Легендарный «француз» 90-х – Citroen XM V6
Сегодня мы рассмотрим одно из самых прогрессивных авто в истории. Когда ХМ представили публике в 1989 году, по техническому оснащению и комфорту он превосходил любой аналог бизнес-класса того времени, включая 124-й Мерседес и БМВ Е34. В 1990 модель признали автомобилем года. Казалось, что у нее радужные перспективы и большое будущее.
Но в процессе эксплуатации всплыло много проблем и недоработок, испортивших репутацию лучшей люксовой машины своего времени. Позднее их устранили, но момент был упущено. Авто собирали до 2000 года с рестайлингом в 1994. Было собрано чуть больше 300 000 экземпляров, что немного для такого срока.
Инженеры разрабатывали машину, скрывая от руководства многие технические решения. А когда информация стала известна, менять что-то было поздно. Это и позволило создать модель с футуристичным дизайном в духе Ситроен. Он чем-то напоминает DeLorean, что неудивительно – некоторые члены команды работали над обеими машинами.
Стремительный, острый профиль, темные боковые стойки, благодаря которым крыша словно парит в воздухе, низкая посадка – все это отражает дух времени. В конце 80-х это была футуристичная машина, выделяющаяся из общей массы и притягивающая внимание.
Интересная особенность – 13 стекол, установленных на ХМ. И если 12 элементов составляли наружное остекление (кстати, обеспечивающее хороший обзор), то 13 требует отдельного внимания. Оно расположено сзади и при поднятии крышки багажника защищает пассажиров от холодного ветра, осадков и т.д. Благодаря этому машину относят не к хэтчбекам, а к «условным» седанам.
Вариант на фото уникален тем, что на нем использован обвес от немецкого тюнинг-ателье Musketier. На машине установлены оригинальные бамперы, задний спойлер измененного профиля состоит из трех частей, а на спаренных выхлопных трубах накладки с изображением мушкетера. Эти доработки можно было заказать при покупке нового авто, компании сотрудничали официально.
Стоит отметить, что кузов и «француза» крепкий, модели хорошо противостоят коррозии и разного рода проблемы обусловлены возрастом или повреждениями защитного покрытия. Чаще всего достаточно провести косметический ремонт или освежить покраску.
Качество материалов и комплектация поражают воображение. На момент выпуска это было самое технологичное авто. Отдельные решения не имеют аналогов по сей день.
Первый вариант оформления показали в концепте. Это была футуристичная конструкция, которая показалась руководству слишком экстравагантной и непрактичной. Поэтому от нее отказались.
С 1989 по 1994 год выпускали вариант с угловатой панелью в традиционной стилистике Ситроен. Это классическое решение в духе времени, но в нем также были некоторые вопросы по удобству.
После рестайлинга панель приобрела плавные формы, появилось много новых кнопок и элементов управления. Изменился и руль. Это менее оригинальное, но удобное для повседневной эксплуатации решение.
Качество кожаной обивки кресел высокое, в большинстве сохранившихся машин она в хорошем состоянии. Сзади это удобный диван с подлокотником, есть возможность настройки двухзонного климат-контроля (для того времени это была роскошь). Места для ног много, они располагаются в комфортном положении. Передние сиденья удобные, в них можно регулировать даже разворот боковых поддержек.
При оформлении салона использована натуральная древесина с пропиткой маслом – без лака. Такой вариант стали применять некоторые премиальные немецкие бренды всего пару лет назад.
Подлокотник между передними сиденьями уникален. В нем использован электроподъемник, позволяющий регулировать положение нажатием кнопки. В салоне практически все элементы управления автоматизированы, подогрев есть как спереди, так и сзади.
Аудиосистема обеспечивает хорошее качество звука даже сейчас. В нее входит двухканальная акустика, магнитола под кассеты и CD-чейнджер.
На руле есть кнопки управления звуком. С двух сторон расположены небольшие информационные дисплеи с данными о поездке. Приборка почти не отличается от стандартных, в ней добавлен датчик давления жидкости в гидроподвеске.
