
Мотоциклы MZ из ГДР, как продолжатели славных традиций DKW
1906 год принято считать отправной точкой начала выпуска мотоциклетной техники в немецком Чопау. Именно тогда инженер из Дании по фамилии Расмуссен перенес производство на недавно приобретенные заводские мощности. Предприятие выпускало широкий спектр продукции тяжелого машиностроения, что было нередким в то время для Центральной Европы, являвшейся очагом промышленной революции. Особенно коммерсанты смогли неплохо разбогатеть, выполняя военные заказы на изготовление запалов. Это позволило еще больше расширить ассортимент продукции и выйти на новый уровень.
Еще во время войны разрабатывался проект по созданию автомобиля с паровым мотором. Но через два года война завершилась не в пользу Германии, и он был свернут. Зато у компании появился свой товарный знак – DKW. Знаковым стал 1921 год, когда было реализовано более 10 тысяч произведенных компанией велосипедов с мотором, мощностью 1 л. с. и рабочим объемом 118 куб. см.
DKW NZ-350 – прародитель линейки ИЖ. Фото: youtube.com
Не останавливаясь на достигнутом, ровно 100 лет назад в Чопау был выпущен первый мотоцикл «Reichsfahrtmodell». А самой популярной моделью 20-х суждено было стать DKW E 206 с 200-кубовым двигателем. Таких результатов удалось добиться благодаря более низкой, чем у конкурентов стоимости. С этого момента история марки DKW начала успешно развиваться.
В 20-30-е годы автомобили и мотоциклы марки DKW приобретают все большую популярность. Хорошим подтверждением этому служит то, что последние, в лице DKW RT 125, стояли на вооружении вермахта во время Второй мировой войны. В целом, за эти десятилетия основными моделями завода стали:
✅ DKW Luxus 200 («Blutblase»)
✅ DKW RT 100
✅ Super Sport 600
Одним из тех, кто был непосредственно причастен к успеху, можно считать известного дизайнера Германа Вебера. Именно он обеспечил оригинальный вид каждой из моделей, выпущенной заводом за два десятилетия. Кажется, он абсолютно не пожалел, что перешел на DKW из Hugo Ruppe в 1920 году. Luxus 200, к примеру, получил в 1928 году ярко-красный бак и шокирующее некоторых прозвище – «пузырь крови». Но это лишь добавляло популярности DKW. Еще одним финтом стала вольная расшифровка аббревиатуры. В случае игрушечных моторов подставлялись слова, означавшие «мечта мальчишек», а в случае легких мотоциклов – «маленькое чудо».
Super Sport имел 600-кубовый двигатель, а DKW RT 100, выпущенный в 1934 году, напротив, всего лишь 100-кубовый. Таким образом, производители постарались максимально охватить всю гамму рабочих объемов двигателей, чтобы удовлетворить пожелания различных покупателей. Модель «100» была произведена в количестве 72 тысячи штук, а 125-й, появившейся перед самой войной суждено было стать «лебединой песней» завода.
После войны, за счет репараций, немецкие наработки поспособствовали развитию отечественного мотоциклостроения. Появившийся в это время ИЖ-350 был почти полной копией DKW NZ-350. В 1950 году было возобновлено производство последней модели конца 30-х RT 125 на территории ГДР.
Хотя предприятие и сама страна находились под сильным влиянием советской системы, прошлый опыт и талант оставшихся немецких инженеров сделали свое дело. В итоге мотоциклы марки MZ стали достойными продолжателями традиций DKW, являясь одними из самых лучших среди образцов мототехники социалистических стран. Многие были уверены, что они вполне могли бы наравне конкурировать с легендарными чехословацкими аппаратами.
