.d-md-none .d-lg-block bibimot

ЛуАЗ-1301 – опытный внедорожник на шасси военной машины

ЛуАЗ-1301 – опытный внедорожник на шасси военной машины
Автомобили марки ЛуАЗ до сих пор встречаются в сельской местности. Как правило, эти небольшие внедорожники эксплуатируют охотники и рыболовы.


Иногда ЛуАЗ становится базой при создании автомобиля повышенной проходимости. Для этого под капотом модели меняется двигатель на какой-нибудь старенький дизель, устанавливаются большие колеса. И все – машина готова.

Главное достоинство ЛуАЗ-969М – это то, что изначально внедорожник создавался для военных (модель 967). Соответственно, в гражданской версии он не сильно изменился. Машина не отличается комфортом, зато проходимость у нее даже в базе поражает, несмотря на маломощный двигатель.

ЛуАЗ-1301 – опытный внедорожник на шасси военной машиныВоенный ЛуАЗ-967. Фото: Youtube.com


А вы знали, что на Луцком автомобильном заводе предпринимались попытки осовременить ЛуАЗ-969? Это началось еще в 1980-х, и продолжалось до 2000-х годов. Но не будем забегать вперед.

Первые попытки


ЛуАЗ-969 начали серийно выпускать с 1966 года. Автомобиль получился востребованным и проходимым, но уж слишком военным с соответствующим уровнем комфорта типа «спартанцы предпочитают спать на камнях».

В 1982 году на Луцком заводе создали ЛуАЗ-2735. Это внедорожник повышенной комфортности. Конструкторы основательно поработали над автомобилем, явив миру целых три опытных экземпляра. Увы, идея оказалась провальной – модель была слишком сложной для производства, да и финансировать ее не стали.

Новая модель должна была стать максимально современной и комфортной. Фото: Youtube.com


Уже в середине 80-х государство решило, что пора провести глобальную модернизацию ЛуАЗ-969М, а точнее, создать модель на его шасси.

Министерство автомобильной промышленности поставило ряд требований:

✅ Уменьшить массу
✅ Комфорт как у стандартной «легковушки»
✅ Сделать салон типа «трансформер»

Обрадованное конструкторское бюро приступило к работам.

Рождение модели ЛуАЗ-1301


Первым образцом, который использовали для отработки новых идей, стал автомобиль под индексом 2151. Модель внешне выглядела как обычный ЛуАЗ-969М, но имела улучшенную ходовку и тормоза.

Вскоре был готов макет, получивший индекс 1301. Прототип имел новый дизайн, а уменьшить массу удалось за счет увеличение пластиковых кузовных панелей до 11 %. Напомним, что у серийного ЛуАЗ-969М таких деталей было не более 0,7 %.


Весь 1987 год потратили на испытания и доработку прототипа. Главная проблема заключалась в желании конструкторов сделать современную и комфортную модель. Луцкий завод этого уровня обеспечит просто не мог.

Это вариант от НАМИ. Фото: Youtube.com


Первый полноценный прототип, а не ходовую модель, изготовили в конце 1988 года. Автомобиль показали публике и периодически возили по различным выставкам. Интересно, что внешность внедорожника отличалась от ходовой модели 1986 года.

Особенности конструкции


ЛуАЗ-1301 получил кузов каркасно-панельного типа. Пружинная подвеска заменила торсионную, появился постоянный полный привод.
Чтобы упростить производство, автомобиль унифицировали с «Таврией». Внешне ЛуАЗ-1301 был похож на что-то среднее между «Нивой» и «Окой».

Прототипы получили подвеску с пневмобаллонами, напомним, что было это в 1988 году. Идея регулировки дорожного просвета была хорошей, но от нее пришлось отказаться. Слишком дорогим получился бы автомобиль, да и найти производителя качественных деталей оказалось делом сложным. В итоге работы свернули.

В 1989 году было решено возобновить проект ЛуАЗ-1301. В этот раз постарались максимально унифицировать конструкцию с «Таврией». Луцкий завод несколько лет как вошел в состав «АвтоЗАЗ» и это был единственный шанс наладить серийное производство.

Прототип нового ЛуАЗ-1301 имел пластиковый кузов. Это одновременно было достоинством и недостатком. С одной стороны, автомобиль не был подвержен коррозии. С другой – производство пластиковых элементов нужно было еще освоить. Понимая это, конструкторы отметили, что есть возможность заменить кузовные панели на стальные.

Прототип с колесной формулой 6х4. Фото: Youtube.com


Подумали и о биче конца 1980-х годов – слив бензина. Лючок заливной горловины запирался одновременно с дверями, соответственно, открыть его извне постороннему человеку можно было разве что выломав сам элемент.

В 1990 году построили несколько опытных автомобилей, один был даже с кузовом типа пикап. Эти внедорожники отправили на испытания в Узбекистан своим ходом. Автомобили с честью прошли автопробег – все 8 машин, среди которых было 5 ЛуАЗ-1302, благополучно вернулись.

Что случилось после развала СССР


Как только Советский Союз распался на ряд независимых государств, планы по выпуску перспективных ЛуАЗ-1301 сдвинулись на неопределенные сроки. В первую очередь нужно было наращивать объемы модели 1302 с двигателями от «Таврии».

В 1992 году появилась версия ЛуАЗ-1303 – тот же внешне советский внедорожник, но с ходовой от 1301. Примерно в это же время собрали прототип с индексом 13014 с колесной формулой 6х4 и бортовым кузовом.


Последней разработкой перед приватизацией Луцкого завода стал прототип ЛуАЗ-1301, получивший цельный задний диван. Из-за тяжелого финансового положения предприятия, автомобиль, появившийся в 1994 году показал себя откровенно «сырым» и недоработанным. Это неоднократно отмечали журналисты изданий тех лет.

ЛуАЗ-1302 должен был стать переходной моделью. Фото: Youtube.com


Возрождение предприятия началось в 1999 году, когда завод купили инвесторы. Тогда была налажена сборка ВАЗ и УАЗ из машинокомплектов, поставляемых из России.

В 2002 году ЛуАЗ-1301 в очередной раз возродили. Директор завода официально заявил, что им принято решение начать производство перспективной модели.

Планы были грандиозными – к концу года собирались выпустить 50 внедорожников. Стоимость их называли в районе 3-3,5 тыс. долларов в эквиваленте.


Хотя работы по модели велись серьезные, недостаток финансирования затянул их. Серийное производство ЛуАЗ-1301 собирались начать не раньше 2004 года.

Внедорожники планировали выпускать разного типа:

✅ Грузовой
✅ Кабриолет
✅ Пятидверный

В каждой версии было три комплектации, от стандартной, до люксовой.

После разработки нового дизайна оказалось, что светоприборы от «Таврии» уже не подходят. Решение было найдено быстро – использовать фары и фонари от испанского Seat и французского Peugeot.

А это еще советская разработка. Фото: Youtube.com


В ходовой появились элементы от ВАЗ – ведь заводе производилась их «отверточная» сборка. Кроме МеМЗ, решили ставить на «люксовые» ЛуАЗ-1301 моторы от «Нивы».

Вместо запланированных 50 внедорожников, к концу 2002 года производитель собрал три автомобиля. Но работы над расширением модельного ряда продолжались. В 2003 году сделали несколько прототипов пикапов и медицинских автомобилей.

Казалось бы, что до запуска внедорожника в серийное производство осталось всего ничего, но этого не произошло. Для конвейера нужны были инвестиции в 3 млн. долларов – их обещало выделить правительство Украины. Потом указ был отменен, а чуть больше, чем через год – опять восстановлен.

Этот автомобиль как-то умудрился попасть в частные руки. Фото: Youtube.com


Только ЛуАЗ-1301 это уже не спасло. За прошедшее время программа была заброшена, инвесторы отказались от модели. Директор Луцкого завода обещал, что модель все-таки начнут серийно выпускать в 2005 году, но потом предприятие выкупила корпорация «Богдан».

Новые владельцы заявили, что выпуск собственного внедорожника – это дело нерентабельное. Так окончилась история перспективного ЛуАЗ-1301, по сути, не успев начаться.

С одной стороны, даже обновленный автомобиль выглядел на фоне иномарок устаревшим. Но он мог бы занять нишу бюджетных внедорожников, как это сделал ВАЗ-2121 в России. К сожалению, у корпорации «Богдан» на этот счет были свои планы и соображения...

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы бы купили ЛуАЗ-1301?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЛуАЗ – мал да удал настолько, что и УАЗ обойдетLADA Vesta SW vs LADA Largus – какой универсал практичнее?

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

Для чего разрабатывался ГАЗ-34 – трехосный двойник ГАЗ-66, какие имел характеристики и чем от него отличался. Причины непринятия нового грузовика в серию....
  • 25 942
ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

Все слышали и видели легенду советского, а потом российского автопрома – среднетоннажный грузовик ГАЗ-53. Машину начали производить в промышленном масштабе с...
  • 789