Jaguar XJ220: свирепый кот, или слепой котенок?
Концепткар XJ220, задуманный техническим директором Jaguar, Джимом Рэндлом, вызвал фурор на Британском автосалоне в октябре 1988 года. Однако его впечатляющие характеристики вызывали серьезные опасения по поводу безопасности шин. Решив превратить шоу-кар в рабочую модель, в компании Jaguar Sport построили пять прототипов под руководством Майка Мортона и главного конструктора Ричарда Оуэна.
В середине восьмидесятых Jaguar располагал чрезвычайно успешной автоспортивной программой в категории спортивных прототипов группы Ц, где британцы успешно конкурировали с Porsche, Sauber-Mercedes и Nissan. Но Джим Рэндл, технический директор Jaguar, считал, что фирме нужно создать нечто попроще, в стиле Porsche 959 и Ferrari 288GTO – то есть машину группы Б! В конце 1987 года Джим нарисовал парочку скетчей такого автомобиля. Так на свет появился проект XJ123, впоследствии переименованный в XJ220. Индекс выбрали не случайно, ведь на такую максималку – 220 миль в час, рассчитывали разработчики.
Вот только финансовое положение фирмы не позволяло реализовать проект «в натуре», поэтому Джим Рэндл попросил группу инженеров и дизайнеров поработать над проектом XJ220 в свободное время, впоследствии эту группу назовут «субботний клуб». В конце концов, в Jaguar узнали об автомобиле и помогли инженерам достроить первый прототип.
Когда XJ220 представили на автосалоне в Бирмингеме, представители Jaguar всячески подчеркивали, что это «просто концепткар», и что никаких планов по выпуску дорожной модели не существует. Но концепт-кар восприняли с таким энтузиазмом, что Jaguar все же решились создать серийную модификацию автомобиля. Правда сделали пару оговорок:
✅ Потенциальным клиентам объявили, что цена суперкара будет составлять 250 000 фунтов стерлингов
✅ XJ220 будет произведен тиражом в 220 экземпляров, с возможностью увеличения выпуска до 350 штук
Последнее предложение также имело одну небольшую оговорку – если будет достаточный спрос.
Дальнейшую разработку и сборку первых рабочих прототипов XJ220 поручили Jaguar Sport, совместному предприятию Jaguar Cars и Tom Walkinshaw Racing (TWR), которое руководило гоночной программой марки в WSC и IMSA.
Хотя концепткар XJ220 оснащался шестилитровым двигателем V12, для дорожной спецификации в Jaguar Sport использовать гоночный V6, рабочим объемом 3,5 литра. Отказ от V12 стал роковой ошибкой: гипотетические клиенты не воспринимали всерьез суперкар с мотором V6. В Jaguar объяснили замену тем, что V12 был слишком громоздким, прожорливым и неэкологичным, а меньший рабочий объем V6 сполна компенсируется использованием двойных турбокомпрессоров Garrett T3.
И действительно, характеристики двигателя говорят сами за себя: 542 лошади при 6500 об/мин и 473 Нм крутящего момента при 5000 об/мин, вместо «всего» 500 л. с. у V12. Казалось бы все очевидно. Но была и более прозаическая причина этой неоднозначной замены.
Незадолго перед описываемыми событиями, FISA запретили раллийную группу Б, а значит все автомобили-участники остались не у дел. В том числе MG Metro 6R4, оснащавшийся двигателем V6 битурбо. Так вот, права на интеллектуальную собственность и оснастку для производства этого мотора выкупил Том Уокиншоу – владелец TWR! После чего, этот же самый агрегат британцы использовали на прототипах Jaguar XJR-10 и XJR-11, для борьбы Nissan ZX-GTP в чемпионате IMSA и Sauber-Mercedes в WSC.
Кузов серийного XJ220 изготавливали из алюминия, и здесь расхождений с прототипом не было. Снаряженная масса также осталась на низком уровне 3025 фунтов, в том числе из-за более легкого мотора.
В 1991 году Jaguar XJ220 доставили в испытательный центр Форт-Стоктон в Хьюстоне, штат Техас, для проведения испытаний шин Bridgestone. Именно там, под управлением победителя Ле-Ман-24 Энди Уоллеса, XJ220 впервые достиг максималки 340 километров в час. Это сделало его самым быстрым серийным автомобилем на планете Земля. Позже Jaguar XJ220 обновил мировой рекорд, разогнавшись до скорости 342 км/ч, на испытательном треке Нардо в Италии, а после удаления каталитических нейтрализаторов и вовсе до 349,22 км/ч. Этот рекорд держался до тех пор, пока McLaren F1 Гордона Марри не, разогнался до 240 миль в час.