Из систем можно выделить круиз-контроль и цифро-кнопочную панель, через которую набирают код иммобилайзера, чтобы запустить двигатель.
Элементы хорошо подогнаны друг к другу, мягкий пластик устойчив к появлению царапин. Качество звукоизоляции достойное, посторонние шумы не проникают в салон, двигателя тоже почти не слышно.
Главное преимущество Ситроена ХМ – гидропневматическая подвеска. По плавности хода и комфорту ей нет равных и по сей день. Машина как будто плывет, проглатывая все неровности дороги. Ни одна традиционная конструкция с амортизаторами не даст такой мягкости. Это разработка французского концерна, патент на которую купил Роллс-Ройс после ряда неудачных попыток создать собственный аналог.
Система называется Hydractive, на ХМ использован электронно-механический вариант второго поколения. Он включает не только подвеску, но и усилитель руля и тормоза. Из-за этого конструкция получилась сложной и требовательной к обслуживанию. Главный элемент – магистральный насос, нагнетающий жидкость Liquide aulique Mineral по сложной системе трубопроводов и клапанов, есть накопительный бачок для контроля уровня и долива при необходимости.
Главный элемент подвески – сферы, представляющие собой круглые емкости зеленого цвета. В них под давлением закачан азот, отделенный от жидкости мембраной. Две находится под капотом, еще 5 – под машиной и в ее задней части. Сферы гасят колебания, с их помощью меняется не только клиренс, но и жесткость подвески. Система управляется сложной электроникой, что позволяет адаптироваться под дорожное покрытие.
Можно выбрать одно из четырех положений. Посадочное – когда машина почти касается днищем земли. Шоссейное – для движения по трассе. Для грунтовок – с увеличенным клиренсом. Сервисное – самое высокое, в этом случае можно поставить подпорку под порог и опустив подвеску вывесить колесо для снятия.
Рулевое управление специфическое, система отличается от стандартного гидроусилителя необычайной легкостью. Но при этом с ростом скорости баранка как будто «наливается», становится острой и четкой. У ХМ есть функция выравнивания руля – колеса возвращаются в исходное положение автоматически как на ходу, так и на месте.
Отсутствие вакуумного усилителя тормозов и управление системой за счет гидравлического клапана накладывает свой отпечаток на замедление. Поведение педали отличается от стандартных авто. Она слабо реагирует в первой фазе нажатия, а затем берет достаточно резко. Но к специфике таких тормозов привыкнуть несложно. Тем более, работают они четко, если с гидравликой все в порядке.
В машине установлен шестицилиндровый V-образный мотор ZPG4 объемом 3 литра. Он был разработан еще в 70-е годы, на ХМ использован усовершенствованный агрегат последнего поколения с 24 клапанами, выдающий 200 л. с. Его с лихвой хватает для нормальной езды, при резких ускорениях не впечатления нехватки мощности. Мотор уверенно берет с низов и обеспечивает хорошую динамику.
Коробка передач механическая пятиступенчатая. Ее отличает четкое и мягкое переключение, наличие механики не портит впечатления от езды. Агрегат надежен, проблемы с КПП редки.
Машина после дебюта собрала много восторженных отзывов от европейских изданий. Но кризис начала 90-х годов и ряд «детских болячек» негативно повлияли на спрос. Покупатели предпочитали проверенные немецкие машины, хотя с годами Ситроен устранил большинство проблем, а его подвеска и теперь превосходит 90% новых моделей.
ХМ ценится среди коллекционеров, а редкая версия V6 в нормальном состоянии стоит в разы дороже вариантов со стандартными моторами.
Но в процессе эксплуатации всплыло много проблем и недоработок, испортивших репутацию лучшей люксовой машины своего времени. Позднее их устранили, но момент был упущено. Авто собирали до 2000 года с рестайлингом в 1994. Было собрано чуть больше 300 000 экземпляров, что немного для такого срока.
Экстерьер
Инженеры разрабатывали машину, скрывая от руководства многие технические решения. А когда информация стала известна, менять что-то было поздно. Это и позволило создать модель с футуристичным дизайном в духе Ситроен. Он чем-то напоминает DeLorean, что неудивительно – некоторые члены команды работали над обеими машинами.
