Vought V-173 – «блинчик», который поднялся в небо
11 426

Vought V-173 – «блинчик», который поднялся в небо

Когда видишь самолет необычной формы, первое, что приходит в голову – мысль: «Неужели эта штуковина может еще и летать»? Тем не менее среди воздушных судов достаточно много экземпляров, внешний вид которых удивляет, а то и поражает воображение. Однако не стоит думать, что «странные» летательные аппараты создавали просто так, ради интереса. Каждый из них предназначен для вполне конкретной цели. Ниже – рассказ об одном из таких самолетов – Vought V-173, получившего название в соответствии со своим внешним видом – «летающий блинчик» или «шумовка».


Зачем создавали


В течение Второй мировой войны конструкторы всех мастей противоборствующих сторон находились в нескончаемом поиске. Не были исключением и авиационные инженеры, которые стремились создать идеальный боевой самолет. И в ходе исследований нередко создавали совершенно уникальные конструкции, которые опережали время и находили применение не только в армии, но и гражданской жизни.

Кто построил


В 30-е годы в США был известен инженер по фамилии Циммерман, который «свято» верил, что в аэродинамике будущее – за полукруглым крылом. Такая конструкция делала возможным вертикальный взлет. Первоначальная модель получила пару движков мощностью по 25 «лошадей», но от земли из-за несогласованной работы винтов так и не оторвалась.

Vought V-173 – «блинчик», который поднялся в небоПоследующие испытания самолета в натуральную величину были более успешными. Фото: YouTube.com


Позже инженер построил самолетик с метровым размахом крыльев (с электрическим мотором!), который успешно летал по ангару. Успех изобретателя привлек внимание компании Chance Vought, которая и пригласила его на работу.

Идея и конструкция


По мысли американского инженера, на крыле малого удлинения («блинчике») нужно разместить большие низкооборотные винты, которые вращаются в противоположном направлении по отношению к сходящих с плоскости потоков. В итоге такого решения система «крыло-винты» получает чрезвычайно малое индуктивное сопротивление, а самолет сможет использовать широкий диапазон скоростей.

По тем временам самолет выглядел «круто» и напоминал НЛО. Фото: YouTube.com


С 1939 года инженер уже участвует в конкурсе, организованном ВМС США. Конструктор представил легкомоторное воздушное судно, сделанное из дерева и обтянутое тканью. На аппарат установили пару моторов Continental, развивавших по 80 л. с. Работа американца была отмечена, а его творение сазу обросло теми самыми прозвищами: «летающий блин», «шумовка», «сковородка» и т. п. Первое как-то закрепилось лучше.

Испытательные полеты


Реальный самолет построили к концу 1942 года, тогда же Vought V-173 первый раз поднялся в небо. В полете возникли трудности с управлением: оно было тяжелым. Однако первые положительные итоги впечатляли – машина взлетала в спокойную погоду с полосы длиной 60 м, а при встречном ветре и вообще с места вертикально вверх. Чтобы сесть, самолету хватало 15 м. Некоторые технические параметры летательного аппарата:

✅ размах крыльев – 7,11 м
✅ длина фюзеляжа – 8,13 м (разница только в метр – действительно, почти «блинчик»!)
✅ взлетная масса – 1,4 т
✅ общая мощность двигателей – 160 л. с.
✅ наибольшая скорость – 222 км/ч
✅ высота – до 1524 м

По результатам испытаний можно было уверенно сказать, что проект Циммермана – реальность. Получив от летчика-испытателя необходимые сведения, конструкторы усовершенствовали летательный аппарат: поставили на крылья дополнительные элементы, изменили углы лопастей винтов. Но и этого мало: требовались более мощные двигатели, необходимо было улучшить обзор, т. к. летчики жаловались, что при рулежке ничего не видно из-за высоко задранного носа.

Обзорность на такой высоте оставляла желать лучшего. Фото: YouTube.com


В ходе очередного испытания самолет при посадке «скапотировал» – зарылся в грунт. Машину спасла прочность конструкции и малая посадочная скорость.


