
ЗАЗ-970 – «Запорожец», который стал микроавтобусом
Автомобили марки ЗАЗ, больше известные как «Запорожцы», были в СССР самыми доступными. Эти модели, несмотря на ряд конструктивных недостатков и постоянное фигурирование в анекдотах, высоко ценились водителями.
Машина была сравнительно недорогой, да и в очереди за ней стоять приходилось меньше всего. Имелись у «Запорожцев» и свои достоинства.
Например, заднемоторная компоновка позволяла оставить днище плоским. Это делало автомобиль, пожалуй, самым проходим среди советских моделей, исключая, разве что, ВАЗ-2121 «Ниву».
Конвейерная сборка ЗАЗ-965. Фото: Youtube.com
Только недостатков у ЗАЗ было гораздо больше, чем достоинств. Особенно это касается модификации с индексом 965, он же легендарный «Горбатый».
Через год после начала серийного производства ЗАЗ-965 стало ясно – для Советского Союза такая маленькая, хоть и стильная машинка не годится. Это скорее женский вариант или чисто городская модель, а отечественный водитель ездил в основном на дачи или деревни, загружая автомобиль по максимуму.
Главные минусы:
✅ Маленький объем багажного отделения
✅ Тесный салон для 4 взрослых
✅ Минимальный комфорт
✅ Недостаточный уровень охлаждения двигателя в летнее время года
Модернизация уже существующего кузова не решила бы проблем, поэтому пришлось делать новый автомобиль. Им стал ЗАЗ-966, работы над которым начали в 1961 году, хотя в серию он пошел только через пять лет.
Самый первый опытный грузовичок, на котором отрабатывали ходовку. Фото: Youtube.com
По сравнению с предшественником, новый автомобиль стал крупнее, комфортнее, сохранив при этом простую конструкцию и низкую стоимость. Прототип ЗАЗ-966 был представлен в конце 1961 года.
Окрыленные успехом опытной версии, которую Министерство автомобильной промышленности СССР сразу утвердило, конструкторы Запорожского завода начали творить. На шасси прототипа ЗАЗ-966 был создан легкий грузовичок, получивший индекс 970.
Работать приходилось почти на голом энтузиазме. Например, для создания ряда опытных микровэнов, как пассажирских, так и грузовых, нужно было самостоятельно выколачивать кузовные детали на деревянных болванках.
Микроавтобус прекрасно подошел бы для сельской местности. Фото: Youtube.com
Так было создано несколько полноразмерных микроавтобусов, которые тогда на заводе называли фургонами. Сейчас такие модели известны как микровэны – они больше всего популярны в Японии, Китае и других азиатских странах.
Опытные версии в 1961 году не стали делать ходовыми. На них испытывали жесткость кузова, подбирая толщину металла для панелей и усиливая его там, где это было необходимо. Для отработки технических моментов служил прототип грузовичка ЗАЗ-970.
В 1962 году специалисты Запорожского автомобильного завода наконец «созрели» для выпуска ходовых прототипов фургонов ЗАЗ-970. Отталкиваться пришлось от шасси нового, перспективного ЗАЗ-966, который был уже утвержден для полноценного серийного производства. Забегая немного вперед, стоит отметить, что новую модель начали собирать на конвейере с 1966 года.
Фургоны ЗАЗ-970 получили кузова несущего типа. Дизайн разрабатывал Л. П. Мурашов, приложивший руку к созданию прототипа Москвич-444. Потом вся документация на этот опытный автомобиль была передана на ЗАЗ, где началось серийное производство «Горбатого» с индексом 965.
Для туристов этот автомобиль стал бы идеальным домом на колесах. Фото: Youtube.com
Фургоны от Запорожского завода получили традиционную заднемоторную компоновку. Возможно, что конструкторы и хотели бы сделать более привычные модели, с передним расположением силового агрегата, но шасси ЗАЗ-966 обязывало.
Нужно понимать, что использование подобных силовых агрегатов было делом вынужденным. Другие двигатели, с более современным жидкостным охлаждением, никто Запорожскому заводу не предлагал.
Базовой модификацией фургона стал ЗАЗ-970Б. Автомобиль получил независимые подвески всех колес – спереди торсионную, сзади пружинную.
Из-за заднемоторной компоновки, компактный фургон пришлось делать с небольшой дверкой на корме. Она предназначалась скорее для догрузки. Основные двери были расположены с обеих сторон кузова.
Двери были распашными с двух сторон. Фото: Youtube.com
Багажный отсек имел объем в 2,5 кубических метра. Грузоподъемность компактного автомобиля составляла 350 кг.
Отдельно стоит отметить своеобразный «горб» в кормовой части кузова. Это могло мешать размешать длинномерные грузы. Но на такой шаг пришлось пойти, чтобы установить двигатель.
Почти в одно время с грузовыми фургонами, инженеры-конструкторы собрали несколько опытных минивэнов. Перспективная модель «Запорожца» получила индекс ЗАЗ-970В. Автомобиль был рассчитан на 6 пассажирских мест.
Идея действительно неплохая – конкурентов у ЗАЗ-970В просто не было в то время, да и потом тоже. Всякие «Рафики» и ЕрАЗы населению не продавали, как и семиместные «Волги» в кузове типа универсал.
Самой необычной для советского автопрома была модель ЗАЗ-970Г. Этот «Запорожец» получил кузов типа пикап. Машина предназначалась для жителей сельской местности, она имела два места и грузовой отсек открытого типа, в котором можно было перевести до 400 кг.
Испытания опытных моделей вместе с Renault Estafette. Фото: Youtube.com
Грузовая платформа оборудована откидной двухместной лавкой. Конечно, ездить там некомфортно, но в случае необходимости можно. Не стоит забывать, что разговор идет о первой половине 1960-х годов, когда любой автомобиль, особенно на селе, считался благом. Там за счастье было и в кузове грузовика проехать.
В единственном экземпляре был построен ЗАЗ-971. Это полноприводный автомобиль с кузовом типа фаэтон. Информации по этой версии мало, но на Запорожском заводе планировали выпускать тот же модельный ряд, что и с серией 970. К сожалению, проектам этим было не суждено сбыться.
Полноприводный «Запорожец» планировали использовать для торговли в самых труднодоступных местах, для медицинских и почтовых служб. Выказывали интерес к автомобилю и на селе – директора, агрономы.
Все опытные модели ЗАЗ-970/971 испытаны на заводском полигоне. Благодаря использованию «зубастой» резины и дорожному просвету, даже моноприводные версии показали достойный уровень проходимости.
Хотя малолитражные двигатели МеМЗ-966 могли разогнать машины только до 70 км/ч, для сельской местности этого хватало. Несмотря на парусность кузова, автомобиль расходовал в среднем около 8 литров бензина.
Пикап Запорожского автомобильного завода. Фото: Youtube.com
Большинство опытных моделей отправили в Москву, где их распределяли по предприятиям. Несмотря на нестандартную моторную компоновку, автомобили вызывали интерес. Можно с уверенностью сказать, что их бы раскупали, тем более, что в СССР любая машина была обречена на успех.
Но в серийное производство модель не пошла. «Сверху» пришло указание свернуть работы и сосредоточится на выпуске ЗАЗ-966. Так закончилась история минивэнов Запорожского завода.
Считается, что с 1961 по 1962 годы было выпущено около 10 опытных автомобилей ЗАЗ-970/971. К сожалению, ни один из них до наших дней не сохранился.
Машина была сравнительно недорогой, да и в очереди за ней стоять приходилось меньше всего. Имелись у «Запорожцев» и свои достоинства.
Например, заднемоторная компоновка позволяла оставить днище плоским. Это делало автомобиль, пожалуй, самым проходим среди советских моделей, исключая, разве что, ВАЗ-2121 «Ниву».

