ЗАЗ-970 – «Запорожец», который стал микроавтобусом
Автомобили марки ЗАЗ, больше известные как «Запорожцы», были в СССР самыми доступными. Эти модели, несмотря на ряд конструктивных недостатков и постоянное фигурирование в анекдотах, высоко ценились водителями.
Машина была сравнительно недорогой, да и в очереди за ней стоять приходилось меньше всего. Имелись у «Запорожцев» и свои достоинства.
Например, заднемоторная компоновка позволяла оставить днище плоским. Это делало автомобиль, пожалуй, самым проходим среди советских моделей, исключая, разве что, ВАЗ-2121 «Ниву».
Только недостатков у ЗАЗ было гораздо больше, чем достоинств. Особенно это касается модификации с индексом 965, он же легендарный «Горбатый».
Через год после начала серийного производства ЗАЗ-965 стало ясно – для Советского Союза такая маленькая, хоть и стильная машинка не годится. Это скорее женский вариант или чисто городская модель, а отечественный водитель ездил в основном на дачи или деревни, загружая автомобиль по максимуму.
Главные минусы:
✅ Маленький объем багажного отделения
✅ Тесный салон для 4 взрослых
✅ Минимальный комфорт
✅ Недостаточный уровень охлаждения двигателя в летнее время года
Модернизация уже существующего кузова не решила бы проблем, поэтому пришлось делать новый автомобиль. Им стал ЗАЗ-966, работы над которым начали в 1961 году, хотя в серию он пошел только через пять лет.
По сравнению с предшественником, новый автомобиль стал крупнее, комфортнее, сохранив при этом простую конструкцию и низкую стоимость. Прототип ЗАЗ-966 был представлен в конце 1961 года.
Окрыленные успехом опытной версии, которую Министерство автомобильной промышленности СССР сразу утвердило, конструкторы Запорожского завода начали творить. На шасси прототипа ЗАЗ-966 был создан легкий грузовичок, получивший индекс 970.
Работать приходилось почти на голом энтузиазме. Например, для создания ряда опытных микровэнов, как пассажирских, так и грузовых, нужно было самостоятельно выколачивать кузовные детали на деревянных болванках.
Так было создано несколько полноразмерных микроавтобусов, которые тогда на заводе называли фургонами. Сейчас такие модели известны как микровэны – они больше всего популярны в Японии, Китае и других азиатских странах.
Опытные версии в 1961 году не стали делать ходовыми. На них испытывали жесткость кузова, подбирая толщину металла для панелей и усиливая его там, где это было необходимо. Для отработки технических моментов служил прототип грузовичка ЗАЗ-970.
В 1962 году специалисты Запорожского автомобильного завода наконец «созрели» для выпуска ходовых прототипов фургонов ЗАЗ-970. Отталкиваться пришлось от шасси нового, перспективного ЗАЗ-966, который был уже утвержден для полноценного серийного производства. Забегая немного вперед, стоит отметить, что новую модель начали собирать на конвейере с 1966 года.
Фургоны ЗАЗ-970 получили кузова несущего типа. Дизайн разрабатывал Л. П. Мурашов, приложивший руку к созданию прототипа Москвич-444. Потом вся документация на этот опытный автомобиль была передана на ЗАЗ, где началось серийное производство «Горбатого» с индексом 965.
Фургоны от Запорожского завода получили традиционную заднемоторную компоновку. Возможно, что конструкторы и хотели бы сделать более привычные модели, с передним расположением силового агрегата, но шасси ЗАЗ-966 обязывало.
Нужно понимать, что использование подобных силовых агрегатов было делом вынужденным. Другие двигатели, с более современным жидкостным охлаждением, никто Запорожскому заводу не предлагал.
Базовой модификацией фургона стал ЗАЗ-970Б. Автомобиль получил независимые подвески всех колес – спереди торсионную, сзади пружинную.
Из-за заднемоторной компоновки, компактный фургон пришлось делать с небольшой дверкой на корме. Она предназначалась скорее для догрузки. Основные двери были расположены с обеих сторон кузова.
Багажный отсек имел объем в 2,5 кубических метра. Грузоподъемность компактного автомобиля составляла 350 кг.
Отдельно стоит отметить своеобразный «горб» в кормовой части кузова. Это могло мешать размешать длинномерные грузы. Но на такой шаг пришлось пойти, чтобы установить двигатель.
Почти в одно время с грузовыми фургонами, инженеры-конструкторы собрали несколько опытных минивэнов. Перспективная модель «Запорожца» получила индекс ЗАЗ-970В. Автомобиль был рассчитан на 6 пассажирских мест.
Идея действительно неплохая – конкурентов у ЗАЗ-970В просто не было в то время, да и потом тоже. Всякие «Рафики» и ЕрАЗы населению не продавали, как и семиместные «Волги» в кузове типа универсал.
Самой необычной для советского автопрома была модель ЗАЗ-970Г. Этот «Запорожец» получил кузов типа пикап. Машина предназначалась для жителей сельской местности, она имела два места и грузовой отсек открытого типа, в котором можно было перевести до 400 кг.
