
Турбовинтовые транспортники – тройка лидеров
Кому-то может показаться: самолеты с винтами – дело прошлого и сегодня они безнадежно устарели. Но нет! Некоторые из них, разработанные в 60-е годы, летают до сих пор, существует множество проектов и реальных самолетов, выпущенных в конце XX-го начале XXI века и использующихся сегодня. Какие-то образцы пошли в серию, что-то существует в виде концептов, опытных экземпляров. Наибольший интерес вызывают самые большие по габаритам и грузоподъемности турбовинтовые самолеты, летающие сегодня.
Впервые этот транспортник был продемонстрирован 26.06.2008 года в Севилье, а в небо самолет поднялся 11.09.2011-го. Испытания судна, в постройке которого участвовало несколько государств, прошли удачно, о чем свидетельствует портфель заказов, составивший на то время 174 машины. Разработки самолета стартовали в 1982-м. Но из-за разногласий между странами-участницами проекта, его реализация осуществилась через 21 год.
А400М Atlas под загрузкой. Фото: YouTube.com
Сначала транспортник был задуман исключительно для нужд военных десантников, но позже появились предложения использовать его, как гражданский «грузовик» и летающий танкер-заправщик.
В самолете применена схема широкофюзеляжного моноплана с Т-образным хвостом и высокорасположенным крылом. Корпус машины выполнен с использованием современных композитов. Отдельные узлы и детали изготавливались в Европе, ЮАР, США.
Количество членов экипажа Airbus A400M – от 2-х до 3-х человек. Фото: YouTube.com
Огромный объем грузового отделения в 340 куб. м позволяет свободно разместить внутри «перевозчика» в неразобранном виде вертолеты типа А.129, HNH-90, бронетранспортеры, РСЗО, гаубицы 203 мм. Главные характеристики:
✅ размах крыла – 42,4 м
✅ вес пустого (максимальный) – 70 т (141 т)
✅ полезный груз – до 37 т
✅ двигатели – четыре Europrop International TP400-D6 (коллективный продукт!) по 11 тыс. «лошадей» каждый
✅ средняя скорость – 780 км/ч
✅ максимальная высота – 11,28 км
✅ дальность – 7220 км с нагрузкой (пустого – 9260 км)
Конкурентом этой машины мог бы стать Ан-70, но из-за разрыва отношений Украины и РФ проект сначала притормозили, а потом закрыли. Сделали только один экземпляр, оставшийся в Украине (ВВС). Airbus A400M эксплуатируется и сегодня.
Здесь стоит оговориться: официально самолет выведен из постоянной эксплуатации после начала «деятельности» его реактивного «потомка» – Airbus Beluga. Всего было выпущено пять Super Guppy (самый первый назывался без приставки «супер»), которые «здравствуют» и по сей день. Один из них находится в собственности NASA и применяется для транспортировки крупногабаритных грузов. Еще четыре воздушных судна находятся в законсервированном состоянии (США, Англия, ФРГ, Франция).
В-377 активно используется НАСА (март 2020-го). Фото: YouTube.com
Полное название летательного аппарата – Aero Spacelines Super Guppy. По сути, это переоборудованный оригинальным и необычным способом военный транспортник от компании Boeing С-97. А он, в свою очередь, разработан на базе гражданского «Боинг-377». Поэтому сокращенно судно называли B-377 Guppy.
«Боинг-377», из которого сделали «Беременную Гуппи». Фото: YouTube.com
Изначально машина разрабатывалась для перевозки секций космических ракет-носителей. Транспортировать их по ж/д было крайне неудобно из-за негабаритных размеров (масса приемлемая), а по обычной дороге – долго, хлопотно, да и опасно, т. к. груз занял бы всю магистраль по ширине. Еще один путь – по морю, занимал до 20 суток и тоже не был простым: в случае шторма, секции повреждались.
Разработчики решили, что лучший вариант транспортировки – по воздуху с помощью переоборудованного уже существующего самолета, чтобы получилось дешевле. Так совпало, что к этому времени многие авиакомпании избавлялись от Boeing 377, который был хоть и мощным, но чрезмерно прожорливым. Главный конструктор Джон Конрой удлинил фюзеляж посредством вставки и сделал надстройку. Сначала она была фальшивая и крепилась для проведения испытаний, но потом поставили и настоящую. Машина получила новые двигатели T-34-P-7.
