
Vought V-173 – «блинчик», который поднялся в небо
Когда видишь самолет необычной формы, первое, что приходит в голову – мысль: «Неужели эта штуковина может еще и летать»? Тем не менее среди воздушных судов достаточно много экземпляров, внешний вид которых удивляет, а то и поражает воображение. Однако не стоит думать, что «странные» летательные аппараты создавали просто так, ради интереса. Каждый из них предназначен для вполне конкретной цели. Ниже – рассказ об одном из таких самолетов – Vought V-173, получившего название в соответствии со своим внешним видом – «летающий блинчик» или «шумовка».
В течение Второй мировой войны конструкторы всех мастей противоборствующих сторон находились в нескончаемом поиске. Не были исключением и авиационные инженеры, которые стремились создать идеальный боевой самолет. И в ходе исследований нередко создавали совершенно уникальные конструкции, которые опережали время и находили применение не только в армии, но и гражданской жизни.
В 30-е годы в США был известен инженер по фамилии Циммерман, который «свято» верил, что в аэродинамике будущее – за полукруглым крылом. Такая конструкция делала возможным вертикальный взлет. Первоначальная модель получила пару движков мощностью по 25 «лошадей», но от земли из-за несогласованной работы винтов так и не оторвалась.
Последующие испытания самолета в натуральную величину были более успешными. Фото: YouTube.com
Позже инженер построил самолетик с метровым размахом крыльев (с электрическим мотором!), который успешно летал по ангару. Успех изобретателя привлек внимание компании Chance Vought, которая и пригласила его на работу.
По мысли американского инженера, на крыле малого удлинения («блинчике») нужно разместить большие низкооборотные винты, которые вращаются в противоположном направлении по отношению к сходящих с плоскости потоков. В итоге такого решения система «крыло-винты» получает чрезвычайно малое индуктивное сопротивление, а самолет сможет использовать широкий диапазон скоростей.
По тем временам самолет выглядел «круто» и напоминал НЛО. Фото: YouTube.com
С 1939 года инженер уже участвует в конкурсе, организованном ВМС США. Конструктор представил легкомоторное воздушное судно, сделанное из дерева и обтянутое тканью. На аппарат установили пару моторов Continental, развивавших по 80 л. с. Работа американца была отмечена, а его творение сазу обросло теми самыми прозвищами: «летающий блин», «шумовка», «сковородка» и т. п. Первое как-то закрепилось лучше.
Реальный самолет построили к концу 1942 года, тогда же Vought V-173 первый раз поднялся в небо. В полете возникли трудности с управлением: оно было тяжелым. Однако первые положительные итоги впечатляли – машина взлетала в спокойную погоду с полосы длиной 60 м, а при встречном ветре и вообще с места вертикально вверх. Чтобы сесть, самолету хватало 15 м. Некоторые технические параметры летательного аппарата:
✅ размах крыльев – 7,11 м
✅ длина фюзеляжа – 8,13 м (разница только в метр – действительно, почти «блинчик»!)
✅ взлетная масса – 1,4 т
✅ общая мощность двигателей – 160 л. с.
✅ наибольшая скорость – 222 км/ч
✅ высота – до 1524 м
По результатам испытаний можно было уверенно сказать, что проект Циммермана – реальность. Получив от летчика-испытателя необходимые сведения, конструкторы усовершенствовали летательный аппарат: поставили на крылья дополнительные элементы, изменили углы лопастей винтов. Но и этого мало: требовались более мощные двигатели, необходимо было улучшить обзор, т. к. летчики жаловались, что при рулежке ничего не видно из-за высоко задранного носа.
Обзорность на такой высоте оставляла желать лучшего. Фото: YouTube.com
В результате разработчики приступили к созданию более совершенного самолета. Главная особенность новой машины заключалась в широком скоростном диапазоне, варьировавшемся между 32 и 740 км/ч.
С испытаниями машины затягивали: от создания прототипа до взлета прошло более двух лет. Самолет поднялся в небо в начале 1947-го. Испытания были успешными – удалось даже поставить неофициальный рекорд скорости в 811 км/ч на высоте 8808 м.
