Мотоциклы MZ из ГДР, как продолжатели славных традиций DKW
1906 год принято считать отправной точкой начала выпуска мотоциклетной техники в немецком Чопау. Именно тогда инженер из Дании по фамилии Расмуссен перенес производство на недавно приобретенные заводские мощности. Предприятие выпускало широкий спектр продукции тяжелого машиностроения, что было нередким в то время для Центральной Европы, являвшейся очагом промышленной революции. Особенно коммерсанты смогли неплохо разбогатеть, выполняя военные заказы на изготовление запалов. Это позволило еще больше расширить ассортимент продукции и выйти на новый уровень.
Еще во время войны разрабатывался проект по созданию автомобиля с паровым мотором. Но через два года война завершилась не в пользу Германии, и он был свернут. Зато у компании появился свой товарный знак – DKW. Знаковым стал 1921 год, когда было реализовано более 10 тысяч произведенных компанией велосипедов с мотором, мощностью 1 л. с. и рабочим объемом 118 куб. см.
Не останавливаясь на достигнутом, ровно 100 лет назад в Чопау был выпущен первый мотоцикл «Reichsfahrtmodell». А самой популярной моделью 20-х суждено было стать DKW E 206 с 200-кубовым двигателем. Таких результатов удалось добиться благодаря более низкой, чем у конкурентов стоимости. С этого момента история марки DKW начала успешно развиваться.
В 20-30-е годы автомобили и мотоциклы марки DKW приобретают все большую популярность. Хорошим подтверждением этому служит то, что последние, в лице DKW RT 125, стояли на вооружении вермахта во время Второй мировой войны. В целом, за эти десятилетия основными моделями завода стали:
✅ DKW Luxus 200 («Blutblase»)
✅ DKW RT 100
✅ Super Sport 600
Одним из тех, кто был непосредственно причастен к успеху, можно считать известного дизайнера Германа Вебера. Именно он обеспечил оригинальный вид каждой из моделей, выпущенной заводом за два десятилетия. Кажется, он абсолютно не пожалел, что перешел на DKW из Hugo Ruppe в 1920 году. Luxus 200, к примеру, получил в 1928 году ярко-красный бак и шокирующее некоторых прозвище – «пузырь крови». Но это лишь добавляло популярности DKW. Еще одним финтом стала вольная расшифровка аббревиатуры. В случае игрушечных моторов подставлялись слова, означавшие «мечта мальчишек», а в случае легких мотоциклов – «маленькое чудо».
Super Sport имел 600-кубовый двигатель, а DKW RT 100, выпущенный в 1934 году, напротив, всего лишь 100-кубовый. Таким образом, производители постарались максимально охватить всю гамму рабочих объемов двигателей, чтобы удовлетворить пожелания различных покупателей. Модель «100» была произведена в количестве 72 тысячи штук, а 125-й, появившейся перед самой войной суждено было стать «лебединой песней» завода.
После войны, за счет репараций, немецкие наработки поспособствовали развитию отечественного мотоциклостроения. Появившийся в это время ИЖ-350 был почти полной копией DKW NZ-350. В 1950 году было возобновлено производство последней модели конца 30-х RT 125 на территории ГДР.
Хотя предприятие и сама страна находились под сильным влиянием советской системы, прошлый опыт и талант оставшихся немецких инженеров сделали свое дело. В итоге мотоциклы марки MZ стали достойными продолжателями традиций DKW, являясь одними из самых лучших среди образцов мототехники социалистических стран. Многие были уверены, что они вполне могли бы наравне конкурировать с легендарными чехословацкими аппаратами.
Лучшим подтверждением вышесказанному служит то, что мотоциклы, теперь уже новой марки, экспортировались почти в 100 стран мира, среди которых был не только социалистический лагерь, но и многие государства Западной Европы. Также сохранялась старая традиция обширного предложения силовых агрегатов различного объема. Это было от эквивалента нашего «Минска» до эквивалента ИЖ (125/350 куб. см). Ко всему этому прилагалась хорошая надежность конструкции мотоцикла, при сохранении простоты в эксплуатации.
