Peel Р50
Здесь не только самый маленький автомобильный мотор. Это машинка попала в книгу рекордов Гиннесса, как самое маленькое серийное транспортное легковое средство. Peel P50 создали в 60-е годы: авто предназначалось для загородных поездок и было максимально упрощенным (в голову почему-то приходит «Гранта»). Трехколесную машину весом в 60 кг можно передвинуть куда угодно и вручную: для этого предусматривалась специальная рукоятка.
И сюда помещается взрослый человек! Фото: YouTube.com
Движок – мотоциклетного типа имел объем 49 куб. см и развивал аж четыре «лошади», что давало возможность разогнаться до 61 км/ч. Трансмиссия представлена трехступенчатой «механикой». При этом расход топлива находился в пределах 3 л/100 км.
Ведущий популярной программы Top Gear в 2007 году через центр английско й столицы приехал на работу на P50. На автостоянку протиснулся мимо столбиков игнорировав ворота, приподнял за зад машинку, втащил в здание и покатился на совещание по коридорам. В конце рабочего дня ведущий заметил, что если бы у авто была задняя скорость, то его можно назвать «венцом средства свободного передвижения».
В 2010 году Peel Engineering Company возобновила производство миниатюрных трехколесных автомобилей. Причем в двух вариантах: с бензиновым или электрическим двигателем.
Messerschmitt KR175
Нет, это не истребитель «люфтваффе». После войны демилитаризованная Германия постепенно перестраивала экономику на мирные рельсы. И компания, недавно производившая боевые самолеты, перешла на выпуск автомобилей. Модель KR175 по сути являлась мотороллером с крышей (ну, или мотоколяской). Однако по сравнению с предыдущим транспортным средством, здесь двигатель объемом 175 куб. см развивал уже 9 «лошадей». Автомобильчик оснащался четырехступенчатой трансмиссией, имел задний ход и весил 200 кг. Максимальная скорость достигала 80 км/ч при среднем расходе топлива в 3,7 л/100 км.
А кабина-то открывается, как в истребителе! Фото: YouTube.com
Свою популярность мини-автомобиль завоевал не только благодаря доступной стоимости и скромным размерам, машинка нравилась обывателям и по дизайнерским соображениям. Вдохновленные первым успехом, конструкторы пошли по пути усовершенствования и к 1955 году представили модернизированный вариант – Messerschmitt KR175-200, прочно стоявший на четырех колесах, имевший электрический стартер и педаль сцепления вместо использовавшегося ранее рычага.
Модернизированный 4-колесный вариант авто. Фото: YouTube.com
Всего было построено 15 тыс. авто обоих типов.
Citroen 2CV
В первую очередь, помимо миниатюрного двигателя, эта машинка, рассчитанная на четверых человек, интересна тем, что, несмотря на свой непрезентабельный вид, выпускалась уникально долго: до 1990-го, начиная с 1949-го. При этом в течение 41 года конструктивные изменения были минимальными! Единственное усовершенствование, которому подвергся автомобиль, было произведено в 1981 году, когда барабанные тормоза заменили на дисковые.
Выглядит ничуть не хуже немецкого VW Beatle. Фото: YouTube.com
В модели реализованы прогрессивные решения: например, применение переднего привода, нехарактерного для машин того времени. Он был использован исключительно ради удешевления сборки. Технические характеристики машины (базовый вариант):
✅ объем двигателя – 375 куб. см
✅ мощность – 9 «лошадей»
✅ скорость – до 60 км/ч
✅ масса – 560 кг
Первые модели были максимально упрощенными: одна фара, брезентовый верх, сиденья в виде гамаков, ручной пуск мотора без стартера, примитивная подвеска. Все это способствовало снижению ценника. Позднее появились более комфортные версии авто и созданные даже на его базе пикапы, грузовички.
Сзади было тесновато, но Луи де Фюнес вполне помещался вместе с коллегой по съемкам. Фото: YouTube.com
Всего с конвейеров разных стран сошло 3 млн. 872 тыс. 583 экземпляра. Во Франции именно Citroen 2CV «посадил нацию за руль», как в Америке «Форд», а Германии – «Фольксваген Жук». Ну а что современные автопроизводители? Идея миниатюрного ДВС пока что не забыта.