Силовой агрегат последней модификации MZ ETZ-251. Фото: youtube.com
Лучшим подтверждением вышесказанному служит то, что мотоциклы, теперь уже новой марки, экспортировались почти в 100 стран мира, среди которых был не только социалистический лагерь, но и многие государства Западной Европы. Также сохранялась старая традиция обширного предложения силовых агрегатов различного объема. Это было от эквивалента нашего «Минска» до эквивалента ИЖ (125/350 куб. см). Ко всему этому прилагалась хорошая надежность конструкции мотоцикла, при сохранении простоты в эксплуатации.
Прекрасные показатели, скажите вы, почему же тогда советские мотоциклисты, услышав о MZ, пожимают плечами? Ответ до обидного прост: официально дорожные модели восточногерманских мотоциклов никогда не поставлялись в СССР. Исключение составила лишь начальная партия в количестве 700 штук, отправленная в нашу страну на заре истории марки в 1957 году. После этого MZ появлялись в нашей стране в количестве не более 100 единиц в год. Но только модели, предназначенные для спортивных соревнований. Впрочем, об этом поговорим немного ниже.
Причины сложившейся ситуации до сих пор неясны, поэтому остается лишь гадать. Может быть, первые MZ не понравились ответственным советским чиновникам тех лет. Или они показались заметно хуже, чем JAWA того периода, у которой не было конкурентов во всей Европе. Вероятность обратного – дискредитация JAWA и испорченные отношения с чехами, которые уже стали главными поставщиками мотоциклов в советскую страну, тоже нельзя исключить. Также стоит помнить об инертности советской системы: главный экспортер мотоциклов в соцлагере определен, зачем теперь что-то менять?
MZ ETZ-301 с традиционным «горбатым» баком. Фото: youtube.com
Так или иначе, но достойный мотоцикл остался почти неизвестным в нашей стране. Исключение составляли только офицеры и вольнонаемные контингента ГСВГ (Группы советских войск в Германии) или работающие в этой стране по найму. Этим везунчикам удавалось беспрепятственно овладеть им и привезти на территорию СССР экземпляр мотоциклетной техники из ГДР с прекрасными ходовыми качествами, внешним дизайном и простотой в эксплуатации.
Благодаря тому, что Вальтер Кааден разработал оригинальную конструкцию 2-тактного мотора, MZ смогли прославиться и в спортивных соревнованиях. Ее особенностью были дисковые золотники на впуске. Это позволило сконструировать мотоциклы для кольцевых гонок, а, впоследствии, и для эндуро. Первым в 1958 году покорился Гран-при Швеции, а в следующем сезоне была завоевана серебряная медаль в общем зачете.
MZ ETZ-250 – самая популярная модель восточногерманских мотоциклов. Фото: youtube.com
Но все изменилось в 1961 году, когда на Запад сбежал один из гонщиков заводской команды, прихватив с собой техническую документацию по гоночным мотоциклам. Это послужило толчком для создания перспективных моделей японского производства, сильно похожих и успешно конкурирующих на соревнованиях с MZ RE 250. Такое положение заставило восточногерманскую команду перейти в дисциплину «эндуро». Здесь они также добились отличных результатов, в 1963/69 годы только один раз оставшись без золотых медалей чемпионата.
В 70-х заводчане обновили модельный ряд, начав выпуск улучшенной модификации TS-250. На протяжении 8 лет она была основной, но в начале нового десятилетия пришло время кардинальных перемен. В 1981 году стартовала новая линейка марки - MZ ETZ. Модельный ряд был очень обширным:
✅ ETZ-125
✅ ETZ-250
✅ ETZ-350
Самой распространенной стала средняя модификация. Именно ETZ-250 через два года стал 2-миллионным мотоциклом в истории марки MZ. Казалось, что будущее будет вполне безоблачным, но тут в ситуацию вмешалась политика. Потепление отношений между двумя противоборствующими лагерями позволили в начале 90-х реализовать идею объединения Германии.
