Vought V-173 – «блинчик», который поднялся в небо
Когда видишь самолет необычной формы, первое, что приходит в голову – мысль: «Неужели эта штуковина может еще и летать»? Тем не менее среди воздушных судов достаточно много экземпляров, внешний вид которых удивляет, а то и поражает воображение. Однако не стоит думать, что «странные» летательные аппараты создавали просто так, ради интереса. Каждый из них предназначен для вполне конкретной цели. Ниже – рассказ об одном из таких самолетов – Vought V-173, получившего название в соответствии со своим внешним видом – «летающий блинчик» или «шумовка».
В течение Второй мировой войны конструкторы всех мастей противоборствующих сторон находились в нескончаемом поиске. Не были исключением и авиационные инженеры, которые стремились создать идеальный боевой самолет. И в ходе исследований нередко создавали совершенно уникальные конструкции, которые опережали время и находили применение не только в армии, но и гражданской жизни.
В 30-е годы в США был известен инженер по фамилии Циммерман, который «свято» верил, что в аэродинамике будущее – за полукруглым крылом. Такая конструкция делала возможным вертикальный взлет. Первоначальная модель получила пару движков мощностью по 25 «лошадей», но от земли из-за несогласованной работы винтов так и не оторвалась.
Позже инженер построил самолетик с метровым размахом крыльев (с электрическим мотором!), который успешно летал по ангару. Успех изобретателя привлек внимание компании Chance Vought, которая и пригласила его на работу.
По мысли американского инженера, на крыле малого удлинения («блинчике») нужно разместить большие низкооборотные винты, которые вращаются в противоположном направлении по отношению к сходящих с плоскости потоков. В итоге такого решения система «крыло-винты» получает чрезвычайно малое индуктивное сопротивление, а самолет сможет использовать широкий диапазон скоростей.
С 1939 года инженер уже участвует в конкурсе, организованном ВМС США. Конструктор представил легкомоторное воздушное судно, сделанное из дерева и обтянутое тканью. На аппарат установили пару моторов Continental, развивавших по 80 л. с. Работа американца была отмечена, а его творение сазу обросло теми самыми прозвищами: «летающий блин», «шумовка», «сковородка» и т. п. Первое как-то закрепилось лучше.
Реальный самолет построили к концу 1942 года, тогда же Vought V-173 первый раз поднялся в небо. В полете возникли трудности с управлением: оно было тяжелым. Однако первые положительные итоги впечатляли – машина взлетала в спокойную погоду с полосы длиной 60 м, а при встречном ветре и вообще с места вертикально вверх. Чтобы сесть, самолету хватало 15 м. Некоторые технические параметры летательного аппарата:
✅ размах крыльев – 7,11 м
✅ длина фюзеляжа – 8,13 м (разница только в метр – действительно, почти «блинчик»!)
✅ взлетная масса – 1,4 т
✅ общая мощность двигателей – 160 л. с.
✅ наибольшая скорость – 222 км/ч
✅ высота – до 1524 м
По результатам испытаний можно было уверенно сказать, что проект Циммермана – реальность. Получив от летчика-испытателя необходимые сведения, конструкторы усовершенствовали летательный аппарат: поставили на крылья дополнительные элементы, изменили углы лопастей винтов. Но и этого мало: требовались более мощные двигатели, необходимо было улучшить обзор, т. к. летчики жаловались, что при рулежке ничего не видно из-за высоко задранного носа.
В результате разработчики приступили к созданию более совершенного самолета. Главная особенность новой машины заключалась в широком скоростном диапазоне, варьировавшемся между 32 и 740 км/ч.
С испытаниями машины затягивали: от создания прототипа до взлета прошло более двух лет. Самолет поднялся в небо в начале 1947-го. Испытания были успешными – удалось даже поставить неофициальный рекорд скорости в 811 км/ч на высоте 8808 м.
Машина могла взлетать со специальной трапеции вертикально вверх, задрав винты к небу. Также, как винтокрылые «собратья», XF 5U-1 спокойно висел в воздухе.
Здесь тоже не обошлось без инноваций. Так, материалом изготовления силовых элементов послужил «металит». Это запатентованный композит, сделанный в виде двух алюминиевых листов, между которыми вклеивалась очень легкая древесина – бальза. В итоге получилась прочная и жесткая обшивка. Параметры XF5U-1:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина самолета (высота) – 8,7 м (5,1 м)
✅ вес пустого (нормальный взлетный) – 5,95 т (8,52 т)
✅ двигатели – пара Pratt Whitney R-2000-7 мощностью по 1350 (форсированная) каждый
✅ дальность – 1600 км
✅ средняя скорость – 740 км/ч
✅ наибольшая высота подъема – 11,3 км
Экипаж состоял из одного человека, какие-либо иные версии не рассматривались. Фонарь кабины сделали сдвижным, с электроприводом, кресло летчика стало катапультируемым. Интересна система сцепления, точнее сказать пятикратные редукторы. Их использование гарантировала выключение одного из двух моторов случае повреждения или перегрева. Также модернизировали систему питания: топливо беспрерывно подавалось в камеру сгорания, даже если машина висела винтами вверх, как вертолет. Лопасти хоть и были деревянными, но зато «вращатель» мог менять шаг – общий и циклический. Шасси в конечном варианте сделали гидравлическим, убираемым, трехстоечным, с колесом под хвостом.
