Турбовинтовые транспортники – тройка лидеров
32 031

Турбовинтовые транспортники – тройка лидеров

Кому-то может показаться: самолеты с винтами – дело прошлого и сегодня они безнадежно устарели. Но нет! Некоторые из них, разработанные в 60-е годы, летают до сих пор, существует множество проектов и реальных самолетов, выпущенных в конце XX-го начале XXI века и использующихся сегодня. Какие-то образцы пошли в серию, что-то существует в виде концептов, опытных экземпляров. Наибольший интерес вызывают самые большие по габаритам и грузоподъемности турбовинтовые самолеты, летающие сегодня.


Airbus A400M


Впервые этот транспортник был продемонстрирован 26.06.2008 года в Севилье, а в небо самолет поднялся 11.09.2011-го. Испытания судна, в постройке которого участвовало несколько государств, прошли удачно, о чем свидетельствует портфель заказов, составивший на то время 174 машины. Разработки самолета стартовали в 1982-м. Но из-за разногласий между странами-участницами проекта, его реализация осуществилась через 21 год.

Турбовинтовые транспортники – тройка лидеровА400М Atlas под загрузкой. Фото: YouTube.com


Сначала транспортник был задуман исключительно для нужд военных десантников, но позже появились предложения использовать его, как гражданский «грузовик» и летающий танкер-заправщик.

Конструкция


В самолете применена схема широкофюзеляжного моноплана с Т-образным хвостом и высокорасположенным крылом. Корпус машины выполнен с использованием современных композитов. Отдельные узлы и детали изготавливались в Европе, ЮАР, США.

Количество членов экипажа Airbus A400M – от 2-х до 3-х человек. Фото: YouTube.com


Огромный объем грузового отделения в 340 куб. м позволяет свободно разместить внутри «перевозчика» в неразобранном виде вертолеты типа А.129, HNH-90, бронетранспортеры, РСЗО, гаубицы 203 мм. Главные характеристики:

✅ размах крыла – 42,4 м
✅ вес пустого (максимальный) – 70 т (141 т)
✅ полезный груз – до 37 т
✅ двигатели – четыре Europrop International TP400-D6 (коллективный продукт!) по 11 тыс. «лошадей» каждый
✅ средняя скорость – 780 км/ч
✅ максимальная высота – 11,28 км
✅ дальность – 7220 км с нагрузкой (пустого – 9260 км)

Конкурентом этой машины мог бы стать Ан-70, но из-за разрыва отношений Украины и РФ проект сначала притормозили, а потом закрыли. Сделали только один экземпляр, оставшийся в Украине (ВВС). Airbus A400M эксплуатируется и сегодня.

B-377 Super Guppy


Здесь стоит оговориться: официально самолет выведен из постоянной эксплуатации после начала «деятельности» его реактивного «потомка» – Airbus Beluga. Всего было выпущено пять Super Guppy (самый первый назывался без приставки «супер»), которые «здравствуют» и по сей день. Один из них находится в собственности NASA и применяется для транспортировки крупногабаритных грузов. Еще четыре воздушных судна находятся в законсервированном состоянии (США, Англия, ФРГ, Франция).

В-377 активно используется НАСА (март 2020-го). Фото: YouTube.com


Создание и начало эксплуатации


Полное название летательного аппарата – Aero Spacelines Super Guppy. По сути, это переоборудованный оригинальным и необычным способом военный транспортник от компании Boeing С-97. А он, в свою очередь, разработан на базе гражданского «Боинг-377». Поэтому сокращенно судно называли B-377 Guppy.

«Боинг-377», из которого сделали «Беременную Гуппи». Фото: YouTube.com


Когда самолет (в прессе его окрестили «Беременная Гуппи») был готов к испытаниям, большинство авиационных конструкторов, инженеров, глядя на нелепый вид судна, были уверены, что оно никогда не поднимется в воздух. Представитель Американского управления гражданской авиации, выдававший сертификаты, увидев лайнер, пришел в ужас, заявив, что «туша не взлетит!». Тем не менее, осенью 1962 года самолет поднялся в небо.


Изначально машина разрабатывалась для перевозки секций космических ракет-носителей. Транспортировать их по ж/д было крайне неудобно из-за негабаритных размеров (масса приемлемая), а по обычной дороге – долго, хлопотно, да и опасно, т. к. груз занял бы всю магистраль по ширине. Еще один путь – по морю, занимал до 20 суток и тоже не был простым: в случае шторма, секции повреждались.

