БМВ Е36 – самая успешная модель в истории баварского бренда
36-я серия пришла на смену культовой Е30 и поначалу вызвала неоднозначную реакцию. Непривычный дизайн оценили не сразу, но со временем он стал своего рода эталоном. Машина была популярна среди менеджеров и бизнесменов благодаря концепции спортивного авто на каждый день. Официальная презентация прошла в сентябре 1990 года и наделала много шума. Как показало время, машина пришлась по вкусу покупателями – за годы выпуска было продано более 2,3 миллиона единиц.
Первые автомобили поступили в продажу в 1991 году. Причем, разные типы кузова запускали в производство постепенно.
Появился первым и собирался с 1991 по 1998 год. Самое массовая версия, отличающаяся практичностью и удобством. Машина пережила рестайлинг в 1994 году, в рамках которого была изменена форма решетки радиатора, установлены белые поворотники вместо желтых. Панель в салоне стала другой из-за добавления подушки безопасности у переднего пассажира. Пластик отделки получил более современную и привлекательную структуру.
Этот тип начали производить в 1992 году. Он разработан с нуля, поэтому панели кузова и салон отличаются от седана. Авто до сих пор пользуется популярностью благодаря идеальным пропорциям и привлекательности. В купе капот длиннее на 8 см, а безрамочные стекла опускаются при открывании двери, а при закрывании приподнимаются.
Так в БМВ называют хэтчбек – версию, которая на 23 см короче седана. Ее начали собирать в конце 1993 года. Багажник укорочен, но пространство внутри большое благодаря колесной базе, позаимствованной у предшественника – модели Е30. Оформление салона и кресел тоже отличались. Считается, что Компакт был бюджетной версией для городских условий.
Также появился в 1993 году. Для укрепления кузова в этой версии усилили днище, заднюю панель и рамку лобового стекла. Верх складывался как вручную, так и автоматически. Для комфортной езды зимой можно было купить алюминиевую крышу. Кондиционер и система отопления модернизированы для обеспечения комфорта пассажиров.
Он появился последним, и баварцы назвали его Touring. В продаже модель появилась с 1995 года. Вместительный багажный отсек, объем которого со сложенными сиденьями превышал 1300 л, во многом и определил название. За счет раздельной системы складывания сидений салон можно трансформировать по своему усмотрению.
Особняком стоит М3 – спортивное исполнение Е36, изготавливаемое подразделением BMW M GmbH. Машину начали продавать осенью 1992 года. Версия от Motorsport получила трехлитровый шестицилиндровый рядный двигатель мощностью 286 л. с.
Вначале был представлен кузов купе, в 1994 появился кабриолет и седан. Позднее стали выпускать вариант с мотором на 3.2 литра, выдающий 321 л. с., что внушительно для такого компактного авто.
Машина выглядела прогрессивно для своего времени и не сразу понравилась поклонникам марки. Но время показало, что это было правильное решение. Сейчас Е36 является примером грамотного проектирования и гармоничных пропорций. Большое внимание уделили аэродинамике. Каждый элемент продуман, двойные фары закрыты стеклянными обтекателями, это решение впоследствии стали использовать на всех моделях.
Машина получилась приземистой и достаточно широкой в сравнении с Е30. Контур стремительный, очерченный молдингом по всей длине, нижняя часть с изогнутым порогом сделана так из соображений аэродинамики.
На выбор клиентов предлагался большой ассортимент литых дисков. Также при желании можно было заказать вариант в М-обвесе – такой же, как и в спортивной версии. Кузов окрашивался в разные цвета – от стандартного черного, серебристого и белого до ярких тонов.
Интерьер даже сейчас не кажется устаревшим. Все сделано аккуратно, пластик на панели и дверях мягкий, со временем не царапается и почти не трескается. Тканевые вставки могут отходить, подобная проблема нередко бывает с обшивкой потолка.
Панель приборов стандартная для БМВ 90-х годов, центральная консоль слегка повернута к водителю. На выбор предоставлялось 6 моделей магнитол под кассеты или CD-диски.
В машинах после рестайлинга изменилась форма панели и тип пластика. Также в них стал использовать электронный блок управления климат-контролем вместо вращающихся элементов.