В-377 Guppy готовится к погрузке. Фото: YouTube.com
После успеха и подписаний контрактов на доставку частей ракет, возникла неожиданная проблема. Появилась необходимость перевозки ступеней для «Сатурн 4В», которые по габаритам не вмещались в «Беременную Гуппи». Конроя это ничуть не смутило, и он с энтузиазмом принялся за постройку Super Guppy. У гиганта опять удлинили и расширили фюзеляж, поставили другие моторы – Allison T56. Основные параметры Super Guppy:
✅ размах крыла – 47,625 м
✅ масса пустого (максимальная) – 46,039 т (77,11 т)
✅ вес перевозимого груза – 24,72 т
✅ мощность 4-х двигателей – Allison 501-D22C – 18 тыс. 720 «лошадей»
✅ средняя скорость – 407 км/ч
✅ максимальная высота – 7,62 км
✅ дальность – 3219 км
Самолет №941NA на сегодня единственный, используемый NASA для перевозки крупногабаритных грузов, доставляемых на МКС.
Второе и более известное название – «Антей». Это самый большой на сегодня действующий транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями. Первый макет, сделанный из дерева, появился в 1961 году, а в 1964-м из ангара выкатили прототип машины. К испытательным полетам судно подготовили в начале следующего года и 27.02.1965-го транспортник поднялся в небо. В ноябре самолет уже установил 12 рекордов, подняв на высоту в 6,6 км груз массой 88,103 тонны.
Ан-22 идет на взлет (Кубинка, 2020-й). Фото: YouTube.com
На авиашоу в Ле-Бурже (1965 год) самолет поражал воображение своей немыслимой грузоподъемностью. Когда корреспонденты спросили, сколько пассажиров перевез бы Ан-22, в КБ ответили, что не менее 720-ти. Тут же было отдано распоряжение о проработке пассажирского самолета (создан не был). Кстати, им транспортник условно успел побывать в 1972 году, когда из Египта вывозили советских граждан в ходе арабо-израильской войны. Правда, полет проходил без удобств, но 700 человек, как и обещал на авиашоу Антонов, благополучно вернулись на Родину. Характеристики Ан-22:
✅ размах крыльев – 64,4 м
✅ вес пустого ( полностью загруженного) – 114 т (250 т)
✅ полезная перевозимая масса – до 80 т
✅ двигатели – четыре НК-12МА по 15 тыс. л. с. каждый
✅ средняя скорость – 560 км/ч
✅ максимальная высота – 7,5 км
После успеха на во Франции НАТО дало свое название Ан-22 – «Петух», очевидно, из-за характерного хвостового оперения. Самолеты изготавливали на Ташкентском авиазаводе с 1966 года и в основном поступали в войска. Но и гражданские тоже охотно пользовались воздушным судном. Например, возили вертолеты Ми-8, компоненты строящихся тогда самолетов Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Ан-22 зачастую использовали для различных испытаний. Планировалось создание самолетов, летающих на ядерном топливе. Предполагалось, что реактор обеспечит дальность полета в 27,5 тыс. км. По идее, взлет осуществлялся на обычных движках, а далее включалась ядерная установка.
Экипаж Ан-22 состоял из 5-6 человек, в зависимости от сложности задания. Фото: YouTube.com
Также прорабатывался вариант воздушного судна для поиска экипажей самолетов и кораблей, терпящих бедствие в морях и океанах.
Турбовинтовой транспортник и сегодня в строю. Фото: YouTube.com
В наши дни «Антеев» осталось немного: некоторые из них «служат» в ВВС России и принимают участие в спецоперации на Украине, другие в законсервированном виде стоят в ангарах ремзавода г. Иваново. О легендарном самолете-транспортнике показательно сказал летчик-испытатель Курлин Ю. В., налетавший на АН-22 почти 3 тыс. часов. Пилот сравнил воздушное судно с «большой баржой», неспешно плывущей по воздушному океану, намекая на неприхотливость, легкость в управлении, простоту обслуживания и малую скорость.
Airbus A400M
Впервые этот транспортник был продемонстрирован 26.06.2008 года в Севилье, а в небо самолет поднялся 11.09.2011-го. Испытания судна, в постройке которого участвовало несколько государств, прошли удачно, о чем свидетельствует портфель заказов, составивший на то время 174 машины. Разработки самолета стартовали в 1982-м. Но из-за разногласий между странами-участницами проекта, его реализация осуществилась через 21 год.

