Jaguar XJ220: свирепый кот, или слепой котенок?
Концепткар XJ220, задуманный техническим директором Jaguar, Джимом Рэндлом, вызвал фурор на Британском автосалоне в октябре 1988 года. Однако его впечатляющие характеристики вызывали серьезные опасения по поводу безопасности шин. Решив превратить шоу-кар в рабочую модель, в компании Jaguar Sport построили пять прототипов под руководством Майка Мортона и главного конструктора Ричарда Оуэна.
В середине восьмидесятых Jaguar располагал чрезвычайно успешной автоспортивной программой в категории спортивных прототипов группы Ц, где британцы успешно конкурировали с Porsche, Sauber-Mercedes и Nissan. Но Джим Рэндл, технический директор Jaguar, считал, что фирме нужно создать нечто попроще, в стиле Porsche 959 и Ferrari 288GTO – то есть машину группы Б! В конце 1987 года Джим нарисовал парочку скетчей такого автомобиля. Так на свет появился проект XJ123, впоследствии переименованный в XJ220. Индекс выбрали не случайно, ведь на такую максималку – 220 миль в час, рассчитывали разработчики.
Вот только финансовое положение фирмы не позволяло реализовать проект «в натуре», поэтому Джим Рэндл попросил группу инженеров и дизайнеров поработать над проектом XJ220 в свободное время, впоследствии эту группу назовут «субботний клуб». В конце концов, в Jaguar узнали об автомобиле и помогли инженерам достроить первый прототип.
Когда XJ220 представили на автосалоне в Бирмингеме, представители Jaguar всячески подчеркивали, что это «просто концепткар», и что никаких планов по выпуску дорожной модели не существует. Но концепт-кар восприняли с таким энтузиазмом, что Jaguar все же решились создать серийную модификацию автомобиля. Правда сделали пару оговорок:
✅ Потенциальным клиентам объявили, что цена суперкара будет составлять 250 000 фунтов стерлингов
✅ XJ220 будет произведен тиражом в 220 экземпляров, с возможностью увеличения выпуска до 350 штук
Последнее предложение также имело одну небольшую оговорку – если будет достаточный спрос.
Дальнейшую разработку и сборку первых рабочих прототипов XJ220 поручили Jaguar Sport, совместному предприятию Jaguar Cars и Tom Walkinshaw Racing (TWR), которое руководило гоночной программой марки в WSC и IMSA.
Хотя концепткар XJ220 оснащался шестилитровым двигателем V12, для дорожной спецификации в Jaguar Sport использовать гоночный V6, рабочим объемом 3,5 литра. Отказ от V12 стал роковой ошибкой: гипотетические клиенты не воспринимали всерьез суперкар с мотором V6. В Jaguar объяснили замену тем, что V12 был слишком громоздким, прожорливым и неэкологичным, а меньший рабочий объем V6 сполна компенсируется использованием двойных турбокомпрессоров Garrett T3.
И действительно, характеристики двигателя говорят сами за себя: 542 лошади при 6500 об/мин и 473 Нм крутящего момента при 5000 об/мин, вместо «всего» 500 л. с. у V12. Казалось бы все очевидно. Но была и более прозаическая причина этой неоднозначной замены.
Незадолго перед описываемыми событиями, FISA запретили раллийную группу Б, а значит все автомобили-участники остались не у дел. В том числе MG Metro 6R4, оснащавшийся двигателем V6 битурбо. Так вот, права на интеллектуальную собственность и оснастку для производства этого мотора выкупил Том Уокиншоу – владелец TWR! После чего, этот же самый агрегат британцы использовали на прототипах Jaguar XJR-10 и XJR-11, для борьбы Nissan ZX-GTP в чемпионате IMSA и Sauber-Mercedes в WSC.
Кузов серийного XJ220 изготавливали из алюминия, и здесь расхождений с прототипом не было. Снаряженная масса также осталась на низком уровне 3025 фунтов, в том числе из-за более легкого мотора.
В 1991 году Jaguar XJ220 доставили в испытательный центр Форт-Стоктон в Хьюстоне, штат Техас, для проведения испытаний шин Bridgestone. Именно там, под управлением победителя Ле-Ман-24 Энди Уоллеса, XJ220 впервые достиг максималки 340 километров в час. Это сделало его самым быстрым серийным автомобилем на планете Земля. Позже Jaguar XJ220 обновил мировой рекорд, разогнавшись до скорости 342 км/ч, на испытательном треке Нардо в Италии, а после удаления каталитических нейтрализаторов и вовсе до 349,22 км/ч. Этот рекорд держался до тех пор, пока McLaren F1 Гордона Марри не, разогнался до 240 миль в час.