Еще немного – и самолет-рекордсмен пойдет в серию. Фото: YouTube.com
Машина могла взлетать со специальной трапеции вертикально вверх, задрав винты к небу. Также, как винтокрылые «собратья», XF 5U-1 спокойно висел в воздухе.
Здесь тоже не обошлось без инноваций. Так, материалом изготовления силовых элементов послужил «металит». Это запатентованный композит, сделанный в виде двух алюминиевых листов, между которыми вклеивалась очень легкая древесина – бальза. В итоге получилась прочная и жесткая обшивка. Параметры XF5U-1:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина самолета (высота) – 8,7 м (5,1 м)
✅ вес пустого (нормальный взлетный) – 5,95 т (8,52 т)
✅ двигатели – пара Pratt Whitney R-2000-7 мощностью по 1350 (форсированная) каждый
✅ дальность – 1600 км
✅ средняя скорость – 740 км/ч
✅ наибольшая высота подъема – 11,3 км
Экипаж состоял из одного человека, какие-либо иные версии не рассматривались. Фонарь кабины сделали сдвижным, с электроприводом, кресло летчика стало катапультируемым. Интересна система сцепления, точнее сказать пятикратные редукторы. Их использование гарантировала выключение одного из двух моторов случае повреждения или перегрева. Также модернизировали систему питания: топливо беспрерывно подавалось в камеру сгорания, даже если машина висела винтами вверх, как вертолет. Лопасти хоть и были деревянными, но зато «вращатель» мог менять шаг – общий и циклический. Шасси в конечном варианте сделали гидравлическим, убираемым, трехстоечным, с колесом под хвостом.
Таким художники видели XF5U-1 в полете над океаном. Фото: YouTube.com
Доработок было много, после которых испытания продолжились. Правда, недостатки никуда не делись: тот же плохой обзор из кабины, ее вибрация из-за близкорасположенных двигателей. Но были и плюсы: помимо вертикального взлета и малой посадочной скорости, самолет обладал отличной маневренностью и устойчиво вел себя на углах атаки до 45°.
Возможно, так выглядела бы гражданская версия самолета. Фото: YouTube.com
В будущем планировалось такие самолеты использовать для взлета с палуб кораблей. Вертикальный взлет пригодился бы как в военных целях, так и для поисково-спасательных операций.
Результат исследований и многолетней работы оказался плачевным – проект XF5U-1 закрыли. Причин было две. Первая заключалась в плачевном финансовом состоянии компании, выйти из которого она могла бы, если проект закрыть. Вторая причина – утрата интереса авиастроительных компаний к винтовым машинам. В то время все стали срочно перестраиваться на реактивные «рельсы». В 1948 году с опытных экземпляров сняли ценное оборудование, а корпуса раздавили бульдозерами.
На вечной стоянке в музее. Фото: YouTube.com
Один самолет все же оставили и передали в Смитсоновский музей (США), где он благополучно пребывает и по сей день. Стоит отметить: «летающий блинчик» – единственный в своем роде самолет, который поднимался вертикально вверх с земли без использования дополнительных специальных двигателей. Единственная силовая установка обеспечивала зависание в воздухе и движение по горизонтали. Повторяется одна и та же история: в угоду новым идеям (реактивные самолеты) старые немедленно забрасываются. А ведь практика показывает: нередко полузабытые проекты вновь извлекаются на «свет божий». Не исключено, что и «летающий блинчик» снова когда-нибудь вернется в небо.
Зачем создавали
В течение Второй мировой войны конструкторы всех мастей противоборствующих сторон находились в нескончаемом поиске. Не были исключением и авиационные инженеры, которые стремились создать идеальный боевой самолет. И в ходе исследований нередко создавали совершенно уникальные конструкции, которые опережали время и находили применение не только в армии, но и гражданской жизни.
Кто построил
В 30-е годы в США был известен инженер по фамилии Циммерман, который «свято» верил, что в аэродинамике будущее – за полукруглым крылом. Такая конструкция делала возможным вертикальный взлет. Первоначальная модель получила пару движков мощностью по 25 «лошадей», но от земли из-за несогласованной работы винтов так и не оторвалась.