Сиденья удобные, с развитой боковой поддержкой. Были варианты с кожаным салоном и другим дополнениями, повышающими комфорт. В качестве опции предлагали обогрев сидений и зеркал, электроподъемники на всех дверях, круиз-контроль и т. д.
Можно найти версии с деревянной отделкой, чаще всего это машины в максимальной комплектации.
У Е36 обширная линейка моторов, это также была одна из причин популярности модели. Стоит разобрать каждый из них.
1.6 л. Вариант М40В16 на 100 л. с. ставили до 1994 года. Это устаревшее решение с ременным приводом ГРМ было заменено на М43В16 на 102 л. с. У этого типа в газораспределительном механизме установлена цепь. Вторая разновидность показала себя более надежной. Главный минус – малая мощность.
1.8 л. те же варианты с маркировкой 18, означающей увеличенный объем. Несмотря на то, что разница в мощности всего 13 л. с., динамика у авто на порядок лучше. Ценители БМВ считают четырехцилиндровые двигатели не самыми подходящими. Но по статистике, это один из самых удачных двигателей БМВ без откровенных слабых мест.
2.0 л. Моторы М50В20 и М52В20 на 150 л. с. считаются классикой. Рядная шестерка работает очень ровно. Особенно надежен вариант М50, его ресурс чаще всего превышает 500 тысяч километров благодаря чугунному блоку. В М52 блок цилиндров алюминиевый с никасиловым покрытием. Этот вариант требователен к качеству топлива.
2.5 л. Двигатели мощностью 170 л. с. представляют собой дефорсированный аналог модели, описанной ниже. Это сделано для соответствия с экологическими требованиями Европы.
2.8 л. Самый мощный агрегат на 192 л. с. отличает высокий крутящий момент. Шестицилиндровый двигатель ценится любителями быстрой езды больше всего.
Дизельная модификация 319TDS мощностью 90 л. с. подходит для размеренной езды по городу. Расход небольшой, из недостатков можно выделить слабые ТНВД. Варианты 325TD (115 л. с.) и 325TDS (143 л. с.) отличаются наличием интеркулера и увеличенным давлением турбины во втором случае. Агрегаты тяговитые и достаточно надежные.
Чаще всего встречаются варианты с механической пятиступенчатой коробкой передач Getrag. Были и другие производители, но они редки. Это надежные элементы, чтобы обеспечить нормальную работу, достаточно менять масло через 50-60 тысяч. Автоматические КПП также добротные, но в силу пробега нередки неисправности. Менять масло стоит по регламенту, используя варианты, рекомендованные производителем.
Что касается ходовой части, спереди установлены стойки Макферсон, а сзади оригинальная многорычажная независимая подвеска, расположенная так, что узлы качаются вокруг определенной точки на продольной оси авто. За счет этого машина получилась управляемой, ее поведение на дороге предсказуемо. Многие считают эту модель эталонной при маневрировании и в поворотах.
Реечная рулевая рейка с гидроусилителем отличается тем, что с ростом скорости руль становится тяжелее, что повышает информативность управления.
На наших дорогах до сих пор много БМВ Е36, большинство из них в не лучшем состоянии. Чаще всего у этого поколения возникают проблемы с кузовом – ржавеют пороги, задние арки и крышка багажника. Подвеска простая, ходит неплохо, если следить за состоянием сайлентблоков и шаровых опор.
Это авто популярно у любителей и профи, занимающихся дрифтом. Больше всего ценятся купе, на вторичном рынке они стоят в полтора-два раза больше, особенно если состояние хорошее. В целом, это нормальное авто даже теперь, главное – следить за кузовом, остальное можно отремонтировать без проблем.
Модификации
Первые автомобили поступили в продажу в 1991 году. Причем, разные типы кузова запускали в производство постепенно.
Седан
Появился первым и собирался с 1991 по 1998 год. Самое массовая версия, отличающаяся практичностью и удобством. Машина пережила рестайлинг в 1994 году, в рамках которого была изменена форма решетки радиатора, установлены белые поворотники вместо желтых. Панель в салоне стала другой из-за добавления подушки безопасности у переднего пассажира. Пластик отделки получил более современную и привлекательную структуру.