MZ и Simson – две известные марки родом из ГДР. Фото: youtube.com
Производство модели завершили в 1989 году, спустя два года предприятие было приватизировано. После этого оно не выдержало конкуренции став убыточным. Не помогли никакие меры, в том числе, многочисленная смена руководства. Окончательное банкротство настигло некогда успешный MZ в 2013 году. Правда, на MuZ Vertriebs GmbH до сих пор сохранен выпуск запасных частей для многочисленных моделей марки MZ.
Еще во время войны разрабатывался проект по созданию автомобиля с паровым мотором. Но через два года война завершилась не в пользу Германии, и он был свернут. Зато у компании появился свой товарный знак – DKW. Знаковым стал 1921 год, когда было реализовано более 10 тысяч произведенных компанией велосипедов с мотором, мощностью 1 л. с. и рабочим объемом 118 куб. см.

Не останавливаясь на достигнутом, ровно 100 лет назад в Чопау был выпущен первый мотоцикл «Reichsfahrtmodell». А самой популярной моделью 20-х суждено было стать DKW E 206 с 200-кубовым двигателем. Таких результатов удалось добиться благодаря более низкой, чем у конкурентов стоимости. С этого момента история марки DKW начала успешно развиваться.
Довоенный DKW – предшественник послевоенного MZ
В 20-30-е годы автомобили и мотоциклы марки DKW приобретают все большую популярность. Хорошим подтверждением этому служит то, что последние, в лице DKW RT 125, стояли на вооружении вермахта во время Второй мировой войны. В целом, за эти десятилетия основными моделями завода стали:
✅ DKW Luxus 200 («Blutblase»)
✅ DKW RT 100
✅ Super Sport 600
Одним из тех, кто был непосредственно причастен к успеху, можно считать известного дизайнера Германа Вебера. Именно он обеспечил оригинальный вид каждой из моделей, выпущенной заводом за два десятилетия. Кажется, он абсолютно не пожалел, что перешел на DKW из Hugo Ruppe в 1920 году. Luxus 200, к примеру, получил в 1928 году ярко-красный бак и шокирующее некоторых прозвище – «пузырь крови». Но это лишь добавляло популярности DKW. Еще одним финтом стала вольная расшифровка аббревиатуры. В случае игрушечных моторов подставлялись слова, означавшие «мечта мальчишек», а в случае легких мотоциклов – «маленькое чудо».
Super Sport имел 600-кубовый двигатель, а DKW RT 100, выпущенный в 1934 году, напротив, всего лишь 100-кубовый. Таким образом, производители постарались максимально охватить всю гамму рабочих объемов двигателей, чтобы удовлетворить пожелания различных покупателей. Модель «100» была произведена в количестве 72 тысячи штук, а 125-й, появившейся перед самой войной суждено было стать «лебединой песней» завода.
На территории ГДР и переименование в MZ
После войны, за счет репараций, немецкие наработки поспособствовали развитию отечественного мотоциклостроения. Появившийся в это время ИЖ-350 был почти полной копией DKW NZ-350. В 1950 году было возобновлено производство последней модели конца 30-х RT 125 на территории ГДР.
Но, новому правительству очень не хотелось, чтобы чувствовалась хоть какая-то связь с прошлым. Поэтому главное производство в городе Чопау было переименовано. В 1952 году оно стало Motorradwerk Zschopau (MZ), а через четыре года уже появились мотоциклы с обновленным названием. А вот оригинальная марка стала использоваться для продукции западногерманского завода в городе Ингольштадт.
Хотя предприятие и сама страна находились под сильным влиянием советской системы, прошлый опыт и талант оставшихся немецких инженеров сделали свое дело. В итоге мотоциклы марки MZ стали достойными продолжателями традиций DKW, являясь одними из самых лучших среди образцов мототехники социалистических стран. Многие были уверены, что они вполне могли бы наравне конкурировать с легендарными чехословацкими аппаратами.