Грузовая платформа оборудована откидной двухместной лавкой. Конечно, ездить там некомфортно, но в случае необходимости можно. Не стоит забывать, что разговор идет о первой половине 1960-х годов, когда любой автомобиль, особенно на селе, считался благом. Там за счастье было и в кузове грузовика проехать.
В единственном экземпляре был построен ЗАЗ-971. Это полноприводный автомобиль с кузовом типа фаэтон. Информации по этой версии мало, но на Запорожском заводе планировали выпускать тот же модельный ряд, что и с серией 970. К сожалению, проектам этим было не суждено сбыться.
Полноприводный «Запорожец» планировали использовать для торговли в самых труднодоступных местах, для медицинских и почтовых служб. Выказывали интерес к автомобилю и на селе – директора, агрономы.
Все опытные модели ЗАЗ-970/971 испытаны на заводском полигоне. Благодаря использованию «зубастой» резины и дорожному просвету, даже моноприводные версии показали достойный уровень проходимости.
Хотя малолитражные двигатели МеМЗ-966 могли разогнать машины только до 70 км/ч, для сельской местности этого хватало. Несмотря на парусность кузова, автомобиль расходовал в среднем около 8 литров бензина.
Большинство опытных моделей отправили в Москву, где их распределяли по предприятиям. Несмотря на нестандартную моторную компоновку, автомобили вызывали интерес. Можно с уверенностью сказать, что их бы раскупали, тем более, что в СССР любая машина была обречена на успех.
Но в серийное производство модель не пошла. «Сверху» пришло указание свернуть работы и сосредоточится на выпуске ЗАЗ-966. Так закончилась история минивэнов Запорожского завода.
Считается, что с 1961 по 1962 годы было выпущено около 10 опытных автомобилей ЗАЗ-970/971. К сожалению, ни один из них до наших дней не сохранился.
Машина была сравнительно недорогой, да и в очереди за ней стоять приходилось меньше всего. Имелись у «Запорожцев» и свои достоинства.
Например, заднемоторная компоновка позволяла оставить днище плоским. Это делало автомобиль, пожалуй, самым проходим среди советских моделей, исключая, разве что, ВАЗ-2121 «Ниву».
Конвейерная сборка ЗАЗ-965. Фото: Youtube.com
Только недостатков у ЗАЗ было гораздо больше, чем достоинств. Особенно это касается модификации с индексом 965, он же легендарный «Горбатый».
Первые шаги модернизации
Через год после начала серийного производства ЗАЗ-965 стало ясно – для Советского Союза такая маленькая, хоть и стильная машинка не годится. Это скорее женский вариант или чисто городская модель, а отечественный водитель ездил в основном на дачи или деревни, загружая автомобиль по максимуму.
Главные минусы:
✅ Маленький объем багажного отделения
✅ Тесный салон для 4 взрослых
✅ Минимальный комфорт
✅ Недостаточный уровень охлаждения двигателя в летнее время года
Модернизация уже существующего кузова не решила бы проблем, поэтому пришлось делать новый автомобиль. Им стал ЗАЗ-966, работы над которым начали в 1961 году, хотя в серию он пошел только через пять лет.
Самый первый опытный грузовичок, на котором отрабатывали ходовку. Фото: Youtube.com
По сравнению с предшественником, новый автомобиль стал крупнее, комфортнее, сохранив при этом простую конструкцию и низкую стоимость. Прототип ЗАЗ-966 был представлен в конце 1961 года.
Легкий грузовичок и полноразмерные модели микроавтобусов
Окрыленные успехом опытной версии, которую Министерство автомобильной промышленности СССР сразу утвердило, конструкторы Запорожского завода начали творить. На шасси прототипа ЗАЗ-966 был создан легкий грузовичок, получивший индекс 970.
Машина позволяла перевозить до 350 кг. ЗАЗ-970 в серийное производство запускать даже не планировали. Конструкторы просто обкатывали платформу, решая, стоит ли заниматься выпуском небольших микроавтобусов.
Работать приходилось почти на голом энтузиазме. Например, для создания ряда опытных микровэнов, как пассажирских, так и грузовых, нужно было самостоятельно выколачивать кузовные детали на деревянных болванках.
Микроавтобус прекрасно подошел бы для сельской местности. Фото: Youtube.com
Так было создано несколько полноразмерных микроавтобусов, которые тогда на заводе называли фургонами. Сейчас такие модели известны как микровэны – они больше всего популярны в Японии, Китае и других азиатских странах.
Опытные версии в 1961 году не стали делать ходовыми. На них испытывали жесткость кузова, подбирая толщину металла для панелей и усиливая его там, где это было необходимо. Для отработки технических моментов служил прототип грузовичка ЗАЗ-970.