Седанов было выпущено больше всего. Фото: youtube.com
Купе
Этот тип начали производить в 1992 году. Он разработан с нуля, поэтому панели кузова и салон отличаются от седана. Авто до сих пор пользуется популярностью благодаря идеальным пропорциям и привлекательности. В купе капот длиннее на 8 см, а безрамочные стекла опускаются при открывании двери, а при закрывании приподнимаются.
Купе отличается от седана по размерам и пропорциям кузовных элементов. Фото: youtube.com
Компакт
Так в БМВ называют хэтчбек – версию, которая на 23 см короче седана. Ее начали собирать в конце 1993 года. Багажник укорочен, но пространство внутри большое благодаря колесной базе, позаимствованной у предшественника – модели Е30. Оформление салона и кресел тоже отличались. Считается, что Компакт был бюджетной версией для городских условий.
Компакт построен на базе Е30. Фото: youtube.com
Кабриолет
Также появился в 1993 году. Для укрепления кузова в этой версии усилили днище, заднюю панель и рамку лобового стекла. Верх складывался как вручную, так и автоматически. Для комфортной езды зимой можно было купить алюминиевую крышу. Кондиционер и система отопления модернизированы для обеспечения комфорта пассажиров.
Кабриолеты встречаются нечасто. Фото: youtube.com
Универсал
Он появился последним, и баварцы назвали его Touring. В продаже модель появилась с 1995 года. Вместительный багажный отсек, объем которого со сложенными сиденьями превышал 1300 л, во многом и определил название. За счет раздельной системы складывания сидений салон можно трансформировать по своему усмотрению.
Туринг отличается вместительностью. Фото: youtube.com
Спорт
Особняком стоит М3 – спортивное исполнение Е36, изготавливаемое подразделением BMW M GmbH. Машину начали продавать осенью 1992 года. Версия от Motorsport получила трехлитровый шестицилиндровый рядный двигатель мощностью 286 л. с.
Версия М3 отличалась ручной сборкой и спортивными моторами. Фото: youtube.com
Вначале был представлен кузов купе, в 1994 появился кабриолет и седан. Позднее стали выпускать вариант с мотором на 3.2 литра, выдающий 321 л. с., что внушительно для такого компактного авто.
Внешний вид
Машина выглядела прогрессивно для своего времени и не сразу понравилась поклонникам марки. Но время показало, что это было правильное решение. Сейчас Е36 является примером грамотного проектирования и гармоничных пропорций. Большое внимание уделили аэродинамике. Каждый элемент продуман, двойные фары закрыты стеклянными обтекателями, это решение впоследствии стали использовать на всех моделях.
Аэродинамика у авто одна из лучших среди серийных моделей на момент выпуска. Фото: youtube.com
Машина получилась приземистой и достаточно широкой в сравнении с Е30. Контур стремительный, очерченный молдингом по всей длине, нижняя часть с изогнутым порогом сделана так из соображений аэродинамики.
Некоторые модели колесных дисков стоят десятки тысяч за комплект. Фото: youtube.com
На выбор клиентов предлагался большой ассортимент литых дисков. Также при желании можно было заказать вариант в М-обвесе – такой же, как и в спортивной версии. Кузов окрашивался в разные цвета – от стандартного черного, серебристого и белого до ярких тонов.
Салон
Интерьер даже сейчас не кажется устаревшим. Все сделано аккуратно, пластик на панели и дверях мягкий, со временем не царапается и почти не трескается. Тканевые вставки могут отходить, подобная проблема нередко бывает с обшивкой потолка.
Вариант салона со спортивными кожаными креслами. Фото: youtube.com
Панель приборов стандартная для БМВ 90-х годов, центральная консоль слегка повернута к водителю. На выбор предоставлялось 6 моделей магнитол под кассеты или CD-диски.
Салон в Компакте отличается от остальных модификаций. Фото: youtube.com
В машинах после рестайлинга изменилась форма панели и тип пластика. Также в них стал использовать электронный блок управления климат-контролем вместо вращающихся элементов.
