
Легендарный «француз» 90-х – Citroen XM V6
Сегодня мы рассмотрим одно из самых прогрессивных авто в истории. Когда ХМ представили публике в 1989 году, по техническому оснащению и комфорту он превосходил любой аналог бизнес-класса того времени, включая 124-й Мерседес и БМВ Е34. В 1990 модель признали автомобилем года. Казалось, что у нее радужные перспективы и большое будущее.
Но в процессе эксплуатации всплыло много проблем и недоработок, испортивших репутацию лучшей люксовой машины своего времени. Позднее их устранили, но момент был упущено. Авто собирали до 2000 года с рестайлингом в 1994. Было собрано чуть больше 300 000 экземпляров, что немного для такого срока.
Инженеры разрабатывали машину, скрывая от руководства многие технические решения. А когда информация стала известна, менять что-то было поздно. Это и позволило создать модель с футуристичным дизайном в духе Ситроен. Он чем-то напоминает DeLorean, что неудивительно – некоторые члены команды работали над обеими машинами.
Таким было видение французских инженеров об автомобилях будущего в конце 80-х годов. Фото: youtube.com
Стремительный, острый профиль, темные боковые стойки, благодаря которым крыша словно парит в воздухе, низкая посадка – все это отражает дух времени. В конце 80-х это была футуристичная машина, выделяющаяся из общей массы и притягивающая внимание.
Тринадцатое стекло находится внутри и защищает пассажиров при открытии крышки багажника. Фото: youtube.com
Интересная особенность – 13 стекол, установленных на ХМ. И если 12 элементов составляли наружное остекление (кстати, обеспечивающее хороший обзор), то 13 требует отдельного внимания. Оно расположено сзади и при поднятии крышки багажника защищает пассажиров от холодного ветра, осадков и т.д. Благодаря этому машину относят не к хэтчбекам, а к «условным» седанам.
Оригинальный обвес был одной из опций при продаже. Фото: youtube.com
Вариант на фото уникален тем, что на нем использован обвес от немецкого тюнинг-ателье Musketier. На машине установлены оригинальные бамперы, задний спойлер измененного профиля состоит из трех частей, а на спаренных выхлопных трубах накладки с изображением мушкетера. Эти доработки можно было заказать при покупке нового авто, компании сотрудничали официально.
Стоит отметить, что кузов и «француза» крепкий, модели хорошо противостоят коррозии и разного рода проблемы обусловлены возрастом или повреждениями защитного покрытия. Чаще всего достаточно провести косметический ремонт или освежить покраску.
Качество материалов и комплектация поражают воображение. На момент выпуска это было самое технологичное авто. Отдельные решения не имеют аналогов по сей день.
Такой была панель приборов в прототипе. Фото: youtube.com
Первый вариант оформления показали в концепте. Это была футуристичная конструкция, которая показалась руководству слишком экстравагантной и непрактичной. Поэтому от нее отказались.
Этот вариант использован в авто 1989-1994 годов выпуска. Фото: youtube.com
С 1989 по 1994 год выпускали вариант с угловатой панелью в традиционной стилистике Ситроен. Это классическое решение в духе времени, но в нем также были некоторые вопросы по удобству.
Версия после рестайлинга приобрела плавные формы. Фото: youtube.com
После рестайлинга панель приобрела плавные формы, появилось много новых кнопок и элементов управления. Изменился и руль. Это менее оригинальное, но удобное для повседневной эксплуатации решение.
Кожаная обивка прочная и приятная наощупь. Фото: youtube.com
Качество кожаной обивки кресел высокое, в большинстве сохранившихся машин она в хорошем состоянии. Сзади это удобный диван с подлокотником, есть возможность настройки двухзонного климат-контроля (для того времени это была роскошь). Места для ног много, они располагаются в комфортном положении. Передние сиденья удобные, в них можно регулировать даже разворот боковых поддержек.
Для машины из 90-х количество электронных элементов управления огромное. Фото: youtube.com
При оформлении салона использована натуральная древесина с пропиткой маслом – без лака. Такой вариант стали применять некоторые премиальные немецкие бренды всего пару лет назад.
Подлокотник между передними сиденьями уникален. В нем использован электроподъемник, позволяющий регулировать положение нажатием кнопки. В салоне практически все элементы управления автоматизированы, подогрев есть как спереди, так и сзади.
Электропривод подлокотника встречается только в этой модели. Фото: youtube.com
Аудиосистема обеспечивает хорошее качество звука даже сейчас. В нее входит двухканальная акустика, магнитола под кассеты и CD-чейнджер.
На руле есть кнопки управления звуком. С двух сторон расположены небольшие информационные дисплеи с данными о поездке. Приборка почти не отличается от стандартных, в ней добавлен датчик давления жидкости в гидроподвеске.
