
Inflatoplane – надувной самолет, который помещался в багажнике
Многие слышали о фанерных самолетах, о летательных аппаратах, чьи крылья обшивались тканью – перкалем, но чтобы воздушное судно было надувным, это уже что-то из ряда вон выходящее. Тем не менее, такие конструкции не только существовали, но и поднимались в небо. Один из таких проектов носил название Goodyear Inflatoplane. Его реализацией занималась компания, являющаяся «дочкой» всемирно известного производителя автомобильных покрышек.
У традиционного самолета конструкция жесткая в своей основе. Это гарантирует нужную прочность, но в плане хранения создает определенные трудности: летательному аппарату нужен ангар или он будет стоять под открытым небом, что отрицательно сказывается на долговечности материалов изготовления. Были попытки сделать складывающиеся конструкции, но они имели частичный успех: у самолетов складывались крылья, чтобы их как можно больше помещалось на авианесущем корабле. Но этого казалось мало, и инженеры задались целью сделать летающую машину, которая при хранении занимает минимум места.
Надувной самолет помещался в багажник авто. Фото: YouTube.com
Главная мысль заключалась в использовании для изготовления планера мягкого материала, заполняемого под давлением обычным воздухом. При этом жесткие элементы должны быть надежно соединены с оболочкой.
К началу 50-х появилась потребность в создании принципиально новых средств для спасения в самых различных условиях. Поэтому старую идею раскопали, «сдули с нее пыль» и принялись совершенствовать. До сей поры неясно, кто был инициатором реанимации проекта надувного самолета – морское ведомство МО США или Goodyear. Скорее всего, разработки начала «резиновая» компания, чем вскоре заинтересовались военные.
Перед Goodyear Aircraft Company стояла непростая задача. Требовалось создать компактный, малогабаритный самолет, умещавшийся при транспортировке в контейнер объемом до 1,25 куб. м. При этом для подготовки аппарата к полету нужно использовать минимум времени – несколько минут. Надо было сделать так, чтобы воздушное судно в сложенном виде не только перевозилось на чем угодно, но и десантировалось на парашюте.
Куда уж меньше! Фото: YouTube.com
Работы по созданию надувного самолета и его модификаций велись в 1955-56 годах.
Базовый проект разработали всего за три месяца. Потом на его основе построили целую серию аппаратов. Самый важный вопрос о материале для оболочки решили, применив композитную ткань Airmat. Это материал по тем временам – довольно «продвинутый», представлял собой несколько слоев нейлона, пропитанных неопреном. Внутри оболочки установили перегородки и сетки, а самые нагруженные части усилили металлическими тросиками. Борта (не все) и кабину изготовили из профильных труб. Крылья и хвостовое оперение сделали полностью надувными, даже элероны!
Перед надувкой. Фото: YouTube.com
Применение современного прочного материала дало свои результаты: при создании давления в 1,7 атмосферы самолет приобретал нужную жесткость. Надуть конструкцию можно компрессором или ручным насосом.
На первых порах планировалось устанавливать двухтактный движок Nelson, развивающий 40 «лошадей». Мотор имел двухлопастной винт и размещался над центропланом на мотораме. Однако мощности явно не хватало и двигатель заменили на 45-сильный, а позже и вовсе поставили агрегат McCulloch 4318, выдававший 60 л. с. Это улучшило летные характеристики машины и увеличило ее грузоподъемность.
Было несколько вариантов «помещения», рассчитанного на одного или двух человек. Рассматривался открытый и закрытый вариант кабины. В любом случае у пилота было все необходимое для управления самолетом: рукоять, панель приборов, радиостанция.
В кабине – все необходимое для управления самолетом. Фото: YouTube.com
Шасси – трехопорное, крепилось к нижней, жесткой части фюзеляжа. Амортизаторы отсутствовали, при посадке удар гасился благодаря упругости стоек и самого аппарата.
Наземную проверку работоспособности прототипа проводили необычным образом. Самолет закрепили на крыше авто и возили по ВПП. Первый полет прошел нормально: самолет оправдал ожидания, однако пришлось переработать внутреннюю структуру крыла. Второй прототип GA-447 имел закрытую кабину и не подвел разработчиков – испытания прошли на «ура». Вдохновленные успехом конструкторы стали разрабатывать сразу несколько вариантов надувного самолета. Вот характеристики одноместного GA-468:
✅ размах крыльев – 6,7 м при длине 5,97 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 230 кг (340 кг)
✅ мощность двигателя 40 л. с.
✅ скорость – до 115 км/ч
✅ дальность – 630 км
Чтобы подняться в воздух, машине требовалась полоса протяженностью 75 м. Двухместный самолет получил индекс GA-466. На нем стоял уже 60-сильный движок, размах крыльев увеличился до 8,5 м. Другие характеристики остались теми же, исключая дальность полета, которая сократилась до 440 км.
Одноместный вариант самолета. Фото: YouTube.com
Самолет планировалось запустить в серию под названием АО-2 (двухместный вариант) и АО-3 (для одного пилота). Несмотря на специфический материал изготовления, самолет отвечал всем требованиям для полноценного пилотирования. Испытания продолжались до конца 50-х, но неожиданная катастрофа затормозила, а потом и отложила запуск массового производства на неопределенное время.
Военным надувной самолет не понравился. Фото: YouTube.com
Не все полеты были удачными. Фото: YouTube.com
К этому моменту уже находилось в стопроцентной готовности 12 самолетов. В дальнейшем инженеры Goodyear Aircraft пытались реанимировать проект: строили новые варианты надувных аппаратов (последний взлетел в небо в 1962 году), испытывали их. Но требовались новые вложения, была определенная сложность в организации производства. К началу 60-х такие самолеты перестали интересовать военных, несмотря на начавшуюся войну во Вьетнаме. Гражданских тоже резинотканевый самолет не вдохновлял к инвестированию.
Когда в Goodyear Aircraft убедились, что перспективы возрождения проекта отсутствуют, несколько машин были отправлены на хранение, а три экземпляра передали американским музеям. Один из них, одноместный GA-468, можно увидеть в Смитсоновском институте. Если бы проектом сразу заинтересовались гражданские компании, не исключено, что надувные самолеты и сегодня пользовались спросом.
Надувной самолет в музее. Фото: YouTube.com
Такой аппарат пригодился бы рыбакам, охотникам: загрузил его в машину, катер и – вперед! Если нужно преодолеть какое-либо препятствие или срочно вернуться домой (например, при несчастном случае), подобный «лайнер» был бы незаменим. И кто знает – может к идее надувного самолета еще придется вернуться.
Идея
У традиционного самолета конструкция жесткая в своей основе. Это гарантирует нужную прочность, но в плане хранения создает определенные трудности: летательному аппарату нужен ангар или он будет стоять под открытым небом, что отрицательно сказывается на долговечности материалов изготовления. Были попытки сделать складывающиеся конструкции, но они имели частичный успех: у самолетов складывались крылья, чтобы их как можно больше помещалось на авианесущем корабле. Но этого казалось мало, и инженеры задались целью сделать летающую машину, которая при хранении занимает минимум места.

