
Supercargo 20.40 – тягач под прицепом
Сегодня словосочетание «Суперкарго 20.40» о чем-то сказать может разве что специалистам, а в 90-е годы об этой машине знали многие – она произвела настоящий фурор даже среди автомобилистов, равнодушных к грузовой технике. Впрочем, эта машина необычна и для сегодняшнего дня.
В 70-80-е годы в Европе активно решалась задача по оптимизации перемещения грузов с помощью автотранспорта. На эту тему инженер-конструктор из ФРГ (Штутгарт) Манфред Штайнвинтер представил доклад еще в 1975-м. А спустя 3 года уже был готов проект уникального автопоезда модульного типа. Для реализации идеи нужны были деньги, но тут инженеру повезло: разработкой заинтересовался Daimler-Benz, впоследствии оказавший техническое содействие. С административной стороны Штайнвинтера поддержали власти Баден-Вюртенберг. В итоге образовалась компания Steinwinter LKW&Bus GmbH, которая и занималась постройкой необычного грузовика.
До создания концепта прошел не один год в поиске оптимального варианта фуры. Изначально было решено, что кабина будет сверхнизкой. Так оно и получилось: если взглянуть на Steinwinter Supercargo 20.40 без полуприцепа, создается впечатление, что перед вами – суперкар. И действительно, соотношение объемов тягача и полуприцепа было непривычным, что и создавало фантастический облик транспортного средства. К тому же тягач был ниже (от дорожной поверхности до верха кабины – 1,17 м) многих существовавших на тот момент спортивных автомобилей. Сходство с ними дополняла эмблема на новом автомобиле, представлявшая собой герб города Штуттгарта, который сильно смахивает на логотип «Феррари».
Кроме герба Штутгарта, на передке [красовалась эмблема Mercedes-Benz. Фото: YouTube.com
В Европе строго лимитирована протяженность автопоезда, которая не может превышать 20 м. Длина «фуры» вместе с полуприцепом – 18 м («дефицитные» метры «полезной площади» использовались крайне рационально). Это очень привлекательная характеристика, если учесть, что автопоезд во главе с Steinwinter Supercargo 20.40 имел грузоподъемность 20 тонн (из них на ведущий мост приходилось 13, т, управляемый – 7 т). По словам представителя компании Dekra – экономического авторитета того времени, машина могла любому автотранспортному предприятию Германии в год приносить не менее 250-300 тыс. марок прибыли. Правда, тягач для обычного стандартного полуприцепа не подходил и пришлось сделать специальный – самый объемный из всех существовавших на то время. Чтобы зацепить «повозку», Steinwinter Supercargo 20.40 достаточно было просто заехать под нее. Когда полуприцеп «над головой», отпадает потребность в пандусах, мощных карах, что серьезно упрощает погрузку/разгрузку.
Чтобы соединиться с полуприцепом, нужно просто заехать под него. Фото: YouTube.com
Для изготовления кузова участвовавшая в создании тягача фирма Drogmoller использовала стеклопластик. Подвеска – полностью пневматическая. Дизельный двигатель битурбированного типа, развивавший 400 «лошадей» и задний мост для грузовика изготовила Daimler-Benz, коробку передач – компания ZF. За конструкцию полуприцепа отвечал производитель Schmitz. Интерес вызвало размещение силового агрегата – между осями. В машине была использована ABS, дифференциал ведущего моста блокировался.
Для конца 80-х машина выглядела фантастично. Впервые концепт продемонстрировали в 1987 году на автосалоне во Франкфурте-на-Майне. Там же регулярно проходили конференции, где докладчики делились с аудиторией своими мыслями о концепциях транспорта будущего. А главная мысль Штайнвинтера заключалась в том, что современная фура должна быть:
✅ модульной
✅ с небольшой погрузочной высотой
✅ возможностью установки широкой гаммы силовых агрегатов
✅ комфортной для водителя
Многое из этого удалось. Например, предполагалось создать целое семейство автомобилей с двумя, тремя или четырьмя, в зависимости от предназначения, осями. При этом двигатели тоже могли быть разными, развивающими мощность в 170-700 «лошадей». Но не только техническая часть привлекала внимание: к оформлению тягача приложили усилия ведущие европейские дизайнеры автомобилестроения. Формы кузова были позаимствованы у спортивных машин, как и салон. Об интерьере стоит рассказать отдельно. Внутри тягач больше напоминал спортивный болид, нежели обыденный грузовик. Водительское место (анатомические кресла типа «Рекаро») окружено кнопочками, переключателями множеством индикаторов в виде лампочек и т. д. Из «опций» – телефон!