Время разгона до скоростей 100 и 160 км/ч составляло 3,6 и 8 секунд соответственно, а четверть мили автомобиль проезжал чуть менее чем за 12 секунд. Так же Jaguar XJ220 «Prototype 005» установил рекорд круга для серийных автомобилей на Нордшляйфе – 7 минут 46 секунд (который держался до 2000 года).
После показа в Бирмингеме Jaguar получил 1500 предзаказов на XJ220. Впоследствии все они, за исключением 350, были отменены. За время подготовки к производству, цена автомобиля выросла до 290 000 фунтов стерлингов, в результате чего значительное количество клиентов отказалось от XJ220.
Кроме возросшей цены, в качестве причины отказа выкупить предзаказ, называли измененную, по сравнению с шоу-каром, спецификацию Jaguar XJ220: отсутствие экзотического V12, полноуправляемого шасси и полного привода. Некоторые клиенты даже подавали на Jaguar в суд, требуя вернуть предоплату, но проиграли.
Для выступления в марафоне 1993 года, TWR Jaguar Racing подготовили три экземпляра XJ220 Competition:
✅ Джон Нильсен, Дэвид Брэбэм, Дэвид Култхард. Машина № 50
✅ Вин Перси, Армин Хане, Дэвид Лесли. Машина № 51
✅ Пол Бельмондо, Джей Кокран, Андреас Фукс. Машина № 52
Jaguar XJ220 оказался быстрым «из коробки», и в квалификации пилоты TWR Jaguar Racing разместились следом за занявшим первое место в классе GT экипажем Porsche 964 Turbo S LM, с Вальтером Рерлем, Ханс-Йоахимом Штуком и Херли Хейвудом за рулем.
Однако во время технической инспекции, главный судья автоклуба ACO Ален Берто заметил, что на гоночных XJ220C, в отличии от дорожных, не установлены каталитические нейтрализаторы. Расценив это как нарушение регламента, Ален отстранил TWR Jaguar Racing от гонки. После горячих споров, и вмешательства руководителя IMSA Эймоса Джонсона, Берто принял апелляцию Уокиншоу, и разрешил TWR Jaguar Racing участвовать в гонке. После старта марафона, в классе GT лидировал Штук на Porsche. Но на втором часу гонки у его автомобиля заклинило дроссель. Потеряв на ремонте пять кругов, в попытках отыграться Porsche был разбит Вальтером Рерлем. У TWR так же не обошлось без проблем: через шесть кругов после старта команда потеряла первую машину – на №51 прогорела прокладка головки блока цилиндров.
Но после проблем у Рерля и Штука, двум оставшимся XJ220 удалось закрепится на лидирующих позициях в классе GT. Дело шло к уверенной двойной победе, но ночью Дэвид Брэбэм внезапно почувствовал сильный запах бензина. Австралиец заехал в боксы, где механики обнаружили что, лопнул топливный бак. Дэвида попросили проехать еще один круг, пока команда подготовится к ремонту, но в ответ Дэвид послал команду по известному адресу, заявив, что не собирается ехать «в ванне с бензином». Задержка стоила машине лидерства в классе, которое перешло к экипажу 52. Однако у Андреаса Фукса лопнуло колесо, и после разворота на 360 градусов на прямой Мульсан, его XJ220 медленно заковылял в боксы. Повреждения оказались незначительными, но двигатель начал перегреваться, и экипажу №52 пришлось сойти. Jaguar XJ220C Нильсена, Брэбхэма и Култхарда финишировал первым, обогнав на два круга ближайшего соперника в классе – Porsche Carrera RSR 3,8.
Однако после гонки ACO постановил, что так как апелляцию TWR подали во Французскую федерацию спорта (FFSA) с опозданием, ее отклонили, и победа Jaguar XJ220C в классе GT признали недействительной: автомобиль и экипаж дисквалифицировали. Таким образом Porsche удалось одержать еще одну победу в классе GT в Ле-Мане.
К сожалению, Jaguar XJ220 навсегда останется в памяти как неудачный, провальный суперкар. Это произошло в основном потому, что в производство он попал в самый неподходящее время – в момент экономического спада и потере интереса к коллекционным автомобилям. XJ220 даже со скромным V6 не был «слепым котенком», скорей таковыми было руководство TWR, преследующее сиюминутные цели, и маркетинговый отдел фирмы из Ковентри. Но несмотря на весь негатив, Jaguar XJ220 заслуживает находится в автомобильном пантеоне величайших автомобилей девяностых, вместе с Ferrari F40, Bugatti EB110, и McLaren F1.
