Гражданская авиация – опять сверхзвук?
Технически реализовать идею постройки самолета, летающего со сверхзвуковой скоростью, можно было еще в 50-е годы минувшего века. Но тогда никто не мог внятно озвучить экономическую жизнеспособность подобных проектов. Некоторую ясность внесла постройка двух единственных в мире серийных моделей сверхзвуковых лайнеров – «Конкорд» (Франция) и Ту-144 (СССР). Вроде бы практика их использования доказала экономическую нецелесообразность производства таких машин.
Тем не менее, разработки сверхзвуковых лайнеров существуют, концепты создают – идею не забросили. Но ведь были конкретные и довольно серьезные причины, по которым эксплуатация Ту-144 и «Конкорда» прекратилась и новые машины выпускать больше никто не собирался.
Значит, у разработчиков современных сверхзвуковых лайнеров есть способы как-то решить проблемы, связанные с полетами на скорости более 1 «Маха». Иначе получается «наступать на одни и те же грабли». На сегодняшний день существует несколько реальных проектов, согласно которым мир должен увидеть серийный сверхзвуковые самолеты в течение примерно пяти ближайших лет.
Разработки этого летательного аппарата начались в начале 2010-х. Изначально проект финансировала компания Spike Aerospace, однако позже все права на самолет перешли к Aerion Corporation. Если говорить о внешнем облике концепта, первое, что бросается в глаза – отсутствие иллюминаторов. Такое техническое решение обосновано необходимостью сохранения целостности конструкции, что повышает безопасность полетов.
Также отсутствие окон уменьшает шумность от работающих двигателей. Глава компании Spike Aerospace заявил, что уровень звука в салоне не будет превышать 60 дБ. Для сравнения: в современном лайнере этот параметр составляет 85 дБ, а шум, издаваемый двумя разговаривающими собеседниками, не превышает 65 дБ. Однако это не значит, что пассажиры будут лишены возможности лицезреть происходящее за бортом. Конструкторы предусмотрели видеокамеры, проецирующие изображение снаружи на внутреннюю часть фюзеляжа по всему салону.
Spike S-512 относится к самолетам бизнес-класса вместимостью 18 пассажиров (в эконом-версии – 22). Поэтому интерьер может быть оформлен в нескольких вариантах: если VIP, то предусматриваются и спальные места. В любом случае будет телефонная связь, высокоскоростной интернет. Предполагаемая стоимость джета – 60-80 (где-то мелькает цифра 100) млн. долларов. Однако разработчики уверяют, что со временем цена билета упадет и будет доступна рядовым гражданам, мотивируя такое «развитие событий» ускорением научно-технического прогресса.
Деньги в проект вложены, а как насчет отдачи? Впервые модель «засветилась» в 2014-м на авиашоу EAA AirVenture Oshkosh. В начале 2017-го планировалось запустить дозвуковой прототип SX-1.2, чтобы убедиться в правильности аэродинамических характеристик. И это удалось – полеты признаны успешными. В перспективе были проекты сверхзвукового лайнера на 40 и 50 мест.
Сначала опытный экземпляр планировали запустить в 2021-м. Технические характеристики «самолета будущего»:
✅ размах крыльев – 18 м
✅ длина – 37 м
✅ масса пустого (максимальная) – 21,432 т (52,163 т)
✅ средняя скорость – 1700 км/ч
✅ дальность – 11500 км
✅ наибольшая высота – 15 км
На середину 2021-го года известно лишь, что по-прежнему ведутся разработки 18-местной версии. Spike Aerospace – далеко не единственная компания, разрабатывающая сверхзвуковые пассажирские лайнеры.
Еще один бизнес-джет, который уже должен совершать коммерческие перевозки пассажиров. Проект стартовал в 2014 году и довольно успешно: в следующем 2015 разработчик уже получил заказ на 20 самолетов, а в общей сложности удалось собрать 11,2 млрд. долларов при стоимость одного самолета в 120 млн.И это при том, что, как сообщил глава компании Том Вайс в начале 2020-го, на разработку лайнера уйдет примерно 4 млрд. «зеленых».