Редко какая фура могла «похвастать» таким шикарным водительским местом. Фото: YouTube.com
Стоит напомнить: это 80-е годы. Обе двери оснащены гидравлическим доводчиком, а среднее кресло, если его разложить, трансформируется в спальное место. Есть шкафчик для одежды и, что очень неожиданно ؘ– совершенно ровный пол (двигатель расположен сзади), чего с трудом добиваются современные конструкторы.
После успеха на выставке даже была достигнута предварительная договоренность о поставках двигателей, коробок, мостов и иных деталей для будущего суперсовременного тягача. Казалось, бы все шло хорошо, но вот начались испытания: за все время машина наездила 3 тыс. километров, которые выявили массу недоделок. Например, начали разрушаться пластиковые детали кузова – очевидно, что тип материала для его изготовления был не тот. Сегодня наверняка нашли бы подходящий вариант композита. Второй, уже более серьезный недостаток – плохая управляемость (задняя ось не поворачивалась, что в современных условиях легко исправить). В итоге автомобиль в плохих дорожных условиях сваливался в занос и выйти из него на скользкой поверхности было очень непросто.
С управляемостью у тягача были проблемы. Фото: YouTube.com
Очевидно: обнаруженные недостатки можно было исправить в ходе последующих испытания даже на существовавшей в то время технологической базе. Однако ни один производитель не рискнул начать конвейерное производство странного тягача. Все уперлось в финансирование и банальную смелость. Если владельцы компаний сомневались, что машина будет приносить прибыль, то их специалисты в области грузоперевозок уверены в больших перспективах подобной схемы автопоезда.
Автобус – один из вариантов использования тягача. Фото: YouTube.com
Немецкий инженер опередил время: достаточно взглянуть на современные аэродромные тягачи, которые имеют как раз такую конфигурацию кузова, как Supercargo 20.40. Значит, идея все-таки работает! Спонсоров больше не нашлось: Daimler-Benz не рискнул, американских производителей, занятых своими «капотниками», эта идея почему-то не вдохновила. Правда, интерес к проекту проявили DAF и японская Isuzu Motors, но каких-либо шагов по продолжению разработки никто так и не сделал. Расчетливые немцы решили, что модернизация концепта обойдется слишком дорого.
На стоянке в Штутгарте – зеркала пока целы. Фото: YouTube.com
Возможно, что кого-то технические решения, реализованные в «Суперкарго», заинтересуют. Стародавние проблемы, поставившие крест на модернизации тягача, в наше время можно решить за не такие большие деньги и в короткий срок. Но на сегодняшний день уникальная фура стоит на вечном приколе в Штутгарте, правда, без оптики – наверное, кто-то снял фары в качестве сувенира…
Кто разработал проект
В 70-80-е годы в Европе активно решалась задача по оптимизации перемещения грузов с помощью автотранспорта. На эту тему инженер-конструктор из ФРГ (Штутгарт) Манфред Штайнвинтер представил доклад еще в 1975-м. А спустя 3 года уже был готов проект уникального автопоезда модульного типа. Для реализации идеи нужны были деньги, но тут инженеру повезло: разработкой заинтересовался Daimler-Benz, впоследствии оказавший техническое содействие. С административной стороны Штайнвинтера поддержали власти Баден-Вюртенберг. В итоге образовалась компания Steinwinter LKW&Bus GmbH, которая и занималась постройкой необычного грузовика.
Конструкция
До создания концепта прошел не один год в поиске оптимального варианта фуры. Изначально было решено, что кабина будет сверхнизкой. Так оно и получилось: если взглянуть на Steinwinter Supercargo 20.40 без полуприцепа, создается впечатление, что перед вами – суперкар. И действительно, соотношение объемов тягача и полуприцепа было непривычным, что и создавало фантастический облик транспортного средства. К тому же тягач был ниже (от дорожной поверхности до верха кабины – 1,17 м) многих существовавших на тот момент спортивных автомобилей. Сходство с ними дополняла эмблема на новом автомобиле, представлявшая собой герб города Штуттгарта, который сильно смахивает на логотип «Феррари».

