
ЛуАЗ-1301 – опытный внедорожник на шасси военной машины
Автомобили марки ЛуАЗ до сих пор встречаются в сельской местности. Как правило, эти небольшие внедорожники эксплуатируют охотники и рыболовы.
Иногда ЛуАЗ становится базой при создании автомобиля повышенной проходимости. Для этого под капотом модели меняется двигатель на какой-нибудь старенький дизель, устанавливаются большие колеса. И все – машина готова.
Главное достоинство ЛуАЗ-969М – это то, что изначально внедорожник создавался для военных (модель 967). Соответственно, в гражданской версии он не сильно изменился. Машина не отличается комфортом, зато проходимость у нее даже в базе поражает, несмотря на маломощный двигатель.
Военный ЛуАЗ-967. Фото: Youtube.com
А вы знали, что на Луцком автомобильном заводе предпринимались попытки осовременить ЛуАЗ-969? Это началось еще в 1980-х, и продолжалось до 2000-х годов. Но не будем забегать вперед.
ЛуАЗ-969 начали серийно выпускать с 1966 года. Автомобиль получился востребованным и проходимым, но уж слишком военным с соответствующим уровнем комфорта типа «спартанцы предпочитают спать на камнях».
В 1982 году на Луцком заводе создали ЛуАЗ-2735. Это внедорожник повышенной комфортности. Конструкторы основательно поработали над автомобилем, явив миру целых три опытных экземпляра. Увы, идея оказалась провальной – модель была слишком сложной для производства, да и финансировать ее не стали.
Новая модель должна была стать максимально современной и комфортной. Фото: Youtube.com
Уже в середине 80-х государство решило, что пора провести глобальную модернизацию ЛуАЗ-969М, а точнее, создать модель на его шасси.
Министерство автомобильной промышленности поставило ряд требований:
✅ Уменьшить массу
✅ Комфорт как у стандартной «легковушки»
✅ Сделать салон типа «трансформер»
Обрадованное конструкторское бюро приступило к работам.
Первым образцом, который использовали для отработки новых идей, стал автомобиль под индексом 2151. Модель внешне выглядела как обычный ЛуАЗ-969М, но имела улучшенную ходовку и тормоза.
Весь 1987 год потратили на испытания и доработку прототипа. Главная проблема заключалась в желании конструкторов сделать современную и комфортную модель. Луцкий завод этого уровня обеспечит просто не мог.
Это вариант от НАМИ. Фото: Youtube.com
Первый полноценный прототип, а не ходовую модель, изготовили в конце 1988 года. Автомобиль показали публике и периодически возили по различным выставкам. Интересно, что внешность внедорожника отличалась от ходовой модели 1986 года.
ЛуАЗ-1301 получил кузов каркасно-панельного типа. Пружинная подвеска заменила торсионную, появился постоянный полный привод.
Чтобы упростить производство, автомобиль унифицировали с «Таврией». Внешне ЛуАЗ-1301 был похож на что-то среднее между «Нивой» и «Окой».
Прототипы получили подвеску с пневмобаллонами, напомним, что было это в 1988 году. Идея регулировки дорожного просвета была хорошей, но от нее пришлось отказаться. Слишком дорогим получился бы автомобиль, да и найти производителя качественных деталей оказалось делом сложным. В итоге работы свернули.
В 1989 году было решено возобновить проект ЛуАЗ-1301. В этот раз постарались максимально унифицировать конструкцию с «Таврией». Луцкий завод несколько лет как вошел в состав «АвтоЗАЗ» и это был единственный шанс наладить серийное производство.
Прототип нового ЛуАЗ-1301 имел пластиковый кузов. Это одновременно было достоинством и недостатком. С одной стороны, автомобиль не был подвержен коррозии. С другой – производство пластиковых элементов нужно было еще освоить. Понимая это, конструкторы отметили, что есть возможность заменить кузовные панели на стальные.
Прототип с колесной формулой 6х4. Фото: Youtube.com
Подумали и о биче конца 1980-х годов – слив бензина. Лючок заливной горловины запирался одновременно с дверями, соответственно, открыть его извне постороннему человеку можно было разве что выломав сам элемент.
В 1990 году построили несколько опытных автомобилей, один был даже с кузовом типа пикап. Эти внедорожники отправили на испытания в Узбекистан своим ходом. Автомобили с честью прошли автопробег – все 8 машин, среди которых было 5 ЛуАЗ-1302, благополучно вернулись.
Как только Советский Союз распался на ряд независимых государств, планы по выпуску перспективных ЛуАЗ-1301 сдвинулись на неопределенные сроки. В первую очередь нужно было наращивать объемы модели 1302 с двигателями от «Таврии».
Последней разработкой перед приватизацией Луцкого завода стал прототип ЛуАЗ-1301, получивший цельный задний диван. Из-за тяжелого финансового положения предприятия, автомобиль, появившийся в 1994 году показал себя откровенно «сырым» и недоработанным. Это неоднократно отмечали журналисты изданий тех лет.
ЛуАЗ-1302 должен был стать переходной моделью. Фото: Youtube.com
Возрождение предприятия началось в 1999 году, когда завод купили инвесторы. Тогда была налажена сборка ВАЗ и УАЗ из машинокомплектов, поставляемых из России.
В 2002 году ЛуАЗ-1301 в очередной раз возродили. Директор завода официально заявил, что им принято решение начать производство перспективной модели.
Хотя работы по модели велись серьезные, недостаток финансирования затянул их. Серийное производство ЛуАЗ-1301 собирались начать не раньше 2004 года.
Внедорожники планировали выпускать разного типа:
✅ Грузовой
✅ Кабриолет
✅ Пятидверный
В каждой версии было три комплектации, от стандартной, до люксовой.
После разработки нового дизайна оказалось, что светоприборы от «Таврии» уже не подходят. Решение было найдено быстро – использовать фары и фонари от испанского Seat и французского Peugeot.
А это еще советская разработка. Фото: Youtube.com
В ходовой появились элементы от ВАЗ – ведь заводе производилась их «отверточная» сборка. Кроме МеМЗ, решили ставить на «люксовые» ЛуАЗ-1301 моторы от «Нивы».
Вместо запланированных 50 внедорожников, к концу 2002 года производитель собрал три автомобиля. Но работы над расширением модельного ряда продолжались. В 2003 году сделали несколько прототипов пикапов и медицинских автомобилей.
Казалось бы, что до запуска внедорожника в серийное производство осталось всего ничего, но этого не произошло. Для конвейера нужны были инвестиции в 3 млн. долларов – их обещало выделить правительство Украины. Потом указ был отменен, а чуть больше, чем через год – опять восстановлен.
Этот автомобиль как-то умудрился попасть в частные руки. Фото: Youtube.com
Только ЛуАЗ-1301 это уже не спасло. За прошедшее время программа была заброшена, инвесторы отказались от модели. Директор Луцкого завода обещал, что модель все-таки начнут серийно выпускать в 2005 году, но потом предприятие выкупила корпорация «Богдан».
Новые владельцы заявили, что выпуск собственного внедорожника – это дело нерентабельное. Так окончилась история перспективного ЛуАЗ-1301, по сути, не успев начаться.
С одной стороны, даже обновленный автомобиль выглядел на фоне иномарок устаревшим. Но он мог бы занять нишу бюджетных внедорожников, как это сделал ВАЗ-2121 в России. К сожалению, у корпорации «Богдан» на этот счет были свои планы и соображения...
Иногда ЛуАЗ становится базой при создании автомобиля повышенной проходимости. Для этого под капотом модели меняется двигатель на какой-нибудь старенький дизель, устанавливаются большие колеса. И все – машина готова.
Главное достоинство ЛуАЗ-969М – это то, что изначально внедорожник создавался для военных (модель 967). Соответственно, в гражданской версии он не сильно изменился. Машина не отличается комфортом, зато проходимость у нее даже в базе поражает, несмотря на маломощный двигатель.