Позже инженер построил самолетик с метровым размахом крыльев (с электрическим мотором!), который успешно летал по ангару. Успех изобретателя привлек внимание компании Chance Vought, которая и пригласила его на работу.
Идея и конструкция
По мысли американского инженера, на крыле малого удлинения («блинчике») нужно разместить большие низкооборотные винты, которые вращаются в противоположном направлении по отношению к сходящих с плоскости потоков. В итоге такого решения система «крыло-винты» получает чрезвычайно малое индуктивное сопротивление, а самолет сможет использовать широкий диапазон скоростей.

С 1939 года инженер уже участвует в конкурсе, организованном ВМС США. Конструктор представил легкомоторное воздушное судно, сделанное из дерева и обтянутое тканью. На аппарат установили пару моторов Continental, развивавших по 80 л. с. Работа американца была отмечена, а его творение сазу обросло теми самыми прозвищами: «летающий блин», «шумовка», «сковородка» и т. п. Первое как-то закрепилось лучше.
Испытательные полеты
Реальный самолет построили к концу 1942 года, тогда же Vought V-173 первый раз поднялся в небо. В полете возникли трудности с управлением: оно было тяжелым. Однако первые положительные итоги впечатляли – машина взлетала в спокойную погоду с полосы длиной 60 м, а при встречном ветре и вообще с места вертикально вверх. Чтобы сесть, самолету хватало 15 м. Некоторые технические параметры летательного аппарата:
✅ размах крыльев – 7,11 м
✅ длина фюзеляжа – 8,13 м (разница только в метр – действительно, почти «блинчик»!)
✅ взлетная масса – 1,4 т
✅ общая мощность двигателей – 160 л. с.
✅ наибольшая скорость – 222 км/ч
✅ высота – до 1524 м
По результатам испытаний можно было уверенно сказать, что проект Циммермана – реальность. Получив от летчика-испытателя необходимые сведения, конструкторы усовершенствовали летательный аппарат: поставили на крылья дополнительные элементы, изменили углы лопастей винтов. Но и этого мало: требовались более мощные двигатели, необходимо было улучшить обзор, т. к. летчики жаловались, что при рулежке ничего не видно из-за высоко задранного носа.

В ходе очередного испытания самолет при посадке «скапотировал» – зарылся в грунт. Машину спасла прочность конструкции и малая посадочная скорость.
В результате разработчики приступили к созданию более совершенного самолета. Главная особенность новой машины заключалась в широком скоростном диапазоне, варьировавшемся между 32 и 740 км/ч.
VS-315 (XF 5U-1)
С испытаниями машины затягивали: от создания прототипа до взлета прошло более двух лет. Самолет поднялся в небо в начале 1947-го. Испытания были успешными – удалось даже поставить неофициальный рекорд скорости в 811 км/ч на высоте 8808 м.

Машина могла взлетать со специальной трапеции вертикально вверх, задрав винты к небу. Также, как винтокрылые «собратья», XF 5U-1 спокойно висел в воздухе.
Конструкция
Здесь тоже не обошлось без инноваций. Так, материалом изготовления силовых элементов послужил «металит». Это запатентованный композит, сделанный в виде двух алюминиевых листов, между которыми вклеивалась очень легкая древесина – бальза. В итоге получилась прочная и жесткая обшивка. Параметры XF5U-1:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина самолета (высота) – 8,7 м (5,1 м)
✅ вес пустого (нормальный взлетный) – 5,95 т (8,52 т)
✅ двигатели – пара Pratt Whitney R-2000-7 мощностью по 1350 (форсированная) каждый
✅ дальность – 1600 км
✅ средняя скорость – 740 км/ч
✅ наибольшая высота подъема – 11,3 км
Экипаж состоял из одного человека, какие-либо иные версии не рассматривались. Фонарь кабины сделали сдвижным, с электроприводом, кресло летчика стало катапультируемым. Интересна система сцепления, точнее сказать пятикратные редукторы. Их использование гарантировала выключение одного из двух моторов случае повреждения или перегрева. Также модернизировали систему питания: топливо беспрерывно подавалось в камеру сгорания, даже если машина висела винтами вверх, как вертолет. Лопасти хоть и были деревянными, но зато «вращатель» мог менять шаг – общий и циклический. Шасси в конечном варианте сделали гидравлическим, убираемым, трехстоечным, с колесом под хвостом.

Доработок было много, после которых испытания продолжились. Правда, недостатки никуда не делись: тот же плохой обзор из кабины, ее вибрация из-за близкорасположенных двигателей. Но были и плюсы: помимо вертикального взлета и малой посадочной скорости, самолет обладал отличной маневренностью и устойчиво вел себя на углах атаки до 45°.

В будущем планировалось такие самолеты использовать для взлета с палуб кораблей. Вертикальный взлет пригодился бы как в военных целях, так и для поисково-спасательных операций.
Что в итоге
Результат исследований и многолетней работы оказался плачевным – проект XF5U-1 закрыли. Причин было две. Первая заключалась в плачевном финансовом состоянии компании, выйти из которого она могла бы, если проект закрыть. Вторая причина – утрата интереса авиастроительных компаний к винтовым машинам. В то время все стали срочно перестраиваться на реактивные «рельсы». В 1948 году с опытных экземпляров сняли ценное оборудование, а корпуса раздавили бульдозерами.

Один самолет все же оставили и передали в Смитсоновский музей (США), где он благополучно пребывает и по сей день. Стоит отметить: «летающий блинчик» – единственный в своем роде самолет, который поднимался вертикально вверх с земли без использования дополнительных специальных двигателей. Единственная силовая установка обеспечивала зависание в воздухе и движение по горизонтали. Повторяется одна и та же история: в угоду новым идеям (реактивные самолеты) старые немедленно забрасываются. А ведь практика показывает: нередко полузабытые проекты вновь извлекаются на «свет божий». Не исключено, что и «летающий блинчик» снова когда-нибудь вернется в небо.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....