Вакуумный насос для тормозов – зачем нужен и как поставить
2 833

Вакуумный насос для тормозов – зачем нужен и как поставить

О вакуумном усилителе тормозов слыхали если не все автовладельцы, то большинство из них. И кто-то даже «подозревает», что для работы устройства необходимо разрежение, которое создает впускной коллектор. Однако о том, что в автомобиле может быть установлен еще и вакуумный насос, добавляющий эффективности тормозам, осведомлены немногие.


Подобные устройства есть в дизельных двигателях: там не хватает вакуума для нормальной работы усилителя, поэтому его нужно создавать дополнительно. Здесь все понятно: присутствие насоса необходимо из-за конструктивных особенностей силового агрегата. Но зачем устройство автомобилю, работающему на бензине и почему на одних моделях этот узел не стоит, а другим он просто необходим?

На какие машины ставят вакуумные насосы


В первую очередь это турбированные двигатели. В них имеется нагнетатель, создающий повышенное давление в коллекторе, поэтому при увеличении числа оборотов разрежение создать сложнее и эффективность штатного вакуумного усилителя тормозов падает. Насос как раз и решает эту проблему.

Вакуумный насос для тормозов – зачем нужен и как поставитьРазмещение штатного вакуумнорго насоса (он по центру, с него снят патрубок, виден свободный штуцер). Фото: YouTube.com


Значит, для обычного «атмосферника» такой вспомогательный элемент не нужен? Ничего подобного! Дополнительный вакуумный насос может пригодиться, например, в условиях высокогорья, где давление низкое, из-за чего «вакуумник» работает плохо. Еще устройства востребован для установки на автомобили, чей экологический класс должен соответствовать «Евро-4» и выше. А здесь-то какая связь?

Вакуумный насос от легковушки, самостоятельно установленный на Ford Transit 1996 года. Фото: YouTube.com


Чтобы мотор отвечал жестким стандартам, на холостом ходу двигатель должен работать в особом режиме для быстрого прогрева агрегата и уменьшения количества вредных выбросов. В такой ситуации ЭБУ приоткрывает заслонку, впуская в цилиндры побольше воздуха для более быстрого прогрева катализатора. Это приводит к нехватке разрежения во впускном коллекторе. Если нужно сдвинуться с места (например, вы стоите на подъеме) вспомогательный насос гарантирует нормальную работу тормозной системы.

И еще это полезное устройство устанавливают на автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». Здесь уже все более понятно: движок постоянно глушится, запускается и естественный вакуум просто не успевает образовываться во впускном коллекторе. Ну и последний сегмент авто, которым вспомогательный насос уже необходим – электрокары. У них просто нет вакуума в принципе, т. к. поршни и цилиндры отсутствуют.

Как устроен вакуумный насос


Обычно это лопастной нагнетатель по конструкции напоминающий ГУР. Есть и редкие исключения: например, у некоторых моделей Mercedes встречаются устройства поршневого типа с «тарелкой», снабженной уплотнителем и перемещающейся благодаря кулачкам распределительного вала.

Поршневой насос в разобранном виде для Mercedes T1. Фото: YouTube.com


По принципу действия узел аналогичен классическому бензиновому насосу: та же мембрана, только более жесткая и не зафиксированная по краям.

Где устанавливается


На дизельных моторах устройство чаще всего приводится в действие от распредвала либо промежуточного вала и монтируется на ГБЦ. Иногда привод делают цепным, тогда насос ставится внутри силового агрегата. Реже (обычно в грузовых авто) устройство встречается в виде отдельного оборудования и работает через ременный привод.

Электрический насос


В бензиновых моторах для легковушек наиболее востребован автономный вариант узла, функционирующий благодаря «собственному» электрическому двигателю. Такое техническое решение гарантирует независимость насоса от частоты вращения коленвала и его управляемость с помощью электроники. К тому же разместить дополнительный элемент под капотом можно где угодно – габариты он имеет небольшие.