Конструкция


Разработчики решили, что лучший вариант транспортировки – по воздуху с помощью переоборудованного уже существующего самолета, чтобы получилось дешевле. Так совпало, что к этому времени многие авиакомпании избавлялись от Boeing 377, который был хоть и мощным, но чрезмерно прожорливым. Главный конструктор Джон Конрой удлинил фюзеляж посредством вставки и сделал надстройку. Сначала она была фальшивая и крепилась для проведения испытаний, но потом поставили и настоящую. Машина получила новые двигатели T-34-P-7.

В-377 Guppy готовится к погрузке. Фото: YouTube.com


После успеха и подписаний контрактов на доставку частей ракет, возникла неожиданная проблема. Появилась необходимость перевозки ступеней для «Сатурн 4В», которые по габаритам не вмещались в «Беременную Гуппи». Конроя это ничуть не смутило, и он с энтузиазмом принялся за постройку Super Guppy. У гиганта опять удлинили и расширили фюзеляж, поставили другие моторы – Allison T56. Основные параметры Super Guppy:

✅ размах крыла – 47,625 м
✅ масса пустого (максимальная) – 46,039 т (77,11 т)
✅ вес перевозимого груза – 24,72 т
✅ мощность 4-х двигателей – Allison 501-D22C – 18 тыс. 720 «лошадей»
✅ средняя скорость – 407 км/ч
✅ максимальная высота – 7,62 км
✅ дальность – 3219 км

Самолет №941NA на сегодня единственный, используемый NASA для перевозки крупногабаритных грузов, доставляемых на МКС.

Ан-22


Второе и более известное название – «Антей». Это самый большой на сегодня действующий транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями. Первый макет, сделанный из дерева, появился в 1961 году, а в 1964-м из ангара выкатили прототип машины. К испытательным полетам судно подготовили в начале следующего года и 27.02.1965-го транспортник поднялся в небо. В ноябре самолет уже установил 12 рекордов, подняв на высоту в 6,6 км груз массой 88,103 тонны.

Ан-22 идет на взлет (Кубинка, 2020-й). Фото: YouTube.com


На авиашоу в Ле-Бурже (1965 год) самолет поражал воображение своей немыслимой грузоподъемностью. Когда корреспонденты спросили, сколько пассажиров перевез бы Ан-22, в КБ ответили, что не менее 720-ти. Тут же было отдано распоряжение о проработке пассажирского самолета (создан не был). Кстати, им транспортник условно успел побывать в 1972 году, когда из Египта вывозили советских граждан в ходе арабо-израильской войны. Правда, полет проходил без удобств, но 700 человек, как и обещал на авиашоу Антонов, благополучно вернулись на Родину. Характеристики Ан-22:

✅ размах крыльев – 64,4 м
✅ вес пустого ( полностью загруженного) – 114 т (250 т)
✅ полезная перевозимая масса – до 80 т
✅ двигатели – четыре НК-12МА по 15 тыс. л. с. каждый
✅ средняя скорость – 560 км/ч
✅ максимальная высота – 7,5 км

После успеха на во Франции НАТО дало свое название Ан-22 – «Петух», очевидно, из-за характерного хвостового оперения. Самолеты изготавливали на Ташкентском авиазаводе с 1966 года и в основном поступали в войска. Но и гражданские тоже охотно пользовались воздушным судном. Например, возили вертолеты Ми-8, компоненты строящихся тогда самолетов Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Ан-22 зачастую использовали для различных испытаний. Планировалось создание самолетов, летающих на ядерном топливе. Предполагалось, что реактор обеспечит дальность полета в 27,5 тыс. км. По идее, взлет осуществлялся на обычных движках, а далее включалась ядерная установка.

Экипаж Ан-22 состоял из 5-6 человек, в зависимости от сложности задания. Фото: YouTube.com


Также прорабатывался вариант воздушного судна для поиска экипажей самолетов и кораблей, терпящих бедствие в морях и океанах.

Турбовинтовой транспортник и сегодня в строю. Фото: YouTube.com


В наши дни «Антеев» осталось немного: некоторые из них «служат» в ВВС России и принимают участие в спецоперации на Украине, другие в законсервированном виде стоят в ангарах ремзавода г. Иваново. О легендарном самолете-транспортнике показательно сказал летчик-испытатель Курлин Ю. В., налетавший на АН-22 почти 3 тыс. часов. Пилот сравнил воздушное судно с «большой баржой», неспешно плывущей по воздушному океану, намекая на неприхотливость, легкость в управлении, простоту обслуживания и малую скорость.
А вы что думаете о самых больших турбовинтовых самолетах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....