Грузовые микроавтобусы для нужд советских предприятий
В 1962 году специалисты Запорожского автомобильного завода наконец «созрели» для выпуска ходовых прототипов фургонов ЗАЗ-970. Отталкиваться пришлось от шасси нового, перспективного ЗАЗ-966, который был уже утвержден для полноценного серийного производства. Забегая немного вперед, стоит отметить, что новую модель начали собирать на конвейере с 1966 года.
Фургоны ЗАЗ-970 получили кузова несущего типа. Дизайн разрабатывал Л. П. Мурашов, приложивший руку к созданию прототипа Москвич-444. Потом вся документация на этот опытный автомобиль была передана на ЗАЗ, где началось серийное производство «Горбатого» с индексом 965.
Для туристов этот автомобиль стал бы идеальным домом на колесах. Фото: Youtube.com
Фургоны от Запорожского завода получили традиционную заднемоторную компоновку. Возможно, что конструкторы и хотели бы сделать более привычные модели, с передним расположением силового агрегата, но шасси ЗАЗ-966 обязывало.
Мотор взяли самый доступный и современный на тот момент – от серийного «Запорожца». Двигатель МеМЗ-966 ставили на модернизированный ЗАЗ-965А – он достался и прототипам фургонов.
Нужно понимать, что использование подобных силовых агрегатов было делом вынужденным. Другие двигатели, с более современным жидкостным охлаждением, никто Запорожскому заводу не предлагал.
Базовой модификацией фургона стал ЗАЗ-970Б. Автомобиль получил независимые подвески всех колес – спереди торсионную, сзади пружинную.
Из-за заднемоторной компоновки, компактный фургон пришлось делать с небольшой дверкой на корме. Она предназначалась скорее для догрузки. Основные двери были расположены с обеих сторон кузова.
Двери были распашными с двух сторон. Фото: Youtube.com
Багажный отсек имел объем в 2,5 кубических метра. Грузоподъемность компактного автомобиля составляла 350 кг.
Отдельно стоит отметить своеобразный «горб» в кормовой части кузова. Это могло мешать размешать длинномерные грузы. Но на такой шаг пришлось пойти, чтобы установить двигатель.
Пассажирская версия
Почти в одно время с грузовыми фургонами, инженеры-конструкторы собрали несколько опытных минивэнов. Перспективная модель «Запорожца» получила индекс ЗАЗ-970В. Автомобиль был рассчитан на 6 пассажирских мест.
Позаботились инженеры и об универсальности – сиденья второго и третьего рядов можно было сложить, превратив автомобиль в грузовой. Предполагалось, что машины с восторгом будут приняты дачниками.
Идея действительно неплохая – конкурентов у ЗАЗ-970В просто не было в то время, да и потом тоже. Всякие «Рафики» и ЕрАЗы населению не продавали, как и семиместные «Волги» в кузове типа универсал.
Пикап и полноприводная версия
Самой необычной для советского автопрома была модель ЗАЗ-970Г. Этот «Запорожец» получил кузов типа пикап. Машина предназначалась для жителей сельской местности, она имела два места и грузовой отсек открытого типа, в котором можно было перевести до 400 кг.
Испытания опытных моделей вместе с Renault Estafette. Фото: Youtube.com
Грузовая платформа оборудована откидной двухместной лавкой. Конечно, ездить там некомфортно, но в случае необходимости можно. Не стоит забывать, что разговор идет о первой половине 1960-х годов, когда любой автомобиль, особенно на селе, считался благом. Там за счастье было и в кузове грузовика проехать.
В единственном экземпляре был построен ЗАЗ-971. Это полноприводный автомобиль с кузовом типа фаэтон. Информации по этой версии мало, но на Запорожском заводе планировали выпускать тот же модельный ряд, что и с серией 970. К сожалению, проектам этим было не суждено сбыться.
Полноприводный «Запорожец» планировали использовать для торговли в самых труднодоступных местах, для медицинских и почтовых служб. Выказывали интерес к автомобилю и на селе – директора, агрономы.
Судьба автомобилей
Все опытные модели ЗАЗ-970/971 испытаны на заводском полигоне. Благодаря использованию «зубастой» резины и дорожному просвету, даже моноприводные версии показали достойный уровень проходимости.
Хотя малолитражные двигатели МеМЗ-966 могли разогнать машины только до 70 км/ч, для сельской местности этого хватало. Несмотря на парусность кузова, автомобиль расходовал в среднем около 8 литров бензина.
Пикап Запорожского автомобильного завода. Фото: Youtube.com
Большинство опытных моделей отправили в Москву, где их распределяли по предприятиям. Несмотря на нестандартную моторную компоновку, автомобили вызывали интерес. Можно с уверенностью сказать, что их бы раскупали, тем более, что в СССР любая машина была обречена на успех.
Но в серийное производство модель не пошла. «Сверху» пришло указание свернуть работы и сосредоточится на выпуске ЗАЗ-966. Так закончилась история минивэнов Запорожского завода.
Считается, что с 1961 по 1962 годы было выпущено около 10 опытных автомобилей ЗАЗ-970/971. К сожалению, ни один из них до наших дней не сохранился.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...