
Bugatti EB110 против McLaren F1: битва за скорость и «число Пи»
В 1987 году итальянский предприниматель Романо Артиоли купил права на бренд Bugatti, и зарегистрировал в Италии компанию Bugatti Automobili SpA. Возрождение культового бренда привело к появлению, пожалуй, самой важной модели Bugatti из всех, когда-либо произведенных – Bugatti EB110, ведь именно с нее началось возрождение легендарной марки. Суперкар, чей выпуск стартовал в 1991 и продолжался до 1995 года, стал единственной моделью, выпущенной в эпоху Романо Артиоли.
Под капотом эффектно выглядящего автомобиля с подъемными дверями, в стиле Lamborghini, установили 3,5-литровый двигатель V12, с четырьмя турбокомпрессорами. Рабочий объем и количество цилиндров недвусмысленно намекали на Формулу-1, где использовали двигатели в такой же конфигурации, правда без турбонаддува.
Bugatti EB110. Фото: Youtube.com
К сожалению, Bugatti столкнулась с финансовыми трудностями из-за разработки седана EB112, к тому же Романо Артиоли оказался слишком оптимистичен при покупке Lotus Cars. Эти два проекта обанкротили Bugatti.
После отработки концепции на базе двух спортпрототипов Ultima Mk3 с моторами Chevrolet V8, McLaren, под руководством Гордона Марри, построила пять рабочих экземпляров F1 и один макет. Номера шасси предсерийных McLaren от XP1 до XP5. Согласно легенде, Марри поклялся Рону Деннису, что XP1 поедет своим ходом еще до Рождества. И хотя на сборку первого экземпляра потребовалось 6000 часов, 23 декабря 1992 года McLaren F1 XP1 своим ходом преодолел первые триста метров!
McLaren F1. Фото: Youtube.com
После Рождества машину отправили на тесты в Намибию, где водитель-испытатель BMW уничтожил первый экземпляр F1, выполнив несколько «бочек» на скорости 240 км/ч. К счастью пилот успел выбраться из машины до того, как она загорелась. Согласно еще одной легенде, босс McLaren Рон Деннис собрал останки сгоревшей машины, и похоронил их в Уокинге.
А теперь, вкратце, о судьбе остальных предсерийных шасси:
✅ XP2 - разбили в ходе краш-теста
✅ XP4 - продано новозеландцу индийского происхождения Роджеру Бхатнагару
✅ XP5 - служил рекламной машиной, в том числе для прессы
✅ А вот судьба XP3 оказалась интересней!
Во-первых, именно это шасси служило основным для испытаний, и обкатывали его Мика Хаккинен – пилот Формулы-1, и Джонатан Палмер. Во-вторых, после завершения тестовой программы, XP3 по условиям сделки с Деннисом, достался Гордону Марри, который владел им до 2018 года.
Багажник McLaren F1. Фото: Youtube.com
И это «старейший» McLaren F1 из всех, ныне существующих. Внешнее отличие предсерийных моделей - противотуманки в переднем бампере и маленькие «поворотники».
На XP5 McLaren закончили эксперименты, и приступили к выпуску серийных экземпляров. Первым покупателем такой машины, с номером шасси 002, стал Султан Брунея. Впоследствии королевская семья приобрела еще 4 McLaren. Считается, что McLaren F1 был идеалом суперкара. Но сам Гордон Марри считал, что у машины куча недостатков:
✅ Слабый головной свет
✅ Необходимость регулировки трехдискового сцепления каждые 20 000 км.
✅ Не работающий (из-за высоких оборотов двигателя) кондиционер и плохая вентиляция салона
✅ Скрипящие тормоза
✅ Неудобный багажник, расположенный сбоку, перед задними колесами
✅ Обязательная замена стеклопластикового топливного бака каждые 5 лет
В конструкции McLaren F1 использовали высокотехнологичные и экзотические материалы, такие как: углеродное волокно, титан, магний и кевлар и золотое покрытие в моторном отсеке, чтобы защитить кузов автомобиля от возможной тепловой деформации. А вот фары для дорогущего суперкара купили в магазине запчастей! Задние фонари использовали и вовсе – от грузовика Iveco!