Только недостатков у ЗАЗ было гораздо больше, чем достоинств. Особенно это касается модификации с индексом 965, он же легендарный «Горбатый».
Первые шаги модернизации
Через год после начала серийного производства ЗАЗ-965 стало ясно – для Советского Союза такая маленькая, хоть и стильная машинка не годится. Это скорее женский вариант или чисто городская модель, а отечественный водитель ездил в основном на дачи или деревни, загружая автомобиль по максимуму.
Главные минусы:
✅ Маленький объем багажного отделения
✅ Тесный салон для 4 взрослых
✅ Минимальный комфорт
✅ Недостаточный уровень охлаждения двигателя в летнее время года
Модернизация уже существующего кузова не решила бы проблем, поэтому пришлось делать новый автомобиль. Им стал ЗАЗ-966, работы над которым начали в 1961 году, хотя в серию он пошел только через пять лет.

По сравнению с предшественником, новый автомобиль стал крупнее, комфортнее, сохранив при этом простую конструкцию и низкую стоимость. Прототип ЗАЗ-966 был представлен в конце 1961 года.
Легкий грузовичок и полноразмерные модели микроавтобусов
Окрыленные успехом опытной версии, которую Министерство автомобильной промышленности СССР сразу утвердило, конструкторы Запорожского завода начали творить. На шасси прототипа ЗАЗ-966 был создан легкий грузовичок, получивший индекс 970.
Машина позволяла перевозить до 350 кг. ЗАЗ-970 в серийное производство запускать даже не планировали. Конструкторы просто обкатывали платформу, решая, стоит ли заниматься выпуском небольших микроавтобусов.
Работать приходилось почти на голом энтузиазме. Например, для создания ряда опытных микровэнов, как пассажирских, так и грузовых, нужно было самостоятельно выколачивать кузовные детали на деревянных болванках.

