
Вакуумный насос для тормозов – зачем нужен и как поставить
О вакуумном усилителе тормозов слыхали если не все автовладельцы, то большинство из них. И кто-то даже «подозревает», что для работы устройства необходимо разрежение, которое создает впускной коллектор. Однако о том, что в автомобиле может быть установлен еще и вакуумный насос, добавляющий эффективности тормозам, осведомлены немногие.
Подобные устройства есть в дизельных двигателях: там не хватает вакуума для нормальной работы усилителя, поэтому его нужно создавать дополнительно. Здесь все понятно: присутствие насоса необходимо из-за конструктивных особенностей силового агрегата. Но зачем устройство автомобилю, работающему на бензине и почему на одних моделях этот узел не стоит, а другим он просто необходим?
В первую очередь это турбированные двигатели. В них имеется нагнетатель, создающий повышенное давление в коллекторе, поэтому при увеличении числа оборотов разрежение создать сложнее и эффективность штатного вакуумного усилителя тормозов падает. Насос как раз и решает эту проблему.
Размещение штатного вакуумнорго насоса (он по центру, с него снят патрубок, виден свободный штуцер). Фото: YouTube.com
Значит, для обычного «атмосферника» такой вспомогательный элемент не нужен? Ничего подобного! Дополнительный вакуумный насос может пригодиться, например, в условиях высокогорья, где давление низкое, из-за чего «вакуумник» работает плохо. Еще устройства востребован для установки на автомобили, чей экологический класс должен соответствовать «Евро-4» и выше. А здесь-то какая связь?
Вакуумный насос от легковушки, самостоятельно установленный на Ford Transit 1996 года. Фото: YouTube.com
Чтобы мотор отвечал жестким стандартам, на холостом ходу двигатель должен работать в особом режиме для быстрого прогрева агрегата и уменьшения количества вредных выбросов. В такой ситуации ЭБУ приоткрывает заслонку, впуская в цилиндры побольше воздуха для более быстрого прогрева катализатора. Это приводит к нехватке разрежения во впускном коллекторе. Если нужно сдвинуться с места (например, вы стоите на подъеме) вспомогательный насос гарантирует нормальную работу тормозной системы.
И еще это полезное устройство устанавливают на автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». Здесь уже все более понятно: движок постоянно глушится, запускается и естественный вакуум просто не успевает образовываться во впускном коллекторе. Ну и последний сегмент авто, которым вспомогательный насос уже необходим – электрокары. У них просто нет вакуума в принципе, т. к. поршни и цилиндры отсутствуют.
Обычно это лопастной нагнетатель по конструкции напоминающий ГУР. Есть и редкие исключения: например, у некоторых моделей Mercedes встречаются устройства поршневого типа с «тарелкой», снабженной уплотнителем и перемещающейся благодаря кулачкам распределительного вала.
Поршневой насос в разобранном виде для Mercedes T1. Фото: YouTube.com
По принципу действия узел аналогичен классическому бензиновому насосу: та же мембрана, только более жесткая и не зафиксированная по краям.
На дизельных моторах устройство чаще всего приводится в действие от распредвала либо промежуточного вала и монтируется на ГБЦ. Иногда привод делают цепным, тогда насос ставится внутри силового агрегата. Реже (обычно в грузовых авто) устройство встречается в виде отдельного оборудования и работает через ременный привод.
В бензиновых моторах для легковушек наиболее востребован автономный вариант узла, функционирующий благодаря «собственному» электрическому двигателю. Такое техническое решение гарантирует независимость насоса от частоты вращения коленвала и его управляемость с помощью электроники. К тому же разместить дополнительный элемент под капотом можно где угодно – габариты он имеет небольшие.
Тут есть два варианта. Первый – наиболее простой и считается логическим. Здесь ЭБУ просто включает насос в определенное время (например, после каждого четвертого нажатия на тормозную педаль) на заранее заданный срок (обычно 10 секунд). На этом работа электроники заканчивается и что там происходит дальше, ей «по барабану».
Электрический вакуумный насос от Chevrolet Cruze, установленный на двигателе ОМ601 (Mercedes). Фото: YouTube.com
Более продвинутый вариант подразумевает контроль над разрежением во впускном коллекторе посредством специального датчика. В таком случае электроника включает насос, как только вакуума становится недостаточно для нормальной работы усилителя. Дополнительное устройство будет задействоваться чаще, если, например, в магистрали есть утечки.
Самая распространенная модель вакуумного насоса, устанавливаемого на легковые автомобили. Производитель – компания Hella, продукция которой используется во многих серийных машинах, выпускаемых в ЕС и США.
Оригинальный насос Hella 8tg008440-111. Средняя цена: 24103 руб. Фото: ЯндексМаркет
Насос может обозначаться и по-иному, иметь другой индекс, цену, разные кронштейны для фиксации, оснащаться обратным клапаном или поставляться без него. Но в принципе это будет одно и тоже.
Это пластинчатый насос, внутри которого ротор, снабженный лопатками, находящийся в цилиндре, закрытым с обеих сторон крышками. Также внутри есть ротор, немного смещенный относительно центра. Когда лопатки раскручиваются, они то выходят из пазов, то возвращаются обратно. В итоге создаются полости с меняющимся объемом: они перемещают воздушный поток к выходному штуцеру, одновременно создавая вакуум во впускном шланге.
Так выглядит вакуумный насос внутри. Фото: YouTube.com
Достоинство конструкции заключается в отсутствии необходимости техобслуживания, в т. ч. смазки. Такое возможно благодаря применению в насосе ротора, сделанного из углеродного композита. При этом лопатки изготавливаются из прессованного графита. Такие материалы отлично скользят по поверхности как бы «сами по себе», без продуктов износа! Вторая часть насоса – обычный коллекторный электродвигатель.
Насос относится к деталям, которые меняют в сборе. Однако выход этого узла из строя – чрезвычайно редкое явление. Поэтому запчасть не очень востребована и, например, купить ее на разборе от бюджетного авто можно за 2-2,5 тыс. руб. Наиболее частая причина поломки – перегрев: насос не должен работать непрерывно, иначе разрушатся лопатки, ротор. Иногда моторчик выходит из строя по причине банального износа щеток – их нужно просто заменить. Благодаря своей дешевизне, насос привлекает любителей технического тюнинга и некоторые автовладельцы с удовольствием ставят деталь туда, где изначально она не была предусмотрена. Кстати, новый вакуумный штатный насос стоит дорого: для Kia, Hyundai деталь обойдется в среднем в 21,7 тыс. руб.
Понадобится тройник для подключения шлангов. В него воздух будет идти из гидровакуумного усилителя. Ко второй и третьей части тройника через (придется купить отдельно) обратный клапан подсоединяется сам насос (т. е. подключение – параллельное) и шланг коллектора.
При простом подключении насос включится при нажатии на тормоз. Фото: YouTube.com
Что касается электрической части, то самый простой вариант – использование выключателя на тормозной педали. Надавил на нее – устройство заработало, отпустил – выключается. Чтобы усовершенствовать систему и продлить ее ресурс, вставьте последовательно в цепь таймер, который будет отключать устройство, например, через десять секунд, чтобы не допускать перегрева при частом использовании тормозов в тех же городских пробках. И еще один вариант подключения – не к «лягушке», а к сигнальной лампе (если она есть) датчика вакуумного усилителя, которая показывает, что разрежение мало. Тогда насос будет включаться, как только вакуума становится недостаточно.
Подобные устройства есть в дизельных двигателях: там не хватает вакуума для нормальной работы усилителя, поэтому его нужно создавать дополнительно. Здесь все понятно: присутствие насоса необходимо из-за конструктивных особенностей силового агрегата. Но зачем устройство автомобилю, работающему на бензине и почему на одних моделях этот узел не стоит, а другим он просто необходим?
На какие машины ставят вакуумные насосы
В первую очередь это турбированные двигатели. В них имеется нагнетатель, создающий повышенное давление в коллекторе, поэтому при увеличении числа оборотов разрежение создать сложнее и эффективность штатного вакуумного усилителя тормозов падает. Насос как раз и решает эту проблему.