В Европе строго лимитирована протяженность автопоезда, которая не может превышать 20 м. Длина «фуры» вместе с полуприцепом – 18 м («дефицитные» метры «полезной площади» использовались крайне рационально). Это очень привлекательная характеристика, если учесть, что автопоезд во главе с Steinwinter Supercargo 20.40 имел грузоподъемность 20 тонн (из них на ведущий мост приходилось 13, т, управляемый – 7 т). По словам представителя компании Dekra – экономического авторитета того времени, машина могла любому автотранспортному предприятию Германии в год приносить не менее 250-300 тыс. марок прибыли. Правда, тягач для обычного стандартного полуприцепа не подходил и пришлось сделать специальный – самый объемный из всех существовавших на то время. Чтобы зацепить «повозку», Steinwinter Supercargo 20.40 достаточно было просто заехать под нее. Когда полуприцеп «над головой», отпадает потребность в пандусах, мощных карах, что серьезно упрощает погрузку/разгрузку.

Для изготовления кузова участвовавшая в создании тягача фирма Drogmoller использовала стеклопластик. Подвеска – полностью пневматическая. Дизельный двигатель битурбированного типа, развивавший 400 «лошадей» и задний мост для грузовика изготовила Daimler-Benz, коробку передач – компания ZF. За конструкцию полуприцепа отвечал производитель Schmitz. Интерес вызвало размещение силового агрегата – между осями. В машине была использована ABS, дифференциал ведущего моста блокировался.
Презентация
Для конца 80-х машина выглядела фантастично. Впервые концепт продемонстрировали в 1987 году на автосалоне во Франкфурте-на-Майне. Там же регулярно проходили конференции, где докладчики делились с аудиторией своими мыслями о концепциях транспорта будущего. А главная мысль Штайнвинтера заключалась в том, что современная фура должна быть:
✅ модульной
✅ с небольшой погрузочной высотой
✅ возможностью установки широкой гаммы силовых агрегатов
✅ комфортной для водителя
Многое из этого удалось. Например, предполагалось создать целое семейство автомобилей с двумя, тремя или четырьмя, в зависимости от предназначения, осями. При этом двигатели тоже могли быть разными, развивающими мощность в 170-700 «лошадей». Но не только техническая часть привлекала внимание: к оформлению тягача приложили усилия ведущие европейские дизайнеры автомобилестроения. Формы кузова были позаимствованы у спортивных машин, как и салон. Об интерьере стоит рассказать отдельно. Внутри тягач больше напоминал спортивный болид, нежели обыденный грузовик. Водительское место (анатомические кресла типа «Рекаро») окружено кнопочками, переключателями множеством индикаторов в виде лампочек и т. д. Из «опций» – телефон!

Стоит напомнить: это 80-е годы. Обе двери оснащены гидравлическим доводчиком, а среднее кресло, если его разложить, трансформируется в спальное место. Есть шкафчик для одежды и, что очень неожиданно ؘ– совершенно ровный пол (двигатель расположен сзади), чего с трудом добиваются современные конструкторы.
Автор концепта не остановился на разработке только тягача. Он создал огромное количество способов его использования в иных проектах, где главная роль отводилась автобусам. Они могли быть как небольшим, и, так и двухэтажными, сочлененными, да еще и со спальными местами в полуприцепе.
Перспективы, испытания и реальность
После успеха на выставке даже была достигнута предварительная договоренность о поставках двигателей, коробок, мостов и иных деталей для будущего суперсовременного тягача. Казалось, бы все шло хорошо, но вот начались испытания: за все время машина наездила 3 тыс. километров, которые выявили массу недоделок. Например, начали разрушаться пластиковые детали кузова – очевидно, что тип материала для его изготовления был не тот. Сегодня наверняка нашли бы подходящий вариант композита. Второй, уже более серьезный недостаток – плохая управляемость (задняя ось не поворачивалась, что в современных условиях легко исправить). В итоге автомобиль в плохих дорожных условиях сваливался в занос и выйти из него на скользкой поверхности было очень непросто.

Очевидно: обнаруженные недостатки можно было исправить в ходе последующих испытания даже на существовавшей в то время технологической базе. Однако ни один производитель не рискнул начать конвейерное производство странного тягача. Все уперлось в финансирование и банальную смелость. Если владельцы компаний сомневались, что машина будет приносить прибыль, то их специалисты в области грузоперевозок уверены в больших перспективах подобной схемы автопоезда.

Немецкий инженер опередил время: достаточно взглянуть на современные аэродромные тягачи, которые имеют как раз такую конфигурацию кузова, как Supercargo 20.40. Значит, идея все-таки работает! Спонсоров больше не нашлось: Daimler-Benz не рискнул, американских производителей, занятых своими «капотниками», эта идея почему-то не вдохновила. Правда, интерес к проекту проявили DAF и японская Isuzu Motors, но каких-либо шагов по продолжению разработки никто так и не сделал. Расчетливые немцы решили, что модернизация концепта обойдется слишком дорого.

Возможно, что кого-то технические решения, реализованные в «Суперкарго», заинтересуют. Стародавние проблемы, поставившие крест на модернизации тягача, в наше время можно решить за не такие большие деньги и в короткий срок. Но на сегодняшний день уникальная фура стоит на вечном приколе в Штутгарте, правда, без оптики – наверное, кто-то снял фары в качестве сувенира…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....