На чем полетим в будущем – Co50 Valkyrie
3 421

На чем полетим в будущем – Co50 Valkyrie

Если взглянуть на ценники небольших бизнес-джетов, станет понятно, что стать владельцем таких летательных аппаратов под силу только миллионерам, миллиардерам и крупным организациям. Например, стоимость нового Learjets – 20 млн. долларов, а «бэушного» – 2,5 млн. «зеленых». На этом фоне Co50 Valkyrie со своим ценником в $610 тыс. выглядит более, чем привлекательно. Но что это за самолет, насколько он безопасен и комфортен за такие деньги?


Предыстория


Многие считают название самолета неудачным. Действительно, если обратиться к скандинавским мифам, то увидим, что Валькирия – дочь конунга, летающая над полем боя и подбирающая убитых для «отправки» в чертог «Валхалла». Скорее всего американцы просто несведущи в скандинавской мифологии, а, возможно и что в виду имелся хорошо известный в 60-е годы бомбардировщик ХВ-70 с таким же названием.Несмотря на такие ассоциации в первые дни после презентации воздушного судна и объявления о начале сбора предоплаты, удалось только за один день получить 29 заказов, а за 3 месяца – 50 млн. долларов.

«Масла в огонь» подлило снижение стоимости. Первоначальная цена была объявлена в 700 тыс. долларов, но потом разработчики решили снизить ее до 590 тыс., позже «приподняли» до 610 тыс. в валюте США. Самолет заказали жители не только США, но и ФРГ, Бразилии, Англии и иных стран
.

Чем привлекателен самолет


Когда у главы компании-разработчика Дэвида Люори спросили, почему так активно заказывают новый бизнес-джет, конструктор ответил: «Потому что он красивый». Представление об этой категории у каждого человека свое, но, по крайней мере можно уверенно сказать, что дизайн воздушного судна удался.

На чем полетим в будущем – Co50 ValkyrieСамолет, разработанный более 10 лет назад, выглядит современно. Фото: YouTube.com


При разработке внешнего вида, как утверждает генеральный директор компании, за основу брались премиальные модели Mercedes-Benz, Maserati. Кроме дизайна и стоимости, у Со50 есть и другие привлекательные стороны.


Скорость


По конструкции самолет является «уткой» – у него имеется поршневой двигатель с толкающим винтом, установленный сзади. Если сравнивать с одним из наиболее популярных серийных воздушных судов этого класса – Mooney Acclaim Type S с его 389 км/ч, то окажется, что Со50 развивает 475 км/ч. Другой легкий самолет Sirrus SR22 тоже не летает быстрее 342 км/ч.

Безопасность


Еще конструкторы «Валькирии» обращают внимание на широкий обзор из кабины пилота – 320 градусов и малый шум двигателя, расположенного далеко сзади. С этим сложно не согласиться. Фонарь кабины откидывается, делая посадку/высадку быстрой и удобной, в т. ч. в аварийных ситуациях. Хотя есть и минус: попасть на задние пассажирские места можно, лишь откинув спинки передних кресел, как в авто типа «купе». Вообще безопасности уделяется повышенное внимание. На самолете установлена противообледенительная система, он даже оснащен …парашютом! А примененная балансировочная схема увеличивает устойчивость джета при критических углах атаки.

Научиться управлять самолетом несложно. Фото: YouTube.com


Из других преимуществ стоит выделить легкость управления и пониженный расход топлива, несравнимый с тем, что у реактивных джетов. Недорого обходится и обслуживание самолета, благодаря установленному на него поршневому двигателю.