Главная мысль заключалась в использовании для изготовления планера мягкого материала, заполняемого под давлением обычным воздухом. При этом жесткие элементы должны быть надежно соединены с оболочкой.
В 30-х годах Goodyear уже пыталась создать надувной самолет и даже подняла его в воздух, но идею почему-то забросили.
К началу 50-х появилась потребность в создании принципиально новых средств для спасения в самых различных условиях. Поэтому старую идею раскопали, «сдули с нее пыль» и принялись совершенствовать. До сей поры неясно, кто был инициатором реанимации проекта надувного самолета – морское ведомство МО США или Goodyear. Скорее всего, разработки начала «резиновая» компания, чем вскоре заинтересовались военные.
Что нужно было сделать
Перед Goodyear Aircraft Company стояла непростая задача. Требовалось создать компактный, малогабаритный самолет, умещавшийся при транспортировке в контейнер объемом до 1,25 куб. м. При этом для подготовки аппарата к полету нужно использовать минимум времени – несколько минут. Надо было сделать так, чтобы воздушное судно в сложенном виде не только перевозилось на чем угодно, но и десантировалось на парашюте.

Работы по созданию надувного самолета и его модификаций велись в 1955-56 годах.
Строительство и конструкция
Базовый проект разработали всего за три месяца. Потом на его основе построили целую серию аппаратов. Самый важный вопрос о материале для оболочки решили, применив композитную ткань Airmat. Это материал по тем временам – довольно «продвинутый», представлял собой несколько слоев нейлона, пропитанных неопреном. Внутри оболочки установили перегородки и сетки, а самые нагруженные части усилили металлическими тросиками. Борта (не все) и кабину изготовили из профильных труб. Крылья и хвостовое оперение сделали полностью надувными, даже элероны!