Smart Fortwo
Интересен перевод названия автомобиля: «умный на двоих». Это типичный сити-кар, оснащенный трехцилиндровым двигателем, расположенным сзади. При одинаковом объеме мотора в 500 куб. см производитель предлагает несколько вариантов силовых установок, разливающихся по мощности в диапазоне 40-50 л. с. Fortwo набирает «сотню» за 18 сек. и способен разогнаться до 135 км/ч. Средний расход горючего – 4,5 л/100 км. К 2015 году в мире было реализовано 1,7 млн. единиц этой техники (до 2004-го авто называлось City-Coupé).
Smart City Coupe 2003 года. Фото: YouTube.com
Впервые машина под индексом W450 была продемонстрирована в Париже в 1990 году. Третье поколение Smart Fortwo продается в 2014-го. В плане кузова производитель предлагает купе, кабриолет и четырехдверный вариант автомобиля. На сегодня существует электрическая версия машины: цена новой в РФ составляет 1 млн. 850 тыс. руб., с пробегом – от 500 тыс. до 1 млн.
Tata Nano
Автомобильчик из Индии, который не пускают в большинство европейских стран, т. к. он не «проходит» по стандартам безопасности. Однако населению этой страны, численность которого перевалило за 1 миллиард, от этого как-то ни холодно, ни горячо. Машина «для бедных» пользуется популярностью, имеет «своего» покупателя, да и первоначально была предназначена исключительно для «внутреннего пользования».
Завод в Индии и сегодня преспокойно продолжает выпускать авто, которые в Европу не пускают. Фото: YouTube.com
Да, там нет не то что подушек безопасности, но даже и ремней, отсутствует шумоизоляция, отопитель (хотя зачем он в Индии), боковые зеркала и усилитель тормозов (на ВАЗ2101 тоже его не было). Но руль, 4 колеса и мотор есть! Причем последний имеет объем 624 куб. см и мощность 37 «лошадей». Это позволяет развивать скорость до 90 км/ч при среднем расходе горючего в 5 л/100 км.
С чего это производитель решил, что сзади помещается только 2 человека? Фото: YouTube.com
Машина впервые презентована на автосалоне в Дели и была признана самым дешевым автомобилем в мире, стоимостью 2,5 тыс. долларов.
Fiat 500
Эту машинку самой недорогой уж точно не назовешь. Ее цена переваливает за миллион рублей. Интересен вариант с дизельным двухцилиндровым миниатюрным мотором TwinAir объемом 875 куб. см, в котором всего-то пара поршней. Однако это не мешает ему развивать целых 84 лошадиных силы. А позже в серию пошла машина с форсированным мотором на 105 л. с. Таких показателей удалось достичь благодаря применению миниатюрного турбокомпрессора. При этом подача смеси управляется системой MultiAir, в которую входят мини-гидроцилиндры.
Fiat 500 1968 года, подозрительно смахивающий на наш «горбатый» «Запорожец». Фото: YouTube.com
Версия Fiat 500 с атмосферным двигателем 1,4 л, распространенная в РФ, проигрывает своему менее объемному «собрату» как по мощности (100 л. с.), так и тяговитости (145 против 131 Н*М). Да и время разгона до 100 км/ч уменьшилось на полсекунды.
Итальянцам удалось «снять» с литра объема 120 л. с. В то время, как например, у «заряженного» VW Golf GTI этот показатель равен 111 «лошадям». Однако за все нужно платить. И не только деньгами напрямую. Как заявляют сами «фиатовцы», ресурс двухцилиндрового моторчика ограничен 160 тыс. км пробега.
Перспективы миниатюрных ДВС
Однозначно сказать сложно: очевидно, что авто с электромоторами (тем более компактных размеров) уверенно вытесняют с рынка своих углеводородных «коллег». Да и о новых моделях мини-машин, работающих на бензине или солярке, почти ничего не слыхать. Как только стоимость электрических сити-каров начнет снижаться, их «собратьям» с ДВС вряд ли удастся выдержать конкуренцию.