Особенности конструкции



Для изготовления корпуса судна использованы углекомпозиты, закрылки и рули выполнены из материала Carbon-Nomex, шасси и лопасти винта, меняющего шаг, сделаны из алюминиевых сплавов. Ряд элементов самолета – из стали. Технические параметры «Валькирии»:

✅ размах крыльев – 9,14 м
✅ длина бизнес-джета (высота) – 9,14 м (3,05 м)
✅ максимальный взлетный вес – 1,55 т (масса пустого около тонны)
✅ мощность двигателя Continental TSIOF-550-D – 350 л. с.
✅ средняя скорость – 463 км/ч
✅ дальность – до 2565 км (при полной загрузке с 4-мя пассажирами – 840 км)
✅ наибольшая высота – 7,6 км

А что внутри? В кабине пилота – дисплеи с сенсорным управлением марки Garmin G3X Touch (позднее установили экраны на 12 дюймов от SmartDeck от Esterline). На панели приборов имеются держатели для планшетов. Интерьер выглядит шикарно, что вполне объяснимо: над ним (а также креслами) поработал один из бывших сотрудников компании Hermes, считающейся одним из лидеров индустрии дизайна. Плюсом можно считать объемный багажный отсек, в который помещаются, кроме баулов и чемоданов, лыжи и клюшки для гольфа.

Из кабины открывается потрясающий панорамный обзор на 320°. Фото: YouTube.com


На разработку самолета и его постройку ушло примерно 10 лет. Толчком к началу проектирования «персонального» летательного аппарата послужило небывалое падение цен на нефть в 2004-м. Хотя владелец фирмы Cobalt Aircraft зарегистрировал ее только в 2008-м в Сан-Франциско. Тогда же и пошло финансирование проекта. Предполагалось, что это будет самолет для «личного пользования».

Что сегодня?


Первый полет состоялся в 2015 году. Официально самолет должен был поступить в продажу в 2017-м, однако из-за сложностей с сертификацией реализация судов так и не началась, как это было обещано, и в 2019-м. По некоторым данным завершению процедуры препятствует электроника, которая ранее в самолетах не использовалась. «Камнем преткновения» стал Bluetooth, с помощью которого управляется воздушное судно.

Электроника джета никак не может пройти сертификацию FAA. Фото: YouTube.com


В 2017-м (сентябрь) одна из «Валькирий» в ходе испытаний потерпела аварию. При посадке на высоте три метра пилот потерял управление и самолет ударился о землю. Повредилось шасси и крыло, летчик не пострадал.


Компания-производитель пытается найти выход и продает свои самолеты в виде комплектов для самостоятельной сборки. Однако известно, что Cobalt Aircraft отказывается официально сообщить сколько самолетов заказано и продано. В 2020 году пара Со50 была зарегистрирована в американском Федеральном управлении гражданской авиации. Первый построен в 2014-м, второй – 2018-м, оба принадлежат частным компаниям. Самолеты в официальном реестре имеют отметку, как «статус регистрации может быть непригоден для эксплуатации». Это значит, что самолет продавать, покупать можно, но летать на нем нельзя.

Самолет можно собрать и самому. Фото: YouTube.com


Но лазейка есть! Клиент приобретает воздушное судно, получает на него документ, как на «экспериментальную» технику (к наименованию модели прибавляется индекс «Х») и затем может свою покупку предоставлять для «испытаний», участвовать в авиашоу. А на практике – использовать в личных целях. Самое удивительное в этой эпопее то, что глава фирмы – француз, решивший регистрировать свое детище в США, т. к. в его родной стране слишком много бюрократических препон, чтобы узаконить новый самолет.

Что сегодня с Со50, непонятно: его все еще испытывают или «потихоньку» на нем летают? Фото: YouTube.com


Глава компании (сейчас у нее иное название – Centauri Aircraft Company) Люори утверждает, что FAA не может идти в ногу со временем, противится инновационным технологиям и требует проведения зачастую ненужных испытаний, на которые уходят долгие месяцы и десятки тысяч долларов. Руководитель Cobalt Aircraft не одинок в своей «борьбе» с FAA: разработка и реализация многих проектов затормозились именно на стадии сертификации. Особенно процедура болезненна для небольших фирм, а ведь зачастую именно они предлагают необычные, инновационные решения. О барьеры FAA, например, «споткнулись» такие компании, как Eclipse (сейчас называется One Aviation), Adam Industries. Однако (крайней мере на сегодняшний день) сайт компании, производящей Со50, работает: можно задать вопросы и отправить их через специальную страницу. Скорее всего, заказать самолет тоже реально.
А вы что думаете о Co50 Valkyrie?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....