Время разгона до скоростей 100 и 160 км/ч составляло 3,6 и 8 секунд соответственно, а четверть мили автомобиль проезжал чуть менее чем за 12 секунд. Так же Jaguar XJ220 «Prototype 005» установил рекорд круга для серийных автомобилей на Нордшляйфе – 7 минут 46 секунд (который держался до 2000 года).
После показа в Бирмингеме Jaguar получил 1500 предзаказов на XJ220. Впоследствии все они, за исключением 350, были отменены. За время подготовки к производству, цена автомобиля выросла до 290 000 фунтов стерлингов, в результате чего значительное количество клиентов отказалось от XJ220.
Кроме возросшей цены, в качестве причины отказа выкупить предзаказ, называли измененную, по сравнению с шоу-каром, спецификацию Jaguar XJ220: отсутствие экзотического V12, полноуправляемого шасси и полного привода. Некоторые клиенты даже подавали на Jaguar в суд, требуя вернуть предоплату, но проиграли.
Для выступления в марафоне 1993 года, TWR Jaguar Racing подготовили три экземпляра XJ220 Competition:
✅ Джон Нильсен, Дэвид Брэбэм, Дэвид Култхард. Машина № 50
✅ Вин Перси, Армин Хане, Дэвид Лесли. Машина № 51
✅ Пол Бельмондо, Джей Кокран, Андреас Фукс. Машина № 52
Jaguar XJ220 оказался быстрым «из коробки», и в квалификации пилоты TWR Jaguar Racing разместились следом за занявшим первое место в классе GT экипажем Porsche 964 Turbo S LM, с Вальтером Рерлем, Ханс-Йоахимом Штуком и Херли Хейвудом за рулем.
Однако во время технической инспекции, главный судья автоклуба ACO Ален Берто заметил, что на гоночных XJ220C, в отличии от дорожных, не установлены каталитические нейтрализаторы. Расценив это как нарушение регламента, Ален отстранил TWR Jaguar Racing от гонки. После горячих споров, и вмешательства руководителя IMSA Эймоса Джонсона, Берто принял апелляцию Уокиншоу, и разрешил TWR Jaguar Racing участвовать в гонке. После старта марафона, в классе GT лидировал Штук на Porsche. Но на втором часу гонки у его автомобиля заклинило дроссель. Потеряв на ремонте пять кругов, в попытках отыграться Porsche был разбит Вальтером Рерлем. У TWR так же не обошлось без проблем: через шесть кругов после старта команда потеряла первую машину – на №51 прогорела прокладка головки блока цилиндров.
Но после проблем у Рерля и Штука, двум оставшимся XJ220 удалось закрепится на лидирующих позициях в классе GT. Дело шло к уверенной двойной победе, но ночью Дэвид Брэбэм внезапно почувствовал сильный запах бензина. Австралиец заехал в боксы, где механики обнаружили что, лопнул топливный бак. Дэвида попросили проехать еще один круг, пока команда подготовится к ремонту, но в ответ Дэвид послал команду по известному адресу, заявив, что не собирается ехать «в ванне с бензином». Задержка стоила машине лидерства в классе, которое перешло к экипажу 52. Однако у Андреаса Фукса лопнуло колесо, и после разворота на 360 градусов на прямой Мульсан, его XJ220 медленно заковылял в боксы. Повреждения оказались незначительными, но двигатель начал перегреваться, и экипажу №52 пришлось сойти. Jaguar XJ220C Нильсена, Брэбхэма и Култхарда финишировал первым, обогнав на два круга ближайшего соперника в классе – Porsche Carrera RSR 3,8.
Однако после гонки ACO постановил, что так как апелляцию TWR подали во Французскую федерацию спорта (FFSA) с опозданием, ее отклонили, и победа Jaguar XJ220C в классе GT признали недействительной: автомобиль и экипаж дисквалифицировали. Таким образом Porsche удалось одержать еще одну победу в классе GT в Ле-Мане.
К сожалению, Jaguar XJ220 навсегда останется в памяти как неудачный, провальный суперкар. Это произошло в основном потому, что в производство он попал в самый неподходящее время – в момент экономического спада и потере интереса к коллекционным автомобилям. XJ220 даже со скромным V6 не был «слепым котенком», скорей таковыми было руководство TWR, преследующее сиюминутные цели, и маркетинговый отдел фирмы из Ковентри. Но несмотря на весь негатив, Jaguar XJ220 заслуживает находится в автомобильном пантеоне величайших автомобилей девяностых, вместе с Ferrari F40, Bugatti EB110, и McLaren F1.
