городских пробках. И еще один вариант подключения – не к «лягушке», а к сигнальной лампе (если она есть) датчика вакуумного усилителя, которая показывает, что разрежение мало. Тогда насос будет включаться, как только вакуума становится недостаточно.
Подобные устройства есть в дизельных двигателях: там не хватает вакуума для нормальной работы усилителя, поэтому его нужно создавать дополнительно. Здесь все понятно: присутствие насоса необходимо из-за конструктивных особенностей силового агрегата. Но зачем устройство автомобилю, работающему на бензине и почему на одних моделях этот узел не стоит, а другим он просто необходим?
На какие машины ставят вакуумные насосы
В первую очередь это турбированные двигатели. В них имеется нагнетатель, создающий повышенное давление в коллекторе, поэтому при увеличении числа оборотов разрежение создать сложнее и эффективность штатного вакуумного усилителя тормозов падает. Насос как раз и решает эту проблему.
Размещение штатного вакуумнорго насоса (он по центру, с него снят патрубок, виден свободный штуцер). Фото: YouTube.com
Значит, для обычного «атмосферника» такой вспомогательный элемент не нужен? Ничего подобного! Дополнительный вакуумный насос может пригодиться, например, в условиях высокогорья, где давление низкое, из-за чего «вакуумник» работает плохо. Еще устройства востребован для установки на автомобили, чей экологический класс должен соответствовать «Евро-4» и выше. А здесь-то какая связь?
Вакуумный насос от легковушки, самостоятельно установленный на Ford Transit 1996 года. Фото: YouTube.com
Чтобы мотор отвечал жестким стандартам, на холостом ходу двигатель должен работать в особом режиме для быстрого прогрева агрегата и уменьшения количества вредных выбросов. В такой ситуации ЭБУ приоткрывает заслонку, впуская в цилиндры побольше воздуха для более быстрого прогрева катализатора. Это приводит к нехватке разрежения во впускном коллекторе. Если нужно сдвинуться с места (например, вы стоите на подъеме) вспомогательный насос гарантирует нормальную работу тормозной системы.
И еще это полезное устройство устанавливают на автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». Здесь уже все более понятно: движок постоянно глушится, запускается и естественный вакуум просто не успевает образовываться во впускном коллекторе. Ну и последний сегмент авто, которым вспомогательный насос уже необходим – электрокары. У них просто нет вакуума в принципе, т. к. поршни и цилиндры отсутствуют.
Как устроен вакуумный насос
Обычно это лопастной нагнетатель по конструкции напоминающий ГУР. Есть и редкие исключения: например, у некоторых моделей Mercedes встречаются устройства поршневого типа с «тарелкой», снабженной уплотнителем и перемещающейся благодаря кулачкам распределительного вала.
Поршневой насос в разобранном виде для Mercedes T1. Фото: YouTube.com
По принципу действия узел аналогичен классическому бензиновому насосу: та же мембрана, только более жесткая и не зафиксированная по краям.
Где устанавливается
На дизельных моторах устройство чаще всего приводится в действие от распредвала либо промежуточного вала и монтируется на ГБЦ. Иногда привод делают цепным, тогда насос ставится внутри силового агрегата. Реже (обычно в грузовых авто) устройство встречается в виде отдельного оборудования и работает через ременный привод.
Электрический насос
В бензиновых моторах для легковушек наиболее востребован автономный вариант узла, функционирующий благодаря «собственному» электрическому двигателю. Такое техническое решение гарантирует независимость насоса от частоты вращения коленвала и его управляемость с помощью электроники. К тому же разместить дополнительный элемент под капотом можно где угодно – габариты он имеет небольшие.
Управление электронасосом
Тут есть два варианта. Первый – наиболее простой и считается логическим. Здесь ЭБУ просто включает насос в определенное время (например, после каждого четвертого нажатия на тормозную педаль) на заранее заданный срок (обычно 10 секунд). На этом работа электроники заканчивается и что там происходит дальше, ей «по барабану».
Электрический вакуумный насос от Chevrolet Cruze, установленный на двигателе ОМ601 (Mercedes). Фото: YouTube.com
Более продвинутый вариант подразумевает контроль над разрежением во впускном коллекторе посредством специального датчика. В таком случае электроника включает насос, как только вакуума становится недостаточно для нормальной работы усилителя. Дополнительное устройство будет задействоваться чаще, если, например, в магистрали есть утечки.
UP-28
Самая распространенная модель вакуумного насоса, устанавливаемого на легковые автомобили. Производитель – компания Hella, продукция которой используется во многих серийных машинах, выпускаемых в ЕС и США.
Оригинальный насос Hella 8tg008440-111. Средняя цена: 24103 руб. Фото: ЯндексМаркет
Насос может обозначаться и по-иному, иметь другой индекс, цену, разные кронштейны для фиксации, оснащаться обратным клапаном или поставляться без него. Но в принципе это будет одно и тоже.
Конструкция UP-28
Это пластинчатый насос, внутри которого ротор, снабженный лопатками, находящийся в цилиндре, закрытым с обеих сторон крышками. Также внутри есть ротор, немного смещенный относительно центра. Когда лопатки раскручиваются, они то выходят из пазов, то возвращаются обратно. В итоге создаются полости с меняющимся объемом: они перемещают воздушный поток к выходному штуцеру, одновременно создавая вакуум во впускном шланге.
Так выглядит вакуумный насос внутри. Фото: YouTube.com
Достоинство конструкции заключается в отсутствии необходимости техобслуживания, в т. ч. смазки. Такое возможно благодаря применению в насосе ротора, сделанного из углеродного композита. При этом лопатки изготавливаются из прессованного графита. Такие материалы отлично скользят по поверхности как бы «сами по себе», без продуктов износа! Вторая часть насоса – обычный коллекторный электродвигатель.
Особенности эксплуатации
Насос относится к деталям, которые меняют в сборе. Однако выход этого узла из строя – чрезвычайно редкое явление. Поэтому запчасть не очень востребована и, например, купить ее на разборе от бюджетного авто можно за 2-2,5 тыс. руб. Наиболее частая причина поломки – перегрев: насос не должен работать непрерывно, иначе разрушатся лопатки, ротор. Иногда моторчик выходит из строя по причине банального износа щеток – их нужно просто заменить. Благодаря своей дешевизне, насос привлекает любителей технического тюнинга и некоторые автовладельцы с удовольствием ставят деталь туда, где изначально она не была предусмотрена. Кстати, новый вакуумный штатный насос стоит дорого: для Kia, Hyundai деталь обойдется в среднем в 21,7 тыс. руб.
Самостоятельный монтаж вспомогательного вакуумного насоса
Понадобится тройник для подключения шлангов. В него воздух будет идти из гидровакуумного усилителя. Ко второй и третьей части тройника через (придется купить отдельно) обратный клапан подсоединяется сам насос (т. е. подключение – параллельное) и шланг коллектора.
При простом подключении насос включится при нажатии на тормоз. Фото: YouTube.com
Что касается электрической части, то самый простой вариант – использование выключателя на тормозной педали. Надавил на нее – устройство заработало, отпустил – выключается. Чтобы усовершенствовать систему и продлить ее ресурс, вставьте последовательно в цепь таймер, который будет отключать устройство, например, через десять секунд, чтобы не допускать перегрева при частом использовании тормозов в тех же городских пробках. И еще один вариант подключения – не к «лягушке», а к сигнальной лампе (если она есть) датчика вакуумного усилителя, которая показывает, что разрежение мало. Тогда насос будет включаться, как только вакуума становится недостаточно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....