Итальянский полноприводный суперкар оснастили 60-клапанным V12, с четырьмя турбокомпрессорами! Этот 3,5-литровый агрегат выдавал мощность 553 лошадиные силы, при 8000 об/мин. Для модификации Super Sport двигатель «форсировали» до 603 лошадей, при 8250 об/мин.
Интерьер Bugatti EB110. Фото: Youtube.com
При разработке проекта суперкара, Гордон Марри попросил Honda, на тот момент поставляющих двигатели команде Формулы-1 McLaren, разработать силовой агрегат V10, или V12 для грядущего суперкара. Но в Honda отказались… Тогда Марри, по старой памяти, обратился в BMW Motorsport, попросив разработать двигатель V12 на базе блока цилиндров M70, от седана BMW 750 e32.
Интерьер McLaren F1. Фото: Youtube.com
Марри рассчитывал получить от баварского агрегата 550 лошадей, но немцы разработали двигатель, оказавшийся гораздо мощнее расчетных показателей! Шестилитровый BMW S70/2 V12 развивал 627 лошадиных сил.
Bugatti EB110SS, с двигателем мощностью 603 л. с. официально разгонялся до скорости 60 миль в час за 3,14 секунды - то самое «число Пи»! Максималка достигала 355 км/ч.
✅ Стоимость Bugatti EB110 SS: 330 000 фунтов стерлингов
✅ Стоимость McLaren F1: 640 000 фунтов стерлингов
В 1995 году Джонатан Палмер, на кольце Нардо, разогнал XP3 до скорости 372 км/ч! А 31 марта 1998 года XP5 поставил окончательную точку в споре о том, кто быстрее, установив мировой рекорд скорости среди серийных автомобилей: на испытательном полигоне Ehra-Lessien, Энди Уоллес разогнался до скорости 386,7 км/ч! Этот рекорд продержался до 2005 года.
В 1994 году Bugatti EB110 вновь, после 55 лет отсутствия, появились в Ле-Мане. В тквалификации Bugatti третьим в классе GT1 (если исключить два Dauer 962LM), уступив Ferrari F40 и Venturi 600 LM. Неплохое начало. Но за час до гонки выяснилось, что у машины потек бензобак. Единственным доступным способом починить машину оказалась эпоксидка. Bugatti удалось стартовать, но не удалось финишировать. За полчаса до финиша, на прямой Мульсан у Bugatti лопнуло колесо, и машина улетела в стену. Больше EB110 в Ле Мане не стартовали.
Попытки участвовать в IMSA GTS также не принесли успеха, не смотря даже на то, что за рулём EB110 сидел Патрик Тамбэ – гонщик Формулы-1. На этом гоночная карьера Bugatti закончилась. Справедливости ради нужно отметить, что на EB110 выступали только частные команды, и только одной машиной.
Несмотря на то, что изначально Марри разрабатывал исключительно дорожный автомобиль, спрос среди клиентов, желающих участвовать на нем в гонках, привел к появлению и такого варианта. McLaren F1 GTR выиграл 24-часовой марафон в Ле-Мане 1995 года, причем с первой же попытки! Впоследствии МакЛарены де-факто монополизировали серию FIA GT. Конкурировать с McLaren F1 удалось лишь специально разработанным для гонок Porsche 911 GT1 и Mercedes-Benz CLK-GTR.
Гоночный McLaren F1 GTR Longtail. Фото: Youtube.com
Очевидно, что по сравнению с McLaren, Bugatti страдал лишним весом, из-за полного привода. Поэтому на сухой трассе EB110 никогда не выиграет у F1. Однако на мокрой дороге ситуация меняется, как это было в 24-часовой гонке Daytona, где перед тем, как сойти с дистанции из-за проблем с электрикой Bugatti лидировал в своем классе!
