.d-md-none .d-lg-block bibimot

Легендарный Камаз 5320 уже 45 лет на дорогах страны – история и реальность

Легендарный Камаз 5320 уже 45 лет на дорогах страны – история и реальность
Страна тогда строилась и развивалась. Строительство автомобильного завода в Татарской ССР на берегу Камы было частью грандиозных планов. Самый первый серийный автомобиль завода получил маркировку 5320. Расшифровывается просто:


★ 5 – класс грузоподъемности общей массой от 14 до 20 тонн
★ 3 – автомобиль грузовой
★ 20 – заводской номер модели

Примечательно то, что автомобиль вышел в канун 25 съезда Компартии СССР. Событие года было намечено на 24 февраля 1976 года, а первый КАМАЗ выехал из сборочного цеха за неделю до этого. На капоте красовалась надпись «КАМАЗ №0000001 XXV съезду».

Легендарный Камаз 5320 уже 45 лет на дорогах страны – история и реальность
Табличка самого первого автомобиля модели КамАЗ 5320. Фото: youtube.com


В то время в советском обществе была традиция посвящать значимые трудовые свершения знаменательным событиям.

Вот так торжественно «выехал» на работу в народное хозяйство первенец завода КамАЗ 5320.


Его выпуск продолжался вплоть до 2001 года. Без малого 25 лет этот трудяга был востребован в автохозяйствах страны. Более того, мечтой многих водителей в Советском Союзе было получить его новеньким, прямо с завода. Его любили и вспоминают с теплотой несмотря на то, что это далеко не идеальный грузовик.

Чем примечателен 5320?


Разработка машины началась задолго до 76 года. Развивающейся стране требовался грузовик большей грузоподъемности, более экономичный и технологичный. Разработка была поручена КБ завода имени Лихачева.

Специалисты ЗИЛа разрабатывали машину взяв в качестве образца американский тягач «Интернационал» 1962 года. Бескапотная компоновка и колесная схема 6*4 заимствованы именно от американца.

Было выпущено и испытано несколько образцов экспериментальных ЗиЛов. По результатам тестов проведены доработки и к началу запуска автозавода в Набережных Челнах техническую документацию передали в КБ КамАЗа. Все дальнейшие разработки производились в Татарстане. Это полностью отечественный проект.

До 1976 года на дорогах страны «бескапотники» редко встречались. Ходили только МАЗ 500 и Колхида (КАЗ 605).


И вот появился он – КамАЗ 5320. Невероятно трудно передать чувства водителей газиков и зилов, когда им, в каком-нибудь захолустном АТП, вручали ключи от нового КамАЗа.


КамАЗ 5320 быстро вытеснил другие модели, став главной "рабочей лошадкой" народного хозяйства СССР. Фото: youtube.com


Автомобиль вызывал смешанные чувства. От восторга до недоверия конструкторским решениям. А новинок в автомобиле было внедрено действительно много. Начиная с внешнего вида и заканчивая петлями закрывания бортов.

Кабина


Вы сидели когда-нибудь в кабине ГАЗ 51 (52) или 157 ЗИЛа? Водитель, пересевший из старенького ЗИЛ 130 или ММЗ 555 попадал словно в другой, более комфортный мир. Начинал понимать, что можно ведь работать в тепле и тишине. Видеть дорогу, а не капот. Управлять не напрягаясь. Напоминаем: шел 1976 год.


КамАЗ 5320: рабочее место водителя. Фото: youtube.com


В салоне удобно и относительно тихо. Приборная панель, торпедо разделена на три секции. Бардачок с откидной крышкой. На него прекрасно становится примус типа «Шмель». Центральная часть, тоже откидная, с клавишами управления электрическими системами и блоком предохранителей.


Эргономика КамАЗ 5320 по тем временам была лучшей в СССР. Фото: youtube.com


На щитке приборов кроме спидометра есть манометр давления воздуха, тахометр. Аналоговые датчики температуры двигателя, уровня топлива в баке и напряжения в бортовой сети.

Отопитель салона отличался большой производительностью и отдачей. Теплее, чем в кабине КамАЗа на то время не было ни у одного грузовика. Кабина трехместная, с отдельными сиденьями. А кресло водителя, ВНИМАНИЕ!!! - еще и с амортизатором! И есть подъемный люк для сильной жары.

Великолепную обзорность обеспечивают:

★ состоящие из двух половинок ветровое стекло
★ большие зеркала заднего вида
★ высота посадки водителя

Ширина кабины в размер кузова позволяли видеть, что происходит сбоку, прямо из окна с поворачивающейся форточкой.
Обшивка потолка и задней стенки – из перфорированной искусственной кожи. Дверные карты –пластиковые. По современным требованиям это такая малость, а тогда – прорыв. В такой кабине можно ехать далеко и долго.


КамАЗ 5320: пластиковая обшивка двери. Фото: youtube.com


На междугородных перевозках очень быстро стали преобладать тентованные КамАЗы. Вот только спать в кабине 5320 было неудобно. На сиденьях не поместится матрас. И тут начинались «доработки».


КамАЗ 5320 на дальних переходах без спальника был крайне неудобен. Фото: youtube.com


Пассажирские сиденья выкидывали и ставили на их место сваренную из уголка раму. Заполняли днище досками или фанерой. Получалось спальное место.


КамАЗ 5320: система стояночного тормоза. Фото: youtube.com


Правда, приходилось переносить кран ручника либо в переднюю часть капота, либо ставить слева от водительского сиденья. Но самодеятельность быстро прекратили. В 1978 году появилась модификация 53212 со спальником и увеличенной до 10 тонн грузоподъемностью.

