АЗЛК-2139 «Арбат» – уникальный минивэн, так и не ставший серийным
Автомобили марки «Москвич» когда-то были одними из самых известных в СССР. С появлением моделей ВАЗ слава АЗЛК начала блекнуть – люди мечтали купить почти итальянскую машину.
Главной проблемой московского завода стала нехватка финансирования – деньги государство вкладывало в предприятие, расположенное в городе Тольятти. В таких условиях сложно разрабатывать новые модели автомобилей.
А ведь могли это сделать – конструкторское бюро АЗЛК было одним из лучших в стране. Разнообразие прототипов или штучных партий новых автомобилей даже сейчас поражает. Сегодня мы расскажем про одну такую машину – АЗЛК-2139 «Арбат».
Это был проект минивэна, причем не простого, а семиместного. Производитель прекрасно понимал перспективы таких разработок, но серийным этот автомобиль так и не стал.
Начиная с 1967 года, правительство СССР сделало ставку на постройку и развитие Волжского автомобильного завода. Это предприятие должно было выпускать современные машины европейского уровня.
Данное решение лишило завод АЗЛК финансирования в области создания новых моделей. Для чего, если есть готовые итальянские автомобили, которые нужно только доработать и запустить в крупносерийное производство?
Несмотря на трудности, конструкторское бюро продолжало выпускать прототипы. В первой половине 1980-х годов, по инициативе генерального директора, предприятие начало работу над минивэнами. Автомобили в таком кузове стали бы первыми в СССР.
Работа велась сразу по нескольким вариантам:
✅ Семейный
✅ Грузовой
✅ Комбинированный
Проект был утвержден Министерством автомобильной промышленности СССР. Модели даже заранее получили индексы – 2139 и 3733.
Первый этап работы над перспективными «Москвичами» продолжался до 1987 года. Для реализации проекта пригласили конструктора Александра Кулыгина. Главной задачей стало изготовление макетов даже не в натуральную величину.
Первые получившиеся образцы соответствовали техническому заданию, но были забракованы из-за ненадлежащего внешнего вида относительно к современным веяниям моды. Следующий макет назвали «Круиз» и он был выполнен в соотношении 1 к 1. Внешне автомобиль получился стильным.
Примечательно, что салон разрабатывался отдельно, чтобы отработать схему размещение и трансформации мест водителя и пассажиров. Автомобиль получил три ряда сидений – любое из них можно было снять или передвинуть. Передние кресла разворачивались на 180 градусов.
Средние легко складывались в походный столик. Получается, что салон автомобиля изначально разрабатывался с прицелом на семейный туризм.
Правительство СССР не оценило такую необычную концепцию советского личного транспорта. Воплощение макета в полноценную ходовую модель затянулось из-за недостатка финансирования и отсутствия заинтересованности «верхов». «Круизу» не суждено было даже стать прототипом.
В 1987 году, когда АЗЛК пережил ряд кадровых перестановок, работы над минивэном возобновили. Было решено сделать новую модель, как внешне, так и технически.
Прототип АЗЛК-2139 «Арбат» был создан художниками конструкторами, которые до этого занимались только макетами. Это стало возможным после открытия в бюро полноценного модельного участка и задействованию специалистов-кузовщиков.
Работа кипела – команда энтузиастов была настолько увлечена творческим процессом, что буквально переселилась на модельный участок. Раскладные кровати расставили прямо в помещении, где работа не прекращалась 24 часа в сутки.
Такая поспешность связана с опасениями, что «сверху» придет указание прекратить разработки перспективного минивэна. Были страхи и другого плана – правительство могло потребовать отдать все наработки Волжскому автомобильному заводу. Так уже случалось с ЗИЛ, вынужденному передать документацию на перспективный бескапотный грузовик КАМАЗу.
Первым на свет появился макет АЗЛК-2139 «Арбат», выполненный в масштабе 1 к 5. Следующий образец был уже в полную величину. Автомобиль сделали из пенопласта, стеклопластика и гипса.
Сложнее всего оказалось собрать полноценный ходовой прототип. Чтобы модель сразу признали жизнеспособной, пришлось делать всю проектную документацию, начиная от технических моментов, заканчивая кузовными панелями. На эти работы ушло порядка полутора лет.
Автомобиль получился необычным как для АЗЛК, так и для Волжского завода АвтоВАЗ. Язык не поворачивался назвать этот «Москвич» несовременным – наоборот, он превосходил все советские и даже большинство иностранных моделей.
Кузов изготовлен по каркасно-панельной технологии. В качестве основы использован остов из высокопрочной стали. Наружные панели были из пластика. Ничего такая конструкция не напоминает? Возможно, что идея была взята от Renault Espace первого поколения, которые выпускались с 1984 года.
Много вопросов вызвали поиски двигателя. После долгих прений, было решено, что большому минивэну нужен соответствующий мотор. Лучше всего подошел бы силовой агрегат от ГАЗ «Волга».