Управление электронасосом


Тут есть два варианта. Первый – наиболее простой и считается логическим. Здесь ЭБУ просто включает насос в определенное время (например, после каждого четвертого нажатия на тормозную педаль) на заранее заданный срок (обычно 10 секунд). На этом работа электроники заканчивается и что там происходит дальше, ей «по барабану».

Электрический вакуумный насос от Chevrolet Cruze, установленный на двигателе ОМ601 (Mercedes). Фото: YouTube.com


Более продвинутый вариант подразумевает контроль над разрежением во впускном коллекторе посредством специального датчика. В таком случае электроника включает насос, как только вакуума становится недостаточно для нормальной работы усилителя. Дополнительное устройство будет задействоваться чаще, если, например, в магистрали есть утечки.

UP-28


Самая распространенная модель вакуумного насоса, устанавливаемого на легковые автомобили. Производитель – компания Hella, продукция которой используется во многих серийных машинах, выпускаемых в ЕС и США.

Оригинальный насос Hella 8tg008440-111. Средняя цена: 24103 руб. Фото: ЯндексМаркет


Насос может обозначаться и по-иному, иметь другой индекс, цену, разные кронштейны для фиксации, оснащаться обратным клапаном или поставляться без него. Но в принципе это будет одно и тоже.

Конструкция UP-28


Это пластинчатый насос, внутри которого ротор, снабженный лопатками, находящийся в цилиндре, закрытым с обеих сторон крышками. Также внутри есть ротор, немного смещенный относительно центра. Когда лопатки раскручиваются, они то выходят из пазов, то возвращаются обратно. В итоге создаются полости с меняющимся объемом: они перемещают воздушный поток к выходному штуцеру, одновременно создавая вакуум во впускном шланге.

Так выглядит вакуумный насос внутри. Фото: YouTube.com


Достоинство конструкции заключается в отсутствии необходимости техобслуживания, в т. ч. смазки. Такое возможно благодаря применению в насосе ротора, сделанного из углеродного композита. При этом лопатки изготавливаются из прессованного графита. Такие материалы отлично скользят по поверхности как бы «сами по себе», без продуктов износа! Вторая часть насоса – обычный коллекторный электродвигатель.

Особенности эксплуатации


Насос относится к деталям, которые меняют в сборе. Однако выход этого узла из строя – чрезвычайно редкое явление. Поэтому запчасть не очень востребована и, например, купить ее на разборе от бюджетного авто можно за 2-2,5 тыс. руб. Наиболее частая причина поломки – перегрев: насос не должен работать непрерывно, иначе разрушатся лопатки, ротор. Иногда моторчик выходит из строя по причине банального износа щеток – их нужно просто заменить. Благодаря своей дешевизне, насос привлекает любителей технического тюнинга и некоторые автовладельцы с удовольствием ставят деталь туда, где изначально она не была предусмотрена. Кстати, новый вакуумный штатный насос стоит дорого: для Kia, Hyundai деталь обойдется в среднем в 21,7 тыс. руб.

Самостоятельный монтаж вспомогательного вакуумного насоса


Понадобится тройник для подключения шлангов. В него воздух будет идти из гидровакуумного усилителя. Ко второй и третьей части тройника через (придется купить отдельно) обратный клапан подсоединяется сам насос (т. е. подключение – параллельное) и шланг коллектора.

При простом подключении насос включится при нажатии на тормоз. Фото: YouTube.com


Что касается электрической части, то самый простой вариант – использование выключателя на тормозной педали. Надавил на нее – устройство заработало, отпустил – выключается. Чтобы усовершенствовать систему и продлить ее ресурс, вставьте последовательно в цепь таймер, который будет отключать устройство, например, через десять секунд, чтобы не допускать перегрева при частом использовании тормозов в тех же городских пробках. И еще один вариант подключения – не к «лягушке», а к сигнальной лампе (если она есть) датчика вакуумного усилителя, которая показывает, что разрежение мало. Тогда насос будет включаться, как только вакуума становится недостаточно.
А вы подключили бы вакуумный насос, если его у вас нет?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....