Прекрасные показатели, скажите вы, почему же тогда советские мотоциклисты, услышав о MZ, пожимают плечами? Ответ до обидного прост: официально дорожные модели восточногерманских мотоциклов никогда не поставлялись в СССР. Исключение составила лишь начальная партия в количестве 700 штук, отправленная в нашу страну на заре истории марки в 1957 году. После этого MZ появлялись в нашей стране в количестве не более 100 единиц в год. Но только модели, предназначенные для спортивных соревнований. Впрочем, об этом поговорим немного ниже.
Причины сложившейся ситуации до сих пор неясны, поэтому остается лишь гадать. Может быть, первые MZ не понравились ответственным советским чиновникам тех лет. Или они показались заметно хуже, чем JAWA того периода, у которой не было конкурентов во всей Европе. Вероятность обратного – дискредитация JAWA и испорченные отношения с чехами, которые уже стали главными поставщиками мотоциклов в советскую страну, тоже нельзя исключить. Также стоит помнить об инертности советской системы: главный экспортер мотоциклов в соцлагере определен, зачем теперь что-то менять?
Так или иначе, но достойный мотоцикл остался почти неизвестным в нашей стране. Исключение составляли только офицеры и вольнонаемные контингента ГСВГ (Группы советских войск в Германии) или работающие в этой стране по найму. Этим везунчикам удавалось беспрепятственно овладеть им и привезти на территорию СССР экземпляр мотоциклетной техники из ГДР с прекрасными ходовыми качествами, внешним дизайном и простотой в эксплуатации.
Благодаря тому, что Вальтер Кааден разработал оригинальную конструкцию 2-тактного мотора, MZ смогли прославиться и в спортивных соревнованиях. Ее особенностью были дисковые золотники на впуске. Это позволило сконструировать мотоциклы для кольцевых гонок, а, впоследствии, и для эндуро. Первым в 1958 году покорился Гран-при Швеции, а в следующем сезоне была завоевана серебряная медаль в общем зачете.
Но все изменилось в 1961 году, когда на Запад сбежал один из гонщиков заводской команды, прихватив с собой техническую документацию по гоночным мотоциклам. Это послужило толчком для создания перспективных моделей японского производства, сильно похожих и успешно конкурирующих на соревнованиях с MZ RE 250. Такое положение заставило восточногерманскую команду перейти в дисциплину «эндуро». Здесь они также добились отличных результатов, в 1963/69 годы только один раз оставшись без золотых медалей чемпионата.
В 70-х заводчане обновили модельный ряд, начав выпуск улучшенной модификации TS-250. На протяжении 8 лет она была основной, но в начале нового десятилетия пришло время кардинальных перемен. В 1981 году стартовала новая линейка марки - MZ ETZ. Модельный ряд был очень обширным:
✅ ETZ-125
✅ ETZ-250
✅ ETZ-350
Самой распространенной стала средняя модификация. Именно ETZ-250 через два года стал 2-миллионным мотоциклом в истории марки MZ. Казалось, что будущее будет вполне безоблачным, но тут в ситуацию вмешалась политика. Потепление отношений между двумя противоборствующими лагерями позволили в начале 90-х реализовать идею объединения Германии.
Производство модели завершили в 1989 году, спустя два года предприятие было приватизировано. После этого оно не выдержало конкуренции став убыточным. Не помогли никакие меры, в том числе, многочисленная смена руководства. Окончательное банкротство настигло некогда успешный MZ в 2013 году. Правда, на MuZ Vertriebs GmbH до сих пор сохранен выпуск запасных частей для многочисленных моделей марки MZ.