В результате разработчики приступили к созданию более совершенного самолета. Главная особенность новой машины заключалась в широком скоростном диапазоне, варьировавшемся между 32 и 740 км/ч.

VS-315 (XF 5U-1)



С испытаниями машины затягивали: от создания прототипа до взлета прошло более двух лет. Самолет поднялся в небо в начале 1947-го. Испытания были успешными – удалось даже поставить неофициальный рекорд скорости в 811 км/ч на высоте 8808 м.

Еще немного – и самолет-рекордсмен пойдет в серию. Фото: YouTube.com


Машина могла взлетать со специальной трапеции вертикально вверх, задрав винты к небу. Также, как винтокрылые «собратья», XF 5U-1 спокойно висел в воздухе.

Конструкция


Здесь тоже не обошлось без инноваций. Так, материалом изготовления силовых элементов послужил «металит». Это запатентованный композит, сделанный в виде двух алюминиевых листов, между которыми вклеивалась очень легкая древесина – бальза. В итоге получилась прочная и жесткая обшивка. Параметры XF5U-1:

✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина самолета (высота) – 8,7 м (5,1 м)
✅ вес пустого (нормальный взлетный) – 5,95 т (8,52 т)
✅ двигатели – пара Pratt Whitney R-2000-7 мощностью по 1350 (форсированная) каждый
✅ дальность – 1600 км
✅ средняя скорость – 740 км/ч
✅ наибольшая высота подъема – 11,3 км

Экипаж состоял из одного человека, какие-либо иные версии не рассматривались. Фонарь кабины сделали сдвижным, с электроприводом, кресло летчика стало катапультируемым. Интересна система сцепления, точнее сказать пятикратные редукторы. Их использование гарантировала выключение одного из двух моторов случае повреждения или перегрева. Также модернизировали систему питания: топливо беспрерывно подавалось в камеру сгорания, даже если машина висела винтами вверх, как вертолет. Лопасти хоть и были деревянными, но зато «вращатель» мог менять шаг – общий и циклический. Шасси в конечном варианте сделали гидравлическим, убираемым, трехстоечным, с колесом под хвостом.

Таким художники видели XF5U-1 в полете над океаном. Фото: YouTube.com


Доработок было много, после которых испытания продолжились. Правда, недостатки никуда не делись: тот же плохой обзор из кабины, ее вибрация из-за близкорасположенных двигателей. Но были и плюсы: помимо вертикального взлета и малой посадочной скорости, самолет обладал отличной маневренностью и устойчиво вел себя на углах атаки до 45°.

Возможно, так выглядела бы гражданская версия самолета. Фото: YouTube.com


В будущем планировалось такие самолеты использовать для взлета с палуб кораблей. Вертикальный взлет пригодился бы как в военных целях, так и для поисково-спасательных операций.

Что в итоге


Результат исследований и многолетней работы оказался плачевным – проект XF5U-1 закрыли. Причин было две. Первая заключалась в плачевном финансовом состоянии компании, выйти из которого она могла бы, если проект закрыть. Вторая причина – утрата интереса авиастроительных компаний к винтовым машинам. В то время все стали срочно перестраиваться на реактивные «рельсы». В 1948 году с опытных экземпляров сняли ценное оборудование, а корпуса раздавили бульдозерами.

На вечной стоянке в музее. Фото: YouTube.com


Один самолет все же оставили и передали в Смитсоновский музей (США), где он благополучно пребывает и по сей день. Стоит отметить: «летающий блинчик» – единственный в своем роде самолет, который поднимался вертикально вверх с земли без использования дополнительных специальных двигателей. Единственная силовая установка обеспечивала зависание в воздухе и движение по горизонтали. Повторяется одна и та же история: в угоду новым идеям (реактивные самолеты) старые немедленно забрасываются. А ведь практика показывает: нередко полузабытые проекты вновь извлекаются на «свет божий». Не исключено, что и «летающий блинчик» снова когда-нибудь вернется в небо.
А вы что думаете о летающем «блинчике»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....