Среди инвесторов – Boeing, General Electric и другие именитые компании. Было заключено соглашение с Airbus на 100 млн. для модернизации предыдущего проекта компании – Aerion SBJ. Первый демонстрационный перелет из Нью-Йорка в Лондон запланировали на 2023 год. На 2025-й назначено прохождение сертификаций и ввод «в строй» – в 2026-м.
В апреле 2020-го Aerion объявила о строительстве обновленного варианта сверхзвукового AS2 с такими характеристиками:
✅ размах крыльев – 24 м
✅ длина самолета – 44,2 м
✅ наибольшая взлетная масса – 68 т
✅ полезная нагрузка – до 11 пассажиров
Летом 2020-го из-за пандемии Boeing распустили группы конструкторов, работавших на AS2. В итоге Aerion перенесла дату первого полета на 2025 год. Осенью 2020-го начались испытания в аэродинамической трубе на скорости 3М. По не озвученным причинам в последний весенний месяц 2021 года Aerion остановила свою деятельность, не выполнив заказов на 10 млрд. долларов.
Цель компании была озвучена сразу после ее основания в 2014 году – разработка и постройка сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС). Первый этап программы – реализация проекта самолета-демонстратора ХВ-1, после которого начнут делать уже коммерческую машину.
Модель продемонстрировали в 2016-м, но финансы удалось найти через несколько месяцев. Были изготовлены, испытаны отдельные узлы летательного аппарата. Но все шло очень долго: оперение было готово в 2018-м, фюзеляж, крылья – в 2020-м. Летом этого же года начали собирать отдельные компоненты самолета воедино. В октябре 2020 года опытный образец (уменьшенный в 3 раза и названный Baby Boom) наконец выкатили из ангара и продемонстрировали широкой публике, но через онлайн-трансляцию (из-за пандемии).
Силовые элементы фюзеляжа, крыльев, оперения выполнены из алюминия и титана. Обшивка частично состоит из композитов, обладающих устойчивостью к высокой температуре. Некоторые части лайнера даже при крейсерской скорости разогреваются до 150°. Фюзеляж имеет веретенообразный вид, при этом пара двигателей находятся сзади с боков, а третий помещен в корпус самолета.
Благодаря улучшенной аэродинамике, усовершенствованному двигателю, шумность в салоне будет меньше по сравнению с «Конкордом» в 30 раз. Технические характеристики серийного самолета:
✅ размах крыльев – 18 м
✅ длина – 50 м
✅ скорость – 2,2М
✅ дальность – 8300 км
✅ пассажировместимость – 45-55 человек
✅ стоимость самолета (без оформления салона) – 200 млн. долларов.
На сегодняшний день Boom Technology имеет контракты с 5-ю компаниями на поставку 76 самолетов. Известно, что только японская JAL заказала 20 единиц техники. По самым оптимистичным прогнозам, в серию Boom Overture запустят не ранее 2028 года. Конкретные сроки зависят от результатов испытаний демонстратора XB-1 Baby Boom. Последние новости об экспериментальном самолете относятся к январю этого года. В СМИ прошло сообщение, что Boom Supersonic установила, наконец двигатели на экспериментальный самолет и сейчас проводит их тестирование. Следующий этап – пробежки по ВПП.
В феврале было объявлено, что сверхзвуковой самолет начнут производить в г. Гринсборо (штат Северная Каролина).
Они крайне противоречивы: с одной стороны, на последнем примере, вроде все идет хорошо, хоть и медленно. С другой стороны – сплошные неудачи при огромных вложениях. Создается впечатление, что под видом разработки проектов кто-то «осваивает» деньги себе в карман. Впрочем, автор может и ошибается…
США тоже начали разрабатывать сверхзвуковой самолет, но затраты оказались столь большими, что проект свернули, так и построив даже опытный образец.