Сначала транспортник был задуман исключительно для нужд военных десантников, но позже появились предложения использовать его, как гражданский «грузовик» и летающий танкер-заправщик.
Конструкция
В самолете применена схема широкофюзеляжного моноплана с Т-образным хвостом и высокорасположенным крылом. Корпус машины выполнен с использованием современных композитов. Отдельные узлы и детали изготавливались в Европе, ЮАР, США.

Огромный объем грузового отделения в 340 куб. м позволяет свободно разместить внутри «перевозчика» в неразобранном виде вертолеты типа А.129, HNH-90, бронетранспортеры, РСЗО, гаубицы 203 мм. Главные характеристики:
✅ размах крыла – 42,4 м
✅ вес пустого (максимальный) – 70 т (141 т)
✅ полезный груз – до 37 т
✅ двигатели – четыре Europrop International TP400-D6 (коллективный продукт!) по 11 тыс. «лошадей» каждый
✅ средняя скорость – 780 км/ч
✅ максимальная высота – 11,28 км
✅ дальность – 7220 км с нагрузкой (пустого – 9260 км)
Конкурентом этой машины мог бы стать Ан-70, но из-за разрыва отношений Украины и РФ проект сначала притормозили, а потом закрыли. Сделали только один экземпляр, оставшийся в Украине (ВВС). Airbus A400M эксплуатируется и сегодня.
B-377 Super Guppy
Здесь стоит оговориться: официально самолет выведен из постоянной эксплуатации после начала «деятельности» его реактивного «потомка» – Airbus Beluga. Всего было выпущено пять Super Guppy (самый первый назывался без приставки «супер»), которые «здравствуют» и по сей день. Один из них находится в собственности NASA и применяется для транспортировки крупногабаритных грузов. Еще четыре воздушных судна находятся в законсервированном состоянии (США, Англия, ФРГ, Франция).

Создание и начало эксплуатации
Полное название летательного аппарата – Aero Spacelines Super Guppy. По сути, это переоборудованный оригинальным и необычным способом военный транспортник от компании Boeing С-97. А он, в свою очередь, разработан на базе гражданского «Боинг-377». Поэтому сокращенно судно называли B-377 Guppy.

Когда самолет (в прессе его окрестили «Беременная Гуппи») был готов к испытаниям, большинство авиационных конструкторов, инженеров, глядя на нелепый вид судна, были уверены, что оно никогда не поднимется в воздух. Представитель Американского управления гражданской авиации, выдававший сертификаты, увидев лайнер, пришел в ужас, заявив, что «туша не взлетит!». Тем не менее, осенью 1962 года самолет поднялся в небо.
Изначально машина разрабатывалась для перевозки секций космических ракет-носителей. Транспортировать их по ж/д было крайне неудобно из-за негабаритных размеров (масса приемлемая), а по обычной дороге – долго, хлопотно, да и опасно, т. к. груз занял бы всю магистраль по ширине. Еще один путь – по морю, занимал до 20 суток и тоже не был простым: в случае шторма, секции повреждались.
Конструкция
Разработчики решили, что лучший вариант транспортировки – по воздуху с помощью переоборудованного уже существующего самолета, чтобы получилось дешевле. Так совпало, что к этому времени многие авиакомпании избавлялись от Boeing 377, который был хоть и мощным, но чрезмерно прожорливым. Главный конструктор Джон Конрой удлинил фюзеляж посредством вставки и сделал надстройку. Сначала она была фальшивая и крепилась для проведения испытаний, но потом поставили и настоящую. Машина получила новые двигатели T-34-P-7.