А вы знали, что на Луцком автомобильном заводе предпринимались попытки осовременить ЛуАЗ-969? Это началось еще в 1980-х, и продолжалось до 2000-х годов. Но не будем забегать вперед.
Первые попытки
ЛуАЗ-969 начали серийно выпускать с 1966 года. Автомобиль получился востребованным и проходимым, но уж слишком военным с соответствующим уровнем комфорта типа «спартанцы предпочитают спать на камнях».
В 1982 году на Луцком заводе создали ЛуАЗ-2735. Это внедорожник повышенной комфортности. Конструкторы основательно поработали над автомобилем, явив миру целых три опытных экземпляра. Увы, идея оказалась провальной – модель была слишком сложной для производства, да и финансировать ее не стали.

Уже в середине 80-х государство решило, что пора провести глобальную модернизацию ЛуАЗ-969М, а точнее, создать модель на его шасси.
Министерство автомобильной промышленности поставило ряд требований:
✅ Уменьшить массу
✅ Комфорт как у стандартной «легковушки»
✅ Сделать салон типа «трансформер»
Обрадованное конструкторское бюро приступило к работам.
Рождение модели ЛуАЗ-1301
Первым образцом, который использовали для отработки новых идей, стал автомобиль под индексом 2151. Модель внешне выглядела как обычный ЛуАЗ-969М, но имела улучшенную ходовку и тормоза.
Вскоре был готов макет, получивший индекс 1301. Прототип имел новый дизайн, а уменьшить массу удалось за счет увеличение пластиковых кузовных панелей до 11 %. Напомним, что у серийного ЛуАЗ-969М таких деталей было не более 0,7 %.
Весь 1987 год потратили на испытания и доработку прототипа. Главная проблема заключалась в желании конструкторов сделать современную и комфортную модель. Луцкий завод этого уровня обеспечит просто не мог.