Значит, для обычного «атмосферника» такой вспомогательный элемент не нужен? Ничего подобного! Дополнительный вакуумный насос может пригодиться, например, в условиях высокогорья, где давление низкое, из-за чего «вакуумник» работает плохо. Еще устройства востребован для установки на автомобили, чей экологический класс должен соответствовать «Евро-4» и выше. А здесь-то какая связь?

Чтобы мотор отвечал жестким стандартам, на холостом ходу двигатель должен работать в особом режиме для быстрого прогрева агрегата и уменьшения количества вредных выбросов. В такой ситуации ЭБУ приоткрывает заслонку, впуская в цилиндры побольше воздуха для более быстрого прогрева катализатора. Это приводит к нехватке разрежения во впускном коллекторе. Если нужно сдвинуться с места (например, вы стоите на подъеме) вспомогательный насос гарантирует нормальную работу тормозной системы.
И еще это полезное устройство устанавливают на автомобили, оборудованные системой «старт-стоп». Здесь уже все более понятно: движок постоянно глушится, запускается и естественный вакуум просто не успевает образовываться во впускном коллекторе. Ну и последний сегмент авто, которым вспомогательный насос уже необходим – электрокары. У них просто нет вакуума в принципе, т. к. поршни и цилиндры отсутствуют.
Как устроен вакуумный насос
Обычно это лопастной нагнетатель по конструкции напоминающий ГУР. Есть и редкие исключения: например, у некоторых моделей Mercedes встречаются устройства поршневого типа с «тарелкой», снабженной уплотнителем и перемещающейся благодаря кулачкам распределительного вала.