В середине восьмидесятых Jaguar располагал чрезвычайно успешной автоспортивной программой в категории спортивных прототипов группы Ц, где британцы успешно конкурировали с Porsche, Sauber-Mercedes и Nissan. Но Джим Рэндл, технический директор Jaguar, считал, что фирме нужно создать нечто попроще, в стиле Porsche 959 и Ferrari 288GTO – то есть машину группы Б! В конце 1987 года Джим нарисовал парочку скетчей такого автомобиля. Так на свет появился проект XJ123, впоследствии переименованный в XJ220. Индекс выбрали не случайно, ведь на такую максималку – 220 миль в час, рассчитывали разработчики.
Jaguar XJ220. Фото: Youtube.com
Вот только финансовое положение фирмы не позволяло реализовать проект «в натуре», поэтому Джим Рэндл попросил группу инженеров и дизайнеров поработать над проектом XJ220 в свободное время, впоследствии эту группу назовут «субботний клуб». В конце концов, в Jaguar узнали об автомобиле и помогли инженерам достроить первый прототип.
Когда XJ220 представили на автосалоне в Бирмингеме, представители Jaguar всячески подчеркивали, что это «просто концепткар», и что никаких планов по выпуску дорожной модели не существует. Но концепт-кар восприняли с таким энтузиазмом, что Jaguar все же решились создать серийную модификацию автомобиля. Правда сделали пару оговорок:
✅ Потенциальным клиентам объявили, что цена суперкара будет составлять 250 000 фунтов стерлингов
✅ XJ220 будет произведен тиражом в 220 экземпляров, с возможностью увеличения выпуска до 350 штук
Последнее предложение также имело одну небольшую оговорку – если будет достаточный спрос.
Задние фонари для XJ220 позаимствовали у Rover 200. Фото: Youtube.com
Дальнейшую разработку и сборку первых рабочих прототипов XJ220 поручили Jaguar Sport, совместному предприятию Jaguar Cars и Tom Walkinshaw Racing (TWR), которое руководило гоночной программой марки в WSC и IMSA.
Техническая информация
Хотя концепткар XJ220 оснащался шестилитровым двигателем V12, для дорожной спецификации в Jaguar Sport использовать гоночный V6, рабочим объемом 3,5 литра. Отказ от V12 стал роковой ошибкой: гипотетические клиенты не воспринимали всерьез суперкар с мотором V6. В Jaguar объяснили замену тем, что V12 был слишком громоздким, прожорливым и неэкологичным, а меньший рабочий объем V6 сполна компенсируется использованием двойных турбокомпрессоров Garrett T3.
Jaguar JRV-6 90º V6 маловат для столь внушительного подкапотного пространства! Фото: Youtube.com
И действительно, характеристики двигателя говорят сами за себя: 542 лошади при 6500 об/мин и 473 Нм крутящего момента при 5000 об/мин, вместо «всего» 500 л. с. у V12. Казалось бы все очевидно. Но была и более прозаическая причина этой неоднозначной замены.
Незадолго перед описываемыми событиями, FISA запретили раллийную группу Б, а значит все автомобили-участники остались не у дел. В том числе MG Metro 6R4, оснащавшийся двигателем V6 битурбо. Так вот, права на интеллектуальную собственность и оснастку для производства этого мотора выкупил Том Уокиншоу – владелец TWR! После чего, этот же самый агрегат британцы использовали на прототипах Jaguar XJR-10 и XJR-11, для борьбы Nissan ZX-GTP в чемпионате IMSA и Sauber-Mercedes в WSC.
Двигатель для XJ220 позаимствовали у MG Metro 6R4. Фото: Youtube.com
Кузов серийного XJ220 изготавливали из алюминия, и здесь расхождений с прототипом не было. Снаряженная масса также осталась на низком уровне 3025 фунтов, в том числе из-за более легкого мотора.
Производительность
В 1991 году Jaguar XJ220 доставили в испытательный центр Форт-Стоктон в Хьюстоне, штат Техас, для проведения испытаний шин Bridgestone. Именно там, под управлением победителя Ле-Ман-24 Энди Уоллеса, XJ220 впервые достиг максималки 340 километров в час. Это сделало его самым быстрым серийным автомобилем на планете Земля. Позже Jaguar XJ220 обновил мировой рекорд, разогнавшись до скорости 342 км/ч, на испытательном треке Нардо в Италии, а после удаления каталитических нейтрализаторов и вовсе до 349,22 км/ч. Этот рекорд держался до тех пор, пока McLaren F1 Гордона Марри не, разогнался до 240 миль в час.
Энди Уоллес, победитель Ле-Мана 1988 года, был одним из тех, кто учил ездить XJ220. Фото: Youtube.com
Время разгона до скоростей 100 и 160 км/ч составляло 3,6 и 8 секунд соответственно, а четверть мили автомобиль проезжал чуть менее чем за 12 секунд. Так же Jaguar XJ220 «Prototype 005» установил рекорд круга для серийных автомобилей на Нордшляйфе – 7 минут 46 секунд (который держался до 2000 года).