Из систем можно выделить круиз-контроль и цифро-кнопочную панель, через которую набирают код иммобилайзера, чтобы запустить двигатель.
Управление климат-контролем сзади. Фото: youtube.com
Элементы хорошо подогнаны друг к другу, мягкий пластик устойчив к появлению царапин. Качество звукоизоляции достойное, посторонние шумы не проникают в салон, двигателя тоже почти не слышно.
Главное преимущество Ситроена ХМ – гидропневматическая подвеска. По плавности хода и комфорту ей нет равных и по сей день. Машина как будто плывет, проглатывая все неровности дороги. Ни одна традиционная конструкция с амортизаторами не даст такой мягкости. Это разработка французского концерна, патент на которую купил Роллс-Ройс после ряда неудачных попыток создать собственный аналог.
Система подвески очень сложная и это один из минусов ХМ. Фото: youtube.com
Система называется Hydractive, на ХМ использован электронно-механический вариант второго поколения. Он включает не только подвеску, но и усилитель руля и тормоза. Из-за этого конструкция получилась сложной и требовательной к обслуживанию. Главный элемент – магистральный насос, нагнетающий жидкость Liquide aulique Mineral по сложной системе трубопроводов и клапанов, есть накопительный бачок для контроля уровня и долива при необходимости.
Сферы заменяют классические амортизаторы. Фото: youtube.com
Главный элемент подвески – сферы, представляющие собой круглые емкости зеленого цвета. В них под давлением закачан азот, отделенный от жидкости мембраной. Две находится под капотом, еще 5 – под машиной и в ее задней части. Сферы гасят колебания, с их помощью меняется не только клиренс, но и жесткость подвески. Система управляется сложной электроникой, что позволяет адаптироваться под дорожное покрытие.
Машина поднимается очень высоко, если это необходимо. Фото: youtube.com
Можно выбрать одно из четырех положений. Посадочное – когда машина почти касается днищем земли. Шоссейное – для движения по трассе. Для грунтовок – с увеличенным клиренсом. Сервисное – самое высокое, в этом случае можно поставить подпорку под порог и опустив подвеску вывесить колесо для снятия.
Рулевое управление специфическое, система отличается от стандартного гидроусилителя необычайной легкостью. Но при этом с ростом скорости баранка как будто «наливается», становится острой и четкой. У ХМ есть функция выравнивания руля – колеса возвращаются в исходное положение автоматически как на ходу, так и на месте.
Руль автоматически возвращается в исходное положение. Фото: youtube.com
Отсутствие вакуумного усилителя тормозов и управление системой за счет гидравлического клапана накладывает свой отпечаток на замедление. Поведение педали отличается от стандартных авто. Она слабо реагирует в первой фазе нажатия, а затем берет достаточно резко. Но к специфике таких тормозов привыкнуть несложно. Тем более, работают они четко, если с гидравликой все в порядке.
В машине установлен шестицилиндровый V-образный мотор ZPG4 объемом 3 литра. Он был разработан еще в 70-е годы, на ХМ использован усовершенствованный агрегат последнего поколения с 24 клапанами, выдающий 200 л. с. Его с лихвой хватает для нормальной езды, при резких ускорениях не впечатления нехватки мощности. Мотор уверенно берет с низов и обеспечивает хорошую динамику.
Мощности трехлитрового мотора вполне хватает для ХМ. Фото: youtube.com
Коробка передач механическая пятиступенчатая. Ее отличает четкое и мягкое переключение, наличие механики не портит впечатления от езды. Агрегат надежен, проблемы с КПП редки.
Машина после дебюта собрала много восторженных отзывов от европейских изданий. Но кризис начала 90-х годов и ряд «детских болячек» негативно повлияли на спрос. Покупатели предпочитали проверенные немецкие машины, хотя с годами Ситроен устранил большинство проблем, а его подвеска и теперь превосходит 90% новых моделей.
ХМ ценится среди коллекционеров, а редкая версия V6 в нормальном состоянии стоит в разы дороже вариантов со стандартными моторами.
Но в процессе эксплуатации всплыло много проблем и недоработок, испортивших репутацию лучшей люксовой машины своего времени. Позднее их устранили, но момент был упущено. Авто собирали до 2000 года с рестайлингом в 1994. Было собрано чуть больше 300 000 экземпляров, что немного для такого срока.
Экстерьер
Инженеры разрабатывали машину, скрывая от руководства многие технические решения. А когда информация стала известна, менять что-то было поздно. Это и позволило создать модель с футуристичным дизайном в духе Ситроен. Он чем-то напоминает DeLorean, что неудивительно – некоторые члены команды работали над обеими машинами.