После успеха и подписаний контрактов на доставку частей ракет, возникла неожиданная проблема. Появилась необходимость перевозки ступеней для «Сатурн 4В», которые по габаритам не вмещались в «Беременную Гуппи». Конроя это ничуть не смутило, и он с энтузиазмом принялся за постройку Super Guppy. У гиганта опять удлинили и расширили фюзеляж, поставили другие моторы – Allison T56. Основные параметры Super Guppy:
✅ размах крыла – 47,625 м
✅ масса пустого (максимальная) – 46,039 т (77,11 т)
✅ вес перевозимого груза – 24,72 т
✅ мощность 4-х двигателей – Allison 501-D22C – 18 тыс. 720 «лошадей»
✅ средняя скорость – 407 км/ч
✅ максимальная высота – 7,62 км
✅ дальность – 3219 км
Самолет №941NA на сегодня единственный, используемый NASA для перевозки крупногабаритных грузов, доставляемых на МКС.
Ан-22
Второе и более известное название – «Антей». Это самый большой на сегодня действующий транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями. Первый макет, сделанный из дерева, появился в 1961 году, а в 1964-м из ангара выкатили прототип машины. К испытательным полетам судно подготовили в начале следующего года и 27.02.1965-го транспортник поднялся в небо. В ноябре самолет уже установил 12 рекордов, подняв на высоту в 6,6 км груз массой 88,103 тонны.

На авиашоу в Ле-Бурже (1965 год) самолет поражал воображение своей немыслимой грузоподъемностью. Когда корреспонденты спросили, сколько пассажиров перевез бы Ан-22, в КБ ответили, что не менее 720-ти. Тут же было отдано распоряжение о проработке пассажирского самолета (создан не был). Кстати, им транспортник условно успел побывать в 1972 году, когда из Египта вывозили советских граждан в ходе арабо-израильской войны. Правда, полет проходил без удобств, но 700 человек, как и обещал на авиашоу Антонов, благополучно вернулись на Родину. Характеристики Ан-22:
✅ размах крыльев – 64,4 м
✅ вес пустого ( полностью загруженного) – 114 т (250 т)
✅ полезная перевозимая масса – до 80 т
✅ двигатели – четыре НК-12МА по 15 тыс. л. с. каждый
✅ средняя скорость – 560 км/ч
✅ максимальная высота – 7,5 км
После успеха на во Франции НАТО дало свое название Ан-22 – «Петух», очевидно, из-за характерного хвостового оперения. Самолеты изготавливали на Ташкентском авиазаводе с 1966 года и в основном поступали в войска. Но и гражданские тоже охотно пользовались воздушным судном. Например, возили вертолеты Ми-8, компоненты строящихся тогда самолетов Ан-124 и Ан-225 («Мрия»). Ан-22 зачастую использовали для различных испытаний. Планировалось создание самолетов, летающих на ядерном топливе. Предполагалось, что реактор обеспечит дальность полета в 27,5 тыс. км. По идее, взлет осуществлялся на обычных движках, а далее включалась ядерная установка.

Также прорабатывался вариант воздушного судна для поиска экипажей самолетов и кораблей, терпящих бедствие в морях и океанах.

В наши дни «Антеев» осталось немного: некоторые из них «служат» в ВВС России и принимают участие в спецоперации на Украине, другие в законсервированном виде стоят в ангарах ремзавода г. Иваново. О легендарном самолете-транспортнике показательно сказал летчик-испытатель Курлин Ю. В., налетавший на АН-22 почти 3 тыс. часов. Пилот сравнил воздушное судно с «большой баржой», неспешно плывущей по воздушному океану, намекая на неприхотливость, легкость в управлении, простоту обслуживания и малую скорость.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...