В середине восьмидесятых Jaguar располагал чрезвычайно успешной автоспортивной программой в категории спортивных прототипов группы Ц, где британцы успешно конкурировали с Porsche, Sauber-Mercedes и Nissan. Но Джим Рэндл, технический директор Jaguar, считал, что фирме нужно создать нечто попроще, в стиле Porsche 959 и Ferrari 288GTO – то есть машину группы Б! В конце 1987 года Джим нарисовал парочку скетчей такого автомобиля. Так на свет появился проект XJ123, впоследствии переименованный в XJ220. Индекс выбрали не случайно, ведь на такую максималку – 220 миль в час, рассчитывали разработчики.
Jaguar XJ220. Фото: Youtube.com
Вот только финансовое положение фирмы не позволяло реализовать проект «в натуре», поэтому Джим Рэндл попросил группу инженеров и дизайнеров поработать над проектом XJ220 в свободное время, впоследствии эту группу назовут «субботний клуб». В конце концов, в Jaguar узнали об автомобиле и помогли инженерам достроить первый прототип.
Когда XJ220 представили на автосалоне в Бирмингеме, представители Jaguar всячески подчеркивали, что это «просто концепткар», и что никаких планов по выпуску дорожной модели не существует. Но концепт-кар восприняли с таким энтузиазмом, что Jaguar все же решились создать серийную модификацию автомобиля. Правда сделали пару оговорок:
✅ Потенциальным клиентам объявили, что цена суперкара будет составлять 250 000 фунтов стерлингов
✅ XJ220 будет произведен тиражом в 220 экземпляров, с возможностью увеличения выпуска до 350 штук
Последнее предложение также имело одну небольшую оговорку – если будет достаточный спрос.
Задние фонари для XJ220 позаимствовали у Rover 200. Фото: Youtube.com
Дальнейшую разработку и сборку первых рабочих прототипов XJ220 поручили Jaguar Sport, совместному предприятию Jaguar Cars и Tom Walkinshaw Racing (TWR), которое руководило гоночной программой марки в WSC и IMSA.
Техническая информация
Хотя концепткар XJ220 оснащался шестилитровым двигателем V12, для дорожной спецификации в Jaguar Sport использовать гоночный V6, рабочим объемом 3,5 литра. Отказ от V12 стал роковой ошибкой: гипотетические клиенты не воспринимали всерьез суперкар с мотором V6. В Jaguar объяснили замену тем, что V12 был слишком громоздким, прожорливым и неэкологичным, а меньший рабочий объем V6 сполна компенсируется использованием двойных турбокомпрессоров Garrett T3.
Jaguar JRV-6 90º V6 маловат для столь внушительного подкапотного пространства! Фото: Youtube.com
И действительно, характеристики двигателя говорят сами за себя: 542 лошади при 6500 об/мин и 473 Нм крутящего момента при 5000 об/мин, вместо «всего» 500 л. с. у V12. Казалось бы все очевидно. Но была и более прозаическая причина этой неоднозначной замены.
Незадолго перед описываемыми событиями, FISA запретили раллийную группу Б, а значит все автомобили-участники остались не у дел. В том числе MG Metro 6R4, оснащавшийся двигателем V6 битурбо. Так вот, права на интеллектуальную собственность и оснастку для производства этого мотора выкупил Том Уокиншоу – владелец TWR! После чего, этот же самый агрегат британцы использовали на прототипах Jaguar XJR-10 и XJR-11, для борьбы Nissan ZX-GTP в чемпионате IMSA и Sauber-Mercedes в WSC.
Двигатель для XJ220 позаимствовали у MG Metro 6R4. Фото: Youtube.com
Кузов серийного XJ220 изготавливали из алюминия, и здесь расхождений с прототипом не было. Снаряженная масса также осталась на низком уровне 3025 фунтов, в том числе из-за более легкого мотора.
Производительность
В 1991 году Jaguar XJ220 доставили в испытательный центр Форт-Стоктон в Хьюстоне, штат Техас, для проведения испытаний шин Bridgestone. Именно там, под управлением победителя Ле-Ман-24 Энди Уоллеса, XJ220 впервые достиг максималки 340 километров в час. Это сделало его самым быстрым серийным автомобилем на планете Земля. Позже Jaguar XJ220 обновил мировой рекорд, разогнавшись до скорости 342 км/ч, на испытательном треке Нардо в Италии, а после удаления каталитических нейтрализаторов и вовсе до 349,22 км/ч. Этот рекорд держался до тех пор, пока McLaren F1 Гордона Марри не, разогнался до 240 миль в час.
Энди Уоллес, победитель Ле-Мана 1988 года, был одним из тех, кто учил ездить XJ220. Фото: Youtube.com
Время разгона до скоростей 100 и 160 км/ч составляло 3,6 и 8 секунд соответственно, а четверть мили автомобиль проезжал чуть менее чем за 12 секунд. Так же Jaguar XJ220 «Prototype 005» установил рекорд круга для серийных автомобилей на Нордшляйфе – 7 минут 46 секунд (который держался до 2000 года).