Причины коммерческого провала
После показа в Бирмингеме Jaguar получил 1500 предзаказов на XJ220. Впоследствии все они, за исключением 350, были отменены. За время подготовки к производству, цена автомобиля выросла до 290 000 фунтов стерлингов, в результате чего значительное количество клиентов отказалось от XJ220.
Интерьер Jaguar XJ220 без преувеличения роскошен! Фото: Youtube.com
Кроме возросшей цены, в качестве причины отказа выкупить предзаказ, называли измененную, по сравнению с шоу-каром, спецификацию Jaguar XJ220: отсутствие экзотического V12, полноуправляемого шасси и полного привода. Некоторые клиенты даже подавали на Jaguar в суд, требуя вернуть предоплату, но проиграли.
24 часа Ле-Мана
Для выступления в марафоне 1993 года, TWR Jaguar Racing подготовили три экземпляра XJ220 Competition:
✅ Джон Нильсен, Дэвид Брэбэм, Дэвид Култхард. Машина № 50
✅ Вин Перси, Армин Хане, Дэвид Лесли. Машина № 51
✅ Пол Бельмондо, Джей Кокран, Андреас Фукс. Машина № 52
Jaguar XJ220 оказался быстрым «из коробки», и в квалификации пилоты TWR Jaguar Racing разместились следом за занявшим первое место в классе GT экипажем Porsche 964 Turbo S LM, с Вальтером Рерлем, Ханс-Йоахимом Штуком и Херли Хейвудом за рулем.
Гоночный Jaguar XJ220C. Фото: Youtube.com
Однако во время технической инспекции, главный судья автоклуба ACO Ален Берто заметил, что на гоночных XJ220C, в отличии от дорожных, не установлены каталитические нейтрализаторы. Расценив это как нарушение регламента, Ален отстранил TWR Jaguar Racing от гонки. После горячих споров, и вмешательства руководителя IMSA Эймоса Джонсона, Берто принял апелляцию Уокиншоу, и разрешил TWR Jaguar Racing участвовать в гонке. После старта марафона, в классе GT лидировал Штук на Porsche. Но на втором часу гонки у его автомобиля заклинило дроссель. Потеряв на ремонте пять кругов, в попытках отыграться Porsche был разбит Вальтером Рерлем. У TWR так же не обошлось без проблем: через шесть кругов после старта команда потеряла первую машину – на №51 прогорела прокладка головки блока цилиндров.
Jaguar XJ220S – дорожная версия гоночного автомобиля. Фото: Youtube.com
Но после проблем у Рерля и Штука, двум оставшимся XJ220 удалось закрепится на лидирующих позициях в классе GT. Дело шло к уверенной двойной победе, но ночью Дэвид Брэбэм внезапно почувствовал сильный запах бензина. Австралиец заехал в боксы, где механики обнаружили что, лопнул топливный бак. Дэвида попросили проехать еще один круг, пока команда подготовится к ремонту, но в ответ Дэвид послал команду по известному адресу, заявив, что не собирается ехать «в ванне с бензином». Задержка стоила машине лидерства в классе, которое перешло к экипажу 52. Однако у Андреаса Фукса лопнуло колесо, и после разворота на 360 градусов на прямой Мульсан, его XJ220 медленно заковылял в боксы. Повреждения оказались незначительными, но двигатель начал перегреваться, и экипажу №52 пришлось сойти. Jaguar XJ220C Нильсена, Брэбхэма и Култхарда финишировал первым, обогнав на два круга ближайшего соперника в классе – Porsche Carrera RSR 3,8.
Однако после гонки ACO постановил, что так как апелляцию TWR подали во Французскую федерацию спорта (FFSA) с опозданием, ее отклонили, и победа Jaguar XJ220C в классе GT признали недействительной: автомобиль и экипаж дисквалифицировали. Таким образом Porsche удалось одержать еще одну победу в классе GT в Ле-Мане.
Вместо XJ220, в Блоксхэме в 1994 году начали выпускать Aston Martin DB7. Фото: Youtube.com
К сожалению, Jaguar XJ220 навсегда останется в памяти как неудачный, провальный суперкар. Это произошло в основном потому, что в производство он попал в самый неподходящее время – в момент экономического спада и потере интереса к коллекционным автомобилям. XJ220 даже со скромным V6 не был «слепым котенком», скорей таковыми было руководство TWR, преследующее сиюминутные цели, и маркетинговый отдел фирмы из Ковентри. Но несмотря на весь негатив, Jaguar XJ220 заслуживает находится в автомобильном пантеоне величайших автомобилей девяностых, вместе с Ferrari F40, Bugatti EB110, и McLaren F1.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...