Первый полноценный прототип, а не ходовую модель, изготовили в конце 1988 года. Автомобиль показали публике и периодически возили по различным выставкам. Интересно, что внешность внедорожника отличалась от ходовой модели 1986 года.
Особенности конструкции
ЛуАЗ-1301 получил кузов каркасно-панельного типа. Пружинная подвеска заменила торсионную, появился постоянный полный привод.
Чтобы упростить производство, автомобиль унифицировали с «Таврией». Внешне ЛуАЗ-1301 был похож на что-то среднее между «Нивой» и «Окой».
Прототипы получили подвеску с пневмобаллонами, напомним, что было это в 1988 году. Идея регулировки дорожного просвета была хорошей, но от нее пришлось отказаться. Слишком дорогим получился бы автомобиль, да и найти производителя качественных деталей оказалось делом сложным. В итоге работы свернули.
В 1989 году было решено возобновить проект ЛуАЗ-1301. В этот раз постарались максимально унифицировать конструкцию с «Таврией». Луцкий завод несколько лет как вошел в состав «АвтоЗАЗ» и это был единственный шанс наладить серийное производство.
Прототип нового ЛуАЗ-1301 имел пластиковый кузов. Это одновременно было достоинством и недостатком. С одной стороны, автомобиль не был подвержен коррозии. С другой – производство пластиковых элементов нужно было еще освоить. Понимая это, конструкторы отметили, что есть возможность заменить кузовные панели на стальные.

Подумали и о биче конца 1980-х годов – слив бензина. Лючок заливной горловины запирался одновременно с дверями, соответственно, открыть его извне постороннему человеку можно было разве что выломав сам элемент.
В 1990 году построили несколько опытных автомобилей, один был даже с кузовом типа пикап. Эти внедорожники отправили на испытания в Узбекистан своим ходом. Автомобили с честью прошли автопробег – все 8 машин, среди которых было 5 ЛуАЗ-1302, благополучно вернулись.
Что случилось после развала СССР
Как только Советский Союз распался на ряд независимых государств, планы по выпуску перспективных ЛуАЗ-1301 сдвинулись на неопределенные сроки. В первую очередь нужно было наращивать объемы модели 1302 с двигателями от «Таврии».
В 1992 году появилась версия ЛуАЗ-1303 – тот же внешне советский внедорожник, но с ходовой от 1301. Примерно в это же время собрали прототип с индексом 13014 с колесной формулой 6х4 и бортовым кузовом.
Последней разработкой перед приватизацией Луцкого завода стал прототип ЛуАЗ-1301, получивший цельный задний диван. Из-за тяжелого финансового положения предприятия, автомобиль, появившийся в 1994 году показал себя откровенно «сырым» и недоработанным. Это неоднократно отмечали журналисты изданий тех лет.

Возрождение предприятия началось в 1999 году, когда завод купили инвесторы. Тогда была налажена сборка ВАЗ и УАЗ из машинокомплектов, поставляемых из России.
В 2002 году ЛуАЗ-1301 в очередной раз возродили. Директор завода официально заявил, что им принято решение начать производство перспективной модели.
Планы были грандиозными – к концу года собирались выпустить 50 внедорожников. Стоимость их называли в районе 3-3,5 тыс. долларов в эквиваленте.
Хотя работы по модели велись серьезные, недостаток финансирования затянул их. Серийное производство ЛуАЗ-1301 собирались начать не раньше 2004 года.
Внедорожники планировали выпускать разного типа:
✅ Грузовой
✅ Кабриолет
✅ Пятидверный
В каждой версии было три комплектации, от стандартной, до люксовой.
После разработки нового дизайна оказалось, что светоприборы от «Таврии» уже не подходят. Решение было найдено быстро – использовать фары и фонари от испанского Seat и французского Peugeot.

В ходовой появились элементы от ВАЗ – ведь заводе производилась их «отверточная» сборка. Кроме МеМЗ, решили ставить на «люксовые» ЛуАЗ-1301 моторы от «Нивы».
Вместо запланированных 50 внедорожников, к концу 2002 года производитель собрал три автомобиля. Но работы над расширением модельного ряда продолжались. В 2003 году сделали несколько прототипов пикапов и медицинских автомобилей.
Казалось бы, что до запуска внедорожника в серийное производство осталось всего ничего, но этого не произошло. Для конвейера нужны были инвестиции в 3 млн. долларов – их обещало выделить правительство Украины. Потом указ был отменен, а чуть больше, чем через год – опять восстановлен.

Только ЛуАЗ-1301 это уже не спасло. За прошедшее время программа была заброшена, инвесторы отказались от модели. Директор Луцкого завода обещал, что модель все-таки начнут серийно выпускать в 2005 году, но потом предприятие выкупила корпорация «Богдан».
Новые владельцы заявили, что выпуск собственного внедорожника – это дело нерентабельное. Так окончилась история перспективного ЛуАЗ-1301, по сути, не успев начаться.
С одной стороны, даже обновленный автомобиль выглядел на фоне иномарок устаревшим. Но он мог бы занять нишу бюджетных внедорожников, как это сделал ВАЗ-2121 в России. К сожалению, у корпорации «Богдан» на этот счет были свои планы и соображения...
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....