Так было создано несколько полноразмерных микроавтобусов, которые тогда на заводе называли фургонами. Сейчас такие модели известны как микровэны – они больше всего популярны в Японии, Китае и других азиатских странах.
Опытные версии в 1961 году не стали делать ходовыми. На них испытывали жесткость кузова, подбирая толщину металла для панелей и усиливая его там, где это было необходимо. Для отработки технических моментов служил прототип грузовичка ЗАЗ-970.
Грузовые микроавтобусы для нужд советских предприятий
В 1962 году специалисты Запорожского автомобильного завода наконец «созрели» для выпуска ходовых прототипов фургонов ЗАЗ-970. Отталкиваться пришлось от шасси нового, перспективного ЗАЗ-966, который был уже утвержден для полноценного серийного производства. Забегая немного вперед, стоит отметить, что новую модель начали собирать на конвейере с 1966 года.
Фургоны ЗАЗ-970 получили кузова несущего типа. Дизайн разрабатывал Л. П. Мурашов, приложивший руку к созданию прототипа Москвич-444. Потом вся документация на этот опытный автомобиль была передана на ЗАЗ, где началось серийное производство «Горбатого» с индексом 965.

Фургоны от Запорожского завода получили традиционную заднемоторную компоновку. Возможно, что конструкторы и хотели бы сделать более привычные модели, с передним расположением силового агрегата, но шасси ЗАЗ-966 обязывало.
Мотор взяли самый доступный и современный на тот момент – от серийного «Запорожца». Двигатель МеМЗ-966 ставили на модернизированный ЗАЗ-965А – он достался и прототипам фургонов.
Нужно понимать, что использование подобных силовых агрегатов было делом вынужденным. Другие двигатели, с более современным жидкостным охлаждением, никто Запорожскому заводу не предлагал.
Базовой модификацией фургона стал ЗАЗ-970Б. Автомобиль получил независимые подвески всех колес – спереди торсионную, сзади пружинную.
Из-за заднемоторной компоновки, компактный фургон пришлось делать с небольшой дверкой на корме. Она предназначалась скорее для догрузки. Основные двери были расположены с обеих сторон кузова.

Багажный отсек имел объем в 2,5 кубических метра. Грузоподъемность компактного автомобиля составляла 350 кг.
Отдельно стоит отметить своеобразный «горб» в кормовой части кузова. Это могло мешать размешать длинномерные грузы. Но на такой шаг пришлось пойти, чтобы установить двигатель.
Пассажирская версия
Почти в одно время с грузовыми фургонами, инженеры-конструкторы собрали несколько опытных минивэнов. Перспективная модель «Запорожца» получила индекс ЗАЗ-970В. Автомобиль был рассчитан на 6 пассажирских мест.
Позаботились инженеры и об универсальности – сиденья второго и третьего рядов можно было сложить, превратив автомобиль в грузовой. Предполагалось, что машины с восторгом будут приняты дачниками.
Идея действительно неплохая – конкурентов у ЗАЗ-970В просто не было в то время, да и потом тоже. Всякие «Рафики» и ЕрАЗы населению не продавали, как и семиместные «Волги» в кузове типа универсал.
Пикап и полноприводная версия
Самой необычной для советского автопрома была модель ЗАЗ-970Г. Этот «Запорожец» получил кузов типа пикап. Машина предназначалась для жителей сельской местности, она имела два места и грузовой отсек открытого типа, в котором можно было перевести до 400 кг.

Грузовая платформа оборудована откидной двухместной лавкой. Конечно, ездить там некомфортно, но в случае необходимости можно. Не стоит забывать, что разговор идет о первой половине 1960-х годов, когда любой автомобиль, особенно на селе, считался благом. Там за счастье было и в кузове грузовика проехать.
В единственном экземпляре был построен ЗАЗ-971. Это полноприводный автомобиль с кузовом типа фаэтон. Информации по этой версии мало, но на Запорожском заводе планировали выпускать тот же модельный ряд, что и с серией 970. К сожалению, проектам этим было не суждено сбыться.
Полноприводный «Запорожец» планировали использовать для торговли в самых труднодоступных местах, для медицинских и почтовых служб. Выказывали интерес к автомобилю и на селе – директора, агрономы.
Судьба автомобилей
Все опытные модели ЗАЗ-970/971 испытаны на заводском полигоне. Благодаря использованию «зубастой» резины и дорожному просвету, даже моноприводные версии показали достойный уровень проходимости.
Хотя малолитражные двигатели МеМЗ-966 могли разогнать машины только до 70 км/ч, для сельской местности этого хватало. Несмотря на парусность кузова, автомобиль расходовал в среднем около 8 литров бензина.

Большинство опытных моделей отправили в Москву, где их распределяли по предприятиям. Несмотря на нестандартную моторную компоновку, автомобили вызывали интерес. Можно с уверенностью сказать, что их бы раскупали, тем более, что в СССР любая машина была обречена на успех.
Но в серийное производство модель не пошла. «Сверху» пришло указание свернуть работы и сосредоточится на выпуске ЗАЗ-966. Так закончилась история минивэнов Запорожского завода.
Считается, что с 1961 по 1962 годы было выпущено около 10 опытных автомобилей ЗАЗ-970/971. К сожалению, ни один из них до наших дней не сохранился.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....