Таким было видение французских инженеров об автомобилях будущего в конце 80-х годов. Фото: youtube.com
Стремительный, острый профиль, темные боковые стойки, благодаря которым крыша словно парит в воздухе, низкая посадка – все это отражает дух времени. В конце 80-х это была футуристичная машина, выделяющаяся из общей массы и притягивающая внимание.
Тринадцатое стекло находится внутри и защищает пассажиров при открытии крышки багажника. Фото: youtube.com
Интересная особенность – 13 стекол, установленных на ХМ. И если 12 элементов составляли наружное остекление (кстати, обеспечивающее хороший обзор), то 13 требует отдельного внимания. Оно расположено сзади и при поднятии крышки багажника защищает пассажиров от холодного ветра, осадков и т.д. Благодаря этому машину относят не к хэтчбекам, а к «условным» седанам.
Оригинальный обвес был одной из опций при продаже. Фото: youtube.com
Вариант на фото уникален тем, что на нем использован обвес от немецкого тюнинг-ателье Musketier. На машине установлены оригинальные бамперы, задний спойлер измененного профиля состоит из трех частей, а на спаренных выхлопных трубах накладки с изображением мушкетера. Эти доработки можно было заказать при покупке нового авто, компании сотрудничали официально.
Стоит отметить, что кузов и «француза» крепкий, модели хорошо противостоят коррозии и разного рода проблемы обусловлены возрастом или повреждениями защитного покрытия. Чаще всего достаточно провести косметический ремонт или освежить покраску.
Интерьер
Качество материалов и комплектация поражают воображение. На момент выпуска это было самое технологичное авто. Отдельные решения не имеют аналогов по сей день.
Такой была панель приборов в прототипе. Фото: youtube.com
Первый вариант оформления показали в концепте. Это была футуристичная конструкция, которая показалась руководству слишком экстравагантной и непрактичной. Поэтому от нее отказались.
Этот вариант использован в авто 1989-1994 годов выпуска. Фото: youtube.com
С 1989 по 1994 год выпускали вариант с угловатой панелью в традиционной стилистике Ситроен. Это классическое решение в духе времени, но в нем также были некоторые вопросы по удобству.
Версия после рестайлинга приобрела плавные формы. Фото: youtube.com
После рестайлинга панель приобрела плавные формы, появилось много новых кнопок и элементов управления. Изменился и руль. Это менее оригинальное, но удобное для повседневной эксплуатации решение.
Кожаная обивка прочная и приятная наощупь. Фото: youtube.com
Качество кожаной обивки кресел высокое, в большинстве сохранившихся машин она в хорошем состоянии. Сзади это удобный диван с подлокотником, есть возможность настройки двухзонного климат-контроля (для того времени это была роскошь). Места для ног много, они располагаются в комфортном положении. Передние сиденья удобные, в них можно регулировать даже разворот боковых поддержек.
Для машины из 90-х количество электронных элементов управления огромное. Фото: youtube.com
При оформлении салона использована натуральная древесина с пропиткой маслом – без лака. Такой вариант стали применять некоторые премиальные немецкие бренды всего пару лет назад.
Подлокотник между передними сиденьями уникален. В нем использован электроподъемник, позволяющий регулировать положение нажатием кнопки. В салоне практически все элементы управления автоматизированы, подогрев есть как спереди, так и сзади.
Электропривод подлокотника встречается только в этой модели. Фото: youtube.com
Аудиосистема обеспечивает хорошее качество звука даже сейчас. В нее входит двухканальная акустика, магнитола под кассеты и CD-чейнджер.
На руле есть кнопки управления звуком. С двух сторон расположены небольшие информационные дисплеи с данными о поездке. Приборка почти не отличается от стандартных, в ней добавлен датчик давления жидкости в гидроподвеске.
Из систем можно выделить круиз-контроль и цифро-кнопочную панель, через которую набирают код иммобилайзера, чтобы запустить двигатель.