Применение современного прочного материала дало свои результаты: при создании давления в 1,7 атмосферы самолет приобретал нужную жесткость. Надуть конструкцию можно компрессором или ручным насосом.
Двигатель
На первых порах планировалось устанавливать двухтактный движок Nelson, развивающий 40 «лошадей». Мотор имел двухлопастной винт и размещался над центропланом на мотораме. Однако мощности явно не хватало и двигатель заменили на 45-сильный, а позже и вовсе поставили агрегат McCulloch 4318, выдававший 60 л. с. Это улучшило летные характеристики машины и увеличило ее грузоподъемность.
Моторная рама не скреплялась с другими жесткими элементами аппарата, тем не менее прочность конструкции оказалась достаточной.
Кабина и шасси
Было несколько вариантов «помещения», рассчитанного на одного или двух человек. Рассматривался открытый и закрытый вариант кабины. В любом случае у пилота было все необходимое для управления самолетом: рукоять, панель приборов, радиостанция.

Шасси – трехопорное, крепилось к нижней, жесткой части фюзеляжа. Амортизаторы отсутствовали, при посадке удар гасился благодаря упругости стоек и самого аппарата.
Испытания
Наземную проверку работоспособности прототипа проводили необычным образом. Самолет закрепили на крыше авто и возили по ВПП. Первый полет прошел нормально: самолет оправдал ожидания, однако пришлось переработать внутреннюю структуру крыла. Второй прототип GA-447 имел закрытую кабину и не подвел разработчиков – испытания прошли на «ура». Вдохновленные успехом конструкторы стали разрабатывать сразу несколько вариантов надувного самолета. Вот характеристики одноместного GA-468:
✅ размах крыльев – 6,7 м при длине 5,97 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 230 кг (340 кг)
✅ мощность двигателя 40 л. с.
✅ скорость – до 115 км/ч
✅ дальность – 630 км
Чтобы подняться в воздух, машине требовалась полоса протяженностью 75 м. Двухместный самолет получил индекс GA-466. На нем стоял уже 60-сильный движок, размах крыльев увеличился до 8,5 м. Другие характеристики остались теми же, исключая дальность полета, которая сократилась до 440 км.

Самолет планировалось запустить в серию под названием АО-2 (двухместный вариант) и АО-3 (для одного пилота). Несмотря на специфический материал изготовления, самолет отвечал всем требованиям для полноценного пилотирования. Испытания продолжались до конца 50-х, но неожиданная катастрофа затормозила, а потом и отложила запуск массового производства на неопределенное время.

В ходе очередного полета на самолете, пилотируемым летчиком Уоллесом, слетел со шкива один из тросов управления. В итоге заклинила ручка, одна из плоскостей согнулась, оболочка порвалась, алюминиевой оконцовкой крыла ударило пилота. Он все же выбрался из кабины, но парашют раскрыть не успел и погиб.

К этому моменту уже находилось в стопроцентной готовности 12 самолетов. В дальнейшем инженеры Goodyear Aircraft пытались реанимировать проект: строили новые варианты надувных аппаратов (последний взлетел в небо в 1962 году), испытывали их. Но требовались новые вложения, была определенная сложность в организации производства. К началу 60-х такие самолеты перестали интересовать военных, несмотря на начавшуюся войну во Вьетнаме. Гражданских тоже резинотканевый самолет не вдохновлял к инвестированию.
Окончание (?) истории
Когда в Goodyear Aircraft убедились, что перспективы возрождения проекта отсутствуют, несколько машин были отправлены на хранение, а три экземпляра передали американским музеям. Один из них, одноместный GA-468, можно увидеть в Смитсоновском институте. Если бы проектом сразу заинтересовались гражданские компании, не исключено, что надувные самолеты и сегодня пользовались спросом.

Некоторые технологии, разработанные при постройке надувного самолета, используются и поныне. В основном в парках для детских развлечений, как «воздушный шарик в виде самолета». Также широкое распространение получил уникальный высокопрочный (на разрыв) материал Airmat, из которого делают батуты.
Такой аппарат пригодился бы рыбакам, охотникам: загрузил его в машину, катер и – вперед! Если нужно преодолеть какое-либо препятствие или срочно вернуться домой (например, при несчастном случае), подобный «лайнер» был бы незаменим. И кто знает – может к идее надувного самолета еще придется вернуться.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....