Еще во время войны разрабатывался проект по созданию автомобиля с паровым мотором. Но через два года война завершилась не в пользу Германии, и он был свернут. Зато у компании появился свой товарный знак – DKW. Знаковым стал 1921 год, когда было реализовано более 10 тысяч произведенных компанией велосипедов с мотором, мощностью 1 л. с. и рабочим объемом 118 куб. см.
DKW NZ-350 – прародитель линейки ИЖ. Фото: youtube.com
Не останавливаясь на достигнутом, ровно 100 лет назад в Чопау был выпущен первый мотоцикл «Reichsfahrtmodell». А самой популярной моделью 20-х суждено было стать DKW E 206 с 200-кубовым двигателем. Таких результатов удалось добиться благодаря более низкой, чем у конкурентов стоимости. С этого момента история марки DKW начала успешно развиваться.
Довоенный DKW – предшественник послевоенного MZ
В 20-30-е годы автомобили и мотоциклы марки DKW приобретают все большую популярность. Хорошим подтверждением этому служит то, что последние, в лице DKW RT 125, стояли на вооружении вермахта во время Второй мировой войны. В целом, за эти десятилетия основными моделями завода стали:
✅ DKW Luxus 200 («Blutblase»)
✅ DKW RT 100
✅ Super Sport 600
Одним из тех, кто был непосредственно причастен к успеху, можно считать известного дизайнера Германа Вебера. Именно он обеспечил оригинальный вид каждой из моделей, выпущенной заводом за два десятилетия. Кажется, он абсолютно не пожалел, что перешел на DKW из Hugo Ruppe в 1920 году. Luxus 200, к примеру, получил в 1928 году ярко-красный бак и шокирующее некоторых прозвище – «пузырь крови». Но это лишь добавляло популярности DKW. Еще одним финтом стала вольная расшифровка аббревиатуры. В случае игрушечных моторов подставлялись слова, означавшие «мечта мальчишек», а в случае легких мотоциклов – «маленькое чудо».
Super Sport имел 600-кубовый двигатель, а DKW RT 100, выпущенный в 1934 году, напротив, всего лишь 100-кубовый. Таким образом, производители постарались максимально охватить всю гамму рабочих объемов двигателей, чтобы удовлетворить пожелания различных покупателей. Модель «100» была произведена в количестве 72 тысячи штук, а 125-й, появившейся перед самой войной суждено было стать «лебединой песней» завода.
На территории ГДР и переименование в MZ
После войны, за счет репараций, немецкие наработки поспособствовали развитию отечественного мотоциклостроения. Появившийся в это время ИЖ-350 был почти полной копией DKW NZ-350. В 1950 году было возобновлено производство последней модели конца 30-х RT 125 на территории ГДР.
Но, новому правительству очень не хотелось, чтобы чувствовалась хоть какая-то связь с прошлым. Поэтому главное производство в городе Чопау было переименовано. В 1952 году оно стало Motorradwerk Zschopau (MZ), а через четыре года уже появились мотоциклы с обновленным названием. А вот оригинальная марка стала использоваться для продукции западногерманского завода в городе Ингольштадт.
Хотя предприятие и сама страна находились под сильным влиянием советской системы, прошлый опыт и талант оставшихся немецких инженеров сделали свое дело. В итоге мотоциклы марки MZ стали достойными продолжателями традиций DKW, являясь одними из самых лучших среди образцов мототехники социалистических стран. Многие были уверены, что они вполне могли бы наравне конкурировать с легендарными чехословацкими аппаратами.
Силовой агрегат последней модификации MZ ETZ-251. Фото: youtube.com
Лучшим подтверждением вышесказанному служит то, что мотоциклы, теперь уже новой марки, экспортировались почти в 100 стран мира, среди которых был не только социалистический лагерь, но и многие государства Западной Европы. Также сохранялась старая традиция обширного предложения силовых агрегатов различного объема. Это было от эквивалента нашего «Минска» до эквивалента ИЖ (125/350 куб. см). Ко всему этому прилагалась хорошая надежность конструкции мотоцикла, при сохранении простоты в эксплуатации.