Управление климат-контролем сзади. Фото: youtube.com
Элементы хорошо подогнаны друг к другу, мягкий пластик устойчив к появлению царапин. Качество звукоизоляции достойное, посторонние шумы не проникают в салон, двигателя тоже почти не слышно.
Подвеска, рулевое управление и тормоза
Главное преимущество Ситроена ХМ – гидропневматическая подвеска. По плавности хода и комфорту ей нет равных и по сей день. Машина как будто плывет, проглатывая все неровности дороги. Ни одна традиционная конструкция с амортизаторами не даст такой мягкости. Это разработка французского концерна, патент на которую купил Роллс-Ройс после ряда неудачных попыток создать собственный аналог.
Система подвески очень сложная и это один из минусов ХМ. Фото: youtube.com
Система называется Hydractive, на ХМ использован электронно-механический вариант второго поколения. Он включает не только подвеску, но и усилитель руля и тормоза. Из-за этого конструкция получилась сложной и требовательной к обслуживанию. Главный элемент – магистральный насос, нагнетающий жидкость Liquide aulique Mineral по сложной системе трубопроводов и клапанов, есть накопительный бачок для контроля уровня и долива при необходимости.
Сферы заменяют классические амортизаторы. Фото: youtube.com
Главный элемент подвески – сферы, представляющие собой круглые емкости зеленого цвета. В них под давлением закачан азот, отделенный от жидкости мембраной. Две находится под капотом, еще 5 – под машиной и в ее задней части. Сферы гасят колебания, с их помощью меняется не только клиренс, но и жесткость подвески. Система управляется сложной электроникой, что позволяет адаптироваться под дорожное покрытие.
Машина поднимается очень высоко, если это необходимо. Фото: youtube.com
Можно выбрать одно из четырех положений. Посадочное – когда машина почти касается днищем земли. Шоссейное – для движения по трассе. Для грунтовок – с увеличенным клиренсом. Сервисное – самое высокое, в этом случае можно поставить подпорку под порог и опустив подвеску вывесить колесо для снятия.
У авто есть спортивный режим, в котором жесткость увеличивается и крены минимизируются.
Рулевое управление специфическое, система отличается от стандартного гидроусилителя необычайной легкостью. Но при этом с ростом скорости баранка как будто «наливается», становится острой и четкой. У ХМ есть функция выравнивания руля – колеса возвращаются в исходное положение автоматически как на ходу, так и на месте.
Руль автоматически возвращается в исходное положение. Фото: youtube.com
Отсутствие вакуумного усилителя тормозов и управление системой за счет гидравлического клапана накладывает свой отпечаток на замедление. Поведение педали отличается от стандартных авто. Она слабо реагирует в первой фазе нажатия, а затем берет достаточно резко. Но к специфике таких тормозов привыкнуть несложно. Тем более, работают они четко, если с гидравликой все в порядке.
Двигатель и КПП
В машине установлен шестицилиндровый V-образный мотор ZPG4 объемом 3 литра. Он был разработан еще в 70-е годы, на ХМ использован усовершенствованный агрегат последнего поколения с 24 клапанами, выдающий 200 л. с. Его с лихвой хватает для нормальной езды, при резких ускорениях не впечатления нехватки мощности. Мотор уверенно берет с низов и обеспечивает хорошую динамику.
Мощности трехлитрового мотора вполне хватает для ХМ. Фото: youtube.com
Коробка передач механическая пятиступенчатая. Ее отличает четкое и мягкое переключение, наличие механики не портит впечатления от езды. Агрегат надежен, проблемы с КПП редки.
Что в итоге?
Машина после дебюта собрала много восторженных отзывов от европейских изданий. Но кризис начала 90-х годов и ряд «детских болячек» негативно повлияли на спрос. Покупатели предпочитали проверенные немецкие машины, хотя с годами Ситроен устранил большинство проблем, а его подвеска и теперь превосходит 90% новых моделей.
ХМ ценится среди коллекционеров, а редкая версия V6 в нормальном состоянии стоит в разы дороже вариантов со стандартными моторами.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...