Bugatti EB110 и McLaren F1 стали самыми впечатляющими суперкарами 90-х, затмив собой Lamborghini Diablo и Ferrari F40. По сути, они породили новый автомобильный класс - гиперкары. Обретя культовый статус, они сделали возможным появление таких автомобилей как: Bugatti Chiron, Koenigsegg Jesko и SSC Tuatara, способных разогнаться до скорости 500 км/ч!
Под капотом эффектно выглядящего автомобиля с подъемными дверями, в стиле Lamborghini, установили 3,5-литровый двигатель V12, с четырьмя турбокомпрессорами. Рабочий объем и количество цилиндров недвусмысленно намекали на Формулу-1, где использовали двигатели в такой же конфигурации, правда без турбонаддува.

К сожалению, Bugatti столкнулась с финансовыми трудностями из-за разработки седана EB112, к тому же Романо Артиоли оказался слишком оптимистичен при покупке Lotus Cars. Эти два проекта обанкротили Bugatti.
McLaren F1, от команды Формулы-1, стал первым дорожным проектом компании из Уокинга
После отработки концепции на базе двух спортпрототипов Ultima Mk3 с моторами Chevrolet V8, McLaren, под руководством Гордона Марри, построила пять рабочих экземпляров F1 и один макет. Номера шасси предсерийных McLaren от XP1 до XP5. Согласно легенде, Марри поклялся Рону Деннису, что XP1 поедет своим ходом еще до Рождества. И хотя на сборку первого экземпляра потребовалось 6000 часов, 23 декабря 1992 года McLaren F1 XP1 своим ходом преодолел первые триста метров!

После Рождества машину отправили на тесты в Намибию, где водитель-испытатель BMW уничтожил первый экземпляр F1, выполнив несколько «бочек» на скорости 240 км/ч. К счастью пилот успел выбраться из машины до того, как она загорелась. Согласно еще одной легенде, босс McLaren Рон Деннис собрал останки сгоревшей машины, и похоронил их в Уокинге.
А теперь, вкратце, о судьбе остальных предсерийных шасси:
✅ XP2 - разбили в ходе краш-теста
✅ XP4 - продано новозеландцу индийского происхождения Роджеру Бхатнагару
✅ XP5 - служил рекламной машиной, в том числе для прессы
✅ А вот судьба XP3 оказалась интересней!
Во-первых, именно это шасси служило основным для испытаний, и обкатывали его Мика Хаккинен – пилот Формулы-1, и Джонатан Палмер. Во-вторых, после завершения тестовой программы, XP3 по условиям сделки с Деннисом, достался Гордону Марри, который владел им до 2018 года.

И это «старейший» McLaren F1 из всех, ныне существующих. Внешнее отличие предсерийных моделей - противотуманки в переднем бампере и маленькие «поворотники».
На XP5 McLaren закончили эксперименты, и приступили к выпуску серийных экземпляров. Первым покупателем такой машины, с номером шасси 002, стал Султан Брунея. Впоследствии королевская семья приобрела еще 4 McLaren. Считается, что McLaren F1 был идеалом суперкара. Но сам Гордон Марри считал, что у машины куча недостатков:
✅ Слабый головной свет
✅ Необходимость регулировки трехдискового сцепления каждые 20 000 км.
✅ Не работающий (из-за высоких оборотов двигателя) кондиционер и плохая вентиляция салона
✅ Скрипящие тормоза
✅ Неудобный багажник, расположенный сбоку, перед задними колесами
✅ Обязательная замена стеклопластикового топливного бака каждые 5 лет
В конструкции McLaren F1 использовали высокотехнологичные и экзотические материалы, такие как: углеродное волокно, титан, магний и кевлар и золотое покрытие в моторном отсеке, чтобы защитить кузов автомобиля от возможной тепловой деформации. А вот фары для дорогущего суперкара купили в магазине запчастей! Задние фонари использовали и вовсе – от грузовика Iveco!