Прекрасные показатели, скажите вы, почему же тогда советские мотоциклисты, услышав о MZ, пожимают плечами? Ответ до обидного прост: официально дорожные модели восточногерманских мотоциклов никогда не поставлялись в СССР. Исключение составила лишь начальная партия в количестве 700 штук, отправленная в нашу страну на заре истории марки в 1957 году. После этого MZ появлялись в нашей стране в количестве не более 100 единиц в год. Но только модели, предназначенные для спортивных соревнований. Впрочем, об этом поговорим немного ниже.
Причины сложившейся ситуации до сих пор неясны, поэтому остается лишь гадать. Может быть, первые MZ не понравились ответственным советским чиновникам тех лет. Или они показались заметно хуже, чем JAWA того периода, у которой не было конкурентов во всей Европе. Вероятность обратного – дискредитация JAWA и испорченные отношения с чехами, которые уже стали главными поставщиками мотоциклов в советскую страну, тоже нельзя исключить. Также стоит помнить об инертности советской системы: главный экспортер мотоциклов в соцлагере определен, зачем теперь что-то менять?
MZ ETZ-301 с традиционным «горбатым» баком. Фото: youtube.com
Так или иначе, но достойный мотоцикл остался почти неизвестным в нашей стране. Исключение составляли только офицеры и вольнонаемные контингента ГСВГ (Группы советских войск в Германии) или работающие в этой стране по найму. Этим везунчикам удавалось беспрепятственно овладеть им и привезти на территорию СССР экземпляр мотоциклетной техники из ГДР с прекрасными ходовыми качествами, внешним дизайном и простотой в эксплуатации.
Спортивная слава MZ
Благодаря тому, что Вальтер Кааден разработал оригинальную конструкцию 2-тактного мотора, MZ смогли прославиться и в спортивных соревнованиях. Ее особенностью были дисковые золотники на впуске. Это позволило сконструировать мотоциклы для кольцевых гонок, а, впоследствии, и для эндуро. Первым в 1958 году покорился Гран-при Швеции, а в следующем сезоне была завоевана серебряная медаль в общем зачете.
MZ ETZ-250 – самая популярная модель восточногерманских мотоциклов. Фото: youtube.com
Но все изменилось в 1961 году, когда на Запад сбежал один из гонщиков заводской команды, прихватив с собой техническую документацию по гоночным мотоциклам. Это послужило толчком для создания перспективных моделей японского производства, сильно похожих и успешно конкурирующих на соревнованиях с MZ RE 250. Такое положение заставило восточногерманскую команду перейти в дисциплину «эндуро». Здесь они также добились отличных результатов, в 1963/69 годы только один раз оставшись без золотых медалей чемпионата.
Серия ETZ, завершившая историю марки
В 70-х заводчане обновили модельный ряд, начав выпуск улучшенной модификации TS-250. На протяжении 8 лет она была основной, но в начале нового десятилетия пришло время кардинальных перемен. В 1981 году стартовала новая линейка марки - MZ ETZ. Модельный ряд был очень обширным:
✅ ETZ-125
✅ ETZ-250
✅ ETZ-350
Самой распространенной стала средняя модификация. Именно ETZ-250 через два года стал 2-миллионным мотоциклом в истории марки MZ. Казалось, что будущее будет вполне безоблачным, но тут в ситуацию вмешалась политика. Потепление отношений между двумя противоборствующими лагерями позволили в начале 90-х реализовать идею объединения Германии.
MZ и Simson – две известные марки родом из ГДР. Фото: youtube.com
Производство модели завершили в 1989 году, спустя два года предприятие было приватизировано. После этого оно не выдержало конкуренции став убыточным. Не помогли никакие меры, в том числе, многочисленная смена руководства. Окончательное банкротство настигло некогда успешный MZ в 2013 году. Правда, на MuZ Vertriebs GmbH до сих пор сохранен выпуск запасных частей для многочисленных моделей марки MZ.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...