Лучшим подтверждением вышесказанному служит то, что мотоциклы, теперь уже новой марки, экспортировались почти в 100 стран мира, среди которых был не только социалистический лагерь, но и многие государства Западной Европы. Также сохранялась старая традиция обширного предложения силовых агрегатов различного объема. Это было от эквивалента нашего «Минска» до эквивалента ИЖ (125/350 куб. см). Ко всему этому прилагалась хорошая надежность конструкции мотоцикла, при сохранении простоты в эксплуатации.
Прекрасные показатели, скажите вы, почему же тогда советские мотоциклисты, услышав о MZ, пожимают плечами? Ответ до обидного прост: официально дорожные модели восточногерманских мотоциклов никогда не поставлялись в СССР. Исключение составила лишь начальная партия в количестве 700 штук, отправленная в нашу страну на заре истории марки в 1957 году. После этого MZ появлялись в нашей стране в количестве не более 100 единиц в год. Но только модели, предназначенные для спортивных соревнований. Впрочем, об этом поговорим немного ниже.
Причины сложившейся ситуации до сих пор неясны, поэтому остается лишь гадать. Может быть, первые MZ не понравились ответственным советским чиновникам тех лет. Или они показались заметно хуже, чем JAWA того периода, у которой не было конкурентов во всей Европе. Вероятность обратного – дискредитация JAWA и испорченные отношения с чехами, которые уже стали главными поставщиками мотоциклов в советскую страну, тоже нельзя исключить. Также стоит помнить об инертности советской системы: главный экспортер мотоциклов в соцлагере определен, зачем теперь что-то менять?

Так или иначе, но достойный мотоцикл остался почти неизвестным в нашей стране. Исключение составляли только офицеры и вольнонаемные контингента ГСВГ (Группы советских войск в Германии) или работающие в этой стране по найму. Этим везунчикам удавалось беспрепятственно овладеть им и привезти на территорию СССР экземпляр мотоциклетной техники из ГДР с прекрасными ходовыми качествами, внешним дизайном и простотой в эксплуатации.
Спортивная слава MZ
Благодаря тому, что Вальтер Кааден разработал оригинальную конструкцию 2-тактного мотора, MZ смогли прославиться и в спортивных соревнованиях. Ее особенностью были дисковые золотники на впуске. Это позволило сконструировать мотоциклы для кольцевых гонок, а, впоследствии, и для эндуро. Первым в 1958 году покорился Гран-при Швеции, а в следующем сезоне была завоевана серебряная медаль в общем зачете.

Но все изменилось в 1961 году, когда на Запад сбежал один из гонщиков заводской команды, прихватив с собой техническую документацию по гоночным мотоциклам. Это послужило толчком для создания перспективных моделей японского производства, сильно похожих и успешно конкурирующих на соревнованиях с MZ RE 250. Такое положение заставило восточногерманскую команду перейти в дисциплину «эндуро». Здесь они также добились отличных результатов, в 1963/69 годы только один раз оставшись без золотых медалей чемпионата.
Серия ETZ, завершившая историю марки
В 70-х заводчане обновили модельный ряд, начав выпуск улучшенной модификации TS-250. На протяжении 8 лет она была основной, но в начале нового десятилетия пришло время кардинальных перемен. В 1981 году стартовала новая линейка марки - MZ ETZ. Модельный ряд был очень обширным:
✅ ETZ-125
✅ ETZ-250
✅ ETZ-350
Самой распространенной стала средняя модификация. Именно ETZ-250 через два года стал 2-миллионным мотоциклом в истории марки MZ. Казалось, что будущее будет вполне безоблачным, но тут в ситуацию вмешалась политика. Потепление отношений между двумя противоборствующими лагерями позволили в начале 90-х реализовать идею объединения Германии.

Производство модели завершили в 1989 году, спустя два года предприятие было приватизировано. После этого оно не выдержало конкуренции став убыточным. Не помогли никакие меры, в том числе, многочисленная смена руководства. Окончательное банкротство настигло некогда успешный MZ в 2013 году. Правда, на MuZ Vertriebs GmbH до сих пор сохранен выпуск запасных частей для многочисленных моделей марки MZ.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....