Тем не менее, разработки сверхзвуковых лайнеров существуют, концепты создают – идею не забросили. Но ведь были конкретные и довольно серьезные причины, по которым эксплуатация Ту-144 и «Конкорда» прекратилась и новые машины выпускать больше никто не собирался.
Делать «Конкорды» не хотят. Фото: YouTube.com
Значит, у разработчиков современных сверхзвуковых лайнеров есть способы как-то решить проблемы, связанные с полетами на скорости более 1 «Маха». Иначе получается «наступать на одни и те же грабли». На сегодняшний день существует несколько реальных проектов, согласно которым мир должен увидеть серийный сверхзвуковые самолеты в течение примерно пяти ближайших лет.
Spike S-512 Supersonic Jet
Разработки этого летательного аппарата начались в начале 2010-х. Изначально проект финансировала компания Spike Aerospace, однако позже все права на самолет перешли к Aerion Corporation. Если говорить о внешнем облике концепта, первое, что бросается в глаза – отсутствие иллюминаторов. Такое техническое решение обосновано необходимостью сохранения целостности конструкции, что повышает безопасность полетов.
Современному сверхзвуковому лайнеру иллюминаторы не нужны. Фото: YouTube.com
Также отсутствие окон уменьшает шумность от работающих двигателей. Глава компании Spike Aerospace заявил, что уровень звука в салоне не будет превышать 60 дБ. Для сравнения: в современном лайнере этот параметр составляет 85 дБ, а шум, издаваемый двумя разговаривающими собеседниками, не превышает 65 дБ. Однако это не значит, что пассажиры будут лишены возможности лицезреть происходящее за бортом. Конструкторы предусмотрели видеокамеры, проецирующие изображение снаружи на внутреннюю часть фюзеляжа по всему салону.
Вместо иллюминаторов – проекционные экраны во всю «стену». Фото: YouTube.com
Spike S-512 относится к самолетам бизнес-класса вместимостью 18 пассажиров (в эконом-версии – 22). Поэтому интерьер может быть оформлен в нескольких вариантах: если VIP, то предусматриваются и спальные места. В любом случае будет телефонная связь, высокоскоростной интернет. Предполагаемая стоимость джета – 60-80 (где-то мелькает цифра 100) млн. долларов. Однако разработчики уверяют, что со временем цена билета упадет и будет доступна рядовым гражданам, мотивируя такое «развитие событий» ускорением научно-технического прогресса.
Что в реальности со Spike S-512
Деньги в проект вложены, а как насчет отдачи? Впервые модель «засветилась» в 2014-м на авиашоу EAA AirVenture Oshkosh. В начале 2017-го планировалось запустить дозвуковой прототип SX-1.2, чтобы убедиться в правильности аэродинамических характеристик. И это удалось – полеты признаны успешными. В перспективе были проекты сверхзвукового лайнера на 40 и 50 мест.
Деньги вложены, а где реальный самолет? Фото: YouTube.com
Сначала опытный экземпляр планировали запустить в 2021-м. Технические характеристики «самолета будущего»:
✅ размах крыльев – 18 м
✅ длина – 37 м
✅ масса пустого (максимальная) – 21,432 т (52,163 т)
✅ средняя скорость – 1700 км/ч
✅ дальность – 11500 км
✅ наибольшая высота – 15 км
На середину 2021-го года известно лишь, что по-прежнему ведутся разработки 18-местной версии. Spike Aerospace – далеко не единственная компания, разрабатывающая сверхзвуковые пассажирские лайнеры.
Aerion AS2
Еще один бизнес-джет, который уже должен совершать коммерческие перевозки пассажиров. Проект стартовал в 2014 году и довольно успешно: в следующем 2015 разработчик уже получил заказ на 20 самолетов, а в общей сложности удалось собрать 11,2 млрд. долларов при стоимость одного самолета в 120 млн.И это при том, что, как сообщил глава компании Том Вайс в начале 2020-го, на разработку лайнера уйдет примерно 4 млрд. «зеленых».