Двигатель EB110
Итальянский полноприводный суперкар оснастили 60-клапанным V12, с четырьмя турбокомпрессорами! Этот 3,5-литровый агрегат выдавал мощность 553 лошадиные силы, при 8000 об/мин. Для модификации Super Sport двигатель «форсировали» до 603 лошадей, при 8250 об/мин.

Двигатель McLaren F1
При разработке проекта суперкара, Гордон Марри попросил Honda, на тот момент поставляющих двигатели команде Формулы-1 McLaren, разработать силовой агрегат V10, или V12 для грядущего суперкара. Но в Honda отказались… Тогда Марри, по старой памяти, обратился в BMW Motorsport, попросив разработать двигатель V12 на базе блока цилиндров M70, от седана BMW 750 e32.

Марри рассчитывал получить от баварского агрегата 550 лошадей, но немцы разработали двигатель, оказавшийся гораздо мощнее расчетных показателей! Шестилитровый BMW S70/2 V12 развивал 627 лошадиных сил.
Динамические характеристики
Bugatti EB110SS, с двигателем мощностью 603 л. с. официально разгонялся до скорости 60 миль в час за 3,14 секунды - то самое «число Пи»! Максималка достигала 355 км/ч.
✅ Стоимость Bugatti EB110 SS: 330 000 фунтов стерлингов
✅ Стоимость McLaren F1: 640 000 фунтов стерлингов
В 1995 году Джонатан Палмер, на кольце Нардо, разогнал XP3 до скорости 372 км/ч! А 31 марта 1998 года XP5 поставил окончательную точку в споре о том, кто быстрее, установив мировой рекорд скорости среди серийных автомобилей: на испытательном полигоне Ehra-Lessien, Энди Уоллес разогнался до скорости 386,7 км/ч! Этот рекорд продержался до 2005 года.
Гонки
В 1994 году Bugatti EB110 вновь, после 55 лет отсутствия, появились в Ле-Мане. В тквалификации Bugatti третьим в классе GT1 (если исключить два Dauer 962LM), уступив Ferrari F40 и Venturi 600 LM. Неплохое начало. Но за час до гонки выяснилось, что у машины потек бензобак. Единственным доступным способом починить машину оказалась эпоксидка. Bugatti удалось стартовать, но не удалось финишировать. За полчаса до финиша, на прямой Мульсан у Bugatti лопнуло колесо, и машина улетела в стену. Больше EB110 в Ле Мане не стартовали.
Попытки участвовать в IMSA GTS также не принесли успеха, не смотря даже на то, что за рулём EB110 сидел Патрик Тамбэ – гонщик Формулы-1. На этом гоночная карьера Bugatti закончилась. Справедливости ради нужно отметить, что на EB110 выступали только частные команды, и только одной машиной.
McLaren F1
Несмотря на то, что изначально Марри разрабатывал исключительно дорожный автомобиль, спрос среди клиентов, желающих участвовать на нем в гонках, привел к появлению и такого варианта. McLaren F1 GTR выиграл 24-часовой марафон в Ле-Мане 1995 года, причем с первой же попытки! Впоследствии МакЛарены де-факто монополизировали серию FIA GT. Конкурировать с McLaren F1 удалось лишь специально разработанным для гонок Porsche 911 GT1 и Mercedes-Benz CLK-GTR.

Очевидно, что по сравнению с McLaren, Bugatti страдал лишним весом, из-за полного привода. Поэтому на сухой трассе EB110 никогда не выиграет у F1. Однако на мокрой дороге ситуация меняется, как это было в 24-часовой гонке Daytona, где перед тем, как сойти с дистанции из-за проблем с электрикой Bugatti лидировал в своем классе!
Bugatti EB110 и McLaren F1 стали самыми впечатляющими суперкарами 90-х, затмив собой Lamborghini Diablo и Ferrari F40. По сути, они породили новый автомобильный класс - гиперкары. Обретя культовый статус, они сделали возможным появление таких автомобилей как: Bugatti Chiron, Koenigsegg Jesko и SSC Tuatara, способных разогнаться до скорости 500 км/ч!
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас