ЛуАЗ-1301 – опытный внедорожник на шасси военной машины
Автомобили марки ЛуАЗ до сих пор встречаются в сельской местности. Как правило, эти небольшие внедорожники эксплуатируют охотники и рыболовы.
Иногда ЛуАЗ становится базой при создании автомобиля повышенной проходимости. Для этого под капотом модели меняется двигатель на какой-нибудь старенький дизель, устанавливаются большие колеса. И все – машина готова.
Главное достоинство ЛуАЗ-969М – это то, что изначально внедорожник создавался для военных (модель 967). Соответственно, в гражданской версии он не сильно изменился. Машина не отличается комфортом, зато проходимость у нее даже в базе поражает, несмотря на маломощный двигатель.
А вы знали, что на Луцком автомобильном заводе предпринимались попытки осовременить ЛуАЗ-969? Это началось еще в 1980-х, и продолжалось до 2000-х годов. Но не будем забегать вперед.
ЛуАЗ-969 начали серийно выпускать с 1966 года. Автомобиль получился востребованным и проходимым, но уж слишком военным с соответствующим уровнем комфорта типа «спартанцы предпочитают спать на камнях».
В 1982 году на Луцком заводе создали ЛуАЗ-2735. Это внедорожник повышенной комфортности. Конструкторы основательно поработали над автомобилем, явив миру целых три опытных экземпляра. Увы, идея оказалась провальной – модель была слишком сложной для производства, да и финансировать ее не стали.
Уже в середине 80-х государство решило, что пора провести глобальную модернизацию ЛуАЗ-969М, а точнее, создать модель на его шасси.
Министерство автомобильной промышленности поставило ряд требований:
✅ Уменьшить массу
✅ Комфорт как у стандартной «легковушки»
✅ Сделать салон типа «трансформер»
Обрадованное конструкторское бюро приступило к работам.
Первым образцом, который использовали для отработки новых идей, стал автомобиль под индексом 2151. Модель внешне выглядела как обычный ЛуАЗ-969М, но имела улучшенную ходовку и тормоза.
Весь 1987 год потратили на испытания и доработку прототипа. Главная проблема заключалась в желании конструкторов сделать современную и комфортную модель. Луцкий завод этого уровня обеспечит просто не мог.
Первый полноценный прототип, а не ходовую модель, изготовили в конце 1988 года. Автомобиль показали публике и периодически возили по различным выставкам. Интересно, что внешность внедорожника отличалась от ходовой модели 1986 года.
ЛуАЗ-1301 получил кузов каркасно-панельного типа. Пружинная подвеска заменила торсионную, появился постоянный полный привод.
Чтобы упростить производство, автомобиль унифицировали с «Таврией». Внешне ЛуАЗ-1301 был похож на что-то среднее между «Нивой» и «Окой».
Прототипы получили подвеску с пневмобаллонами, напомним, что было это в 1988 году. Идея регулировки дорожного просвета была хорошей, но от нее пришлось отказаться. Слишком дорогим получился бы автомобиль, да и найти производителя качественных деталей оказалось делом сложным. В итоге работы свернули.
В 1989 году было решено возобновить проект ЛуАЗ-1301. В этот раз постарались максимально унифицировать конструкцию с «Таврией». Луцкий завод несколько лет как вошел в состав «АвтоЗАЗ» и это был единственный шанс наладить серийное производство.
Прототип нового ЛуАЗ-1301 имел пластиковый кузов. Это одновременно было достоинством и недостатком. С одной стороны, автомобиль не был подвержен коррозии. С другой – производство пластиковых элементов нужно было еще освоить. Понимая это, конструкторы отметили, что есть возможность заменить кузовные панели на стальные.
Подумали и о биче конца 1980-х годов – слив бензина. Лючок заливной горловины запирался одновременно с дверями, соответственно, открыть его извне постороннему человеку можно было разве что выломав сам элемент.
В 1990 году построили несколько опытных автомобилей, один был даже с кузовом типа пикап. Эти внедорожники отправили на испытания в Узбекистан своим ходом. Автомобили с честью прошли автопробег – все 8 машин, среди которых было 5 ЛуАЗ-1302, благополучно вернулись.
Как только Советский Союз распался на ряд независимых государств, планы по выпуску перспективных ЛуАЗ-1301 сдвинулись на неопределенные сроки. В первую очередь нужно было наращивать объемы модели 1302 с двигателями от «Таврии».
Последней разработкой перед приватизацией Луцкого завода стал прототип ЛуАЗ-1301, получивший цельный задний диван. Из-за тяжелого финансового положения предприятия, автомобиль, появившийся в 1994 году показал себя откровенно «сырым» и недоработанным. Это неоднократно отмечали журналисты изданий тех лет.
Возрождение предприятия началось в 1999 году, когда завод купили инвесторы. Тогда была налажена сборка ВАЗ и УАЗ из машинокомплектов, поставляемых из России.
В 2002 году ЛуАЗ-1301 в очередной раз возродили. Директор завода официально заявил, что им принято решение начать производство перспективной модели.
Хотя работы по модели велись серьезные, недостаток финансирования затянул их. Серийное производство ЛуАЗ-1301 собирались начать не раньше 2004 года.
Внедорожники планировали выпускать разного типа:
✅ Грузовой
✅ Кабриолет
✅ Пятидверный
В каждой версии было три комплектации, от стандартной, до люксовой.
После разработки нового дизайна оказалось, что светоприборы от «Таврии» уже не подходят. Решение было найдено быстро – использовать фары и фонари от испанского Seat и французского Peugeot.
В ходовой появились элементы от ВАЗ – ведь заводе производилась их «отверточная» сборка. Кроме МеМЗ, решили ставить на «люксовые» ЛуАЗ-1301 моторы от «Нивы».
Вместо запланированных 50 внедорожников, к концу 2002 года производитель собрал три автомобиля. Но работы над расширением модельного ряда продолжались. В 2003 году сделали несколько прототипов пикапов и медицинских автомобилей.
Казалось бы, что до запуска внедорожника в серийное производство осталось всего ничего, но этого не произошло. Для конвейера нужны были инвестиции в 3 млн. долларов – их обещало выделить правительство Украины. Потом указ был отменен, а чуть больше, чем через год – опять восстановлен.
Только ЛуАЗ-1301 это уже не спасло. За прошедшее время программа была заброшена, инвесторы отказались от модели. Директор Луцкого завода обещал, что модель все-таки начнут серийно выпускать в 2005 году, но потом предприятие выкупила корпорация «Богдан».
Новые владельцы заявили, что выпуск собственного внедорожника – это дело нерентабельное. Так окончилась история перспективного ЛуАЗ-1301, по сути, не успев начаться.
С одной стороны, даже обновленный автомобиль выглядел на фоне иномарок устаревшим. Но он мог бы занять нишу бюджетных внедорожников, как это сделал ВАЗ-2121 в России. К сожалению, у корпорации «Богдан» на этот счет были свои планы и соображения...
Иногда ЛуАЗ становится базой при создании автомобиля повышенной проходимости. Для этого под капотом модели меняется двигатель на какой-нибудь старенький дизель, устанавливаются большие колеса. И все – машина готова.
Главное достоинство ЛуАЗ-969М – это то, что изначально внедорожник создавался для военных (модель 967). Соответственно, в гражданской версии он не сильно изменился. Машина не отличается комфортом, зато проходимость у нее даже в базе поражает, несмотря на маломощный двигатель.
Военный ЛуАЗ-967. Фото: Youtube.com
А вы знали, что на Луцком автомобильном заводе предпринимались попытки осовременить ЛуАЗ-969? Это началось еще в 1980-х, и продолжалось до 2000-х годов. Но не будем забегать вперед.
Первые попытки
ЛуАЗ-969 начали серийно выпускать с 1966 года. Автомобиль получился востребованным и проходимым, но уж слишком военным с соответствующим уровнем комфорта типа «спартанцы предпочитают спать на камнях».
В 1982 году на Луцком заводе создали ЛуАЗ-2735. Это внедорожник повышенной комфортности. Конструкторы основательно поработали над автомобилем, явив миру целых три опытных экземпляра. Увы, идея оказалась провальной – модель была слишком сложной для производства, да и финансировать ее не стали.
Новая модель должна была стать максимально современной и комфортной. Фото: Youtube.com
Уже в середине 80-х государство решило, что пора провести глобальную модернизацию ЛуАЗ-969М, а точнее, создать модель на его шасси.
Министерство автомобильной промышленности поставило ряд требований:
✅ Уменьшить массу
✅ Комфорт как у стандартной «легковушки»
✅ Сделать салон типа «трансформер»
Обрадованное конструкторское бюро приступило к работам.
Рождение модели ЛуАЗ-1301
Первым образцом, который использовали для отработки новых идей, стал автомобиль под индексом 2151. Модель внешне выглядела как обычный ЛуАЗ-969М, но имела улучшенную ходовку и тормоза.
Вскоре был готов макет, получивший индекс 1301. Прототип имел новый дизайн, а уменьшить массу удалось за счет увеличение пластиковых кузовных панелей до 11 %. Напомним, что у серийного ЛуАЗ-969М таких деталей было не более 0,7 %.
Весь 1987 год потратили на испытания и доработку прототипа. Главная проблема заключалась в желании конструкторов сделать современную и комфортную модель. Луцкий завод этого уровня обеспечит просто не мог.
Это вариант от НАМИ. Фото: Youtube.com
Первый полноценный прототип, а не ходовую модель, изготовили в конце 1988 года. Автомобиль показали публике и периодически возили по различным выставкам. Интересно, что внешность внедорожника отличалась от ходовой модели 1986 года.
Особенности конструкции
ЛуАЗ-1301 получил кузов каркасно-панельного типа. Пружинная подвеска заменила торсионную, появился постоянный полный привод.
Чтобы упростить производство, автомобиль унифицировали с «Таврией». Внешне ЛуАЗ-1301 был похож на что-то среднее между «Нивой» и «Окой».
Прототипы получили подвеску с пневмобаллонами, напомним, что было это в 1988 году. Идея регулировки дорожного просвета была хорошей, но от нее пришлось отказаться. Слишком дорогим получился бы автомобиль, да и найти производителя качественных деталей оказалось делом сложным. В итоге работы свернули.
В 1989 году было решено возобновить проект ЛуАЗ-1301. В этот раз постарались максимально унифицировать конструкцию с «Таврией». Луцкий завод несколько лет как вошел в состав «АвтоЗАЗ» и это был единственный шанс наладить серийное производство.
Прототип нового ЛуАЗ-1301 имел пластиковый кузов. Это одновременно было достоинством и недостатком. С одной стороны, автомобиль не был подвержен коррозии. С другой – производство пластиковых элементов нужно было еще освоить. Понимая это, конструкторы отметили, что есть возможность заменить кузовные панели на стальные.
Прототип с колесной формулой 6х4. Фото: Youtube.com
Подумали и о биче конца 1980-х годов – слив бензина. Лючок заливной горловины запирался одновременно с дверями, соответственно, открыть его извне постороннему человеку можно было разве что выломав сам элемент.
В 1990 году построили несколько опытных автомобилей, один был даже с кузовом типа пикап. Эти внедорожники отправили на испытания в Узбекистан своим ходом. Автомобили с честью прошли автопробег – все 8 машин, среди которых было 5 ЛуАЗ-1302, благополучно вернулись.
Что случилось после развала СССР
Как только Советский Союз распался на ряд независимых государств, планы по выпуску перспективных ЛуАЗ-1301 сдвинулись на неопределенные сроки. В первую очередь нужно было наращивать объемы модели 1302 с двигателями от «Таврии».
В 1992 году появилась версия ЛуАЗ-1303 – тот же внешне советский внедорожник, но с ходовой от 1301. Примерно в это же время собрали прототип с индексом 13014 с колесной формулой 6х4 и бортовым кузовом.
Последней разработкой перед приватизацией Луцкого завода стал прототип ЛуАЗ-1301, получивший цельный задний диван. Из-за тяжелого финансового положения предприятия, автомобиль, появившийся в 1994 году показал себя откровенно «сырым» и недоработанным. Это неоднократно отмечали журналисты изданий тех лет.
ЛуАЗ-1302 должен был стать переходной моделью. Фото: Youtube.com
Возрождение предприятия началось в 1999 году, когда завод купили инвесторы. Тогда была налажена сборка ВАЗ и УАЗ из машинокомплектов, поставляемых из России.
В 2002 году ЛуАЗ-1301 в очередной раз возродили. Директор завода официально заявил, что им принято решение начать производство перспективной модели.
Планы были грандиозными – к концу года собирались выпустить 50 внедорожников. Стоимость их называли в районе 3-3,5 тыс. долларов в эквиваленте.
Хотя работы по модели велись серьезные, недостаток финансирования затянул их. Серийное производство ЛуАЗ-1301 собирались начать не раньше 2004 года.
Внедорожники планировали выпускать разного типа:
✅ Грузовой
✅ Кабриолет
✅ Пятидверный
В каждой версии было три комплектации, от стандартной, до люксовой.
После разработки нового дизайна оказалось, что светоприборы от «Таврии» уже не подходят. Решение было найдено быстро – использовать фары и фонари от испанского Seat и французского Peugeot.
А это еще советская разработка. Фото: Youtube.com
В ходовой появились элементы от ВАЗ – ведь заводе производилась их «отверточная» сборка. Кроме МеМЗ, решили ставить на «люксовые» ЛуАЗ-1301 моторы от «Нивы».
Вместо запланированных 50 внедорожников, к концу 2002 года производитель собрал три автомобиля. Но работы над расширением модельного ряда продолжались. В 2003 году сделали несколько прототипов пикапов и медицинских автомобилей.
Казалось бы, что до запуска внедорожника в серийное производство осталось всего ничего, но этого не произошло. Для конвейера нужны были инвестиции в 3 млн. долларов – их обещало выделить правительство Украины. Потом указ был отменен, а чуть больше, чем через год – опять восстановлен.
Этот автомобиль как-то умудрился попасть в частные руки. Фото: Youtube.com
Только ЛуАЗ-1301 это уже не спасло. За прошедшее время программа была заброшена, инвесторы отказались от модели. Директор Луцкого завода обещал, что модель все-таки начнут серийно выпускать в 2005 году, но потом предприятие выкупила корпорация «Богдан».
Новые владельцы заявили, что выпуск собственного внедорожника – это дело нерентабельное. Так окончилась история перспективного ЛуАЗ-1301, по сути, не успев начаться.
С одной стороны, даже обновленный автомобиль выглядел на фоне иномарок устаревшим. Но он мог бы занять нишу бюджетных внедорожников, как это сделал ВАЗ-2121 в России. К сожалению, у корпорации «Богдан» на этот счет были свои планы и соображения...
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....