Только ждать, что Горьковский завод поделится этим мотором, не стоило. «Волги» и так считались дефицитом и купить их простому человеку в СССР было невозможно. Никакие очереди тут не работали, разве что лотерея, двойная-тройная переплата или соответствующая должность.
Пришлось обходиться своими силами. В итоге под капотом АЗЛК-2139 «Арбат» оказался двигатель АЗЛК-21414. Это самый современный и перспективный силовой агрегат за всю историю завода АЗЛК. Мотор оснащался карбюратором, сделанным по лицензии Pierburg.
Кстати, двигатель АЗЛК-21414 выпущен всего в 30 экземплярах и нескольких сериях, отличающихся друг от друга нюансами. Были даже модификации с впрыском топлива, но «Арбату» они не достались.
Все остальные технические узлы и агрегаты взяли по максимуму от серийного «Москвича» 2141. Конструкторы понимали, что денег на запуск в производство модели, коренным образом отличающейся от той, что выпускается серийно, им не выделят.
Готовый ходовой прототип АЗЛК-2139 «Арбат» был показан в конце 1987 года. Этой модели было еще далеко до серийного выпуска – планировалось ее испытывать и дорабатывать.
Проект АЗЛК-2139 «Арбат» еще не успели даже показать, как стало понятно – шанс, что его «зарежет» правительство, высок. Для подстраховки руководство завода наладило конструктивный диалог с итальянской дизайнерской компанией Garnero.
Казалось, что дела налаживаются – новый минивэн всем понравился, а его выпуск планировали начать на заводе в Сухиничах, который как раз вошел в состав АЗЛК. Старт был назначен на 1989 году.
Макет возили по советским выставкам, везде он вызывал восторг, получал медали на ВДНХ СССР. Но развал Советского Союза поставил крест и на этой разработке, а «Москвич Ресса» вообще потом вернули итальянцам.
Предсерийный АЗЛК-2139 «Арбат» был готов в 1991 году, но судьба его уже оказалась предрешенной. Конвейерное производство минивэна так и не начали – слишком много экономических проблем возникло у АЗЛК.
А ведь автомобиль мог вывести завод на новый уровень, как это сделала «Газель» для ГАЗ.
Главной проблемой московского завода стала нехватка финансирования – деньги государство вкладывало в предприятие, расположенное в городе Тольятти. В таких условиях сложно разрабатывать новые модели автомобилей.
А ведь могли это сделать – конструкторское бюро АЗЛК было одним из лучших в стране. Разнообразие прототипов или штучных партий новых автомобилей даже сейчас поражает. Сегодня мы расскажем про одну такую машину – АЗЛК-2139 «Арбат».
Это полноценный большой минивэн. Фото: Youtube.com
Это был проект минивэна, причем не простого, а семиместного. Производитель прекрасно понимал перспективы таких разработок, но серийным этот автомобиль так и не стал.
Предпосылки к появлению модели
Начиная с 1967 года, правительство СССР сделало ставку на постройку и развитие Волжского автомобильного завода. Это предприятие должно было выпускать современные машины европейского уровня.
Данное решение лишило завод АЗЛК финансирования в области создания новых моделей. Для чего, если есть готовые итальянские автомобили, которые нужно только доработать и запустить в крупносерийное производство?
Салон для конца 1980-х выглядит лучше, чем у многих иномарок. Фото: Youtube.com
Несмотря на трудности, конструкторское бюро продолжало выпускать прототипы. В первой половине 1980-х годов, по инициативе генерального директора, предприятие начало работу над минивэнами. Автомобили в таком кузове стали бы первыми в СССР.
Работа велась сразу по нескольким вариантам:
✅ Семейный
✅ Грузовой
✅ Комбинированный
Проект был утвержден Министерством автомобильной промышленности СССР. Модели даже заранее получили индексы – 2139 и 3733.
Первый этап работы над перспективными «Москвичами» продолжался до 1987 года. Для реализации проекта пригласили конструктора Александра Кулыгина. Главной задачей стало изготовление макетов даже не в натуральную величину.
Первые получившиеся образцы соответствовали техническому заданию, но были забракованы из-за ненадлежащего внешнего вида относительно к современным веяниям моды. Следующий макет назвали «Круиз» и он был выполнен в соотношении 1 к 1. Внешне автомобиль получился стильным.
Примечательно, что салон разрабатывался отдельно, чтобы отработать схему размещение и трансформации мест водителя и пассажиров. Автомобиль получил три ряда сидений – любое из них можно было снять или передвинуть. Передние кресла разворачивались на 180 градусов.
Прототип в музее. Фото: Youtube.com
Средние легко складывались в походный столик. Получается, что салон автомобиля изначально разрабатывался с прицелом на семейный туризм.
Правительство СССР не оценило такую необычную концепцию советского личного транспорта. Воплощение макета в полноценную ходовую модель затянулось из-за недостатка финансирования и отсутствия заинтересованности «верхов». «Круизу» не суждено было даже стать прототипом.