Причины коммерческого провала
После показа в Бирмингеме Jaguar получил 1500 предзаказов на XJ220. Впоследствии все они, за исключением 350, были отменены. За время подготовки к производству, цена автомобиля выросла до 290 000 фунтов стерлингов, в результате чего значительное количество клиентов отказалось от XJ220.
Интерьер Jaguar XJ220 без преувеличения роскошен! Фото: Youtube.com
Кроме возросшей цены, в качестве причины отказа выкупить предзаказ, называли измененную, по сравнению с шоу-каром, спецификацию Jaguar XJ220: отсутствие экзотического V12, полноуправляемого шасси и полного привода. Некоторые клиенты даже подавали на Jaguar в суд, требуя вернуть предоплату, но проиграли.
24 часа Ле-Мана
Для выступления в марафоне 1993 года, TWR Jaguar Racing подготовили три экземпляра XJ220 Competition:
✅ Джон Нильсен, Дэвид Брэбэм, Дэвид Култхард. Машина № 50
✅ Вин Перси, Армин Хане, Дэвид Лесли. Машина № 51
✅ Пол Бельмондо, Джей Кокран, Андреас Фукс. Машина № 52
Jaguar XJ220 оказался быстрым «из коробки», и в квалификации пилоты TWR Jaguar Racing разместились следом за занявшим первое место в классе GT экипажем Porsche 964 Turbo S LM, с Вальтером Рерлем, Ханс-Йоахимом Штуком и Херли Хейвудом за рулем.
Гоночный Jaguar XJ220C. Фото: Youtube.com
Однако во время технической инспекции, главный судья автоклуба ACO Ален Берто заметил, что на гоночных XJ220C, в отличии от дорожных, не установлены каталитические нейтрализаторы. Расценив это как нарушение регламента, Ален отстранил TWR Jaguar Racing от гонки. После горячих споров, и вмешательства руководителя IMSA Эймоса Джонсона, Берто принял апелляцию Уокиншоу, и разрешил TWR Jaguar Racing участвовать в гонке. После старта марафона, в классе GT лидировал Штук на Porsche. Но на втором часу гонки у его автомобиля заклинило дроссель. Потеряв на ремонте пять кругов, в попытках отыграться Porsche был разбит Вальтером Рерлем. У TWR так же не обошлось без проблем: через шесть кругов после старта команда потеряла первую машину – на №51 прогорела прокладка головки блока цилиндров.
Jaguar XJ220S – дорожная версия гоночного автомобиля. Фото: Youtube.com
Но после проблем у Рерля и Штука, двум оставшимся XJ220 удалось закрепится на лидирующих позициях в классе GT. Дело шло к уверенной двойной победе, но ночью Дэвид Брэбэм внезапно почувствовал сильный запах бензина. Австралиец заехал в боксы, где механики обнаружили что, лопнул топливный бак. Дэвида попросили проехать еще один круг, пока команда подготовится к ремонту, но в ответ Дэвид послал команду по известному адресу, заявив, что не собирается ехать «в ванне с бензином». Задержка стоила машине лидерства в классе, которое перешло к экипажу 52. Однако у Андреаса Фукса лопнуло колесо, и после разворота на 360 градусов на прямой Мульсан, его XJ220 медленно заковылял в боксы. Повреждения оказались незначительными, но двигатель начал перегреваться, и экипажу №52 пришлось сойти. Jaguar XJ220C Нильсена, Брэбхэма и Култхарда финишировал первым, обогнав на два круга ближайшего соперника в классе – Porsche Carrera RSR 3,8.
Однако после гонки ACO постановил, что так как апелляцию TWR подали во Французскую федерацию спорта (FFSA) с опозданием, ее отклонили, и победа Jaguar XJ220C в классе GT признали недействительной: автомобиль и экипаж дисквалифицировали. Таким образом Porsche удалось одержать еще одну победу в классе GT в Ле-Мане.
Вместо XJ220, в Блоксхэме в 1994 году начали выпускать Aston Martin DB7. Фото: Youtube.com
К сожалению, Jaguar XJ220 навсегда останется в памяти как неудачный, провальный суперкар. Это произошло в основном потому, что в производство он попал в самый неподходящее время – в момент экономического спада и потере интереса к коллекционным автомобилям. XJ220 даже со скромным V6 не был «слепым котенком», скорей таковыми было руководство TWR, преследующее сиюминутные цели, и маркетинговый отдел фирмы из Ковентри. Но несмотря на весь негатив, Jaguar XJ220 заслуживает находится в автомобильном пантеоне величайших автомобилей девяностых, вместе с Ferrari F40, Bugatti EB110, и McLaren F1.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...