Доработок было много, после которых испытания продолжились. Правда, недостатки никуда не делись: тот же плохой обзор из кабины, ее вибрация из-за близкорасположенных двигателей. Но были и плюсы: помимо вертикального взлета и малой посадочной скорости, самолет обладал отличной маневренностью и устойчиво вел себя на углах атаки до 45°.
В будущем планировалось такие самолеты использовать для взлета с палуб кораблей. Вертикальный взлет пригодился бы как в военных целях, так и для поисково-спасательных операций.
Результат исследований и многолетней работы оказался плачевным – проект XF5U-1 закрыли. Причин было две. Первая заключалась в плачевном финансовом состоянии компании, выйти из которого она могла бы, если проект закрыть. Вторая причина – утрата интереса авиастроительных компаний к винтовым машинам. В то время все стали срочно перестраиваться на реактивные «рельсы». В 1948 году с опытных экземпляров сняли ценное оборудование, а корпуса раздавили бульдозерами.
Один самолет все же оставили и передали в Смитсоновский музей (США), где он благополучно пребывает и по сей день. Стоит отметить: «летающий блинчик» – единственный в своем роде самолет, который поднимался вертикально вверх с земли без использования дополнительных специальных двигателей. Единственная силовая установка обеспечивала зависание в воздухе и движение по горизонтали. Повторяется одна и та же история: в угоду новым идеям (реактивные самолеты) старые немедленно забрасываются. А ведь практика показывает: нередко полузабытые проекты вновь извлекаются на «свет божий». Не исключено, что и «летающий блинчик» снова когда-нибудь вернется в небо.
Зачем создавали
В течение Второй мировой войны конструкторы всех мастей противоборствующих сторон находились в нескончаемом поиске. Не были исключением и авиационные инженеры, которые стремились создать идеальный боевой самолет. И в ходе исследований нередко создавали совершенно уникальные конструкции, которые опережали время и находили применение не только в армии, но и гражданской жизни.
Кто построил
В 30-е годы в США был известен инженер по фамилии Циммерман, который «свято» верил, что в аэродинамике будущее – за полукруглым крылом. Такая конструкция делала возможным вертикальный взлет. Первоначальная модель получила пару движков мощностью по 25 «лошадей», но от земли из-за несогласованной работы винтов так и не оторвалась.
Последующие испытания самолета в натуральную величину были более успешными. Фото: YouTube.com
Позже инженер построил самолетик с метровым размахом крыльев (с электрическим мотором!), который успешно летал по ангару. Успех изобретателя привлек внимание компании Chance Vought, которая и пригласила его на работу.
Идея и конструкция
По мысли американского инженера, на крыле малого удлинения («блинчике») нужно разместить большие низкооборотные винты, которые вращаются в противоположном направлении по отношению к сходящих с плоскости потоков. В итоге такого решения система «крыло-винты» получает чрезвычайно малое индуктивное сопротивление, а самолет сможет использовать широкий диапазон скоростей.
По тем временам самолет выглядел «круто» и напоминал НЛО. Фото: YouTube.com
С 1939 года инженер уже участвует в конкурсе, организованном ВМС США. Конструктор представил легкомоторное воздушное судно, сделанное из дерева и обтянутое тканью. На аппарат установили пару моторов Continental, развивавших по 80 л. с. Работа американца была отмечена, а его творение сазу обросло теми самыми прозвищами: «летающий блин», «шумовка», «сковородка» и т. п. Первое как-то закрепилось лучше.
Испытательные полеты
Реальный самолет построили к концу 1942 года, тогда же Vought V-173 первый раз поднялся в небо. В полете возникли трудности с управлением: оно было тяжелым. Однако первые положительные итоги впечатляли – машина взлетала в спокойную погоду с полосы длиной 60 м, а при встречном ветре и вообще с места вертикально вверх. Чтобы сесть, самолету хватало 15 м. Некоторые технические параметры летательного аппарата:
✅ размах крыльев – 7,11 м
✅ длина фюзеляжа – 8,13 м (разница только в метр – действительно, почти «блинчик»!)