По принципу действия узел аналогичен классическому бензиновому насосу: та же мембрана, только более жесткая и не зафиксированная по краям.
Где устанавливается
На дизельных моторах устройство чаще всего приводится в действие от распредвала либо промежуточного вала и монтируется на ГБЦ. Иногда привод делают цепным, тогда насос ставится внутри силового агрегата. Реже (обычно в грузовых авто) устройство встречается в виде отдельного оборудования и работает через ременный привод.
Электрический насос
В бензиновых моторах для легковушек наиболее востребован автономный вариант узла, функционирующий благодаря «собственному» электрическому двигателю. Такое техническое решение гарантирует независимость насоса от частоты вращения коленвала и его управляемость с помощью электроники. К тому же разместить дополнительный элемент под капотом можно где угодно – габариты он имеет небольшие.
Управление электронасосом
Тут есть два варианта. Первый – наиболее простой и считается логическим. Здесь ЭБУ просто включает насос в определенное время (например, после каждого четвертого нажатия на тормозную педаль) на заранее заданный срок (обычно 10 секунд). На этом работа электроники заканчивается и что там происходит дальше, ей «по барабану».

Более продвинутый вариант подразумевает контроль над разрежением во впускном коллекторе посредством специального датчика. В таком случае электроника включает насос, как только вакуума становится недостаточно для нормальной работы усилителя. Дополнительное устройство будет задействоваться чаще, если, например, в магистрали есть утечки.
UP-28
Самая распространенная модель вакуумного насоса, устанавливаемого на легковые автомобили. Производитель – компания Hella, продукция которой используется во многих серийных машинах, выпускаемых в ЕС и США.

Насос может обозначаться и по-иному, иметь другой индекс, цену, разные кронштейны для фиксации, оснащаться обратным клапаном или поставляться без него. Но в принципе это будет одно и тоже.
Конструкция UP-28
Это пластинчатый насос, внутри которого ротор, снабженный лопатками, находящийся в цилиндре, закрытым с обеих сторон крышками. Также внутри есть ротор, немного смещенный относительно центра. Когда лопатки раскручиваются, они то выходят из пазов, то возвращаются обратно. В итоге создаются полости с меняющимся объемом: они перемещают воздушный поток к выходному штуцеру, одновременно создавая вакуум во впускном шланге.

Достоинство конструкции заключается в отсутствии необходимости техобслуживания, в т. ч. смазки. Такое возможно благодаря применению в насосе ротора, сделанного из углеродного композита. При этом лопатки изготавливаются из прессованного графита. Такие материалы отлично скользят по поверхности как бы «сами по себе», без продуктов износа! Вторая часть насоса – обычный коллекторный электродвигатель.
Особенности эксплуатации
Насос относится к деталям, которые меняют в сборе. Однако выход этого узла из строя – чрезвычайно редкое явление. Поэтому запчасть не очень востребована и, например, купить ее на разборе от бюджетного авто можно за 2-2,5 тыс. руб. Наиболее частая причина поломки – перегрев: насос не должен работать непрерывно, иначе разрушатся лопатки, ротор. Иногда моторчик выходит из строя по причине банального износа щеток – их нужно просто заменить. Благодаря своей дешевизне, насос привлекает любителей технического тюнинга и некоторые автовладельцы с удовольствием ставят деталь туда, где изначально она не была предусмотрена. Кстати, новый вакуумный штатный насос стоит дорого: для Kia, Hyundai деталь обойдется в среднем в 21,7 тыс. руб.
Самостоятельный монтаж вспомогательного вакуумного насоса
Понадобится тройник для подключения шлангов. В него воздух будет идти из гидровакуумного усилителя. Ко второй и третьей части тройника через (придется купить отдельно) обратный клапан подсоединяется сам насос (т. е. подключение – параллельное) и шланг коллектора.

Что касается электрической части, то самый простой вариант – использование выключателя на тормозной педали. Надавил на нее – устройство заработало, отпустил – выключается. Чтобы усовершенствовать систему и продлить ее ресурс, вставьте последовательно в цепь таймер, который будет отключать устройство, например, через десять секунд, чтобы не допускать перегрева при частом использовании тормозов в тех же городских пробках. И еще один вариант подключения – не к «лягушке», а к сигнальной лампе (если она есть) датчика вакуумного усилителя, которая показывает, что разрежение мало. Тогда насос будет включаться, как только вакуума становится недостаточно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....