Стремительный, острый профиль, темные боковые стойки, благодаря которым крыша словно парит в воздухе, низкая посадка – все это отражает дух времени. В конце 80-х это была футуристичная машина, выделяющаяся из общей массы и притягивающая внимание.

Интересная особенность – 13 стекол, установленных на ХМ. И если 12 элементов составляли наружное остекление (кстати, обеспечивающее хороший обзор), то 13 требует отдельного внимания. Оно расположено сзади и при поднятии крышки багажника защищает пассажиров от холодного ветра, осадков и т.д. Благодаря этому машину относят не к хэтчбекам, а к «условным» седанам.

Вариант на фото уникален тем, что на нем использован обвес от немецкого тюнинг-ателье Musketier. На машине установлены оригинальные бамперы, задний спойлер измененного профиля состоит из трех частей, а на спаренных выхлопных трубах накладки с изображением мушкетера. Эти доработки можно было заказать при покупке нового авто, компании сотрудничали официально.
Стоит отметить, что кузов и «француза» крепкий, модели хорошо противостоят коррозии и разного рода проблемы обусловлены возрастом или повреждениями защитного покрытия. Чаще всего достаточно провести косметический ремонт или освежить покраску.
Интерьер
Качество материалов и комплектация поражают воображение. На момент выпуска это было самое технологичное авто. Отдельные решения не имеют аналогов по сей день.

Первый вариант оформления показали в концепте. Это была футуристичная конструкция, которая показалась руководству слишком экстравагантной и непрактичной. Поэтому от нее отказались.

С 1989 по 1994 год выпускали вариант с угловатой панелью в традиционной стилистике Ситроен. Это классическое решение в духе времени, но в нем также были некоторые вопросы по удобству.

После рестайлинга панель приобрела плавные формы, появилось много новых кнопок и элементов управления. Изменился и руль. Это менее оригинальное, но удобное для повседневной эксплуатации решение.

Качество кожаной обивки кресел высокое, в большинстве сохранившихся машин она в хорошем состоянии. Сзади это удобный диван с подлокотником, есть возможность настройки двухзонного климат-контроля (для того времени это была роскошь). Места для ног много, они располагаются в комфортном положении. Передние сиденья удобные, в них можно регулировать даже разворот боковых поддержек.

При оформлении салона использована натуральная древесина с пропиткой маслом – без лака. Такой вариант стали применять некоторые премиальные немецкие бренды всего пару лет назад.
Подлокотник между передними сиденьями уникален. В нем использован электроподъемник, позволяющий регулировать положение нажатием кнопки. В салоне практически все элементы управления автоматизированы, подогрев есть как спереди, так и сзади.