Мотор


Движок К-740 тоже был в диковинку. V-образная восьмерка выдавала 180 л. с. Раздельные головки блока, гидромуфта системы охлаждения, которая автоматически включала вентилятор. Удобно расположенная аппаратура (ТНВД), с предусмотрительно установленной ручной помпой.


КамАЗ 5320: двигатель. Фото: youtube.com


Впервые на советских массовых грузовиках установлен бумажный воздушный фильтр. В корпусе была реализована эжекторная система самоочистки от мусора и пыли. Разработан мотор был с учетом самых прогрессивных технологий на тот момент.

При работе он издавал звук, который не перепутать с другими. Характерный сухой треск.


Мощности ДВС вполне хватает на уверенную езду с полной загрузкой даже с прицепом. Грузоподъемность - 8 тонн тягач и 8 прицеп. Перегруз был запрещен нормативными документами и строго наказывался. Да и в советское время это было ни к чему. Допускалась загрузка больше нормы не более чем на 10%. Удачное или очень продуманное совмещение двигателя с МКПП обеспечивало хорошую тягу и плавность хода.

Коробка передач


Надежный и долговечный агрегат. С учетом того, что на неё устанавливался делитель мощности имела 10 передач, из них пять пониженных. Переключение на пониженный ряд происходит при помощи воздушного клапана. Включается он перекидыванием флажка на рукоятке рычага. Удобно и просто. Коробка синхронизированная и не требует «двойного выжима». Передачи включаются четко без хрустов и скачков. Двухдисковое сухое сцепление отжималось очень легко. Конструкторы об этом позаботились и установили на кожухе ПГУ (пневмогидравлический усилитель).

Все эти изменения в сочетании с гидроусилителем рулевого управления и давали ощущение небывалого комфорта.


Ходовая часть и тормоза


Передок особого интереса не представлял. Обыкновенная балка с шкворневым поворотным механизмом.
Задняя тележка состоит из двух мостов с неразъемными картерами. На среднем мосту установлен межосевой дифференциал. Предназначен он для перераспределения крутящего момента межу мостами. Имеет пневмоклапан для включения «блокировки». Включается клавишей на панели приборов.

Кузов у этой модели имеет легкие металлические борта и деревянный пол. Щиты пола съемные, благодаря чему при ремонте редукторов или КПП снимали нужный щит и открывался доступ сверху. Тормозная система пневматическая, многоконтурная. На задних мостах установлены пружинные энергоаккумуляторы.

В далеком 1976 году машина только начинала поступать в автохозяйства. И почти сразу же стали проявляться недочеты конструкторов и слабые места.

Проблемных узлов и систем хватало


Среди явных и постоянно возникающих были, да наверняка и остаются до сих пор, следующие:

★Подтекания масла и тосола. Течь могут головки, и крышки головок блока, лобовая и поддон, компрессор и аппаратура, и все сразу.
★Утечки воздуха. Вся пневмосистема выполнена из стальных трубок, на которых из-за вибрации во время движения затяжка постоянно ослабевала а сами трубки – протирались.

Пневмосистема это настоящая головная боль водителей. Особенно она досаждала в зимнее время. Если не слить из ресиверов конденсат, то проблемы в мороз гарантированы. Перемерзало так, что и паяльной лампой отогреть не всегда получалось. Проблему, пытались решить установкой устройства под названием «Предохранитель от замерзания».

В него заливался спирт, который должен испаряться и насыщать воздух в системе. Спирт выдавали в автохозяйствах, ну а дальше вы поняли.


Другая проблема возникала у тех, кто работал в горах. Спускаясь на груженном с прицепом бортовике по серпантинам, водителям приходилось часто останавливаться и накачивать систему до нужного давления. Емкости штатных ресиверов не хватало. Компрессор не мог выдать необходимый объем при частых торможениях.


Несмотря на недостатки модели заводской конвейер работал непрерывно – стране было нужно много КамАЗов. Фото: youtube.com



Да, машина оказалась далеко не идеальна и имела много нареканий, но именно КамАЗ 5320 в массе работал на дорогах СССР и России. Да что там! Большое число автомобилей до сих пор колесит по дорогам! При своевременно обслуживании и в хороших руках они еще долго будут служить.

В этом году у модели юбилей – исполнилось 45 лет с начала выпуска. Прошедшие десятилетия все расставили по местам. Машина до сих пор работает на селе, встречается 5320-й и в городах. Частный бизнес охотно его использует. Купить этот легендарный грузовик сегодня не составит труда – на популярных сайтах автопродаж большой выбор этих грузовиков с годом выпуска от 76 и до последнего. Конечно, полностью оригинальный экземпляр в рабочем состоянии найти будет непросто, но все возможно.


КамАЗ 5320 – после 90-х далеко не всем дали работать на благо Родины. Фото: youtube.com


Сегодня КамАЗ 5320 может стоить и 300 тыс. руб. и 800. Все зависит от года и состояния. Одно можно сказать с уверенностью: 100% оригинальные, восстановленные и в идеальном состоянии машины принадлежат к классу коллекционных. Цены на них соответствующие. Вот такой он, легендарный бортовик КамАЗ 5320. Запас прочности, который заложили в машину наши героические предки, позволяет автомобилю и через полвека уверенно смотреть вперед. Кто знает, сколько он еще вывезет?

Использованы фотографии: https://youtube.com

Катались хоть раз на КамАЗе?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ИЖ-2715 фургон – самый первый коммерческий легковой автомобиль в СССРМосквич 2141 – почему проект Aleko не удался?

Cadillac Cimarron (1982-1988): судьба изгоя

Cadillac Cimarron (1982-1988): судьба изгоя

В автоиндустрии существует, условно говоря, яма, в которую сбрасывают уродцев, недотеп. Неудачные модели, словом. Туда угодил и «Кадиллак Симаррон»....
  • 537