Сиденья удобные, с развитой боковой поддержкой. Были варианты с кожаным салоном и другим дополнениями, повышающими комфорт. В качестве опции предлагали обогрев сидений и зеркал, электроподъемники на всех дверях, круиз-контроль и т. д.
Вариант с деревянными вставками. Фото: youtube.com
Можно найти версии с деревянной отделкой, чаще всего это машины в максимальной комплектации.
Двигатели
У Е36 обширная линейка моторов, это также была одна из причин популярности модели. Стоит разобрать каждый из них.
1.6 л. Вариант М40В16 на 100 л. с. ставили до 1994 года. Это устаревшее решение с ременным приводом ГРМ было заменено на М43В16 на 102 л. с. У этого типа в газораспределительном механизме установлена цепь. Вторая разновидность показала себя более надежной. Главный минус – малая мощность.
1.8 л. те же варианты с маркировкой 18, означающей увеличенный объем. Несмотря на то, что разница в мощности всего 13 л. с., динамика у авто на порядок лучше. Ценители БМВ считают четырехцилиндровые двигатели не самыми подходящими. Но по статистике, это один из самых удачных двигателей БМВ без откровенных слабых мест.
М42 – базовый четырехцилиндровый мотор. Фото: youtube.com
2.0 л. Моторы М50В20 и М52В20 на 150 л. с. считаются классикой. Рядная шестерка работает очень ровно. Особенно надежен вариант М50, его ресурс чаще всего превышает 500 тысяч километров благодаря чугунному блоку. В М52 блок цилиндров алюминиевый с никасиловым покрытием. Этот вариант требователен к качеству топлива.
2.5 л. Двигатели мощностью 170 л. с. представляют собой дефорсированный аналог модели, описанной ниже. Это сделано для соответствия с экологическими требованиями Европы.
Многие считают мотор М50 одним из самых удачных у БМВ. Фото: youtube.com
2.8 л. Самый мощный агрегат на 192 л. с. отличает высокий крутящий момент. Шестицилиндровый двигатель ценится любителями быстрой езды больше всего.
Дизельные варианты отличает хорошая тяга. Фото: youtube.com
Дизельная модификация 319TDS мощностью 90 л. с. подходит для размеренной езды по городу. Расход небольшой, из недостатков можно выделить слабые ТНВД. Варианты 325TD (115 л. с.) и 325TDS (143 л. с.) отличаются наличием интеркулера и увеличенным давлением турбины во втором случае. Агрегаты тяговитые и достаточно надежные.
КПП и ходовая часть
Чаще всего встречаются варианты с механической пятиступенчатой коробкой передач Getrag. Были и другие производители, но они редки. Это надежные элементы, чтобы обеспечить нормальную работу, достаточно менять масло через 50-60 тысяч. Автоматические КПП также добротные, но в силу пробега нередки неисправности. Менять масло стоит по регламенту, используя варианты, рекомендованные производителем.
Коробки Гетраг ходят до миллиона километров. Фото: youtube.com
Что касается ходовой части, спереди установлены стойки Макферсон, а сзади оригинальная многорычажная независимая подвеска, расположенная так, что узлы качаются вокруг определенной точки на продольной оси авто. За счет этого машина получилась управляемой, ее поведение на дороге предсказуемо. Многие считают эту модель эталонной при маневрировании и в поворотах.
В разработку задней подвески вложили миллионы долларов. Фото: youtube.com
Реечная рулевая рейка с гидроусилителем отличается тем, что с ростом скорости руль становится тяжелее, что повышает информативность управления.
Что в итоге?
На наших дорогах до сих пор много БМВ Е36, большинство из них в не лучшем состоянии. Чаще всего у этого поколения возникают проблемы с кузовом – ржавеют пороги, задние арки и крышка багажника. Подвеска простая, ходит неплохо, если следить за состоянием сайлентблоков и шаровых опор.
М-версия высоко ценится и сегодня. Фото: youtube.com
Это авто популярно у любителей и профи, занимающихся дрифтом. Больше всего ценятся купе, на вторичном рынке они стоят в полтора-два раза больше, особенно если состояние хорошее. В целом, это нормальное авто даже теперь, главное – следить за кузовом, остальное можно отремонтировать без проблем.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...