✅ взлетная масса – 1,4 т
✅ общая мощность двигателей – 160 л. с.
✅ наибольшая скорость – 222 км/ч
✅ высота – до 1524 м
По результатам испытаний можно было уверенно сказать, что проект Циммермана – реальность. Получив от летчика-испытателя необходимые сведения, конструкторы усовершенствовали летательный аппарат: поставили на крылья дополнительные элементы, изменили углы лопастей винтов. Но и этого мало: требовались более мощные двигатели, необходимо было улучшить обзор, т. к. летчики жаловались, что при рулежке ничего не видно из-за высоко задранного носа.
Обзорность на такой высоте оставляла желать лучшего. Фото: YouTube.com
В ходе очередного испытания самолет при посадке «скапотировал» – зарылся в грунт. Машину спасла прочность конструкции и малая посадочная скорость.
В результате разработчики приступили к созданию более совершенного самолета. Главная особенность новой машины заключалась в широком скоростном диапазоне, варьировавшемся между 32 и 740 км/ч.
VS-315 (XF 5U-1)
С испытаниями машины затягивали: от создания прототипа до взлета прошло более двух лет. Самолет поднялся в небо в начале 1947-го. Испытания были успешными – удалось даже поставить неофициальный рекорд скорости в 811 км/ч на высоте 8808 м.
Еще немного – и самолет-рекордсмен пойдет в серию. Фото: YouTube.com
Машина могла взлетать со специальной трапеции вертикально вверх, задрав винты к небу. Также, как винтокрылые «собратья», XF 5U-1 спокойно висел в воздухе.
Конструкция
Здесь тоже не обошлось без инноваций. Так, материалом изготовления силовых элементов послужил «металит». Это запатентованный композит, сделанный в виде двух алюминиевых листов, между которыми вклеивалась очень легкая древесина – бальза. В итоге получилась прочная и жесткая обшивка. Параметры XF5U-1:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина самолета (высота) – 8,7 м (5,1 м)
✅ вес пустого (нормальный взлетный) – 5,95 т (8,52 т)
✅ двигатели – пара Pratt Whitney R-2000-7 мощностью по 1350 (форсированная) каждый
✅ дальность – 1600 км
✅ средняя скорость – 740 км/ч
✅ наибольшая высота подъема – 11,3 км
Экипаж состоял из одного человека, какие-либо иные версии не рассматривались. Фонарь кабины сделали сдвижным, с электроприводом, кресло летчика стало катапультируемым. Интересна система сцепления, точнее сказать пятикратные редукторы. Их использование гарантировала выключение одного из двух моторов случае повреждения или перегрева. Также модернизировали систему питания: топливо беспрерывно подавалось в камеру сгорания, даже если машина висела винтами вверх, как вертолет. Лопасти хоть и были деревянными, но зато «вращатель» мог менять шаг – общий и циклический. Шасси в конечном варианте сделали гидравлическим, убираемым, трехстоечным, с колесом под хвостом.
Таким художники видели XF5U-1 в полете над океаном. Фото: YouTube.com
Доработок было много, после которых испытания продолжились. Правда, недостатки никуда не делись: тот же плохой обзор из кабины, ее вибрация из-за близкорасположенных двигателей. Но были и плюсы: помимо вертикального взлета и малой посадочной скорости, самолет обладал отличной маневренностью и устойчиво вел себя на углах атаки до 45°.
Возможно, так выглядела бы гражданская версия самолета. Фото: YouTube.com
В будущем планировалось такие самолеты использовать для взлета с палуб кораблей. Вертикальный взлет пригодился бы как в военных целях, так и для поисково-спасательных операций.
Что в итоге
Результат исследований и многолетней работы оказался плачевным – проект XF5U-1 закрыли. Причин было две. Первая заключалась в плачевном финансовом состоянии компании, выйти из которого она могла бы, если проект закрыть. Вторая причина – утрата интереса авиастроительных компаний к винтовым машинам. В то время все стали срочно перестраиваться на реактивные «рельсы». В 1948 году с опытных экземпляров сняли ценное оборудование, а корпуса раздавили бульдозерами.
На вечной стоянке в музее. Фото: YouTube.com
Один самолет все же оставили и передали в Смитсоновский музей (США), где он благополучно пребывает и по сей день. Стоит отметить: «летающий блинчик» – единственный в своем роде самолет, который поднимался вертикально вверх с земли без использования дополнительных специальных двигателей. Единственная силовая установка обеспечивала зависание в воздухе и движение по горизонтали. Повторяется одна и та же история: в угоду новым идеям (реактивные самолеты) старые немедленно забрасываются. А ведь практика показывает: нередко полузабытые проекты вновь извлекаются на «свет божий». Не исключено, что и «летающий блинчик» снова когда-нибудь вернется в небо.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....