Аудиосистема обеспечивает хорошее качество звука даже сейчас. В нее входит двухканальная акустика, магнитола под кассеты и CD-чейнджер.
На руле есть кнопки управления звуком. С двух сторон расположены небольшие информационные дисплеи с данными о поездке. Приборка почти не отличается от стандартных, в ней добавлен датчик давления жидкости в гидроподвеске.
Из систем можно выделить круиз-контроль и цифро-кнопочную панель, через которую набирают код иммобилайзера, чтобы запустить двигатель.

Элементы хорошо подогнаны друг к другу, мягкий пластик устойчив к появлению царапин. Качество звукоизоляции достойное, посторонние шумы не проникают в салон, двигателя тоже почти не слышно.
Подвеска, рулевое управление и тормоза
Главное преимущество Ситроена ХМ – гидропневматическая подвеска. По плавности хода и комфорту ей нет равных и по сей день. Машина как будто плывет, проглатывая все неровности дороги. Ни одна традиционная конструкция с амортизаторами не даст такой мягкости. Это разработка французского концерна, патент на которую купил Роллс-Ройс после ряда неудачных попыток создать собственный аналог.

Система называется Hydractive, на ХМ использован электронно-механический вариант второго поколения. Он включает не только подвеску, но и усилитель руля и тормоза. Из-за этого конструкция получилась сложной и требовательной к обслуживанию. Главный элемент – магистральный насос, нагнетающий жидкость Liquide aulique Mineral по сложной системе трубопроводов и клапанов, есть накопительный бачок для контроля уровня и долива при необходимости.

Главный элемент подвески – сферы, представляющие собой круглые емкости зеленого цвета. В них под давлением закачан азот, отделенный от жидкости мембраной. Две находится под капотом, еще 5 – под машиной и в ее задней части. Сферы гасят колебания, с их помощью меняется не только клиренс, но и жесткость подвески. Система управляется сложной электроникой, что позволяет адаптироваться под дорожное покрытие.

Можно выбрать одно из четырех положений. Посадочное – когда машина почти касается днищем земли. Шоссейное – для движения по трассе. Для грунтовок – с увеличенным клиренсом. Сервисное – самое высокое, в этом случае можно поставить подпорку под порог и опустив подвеску вывесить колесо для снятия.
У авто есть спортивный режим, в котором жесткость увеличивается и крены минимизируются.
Рулевое управление специфическое, система отличается от стандартного гидроусилителя необычайной легкостью. Но при этом с ростом скорости баранка как будто «наливается», становится острой и четкой. У ХМ есть функция выравнивания руля – колеса возвращаются в исходное положение автоматически как на ходу, так и на месте.

Отсутствие вакуумного усилителя тормозов и управление системой за счет гидравлического клапана накладывает свой отпечаток на замедление. Поведение педали отличается от стандартных авто. Она слабо реагирует в первой фазе нажатия, а затем берет достаточно резко. Но к специфике таких тормозов привыкнуть несложно. Тем более, работают они четко, если с гидравликой все в порядке.
Двигатель и КПП
В машине установлен шестицилиндровый V-образный мотор ZPG4 объемом 3 литра. Он был разработан еще в 70-е годы, на ХМ использован усовершенствованный агрегат последнего поколения с 24 клапанами, выдающий 200 л. с. Его с лихвой хватает для нормальной езды, при резких ускорениях не впечатления нехватки мощности. Мотор уверенно берет с низов и обеспечивает хорошую динамику.

Коробка передач механическая пятиступенчатая. Ее отличает четкое и мягкое переключение, наличие механики не портит впечатления от езды. Агрегат надежен, проблемы с КПП редки.
Что в итоге?
Машина после дебюта собрала много восторженных отзывов от европейских изданий. Но кризис начала 90-х годов и ряд «детских болячек» негативно повлияли на спрос. Покупатели предпочитали проверенные немецкие машины, хотя с годами Ситроен устранил большинство проблем, а его подвеска и теперь превосходит 90% новых моделей.
ХМ ценится среди коллекционеров, а редкая версия V6 в нормальном состоянии стоит в разы дороже вариантов со стандартными моторами.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....