Появление АЗЛК-2139 «Арбат»
В 1987 году, когда АЗЛК пережил ряд кадровых перестановок, работы над минивэном возобновили. Было решено сделать новую модель, как внешне, так и технически.
Прототип АЗЛК-2139 «Арбат» был создан художниками конструкторами, которые до этого занимались только макетами. Это стало возможным после открытия в бюро полноценного модельного участка и задействованию специалистов-кузовщиков.
Крышу явно нужно было поднять повыше. Фото: Youtube.com
Работа кипела – команда энтузиастов была настолько увлечена творческим процессом, что буквально переселилась на модельный участок. Раскладные кровати расставили прямо в помещении, где работа не прекращалась 24 часа в сутки.
Такая поспешность связана с опасениями, что «сверху» придет указание прекратить разработки перспективного минивэна. Были страхи и другого плана – правительство могло потребовать отдать все наработки Волжскому автомобильному заводу. Так уже случалось с ЗИЛ, вынужденному передать документацию на перспективный бескапотный грузовик КАМАЗу.
Первым на свет появился макет АЗЛК-2139 «Арбат», выполненный в масштабе 1 к 5. Следующий образец был уже в полную величину. Автомобиль сделали из пенопласта, стеклопластика и гипса.
Сложнее всего оказалось собрать полноценный ходовой прототип. Чтобы модель сразу признали жизнеспособной, пришлось делать всю проектную документацию, начиная от технических моментов, заканчивая кузовными панелями. На эти работы ушло порядка полутора лет.
Конструкция модели
Автомобиль получился необычным как для АЗЛК, так и для Волжского завода АвтоВАЗ. Язык не поворачивался назвать этот «Москвич» несовременным – наоборот, он превосходил все советские и даже большинство иностранных моделей.
Вот она – мечта советского дачника и туриста! Фото: Youtube.com
Кузов изготовлен по каркасно-панельной технологии. В качестве основы использован остов из высокопрочной стали. Наружные панели были из пластика. Ничего такая конструкция не напоминает? Возможно, что идея была взята от Renault Espace первого поколения, которые выпускались с 1984 года.
Много вопросов вызвали поиски двигателя. После долгих прений, было решено, что большому минивэну нужен соответствующий мотор. Лучше всего подошел бы силовой агрегат от ГАЗ «Волга».
Только ждать, что Горьковский завод поделится этим мотором, не стоило. «Волги» и так считались дефицитом и купить их простому человеку в СССР было невозможно. Никакие очереди тут не работали, разве что лотерея, двойная-тройная переплата или соответствующая должность.
Пришлось обходиться своими силами. В итоге под капотом АЗЛК-2139 «Арбат» оказался двигатель АЗЛК-21414. Это самый современный и перспективный силовой агрегат за всю историю завода АЗЛК. Мотор оснащался карбюратором, сделанным по лицензии Pierburg.
Двигатель АЗЛК-21414. Фото: Youtube.com
Кстати, двигатель АЗЛК-21414 выпущен всего в 30 экземплярах и нескольких сериях, отличающихся друг от друга нюансами. Были даже модификации с впрыском топлива, но «Арбату» они не достались.
Все остальные технические узлы и агрегаты взяли по максимуму от серийного «Москвича» 2141. Конструкторы понимали, что денег на запуск в производство модели, коренным образом отличающейся от той, что выпускается серийно, им не выделят.
Готовый ходовой прототип АЗЛК-2139 «Арбат» был показан в конце 1987 года. Этой модели было еще далеко до серийного выпуска – планировалось ее испытывать и дорабатывать.
«Ресса»
Проект АЗЛК-2139 «Арбат» еще не успели даже показать, как стало понятно – шанс, что его «зарежет» правительство, высок. Для подстраховки руководство завода наладило конструктивный диалог с итальянской дизайнерской компанией Garnero.
В результате появился перспективный «Москвич Ресса». Этот автомобиль по технической части должен был полностью копировать АЗЛК-2139 «Арбат», но кузов создали итальянцы с нуля. Макет был готов в 1987 году.
Казалось, что дела налаживаются – новый минивэн всем понравился, а его выпуск планировали начать на заводе в Сухиничах, который как раз вошел в состав АЗЛК. Старт был назначен на 1989 году.
Даже масштабную модель выпустили в честь прототипа. Фото: Youtube.com
Макет возили по советским выставкам, везде он вызывал восторг, получал медали на ВДНХ СССР. Но развал Советского Союза поставил крест и на этой разработке, а «Москвич Ресса» вообще потом вернули итальянцам.
Предсерийный АЗЛК-2139 «Арбат» был готов в 1991 году, но судьба его уже оказалась предрешенной. Конвейерное производство минивэна так и не начали – слишком много экономических проблем возникло у АЗЛК.
А ведь автомобиль мог вывести завод на новый уровень, как это сделала «Газель» для ГАЗ.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...