На картинке Aerion AS2 выглядит красиво. Фото: YouTube.com
Среди инвесторов – Boeing, General Electric и другие именитые компании. Было заключено соглашение с Airbus на 100 млн. для модернизации предыдущего проекта компании – Aerion SBJ. Первый демонстрационный перелет из Нью-Йорка в Лондон запланировали на 2023 год. На 2025-й назначено прохождение сертификаций и ввод «в строй» – в 2026-м.
Разработчики обещали, что цена билета будет доступна рядовым гражданам. Фото: YouTube.com
В апреле 2020-го Aerion объявила о строительстве обновленного варианта сверхзвукового AS2 с такими характеристиками:
✅ размах крыльев – 24 м
✅ длина самолета – 44,2 м
✅ наибольшая взлетная масса – 68 т
✅ полезная нагрузка – до 11 пассажиров
Летом 2020-го из-за пандемии Boeing распустили группы конструкторов, работавших на AS2. В итоге Aerion перенесла дату первого полета на 2025 год. Осенью 2020-го начались испытания в аэродинамической трубе на скорости 3М. По не озвученным причинам в последний весенний месяц 2021 года Aerion остановила свою деятельность, не выполнив заказов на 10 млрд. долларов.
Boom Supersonic
Цель компании была озвучена сразу после ее основания в 2014 году – разработка и постройка сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС). Первый этап программы – реализация проекта самолета-демонстратора ХВ-1, после которого начнут делать уже коммерческую машину.
Наверху – экспериментальный ХВ-1, внизу – полноразмерный самолет. Фото: YouTube.com
Модель продемонстрировали в 2016-м, но финансы удалось найти через несколько месяцев. Были изготовлены, испытаны отдельные узлы летательного аппарата. Но все шло очень долго: оперение было готово в 2018-м, фюзеляж, крылья – в 2020-м. Летом этого же года начали собирать отдельные компоненты самолета воедино. В октябре 2020 года опытный образец (уменьшенный в 3 раза и названный Baby Boom) наконец выкатили из ангара и продемонстрировали широкой публике, но через онлайн-трансляцию (из-за пандемии).
Конструкция
Силовые элементы фюзеляжа, крыльев, оперения выполнены из алюминия и титана. Обшивка частично состоит из композитов, обладающих устойчивостью к высокой температуре. Некоторые части лайнера даже при крейсерской скорости разогреваются до 150°. Фюзеляж имеет веретенообразный вид, при этом пара двигателей находятся сзади с боков, а третий помещен в корпус самолета.
Узкий корпус улучшает аэродинамику. Фото: YouTube.com
Благодаря улучшенной аэродинамике, усовершенствованному двигателю, шумность в салоне будет меньше по сравнению с «Конкордом» в 30 раз. Технические характеристики серийного самолета:
✅ размах крыльев – 18 м
✅ длина – 50 м
✅ скорость – 2,2М
✅ дальность – 8300 км
✅ пассажировместимость – 45-55 человек
✅ стоимость самолета (без оформления салона) – 200 млн. долларов.
На сегодняшний день Boom Technology имеет контракты с 5-ю компаниями на поставку 76 самолетов. Известно, что только японская JAL заказала 20 единиц техники. По самым оптимистичным прогнозам, в серию Boom Overture запустят не ранее 2028 года. Конкретные сроки зависят от результатов испытаний демонстратора XB-1 Baby Boom. Последние новости об экспериментальном самолете относятся к январю этого года. В СМИ прошло сообщение, что Boom Supersonic установила, наконец двигатели на экспериментальный самолет и сейчас проводит их тестирование. Следующий этап – пробежки по ВПП.
Самолет-демонстратор ХВ-1: когда полетим? Фото: YouTube.com
В феврале было объявлено, что сверхзвуковой самолет начнут производить в г. Гринсборо (штат Северная Каролина).
Выводы
Они крайне противоречивы: с одной стороны, на последнем примере, вроде все идет хорошо, хоть и медленно. С другой стороны – сплошные неудачи при огромных вложениях. Создается впечатление, что под видом разработки проектов кто-то «осваивает» деньги себе в карман. Впрочем, автор может и ошибается…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...